«Участие в конкурсах и выставках как способ формирования профессионализма обучающихся»
статья по теме

Котлярова Наталья Юрьевна

Процесс превращения личности в специалиста получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основные стадии профессионализации: поиск и выбор профессии; освоение профессии; социальная и профессиональная адаптация; выполнение профессиональной деятельности.

В процессе профессионализации общие способности наполняются профессиональным содержанием и превращаются, таким образом, в профессиональные. Последние начинают появляться только тогда, когда деятельность, связанная с общими способностями, наполнится профессионально-технологическим содержанием.

Обучающиеся приходят в учебное заведение и вовлекаются в процесс образования и обучения будущей профессии. Уточним психологическое и педагогическое содержание понятий «образование» и «обучение». Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, фор­мирования на их основе мировоззрения и других качеств личности. Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учи­теля и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися.

Давайте подумаем, что же такое профессионализм в творческой специальности? Это способность человека творить, создавать прекрасное. А как понять, что человек создал что-то прекрасное? Показывая результат своего творчества другим, и получая ту или иную реакцию зрителей. Итак, ребята приходят к нам, чтобы научиться создавать прекрасное. Далее они вовлекаются в процесс обучения.  Обучение происходит в рамках стандартных программ. Получаемые  знания по спецдисциплинам должны преобразовываться в навыки и умения. Но, знания могут восприниматься, а могут и не восприниматься. Изучая дисциплины, ученик находится не только в рамках программ, но и в условиях одной группы. Может произойти стагнация процесса обучения.

Как мы можем заинтересовать ученика? – Дать возможность ощутить себя профессионалом! Каждому хочется чего-то достичь, хочется учиться интересно. Участие в профессиональных конкурсах дает возможность пробудить интерес, наполнить обучение профессионально-технологическим содержанием, адаптировать ученика к будущей профессии.

Конкурсы развивают не только творческие способности, но и вырабатывают способность ставить задачи и достигать цели. Участие в творческих конкурсах и выставках предоставляет возможность выйти за узкие рамки учебного процесса, вынести свое произведение на суд широкого круга зрителей и получить отклик. А признание успеха ученика – показатель профессионализма преподавателя. Это дополнительный стимул как можно лучше давать материал.

Формируя и развивая качества будущего специа­листа, важно стимулировать ценностные ориентации профес­сии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адап­тацию, определяющие направленность на профессионализм лич­ности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Участие в конкурсах и выставках как способ формирования профессионализма обучающихся»

        Процесс превращения личности в специалиста получил в отечественной психологии название профессионализации. Профессионализация представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основные стадии профессионализации: поиск и выбор профессии; освоение профессии; социальная и профессиональная адаптация; выполнение профессиональной деятельности.

В процессе профессионализации общие способности наполняются профессиональным содержанием и превращаются, таким образом, в профессиональные. Последние начинают появляться только тогда, когда деятельность, связанная с общими способностями, наполнится профессионально-технологическим содержанием.

Обучающиеся приходят в учебное заведение и вовлекаются в процесс образования и обучения будущей профессии. Уточним психологическое и педагогическое содержание понятий «образование» и «обучение». Образование — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности. Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися.

Давайте подумаем, что же такое профессионализм в творческой специальности? Это способность человека творить, создавать прекрасное. А как понять, что человек создал что-то прекрасное? Показывая результат своего творчества другим, и получая ту или иную реакцию зрителей. Итак, ребята приходят к нам, чтобы научиться создавать прекрасное. Далее они вовлекаются в процесс обучения.  Обучение происходит в рамках стандартных программ. Получаемые  знания по спецдисциплинам должны преобразовываться в навыки и умения. Но, знания могут восприниматься, а могут и не восприниматься. Изучая дисциплины, ученик находится не только в рамках программ, но и в условиях одной группы. Может произойти стагнация процесса обучения.

Как мы можем заинтересовать ученика? – Дать возможность ощутить себя профессионалом! Каждому хочется чего-то достичь, хочется учиться интересно. Участие в профессиональных конкурсах дает возможность пробудить интерес, наполнить обучение профессионально-технологическим содержанием, адаптировать ученика к будущей профессии.

Конкурсы развивают не только творческие способности, но и вырабатывают способность ставить задачи и достигать цели. Участие в творческих конкурсах и выставках предоставляет возможность выйти за узкие рамки учебного процесса, вынести свое произведение на суд широкого круга зрителей и получить отклик. А признание успеха ученика – показатель профессионализма преподавателя. Это дополнительный стимул как можно лучше давать материал.

Формируя и развивая качества будущего специалиста, важно стимулировать ценностные ориентации профессии, смысл профессии, мотивы, цели, эмоции, установку на адаптацию, определяющие направленность на профессионализм личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самоуправление как один из способов формирования ключевых компетенций обучающихся

Дети стремятся к самостоятельности,но не осознают ответственности и не имеют опыта.Цель проекта:привить учащимся навыки самоуправления. Дети учатся самостоятельно принимать решения и ответственно подх...

"О пользе участия студентов в конкурсах и выставках.Роль опытного педагога."

делюсь важной мыслью о пользе участия в выставках и конкурсах студентов....

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

В данной статье учитель английского языка делится опытом формирования у младших школьников комплекса УУД на уроках английского языка....