Классный час на тему: "Быть добрее"
классный час по теме

Зарубина Любовь Леонидовна

Классный час на тему: "Быть добрее".

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Методическая разработка классного час на тему "Быть добрее"

  Разработал Л. Л. Зарубина. – Черемхово:   ОГОУНПО ПУ–9,  2010 г.

       В данной методической разработке представлены материалы по проведению классного часа на тему "Быть добрее". Приведены    разнообразные   формы   проведения: беседа – диспут, самостоятельная работа, ознакомительная беседа, доклады, просмотр фильма, анонимное тестирование.   Данный классный час формирует у учащихся понимание вежливого отношения к окружающим людям, развивает представления о добре и зле, воспитывает стремление совершать добрые дела.

    Разработка  направлена для применения  классными руководителями и руководителями групп для проведения внеклассных мероприятий.

        Настоящий    методическая разработка   рассмотрена   и   одобрена   на   заседании методической    комиссии   «Сфера обслуживания»  ПУ – 9,  27 апреля  2008 г., председатель   комиссии   М. Н. Балабанова.

Методика проведения:  беседа в форме диспута с элементами рассказа, показ мультфильма, в заключении анонимное тестирование.  

Воспитательные задачи:  

  1. Ознакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло».
  2. Ознакомить учащихся с рубрикой: «Добрые люди Росси».
  3. Связать воедино два понятия «доброта» и «милосердие».
  4. Провести обзор литературы «Доброта и милосердие».
  5. Стимулировать     самооценку     учащихся   и   процесс   их

         самовоспитания.

Подготовительный этап:

  1.   Оповестить учащихся о теме классного часа.
  2.   Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.
  3.   Предложить учащимся для выступления  на классном часе.
  4.   Записать на доске выписку из энциклопедии.

Содержание классного часа

        

I.  Вступительная часть

        Из энциклопедии (записано на доске):

                                        Добро и зло – это наиболее общие понятия       морального  сознания, категории этики, харак-

теризующие  положительные и отрицательные

                                                                          нравственные  ценности.

Песня Эдуарда Хиля "Песня о добром человеке"

 Слово классного руководителя:

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человеческое общество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте сегодня, ребята, поразмышляем вместе.

        Доброта человека. Каждый понимает ее на своем уровне.

        Бездушных людей раздражает ее тепло, она им неприятна. Многие считают, что доброта – прикрытие лицемерия, нахалы оценивают ее как глупость.

        Всю свою жизнь, с самого детства, человек показывает, что такое хорошо и что такое плохо и на деле проявляет свою способность понять это.

        Одни уже в 16 лет понимают, что за добро надо платить добром, а другие и в 30 лет требуют от других благ для себя, не догадываясь, что за эти блага надо платить или трудом, или самой дорогой ценой – душевным теплом.                                                                                                  

        

  1. Основная часть

        

Ученик 1 

        В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, надежды, желания – наше стремление к человечности, к гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества.

        Мы считаем добром отношения доверия,  справедливости,   милосердия, любви к ближнему.

Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчёт на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу.

Ученик 2

Все, что противоположно добру, есть зло. Это – нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено  людьми, обществом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду.

 

Классный руководитель

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Просмотр мультфильма "Сказка о жадном Мурлокотами и добром динозаврике"

Ученик 3 

                                Спешите делать добрые дела,

                                Пока еще не склевана рябина,

                                Пока береста совести бела

                                Спешите делать добрые дела.

                                В колесах дружбы так привычны палки,

                                В больницах так медлительны каталки,

                                А щель просвета так порой мала,

                                А ложь святая  столько гнезд свила.

                                Спешите делать добрые дела.

Ученик 4

        «Спешите делать добро» - это изречение выбито на  памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.

        Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

        Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева, члена кружка «ревнителей благосердия» на 15 человек. Лекарства выдавались из царской аптеки.

        Одной из первых больниц, построенных на благотворительные средства, была Павловская больница (1763), ныне 4-ая городская клиническая больница Москвы, названная в честь цесаревича Павла. По уставу в нее полагалось принимать безденежных больных.

        В1776 году Екатерина II основала больницу на 150 коек.

                                     

Беседа в форме диспута:    

               

  1. Что такое, по-вашему, добро, доброта?
  2. Всегда ли в человеческом обществе проявляется доброта? В чем она выражается?
  3.  Необходимо ли добро? Почему?
  4. Главное ли это качество в человеке?
  5. Может ли жить на свете человек, не будучи добрым?
  6. Возможна ли жизнь без проявления доброты?
  7. Что вы знаете о милосердии?
  8. Что такое муки совести?
  9. Какие благотворительной формы вы знаете?
  10. Назовите профессии, которые требуют от человека милосердия, доброты.
  11. Что вы знаете о матери Терезе? (Она возглавляет католический орден милосердия. В1979 г. ей была присуждена Нобелевская премия, которую мать Тереза отдала на строительство лепрозориев.)
  12.  Вспомните примеры о милосердии, доброте.

Просмотр мультфильма "Просто так"

Слово мастера

        Вспомните о людях, окружают нас: наверняка среди них много добрых и отзывчивых людей. И если нам всем заложить в свою душу частичку тепла и милосердия по отношению к окружающим нас людям, насколько бы добрее стал мир.

Ученик 5

                                                                                     В.Шифер

                                             Милосердие

                      Верю в добрых сердец бессмертие

                      В солнце мира и тишины.

                      Милосердие! Милосердие!

                      Это слово старше войны.  

 

                                      В человеческие годы раньше

                                      Неизвестная медсестра

                                      Над охотниками израненными

                                      Хлопотала возле костра.

                      Милосердие! Слово вещее,

                      Ты и нам сияло во мгле.

                      Наклонялись над нами женщины

                      Под огнем на ничьей земле.  

                             

                                 И когда все войны забудутся

                                      Все оружье на слом пойдет

                                      Все надежды людские сбудутся

                                      Милосердие не умрет.

                      В гимнастерке ли, в платке залатанном

                      С горькой складочкою у рта,

                      Как нужна ты нам в веке атомном

                      Терпеливая доброта.

Слово классного руководителя:

        Как жаль, что в последнее время мы часто забываем о таких понятиях, как гуманность, великодушие, доброта. А ведь они нам очень нужны. Ведь не зря же люди говорят:

                                       Мир держится на доброте.

                                       Мир добром крепок.

                                       Добро творить – жизнь крепить.

                                       Доброта спасает мир.

Мастер:

                       

Мы часто говорим друг другу «Желаю вам всего доброго», «Желаю вам добра и счастья » - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По настоящему  хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

А сейчас, ребята, мы с вами проведем упражнение, которое называется

« скажи мне доброе, ласковое слово». Я даю вам мячик, а вы должны передавать его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.

Классный руководитель:

Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том , что порой добрые слова найти очень трудно, и не каждый умеет их найти.

Ребята!

Вам было дано домашнее задание: найти пословицы и поговорки о добре и зле. Давайте посмотрим, как вы с этим справились.

« Пословицы и поговорки о добре и зле»

  1. «В добре жить хорошо»
  2. «Делать добро спеши»
  3. «Доброе дело и в воде не тонет»

4.«Доброе дело крепко»

5.«Доброму делу не кайся»

6.«Добро и во сне хорошо»

7.«Злой не верит , что есть добрые люди

8.«Злом за зло не воздавай»

9.«За добро постоим , а на зло настоим»

10.«Злой человек не проживет в добре век»

11.«Во зле жить – по миру ходить»

Классный руководитель:

Спасибо, ребята за хорошие пословицы и поговорки!

А теперь я предлагаю вам к обсуждению следующие вопросы:

1.Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?

2.Можно ли принудить, заставить человека быть добрым?

3.Согласны ли вы с мыслью о том , что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

4.Может ли быть счастлив человек, приносящий страдания другим?

Стихотворение: (читает ученик)

Ах, как нам добрые слова нужны,

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова,- дела важны?

Дела- делами, а слова- словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(М.Лисянский)

        Заключительная часть 

        Учащимся предлагается тест: Добры ли Вы?                                                  

        Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест.

                                                / да или нет /

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы  истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас мало это интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или в другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы                           слушать аргументы оппонента?  
  11. ВЫ охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 балл за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и за ответ «нет» на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.

Вы набрали больше 8 баллов.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас наверное много друзей.

            От 4 до 8 баллов: ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более  чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Наверное вам надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

        Вы набрали  менее 4 баллов: общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей.  

     

Заключительное слово мастера

        Каждый из нас сегодня должен задуматься: «Достаточно ли я добр к близким мне людям, к друзьям, к окружающим».

                                                       Александр Яковлевич Яшин

 

                        Спешите делать добрые дела

                                                 

                                          Мне с отчимом не весело жилось,

                                          Все ж он меня растил –

                                          И оттого

                                          Порой жалею, что не довелось

                                          Хоть чем-нибудь порадовать его.

         Когда он слег и тихо умирал

        Рассказывает мать,      

        День ото дня

        Все чаще вспоминал меня и ждал:

        «Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!

                                          Бездомной бабушке в селе родном

                                          Я говорил, мол, так ее люблю,

                                          Что подрасту и дом построю ей,

                                          Дров наготовлю,

                                          Хлеба воз куплю.

        Мечтал о многом

        Много обещал…

        В блокаде ленинградской старика

        От смерти б спас, да на день опоздал,

        И дня того не возвратят века.

                                         Теперь прошел я тысячи дорог-

                                         Купить воз хлеба, дом построить смог бы..

                                         Нет отчима, и бабка умерла…

                                         Спешите делать добрые дела!

                                               

Шуточная видеопесенка "Быть добрее"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мир, добро, толерантность"

Проживая в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабел...

классный час на тему "Твори добро" (посвящён Всемирному Дню толерантности)

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные п...

Методическая разработка единого классного часа «Святая мать добром спасет»

Формирование нравственных ценностей, уважения к мамам «Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград,Чьей грудью вскормлен весь мир!Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких дете...

Методический материал внеклассного мероприятия на тему "Быть чувства достойными"

Данное мероприятие посвящено ЛЮБВИ И БРАКУ, а значит СЕМЬЕ.,СЕМЬЯ, как древнейший институт человеческого общества прошла сложнейший путь развития  от родоплеменных форм общежития, когда человек б...

Внеклассное мероприятие на тему "Быть достойным памяти предков"

Внеклассное мероприятие, вечер-встреча с матерью воина-участника Чеченской войны, час памяти о воинах-интернационалистах. Тема с богатой информацией очень помогает в духовно-нравственном, патриотическ...

Эссе на тему «Быть учителем значит…»

laquo;Самым важным явлением в образовательном учреждении, поучительным предметом, живым примером для обучающихся  является сам учитель».Мы, преподаватели , даём сумму знаний, формируе...