Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв.
план-конспект занятия на тему

Иваненко Ольга Николаевна

Интеллектуальная и художественная жизнь  России первой половины XIXв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая карта (план) занятия №

35/9

Дисциплина

История

Тема занятия

«Интеллектуальная и художественная жизнь

России первой половины XIXв.»

Время

90 минут

Вид занятия (тип урока)

комбинированный урок

Цели занятия

учебная

Показать особенности развития литературы, науки и техники в России в

первой половине XIX в. Ознакомить с открытиями  и техническими

изобретениями, с основными стилями и направлениями  в литературе,

живописи, архитектуре, театре. Охарактеризовать творчество ведущих

ученых, художников, архитекторов, живописцев и т.п.

первой половины XIX века.

развивающая

Формировать понятийный аппарат, зрительную и слуховую память

студентов,   прививать навыки анализа

воспитательная 

Воспитывать любовь к Отечеству,

                                      формировать интерес к предмету и эстетическое чувство

Межпред-метные связи

обеспечивающие

Литература, география

обеспечиваемые

основы философии, основы экономики

Внутренние связи

«Особенности духовной жизни нового времени»,

«Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.»

Обеспечение занятия

А.Наглядные пособия

 

Б. Раздаточный материал

В.Технические средства обучения

Медиапроигрыватель

Г. Место проведения

                          Аудитория

Д. Литература:

Основная

 Волобуев О.В. Клоков В.А. История. Россия и мир.- М.: Дрофа, 2013

Дополнитель-ная

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России.– М.: ВАКО, 2005.

Арсланов Р.А., Блохин В.В.  История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.

Гринин Л. Е. История России - Волгоград: Учитель, 1994

Милов Л.В. История России – М.: Эксмо, 2007.

Сахаров А.Н. История России – М.: АСТ, 2001.


В результате изучения темы студент должен владеть следующими общими компетенциями:

1. Овладение знаниями о ключевых фактах и событиях отечественной и всемирной истории, понимание значимости этих фактов для развития мирового исторического процесса в целом;

2. Формирование представлений о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

3. Формирование системных знаний об историческом времени, историческом пространстве, историческом движении;

4. Формирование умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

5. Формирование способностей интеграции знаний основ общественных  наук,  умений  реконструкции  и   интерпретации  прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на её основе вариантов дальнейшего развития России;


План занятия

I.Организационный момент – 2 минуты

II.Мотивация – 1 минута

III.Актуализация базовых данных – 3 минуты

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов – 65 минут

V.Контроль усвоения знаний – 18 минут

VI.Подведение итогов- 0,5 минуты

VII.Домашнее задание – 0,5 минута

Содержание занятия

№ эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля.

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.

  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

  1. Знакомство с темой занятия, целями и задачами занятия

2

мин.

Традиционное приветствие уч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы и плана  в тетрадях

Презентация

II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

   Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма. Сегодня на уроке мы не будем заниматься изучением всех сторон человеческого бытия русского общества первой половины XIX века. Мы познакомимся с представителями науки, искусства и культуры «золотого века», их произведениями, которые восхищают нас уже второе столетие.

Рождаются великие творенья,
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты

1

мин.

Слово преподавателя

III

Актуализация базовых знаний учащихся

План

Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта уч-ся и повторение ранее изученного материала:

(?) - Объясните название «культура «золотого века»? (Время Пушкина, первая треть XIX века, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России)

(?) - Как вы думаете, почему начальное образование сильно отставало в своём развитии? (Оно было рассчитано на образование низших слоёв общества и государство не было заинтересовано в его развитии)

(?) - Перечислите имена учёных, сделавших наиболее важные открытия в этот период? (Называются имена Лобачевского, Зинина, Петрова, Якоби, Аносова, Струве, Пирогова…)

3

мин

Беседа

IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Литература – младшая сестра истории

II. Система образования первой половины XIX в. 

III. Естественные науки

IV. «Золотой век» российской культуры первой половины XIX в.

65

мин.

Рассказ преподавателя, сопровождающийся просмотром слайдов, беседой и конспектированием основного материала.

(см. содержание лекции)

Y

Контроль усвоения знаний

План

I. Вопросы, направленные на проверку восприятия нового материала повторение ранее пройденного:

(?) – Чем отличается внутренняя политика Александра I и Николая I?

(?) – Как это отразилось на духовной сфере жизни нашего общества?

(?) - Какие основные направления в искусстве начала 19 века можете назвать? Каковы их характерные черты?

II. Проверка домашнего задания

1в. Перечислить основные черты внутренней политики Александра I

2в. Перечислить основные черты внутренней политики Николая I

18

мин.

(3)

(15)

Фронтальная беседа

Письменная работа по вариантам

YI

Подведение итогов

Оценивание  работы группы  на занятии, при необходимости отдельным учащимся выставление оценок.

0,5

мин.

Выставление оценок

YII

Домашнее задание

1. Выучить лекцию

2. Волобуев О.В. Клоков В.А. История. Россия и мир. (стр. 310 – 316)

0,5

 мин.

Задание группе


Дисциплина: «История»

Занятие 35/9

Тема: «Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв.» (презентация, слайд 1)

План (презентация, слайд 2-3)

I. Литература – младшая сестра истории

II. Система образования первой половины XIX в. 

III. Естественные науки

IV. «Золотой век» российской культуры первой половины XIX в.

Содержание занятия

I. Литература – младшая сестра истории (презентация, слайд  4)

Начало XIX века – время духовного и культурного подъёма.

(?) – Каковы его причины? (рост национального самосознания, ускоренный Отечественной войной 1812 года; политика просвещённого абсолютизма Александра I).

Чтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ,

Со временем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменяться безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет.

В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит <.. .>

(?) - Что можно узнать романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина о быте людей первой половины века?

(?) - Подумайте, чем литература может помочь историку, а история - литератору?

Говоря о «философических таблицах» Пушкин имел в виду книгу французского статистика Шарля Дюпена «Производительные и торговые силы Франции», 1827, где даны сравнительные статистические таблицы, показывающие экономику европейских государств, в том числе и России».

Шарль Дюпен (1784—1873), «геометр, инженер и статистик», как его рекомендует русский «Энциклопедический лексикон», «всегда усердно старался о полезном применении математических наук в гражданской службе». Им созданы многочисленные геометрические исследования, труды по кораблестроению, книги по прикладной механике и т. д. «У Дюпена - математика, статистика и политическая экономия, составляют науку счастия общественного. Человечество идет к совершенству, несмотря на препятствия, которые неминуемо уничтожаются временем. Совершенствование человека является нам в улучшении нравов, просвещении ума и увеличении вещественного богатства. Все сии три предмета для полного успеха требуют взаимной помощи и один без другого существовать не могут или будут несовершенны. В усовершенствовании общественном все звания граждан, без исключения, должны участвовать». Вот основные идеи, которые раскрывает Дюпен в красноречивом изложении своем производящих сил Франции.

Для Пушкина, как и для декабристов, ликвидация русской технической отсталости была одной из важных задач русской культуры («просвещения» — согласно его словоупотреблению).

Ироническая концовка строфы («И заведет крещеный мир / На каждой станции трактир») нисколько не ослабляет пафоса высказанных здесь чаяний, вдохновенного гимна грядущему русскому техническому прогрессу. Вялой сатирической мысли Вяземского — «Исполнятся судьбы земные, / И мы не будем без дорог» — Пушкин противопоставляет широкую перспективу общественного благоустройства и более совершенной транспортной техники.

Замечательно при этом, что картина технически усовершенствованных средств сообщения в будущей России, изображенная Пушкиным, представлялась ему вполне реальной и осуществимой.

Мосты чугунные чрез воды

Повиснут звонкою дугой...

В первом номере «Московского телеграфа» за 1825 г. сообщалось: «Висячие мосты входят в общее употребление. В Петербурге сделан такой мост через Мойку. В Англии остров Англезей соединен с твердою землею таким мостом».

У Пушкина:

...под водой

Пророем дерзостные своды...

В Англии, сообщал тот же «Московский телеграф», ревностно «принялись... за подземную дорогу, которая будет прокопана под Темзою»

Пушкину, по-видимому, была хорошо известна история строительства шоссе между Москвой и Петербургом и организации регулярного движения «поспешных дилижансов», — эта затея считалась первоначально одной из аристократических причуд и некоторое время оживленно обсуждалась в Москве и Петербурге.

В одном из своих произведений («Путешествие из Москвы в Петербург», не путать с произведением Радищева) Пушкин упоминает, что «великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра», а «дилижансы учреждены обществом частных людей».

Действительно, первое шоссе между Москвой и Петербургом строилось с 1816 г. и открыто только в 1833 г. Это было крупное событие, не перестававшее служить темой для оживленных бесед в течение нескольких лет. Тем более, что даже к концу 30-х годов в пределах тогдашней Российской империи «было устроено лишь 780 км шоссейных дорог, преимущественно в Царстве Польском.

Первая в России крупная акционерная компания по организации пассажирских рейсов в дилижансах между Москвой и Петербургом учреждена была в 1820 г. Пушкин не мог не знать, что во главе этого «общества частных людей» стояли представители русской знати, и прежде всего М. С. Воронцов; другими акционерами были А. И. Татищев, А. С. Меншиков, А. Лобанов-Ростовский и др.

Итак, в первой трети XIX в. в России развитие всех элементов транспортной техники шло медленно, задерживаясь в силу многих причин, то с начала 30 годов эта техника быстрыми шагами двинулась вперед. Крутой подъем наметился тогда сразу во всех областях, где только могла проявить себя новаторская техническая инициатива.

Все это ощутимо меняло общий уклад жизни в столицах и провинции, оживленно обсуждалось в русской печати и не могло не стать в эти же годы достоянием литературы и искусства. В поэзии, в повествовательной литературе, в публицистике 30-40 годов стали мелькать непривычные и еще не установившиеся технические термины, все чаще начали появляться красноречивые описания в стихах и в прозе езды на пароходах и железных дорогах и связанных с этим новых впечатлений и ощущений, наконец, рассуждения о желательности или нежелательности дальнейших технических нововведений — уже не только на транспорте, но и во многих других сферах практической жизни.

II. Система образования первой половины XIX в. (презентация, слайд 5)

В XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства. В первой четверти XIX в. его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства. Получить образование могли уже разночинцы, часть низших сословий. Это были знаменательные перемены. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.

(презентация, слайд 6) Чтение журналов и книг стало в первой половине XIX в. не просто модой, но и необходимостью для значительной части образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д. П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40гг. уже перестали вызывать удивление. Иметь частную библиотеку теперь было принято.

Расширилась книжная торговля. (презентация, слайд 7)

Это интересно

2 марта 1832 г. – состоялось торжественное открытие книжной лавки А.Ф. Смирдина (Невский пр., 22).

По этому случаю книготорговцем был дан торжественный обед, на котором присутствовали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь и другие литераторы. Позднее ими был преподнесен Смирдину подарок - альманах «Новоселье», куда все присутствовавшие на обеде включили по одному своему произведению. (Альманах - непереодический литературный сборник произведений различных писателей).

Лавка Смирдина явила петербургской публике абсолютно новый тип книготоргового заведения, где на первом этаже находился магазин, а на втором - библиотека. Сам магазин поражал современников, привыкших к убогим книжным лавчонкам, ютившимся в подвалах, своими просторами и великолепием. П. А. Вяземский писал И. И. Дмитриеву: «Рекомендую… книжную лавку Смирдина, первую европейскую лавку с русскими книгами. В ней и не темно, не холодно, не сыро и не грязно».

Практически с самого открытия лавка Смирдина стала центром общественной жизни и главным литературным клубом Петербурга, где живо обсуждались пути развития отечественной словесности.

Основным проводником просвещения, естественно, оставались школы и высшие учебные заведения. (презентация, слайд 8)

Университеты были центрами учебных округов. При них открывались гимназии и училища. Открывались специализированные институты: Педагогический, Межевой, Лесной, Техническое училище, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства и др. Страна ощущала растущую потребность в инженерах, врачах, педагогах, агрономах.

Система образования вместе с тем находилась под постоянным и подчас удушающим контролем государства. Опасались распространения нежелательных идей, а университетская среда как раз и являлась их источником.

(?) – Итак, давайте обобщим то, что услышали. Какие изменения происходят в образовании? (презентация, слайд  9)

Положение в сфере образования изменилось к худшему воцарением Николая I(презентация, слайд 10):

- был издан рескрипт, запретивший принимать детей крепостных крестьян в гимназии и университеты: молодые люди, как утверждалось, приучаются в них «к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию»;

- новый университетский устав уничтожил автономию (независимость), полученную университетами тридцатью годами ранее;

- количество студентов каждого университета ограничили до 300, а лекции профессоров печатали только с разрешения попечителей учебных заведений;

- запретили отпускать в заграничные командировки служащих Министерства народного просвещения и приглашать иностранных ученых для преподавания в России.

Это интересно

УНИВЕРСИТЕТЫ ПРИ НИКОЛАЕ I

В университете установился совершенно новый строй. Прежняя свобода исчезла. Студентам запрещено было ходить в кондитерские, читать газеты. В стенах университета не позволено было уже ходить расстегнутым, на улице нельзя было показаться в фуражке: требовалось, чтобы студенты непременно были в треугольной шляпе и при шпаге. <...> От студентов, выезжавших в свет, требовалось, чтобы они на балах в высочайшем присутствии были в чулках и башмаках, хотя в то время эта форма сохранялась только при дворе. <...> Наконец, в Крымскую войну введено было военное обучение: студентов ставили во фронт на университетском дворе и заставляли маршировать. Московскому университету, да и всему просвещению в России, нанесен был удар, от которого они никогда не оправились.

Из воспоминаний Б. Н. Чичерина «Москва сороковых годов»

(?) - Что было запрещено студентам новым университетским уставом? Почему?

(?) - С какими целями, по вашему мнению, ввели военную подготовку?

III. Естественные науки (презентация, слайд 11)

 В первой половине XIX в. в России успешно работали ученые, которые самостоятельно пришли к выводу о развитии природы. 

Яков Кузьмич Кайданов (1779-1855) - талантливый естествоиспытатель и педагог в работе  впервые осветил четыре формы жизни: примитивную, растительную, животную и человеческую. Ученый-эволюционист, рассматривая природу как единое развивающееся целое, проанализировал в своей работе этапность в развитии природы от примитивной жизни, свойственной некоторым неорганическим формам, к жизни растительной, животной и человеческой, в которой «высшая продуктивность природы как бы достигла своего кульминационного пункта». Эта обстоятельная работа способствовала развитию эволюционной идеи, а последняя, в свою очередь, — биологической науки в дореволюционной России.

Ботаник-систематик, врач, естествоиспытатель Павел Федорович Горянинов (1796-1865)  в своих сочинениях построил линию последовательного развития неживой и живой природы вплоть до человека. Он первым высказал предположение, что организмы состоят из клеток.

 Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика Карла Максимовича Бэра.

Знаменитый натуралист-естествоиспытатель, основоположник научной эмбриологии, географ-путешественник, исследователь производительных сил России Карл Максимович Бэр родился 28 февраля. 1792 г. в небольшом местечке Пипа Иервинского округа Эстонской губернии. Его родители, числимые дворянами, были выходцами из мещанкой среды. Раннее детство К. М. Бэр провёл в имении своего бездетного дяди, где он был предоставлен самому себе. До 8 лет он не был знаком даже с азбукой.

Когда ему исполнилось восемь лет, отец забрал его в свою семью, где он в течение трёх недель догнал своих сестёр по чтению, письму и арифметике. К 10 годам под руководством гувернёра он освоил планиметрию и научился оставлять топографические карты; 12 лет он умел пользоваться определителем растений и приобрёл солидные навыки в искусстве гербаризации.

В 1807 г. отец отвёз его в дворянскую школу в Ревеле (Таллин), где его после испытаний приняли сразу в высший класс. Прекрасно успевая в учении, юноша увлекался экскурсиями, составлением гербариев и коллекций.

В 1810 г. К. М. Бэр поступил на медицинский факультет Дерптского (Юрьевского) университета, готовясь к карьере врача. Пребывание в университете было прервано в 1812 г. вторжением Наполеона в Россию. К. М. Бэр отправился в русскую армию в качестве врача, но вскоре заболел тифом. Когда армия Наполеона была изгнана из пределов России, К. М. Бэр вернулся в Дерпт продолжать учение.

В нём пробуждается страсть натуралиста и он намеревается стать зоологом, сравнительным анатомом. К. М. Бэр решил покончить с врачебной профессией.

Он провёл ряд исследований по анатомии животных. Он наблюдал за развитием цыплят и млекопитающих. Именно им было открыто то исходное начало — яйцо, из которого развивается зародыш высшего животного. Исследуя день за днём, а нередко и час за часом развитие цыплёнка, он шаг за шагом проследил картину его развития. Много лет спустя по случаю 50-летнего юбилея научной деятельности К. М. Бэра Российская Академия наук преподнесла ему большую медаль с барельефным изображением его головы и надписью вокруг неё: «Начав с яйца, он показал человека — человеку».

В 1834 г. он с семьёй покидает Кенигсберг. Как он сам писал, «решив променять Пруссию на Россию, был одушевлён только желанием принести пользу своей родине».

Среди эмбриологов шел долгий спор о том, из какого полового элемента — яйца или живчика вырастает зародыш. Так называемые овисты (ovo — яйцо) считали, что яйцо и есть зародыш, а живчик выполняет лишь роль толчка при оплодотворении; анималькулисты (animalculus — животное, живчик), наоборот, считали, что зародыш заключён в живчике, а яйцо доставляет зародышу только питательный материал.

К. М. Бэр не только ясно и отчётливо осознал, что история развития особи животного есть процесс новообразования, процесс последовательного формообразования различных частей организма из более простой однородной массы половых клеток, но он первый полностью проследил этот процесс на конкретном материале и наметил его основные закономерности.

Он наблюдал формирование бластомеров — первичных эмбриональных клеток в образовательной части рубчика желтка яйца, их последовательное умножение путём дробления и образование бластулы — одностенной пузырчатой стадии в развитии всякого животного зародыша. Он значительно углубил и уточнил наблюдения Пандера об образовании двух зародышевых листков, наружного и внутреннего; эти зародышевые листки и являются теми первичными тканями, из которых в дальнейшем процессе развития дифференцируются все органы взрослой особи. К. М. Бэр проследил как формирование из наружного зародышевого листка первичной нервной трубки, так и образование из переднего конца этой трубки, путём её расширения, головного мозгового пузыря (будущего головного мозга) с последующим выпячиванием из него глазных пузырей (будущих глаз). К. М. Бэр детально проследил развитие сердца, имеющего вначале вид небольшого расширения сосудистой трубки, а затем превращающегося в четырёхкамерное образование. Он описал возникновение первичной спинной струны — основы осевого скелета всех позвоночных животных, а также развитие позвонков, рёбер и прочих костей. Он проследил развитие кишечного канала, печени, селезёнки, мышц, околоплодных оболочек и другие стороны развития организма. Процесс зародышевого развития впервые предстал перед изумлёнными взорами натуралистов во всей своей простоте и величии.

Сопоставляя развитие ряда позвоночных, К. М. Бэр подметил, что чем моложе эмбрионы различных животных, тем более они обнаруживают сходство между собой. К- М. Бэр сделал вывод о том, что развитие протекает так, что простой по структуре зародыш, дифференцируясь, сначала обнаруживает признаки того типа, к которому принадлежит взрослая особь, затем формируются признаки класса, позднее отряда, семейства, рода, вида и в последнюю очередь индивидуальные признаки особи. Развитие есть процесс дифференциации от общего к конкретному.

К. М. Бэр совершил десятки путешествий и экспедиций не только «по градам и весям» России, но и за границу. Он собрал ценнейшие коллекции животных и растений. Смысл географического познания он видел в изучении производительных сил природы с целью их более рациональной и эффективной эксплуатации на благо хозяйствующего человека.

Хищнический лов рыбы частными промышленниками в устье Волги и на Каспии-  основном районе рыбной продукции тогдашней России, дававшем 1/5 всей рыбодобычи страны, привёл к катастрофическому падению улова рыбы и грозил потерей этой главнейшей рыболовческой базы.

Для исследования рыбных богатств Каспия была организована большая экспедиция, во главе которой встал шестидесятилетний К. М. Бэр. Он установил, что причина падения улова вовсе не в оскудении природы, а в корыстолюбивых интересах частных рыбопромышленников, хищнических способах лова рыбы и нерациональных примитивных методах её обработки. Он пришёл к выводу, что причиной всех бедствий является непонимание того, что существующие способы лова не давали рыбе возможности размножаться, так как вылавливали её до нереста (икрометания) и этим обрекали промысел на неизбежное падение. К. М. Бэр выступил с требованием введения государственного контроля за охраной рыбных запасов и их восстановления, подобно тому, как это делается в рациональном лесоводстве.

Ученый он разработал ряд правил к «выгоднейшему употреблению продуктов рыболовства». В частности, ему принадлежит инициатива заготовки впрок каспийской бешенки (черноспинки), которая до сего времени шла лишь на вытопку жира. Рыбопромышленники, находясь в плену старых привычек, сопротивлялись всеми силами этому новшеству, но К. М. Бэр собственноручно произвёл засол бешенки и при первой же дегустации убедил маловеров в исключительной её доброкачественности. Эта новая каспийская сельдь пришла на смену «голландской» сельди, ввоз которой к нам прекратился из-за Крымской кампании. Научив заготовлять каспийскую сельдь, К. М. Бэр на миллионы рублей увеличил национальное богатство страны.

Из географических открытий К. М. Бэра необходимо отметить его знаменитый закон — «закон Бэра», по которому все реки северного полушария перемещают свои русла в сторону своего правого берега, который в силу этого постоянно размывается и становится крутым, тогда как левый берег остаётся пологим, исключая места крутых поворотов; в южном полушарии отношения будут обратные. Это явление асимметрии берегов рек К- М. Бэр поставил в связь с суточным вращением Земли вокруг своей оси, увлекающим и отклоняющим движение воды в реках к правому берегу.

К. М. Бэр был одним из инициаторов и учредителей Русского географического общества, которое существует до сих пор и в котором он был выбран первым вице-президентом. Он организовал при Академии наук издание специального периодического органа «Материалы к познанию Российской империи», которые сыграли исключительную роль не только в развитии описательной географии нашей родины, но и в познании её природных ресурсов. Он был также организатором Русского энтомологического общества и первым его президентом.

К. М. Бэр много занимался также антропологией и этнографией. Как и всё, к чему прикасался его удивительный ум, К. М. Бэр понимал антропологию широко и всеобъемлюще, — как познание всего, что касается физической природы человека, его происхождения и развития человеческих племён. Сам К. М. Бэр много работал в области физической антропологии и, в частности, в области краниологии — учения о черепе.

К. М. Бэр был ярым противником термина «раса», считая его по отношению к человеку «неблаговидным» и принижающим человеческое достоинство. Он был сторонником единства происхождения человеческого рода. Человечество он считал единым по своему происхождению и равным по своей природе. Учение о неравноценности человеческих рас и их неодинаковой одарённости к культуре он решительно отвергал.

К. М. Бэр являлся прекрасным популяризатором науки и, в частности, антропологии и зоологии. Он написал ряд блестящих популярных статей для широкой публики.

К. М. Бэр был чрезвычайно жизнерадостный человек, очень любивший общение с людьми и сохранивший эту черту до самой смерти. Несмотря на всеобщее преклонение и восхищение перед его дарованием, он был чрезвычайно скромен и многие свои открытия, как, например, открытие яйца млекопитающих, приписывал исключительно острому зрению в годы своей юности.

За время его долгой жизни ему пришлось поневоле присутствовать на многих юбилеях и торжествах, организуемых в честь него, но всегда он был ими недоволен и чувствовал себя неловко. «Гораздо лучше, когда тебя бранят, тогда по крайней мере можно возражать, а при похвалах это невозможно и приходится выносить всё, что над Вами делают», — сетовал К. М. Бэр. Зато он очень любил устраивать празднества и юбилеи другим.

Заботливое отношение к чужим нуждам, помощь в несчастье, участие в восстановлении приоритета забытого учёного, восстановление доброго имени несправедливо пострадавшего человека, вплоть до помощи из личных средств, — были обычным явлением в жизни этого большого человека. Так, он взял под свою защиту Н. И. Пирогова от нападок прессы и личными средствами помог венгерскому учёному Регули закончить свои научные работы. К.М. Бэр был большим врагом чиновничьей бюрократии. Его всегда возмущало барское снисходительное и кичливо-спесивое, презрительное отношение к «простолюдину».

В личной жизни он отличался большой рассеянностью, с чем связано много анекдотических случаев в его жизни. Однако в своих научных занятиях он отличался исключительной тщательностью и требовательностью.

Обладая слабым голосом, он не был ни оратором, ни искусным лектором. Но его письменная речь была безукоризненно изящна, и ей мог бы позавидовать даже писатель.

Он был большим знатоком истории и литературы и написал даже несколько статей по мифологии.

До последнего дня К. М. Бэр интересовался наукой, хотя глаза его так ослабели, что он вынужден был прибегать к помощи чтеца и писца. Умер Карл Максимович Бэр 28 ноября 1876 г. тихо, точно уснув.

 (презентация, слайд 12) Переворот в математике произвел Николай Иванович Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевклидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математиками лишь полвека спустя.

Это интересно

В 1892 году в России и в других странах широко отметили 100-летний юбилей Лобачевского. Была учреждена международная премия имени Н. И. Лобачевского, в Казани открыт памятник учёному (1896). 200-летие Лобачевского отмечалось в 1992 году. Банком России была выпущена памятная монета в серии «Выдающиеся личности России». В честь Лобачевского назван кратер на Луне. Его имя носят также улицы в Москве, Казани и Липецке, научная библиотека Казанского университета. Горьковский (Нижегородский) университет носит имя Н. И. Лобачевского.

 (презентация, слайд  13) Уральские металлургические заводы не только позволили России сделать мощный экономический рывок — здесь зарождался рассвет отечественной индустрии. На предприятиях, основанных Демидовыми, воплощалось творчество многих русских умельцев, самобытных мастеров, чей труд стал началом российской инженерной мысли.

В 1833 году князь Демидов-Сан-Донато послал своего крепостного механика Мирона Черепанова в Англию для краткосрочной стажировки. Причиной капиталовложений в образование тридцатилетнего крепостного было не только стремление к европейскому подходу управления производством, но и солидные выгоды, которые, в конечном счете, буквально озолотили Демидовых.

Кандидатура тоже была выбрана не случайно. Природный талант отца Ефима Александровича, добросовестность, искусство во многих ремеслах, обеспечили ему славу одного из самых выдающихся тагильских мастеров. Разумеется, все эти качества он воспитал и в своем сыне.

Вместе они предоставили Демидовым целый ряд уникальных изобретений. Токарные, винторезные, строгальные, сверлильные, гвоздильные станки превратили горные заводы в настоящее производство.

В 1824 году Ефим Черепанов сконструировал паровую машину мощностью в четыре лошадиных силы, а спустя четыре года Черепановы построили оригинальную золотопромывательную машину, которая промывала в день 800-1000 пудов золотоносного песка. Один черепановский агрегат заменял 24-х старателей и восемь лошадей. Эта разработка оказалась настолько доходной, что хозяева приказали Ефиму Александровичу и Мирону Ефимовичу построить еще две аналогичные машины. 

Но самое удивительное для того времени изобретение ожидало Россию в 1834 году. В Нижний Тагил Мирон Черепанов вернулся переполненный впечатлениями от увиденного за границей. Произошло это, несмотря на «...затруднения, как по незнанию языка, так и по невозможности видеть внутреннее расположение машин, в действии находящихся». Немедленно Черепановы приступили к созданию первого русского паровоза. И уже в пятом номере санкт-петербургского «Горного журнала» за 1835 год об отце и сыне Черепановых было сказано: По своей конструкции первый русский паровоз превосходил общий уровень тогдашней паровой техники, так же как и рельсовая колея, сооруженная по образцу фроловских дорог, оказалась в техническом отношении совершенней тогдашних зарубежных магистралей.

Движение по первой железнодорожной магистрали — «Царской ветке» открылось 11 ноября 1837 года. Железная дорога соединила Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Нижнетагильская железная дорога (800 метров) заработала на два года раньше Царскосельской, которую официально считают первой в России.

 (презентация, слайд  14) Время требовало расширения и улучшения медицинского дела. К середине XIX в. в России насчитывалось до 10 тысяч врачей. 

О великом таланте хирурга Николая Ивановича Пирогова ходили легенды уже тогда, когда он молодым специалистом проходил обучение в университете города Дерпта (Тарту), и много позже, когда он стал известным врачом.

Однажды он отверг мнение известных врачей относительно диагноза, поставленного Менделееву, и оказался прав. Позднее Дмитрий Иванович Менделеев вспоминал: «Вот это был врач. Насквозь человека видел и сразу мою натуру понял».

Если коротко перечислить достижения Пирогова, то можно указать на то, что он является создателем целой области медицинских знаний - топографической анатомии, которая теперь позволяет врачам точно ориентироваться в организме  и, при необходимости, осуществлять разрезы.

Пирогов также считается основоположником военно-полевой хирургии. В 1847 году Николай Иванович уезжает на Кавказ, где в общей сложности проводит около десяти тысяч операций. Там же он впервые с целью обезболивания использует общую анестезию– эфирный наркоз. До этого все операции проводились без общего обезболивания и хирурги стремились делать их максимально быстро, чтобы причинять меньше страданий пациентам. Сам Пирогов, например, без наркоза удалял воспаленный аппендикс приблизительно за три минуты.

Когда началась Крымская война, Пирогов добровольно уезжает на фронт, чтобы помогать обороняющимся при осаде Севастополя. Там он проводит колоссальную работу, организовывая медицинское обеспечение российской армии. Во время этой компании великий врач впервые начал использовать то, что сейчас считается самым традиционным– гипсовые повязки. Таким образом, была заложена сберегательная тактика, и резко сократилось количество ампутаций конечностей.

В Крыму Николай Иванович впервые взял шефство над медицинскими сестрами, возглавив обучение Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Там же он впервые организовывает сортировку раненных в зависимости от тяжести состояния и прогноза. Некоторые солдаты подлежали немедленной операции, другие должны быть эвакуированы в тыл, в стационарный госпиталь.

Благодаря обширному изучению он создает учение о сепсисе, картине шока и вводит термин раневое истощение. Пирогов стал первым, кто заложил основы асептики и антисептики, заподозрив вину болезнетворных организмов в возникновении инфекции.

Несмотря на активную позицию в хирургическом лечении, Николай Иванович был ярким последователем профилактического направления и предупреждения развития заболеваний. Знаменитое выражение о том, что «будущее принадлежит медицине предохранительной» принадлежит его перу.

Догадывался Пирогов и о ведущей роли нервной системы и сознания в развитии всех заболеваний. Поэтому говорил, что течение раневого процесса отличается у солдат армии, идущей к победе и у тех, кто терпит поражение. Влияние нервной системы было императивным, по мнению ученого.

Помимо деятельности врача Пирогову приходилось много времени уделять обучению новых специалистов. Николай Иванович считал, что воспитание должно заключаться в создании высоконравственного человека с широким кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание!», - восклицал он. При этом обучение и воспитание  должно проходить на родном языке: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство». 

Пирогов стремился создать систему обучения, при которой возможно было привлечь к преподаванию крупных учёных и профессоров. Считал необходимым усилить их влияние на молодых специалистов.

Достижения русских ученых в области естественных наук позволили инженерам сделать ряд интересных практических изобретений. Развитие науки нередко наталкивалось на непонимание и противодействие властей, но потребности страны и стремление к новым знаниям оказывались сильнее любых препятствий.

IV. «Золотой век» российской культуры первой половины XIX в. 

(презентация, слайд  15)

Первая половина XIX в. для русской литературы и искусства — это, прежде всего, быстрая смена художественных ценностей, методов, течений. Словесность жадно впитывала все новое, что рождалось в России, приходило из Европы. Погоня за идеями и модами века, желание за десятилетия освоить то, на что у соседей ушли столетия, приводили к необычайной напряженности духовной атмосферы в стране.

Художественные стили и методы менялись стремительно, но это не столько мешало деятелям культуры, сколько открывало перед ними новые решения и горизонты.

 Классицизм - (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв.

(?) – Вспомните, что характерно для классицизма? (Одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону)

Сколько веков прошло со дня, когда пробудился вулкан Везувий, но в архивах сохранились воспоминания очевидцев о страшной трагедии, постигшей город Помпею в августе 79 г. н.э. Из кратера горы Везувий внезапно забил могучий фонтан расплавленной магмы. Страшный поток не докатился до Помпеи, но падавший с неба горячий пепел, засыпал город, образовав слой в 7-9 метров толщины. Большой красивый город был погребен заживо. Его откапывали в течение 200 лет (начиная с 1748 года). Народ Италии воспринял трагедию как великий гнев богов. Шли века, и постепенно Помпею забыли. И только в XIX веке археологи пришли на место погибшего города.

Очень медленно шла работа. Перед глазами археологов открывалась жизнь и нравственный подвиг народа: мать закрывала своим телом ребенка, сын – отца. И мир вспомнил и заговорил о Помпее. На место раскопок двинулись толпы туристов. Они не спеша разглядывали великолепные разрушенные статуи, фонтаны и здания.

И никто не обращал внимания на молодого юношу, который, волнуясь, всматривался в улицы и строения города, похороненного две тысячи лет назад. Это был художник из России Карл Павлович Брюллов. Он родился в семье мастера художественной резьбы, преподавателя петербургской Академии художеств. Рисовать он научился раньше, чем ходить. Болезненный, он до пяти лет лежал в постели и рисовал на грифельной доске. Едва встал на ноги – началась суровая профессиональная выучка. Из поколения в поколение в семье передавались традиции трудолюбия и высокого ремесла. «Мы дома работали более чем в Академии», – вспоминал Брюллов. Работа считалась важнее хлеба – мальчишке не давали есть, пока он не нарисует положенную часть рисунка. Всю жизнь Карл будет забывать о еде за работой и в академии украдкой вставать ночами и тайком рисовать при свете ночника – дня ему покажется мало. Мальчику было 10 лет, когда его приняли в академию. В 13 лет он штудировал обнаженные фигуры, твердо и точно вырисовывая кисти рук, стопы ног, мускулы спины.

Брюллов «увидел» Помпею еще живой, борющейся со стихией. В его ушах звучал рев вулкана, крики о помощи, ржание мечущихся коней. Перед его мысленным взором сверкали молнии, с неба падали раскаленные камни, а затем пошел ливень из пепла и мелких камней. И все это вдруг так явственно встало перед глазами юноши, что он подсознательно почувствовал: он сможет изобразить то, что уже родилось в его воображении, в мыслях и смутных образах. Его не испугала необходимость изобразить целую толпу народа: он знал, что сумеет это сделать.

Не жалея сил, Брюллов изучает древние вещи: браслеты, амфоры, колесницы. Карл самозабвенно вчитывается в строки очевидца трагедии – римского историка Плиния Младшего. С каждым днем все более оживают отдельные фигуры. Они приходят к нему в любое время суток. Художник работает ночами, оставляя все меньше времени на отдых, боясь упустить смутные образы. Молодой человек работает до полного истощения сил. Иногда работа прерывается его обмороками прямо у холста, и его уносят. Но придя в себя, он пишет снова...

(?) - Как ведут себя люди перед бушующей, уничтожающей все живое стихией? (Люди, конечно же, напуганы разбушевавшейся стихией, они пытаются спастись. Но ведут себя при этом благородно. Вот муж, защищая жену и детей, прикрыл их концом своего плаща, малыш на руках матери, ничего не понимая, тянет руки к птице на земле (в тот день птицы градом сыпались на землю), сыновья, несущие старика - отца…На переднем плане изображены мужчина и женщина, пытающиеся спасти от гибели немощного старика, возможно, своего отца. В его произведении царит любовь, писали современники, – любовь к отцу, любовь к детям)

(?) - Как отразились романтические представления эпохи о человеке в героях Брюллова? (Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Брюллов подчеркивая трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией.)

 (презентация, слайд  16) Иванов Александр Андреевич был сыном профессора исторической живописи в Академии художеств. По её окончании уезжает в Италию. В Россию он вернётся через двадцать восемь лет, за два месяца до своей смерти. Его творческое наследие огромно. Но наиболее известно полотно «Явление Христа народу». Картина на евангельский сюжет, но Иванов считал, что пишет картину историческую.

Главное при рассмотрении художественного полотна - не смотреть, а видеть, обращать внимание на мельчайшие детали. А для этого необходимы внимание и сосредоточенность. Все картины делятся на «громкие» и «тихие». «Последний день Помпеи» - громкая картина, «Явление…» - тихая.

Художник настойчиво внушает нам тишину и сосредоточенность. Раб, бросившийся за одеждой господина и замерший, так и не коснувшись её. Жест господина, говорящий остановиться и не суетится… Златокудрый юноша слева, опустивший руку, призывая к молчанию.

Единственный громкий глас – это фигура человека с крестом и воздетыми руками. Это Иоанн Креститель. По его осанке видно, что он властен над умами людей. То напряжение, которое вызвал приближающийся человек, показывает, что речь идёт об исключительной личности…

Это картина контрастов, жестов, настроений, фигур. Контраст верхней и нижней частей картины: на переднем плане люди, на лицах которых работа сознания, напряжения.., а вверху величавая, безмятежная тишина.

Созданию величайшего полотна художник посвятил 20 лет. Во время работы над картиной Иванов сделал 258 эскизов. В этом произведении выражена идея нравственного преобразования человека, художник показывает людей, жаждущих свободы и ищущих правды.

 (презентация, слайд  17) Первая половина XIX в. — время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем и здесь был классицизм.

Его высокий гражданственный пафос на многие годы определил внешний облик городов России: по числу и масштабам городские ансамбли, созданные в начале XIX в., превосходят те, что были построены в предшествующее столетие.

Андрей Никифорович Воронихин, крепостной графа Строганова, получил «вольную» в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Главное событие в жизни А. Н. Воронихина — возведение в 1801—1811гг. Казанского кафедрального собора в Петербурге.

Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Ампир - поздний классицизм первой трети XIX в. Стиль отражал идеи политического триумфа и мощи России, передает величие, силу и могущество государства и императора Построен на Невском проспекте для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

 (презентация, слайд  18-19) Крупнейшим зодчим Петербурга был Карл Иванович Росси. Ему принадлежат важнейшие сооружения столицы: здание Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей),  ансамбль Александрийского театра и, наконец, здание Сената и Синода. Каждый раз зодчий расширял свою задачу, не просто вписывая сооружения в улицы и площади Петербурга, но и придавая районам столицы новый облик.

 (презентация, слайд  20) На рубеже XVIII и XIX вв. классицизм постепенно  уступает место сентиментализму. Его ярчайший представитель в русской литературе — Николай Михайлович Карамзин, создавший «Историю государства Российского». Для сентиментализма характерно особенное внимание к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.

Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Замечательный слог, яркие характеристики государственных деятелей позволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свое очарование и научную ценность и сегодня.

 Во многом благодаря романтизму обрели ценность идеи свободы, независимости, готовности к жертвам. (презентация, слайд  21) Ответственность за свою личную судьбу была соединена с чувством долга перед Отечеством. Романтизм к тому же воспевал героя, живущего в разладе с обществом, недовольного им, охладевшего к радостям беспечной жизни.

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь…

«Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль…», - сказал Пушкин о поэзии первого русского романтика Василия Андреевича Жуковского (презентация, слайд  22):

                            Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

(?) - Какие картины моря изображает поэт? (Море до, во время, после бури).

(?) - Чем он восхищён? (Гармоническим состоянием, видимым на первый взгляд, моря и неба. Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую — беспокойное. Оно — как человек, как сам поэт).

(?) - А что ближе всего автору в изображённых картинах? (Движение, перемены).

(?) - Возможна ли, достижима ли желаемая гармония, исходя из изображённого в конце стихотворения? (Нет).

(?) - Почему? Говоря о море, как по-вашему, ещё о чём хочет сказать автор?
(автор высказывает взгляды на жизнь: как многие и многое, море не свободно; утрат, печали, непостижимого всегда больше, чем совершенного).

 Кипренский Орест Адамович (презентация, слайд  23) – автор портрета Жуковского - живописец и график, представитель романтизма. Происходил из дворовых крестьян. С детства проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от своего барина вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств. Кипренский писал преимущественно портреты. Среди них - портрет А. С. Пушкина, который считается лучшим прижизненным портретом поэта.

Работы Кипренского построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его неповторимую индивидуальность.

 С 1840гг. наступила эра реализма (презентация, слайд  24). «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского. Вместе с ними произошло рождение русской классической литературы XIX в.

Главным символом-знаком русской реалистической литературы является свет, победа его над силами зла. Среди вечных вопросов бытия, поднятых ими: проблемы рождения, жизни и смерти человека. Описывая простые, понятные всем ситуации, литература выходила к вершинам духа, его противоречиям и подвигам.

Герои русской классики почти всегда молоды, стоят на пороге жизни, ищут, как найти дорогу к добру и справедливости, служению народу и Родине, к любви. Любовь в русской литературе неразрывно связана с социальными идеалами, она существует во имя справедливости, добра, свободы.

 Тропинин Василий Андреевич (презентация, слайд  25) - живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. Поэтому, наверно, так свежи и одухотворены на его полотнах лица простых людей. Каким-то особым старомосковским теплом и уютом веет от его работ. Отличительной чертой творчества Тропинина был показ человека в окружающей его обстановке, за любимым делом. В картинах «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист» Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа.

 Критический реализм (презентация, слайд  26) - жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.

Федотов Павел Андреевич - живописец и рисовальщик. Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской академии художеств, но специального художественного образования не имел. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко в гротескной, форме «события повседневной жизни». Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В небольших картинам Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал». Содержание картин - не изобличение изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к критическому реализму стали его картины «Свежий кавалер», «Сватовство майора». В более поздних работах нашли отражение чувство тоски и одиночества: «Вдовушка», «Анкор, еще анкор». Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского. Умер Федотов в возрасте 37 лет в доме для умалишенных.

(?) - О чем думают герои картины П. Федотова «Утро свежего кавалера»?

(?) - Как вы думаете, для чего на картине изображено огромное количество самых разнообразных предметов? (Федотовский кавалер красуется подобно герою, который удостоен необычайно высокой награды. Даже горделивая поза и наброшенный, как римская тога, халат вызывают у зрителя забавную ассоциацию с античной статуей. Это нагромождение предметов, их необычайно тесное расположение обусловлено тем, что каждый предмет должен дополнить рассказ о жизни героя.)

(?) - О чем думают герои картины «Сватовство майора»? (Достаточно
обыкновенное событие - женитьбу обнищавшего дворянина на богатой купеческой дочке изобразил Федотов. Сам художник давал следующие характеристики героям: «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь»)

 Бытовой жанр (презентация, слайд  27-28)  - посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). В XIX в. художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей, сделать зрителя непосредственным очевидцем наполнявших повседневный быт социальных противоречий и конфликтов.

Венецианов Алексей Гаврилович - русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи (сам из купеческой семьи). На полотнах отображает череду крестьянских лиц, интерьера крестьянской деревни (добиваясь правдивого изображения, однажды приказал выпилить стену сарая, чтобы правильно передать световое ощущение). Венецианов – «первооткрыватель» русского пейзажа (на картинах поля спелой ржи, перелески, соломенные крыши). Но деревня у него несколько условна, декоративна. Крестьянки выходят на барщину как на праздник, изредка мелькнут натруженные руки крестьян.

(?) - Как А. Г. Венецианов изображал крестьян?

(?) - Согласны ли вы с мнением, что художник опоэтизировал крестьян и их быт? (Художник одним из первых обратился к изображению простых людей, сделав крестьянина героем своих произведений. Его изображения крестьян проникнуты нежностью, любовью к крестьянам. Однако художник, действительно, опоэтизировал быт крестьян, которые изображены на его картинах в праздничных одеждах (крестьяне одевали такие одежды в исключительных случаях), и труд крестьянский не кажется зрителям таким тяжелым, каким он был на самом деле.)

Музыка и театр первой половины XIX в. (презентация, слайд  29)

В начале XIX столетия музыка впервые широко обратилась к народной мелодии и национальной тематике.

Начало новой эры в развитии русской музыки связано с именем Михаила Ивановича Глинки (презентация, слайд  30-31). Не получив систематического музыкального образования, он поднялся к вершинам мировой культуры. Огромное значение для него имело общение с замечательными поэтами А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским. М. И. Глинка создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным линиям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героической и легендарно-сказочной. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику.

Настоящий переворот произошел в эти годы и в русском театре.

Плеяду великолепных мастеров сцены возглавил Михаил Семенович Щепкин (презентация, слайд  32). Сын крепостного, М. С. Щепкин с 17 лет выступал на профессиональной сцене, но только в 33 года освободился от крепостной зависимости. Он первым стал играть без суфлеров, внес в игру неисчерпаемый запас жизненных наблюдений. Он повидал и узнал за свою жизнь разное, бывал и в царском дворце, и в крестьянской избе. М. С. Щепкина считают актером-универсалом. Были пьесы, в которых он переиграл все роли, включая молодых девушек.

М. С. Щепкину удалось поднять положение русского актера на иную высоту. Подавая пример честного, добросовестного, талантливого труда, он доказал, что профессия актера не унизительна, как считалось тогда «в свете», а полезна и почетна, что актер не может и не должен находиться в стороне от общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

В развитии духового инструментального искусства первая половина XVIII столетия – период, который оз-наменовался творчеством таких великих композиторов, как А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, И.С. ...

Разработка урока "Власть и реформы в России первой половины XIX века. Николай I Павлович".

Разработка урока, посвященного личности Николая I Павловича и реформам в России второй половины ХIХ века....

Тема: « Культура и искусство первой половины XX века»

на прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития кул...

Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"

Конспект. "История ИЗО России, первая половина 19 века. Архитектура Санкт-Петербурга"...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....