Статья: "Типы певческого дыхания"
статья на тему

Супрун Ирина Николаевна
Педагогические и методические принципы работы с детским хором.
 
Автор Супрун И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_pri_penii_otlichaetsya_ot_obychnogo.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание при пении отличается от обычного. Правильное дыхание является основой вокально-хоровой техники. Обычно, дыхание принято классифицировать по типам:

-ключичное;

-грудное;

-брюшное;

-грудо-брюшное.

Под ключичным (верхне-реберное) дыханием подразумевают такой вид дыхания, при котором преобладает движение верхних ребер, ключиц, плеч, расширения в основном верхушки легких, участие диафрагмы чрезвычайно мало, количество воздуха, входящее в легкие, незначительно.

Под грудным (средне-реберным) дыханием подразумевают такое дыхание, при котором преобладает движение средних ребер и кости.

При диафрагматическом (брюшном) дыхании наблюдается преобладание движения диафрагмы, наполнения нижней части легких, имеет место значительное движение брюшного пресса.

Наиболее целесообразным для пения считается глубокое грудо-брюшное дыхание.

В вокальной педагогике вырабатываются некоторые наиболее общие правила организации певческого дыхания, которые следует учитывать в работе с хором. К важнейшим из них необходимо отнести:

1.Грудо-брюшное дыхание - предусматривается при вдохе, расширении грудной клетки в основном, в средней и нижней ее части с одновременным снижением купало-диафрагмы. При вдохе не должны подниматься плечи, что свидетельствует о применении поверхностном ключевом дыхании.

Певческое дыхание более глубокое, чем обычное. Объем вдоха и характер выдоха всегда определяется исполнением задач. Вдох должен производиться бесшумно, что свидетельствует о необходимости для пения расширении голосовой щели. Искусство дыхания, есть, прежде всего, искусство выдоха. Он должен быть экономным, равномерным. Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого легкого звука. При всей свободе, дыхание должно сохранить ощущение мышечной упругости.

2. Равномерный экономный выдох необходим для исполнения плавных широкораспевных мелодий. Драматическое произведение насыщенно многочисленными острыми акцентами, пунктирным ритмом, требующие подчеркивания произношения отдельных слов литературного текста и так далее, нуждающееся в экономной, прерывистой, взрывной подаче дыхания. В некоторых случаях возникает необходимость быстрого расходовании дыхания.

3. Пение в нижней части диапазона требует наиболее большего количества воздуха, но это не должно ощущаться перегрузкой на связки. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Нужно помнить, что нельзя усиливать напор воздушного столба, так как это приводит к резкости и крикливости, и нередко становится причиной завышения звука.

4. При выполнении быстрых пассажей и технически подвижных мелодий, дыхание должно быть легким, активным, гибким и чутким в отношении вокальных штрихов, оттенков.

5. В хоровом пении одновременным дыханием является основа одновременного вступления. Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в точно установленные и отмеченные в партии моменты. Обычно они совпадают с границами построения фраз, с цензурами музыкального и поэтического текста. В технических случаях, когда продолжительность звучания превышает физические возможности певческого голоса, применяется, так называемое, цепное дыхание, при котором смены дыхания певцами партий производится неодновременно. При цепном дыхании два соседних певца делают вдох в разное время, при этом каждый из исполнителей стремится не делать смену дыхания на границах построений, а после вдоха незаметно подключить свой голос к звучанию партии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Певческий голос"

беседа о певческих голосах, об охране голоса....

Статья. Певческие приёмы в работе с младшим хором мальчиков

Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с мальчиками 7-8 лет (младший хор). Эта возрастная категория  особенно требует бережного обращения, ведь в этот п...

Певческая культура в хоре

Основные певческие навыки и их значение для хорового исполнения. Художественно- выразительные средства....

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

Голос и вокально-певческие навыки детей 5-6-7 лет.

Методический материал для работы с детьми 5-6-7 лет....