Урок музыки в 4 классе. Оркестр русских народных инструментов
план-конспект урока на тему

Тихонова Нина Валентиновна

1. Организационный момент.

Вход в класс под  песню Давида Тухманова «Самовар».

- Здравствуйте, ребята!  Под какую песню вы вошли в класс?

- Какие инструменты прозвучали в песне?

- Народные инструменты.

- А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (Это оркестр.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass._orkestr_narodnyh_instrumentov.docx21.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4-м классе на тему:

Оркестр русских народных инструментов.

Цель: 1. Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов.

2. Обучение игре на простейших музыкальных инструментах.

Задачи :

Воспитательные:

1. формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре;

2. привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда;

3. воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам;

4. привить интерес к истории своей Родины.

Образовательные:

1.знакомство с русской национальной культурой и ее историей;

2. научить различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;

3. обучение игре на простейших русских народных музыкальных инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, треугольник, трещотки, свирель);

4. исполнение  песни «Калинка».

Форма урока: мастер – класс.

Оборудование: экран, проектор, презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, металлофоны, маракасы, треугольник, трещотки, свирели).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вход в класс под  песню Давида Тухманова «Самовар».

- Здравствуйте, ребята!  Под какую песню вы вошли в класс?

- Какие инструменты прозвучали в песне?

- Народные инструменты.

- А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (Это оркестр.)

- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

- Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?

- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)

- Действительно, тема нашего урока

«Оркестр русских  народных инструментов»

Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите - какие? (симфонический, духовой, эстрадный )

Самый большой - симфонический оркестр. Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? (струнные, духовые (деревянные и медные), ударные).

В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые  люди.

2. Ведение в тему урока:

- знакомство с русскими народными инструментами с помощью презентации;

   «Оркестр русских  народных инструментов»

- А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты. Какие? – шумовые (ложки, бубны, трещотки, рубель, колокольчик, треугольник, металлофон)

Те ребята, у кого есть на столах ложки (четвертные и восьмые), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Те ребята, у кого есть на столах металлофон, ксилофон, колокольчик, треугольник(четвертные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Те ребята, у кого есть на столах бубны, рубель (половинные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.(ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми. Mолодцы!

- А сейчас давайте  попробуем  исполнить на инструментах русскую народную песню «Во саду ли в огороде».

- А теперь я предлагаю вам побыть не только в роли музыкантов оркестра, но и певцов.

Исполнение песни «Калинка»  

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.

-МОЛОДЦЫ!

Игра «Третий лишний».

- Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Бубен, трещотка, литавры.
  • Домра, труба, свирель.
  • Балалайка, скрипка, гусли.
  • Жалейка, ложки, рубель
  • Гармошка, свистулька, дудка
  • Балалайка,  домра,  дрова.

- Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры.

- А сейчас отгадаем кроссворд и его ключевое слово- (оркестр)

1.Ими щи хлебают

 Барыню играют - ложки

2. В руки ты её возьмешь.

То растянешь,

То сожмешь- гармонь

3.У неё есть три струны

Их рукой щипать должны - балалайка

4.Бубенцами зазвучу.

Меня положишь-

Я молчу -бубен

5.А Садко на них играл

 И душевно напевал - гусли

 6.Ой, трещит  она, трещит,

Всех игрою веселит!- трещотка

7. Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.

Знает это каждый школьник.  Что такое...           (Треугольник)

        

л

0

ж

к

и

г

а

р

м

о

н

ь

б

а

л

а

л

а

й

к

а

б

у

б

е

н

г

у

с

л

и

т

р

е

щ

о

т

к

а

 т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

Заключение. Урок подходит к концу.

Итог урока, рефлексия. У каждого на столе лежит кружок со смайликом –посмотрите,  с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите того, который соответствует вашему.  А я посмотрю с каким настроением  вы уходите в свой класс… Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, и я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. "Русская кадриль" муз. О. Дымова

Инструментовка произведения "Русская кадриль" О. Дымова для оркестра русских народных инструментов детской музыкальной школы....

Инструментовка для оркестра русских народных инструментов р.н.п. "А я по лугу"

Инструментовка р.н.п. "А я по лугу" для оркестра русских народных инструментов детских музыкальных школ...

Современные методы работы над произведениями репертуара оркестра русских народных инструментов.

Методическая работа на тему: Современные методы работы над произведениями репертуара оркестра русских народных инструментов....

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...

Методическое пособие "Партитуры для ансамбля (оркестра) русских народных инструментов 1 - 3 классы"

quot;Партитуры для ансамбля (оркестра) русских народных инструментов 1 - 3 классы"...


 

Комментарии

Тихонова Нина Валентиновна

Урок в 4 классе. Для учителей музыки