Мастер – класс для педагогов ДОО «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал по теме

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обобщение знаний по проведению  дыхательной  гимнастики на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для педагогов ДОО

«Дыхательная гимнастика

с детьми дошкольного возраста»

                                                                                 

Цель:    повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обобщение знаний по проведению  дыхательной  гимнастики на практике.

Задачи:

- показать значение дыхательной гимнастики, как одного  из средств  профилактики заболеваний;

 -познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.

Оборудование: столы, стулья, пластиковые стаканы с водой, трубочки, цветные карандаши, ватные шарики, вертушки, свистки, колпачки от шариковых ручек, ёмкости с водой, скорлупа грецкого ореха и другое.

План проведения мастер – класса 
Теоретическая часть 
1. Дыхательная гимнастика, как метод оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. 
2. Физиологические особенности дыхания. 
Практическая часть 
3. Дыхательные упражнения с детьми дошкольного возраста. Особенности проведения дыхательной гимнастики. 
4. Заключение

Ход

  Уважаемые коллеги!  Я рада приветствовать  Вас  на  мастер – классе,  тема которого  «Дыхательная  гимнастика с детьми  дошкольного возраста ». Вряд ли на свете найдется хоть один человек, который не хотел бы всю свою жизнь оставаться здоровым. Будьте здоровы – вот что мы желаем друг другу в первую очередь. Однако, чтобы сохранить свое здоровье нужно для этого что-то делать. Прежде всего, каждому из нас следует помнить о здоровом образе жизни. Также немаловажно знать и о существующих оздоровительных методах, используя которые можно не только сохранить здоровье, но и вернуть утраченное. Одним из таких оздоровительных методов является дыхательная гимнастика.

    За последние годы  резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ.   Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание   укреплению и  оздоровлению организма. Значительную роль в этом   играет дыхательная гимнастика.    Казалось бы, что-что, а дышать каждый умеет с самого рождения и тренировать тут особо нечего, вдох-выход – что такого? Обычно подобного рода упражнениям отводится скромное место в конце гимнастических комплексов для расслабления организма. Но на самом деле роль дыхательных упражнений в гармоничном развитии малыша не стоит недооценивать.  Ведь дыхание снабжает кислородом важнейшие органы растущего организма, сердце и головной мозг, и даже органы пищеварения, ведь для того чтобы пища в желудке переварилась и усвоилась, тоже нужен кислород. Насыщенная кислородом кровь быстрее бежит по венам, улучшая обмен веществ.

    Вспомните, как часто малыши, увлекшись игрой, начинают дышать ртом, и, как следствие простужаются. А ведь одним из эффективных методов профилактики подобных заболеваний является тот же самый комплекс дыхательной гимнастики. Он также подойдет деткам, страдающим бронхитами и другими заболеваниями дыхательной системы, даже такими серьезными, как бронхиальная астма. Специально разработанный комплекс упражнений поможет малышу, перенесшему воспаление легких быстрее восстановить свой организм. Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям – будь то гомеопатическое или медикаментозное лечение или физиотерапии.                                             

    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др.  часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.  Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от «жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.

    Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы ребенка (это место между грудной клеткой  и  животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох -  короткий, легкий, выдох - длительный, плавный (в соотношении 1:5). Проделайте это еще раз совместно с ладонью ребёнка, а потом он сам с удовольствием  будет «следить» за своим правильным дыханием. А чтобы внести игровой элемент в это действие, достаточно посадить ребёнку на животик игрушку, и предложить покатать ее.  Предлагаю выполнить это упражнение вместе.

      Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох  (носом) 1-3, пауза -1, выдох (ртом) -1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнений 3-4 раза. Повторять 4 раза в день.  

      Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б.С.Толкачёва,  А.Н.Стрельниковой,  К.П.Бутейко,  используется оздоровительное дыхание по системе йогов и другие.

Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку.  Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком  упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

         Остановимся на   особенностях  использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

 1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

 2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме.  Все упражнения имеют игровые названия, например:  «Костер», «Насос» и так далее.

 3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной  гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

 4. Важное условие эффективности такой гимнастики  в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

  В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:  как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения  на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.

     Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях! 

         А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса. 

      Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми, и направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.

           Уважаемые коллеги,  предлагаю вам  выполнить данный комплекс  вместе со мной.  Для вас поставлены столы, на которых есть всё, что нам нужно для обучения.

    Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

        Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

  Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.  Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка   нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1.Вдох и выдох через нос.

(Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный).

2.Вдох через нос, выдох через рот.

(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).

3.Вдох через рот, выдох через нос.

  (Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги).

4.Вдох и выдох через рот.

(Если упражнение не получается, зажать нос пальцами).

5.Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот

(слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности:

-  без участия речи,

-  на материале гласных звуков,

-  согласных звуков,

-  слогов,

-  слов,

-  предложений и фраз.

I. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Например:

1.«Костер». Педагог  кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

2.«Чей пароход дольше гудит?». Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера  и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

3. «Покатай карандаш». Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, катушку от ниток и т.п.).

4. «Шторм». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

5.«Бабочки». Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

6.«Кто забьет больше голов?». Дети задувают мячи - шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.

7. «Морские гонки». Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики»- половинки грецкого ореха с парусом.

   И другие упражнения.

   Уважаемые педагоги! Я познакомила вас с комплексом  дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним  стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности, а чтобы наша совместная деятельность вам лучше запомнилась, предлагаю вам памятку.



Памятка по проведению 
дыхательной гимнастики


1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении. 
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок. 
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен. 
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям: 
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох. 
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри. 
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды. 
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются). 
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка ( длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею. 
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения. 
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку. 
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений. 
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой 
форме.

      Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение элементов народного танца с детьми дошкольного возраста

Мастер-класс раскрывает вопросы  методики подготовки и проведения практических занятий по народному танцу в группах дошкольного возраста на примере опыта школы танца «Радуга»...

методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ....

Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...

Методическое пособие. Технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста по программе дошкольного образования

 В методическом пособии  представлена примерная технологическая карта занятия с детьми дошкольного возраста,  разработанная  с учётом методики  проведения демонстрацион...

Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации помогут педагогам и студентам педагогических колледжей в разработке конспекта утренней гимнастике и проведению с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» ...