Методические разработки
методическая разработка на тему

Наумова Наталья Юрьевна

 

Методические рекомендации, посвящены вопросам использования активных форм и методов работы со студентами среднего профессионального образования. Выявлена и обоснована необходимость использования методов и приемов внеклассной работы, как способ повышения уровня профессиональных компетенций будущих специалистов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Министерство образования РМ

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова»

Региональный конкурс

«Заочное обсуждение методических рекомендаций по формированию эстетических вкусов студентов СПО»

Автор: Наумова Наталья Юрьевна

Образовательная организация: ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Адрес образовательной организации: РМ г. Ковылкино ул.Королева, д.5

e-mail: spoksk@moris.ru

Директор образовательной организации: Киржаева Галина Николаевна

Занимаемая должность автора конкурсного материала: преподаватель специальных дисциплин

Опыт участия в эстетическом воспитании: 5 лет

Контактный телефон: 8 927 185 6331

e-mail автора: natnau1980@mail.ru

Конкурсная номинация: Методические рекомендации по формированию эстетических вкусов в мероприятиях внеклассных форм работы с молодежью СПО

Тема конкурсной работы: « Использование активных форм и методов внеклассной работы, направленных на формирование эстетических вкусов у студентов СПО»

Апробация работы: Данная методическая разработка применялась в рамках внеклассной работы со студентами 1 курса ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж» в течение одного года

Аннотация

Методические рекомендации, посвящены вопросам использования активных форм и методов внеклассной работы со студентами среднего профессионального образования, где широко раскрываются проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи. В данной работе нашли отражение вопросы развития теории и практической значимости формирования эстетических вкусов студентов. Приводятся методики и разработки внеклассных мероприятий, способствующие эффективному эстетическому воспитанию  учащихся на основе формирования эстетических вкусов. Выявлена и обоснована необходимость использования методов и приемов внеклассной работы, как способ повышения уровня профессиональных компетенций будущих специалистов.

Содержание

Введение                                                                                                                       4

Глава 1.                                                                                                                          

Теоретико-методические основы эстетического воспитания студентов в процессе внеучебной деятельности.                                                                          5

  1. Эстетическое воспитание студентов как фактор формирования профессиональных компетенций.                                                                        5
  2.  Эстетический вкус – одна из главных характеристик качества всесторонне развитой личности.                                                                                              10                                                                  

Глава 2.

 Активные формы и методы внеклассной работы

2.1 Внеклассная работа как средство эстетического воспитания.                        15

2.2 Реализация эстетического воспитания с помощью активных форм и методов внеклассной работы.                                                                                                 22

Заключение                                                                                                                33

Приложение                                                                                                               35

Список рекомендуемой литературы                                                                       43

«Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания».

Н.И. Киященко

Введение

В настоящее время  современное общество особенно остро ставит вопрос о проблеме духовного развития личности. В сложных социальных условиях, общественная среда становится не только однообразной, но и обедняет культурное содержание социума. В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому невозможно представить человеческое общество без его истории культурного и художественного развития, также как и невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.     

В последние годы в образовательных учреждениях возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. А формировать личность и эстетическую культуру, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, Д.Б. Кабалевский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский), важно на каждом этапе его становления. В условиях общеобразовательных учреждений эстетическое воспитание осуществляется как в процессе учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Внеклассная работа формирует познавательные способности личности и развивает личность в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных,  с природой и миром.
     Большое значение в воспитании эстетической культуры имеет литература, искусство, народное творчество. Народное искусство с его яркой образностью, выразительностью, создаёт для этого благоприятную почву.  

Глава 1. Теоретико-методические основы эстетического воспитания студентов в процессе внеучебной деятельности.

  1.  Эстетическое воспитание студентов как фактор формирования профессиональных компетенций.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека.

Воспитание эстетически развитой личности становится актуальной потребностью нашего времени. Приоритетной целью эстетического воспитания является духовно-нравственное развитие личности, формирование у нее качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Эстетическое воспитание личности начинается с рождения человека. Та окружающая среда, в которой воспитывается ребенок, играет большую роль в его формировании. Важным является осуществлять эстетическое воспитание целенаправленно на всех возрастных этапах, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание также необходимо и для студентов, так как студенты просто обязаны обладать такими качествами, которые будут способствовать им, самостоятельно выполнять определенные жизненные требования, правильно и разумно действовать при достижении целей в конкретных, ситуациях и условиях.

Для формирования всесторонне развитой личности, воспитание через различные формы восприятия мира, будет  способствовать нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. В процессе развития эстетического отношения к действительности у студентов развивается эстетическое сознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека.

Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания студента. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.

Возможность творить и учиться преобразовывать все вокруг осуществляет учебная деятельность, эстетические характеристики которой реализуются в содержании учебного материала, способах деятельности, творческой активности субъектов, в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. Целенаправленный подход к отбору содержания образования является важным аспектом организации процесса эстетического воспитания с учетом преемственных связей.

Важным фактором обогащения культуро-воспитывающей среды является усиление гуманитарного компонента содержания образования. Приоритетное значение должно отдаваться изучению культуры и человека как ее субъекта, наполнению содержания образования общекультурными компонентами, повышению эстетического потенциала учебного процесса, установлению гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарно-художественными циклами в обучении, рассматривая процесс образования через призму нравственно-эстетических понятий, расширение эмоционально-образной сферы.

Так, учебный план подготовки будущих специалистов в образовательном учреждении  включает цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в процессе которых основное внимание уделяется философии, отечественной истории, политологии, русскому языку и культуре речи иностранному языку. Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин, которые включают математику, информационное обеспечение профессиональной деятельности, физику, химию, экологию.  Профессиональный цикл  дисциплин и профессиональные модули, обеспечивают базовую подготовку специалистов по профилю. Цикл дисциплин предметной подготовки закладывает профессиональные знания будущих специалистов: прикладная механика, технологические дисциплины, информационные технологии, графика, основы творческо-конструкторской деятельности, художественные дисциплины, а также технологический практикум, дисциплины специализации.

Все учебные дисциплины, наряду с передачей студентам основ наук, призваны решать задачи эстетического воспитания, которое направлено на подготовку эстетически воспитанной, духовно развитой, творчески мыслящей личности. Изучение предметных дисциплин вышеперечисленных циклов обладает большим потенциалом и широкими возможностями для развития эстетической культуры студентов в целом.

На сегодняшний день усиливается внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня, в связи с этим  федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения связывают качество образования с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную подготовку. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любому начинающему специалисту необходимо обладать фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто владеть определённым уровнем знаний, умений, навыков, а быть способным реализовать их в профессиональной деятельности благодаря устойчивым личностным качествам .                                                  

Профессиональная состоятельность выпускников в развивающем обществе не может быть успешно осуществлена без воспитательного базиса. Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные, духовные ценности, обладающая такими качествами как самостоятельность, сознательность, толерантность, коммуникабельность, интеллигентность, контактность в различных социальных группах. Учитывая, что в период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути, ценным становится развитие и таких личностных качеств обучаемых как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.  

Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального обучения и воспитания личности, представляя профессиональное образование как динамичную подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект образования становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всём богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. В условиях СПО одним из средств формирования востребованных качеств личности обучающихся, выпускников является создание в ССУЗе системы внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность обучающихся – это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания и социализации. Внеучебная деятельность это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём  самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления. В силу своей сущности внеучебная деятельность не является обязательной, а считается формой проведения свободного времени юного поколения по интересам и желанию.

Для данного возрастного периода характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, размышления о бытийных основах, нравственных проблемах.  Вместе с достаточно высоким уровнем интеллектуальной зрелости это создает благодатную почву для качественного выполнения сложных заданий, связанных, с способностью мыслить, творить участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Не случайно ученые считают, что юность – это «уникальный период вхождения человека в мир культуры» (А. Д. Андреев), когда он имеет интеллектуальную и физическую возможность много читать, путешествовать, посещать музеи и концерты, «заряжаясь энергией культуры» на всю дальнейшую жизнь. Выявленные черты юношеского возраста определяют основные позиции педагогической работы со студентами в процессе эстетического воспитания на занятиях внеклассной работы (высокая эмоциональная насыщенность, тщательный отбор и яркая презентация произведений искусства, принцип диалогизма, подразумевающий уважение к многообразию эмоциональных впечатлений, создание дружеской атмосферы в работе).     Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, опыт коллег показывает, что эстетическое воспитание, если оно содержательно и умело осуществляется, оказывает действенное влияние на нравственное формирование студентов, на эстетику их поведения. С этой точки зрения важно вырабатывать у обучающихся понимание того, что эстетическое понимание мира всегда утверждает правду жизни, стимулирует людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. В результате успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Всестороннее развитие всех дарований и способностей личности, активизация способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического есть основная задача эстетического воспитания и конечная цель формирования компетентной личности общества.

  1.  Эстетический вкус – одна из главных характеристик качества всесторонне развитой личности.

Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши - красотой и физическим развитием, рост молодежи - красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.         Формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира есть непосредственная цель эстетического воспитания. Формирование эстетического вкуса и эстетической деятельности во всех проявлениях (труд, общение, религия, отношение к природе) способствует развитию духовного мира, а значит, является средством всестороннего развития личности.

Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформулированию. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Эстетический вкус неотъемлемая часть эстетической культуры личности. Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. Что же такое «вкус»? «Вкус – чувство, понимание изящного, красивого.

А.А. Беляев  определяет понятие  «эстетический вкус», как  способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравиться – не нравиться») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и этическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического. Суждение вкуса не может быть сведено ни к чистой эмоции, ни к чистой мысли. Оно включает в себя эстетическое наслаждение и его рациональную оценку. Но какова степень влияния на восприятие души и разума, что из них первично, а что вторично, каждый для себя решает сам. Вкус - это характеристика личности и в то же время в художественно-эстетическом вкусе отдельного человека отражаются уровень культуры общества, его социальные цели.

Категория вкуса является пограничной по отношению к "эстетическим" и "художественным" понятиям культуры. Многие ученые рассматривают понятия "эстетический вкус" и "художественный вкус" как синонимы. На наш взгляд, художественным вкусом обладают специалисты в различных областях искусства, творцы художественных произведений, а эстетическим – каждый, кто способен эстетически воспринимать окружающую действительность и искусство, сопереживать, оценивать их, творить и самоутверждаться в различных областях деятельности. Можно полагать, что в едином воспитательном процессе между художественным и эстетическим компонентами нет "первичности или вторичности" причинно-следственных отношений, скорее, нужно говорить о взаимозависимости того и другого.   Объединяющее понятие "художественно-эстетический" вкус, нельзя рассматривать в отрыве от задач воспитания, оно связано с такими духовными свойствами личности, как мировоззрение. нравственность, жизненные интересы, культура, интеллектуальность, духовность и творчество.

Художественно-эстетический вкус - особая аналитико-дифференцирующая форма эстетического сознания личности, фиксирующая структурные и содержательные особенности произведения искусства, его жанра, стиля и выражающаяся в предпочтении тех или иных характеристик искусства в соответствии с личными ориентациями и культурой художественной оценки своего времени.

Формирование развитого художественно-эстетического вкуса возможно лишь на основе таких компонентов эстетического сознания, как эстетические эмоции, чувства, суждения, интересы. потребности, идеалы, ценностные ориентации и др. Вкус содержит прошлый опыт эстетического восприятия, переживания и эмоционально-образного мышления.

В работах педагога В.В. Серикова просматриваются характерные признаки, определяющие эстетическое развитие личности, в процессе которого выделяют несколько проявлений эстетического вкуса.  Прежде всего – это  высокий уровень общей духовной культуры человека,  нравственная воспитанность, глубокое знание предмета, о котором высказывается оценочное суждение, умение отличать объективные достоинства предмета от своих субъективных предпочтений, знание и понимание законов художественного творчества, знание и понимание общечеловеческих художественных ценностей,  тонкая, глубокая, а не поверхностная оценка явления, поиск гармонии части и целого, критичность и доброжелательность, широта и открытость, уважение к вкусам других людей .

Эстетический вкус  рассматривается исследователями как элемент эстетического сознания личности, формирующийся исключительно в определенных социокультурных и педагогических  условиях.

Эстетическое сознание многообразно структурировано. Поскольку оно проявляется в эстетическом вкусе индивида, представим его чувственно-эмпирический уровень: эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление; рациональный уровень: эстетические суждения, эстетические ценности, эстетические взгляды. Известно, что эстетическое сознание может быть формируемо не только путем направленного, планомерно и намеренно осуществляемого воспитания и образования, но и в контексте стихийного, неуправляемого воздействия на человека окружающей его среды, непосредственного бытия, в которое человек погружен, и влияние которого он может не осознавать и даже не отмечать. Однако и эстетические аспекты окружающей действительности, и эстетическое воздействие даже не специально эстетических сторон действительности, постоянно и неотступно сопровождая человека, оказывают на него определенное формирующее воздействие. Вместе с системой традиционных представлений, в которые неотрывно вплетаются и представления эстетические, это составляет тот естественный совокупный контекст, в котором формируется и оформляется эстетическое сознание — эстетические понятия, вкус, представления об идеале, красоте, гармонии.

Эстетический вкус личности, являясь критерием меры прекрасного в воспринимаемом окружающем мире — естественном и созданном человеком, определяет способы ориентировки личности в культурной реальности и включает объем и содержание художественно-эстетических знаний и опыта в сочетании со способностью говорить о них и реализовывать в практической деятельности.  Таким образом, эстетический вкус как одна из главных характеристик качества всесторонне развитой личности, отражает широту художественного кругозора, ценностные ориентации и направленность личности, особенности жизненного стиля.

Выявленные свойства эстетического вкуса позволили утверждать, что эстетический вкус — не врожденная, а благоприобретенная духовная сила, он может формироваться только в процессе приобщения индивида к искусству и культуре.

Широкий уровень вкусового охвата имеют студенты, приобщенные к искусству, обладающие эстетическими знаниями, предпочтениями в различных видах деятельности. Они способные к эмоционально-сенсорной отзывчивости, к эстетическому суждению, оцениванию различению стиля, жанра и формы художественного произведения. Средний уровень - обладающие разрозненными эстетическими знаниями, предпочтениями одного или двух видов искусства, способные к эмоционально-сенсорной отзывчивости, к суждению на обыденном. эмпирическом уровне (литературные ассоциации, собственные переживания), затрудняющиеся в эстетическом оценивании, различении стиля, жанра и формы художественного произведения. Узкий уровень - не обладающие эстетическими знаниями, не имеющие вкусовых выборов, предпочтений в различных видах искусства, имеющие слаборазвитую способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости. к суждению на обыденном, эмпирическом уровне (литературные ассоциации, собственные переживания), затрудняющиеся в эстетическом оценивании, различении стиля. жанра и формы художественного произведения.

Главной причиной несформированности художественно-эстетического вкуса студентов многие считают недостаточный объем эстетических знаний, недостаточную приобщенность студентов к искусству, их малую информированность о художественной культуре, их слаборазвитую способность к эмоциональному постижению искусства.

С помощью различных методов исследования студенты имеют начала художественно-эстетического вкуса, который можно охарактеризовать как неполный, ограниченный, односторонний, недостаточно развитый. Это обусловлено социальными условиями развития участников эксперимента, отдаленностью мест проживания отчужденностью от центров культуры.

С целью активизации познавательного интереса как условия развития художественно-эстетического вкуса необходимо использовать пути повышения уровня вкусовых предпочтений студентов в процессе освоения учебной программы. В основе методических рекомендаций положено формирование творческого подхода к обучению в целом. Одним из условий повышения уровня художественно-эстетического вкуса студентов будет применение активных форм и методов преподавания.

Глава 2.  Активные формы и методы внеклассной работы.

2.1 Внеклассная работа как средство эстетического воспитания.

Современному развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые, нравственно воспитанные люди, которые в сложной обстановке могли бы самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения, прогнозировать их возможные последствия.

Выполнение такого заказа требует поиска новых подходов к организации деятельности участников образовательного процесса.   Многие задачи, связанные с воспитанием полноценной личности, уже не могут быть решены только традиционными средствами. Важно увидеть потенциальные, нереализованные возможности более полного удовлетворения социальных запросов.

Одна из таких возможностей заключается в вовлечении  в активную внеклассную деятельность молодежи.

Термином «внеклассная работа» в педагогической литературе чаще всего обозначается организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы педагога, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на занятиях. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внеклассная  работа активно способствует обеспечению непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Внеклассная работа специфична по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной работы.

Принцип добровольности внеклассной работы обеспечивается тем, что учащиеся сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы.

Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.

Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих учащихся, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных мероприятий каждый участник процесса выполнял определенный вид деятельности.

Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной деятельности, в характере взаимоотношений педагога и учащихся.

Занятия во внеурочное время, дополняют и углубляют воспитание, осуществляемое в процессе обучения. Для обозначения этой работы употребляется ряд понятий: "внеурочная, внеклассная, внеучебная воспитательная работа".

Внеклассная деятельность обучающихся должна быть педагогически организована. В этом случае учебно-воспитательный процесс ССУЗа более устойчив, нежели в случае ориентации досуга только на развлечение. Студенты,  как правило, не видят возможности использования внеклассной деятельности для эффективности профессионального самоопределения.

 Единой  модели внеклассной деятельности студентов нет, и, тем не менее необходимо учитывать, что такая работа с одной стороны дополняя учебную  деятельность, сохраняя свободу для развития индивидуальности  с другой стороны дополняет и имеет возможность корректировать теоретическое и практическое обучение. Отвечая инновационным потребностям студента, внеклассная деятельность позволяет сочетать классические и новые подходы в организации системы внеучебной деятельности студентов.

 Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов развития индивидуальных особенностей личности студента. Качество содержания, сущности, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно-эстетического отношения к окружающему миру станет действенным, если учебно-воспитательная работа будет выступать как синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания молодежи. Учитывая, что внеклассная деятельность это, в первую очередь, активное взаимодействие педагога с детьми, мы должны направлять его на достижение определённой цели. При организации внеучебной деятельности по разным специальностям, определяя цель и  задачи внеучебной деятельности, необходимо  опираться на общие концепции воспитания. Известные педагоги В.И. Андреев, А.В. Донцов, В.А. Караковский, Г.Н.Лихачёв и др., учитывая проблемные явления в молодёжной среде, тенденции развития среднего профессионального образования, сформулировали цель и доминирующие воспитательные задачи  и пути её достижения. 

 Главное, как в учебной, так и во внеклассной работе – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Таким образом, наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания М.М.Рукавицын, который считает: «Конечная цель(эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Выделяют три ведущих задачи, которые имеют свои варианты у многих ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это «создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям». Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» отмечает Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т.Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование». С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встречи с безобразным; чувство юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - всё это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определённых эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д.Б.Лихачева. «Эстетическое суждение – доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы». Таким образом, суть этой задачи – сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учётом возрастных особенностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которое превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты»». Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он ещё должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В.Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. Рассмотренные задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, это лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическую оценку, эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение как категории эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – это важнейший элемент всего эстетического в окружающем нас мире. Воспитание – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирования художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б.Лихачев эстетическое воспитание характеризует, как «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства». Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержание, формы. Это требует развитие особенностей эмоционально – чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б.Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б.Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания»

Привлекая студентов к внеклассной работе, необходимо заботиться о разумной её организации, раскрывать её плодотворное влияние на эмоционально-эстетические чувства учащихся.

Разделяя взгляды Т.Н.Мальковской, можно определить  главную цель внеклассной деятельности, которая заключается в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортной  атмосферы для инновационной деятельности студентов в  сфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни.

2.2 Реализация эстетического воспитания с помощью активных форм и методов внеклассной работы.

Формирование эстетических взглядов, вкусов и идеалов воспитуемых осуществляется при помощи различных методов. Методы эстетического воспитания - это система приемов воспитательной деятельности с целью эстетического развития. Традиционно различают три вида методов: словесные, наглядные и практические.

Из словесных методов широко применяют рассказ, беседу, объяснение, дискуссию. Работа с использованием таких методов, позволяет не только подать материал, но и проконтролировать его усвоение через нахождение выхода из сложившейся проблемной ситуации.

Наглядные методы являются наиболее эффективными в усвоении нового материала. Например, демонстрация иллюстраций, алгоритмов и схем дает возможность понять не только смысл, но наглядно увидеть процесс взаимосвязи тех или иных явлений.

Из практических методов – проведение тестирования, самостоятельных заданий, которые позволяют определить плохо усвоенные темы и с учетом этого планировать дальнейшую работу, совершенствовать ее и тем самым повышать эффективность воспитания, а также проведение творческих работ, которые способствуют развитию творческого потенциала.

С целью развития творческой активности студентов, формирования духовной культуры и художественно-эстетического вкуса, обогащения познавательного и эстетического потенциала личности необходимо в образовательных учреждениях использовать многообразие активных форм и методов.

Беседа  – метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между педагогом и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос-задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе  анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений учащиеся приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия  или внеклассного мероприятия и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог – вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения.

Демонстрация – методический прием, показ на занятии или внеклассном мероприятии всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход – форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных – по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

При организации и проведении внеклассного занятия педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство – методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков – вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление проводится обычно после объяснения нового материала как на учебном занятии,  так же возможно как форма внеклассного занятия.

Тестирование  – современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер  – современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

• разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

• использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

• контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

• общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

• моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

• анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

• количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия  или внеклассного мероприятия к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) – форма организации учебных занятий с отдельными учащимися вне учебного коллектива. Чаще всего используется с теми, кому предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль – необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию педагога, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов  в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди педагогов-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Существуют так же различные приемы эстетического воспитания. Приемы - это единичные конкретные действия в процессе эстетического воспитания: цитирование пословиц, стихотворений известных поэтов и обращение к памяти индивидов (при использовании цитат, при проведении беседы или дискуссии). А также рекомендации для самостоятельного изучения и самовоспитания: как рационально распределять и расходовать время, какие существуют правила и принципы саморазвития личности, как разработать программу самостоятельной работы, саморазвития и самовоспитания; приучение к стандартизации оформления научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых, дипломных, диссертационных работ, тезисов, статей.

Организация внеклассной работы со студентами с целью формирования эстетических вкусов осуществляется через художественное восприятие действительности. Реализация метода художественного восприятия возможна посредством искусства, поскольку в нем концентрируется в наиболее чистой форме эстетическое отношение человека к действительности.

Эстетическое воспитание любви к природе, ко всему, что окружает человека в жизни и ее восприятие предполагает знание самой природы, это знание приобретается непосредственным жизненным опытом и практикой, а также в качестве теоретического знания, даваемого образованием.

Процесс эстетического воспитания осуществляется при помощи многообразия средств. Сюда относятся произведения искусства – живопись, музыка, художественная и документальная литература, театр, художественные, документальные и учебные фильмы, а так же относят учебные программы, пособия, словари. Не менее интересным для молодежи является работа со средой – оформление аудиторий, коридоров, учебных пособий, проведение различных выставок.

Эффективным средством является окружающая нас природа. Ее повседневное влияние на человека способствует формированию эстетических вкусов и идеалов, представлений о прекрасном. Воздействует на человека не только природа, но и вся окружающая его действительность - быт, орудия труда, которыми человек осуществляет свою трудовую деятельность, сам труд, общественная деятельность. Огромное значение в эстетическом воспитании имеют искусство, духовные ценности. Эстетическое самовоспитание также является средством формирования эстетических вкусов и идеалов человека. Во многом способствует формированию эстетических убеждений человека межличностное общение. Именно в процессе прямого общения активно формируются эстетические потребности и способности.

Для формирования эстетических идеалов у индивида очень важно использовать такие понятия, как честь, любовь к своей профессии, гордость за свой коллектив. Важным средством в решении этой задачи играют традиции, которые являются составной частью общественного воспитания. Традиция сохраняет преемственность культуры и сообщает ей новые социальные моменты, новое содержание.

В связи с этим необходимо вести работу по привлечению молодежи к подлинному искусству. Освоение шедевров мировой классики может способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, воспитанию утонченной восприимчивости и духовной возвышенности студентов. Развитый художественно-эстетический вкус послужит "противоядием" против негативного влияния псевдокультуры и станет ориентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершенствования духовной и музыкально-эстетической культуры будущего поколения.

Поскольку для студентов характерно стремление работать сообща, важной особенностью внеклассной творческой работы становится коллективная деятельность.

Чаще всего приоритетными для подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность:  предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей олимпиад и конкурсов различных масштабов; чемпионаты знатоков информационно-коммуникационных технологий, фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; смотры-конкурсы.

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр, соревнований.  

 4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции:  праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам;

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники, рейды чистоты, поисковая и краеведческая работа, акции милосердия.

7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение соревнований, походов, турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями).

Наиболее распространенные формы досугового общения:  круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций.

Становятся популярными новые игровые формы: интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения.

Современному педагогу необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Педагог – человек высокой профессиональной и общей культуры, являющейся составной частью его педагогического мастерства. Его эстетическая воспитанность и образованность проявляется в потребности общения с явлениями эстетического характера, в широком эстетическом и художественном кругозоре, в умении воспринимать и анализировать эстетический объект, в развитии художественно-творческих способностей, проявляющихся во всей жизнедеятельности, в знании психолого-педагогических основ и методики эстетического воспитания студентов, в развитии системы умений и навыков в организации эстетического воспитания в учебном заведении. Для преподавателя характерен высокоразвитый эстетический идеал, активность в осуществлении эстетического образования и воспитания в учебном процессе и во внеаудиторных занятиях.
В воспитательном процессе, в частности, в эстетическом воспитании особое место занимает классный руководитель студенческой группы, который находится в постоянном деловом общении с коллективом, с каждым его членом в отдельности. Его работа заключается в осуществлении плана воспитательной работы в группе, регулировании общения студентов. Классные руководители содействуют становлению специалистов высокой квалификации, углубляют профессиональную направленность, повышают активность студентов в учебе и общественной работе, способствуют нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию студентов. Руководитель студенческой группы продумывает содержание и формы эстетического воспитания: лекции, беседы, диспуты, вечера. 

Воспитание готовности студентов к выбору художественно-эстетических ценностей реализуется на основе использования различных групп приемов и методов (в зависимости от рода выбора) - индивидуальных, групповых, массовых. В приложении даны разработки методической диагностики  сформированности эстетического вкуса и внеклассного мероприятия, направленных на развитие эстетических вкусов у студентов среднего профессионального образования.

Изучение уровня сформированности эстетического вкуса молодежи направленно на выявление общего взгляда, на понятие эстетической культуры.

Данная диагностическая методика (приложение №1) заключается в том, что студентам предлагается закончить недописанные тезисы. В результате анализа методики можно наблюдать –  имеют ли учащиеся ярко выраженное желание, либо позитивное отношение к эстетической деятельности, или недостаточное выраженный интерес, тем самым выявляется высокий, средний и низкий уровни сформированности эстетической воспитанности.

Также предлагается методика ранжирования (приложение№2), цель которой – выявить значимость эстетических понятий для студентов. Она предлагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для учащегося. Эта методика позволяет выявить ценностные предпочтения каждой личности.

Методическая разработка организации и проведения внеклассного мероприятия предназначена для проведения со студентами 1курса (16-17 лет) Приложение №3

Уровень эстетической воспитанности личности  - целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности. В современной теории формирование эстетических вкусов молодежи стало общепризнанным, так как эстетическая потребность личности не может удовлетворяться только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.

Заключение

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы. Формирование эстетических вкусов молодежи в наше время актуально. При  организации внеклассной работы, педагог должен опираться на показатели выделения положительной направленности на прекрасное. Показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности, набор этих качеств может быть различным. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, природе, к самому себе.

Отношение студентов к прекрасному формируется через знание эстетических категорий, сформированности умений и навыков к восприятию явлений деятельности, а также через проявление самостоятельности к творчеству в области искусства в целом.

Для  выявления диагностики эстетической воспитанности необходимо использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемые формы и приемы работы должны осуществляться согласно мотивам, знаний и умений учащихся.

Спектр активных форм и методов достаточно широк. Это факультативные курсы по искусству и проблемам эстетического воспитания; лекции; концерты; семинары; практические занятия; самостоятельная творческая деятельность в области искусства, эстетического воспитания; искусствоведческие кружки; творческие объединения и коллективы; экскурсии; туристические походы; конференции; диспуты; творческие встречи с работниками искусств; фестивали; конкурсы; дискотеки; выставки работ.

Многие из методов не только позволяют выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект.

Методические рекомендации подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Таким образом, для формирования эстетических вкусов студентов целесообразно применять разнообразные методы организации внеклассной работы, где необходимо использовать как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Применяя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.





Приложение№ 1

Разработка методической диагностики  сформированности эстетического вкуса

Цель: выявить уровень сформированности эстетического отношения у студентов 1 курса

Бланк ответов

Возраст________________

Дата проведения ________

Закончи недописанные тезисы:

  1. Я учусь чтобы _________________________________________________
  2. Не люблю когда меня ___________________________________________
  3. Когда бывает грустно я _________________________________________
  4. Хорошая жизнь – это ___________________________________________
  5. Лучше всего я чувствую себя, когда _______________________________
  6. Если на улице плохая погода то ___________________________________
  7. Если вокруг все грустные я ______________________________________
  8. Мне хорошо, когда вокруг _______________________________________
  9. Моя мечта _____________________________________________________
  10. Мне нравится смотреть на _______________________________________
  11. Я люблю ходить в ______________________________________________
  12. Мне нравятся на тех занятиях, где _________________________________
  13. Мне нравится, когда мои работы __________________________________
  14.  Я вижу прекрасное в ____________________________________________
  15.  Искусство для меня _____________________________________________

Приложение№ 2

Методика ранжирования.

Цель методики – выявить значимость эстетических понятий для студентов среднего профессионального образования.

Бланк ответов

Ф.И.О. ______________________________

Возраст_____________________________

Дата проведения _____________________

Расположите слова, понятия в порядке убывания их значимости для Вас.

Музей, кинотеатр, театр, зоосад, галерея, консерватория, улица, дискотека, кафе, выставки.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  
  9.  

                   

   Приложение №3

Методическая разработка внеклассного занятия

«Культура - великий учитель того, как следует жить »

Цели внеклассного занятия: Познакомить учащихся с понятием «культура» путем ознакомления с лучшими творениями человечества, выраженными в произведениях  мирового искусства;

Задачи внеклассного занятия:

Обучающие:

привлечь студентов к обсуждению вопросов развития качеств сердечности и самосовершенствования личности;

дать возможность изложить свое мнение о работах живописца Рериха.

Воспитывающие:

способствовать процессу воспитания и самосовершенствования личности, формирования культуры чувств, привития навыков сердечного постижения мира;

воспитание ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;

Развивающие:

развитие у студентов эмоциональной грамотности, утонченного восприятия мира;

развитие  понимания значения культуры;

развития воображения, художественного вкуса через осознание учащимися значения искусства и понимания прекрасного.

Оборудование:

ПК, мультимедиа проектор; экран, презентация  занятия, буклеты.

Ход занятия.

Педагог:  2014 год в России –  год Культуры. И тема нашего занятия – «Культура - великий учитель того, как следует жить ».

(презентация, слайд 1)

Понятие «культура» многогранно. Это живопись и литература, балет и музыка, театр и кино, словом, все то, что выражает духовные достижения человечества. Первые произведения культуры – это святые писания, иконопись.

Хотелось бы выслушать вас, уважаемые студенты, как вы понимаете слово культура? (ответы учащихся)

В Философском  энциклопедическом словаре: культура  - первоначально обработка и уход за землей с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку.

А в словаре русского языка Ожегова  С.И.  даётся следующее определение культуры: культура  - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (презентация, слайд 2)

Вопросы культуры и жизни человека на земле тесно связаны между собой.

Проходят  годы, столетия. Люди переживают  ужасные катастрофы, войны, эпидемии,  но всегда и во все времена, однажды начав свое шествие, культура, ускоряя шаг, продолжает  двигаться вперед: художники пишут  новые полотна, ученые развивают  науку, композиторы создают  прекрасные произведения.

Рождение каждого предмета или явления, относящегося к культуре, могло произойти только при участии настоящего мастера жизни. Искусство, наука, религия – это духовные, культурные ценности человечества,  они основаны на том, что мы называем работой духа, или работой Сердца.

Какой бы мы ни взяли шедевр в искусстве (живописи, музыке, литературе, кино и т.д.), то увидим, что это создано людьми, обладающими, как это принято говорить, большим и щедрым сердцем.

Обратите внимание на следующий слайд, знаете ли вы, кто изображен на фото (слайд 3)? (Ответы учащихся)

Это Николай Константинович Рерих (1874-1947) – русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель. Непревзойдённый мастер гор. Академик живописи с 1909г. (один из группы студентов рассказывает краткую биографию Н.К.Рериха).

Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Он занимался и литературным творчеством, писал стихи, сказки, притчи. Многие из них представляют собой как бы литературную параллель его живописным полотнам.

Творчество Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом.

Ребята, а  с какими картинами Рериха  знакомы вы? (ответы учащихся)

Всюду, где бы ни проходил художник, его путь сопровождался картинами и этюдами, объединявшимися в большие серии, но, пожалуй, самой грандиозной стала Гималайская серия. Рерих писал ее с первой встречи с Гималаями до конца жизни. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом всего его творчества.

И сегодня мы с вами познакомимся с этими прекрасными картинами. (презентация, слайды 4-9, небольшой рассказ о каждой картине).

Практически в любой картине Николая Рериха есть горы. С чем всегда ассоциируются горы? С чем-то постоянным, неизменным, древним, вечным. От картин Рериха остается подобное ощущение - ощущение какой-то первозданной чистоты и спокойствия. В картинах, посвященных Гималаям художник восхищается вечной красотой природы, которая возвышается над временем и человеком. Пейзажи отличает яркий колорит, четкие линии, завершенные композиции. Каждая картина этого цикла (всего их более шестисот) представляет собой отдельную главу в красочной поэме, прославляющей горы.

Серия картин  «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1923-1928 годах. За создание этих картин, художника во всем мире стали называть Мастером гор. Ему довелось побывать на многих вершинах, но особое отношение сложилось именно к Гималаям, к этому «Великому Храму Природы», к «Куполу мира» - так художник называл эти величественные горы. Когда Николая Константиновича спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» - он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух». (Презентация, слайд 10-22, про некоторые картины рассказывают студенты.

После звучит стихотворение посвященное Гималаям.).

На картинах Рериха мы видим заснеженные вершины Гималаев, небо над горами, окрашенное в багряный цвет восходящим солнцем; или ослепительно синее, безоблачное небо, какое бывает только в горах; высокогорные буддийские монастыри и города Тибета, буддийских монахов...

Краски на картинах Рериха богаты удивительными оттенками, они ярки, разнообразны, необычны. Неслучайно первый космонавт мира Юрий Гагарин, глядя из космоса на нашу землю, записал в бортовом журнале: "Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха". Горным пейзажам Рериха свойственны героико-поэтическая трактовка природы, монументальность, космичность. Яркие, сочные краски.
Такое впечатление, что мы находимся над облаками. Небо какое-то космическое. Очень красиво! Какое должно быть сердце человека, чтобы рисовать такие картины? Какая яркая и интересная жизнь была у этого человека?

Также и в науке каждый из выдающихся ученых и первооткрывателей обладал расширенным мировоззрением, был увлечен каким- либо видом искусства, имел широкую, вмещающую душу, большое сердце.

Но как мало сами люди, – для кого все это и создается, – думают о сердце, о жизни, присутствующей в каждом шедевре, в каждом предмете и явлении, которые мы зовем достижением.

Можно сказать, что мысль любого настоящего художника – живописца, архитектора, музыканта, актера и т.п. – обладает особой, сердечной  энергией, которую он вкладывает в свое искусство, и люди от этого творчества становятся духовно богаче, получают мощный психологический заряд. У скольких  живописцев мы чувствуем  мощь в их произведениях, и сколько сердец загорелось от них! В этом и есть сила искусства.

Жизнь всегда прекрасна, если наше сердце чувствует красоту природы, вещей, мыслей.

 Сердце – символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека; совокупность душевных свойств; способность чувствовать и понимать отзывчивость, сердечность; способность любви. (Толковый словарь русского языка). 

У древних Учение начиналось с положения руки на сердце. При этом Учитель спрашивал: “Слышишь ли?” И ученик отвечал: “Слышу.”

– “Это бьется сердце твое, но это лишь первый стук во Врата Великого Сердца. Если не будешь внимать биению сердца своего, то оглушит тебя биение Великого Сердца.” Сердце – есть путь, средство и метод достижения целей, высоких и благородных. Но для того, чтобы этот метод стал действенным, сердце надо воспитать. Воспитывать свое сердце, стремиться к его утончению, к развитию – значит воспитывать себя.

«Для чего живет человек?» – вот как ответила поэт  Н. Д. Спирина:

«Ну, а может, жить – это творить:

Музыку душою сочинить

Или сердцем холст нарисовать,

Иль законы мирозданья открывать?

Для чего живет на свете человек?

Для чего свой коротает век?

– Чтобы в бесконечности небес

Разум, данный свыше, не исчез,

Чтобы чувства не пропали, не ушли,

Чтобы в вечность, как в песок не утекли…»  

Давайте посмотрим отрывок из фильма «Время собирать камни» о пакте Рериха. (слайд 24).

Не всем дан художественный талант, абсолютный слух, грациозная пластика или прекрасный голос, но разве обычные люди не создают культуру, если просто добросовестно делают свое дело, с любовью, с душой?

Скоро каждый из вас станет специалистом в области строительства. И мне бы хотелось, чтобы вы всегда всё делали с душой и слушали, что вам говорит ваше сердце. Ведь если сердце не молчит, и вы не будете равнодушными ко всему, чем вы занимаетесь, то и культура никогда не умолкнет.

Список рекомендуемой литературы

1. Бабанский Ю.К. «Педагогика» Москва, «Просвящение», 1983г.

2. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах). - М„: Знание, 1990.-112с.

3. Выгодский Л.С. «Психология Искусства» Москва 1968г.

4. Гегель Г. «Эстетика» М.: Искусство, 1971. Т.З. – 621с.

5. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы. - М.: Знание.62с.

6. Дремов А. К.  Основы эстетического воспитания: учебное пособие - М.: Высш. школа, 2005. - С. 327

7. Гончаров И.Ф. «Искусство в эстетическом воспитании», электронное издание
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Логос, 11. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

9. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М., 1997

10. Куренкова, Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

11. Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994.

12. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание М., 1983

13. Лихачев Б.Т. «Эстетика воспитания», электронное издание

14. Мальковская Т. Н.  Воспитание учащихся в процессе трудового обучения  - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

15. Подласый И.П. «Педагогика. 2 часть», электронное издание.

16. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/М.М Рукавицын // М.: Просвещение, 2002 —159 с.

17. Сластенин В.А. «Педагогика», Москва, «Владос», 2003г.

18. Сериков В.В. Воспитание эстетического вкуса./В.В.Сериков.//Общая педагогика:избранные лекции. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2004.-с. 144-160.

19. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика.-1946.-№6.-С.96-112.

20. Харламов И.Ф. «Педагогика» Москва, «Гардарики», 2002г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...