Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.01.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте Тема: «Посадка многолетних растений в грунт, травянистых п
методическая разработка

Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корневища).

Методическая разработка урока выполнена в виде плана-конспекта урока с иллюстрациями.

 В методической разработке рассматриваются виды ухода и перечень приемов по посадке в зависимости от биологических особенностей многолетних растений.

Методическую разработку рекомендуется использовать обучающимся, которые отсутствуют на уроке по болезни или другим уважительным причинам для самостоятельного изучения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_posadki_pionov.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Садово-архитектурный колледж»

Методическая разработка урока учебной практики

по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

ПМ.#1042;ыращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте

Тема: «Посадка многолетних растений в грунт,

травянистых пионов»

Разработчик:

Хасанова К.К.

Мастер п/о

СПб ГБПОУ

«Садово-архитектурный колледж»

Санкт- Петербург

2023

Аннотация

Методическая разработка урока учебной практики «Посадка многолетних растений в грунт, на примере травянистых пионов» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по посадке растения в открытый грунт.

Методическая разработка урока выполнена в виде плана - конспекта урока с иллюстрациями (фото).

В описании по посадке многолетних растений в грунт:

- Подготовка места под посадку

- Проверка и деление корневищ перед посадкой

- Высадка деленок в открытый грунт

- Уход за высаженными деленками корневищ пионов

Содержание

Введение

  1. Основная часть……………………………………………………………. 5

1) План урока………………………………………………………………….5

2) Конспект урока………………………………………………………..……9

Подготовка места под посадку …………………………………………10

Проверка и деление корневища перед посадкой ……………………...10

Высадка деленок в открытый грунт ……………………………………11

Уход за высаженными деленками корневищ пионов………………….12

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Пионы благодаря своим исключительным декоративным качествам и долговечности достаточно широко используют в озеленении различных территорий. Они красиво выглядят весь сезон: весной, когда появляются красные побеги и постепенно раскрываются резные, похожие на пальмовые, листья; летом в период цветения – кусты усыпаны пышными цветами; после цветения – густооблиственный куст может стать прекрасным зеленым фоном для своих «соседей», а также как самостоятельный ландшафтный элемент на открытом пространстве на фоне газона, деревьев и пр.

Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корневища).

Методическая разработка урока выполнена в виде плана-конспекта урока с иллюстрациями.

В методической разработке рассматриваются виды ухода и перечень приемов по посадке в зависимости от биологических особенностей многолетних растений.

Методическую разработку рекомендуется использовать обучающимся, которые отсутствуют на уроке по болезни или другим уважительным причинам для самостоятельного изучения материала.

Методическая разработка урока

учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

ПМ 01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте.

  1. План урока

Цели урока:

Образовательная:

Актуализация знаний, полученных в процессе освоения МДК ; Технология выращивания цветочно-декоративных культур и общепрофессиональных дисциплин. Формирование профессиональных и общих компетенций: высаживать растения в грунт, выполнять перевалку и пересадку горшечных растений. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Развивающая:

Совершенствование трудовых приемов и навыков. Освоение новых трудовых приемов и навыков. Совершенствование навыков рациональной организации труда. Совершенствование навыков планирования собственной деятельности и самоконтроля при выполнении всех видов работ

Воспитательная:

Воспитание самостоятельности в процессе выполнения заданий, чувства ответственности за результат своего труда. Формирование бережного отношения к посадочному материалу, рабочему инструменту. Воспитание чувства уверенности в себе.

Тип урока:

Комбинированный (изучение нового материала, самостоятельное выполнение обучающимися приемов, комплекса трудовых действий).

Технологии и методы обучения:

- активные методы обучения: привлечение обучающихся к демонстрации приемов и операций, к составлению алгоритма технологического процесса;

-индивидуальная работа;

- информационные технологии: актуализация знаний обучающихся с помощью ПК; показ на интерактивной доске приемов и операций технологического процесса; использование презентации для подачи материала мастером производственного обучения.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование:

#1084;ультимидийная установка

Инструменты:

#1074;едро - 4шт.

#1096;пагат

#1082;олышки-30шт.

#1083;опаты-10шт.

#1075;рабли-4шт.

#1085;ожи-5шт.

#1083;ейки -5шт

#1089;адовые совки-5шт

Материалы:

#1087;осадочный материал (деленки корневища пионов)

#1092;унгициды

#1089;тимулятор корнеобразования

#1076;ренаж

#1089;уперфосфат

#1074;ода

#1084;ульча

Дидактическое обеспечение:

Технологическая карта

Межпредметные связи:

МДК Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте

ОПД.#1054;храна труда

ОПД.04 Ботаника

Ход урока

1. Организационный момент (5мин)

Контроль посещаемости, внешнего вида, соответствия одежды требованиям охраны труда (обучающиеся должны иметь спецодежду, резиновые и х/б перчатки). Назначение дежурного.

Организация внимания и готовности, обучающихся к уроку, устранение отвлекающих факторов. Раздача дневников.

Обучающиеся занимают места в кабинете, предназначенном для теоретической подготовки.

2. Вводный инструктаж (40-45мин)

Сообщение мастером производственного обучения темы урока.

Обучающиеся осмысливают значимость выполняемой работы, основываясь на информации, полученной от мастера о назначении, значимости озеленения и бережном отношении к природе. Мастер акцентирует внимание обучающихся на важность выполняемого задания.

Сообщение мастером целей урока.

Должны освоить профессиональную компетенцию:

ПК Высаживать растения в грунт

ОК#1055;онимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК#1054;рганизовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных, руководителем.

ОК#1040;нализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, за результаты своей работы.

ОК#1056;аботать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Должны уметь выполнять виды работ:

-использовать специализированное оборудование и инструменты;

-подготавливать корневища растений для последующей посадки;

-подготавливать посадочный материал;

-выполнять посадку многолетних растений в открытый грунт.

Актуализация знаний и умений обучающихся.

Актуализация знаний осуществляется при устном опросе по пройденному материалу на уроках теоретического обучения.

1. Почему травянистый пион относится к многолетним культурам?

2. Вспомните вегетативные способы размножения?

3. Вспомните строение куста пиона?

#1050;ак подготовить почву для посадки пионов?

#1063;то такое деление корневища/деленки? Как правильно поделить корневище?

#1050;онспект урока

Изучение нового материала

Мастер рассказывает о значимости посадки пионов для озеленения различных территорий. Информирует обучающихся о сроках проведения высадки пионов в открытый грунт.

Лучшим времени для посадки новых саженцев пионов и разделения старых кустов является осень. Пионы — это холодостойкие растения, они не боятся морозов.

Идеальный период август-сентябрь, за длинную осень они успевают освоиться на новом месте, отрастить новые всасывающие корешки взамен поврежденным. Такие растения хорошо зимуют и весной дают крепкие побеги. Покупные саженцы пионов представляют собой небольшие деленки с одним запасающим корнем и 2-3 почками. Ни о каких всасывающих корешках не идет и речи. Поэтому для них особенно важна осенняя посадка.

Выбор места

При посадке пиона нужно сразу найти хорошее место. Пионы — это долгожители среди цветов. На одном месте они могут расти 25-30 лет, поэтому лучше определиться с выбором места еще при посадке.

Пионы предпочитают открытые солнечные места без застоя воды. В тени пионы цветут хуже, могут и вовсе не цвести в течение многих лет. Пионы предпочитают рыхлую, хорошо дренированную почву. На песчаных почвах они растут гораздо лучше, чем на суглинках. А недостаток питательных веществ всегда можно восполнить подкормками.

Мастер заостряет внимание обучающихся на последовательность действий при посадке и освещает их в более полном объеме. Мастер поочередно подробно говорит о каждом этапе.

#1055;одготовка места под посадку.

Посадочная яма под пион должна быть гораздо больше, чем деленка пиона. Фактически, под пион нужно копать яму такого же диаметра и глубины, как под плодовое дерево. Только при таких размерах вы сможете обеспечить пиону хорошие условия для роста.

Если почва на участке достаточно плодородная, можно смешать ее с торфом или листовым компостом, внести кокосовый субстрат — любой ингредиент, который сделает ее структуру более рыхлой и воздухопроницаемой. Особенно важно это на тяжелых глинистых почвах.

Если земля бедная, лучше заменить грунт, вынутый из посадочной лунки, на более плодородный. Для посадки пиона можно использовать готовый покупной грунт на основе низинного торфа, предназначенный для цветов. Он будет иметь нейтральную кислотность, содержать необходимый запас минеральных веществ. Хорошо если в его составе есть агроперлит.

При посадке пиона нужно сразу позаботиться о его питании. Внесите в лунку горсть комплексного минерального удобрения. Подойдут составы, предназначенные для цветов или удобрения с пометкой «осень», они содержат много фосфора и калия и минимум азота. Вместо них можно использовать суперфосфат и сульфат калия.

Проверка деленок перед посадкой.

Перед посадкой пиона внимательно осмотрите деленку. Срезы или места обломов корней лучше обновить и обработать, чтобы исключить загнивание корня. Для обеззараживания срезов можно использовать зеленку, промазывая ею срезы, или присыпать их фунгицидом, например, «Максим» или «Фундазол». Не будет лишним насыпать небольшое количество фунгицида в посадочную лунку. Зола или толченый уголь — тоже хороший антисептик, если втереть ее в свежие срезы.

#1042;ысадка деленок в открытый грунт.

Примерные габариты посадочной ямы: ширина 60-100 см, глубина — 60-80 см, на легких почвах — 50 см. Многое зависит от размера самой деленки. Чтобы корневище высаженного растения правильно развивалось, нужно чтобы размеры посадочной ямы позволяли свободно вместить все корни с запасом пространства, а также чтобы они преимущественно направлялись вниз.

На дне в идеале нужен слой дренажа 15-20 см. Подойдут крупный песок, небольшие камешки, осколки кирпичей. Добавляем в почву: 300 г золы, 200 г суперфосфата, 5 г железного купороса; либо 200 г золы, 200 г костной муки, 1-2 стакана гранул осеннего удобрения.

Оптимальная глубина посадки пиона — это 3-5 см над почками до поверхности земли. Увидеть зачатки почек на корне не сложно, их красный цвет выделяется на темном корневище.

После посадки пиона на поверхности земли не остается никаких опознавательных знаков. Чтобы не затоптать пион и не забыть о его существовании, лучше сразу после посадки воткнуть вокруг саженца несколько небольших колышков и обвязать их веревкой.

Уход за высаженными деленками пионов.

Перед первой зимой посадки присыпаем торфом или перегноем на 15 см, в северных районах повыше, и дополнительно утепляем остатками растений, обрезками стеблей. Под укрытием почва дольше не промерзнет и растение успеет укорениться.

До мульчирования и утепления над деленкой можно установить пенопластовую коробку с отверстиями, а затем засыпать. Весной риск повреждения почек будет минимален.


В заключение мастер рассказывает о последовательности выполнения задания по технологической карте (Приложение №1). Акцентирует внимание обучающихся на соблюдении норм и последовательности действий при перевалке указанных в технологической карте.

Мастер вкратце снова говорит об инструменте, оборудовании и материалах, используемых при посадке растений в открытый грунт.

В заключение теоретической части урока мастер напоминает о бережном отношении к растениям, оборудованию и инструментам.

Переход обучающихся в производственную теплицу.

3. Текущий инструктаж (230-240 мин)

  1. Напоминание мастером, обучающимся о соблюдении правил охраны труда во время выполнения учебно-производственных работ.
  2. Демонстрация мастером приемов по перевалке горшечного растения. (Демонстрация работ мастером проводится перед каждым этапом задания)
  3. Ознакомление обучающихся с критериями оценки выполнения работы.

-правильность выполнения приемов и способов работы

-качество работы, соблюдение технических требований

-соблюдение правил безопасности труда

- проявление творческого подхода к выполнению задания.

4. Распределение обучающихся по рабочим местам.

5. Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с полученным заданием.

Первый этап задания

Обучающиеся должны определить корневища пионов для посадки.

Второй этап задания

Обучающиеся получают технологическую карту (приложение №1).

Каждый обучающийся выполняет работу согласно полученному заданию.

Целевые обходы по рабочим местам.

а) Проверка содержания рабочих мест, правильное использование инструмента; корректировка действий обучающихся.

Особое внимание обращается на соблюдение правил охраны труда.

б) Проверка соблюдения технологических условий выполнения операций при перевалке горшечного растения.

Особое внимание обращается на последовательность действий при перевалке. Если действия, обучающихся ведут к несоблюдению норм, указанных в технологических картах, грубому нарушению правил техники безопасности производится вмешательство в ход работы

в) Проверка правильности выполнения трудовых приемов и операций, соблюдения требований охраны труда. Контроль качества выполняемых работ.

Особое внимание обращается на правильное использование инструмента в том или ином этапе перевалки. В случае возникновения подобного рода ошибки у нескольких обучающихся, которая может привести к браку, мастер останавливает работу и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций.

г) Заключительный обход. Оценка состояния выполняемого задания.

После выполнения задания, обучающиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями. Текущее наблюдение за обучающимися в процессе работы (в течение урока мастер накапливает данные на каждого обучающегося о его достижениях, упущениях, достоинствах и недостатках).

4. Заключительный инструктаж (35-40мин)

-Прием мастером выполненных работ от обучающихся.

-Анализ и оценка мастером работы, обучающихся на основании ранее определенных критериев, обсуждение причин возникновения и способов устранения типичных ошибок.

-Индивидуальная оценка мастером работы обучающегося, оценка мастером личностного и профессионального роста каждого обучающегося. При подведении итогов работы мастер просит обучающихся найти допущенные ошибки, определить соответствие работы техническим требованиям. Затем мастер задает вопросы, чтобы определить сознательность выполнения работы.

Заключительное слово мастера производственного обучения о дальнейшем уходе за растениями.

Уборка территории.

Выставление оценок в журнал и дневники.

Заключение

Методическая разработка используется при изучении темы «Посадка многолетних растений в открытый грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению (деление корневища). Методическая разработка помогает обучающимся осуществить подбор растений для последующей перевалки и ее выполнения .

Материал может быть использован на уроках цветоводства при изучении темы: «Уход за растениями открытого грунта».

Список использованной литературы

  1. Бибикова В.Ф.,Бибиков Ю.А. «Цветоводство»:

Учеб.пособие-2-е изд.-Минск:Высш.шк./1992г.-318с.:ил.

  1. Бобылева О.Н. «Выращивание цветочно-декоративных в открытом и защищенном грунте»: Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования-М.:Издательский центр «Академия», 2014г.-352с. С цв.ил.
  2. Бобылева О.Н. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта»: Учеб.пособие для нач.проф.образования-3е изд.-М.:Издательский центр «Академия», 2012г.-208с. с цв.ил.
  3. Курицына Т.А., Ермолович Е.Л.,Авксентьева Е.Ю.«Озеленение и благоустройство различных территорий» Учебник для студ.учреждений сред.проф.образования - М.:Издательский центр «Академия», 2015г.-240с.
  4. Лежнева Т.Н. «Основы декоративного садоводства»: Учеб.пособие для студ.сред..проф.образования-М.:Издательский центр «Академия», 2011г.-80с.
  5. Макхоу Питер «Энциклопедия садовода» - Словакия: «Лик пресс», 1998г. -256с.с цвет.ил.
  6. Теодоронский В.С., Белый А.И. «Садово-парковое строительство и хозяйство»: Учеб.т.33 для техникумов-2е изд.-М.: «Стройиздат», 1989г.-351с.
  7. Ревель Жак « Создай свой сад»(перевод с фр.Лебедевой Н.)- М.:ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2002г. – 224с. с ил.
  8. Руднев Б.В. «Цветоводство» Учеб.пособие для рабочих цветоводческих хозяйств – М.: «Стройиздат», 1965 г.,183с.
  9. Теодоронский В.С., Белый А.И. «Садово-парковое строительство и хозяйство»: Учеб.т.33 для техникумов-2е изд.-М.: «Стройиздат», 1989г.-351с.
  10. Титчмарш Алан «Ландшафтный дизайн»Иллюстрированный справочник-СПб:ООО «Петроглиф»,2012г. – 64с. с ил.(серия «Наш сад»)
  11. Янтра Хельмут «Цветущий сад» Библиотека садовода: Словакия-«Кристина- новый век», 157с. с цв.ил.

Журналы:

«Комнатные и садовые растения» - номера с 1го-76й(Цветы от А до Я)

Интернет-ресурсы:

№ п/п

Последовательность операций

Требования/условия

Критерии оценивания

1

Разметка мест под посадки

Найти центр цветника с двух противоположных сторон и натянуть между ними шпагат при помощи колышков

Надежность закрепления колышков

шпагат находится в натянутом состоянии

2

Подготовка ям под посадку деленок

При помощи лопат готовим ямы под посадку. Размер ямы зависит от размера деленки и от почвы. В среднем габариты ямы для пиона - ширина 60-100 см, глубина — 50-80 см

Соблюдение глубины и месторасположения посадочной ямы.

Соблюдение расстояния между ямами.

3

Подсыпка дренажа

На дно каждой ямы садовым совком насыпаем крупнозернистый речной песок/дренаж

Наличие дренажа в каждой яме

4

Посадка деленок

Аккуратно помещаем деленку в яму, следя за тем, чтобы все корни расположились с запасом пространства, а также чтобы они преимущественно направлялись вниз.

Правильное расположение деленки в посадочной яме

5

Разметка следующей ямы под посадку

Отступить 100см. Натянуть шпагат и воткнуть колышек. Прибавив ширину посадочной ямы, повторить отступ в 100см.

Надежность закрепления колышков

Шпагат находится в натянутом состоянии

6

Подготовка посадочных ям

Проверяем габариты.

Вносим в яму дополнительные стимуляторы для корнеобразования.

Соблюдение глубины

Соблюдение расстояния между посадками

Внесение удобрений и стимуляторов.

7

Заполнение ям землей

Заполняем ямы землей, стараясь не сдвинуть деленки

Соблюдение правил агротехники посадки деленок.

8

Выравнивание поверхности цветника. Обозначение посадок.

Спинкой граблей выравниваем поверхность вокруг посадок. Втыкам по несколько колышек для опознавания.

Поверхность ровная (без ямок, без комков земли).

9

Полив
(
если требуется!)

Проливаем в несколько приёмов

Почва должна быть влажной на глубину посадок.

Достаточность увлажнения почвы

10

Мульчирование

(если требуется!)

Распределяем равномерно по всей площади цветника
слой мульчи (5-7см). Под первую зиму до 15см.

Соблюдение высоты слоя мульчи

Технологическая карта
Тема: Посадка деленок корневища пиона в заранее подготовленную почву.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей.

Методическая разработка урока учебной практики     по профессии 43.01.09 Повар, кондитерМеханическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии «ШВЕЯ» по теме: ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ РУКАВИЦ

Аннотация урока учебной практики Данная педагогическая разработка представлена в виде методической разработки учебного практического занятия по теме: «Изготовление рабочей рукавицы» и предназнач...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Методическая разработка урока учебной практики по профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))" разработчик мастер производственного обучения Барышев В....

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.04.ИНТЕРЬЕРНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ Тема: «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры»

   Методическая разработка урока учебной практики «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по поса...

Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.03.ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Тема: «Устройство и содержание газонов. Рулонный газон»

Методическая разработка урока учебной практики «Устройство  и содержание газонов. Рулонный газон» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по укладке рулонно...