Методическая разработка по обучению студентов изображению фигуры человека в технике масляной живописи
методическая разработка на тему

Крылова Ирина Анатольевна

В процессе освоения рабочей программы по специальной дисциплине «Живопись с основами цветоведения» обучающиеся выполняют ряд практических заданий, связанных с изображением фигуры человека маслом. В данной методической разработке рассматриваются задачи обучения студентов специальности «Дизайн (по отраслям)» живописи фигуры человека, а также дается перечень правил и указаний для овладения техникой изображения человека масляными красками на примере одетой модели. Этот материал важен для подготовки обучающихся к контрольной работе по теме «Этюд фигуры человека в технике масляной живописи», на которой мы обычно используем учебные пособия, модель, картон А3, необходимые материалы и принадлежности (краски, карандаши, кисти и пр.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по обучению студентов изображению фигуры человека в технике масляной живописи

В процессе освоения рабочей программы по специальной дисциплине «Живопись с основами цветоведения» обучающиеся выполняют ряд практических заданий, связанных с изображением фигуры человека маслом. В данной методической разработке рассматриваются задачи обучения студентов специальности «Дизайн (по отраслям)» живописи фигуры человека, а также дается перечень правил и указаний для овладения техникой изображения человека масляными красками на примере одетой модели. Этот материал важен для подготовки обучающихся к контрольной работе по теме «Этюд фигуры человека в технике масляной живописи», на которой мы обычно используем учебные пособия, модель, картон А3, необходимые материалы и принадлежности (краски, карандаши, кисти и пр.).

C:\Documents and Settings\zaharova\Мои документы\Peterburgskie_akademicheskie_KURSY_RISOVANIYa_ARTMIR.jpg

Изображение человека – самая сложная и содержательная сторона деятельности живописца, поскольку передача фигуры человека на полотне требует совершенного владения техникой рисования, знания анатомии, тонкого психологического чутья и умение отобразить настроение человека, свойства его темперамента в конкретный момент времени.

Для российских и зарубежных художников – представителей станковой живописи – портрет как основной жанр изображения человека является излюбленным видом деятельности.

Изучение человека, его сложного богатства настолько важно и существенно, что охватило все виды, жанры и области искусства.

При всем различии творческих методов, стилевых особенностей и направлений в искусстве выдающиеся мастера живописи всегда исходили в своей работе из глубокого всестороннего психологического изучения человека. Именно это в первую очередь и давало им возможность правдиво и вдохновенно воплотить свои творческие замыслы, избегая пресловутого фотографического эффекта.

Наряду с великолепными образцами портрета и жанровой картины видное место в искусстве заняли полотна с изображением обнаженной фигуры. Среди русских художников большое внимание уделяли этому живописцы, чьими университетами явилась Академии художеств. Их учебные работы (академические этюды), дошедшие до нас трудами кропотливых реставраторов, говорят о глубоком изучении пластики живой формы.

Бесценную галерею больших исторических и жанровых композиций и раскрывающих духовный мир человека портретов оставили нам многие выдающиеся русские художники, в особенности такие мастера живописи, как В. И, Суриков, И. Е, Репин, В. А. Серов, И.Н. Крамской, К.П. Брюллов и др.

Каждая эпоха, будь то императорская или советская Россия, истоки Древней Руси или новейшее время, диктует свои изобразительные задачи, решение которых требует от живописца, кроме большого мастерства, широчайшего кругозора.

Поэтому в учебных заведениях, готовящих профессиональных художников, на рисунок и живопись фигуры человека приходится основная часть времени, отведенного практическим занятием по искусству.

Процесс обучения студентов изображению человека средствами живописи помогает развивать художественный вкус, расширять кругозор, вырабатывать уникальное видение реальности и собственное отношение к искусству, позволяет накапливать творческий опыт, собирать портфолио работ. Постепенно осваивая с помощью гипсовых моделей и живой натуры рисунок головы и фигуры человека, студенты переходят к изображению живой натуры в масляной живописи.

Занятия по живописи головы и фигуры равномерно чередуются с выполнением натурных постановок, предусмотренных программой по рисунку. Это позволяет рассматривать выполнение заданий по живописи как реалистическое изображение хорошо осознанной студентами живой формы, как результат полного ознакомления с ее пластикой и анатомическим строением.

Точное изображение натуры не означает прямое копирование, фотографическую передачу деталей, а подразумевает умение «схватить» суть человека, уловить его духовный мир, отразить существенное в пластике фигуры и мимике лица.

У студентов часто встречается пренебрежительное отношение к подготовительному рисунку, они недооценивают его роли в дальнейшем процессе живописи. Между тем несерьезный подход к созданию рисунка приведет к тому, что в процессе дальнейшей работы обучающийся столкнется с необходимостью наносить исправления кистью, а это создаст грязь, вялые по живописи места, исказит изображаемую форму.

Нужно четко представлять себе цель каждого задания и технику его выполнения, так как от соблюдения этого условия зависит результат изображения фигуры человека.

Какой бы характер ни носила учебная постановка, в живописи необходимо направлять свое внимание на объемно-пространственное восприятие натуры, убедительно передавая влияние воздушной среды на цветовую характеристику предметов и особенности композиции. Наряду с этим нужно учитывать цветовую гармонию в целом, подчиняя отдельные сочетания общему колориту. В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры необходимо решать и композиционные задачи. С целью органичной компоновки фигуры при решении определенного сюжетного замысла студентов необходимо обучать композиции уже готовой постановки в определенном формате холста. Это обязывает внимательно относиться к выбору места, точки обзора для выполнения учебного этюда.

В работе над композицией важно уметь передавать движения натуры, общую выразительность постановки и ее пластический замысел, художественно грамотно расставлять цветовые акценты, передавать свет.

Особую роль при изображении человека приобретает требование сохранения «большой формы». Частая ошибка начинающего художника — тщательное «разделывание» деталей частей тела, когда не достигнута согласованность всех частей с изображением фигуры в целом, отсутствует пропорциональность соотношений. Даже при хорошо построенном, грамотном подготовительном рисунке, работая в живописи над одним из участков фигуры, следует время от времени отходить от мольберта, проверяя гармонию формы и цвета.

В процессе обучения будущих дизайнеров большое место отводится формированию навыков создания портрета, для становления которых необходимо обучить студентов «видеть», чувствовать индивидуальные качества натуры в сочетании с передачей морфологии живой формы.

Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы, соблюдая каждую мелочь, усиливая деталь, и вместе с тем обобщать художественный образ через осознание типа личности портретируемого.

Одновременно с этим необходимо придерживаться принципов реализма в передаче особенностей живой формы в условиях пространственного решения фигуры в интерьере с определенным освещением.

Все основные долгосрочные задания по живописи головы и фигуры в период обучения на специальности «Дизайн (по отраслям)» выполняются маслом. Это объясняется тем, что масляные краски позволяют вести длительную работу, переписывать неудавшиеся места, применять различные приемы (корпусное письмо, лессировки), а также работать над этюдом различными методами, например, методом «а la prima», который позволяет выполнить картину за один сеанс.

В процессе овладения техникой изображения фигуры маслом студент учится передавать особенности материалов (текстур) и поверхностей формы, яркость цветовых сочетаний, отношения света и тени, объем изображаемых объектов. С помощью этого он накапливает опыт в создании выразительности в работе над мелкими деталями и фигурой в целом.

Масляные краски являются наиболее подходящим «инструментом» в работе над передачей на холсте обнаженной натуры, в изображении которой огромную роль имеют тонкие переходы формы, а также градации тонов и цвета. При работе масляными красками обучающийся должен уметь  грунтовать холст, подбирать краски, кисти, разбавитель и т. п.

Этюд одетой фигуры

Правила, которые студенты специальности «Дизайн (по отраслям») должны знать, чтобы овладеть техникой изображения фигуры человека (в качестве фигуры человека могут быть выбраны фотография или качественно выполненная скульптура) маслом:

- Писать желательно натурщика хорошего сложения.

- Одежда на натурщике должна быть простой, хорошо облегающей анатомические формы, активной и определенной по цветовым отношениям. Помните, что тонкие ткани лучше облегают фигуру, а направления их складок хорошо подчеркивают форму и ее движение.

- Фон следует выбирать гладким, нейтральным по цвету.

- Тщательно рассмотрите модель, выберите место, с которого четко обозначается форма, и только после этого приступайте к рисунку.

- Садитесь на оптимальном расстоянии от фигуры, чтобы целостное восприятие модели помогало сохранять пропорции. Расстояние до модели должно быть не меньше, чем два ее роста.

- Для начала сделайте набросок, небольшой эскиз с целью выбора наилучшего композиционного решения и распределения тональных и цветовых масс. Наметьте обобщенно освещенные места и тени на фигуре и их отношение к фону.

- Затем приступайте к выполнению подготовительного рисунка (на холсте или на бумаге в размер холста). Выполненный рисунок с бумаги переведите на холст при помощи припороха (припорох – трафарет, узор или рисунок с проколотыми контурами для перевода его на бумагу, плотно и т.п. путем набивания через эти проколы красящего порошка)

- Учитывайте движение натуры при компоновке фигуры, установите размер рисунка и распределите всю постановку на листе.

- Наметьте линию центра тяжести в случае расположения натуры стоя.

- Определите пропорции и движение натуры, намечая направления основных частей тела; наклон плечевого пояса по отношению к тазовому; вспомогательной линией соедините коленные чашечки.

- Уточните характеристику и движение анатомической формы тела. Линии в подготовительном рисунке должны быть четкими, хорошо определяющими форму, тогда его будет легко переводить на холст.

- Проследите анатомическое строение фигуры, несмотря на наличие одежды. Помните, что пластика должна отвечать внутреннему строению фигуры, так как только тогда можно убедительно выразить движение натуры, ее положение в пространстве.

- В процессе построения рисунка одетой фигуры можно обобщенно, легкими, линиями намечать под внешним покровом одежды формы обнаженной фигуры, чтобы выбор пластического решения оказался наиболее удачным.  

- Чтобы лучше выявить форму, заканчивая подготовительный рисунок, можно затемненные участки и крупные складки слегка заштриховать, не давая, однако, полного тонального решения.

- Для усиления четкости рисунка, переведенного припорохом на холст, используйте угольный карандаш, прорисовку сделайте тонкой колонковой кистью при помощи акварели коричневого цвета.

- Начинайте писать с подмалевка, по возможности без белил, проложив теневые участки, определив освещенные места, выбрав органичные цветовые отношения.

- Выявите общую силуэтность фигуры к фону с помощью нахождения больших, тональных масс.

- Теневые места натуры лучше делать темнее фона, а освещенные несколько светлее, хотя этот выбор зависит от специфики поставленных задач. Важно грамотно передать фигуру человека в условиях определенного освещения.

- Попытайтесь передать ощущение пространства, изображая фигуру и фон. Помните, что резкая граница теневой части с фоном препятствует передаче объемной формы.

- После обобщенной прописки основных участков изображения переходите к созданию формы головы, торса, рук. Обобщенно прописывайте нижнюю часть постановки, которая в комнатных условиях обычно несколько затемнена. Решая задачу выявления формы, не упустите передачу индивидуальной характеристики фигуры, ее движений.

- Не увлекайтесь детализацией без прорисовки большой формы.

- Воздушная среда, в которой находится постановка, должна создавать эффект смягчения границ формы.

- Внимательно рассматривайте натуру при определении цветовых отношений какого-либо участка формы.

- Помните, что ошибочно писать освещенную часть формы, не сравнивая ее по цвету с теневой частью и не согласуя с общим колористическим строем постановки.

- Среди многочисленных складок одежды нужно прежде всего изображать самые крупные, характерные. В освещенной части фигуры они могут быть выполнены очень контрастно и объемно. Складка должна показывать движение тела, его динамику.

- Подводя этюд к концу, отойдите от мольберта на несколько шагов и постарайтесь обобщенно взглянуть на всю постановку, сравнив ее с изображением на холсте.

Последовательность выполнения этюда одетой фигуры

Основными задачами здесь явятся композиционное размещение и решение на холсте больших живописных масс, а также передача средствами рисунка и живописи взаимосвязи частей фигуры в характерной для данной натуры позе. Процесс и результат рисования в данном случае рассчитаны на передачу средствами живописи пластических решений натуры, находящейся в различных позах и в условиях определенного удаления от окна.

Перед каждой работой нужно сделать несколько эскизных набросков в карандаше и в цвете, найди композиционное размещение изображения на заданном формате холста и основные цветовые отношения. В подготовительном рисунке нужно верно передать взаимосвязь всех частей и очень точно выявить форму головы, торса и рук. Живопись рук, особенно кистей – одна из самых сложных задач для студентов в этой работе.

Выполняя подмалевок, надо постараться раскрыть основные цветовые отношения, не оставляя надолго холст незаписанным, так как белые места образуют сильный контраст к уже выполненным в цвете участкам и последние воспринимаются в соседстве с ними неверно. В этом случае трудно определить силу тона изображаемого участка с учетом окружения, которое еще не намечено в тоне. Найдя взаимоотношения освещенных и теневых масс между собой и их отношение к фону, начинают выявлять корпусными мазками наиболее освещенные места, полутона, тени и рефлексы, более четко решая сильно освещенные выступающие формы и мягче, более обобщенно — теневые участки и фон.

При решении освещенных мест важно избегать одинакового света  в изображении всех частей формы, следуя правилу, что некоторые участки фигуры должны быть темнее за счет повернутости от источника света. Светлые поверхности и блики должны быть переданы таким образом, чтобы выявить форму и отразить нюансы светотени. Грубой ошибкой является попытка теневые места решать тем же цветом, что и освещенные, только утемнив его. Другая ошибка — составление тона для теневых мест путем примеси черной краски. В действительности освещенные и теневые места различны по цветовым характеристикам, хотя иногда могут иметь местами близкие тона.

Взаимосвязи всех частей фигуры нужно добиваться не только в подготовительном рисунке, но и в процессе живописи этюда. Так, имея в подмалевке обобщенную прокладку всех частей изображения, нужно стараться, чтобы дальнейшая работа по живописи какой-либо части натуры согласовывалась с общим колористическим строем, освещением и влиянием воздушной среды, объединяющей всю постановку. Это нужно учитывать и при работе над мелкими формами.

Важно научиться передавать характеристики одежды, тела, волос, драпировки и т. д. Материал нужно отражать не скрупулезностью выписывания мелких деталей, а благодаря передаче точного тона, цвета, различной степени плотности мазка, различной контрастности в решении освещенных и затемненных участков формы и, наконец, отражению световых лучей определенной поверхностью. Все это можно решить и средствами обобщенной передачи натуры.

Тематика задания предусматривает большие возможности выбора натуры (например, изобразите врача-педиатра за осмотром маленького пациента).

Подготовительный рисунок можно считать выполненным, когда определены и охарактеризованы объемные формы фигуры и убедительно передано ее движение, отвечающее замыслу постановки. Работая над живописным решением, необходимо постоянно помнить о взаимосвязи всех предметов, об общем для них источнике света, придерживаясь изложенных выше принципов решения освещенных и затемненных мест постановки. Вместе с тем нужно не упускать из виду общей характеристики колорита. Уже в начале работы надо определить диапазон тональных градаций, найти самое светлое пятно и, как камертон, самое темное,

Ввиду того что задание длительное, нужно учитывать технологические особенности масляных красок, так как писать можно только по сырому слою или по хорошо просохшему. В процессе обучения живописи нужно внимательно относиться к выбору места для работы, с которого хорошо читается вся постановка. Одна и та же постановка дает возможность выбирать место, помогающее решать определенные учебные задачи.

Нужно делать композицию постановки в определенном колорите, ограничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами.

Работая над этюдом постановки, будущему дизайнеру важно регулярно практиковаться в передаче больших тональных масс и основных цветовых отношений. Он не должен бояться жертвовать малосущественными деталями ради достижения гармонии целого, ему необходимо уметь делать обобщения, осуществлять отбор главного, подбирать наиболее выразительные средства живописи для передачи анатомических особенностей фигуры и цветовых, композиционных свойств изображаемого объекта. Всё это будет способствовать приобретению обучающимися профессионального опыта, становлению его профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека"

Данна методическая разработка  для преподавателя к теоретическому курсу по анатомии и физиологии человека по теме: "Анатомо- физиологические особенности репродуктивной системы человека" составлен...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: РЕДАКТИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ И СОЗДАНИЕ КОЛЛАЖА В ПРОГРАММЕ Corel PHOTO-PAINT

Данная работа позволяет изучить пошаговые действия по редактированию изображений и созданию коллажа в программе Corel PHOTO-PAINT...

Методическая разработка урока по рисованию «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» (работа в технике граттаж)

Цель:познакомить с техникой «граттаж»создать композицию «Северное сияние»Задачи:Обучить: новому приему работы в технике «граттаж»; формировать умение выбирать ...

Методическая разработка урока по физической культуре Спортивные игры:«Совершенствование техники владения мячом»

Методическая разработка  урока по физической культуре  поможет                         преподавателям в планиров...

Методическая разработка занятия (мастер-класса) по программе Изо: "Приём в акварельной живописи - отпечатывание стрейч-пленкой". "Старая ива. Зима"

Методическая разработка занятия по ДООП программе «Изобразительное искусство»Мастер-класс: приём в акварельной живописи «отпечатывание стрейч-плёнкой». "Старая ива. З...

АТТЕСТАЦИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока Тема: «Свадебный макияж. Основные типы и техники»

По МДК 02.02 Технология визажа Специальность «Технология эстетических услуг»...