Методическое пособие "Анализ – обзор художественной культуры России XVIII в. на слушании русской классики"
методическая разработка по теме

Богатова Екатерина Дмитриевна

Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки.

Методическое пособие предназначено для использования на практике студентами педагогических колледжей. В методическом пособии рассматривается теоретическая часть художественной и музыкальной культуры XVIII в., предлагаются примеры слушания и иллюстрации XVIII в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.odt894.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Е.Д. Богатова

Анализ – обзор художественной культуры России XVIII в.  на слушании русской классики

Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки

Челябинск, 2015


Министерство образования и науки Челябинской области

 ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Е.Д. Богатова

Анализ – обзор художественной культуры России XVIII в.  на слушании русской классики

Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки

Челябинск, 2015


Богатова Е.Д. анализ – обзор художественной культуры России XVIII в. на слушании русской классики. – Ч.:2015, с 15.

Методическое пособие предназначено для использования на практике студентами педагогических колледжей. В методическом пособии рассматривается теоретическая часть художественной и музыкальной культуры XVIII в., предлагаются примеры слушания с иллюстрациями живописи  XVIII в.

СОДЕРЖАНИЕ                                                                  

Аннотация

  1. Введение
  2. Общая характеристика художественной культуры России XVIII в.
  3. Особенности русской музыкальной культуры XVIII в.
  4. Примеры слушания с образцами живописи XVIII в.

Заключение

Список литературы

 

 


Введение.

В истории русской художественной культуры XVIII столетию принадлежит особое место. Именно в эту пору бурно и всесторонне развивались в России многие жанры изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Интенсивное развитие светского искусства способствовало возникновению многочисленных произведений, в которых отразилось новое, передовое мировоззрение, вдохновленное прогрессивными идеалами своего времени. Творчество выдающихся представителей русской литературы и искусства свидетельствует о высоком развитии культуры в XVIII столетии, о неисчерпаемом богатстве народных талантов, о том, что

...может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Как писал в одном из своих писем художник: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Можно считать, что в этих словах заключена идея созидания, творения прекрасного, ведь как нам показывает история, без искусства жизнь человека станет бессмысленной, оскудевшей. Поэтому так важно развивать в детях чувство прекрасного, научить творить, научить созидать, чтобы творить новые образцы искусства, сохранить то прекрасное, что создавалось людьми на протяжении всей человеческой жизни.

И данное методическое пособие относится к художественно-эстетической направленности, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, призвана способствовать успешному развитию их склонностей, способностей, позволяет в рамках предмета «урок музыки» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно, чутко воспринимать музыку на примере образцов художественной культуры XVIII в.


  1. Общая характеристика художественной культуры России XVIII в.

История русской живописи в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.
      Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. за рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
      Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
      Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. Расцвет искусства середины XVIII века совпадает с подъемом всей национальной культуры, представленной именами Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Радищева. Начиная с петровского времени, русская культура развивалась под влиянием идей просветительства, и портретное искусство стало воплощением нового идеала человеческой личности, возникшего в передовых кругах русского общества.
       Крупнейшие мастера того времени – Антропов и Аргунов, самостоятельно овладевали приемами портретного искусства. В отличие от иностранцев, они стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
      Во второй половине XVIII века дальнейшее развитие идей просветительства определило высокое представление о назначении человека и наполнило искусство гуманистическим содержанием. Выдающиеся художники того времени – Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский оказали глубокое воздействие на развитие портретного искусства.


2. Особенности русской музыкальной культуры XVIII в.

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение   духа   свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых,  писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и  Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже
XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции,  обусловленной трехвековым  монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного"  (в том числе образованности, нравов, форм  культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это  был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская
 культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся

В литературе и поэзии,  в архитектуре и живописи, в театре и музыке. О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII в. светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. Интенсивный рост русской культуры в XVIII в. в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

На протяжении всего XVIII столетия русская  музыка   переживала бурный рост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени, складывались свои  профессиональные традиции в области музыкального творчества, образования, исполнительского искусства. Это был сложный, противоречивый процесс. Он протекал в обстановке господства феодально-крепостнической системы, с присущими ей сословными разграничениями. Оторванность дворянства от народной среды неизбежно накладывала отпечаток на вкусы, культуру и эстетические требования образованных слоев русского общества. В дворянских кругах господствовало представление о музыке как о своеобразном украшении аристократического или придворного быта, приятном развлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались в этой среде прежде всего признаком тонкого европейского воспитания и светской "галантности". А это в свою очередь порождало тот дух слепого подражания Западу, против которого столь резко протестовали наиболее просвещенные, передовые русские деятели XVIII века Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Новиков. Борьба за подлинно национальную, самобытную культуру, за развитие русского литературного языка, за овладение народными художественными традициями  характеризует их творческую жизнь и деятельность.

Как и другие виды художественного творчества, ,музыка в России XVIII века не сдёлалась подражательным явлением. Она создавалась в условиях самой напряженной и острой борьбы за утверждение национального самосознания.

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно  ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

 Новая функция   музыкального искусства особенно полно проявилась  в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов (выражение героико-патриотических настроений петровской эпохи).

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно   укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.  Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством  игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде. Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева. Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских композиторов (произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи и др.).

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях. К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Успехи   музыкального   образования  и театрально-концертной  жизни создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу  XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в  области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни. Но самым важным и самым почетным завоеванием русской музыкальной культуры XVIII века явилось создание своей творческой традиции - рождение национальной композиторской школы.


3. Примеры слушания с образцами живописи XVIII в.

1. Кант «Орле Российский»

Россия — великая держава. Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. Из образов культуры 18 века, приободряющая музыка была написана под  жанром «кант» - это многоголосная бытовая песня, канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты. Канты исполнялись торжественно, величественно, исполнялось ради того, чтобы предать людям чувство патриотизма, любви к Родине, силе духа, отваги.

 2. Преображенский марш Петра великого.

С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов. Созданный неизвестным композитором ближе к концу правления российского императора, он стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа  делали его незаменимым при военных походах и парадах. Эта музыка как олицетворение величия и мощи России, «распрямляющей свои плечи», уже к концу жизни Петра I звучала в качестве победного гимна. С победным маршем шла в атаку русская армия, придавая уверенность в победе, отвагу солдатам. Вскоре С. Марин написал слова, чтобы на музыку марша можно было петь песню для воодушевления солдат во время переходов или при торжественном вступлении в европейские города. Вот ее текст:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов;.

Вспомним матушку-царицу,

Вспомним век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг!

Вот Суворов где сражался!

Там Румянцев где разил!

Каждый воин отличался,

Путь ко славе находил! 

3 Опера Соколовского « Мельник – колдун, обманщик и сват

        

«Мельник — колдун, обманщик и сват» — пасторальная «комическая опера» (музыкальная комедия) в трёх действиях по пьесе А. О. Аблесимова, впервые поставленная в 1779 году и имевшая шумный сценический успех в 1780-е годы. Комедия исполнялась в разных редакциях и на различную музыку, чаще всего — на «народную» музыку М. М. Соколовского.

Сюжет оперы заключается в том, что влюблённые крестьяне Филимон и Анюта хотят пожениться, но браку противится мать Анюты — рождённая во дворянстве, выданная замуж за крестьянина, не желающая крестьянской доли для своей дочери. Титульный герой, плутоватый мельник Фаддей, берёт на себя роль свата и убеждает родителей невесты не противиться выбору молодых. Все персонажи пьесы — свободные, зажиточные «поселяне», жених Филимон однодворец — дворянин, который сам пашет землю.

Картина представлена из первого акта, когда Филимон приходит к мельнику, просит погадать о находке коней. Мы прослушаем фрагменты из каждого акта, сцены жизни героев и охарактеризуем и повествуем кратко каждый акт.

Заключение.

Проанализировав историю художественной и музыкальной культуры XVIII в., можно сказать, что восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Сближение между искусством и наукой пробуждало у художников интерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковной идеологии.

В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистического искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличивалась идея бога, поэтому светское искусство начинало с образа человека.


Список литературы

  1. Гозенпуд, А. А. Примечания (к пьесе «Мельник — колдун, обманщик и сват»)        Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX века.  Сборник: Т. 1. — Сов. писатель, (Библиотека поэта. Большая серия), 1990 
  2. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века, О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский, 1973
  3. История Русского искусства. Москва. «Изобразительное искусство». - 3-е изд., перераб. и доп., 1987
  4. Клейн, Й. Русская литература в XVIII веке. — Индрик, 2010
  5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2002
  6. Мир Русской культуры. Энциклопедический справочник. Российская таможенная академия Санкт-Петербургский филиал имени В.Б.Бобкова. Москва, 2000
  7. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.
  8. Русская лира. «Очерки о музыкальной России»., 1971. Миронов А. Г.
  9. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М., 1984




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект презентаций по курсу "Мировая художественная культура"

Представляю несколько презентаций по курсу "Мировая художественная культура " . Небольшие презентациии помогут студентам непрофильных учебных заведений системы СПО, получить краткие сведения об основн...

Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв.

Интеллектуальная и художественная жизнь  России первой половины XIXв....

Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры  ребята расширят знания об искусстве 17-18 века,  о стиле барокко как явлении культуры XV...

Конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"

Материал представляет собой конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по ОП.17 Русский язык и культура речи

Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.17 Русский язык и культура речи разработаны на основе рабочей программы Федерального госу...

Русская классика в мультфильмах

научно-исследовательский проект...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Кухня в литературных произведениях русских классиков» в рамках предметной недели

laquo;Кухня  в литературных произведениях русских классиков»Методическая разработка предназначена для внеаудиторногомероприятияпо ОД.Литература по теме «Кухня в литературных произвед...