МЕТОДИКИ УКРЕПЛЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ И ГРУНТА
статья на тему

Данная статья предназначена в помощь мастерам ПО, имеющим в программе темы, связанные с реставрацией, укреплением и консервацией красочных слоев на деревянной поверхности. Изложены требования и рекомендации, предназначенные реставраторам перед началом практических работ, а также требования к материалам реставрации, учтя которые можно переходить к укреплению красочного слоя и грунта, что подробно освещется в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_ukrepleniya_krasochnogo_sloya_i_grunta.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

       Статья:  МЕТОДИКИ УКРЕПЛЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ И ГРУНТА

Акинтьева Т.В.


Прежде, чем рассматривать методики укрепления красочного слоя и грунта на деревянной основе, необходимо еще раз вспомнить, что в первую очередь, требуется от реставратора, прежде всего: изучение объекта перед началом практических работ.

 Необходимо:

- определить причины, вид и количество разрушений;

- исследовать и установить природу материалов объекта;

- определить его дату, предназначение, содержание и происхождение;

- определить характер и последовательность консервационных акций;

- выбрать правильные методы работы и реставрационные материалы;

- составить подробную документацию, отражающую все полученные в результате исследования данные;

- провести фотофиксацию состояния сохранности объекта, включая специальные виды съемки, обмеры, чертежи, графики и схемы.

Требования к материалам реставрации:

- при внедрении в произведение материал не должен менять его физически и химически;

- материал должен быть полностью обратимым в любое время в будущем без вреда для произведения;

- материал не должен сам меняться физически или химически так, чтобы нанести вред произведению;

- материал должен быть долговечным и прочным, устойчивым к воздействию климата и биологических агентов;

- материал должен быть удобен и прост в обращении, безвреден для реставратора и окружающих.

Издавна при реставрации в произведение вводили традиционные материалы, не отличающиеся от тех, из которых состоит объект. Вплоть до конца XIX века реставраторам были доступны натуральные вещества, такие как крахмальный клей, протеиновые животные клеи, пчелиный воск, яичный желток. Эти материалы и сегодня имеют широкое применение в консервации живописи.

Процессы укрепления поврежденного красочного слоя и грунта живописи на деревянной основе вне зависимости от типа клеящего вещества подразделяются на три основных этапы.

Консолидация разрыхленного (порошкообразного) слоя путем пропитывания клеящим веществом низкой вязкости для скрепления частиц пигмента и грунта (левкаса). Пропитка проводится клеями слабой концентрации (1-3%) в несколько приемов открытым способом с кисти или аэрозольным напылением. Пылеобразное состояние поверхности нередко препятствует смачиванию и хорошему проникновению водорастворимых клеев вглубь слоя, поэтому полезным является предварительное увлажнение укрепляемой поверхности спирто-водным раствором (1:1), в просторечии называемом водкой. При использовании водных дисперсий поливиниловых или акриловых смол водный раствор спирта (обычно применяется этиловый спирт) добавляется в клеящее вещество в количестве от 20 до 50%. Добавление спирта непосредственно в водный раствор глютиновых, животных клеев недопустимо из-за того, что спирт вызывает разрушение клеящего вещества. Пропитка проводится до насыщения слоя грунта и его полной консолидации. Нельзя допускать перенасыщения красочного слоя и грунта, так как на поверхности появляется клеевая пленка в том случае, если пленка все-таки появилась, ее следует немедленно удалить.

Приклеивание открытых и закрытых расслоений грунта и красочного слоя, отставаний, вздутий, сместившихся кусков грунта и красочного слоя от основы и паволоки. Эта процедура требует кроме подведения клея еще и некоторого размягчения твердого деформированного слоя. В таких случаях полезным может оказаться помещение произведения на несколько часов в воздухонепроницаемый конверт из полиэтиленовой, силиконовой или тефлоновой пленки, в котором устанавливается режим повышенной влажности. В результате легкого увлажнения слои грунта и живописи приобретают необходимую эластичность. После этого можно приступать к укреплению и прессованию поверхности. Укрепление в зависимости от вида и степени разрушений может производиться открытым или закрытым способом. При открытом укреплении клеящее вещество подводится кистью или шприцем, и после появления отлипа участок запрессовывается через изолирующий защитный слой, в качестве которого может использоваться папиросная, или микалентная, бумага. Также можно использовать не прилипающие, термостойкие пленки – силиконовую или тефлоновую (типа Melinex или Mylar), которые допускают прогревание участка. Однако при этом клей не должен выступать на поверхности.

• При более сложных разрушениях, когда требуется провести такие операции, как инъекции клеящего вещества в закрытые полости отстающего грунта, прогревание утюгом или электрошпателем и выравнивание деформированной поверхности, проводится укрепление закрытым способом. Для предохранения красочного слоя и грунта поверхность заклеивается кусками папиросной, или микалентной, бумаги, накладываемой с небольшими нахлестами. Для этой цели используется теплый животный клей средней концентрации – около 3-4%. Бумага должна наклеиваться ровно по форме поверхности, без воздушных пузырей. Для приклеивания отставаний грунта, в зависимости от его характеристик, применяются инъекциями клеями более высокой концентрации, но не выше 8-10%.

После завершения процессов укрепления заклейки удаляются. Для этого используют различные способы, в том числе удаление с помощью тампонов, отжатых в теплой воде, и методов отпаривания. Следует помнить, что нельзя наносить заклейки с помощью животных клеев на гидрофобные, водоразмываемые поверхности, так как удаление заклеек может привести к повреждениям слоя. В случаях, когда невозможно избежать укрепительных заклеек, следует рекомендовать использование комбинированной методики укрепления грунта (левкаса) и красочного слоя. Заклейка накладывается с помощью синтетических акриловых безводных адгезивов слабой концентрации, например, Paraloid B-72, Plexisol P-550, которые разводятся и легко растворяются ксилолом, ацетоном или уайт-спиритом. Эффективным также является нанесение заклейки на синтетический воск BEWA-371 в форме геля или пленки. Такая заклейка эластична и легко удаляется при нагревании до 60-70°С или растворении адгезива ацетоном или бензином.

         Применение безводных адгезивов для нанесения укрепительных заклеек приносит особенно позитивные результаты на легко размываемых водой так называемых плывущих грунтах с водоразмываемым красочным слоем. При этом дальнейшее укрепление можно вести животными клеями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в PowerPoint. Создание красочных презентаций.

Тест по теме "Работа в PowerPoint. Создание красочных презентаций." Тест на 30 вопросов, четыре варианта ответа к каждому вопросу. Тест скачен с Интернета  (ссылку не сохранила, но огромная благо...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ШТУКАТУР» ПО ТЕМЕ: «ШТУКАТУРНЫЕ СЛОИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ»

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование мастера производственного обучения, занимающегося подготовкой студентов  штукатуров и повышением  квали...

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики.

Технологическая карта урока "Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики" 3 класс ИЗО...

Статья. Бумажная пластика на уроке ИЗО "Красочные кубы"

Применение бумажной пластики на уроке ИЗО "Красочные кубы" 3 класс....

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.01.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте Тема: «Посадка многолетних растений в грунт, травянистых п

Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корн...