14 Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Социальные преобразования. Культурное пространство и повседневная жизнь.
методическая разработка

Лаптев Александр Викторович

План практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_prakticheskoe_zanyatie_no_14.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

План занятия

Дата

Группа

Преподаватель: Лаптев А.В.

(Ф.И.О.)

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

                                                (код и расшифровка специальности/профессии)

Дисциплина: История

                                                        (название дисциплины)

Тема занятия:

Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Социальные преобразования. Культурное пространство и повседневная жизнь.

Цели занятия:

Обучающие:

знать: основные особенности внутренней политики СССР периода «оттепели», особенности внутренней политики СССР в период начала 1950-х-середины 1960-х гг.; периоды правления И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва, проходившие исторические процессы.

уметь: сравнивать исторические явления, сопоставлять факты, работать с историческими документами, подтверждать аргументами свою точку зрения

        

Развивающие: способствовать формированию  и развитию  коммуникативной, информационной компетенций

Воспитательные: воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, развитие коммуникационных взаимодействий между обучающимися

способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своей страны;

- способствовать формированию понимания неоднозначности оценки роли личности в истории;

- создать образное и личностное восприятие событий изучаемой эпохи.

Планируемые результаты:

Личностные: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной нформационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Общие компетенции: поиск информации, извлечение информации, систематизация информации, обработка информации, письменная коммуникация, разрешение проблем (самоорганизация), восприятие информации на слух, публичное выступление, компетенция разрешения проблем

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления, комплексное применение знаний и умений, комбинированное, обобщение и систематизация знаний и умений, актуализация знаний и умений, контроля и коррекции знаний и умений)

Вид занятия: практическое занятие

Формы организации: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная,

Используемые приемы, методы и элементы пед.технологий: активные и интерактивные методы обучения –беседа,  ИКТ – технологии –ЭОК, проблемный  метод.

_________________________________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: история, география, политилогия

Оснащение занятия:

Дидактические средства обучения: учебные книги, наглядные пособия таблицы,информационные материалы, видео-записи, программно-методическое обеспечение (электронные учебники и пособия, тесты, программы), ситуационные задачи, индивидуальные карточки)

Технические средства обучения (ТСО): ПК, рабочая панель

Ход занятия

(этапы занятия можно передвигать – если Вы считаете нужным)

1. Орг.момент(проверка готовности аудитории и группы к занятию, приветствие, отметка отсутствующих, сообщение темы и образовательной цели)

2.Повторение изученного материала

Слайд 1

1. Каковы были альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы?

2. В чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

3. Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.

4. Что такое демократический импульс войны? В чем его причины?

5. Почему борьба демократической и тотальной тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий?

6. Приведите конкретные примеры усиления административно-командной системы после войны.

3.Мотивация:

Слайд 2

 История распорядилась так, что перемены, происшедшие в СССР в 1950-1960 гг., оказались связаны с именем Н.С. Хрущева. Перед нами стоит задача – выяснить на основе анализа документальных и иных источников, с которыми вы познакомитесь, особенности и характер изменений в советском обществе в политической, экономической. Выяснять мы будем путем проведения практического задания: т.е вы самостоятельно будете выполнять задания и закреплять знания, полученные на предыдущих уроках и в ходе самостоятельного изучения. За вашей работой будут наблюдать два эксперта– аналитика, которые в конце урока дадут анализ работе группы и каждому отдельно. )

Тема нашего практического занятия «Общественно-политическое развитие СССР в условиях «оттепели». СССР в середине 50-х – первой половине 60-х гг. Социальные преобразования. Культурное пространство и повседневная жизнь» . Исходя из темы определите пожалуйста цель.

4. Актуализация опорных знаний

Слайд 3.Работа с терминами

«Антипартийная группа», «атомная дипломатия», десталинизация, «Карибский кризис», конфронтация, «кукурузная лихорадка», культ личности, научно-техническая революция, «оттепель», реабилитация, совнархоз, целина.

5. План изложения нового материала (с включением элементов самостоятельной работы студентов)

Слайд 4

Работа в СДО.

Задание 2. Назовите имена и фамилии исторических деятелей, о которых идет речь 

1. Политический и партийный лидер. Он родился в Курской губернии. Был Первым секретарем ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда. Период его правления иногда называют «оттепелью»: были выпущены на свободу многие политические заключенные.

 По сравнению с периодом правления Сталина активность репрессий значительно снизилась. При нем Советский Союз достиг больших успехов в покорении космоса. Было развернуто активное жилищное строительство. Вместе с тем, с его именем связаны значительное усиление карательной политики, расстрел рабочих в Новочеркасске, неудачи в сельском хозяйстве и внешней политике. На его правление приходится высшее напряжение холодной войны с США. Его политика десталинизации привела к разрыву с режимами Мао Цзэдуна в Китае и Энвера Ходжи в Албании.

2. Председатель правительства. Он учился в Петроградском кооперативном техникуме, в Ленинградском текстильном институте, работал в Тюмени, в Новосибирске. 24 июня 1941 года он был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР. Одновременно с этим руководил эвакуацией мирного населения из блокадного Ленинграда и участвовал в создании «Дороги жизни». Во время голода 1946 – 1947 годов руководил оказанием продовольственной помощи наиболее пострадавшим районам. Поддержка Никиты Хрущева на июньском Пленуме 1957 года позволила ему вернуться в кандидаты в члены Президиума ЦК. С 1959 по 1960 года был председателем Госплана СССР. В 1964 году, когда обсуждался вопрос о снятии Н.С. Хрущева, он назвал стиль правления Хрущева «не ленинским» и поддержал группу, выступавшую за его смещение. Находясь на посту Председателя Совета Министров СССР (октябрь 1964 – октябрь 1980), он добивался децентрализации народнохозяйственного планирования. В 1966 году он был назначен Председателем Совета Министров СССР. Восьмая пятилетка (1966 – 1970), прошедшая под знаком его экономических реформ, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой».

Задание 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы Документ

1. Доклад Н. С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС 25 февраля 1956 г. «О культе личности и его последствиях» (фрагменты):

«…Те отрицательные черты Сталина, которые при Ленине проступали только в зародышевом виде, развились в последние годы в тяжкие злоупотребления властью со стороны Сталина, что причинило неисчислимый вред нашей партии.

…Всякие нормы правильного партийного решения были ликвидированы, все было подчинено произволу одного лица. …Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. …Когда мы сейчас резко выступаем против культа личности … у отдельных людей может возникнуть вопрос: как же так, ведь Сталин стоял во главе партии и страны 30 лет, при нем были достигнуты крупные победы, разве можно отрицать это? Я считаю, что так ставить вопрос могут только ослепленные и безнадежно загипнотизированные культом личности люди, которые не понимают сущности революции и Советского государства, не понимают понастоящему, по-ленински роль партии и народа в развитии советского общества.

…Эти победы – результат огромной по своему размаху деятельности народа и партии в целом, они вовсе не являются плодом руководства одного лишь Сталина, как это пытались представить в период процветания культа личности».

«…Мы полагаем, что страны с разными социальными системами не просто могут существовать рядом друг с другом. Надо идти дальше, к улучшению отношений, к укреплению доверия между ними, к сотрудничеству. …Для укрепления дела мира во всем мире имело бы огромное значение установление прочных дружественных отношений между двумя крупнейшими державами мира – Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки».

 Известия ЦК КПСС – 1989. –№3. – С. 135 – 140, 142 – 144.

Вопросы к документу 1:

  1. В чем суть критики Н. С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина?
  2. Какие меры были предприняты для ликвидации последствий сталинизма в период «оттепели»?
  3. Какие изменения были внесены на ХХ съезде КПСС во внешнеполитический курс СССР и как он реализовывался?

Документ 2. 

Текст резолюции ХХI съезда КПСС (1959 г.) (фрагмент):

«Советский народ, сплоченный вокруг своей Коммунистической партии, достиг таких вершин, осуществил такие грандиозные преобразования, которые дают возможность нашей стране вступить теперь в новый важнейший период своего развития – период развернутого строительства коммунистического общества… Это будет решающий этап соревнования с капиталистическим миром, когда практически должна быть выполнена историческая задача – догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Коммунистическая партия, весь советский народ полны уверенности, что эта задача будет решена успешно».

Хрестоматия по истории России: учеб. Пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 510.

Вопрос к документу 2: 

  1. Какую цель поставило советское руководство в 1959 г.? Была ли она объективно обоснована? Аргументируйте свой ответ.

Документ 3.

Отклики советских граждан на повышение цен 1 июня 1962 г.:

«Бригадир механической мастерской Зонов: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо?».

Старший инженер Местечкин: «Все плохое валят на Сталина, говорят, что его политика развалила сельское хозяйство. Но неужели за то время, которое прошло после его смерти, нельзя было восстановить сельское хозяйство? Нет, в его развале лежат более глубокие корни, о которых, очевидно, говорить нельзя».

 

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 530.

Задание к документу 3:

Назовите причины роста цен на мясо и масло в 1962 г. Правы ли авторы приведенных высказываний? Аргументируйте свой ответ.

6.Закрепление полученных знаний(не менее 15минут

Задание 4. Решите тест

7.Подведение итогов. Рефлексия.

  • сегодня я узнал...
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

- мне захотелось

8.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIXв.

Интеллектуальная и художественная жизнь  России первой половины XIXв....

Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.

Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использо...

Доклад студента Иванчиченко В.С. на тему "Космос, перспективы его развития и влияние на повседневную жизнь людей."

Доклад к городской  конференции посвященной 55-летию полета Ю.Гагарина в космос....

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

Повседневная жизнь в СССР конца 1950-х – начала 60-х годов ХХ века.

Комбинированный урок-практикум «погружение в историю»На уроке формируются представления студентов о жизни, быте и культуре советских людей в период с 1953 - 1964 год. Рассматриваются особе...

Методическая разработка "Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 годах"

Социально-экономическое развитие СССР  в 1985-1991 годах...