Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка)» ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (токарных, фрезерных, сверлильных, копировальных, шпоночных, шлифовальных)
    учебно-методическое пособие

    Сенчугов Леонид Иванович

    «Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей. Проверка паралельности и плоскостности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_shlifovanie.doc751.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    УФИМСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    урока учебной практики

    по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка)»

    ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида  и типа

     (токарных,  фрезерных, сверлильных, копировальных, шпоночных, шлифовальных)

    тема: «Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей. Проверка паралельности и плоскостности»

    Рассмотрено на заседании методической комиссии

    «____»_________________2018

    Руководитель МК ИПР по направлению  металлообработка  

    ________________/Г.М.Зайнуллина/

    Разработал: мастер производственного    обучения  Сенчугов Л.И.

       

    2020г

          План урока

            Тема программы: « Работа на шлифовальных станках»

            Тема урока: « Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей. Проверка параллельности и плоскостности».

      Цель урока: Продолжение формирования  овладения  профессиональными компетенциями согласно ФГОС

                                ПК 2.1– выполнять обработку заготовок, деталей на

                                                    шлифовальных станках;

                     ПК 2.3- проверять качество обработки деталей.

    Освоить общие компетенции:

                          ОК 1-  понимать сущность и социальную значимость своей

                                      будущей профессии, проявлять к ней устойчивый

                                      интерес  

                         ОК 3-  анализировать рабочую ситуацию, осуществлять

                                      текущий  и итоговый контроль, оценку и коррекцию

                                      собственной  деятельности, нести

                                        ответственность за результаты своей

                                   работы

                         ОК 4- Осуществлять поиск информации, необходимой для

                                     эффективного выполнения профессиональных задач

                          ОК 5- Использовать информационно-коммуникативные

                                     технологии в профессиональной деятельности

                     ОК 6-  Работать в команде, эффективно общаться с

                                 коллегами.            

          Профиль урока: урок производственного обучения.

          Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный.

          Методы обучения: наглядный, практический.

          Средства обучения:   Станок 3Г171, микрометр, шлифовальный круг; индикаторная стойка с плитой, эталон шероховатости, лекальная линейка, заготовки (согласно чертежу на выданную работу) ; напильник, эталонная деталь, чертёж на обрабатываемую деталь, инструкционная карта, защитные очки.

       ТСО – проектор, компьютер.

       Организационные формы работы: коллективная, индивидуальная.

       Структура урока:

    1. Организационное начало урока, постановка целей.
    2. Вводный инструктаж. Актуализация ранее полученных знаний, навыков и умений. Формирование практических знаний и приёмов, способов действия.
    3. Текущий инструктаж. Применение знаний, формирование умений и навыков.
    4.  Заключительный  инструктаж. Подведение итогов.
    5.  Домашнее задание.

                                                     Ход урока

    1. Организационная часть- 2 мин. – поэтапная цель: позитивный настрой на учебно-практическую деятельность.

                      Приветствие мастера. Учащиеся приветствуют мастера.

                 Установление психологического контакта с

                 обучающимися. Мотивация на успешную совместную

                 деятельность на уроке.

                                    Доклад дежурного о явке и готовности к уроку.          

    1. Вводный инструктаж. Актуализация базовых знаний полученных на уроках спец.предметов, умений и навыков -15 мин.

                      повтор пройденного материала по технологии обработки

                                    на металлорежущих станках, выработка позитивной

                                    мотивации к изучению новой темы

                                    инструктаж по технике безопасности.

                                    научить учащихся производить шлифование поверхностей  

                                     с ручной подачей с проверкой параллельности.                  

                                    показ личных приёмов  

                3.  Текущий инструктаж:

                                   тренировочные упражнения по шлифованию                      

                                   Обход рабочих мест с целью проверки правильности :

                                    наладки станка, выполнения трудовых приёмов.

                                   Проверка качества изготавливаемых деталей.

                                    индивидуального инструктажа по причинам

                                   возникновения брака и методам их устранения.

        4.   Заключительный инструктаж 12 мин.:

                                  Разбор типовых ошибок и методов их устранения.

                                  Выставление оценок с комментариями.

                                  Домашнее задание.

                                  Уборка рабочих мест

                                             План – конспект.

                    Здравствуйте!  Дежурному доложить о готовности

                      Мы продолжаем изучать тему программы: « Работа на шлифовальных   станках».(демонстрация слайда)

        Одним из важных факторов является качество выпускаемой нами продукции, от него зависит спрос, конкурентно способность и финансовая составляющая предприятия, т.е. УМПО на котором выпускается данная продукция. А главное от нашей с вами квалификации и качества работы зависят человеческие жизни. А для того, что бы нам соответствовать этим критериям мы должны научиться правильно ,выполнять  операции на шлифовальных станках .Одна из  распространенных в Машиностроении операции   является  темой сегодняшнего урока:              

               « Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей. Проверка параллельности и плоскостности» (демонстрация слайда)

              Цель урока: (демонстрация слайда)

    «Научиться работе на плоскошлифовальном станке, контролю параллельности и плоскостности»

    Далее повторим пройденный материал по  Технологии обработки на металлорежущих станках: (фронтальный опрос)

    1. Какие по профилю круги вы знаете?

    ПП- плоский прямого профиля

    ПВ- плоский с выточкой

    ПВД- плоский с двухсторонней выточкой

    Д-диск

    К- кольцо

    ЧЦ- чашка цилиндрическая

    ЧК- чашка коническая

    Т- тарелка

    1. Сколько видов шлифования вы знаете?

    Круглое

    Плоское

    Внутреннее

    1. Что понимают под твердостью шлифовального круга?

    Сопротивление круга вырыванию зерен.

     МОЛОДЦЫ!    Теоретический материал Вы знаете.

     

                     Прежде, чем приступить к выполнению практических занятий мы должны вспомнить  организацию рабочего места шлифовщика.(фронтальный опрос).

          На рабочем месте должны находится те предметы, которые действительно необходимы для выполнения задания, причем каждый предмет должен располагаться на определенном месте. Придерживаемся следующего правила: все, что берется левой рукой, должно находиться слева; все, что берется правой рукой- справа; все чем пользуемся чаще, располагаем ближе, а то, чем пользуемся реже, должно лежать дальше. Мерительный инструмент необходимо класть отдельно от заготовок и деталей, заготовки- отдельно от готовых деталей.

                           

             

    Далее нам необходимо ознакомится с чертежом.( демонстрация слайда, мастер комментирует чертеж)

    Основные требования к обработанному образцу:

    1. Шлифование поверхности должно иметь шероховатость не ниже 1,25 (7 кл)
    2. Отклонения от параллельности шлифуемых сторон должны быть не более 0,02 мм.
    3. Не плоскостность одной из сторон должна быть не более 0,02 мм.

       Для достижения целей нам необходимо изучить следующие приёмы трудовых навыков

       И так обратите внимание на упражнения: (демонстрация слайда, мастер перечисляет  упражнения)

    1. Подготовка поверхности под шлифование
    2. Установка деталей на магнитную плиту

             3   Установка хода стола. Закрепление упоров

             4.   Предварительный подвод круга к детали

             5.   Включение станка

             6.   Подвод круга к детали до первой стружки. Обработка детали.

             7.   Контроль параллельности и плоскостности микрометром, индикаторными часами, лекальной линейкой.

             

                 

         При обработке плоских поверхностей могут возникнуть следующие виды брака: (демонстрация слайда)  

     

                                                   Виды брака

          Виды брака

                Причины

      Меры предупреждения

    Неполная высота резьбы

    Неодинаковая высота резьбы по всей длине

    Не чистая, «рваная» поверхность резьбы

    « Растяжка» резьбы

    Неправильно подготовлена заготовка: занижен диаметр стержня

    Конусность стержня

                                     Перекос плашки  при нарезании

     Чрезмерно затупленный инструмент. Завышена скорость резания.

    Недостаточная смазка

    Размеры стержня принимать по справочнику и тщательно контролировать их

    Тщательно контролировать заготовку. Крепить инструмент в подвижной качающейся оправке.

    Контролировать положение плашки  в момент врезания.

    Заменить инструмент

    Откорректировать скорость резания по первой детали

    Улучшить смазку

                       

            

                                                                                                                                                                                          Наше занятие мы продолжаем с повторения Техники безопасности до начала работы:

      Что в первую очередь обязан проверить шлифовщик?

    1. Заземление станка.
    2. Наличие деревянного настила.
    3. Наличие защитных очков.
    4. Проверка работы станка
    5.  Проверить исправность систем смазки и охлаждения.
    6. Обо всех неисправностях станка доложить мастеру, и до устранения неисправностей к работе не приступать.

        При работе на шлифовальных станках опасность травматизма значительно выше. Чем при работе на других станках.

    Основной причиной повышенной опасности при шлифовании является разрыв шлифовального круга во время работы за счет высоких скоростей резания, чувствительности к вибрациям, ударам и относительно меньшей прочности по сравнению с другим режущим инструментом.

       Во время работы станка, а также при правке круга нельзя находится в зоне вращения круга. В экстренном случае нажимаем красную кнопку «СТОП» (отключение работы всей системы станка)

                  Объявляю критерии оценок: (демонстрация слайда)

                                   

                                     5

    Соблюдения техники безопасности. Соблюдение организации труда. Соблюдение технологического процесса

                                     4

     Соблюдения техники безопасности.              Не соблюдение организации труда. Соблюдение технологического процесса

                                     3

    Соблюдение техники безопасности.                          Не соблюдение организации труда.                     Не соблюдение технологического процесса

    Далее произвожу показ приемов согласно,  перечня упражнений.

      (с комментариями  по  техники безопасности -  во время работы.)

      Раздаю каждому обучающемуся инструкционную карту по теме:

                            « Шлифование плоских поверхностей с ручной подачей.

    Проверка параллельности и плоскостности».

             Для закрепления пройденного материала приглашаю учащегося к станку для освоения трудовых приёмов по шлифованию плоских поверхностей.

               Далее инструктаж по Т\Б по окончании работы:

                               - выключить станок

                               - привести в порядок инструмент  и рабочее место.

                               -очистить станок от стружки и грязи.

                               - смазать станок.

            Всем приступить к выполнению задания.

       В ходе текущего инструктажа обход рабочих мест с целью соблюдения рациональных трудовых приёмов  При возникновении затруднений у учащихся провожу индивидуальный инструктаж.

         Работа закончена. Учащиеся сдают свои работы на проверку.

    Заключительный инструктаж:

           Сегодня Вы изучили упражнения по теме урока. Все упражнения Вы отработали и освоили.

         (Мастер оценивает работу каждого обучающегося.)

     Хочу обратить Ваше внимание на типичные ошибки:

    1. Неуверенность в выполнении трудовых приёмов.
    2. Не верно выбрана базовая поверхность
    3. Задают глубину резания более 0,02 мм
    4. Подача круга производят с нарушением тех. процесса,то есть над деталью

      Оцениваю работу каждого ученика с сообщением оценок.

                           Все сегодня работали замечательно. Молодцы!!

                                                    Домашнее задание

       

        Учебник:. А.Г. Схиртладзе «Станочник широкого профиля» стр. стр. 206-215. Глава 13 «Шлифование и шлифовальные станки»

                                                                                   

                                     Уборка рабочих мест.

              Ответственный дежурный  ________________

                                   ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

     

                     ТЕМА. НАРЕЗАНИЕ РЕЗЬБЫ ПЛАШКАМИ

    Учебно-производственное задание. Нарезание  резьбы плашками.

       Цель задания: научиться нарезать  резьбу плашками на деталях, закрепляемых в трех кулачковом патроне с подачей плашки при помощи пиноли задней бабки и суппорта

        Оснащение рабочего места: плашки — цельная (1 шт.)   согласно нарезаемой резьбе;

    плашкодержатель;

    заготовки для нарезания резьбы;

    штангенциркуль с величиной отсчета 0,1—0,05 мм;

    смазочно-охлаждающая жидкость;

    калибр-кольцо

            Содержание  работы по заданию

                   

       Инструктивные указания и пояснения      

         

          Наладка и настройка станка

                       для  

         нарезания резьбы плашкой

    1. Наладка станка для нарезания резьбы плашкой              

    1.  Настроить станок для нарезания резьбы плашкой.

             Нарезание резьбы плашкой

    1. нарезать резьбу плашкой

       

       

    2. Свинтить плашку с нарезанной части детали

    3. Проверить нарезанную резьбу

     Установить и закрепить в трех кулачковом патроне деталь. 

        Снять резцедержатель; переместить и закрепить заднюю бабку к правому концу детали с таким расчетом, чтобы между пинолью  задней бабки (выдвинутой из корпуса на 30—40 мм) и торцом детали можно было вставить плашкодержатель  с плашкой.

       Переместить нижние салазки до положения, при котором можно будет упереть рукоятку  плашкодержателя в верхнюю часть суппорта

    Подобрать режим резания: скорость для стали 3-4 м/мин; чугуна — 2,5 м/мин; латуни — 9—15 м/мин.  Настроить станок на выбранный режим резания

     Пустить станок. Взять плашкодержатель ,в левую руку , установить его корпус в пиноль  задней бабки и одной рукояткой в поверхность верхней поворотной части  суппорта; вращая маховик задней бабки по часовой стрелке, подать при помощи пиноли плашку на вращающуюся  деталь. Как только плашка полностью навинтится на нарезаемую часть детали, вращением маховика в обратную сторону против часовой стрелки, отвести пиноль  в исходное положение.

     Следить, чтобы плашка на ходу станка не подошла вплотную к уступу детали . Подвести плашку вплотную к уступу, вращая патрон или плашкодержатель , вручную.

     Применять смазочно-охлаждающую жидкость:  для стальных деталей — эмульсию простую и осерненную, растительные и смешанные масла, вареное масло;  для чугунных деталей — без охлаждения или керосин; для латунных — сурепное масло;  для бронзовых — без охлаждения или сурепное масло;  алюминий и его сплавы — без охлаждения или керосин, или сурепное масло.

    Пустить станок на обратное вращение шпинделя и, придерживая плашкодержатель левой рукой, свинтить его. Обратить внимание на отвод пиноли на  расстояние, достаточное для свободного схода  плашкодержателя с детали

     Проверить резьбу калибром-кольцом или ранее нарезанной гайкой (втулкой)

    Если проходное калибр-кольцо не навинчивается на резьбу или непроходное, наоборот, навинчивается, следует  заменить плашку на такую же другую


                                                 Используемая литература:

     Основные источники:

    1.Багдасаров Т.А. Технология токарных работ: учебник для нач. проф.

              образования  / Т.А. Багдасарова. – 2-е изд., испр.- М. : Издательский

              центр «Академия», 2012.-160 с.

    1. Покровский Б.С. Технические измерения в машиностроении : учеб.

             Пособие/ Б.С. Покровский, Н.А.Евстегнеев.- М.: Издательский центр

             «Академия»,2007.-80 с.

    3. Феофанов А.Н. Основы машиностроительного черчения: учеб. пособие/

               А.Н. Феофанов.- М.: Издательский центр «Академия»,2007.-80 с.

    4. Интернет ресурс:

               http://technologys.info/metall/sortprokat/naresnaruzhrezby.html

     Дополнительные источники:

     5.Слепинин В.П. Руководство для обучения токарей по металлу. Учеб.

               Пособие для сред. Проф.тех.училищ. Изд. 6-е, стереотип.- М., «Высш.

               Школа» 1997.- 200 с: ил.

     6. Зайцев Б.Г., Рыцев С.Б. Справочник молодого токаря.- М.: Высш.шк.,

              1988.-336 с.: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

    ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станкахразличного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,копировальных, шпоночных и шлифовальных) (УЧЕБНА...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

    Содержание   1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ     2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  3. СТРУКТУРА и ...

    ПМ.02. Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных

    I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств. 41.1. Область применения. 41.2. Система контроля и оценки освоения программы ПМ... 111.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении ...

    Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) по теме «Фрезерные станки»

    Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «15.01.25 Станочник (металлообработка)» по теме «Фрезерные станки». Тема урока изучается в учебной дисциплине ОП 05. Общие основы тех...

    Методическая разработка урока учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Механическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей.

    Методическая разработка урока учебной практики     по профессии 43.01.09 Повар, кондитерМеханическая кулинарная обработка, нарезание и подготовка к фаршированию плодовых овощей....

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики по профессии «ШВЕЯ» по теме: ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАБОЧИХ РУКАВИЦ

    Аннотация урока учебной практики Данная педагогическая разработка представлена в виде методической разработки учебного практического занятия по теме: «Изготовление рабочей рукавицы» и предназнач...