Главные вкладки

    буклет для педагогов "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов детьми дошкольного возраста"
    учебно-методический материал

    Шишкина Светлана  Васильевна

    данный материал содержит советы и рекомендации по заучиванию стихов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet_dlya_pedagogov.docx (451.41 КБ)451.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Давай попробуем сложить руки рупором и сказать: «Травка зеленеет ,солнышко блестит.»

    Мелодика речи- это повышение  и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

    Необходимо помнить, что в вопросительных предложе -ниях голос повышается, причем повышение голоса прихо дится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижае-

    тся. В данном случае нужно объяснить детям, что челове- ческий голос может изменяться «подниматься  на горку и спускаться с горки».

    Темп -это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость , внятность, при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. С детьми можно потренироваться проговаривать фразы быстро, как прыгает зайчик, или медленно, как ползет черепаха:  На улице выпал снег.

    Ритм-это равномерное чередование ударных и безуда- рных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.

    Очень важна работа по формированию речевого дыхания.

    Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количест- во выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.

    «Вьюга» - на выдохе произносим : «Ууууу!»

    «Цветы»- на выдохе произносим: «Роза пахнет»», «Роза хорошо пахнет», «Роза очень хорошо пахнет».

    Логическое ударение -выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется, это, значит , произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром м.б. любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий. Слово можно выделить усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа, паузой после слова. От постановки логического ударения зависит смысл фразы.

    Логические паузы  -деление фразы на смысловые отрез -ки. Каждый речевой такт отделяется от другого останов- ками различной длительности и наполненности, кото- рые  в текстах часто совпадают со знаками препинания.

    При выразительном чтении стихотворений важна  хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее.

    Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихизаучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

    «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится

    к гармонии русского слова, сердце преисполнится

    чувством изящного, пусть поэзия действует на них

    так же, как и музыка».

                                                            В.Г.Белинский

    C:\Users\Светлана\Desktop\Новая папка\карт.ЛОГОКЛАСС\kXYoew8ssTE.jpg

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

           «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска

         C:\Users\Светлана\Desktop\Новая папка\фото\httpwwwvachlogopedru.png       

           

         Рекомендации по заучиванию

             и выразительному чтению

                        стихов с детьми

                 дошкольного  возраста

     

           C:\Users\Светлана\Desktop\Новая папка\карт.ЛОГОКЛАСС\orig.png

                                              подготовила:

                                              уч. логопед

                                              Шишкина С.В.

    г. ОРСК 2019 г.

     Рекомендации по заучиванию стихов:

    1. Не желательно заучивать стихи хором.

    2. Стихотворение заучивается целиком.

    3. Для запоминания требуется 8-10 повторов, но

        не на одном занятии.

    4. При заучивание учитываются индивидуальные

        особенности детей.

    5. В процессе заучивания наизусть особое внима-

        ние уделяется выразительности чтения.

    6. Целесообразно использовать различные виды

        театра, театральную атрибутику.

    7. Можно сопровождать заучивание наизусть по-

        казом игрушек, предметов,иллюстраций, картин.

    8. Рекомендуется использование «мнемотехники»

    9. Важно объяснять детям значение всех непонят-

        ных слов.

    10. Обязательны единые требования к чтению сти-

        хов воспитателями и родителями.

        Способы заучивания стихотворений

    Способ №1 . Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет.

    Способ №2 . Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

    Способ №3 . Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. Учить стихотворение лучше индивидуально.

    Способ №4 . Взрослый, который будет учить стихотворе-

    ние с ребенком должен сам прочитать его с  выражением.

    Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть.

     Найдите в тексте незнакомые или непонятные

    малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяс-

    нены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно,

     расставляя смысловые акценты. После повторного прочте  -

     ния расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано..

    И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
    Способ №5 . Мы знаем, что одним из нас лучше

    запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам.

    Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите,

    как ребенку легче запоминать стихи.

    Способ №6 . Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Периодически рассматривайте вместе с ребёнком вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения.

             Методы заучивания стихов:

    Визуальный: Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

    Двигательный: предлагаете ребенку  взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

    Слуховой: Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой..

    Логический: Не у многих дошколят ведущая – логичес -кая память, но есть и такие. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами

    1. рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку

     произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи.

                Учим читать выразительно:

     Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению стихотворений. Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит:

    1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

    2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

    3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

           Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.Большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе и т.д. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

    Интонация- создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику.Интонация включает следующие компоненты: темп, силу, высоту голоса, ритм, речевое дыхание, тембр.

    Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражаю- щая различные чувства  и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

    При работе с детьми можно использовать пиктограммы с изображением эмоций. Произнесите фразу: «Открой дверь!» разными голосами (весело, грустно, раздраженно) 

    При работе над высотой голоса  произносим фразы низким ,средним или высоким голосом, например :

     «Кто сидел на моем стуле?» голосами трех медведей.

    Упражнение на выбор адекватной громкости:  «Ауканье»

    Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.

    Полетность голоса- это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говоряще -го или поющего. Чтобы придать голосу полетность

     1)нужно, принять правильную осанку (расправить плечи, приподнять подбородок),

    2) Звук послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.

    3) Слова произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Сначала можно поднести к губам сложенные рупором ладони.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изучение элементов народного танца с детьми дошкольного возраста

    Мастер-класс раскрывает вопросы  методики подготовки и проведения практических занятий по народному танцу в группах дошкольного возраста на примере опыта школы танца «Радуга»...

    Мастер – класс для педагогов ДОО «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста».

    Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обобщение знаний по проведению  дыхательной  ги...

    методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

    Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ....

    Построения и перестроения используемые с детьми дошкольного возраста

    Предсавлены построения и пересронения, которые используются при организации физкултурныз занятий и утреннихимнастик с детьми дошкольного возраста...

    Разработка ОД проектным методом на основе сказки"Как Братец Кролик попал в беду" для работы с детьми дошкольного возраста

    Любое прочтение произведения можно превратить в увлекательное образовательное путешествие с интеграцией образовательных областей...

    Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

    «От плоскости к объемному изображению» Занятия начальным техническим творчеством с детьми дошкольного возраста

    В статье автор делится опытом работы с детьми дошкольного возраста, обучающимися в объединении «Начальное техническое творчество» первым шагам в моделировании и конструировании....