Главные вкладки

    Учебная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (АККОРДЕОН)
    рабочая программа на тему

    Уймёнова Валентина Михайловна

    Основная цель данной программы — создание условий формирования творческой потребности в исполнительстве на аккордеоне, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения. Основное средство для достижения данной цели: научить детей грамотно читать нотный текст и иметь возможность его исполнить в силу своих способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obshcherazvivayushchaya_programma_5_let.docx38.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                       дополнительного образования детей

                    «Приозерская детская школа искусств»

                            УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

                 ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (АККОРДЕОН)

    общеразвивающей программы в области музыкального

                    искусства «Народные инструменты»

                                                (АККОРДЕОН)

                                 Срок реализации 5 лет.

                                Возраст учащихся 6,6-18 лет.

    СОСТАВИТЕЛЬ дополнительной общеразвивающей

    программы в области музыкального

    искусства: преп. Уймёнова В.М.

                                                     2014 год.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    1. Характеристика учебного предмета, его роль в

    образовательном процессе.

    В настоящее время детские школы искусств реализуют дополнительные общеразвивающие образовательные программы в области музыкального искусства.

    При разработке общеразвивающей программы учитывался пункт 9 статьи 2 273-ФЗ.

    Программа учебного предмета по специальности — АККОРДЕОН, разработана на основе педагогического опыта работы в детской школе искусств. Важнейшую роль в этом процессе должна сыграть перестройка преподавателя на основе широкого использования методов обучения в сжатые сроки, отличающиеся от учебных предпрофессиональных программ.

    Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства должна основываться на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодёжи, обеспечивать развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.

    Основная цель данной программы — создание условий формирования творческой потребности в исполнительстве на аккордеоне, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения. Основное средство для достижения данной цели: научить детей грамотно читать нотный текст и иметь возможность его исполнить в силу своих способностей.

    Программа может использоваться достаточно гибко, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика и его возраста.

    Программа учебного предмета выполняет следующие функции:

    • нормативную;
    • процессуальную;
    • оценочную.

    Все программные требования также разработаны с учётом соблюдения дидактического принципа: «Последовательности и доступности» в обучении учебного материала.

    При разработке и реализации общеразвивающей программы в области искусств необходимо учитывать занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

    Программа может служить и методическим пособием, как для начинающих преподавателей, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы народного отдела в ДШИ по данной программе обучения.

    2.Срок реализации учебного предмета.

    Срок реализации учебного предмета для детей, поступающих в первый класс в возрасте с 6,6 до 18 лет, составляет: 5 лет.

    Качество реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства должно обеспечиваться за счёт: доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств; наличия комфортной развивающей образовательной среды.

    При реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства - образовательная организация устанавливает самостоятельно:

    • планируемые результаты освоения данной программы;
    • график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
    • содержание и форму итоговой аттестации;
    • систему и критерии оценок.

    Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

    Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания: просмотры видеомотериалов в области музыкального искусства, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией. Выполнение домашнего задания должно контролироваться преподавателем.

    Положение о текущем контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации, которое принимается на педсовете образовательной организации и утверждается руководителем.

    В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более трёх зачётов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства - не рекомендуется.

    В качестве текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачёты, контрольные уроки, академический концерт в конце второго полугодия (при переходе в следующий класс), концертные выступления и выпускной экзамен в пятом классе. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства - выпускникам выдаётся свидетельство, форма которого разрабатывается организацией самостоятельно.

    3.Объём учебного времени, предусмотренный 

    учебным планом образовательного учреждения

    на реализацию учебного предмета — аккордеон.

    При реализации учебной программы по специальности — аккордеон, общий объём нагрузки часов, аудиторной учебной нагрузки обязательной части распределяет директор учреждения.

    4. Примерный учебный план для дополнительной

    общеразвивающей программы в области

    музыкального искусства.

    1. Учебный предмет: специальность (аккордеон)

    2. Занимательное  сольфеджио

    3. Cлушание музыки

    4.  Ансамбль

     Количество часов по каждому предмету устанавливает директор учреждения.

    5.Отличительные особенности программы.

    Пять этапов обучения.

    Программа рассчитана на учащихся, имеющих средние и слабые музыкальные данные. Минимум содержания программы обеспечивает целостное развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учётом индивидуальных возможностей учащихся. Программа предлагает творческий подход преподавателя к развитию индивидуальных способностей ученика.

    Занятия могут проводиться в следующих формах:

    • беседы;
    • рассказа;

    - практического занятия;

    • репетиции;
    • самостоятельной работы;

    - творческой работы.

    6.Основные задачи программы.

    ОБУЧАЮЩИЕ: развитие музыкальных данных, освоение

    музыкальной грамоты, приобретение умений и навыков игры на инструменте;

    РАЗВИВАЮЩИЕ; развитие музыкальных способностей: музыкальный слух, память, метро-ритм, развитие творческой и деловой активности, развитие артистических способностей, развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание эстетического вкуса, воспитание потребности к познанию музыкальной культуры, воспитание любви к своей национальной культуре, культуры личности.

    Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости. Воспитание трудолюбия, чувства товарищества, чувства личной

    ответственности. Формирование навыков взаимодействия с преподавателем.

    Для достижения целей и задач необходимо сочетать в повседневной практике развитие, обучение и воспитание.

    Программа состоит из взаимодополняющих друг друга теоретической и практической частей.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ часть программы включает в себя:

    1. Освоение музыкальной (нотной) грамоты;

    2. Анализ изучаемого материала;

    3 .Объяснение необходимости поэтапного приобретения знаний.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ часть состоит: из подбора технических упражнений, репертуара согласно каждому этапу обучения по принципу « от простого к сложному».

    Педагогическая целесообразность:

    • создание условий для развития личности ребёнка;
    • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    • создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

    - интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.

    7. Наглядные методы обучения:

    • показ видеоматериалов;
    • посещение концертов;
    • прослушивание музыкальных произведений;
    • показ, исполнение преподавателем;

    - наблюдение, сравнение.

    8. Общее положение к минимуму содержания,

    структуре и условиям реализации

    общеразвивающей программы в области

    искусств.

    Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств, должен обеспечивать развитие значимых для образования: социализации, самореализации подрастающего поколения, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его личностных и духовных качеств, которые реализуются посредством:

    1. личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребёнка;

    2. воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях реализации данной общеразвивающей программы в области искусства, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребёнка .

    9. Содержание учебного предмета.

    Методы обучения:

    • Метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
    • Объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
    • Репредуктивный метод (повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя);
    • Метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения).

    Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

    10. Форма подведения итогов.

    Текущий контроль успеваемости.

    Формами подведения итогов являются: контрольные уроки, зачёты, академические концерты, выступления на концертах, выпускной экзамен.

    Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка самостоятельной работы учащегося.

    Зачёты проводятся в классе дифференцированно, с обсуждением продвижения ученика, носящим рекомендательный характер.

    Академические концерты предполагают те же требования, что и зачёты, но они представляют собой публичное исполнение учебной программы в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

    Экзамен проводится в выпускном классе.

    В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При его составлении учитываются индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями и уровнем подготовки ученика.

    11. Требования к уровню подготовки обучающихся.

    1 класс.

    ТЕОРИЯ:

    Нотная грамота;

    Расположение нот в пределах октавы в скрипичном ключе: освоение целых, половинных, четвертных длительностей;

    Размер, метро-ритм;

    Мех-дыхание;

    Аппликатура;

    Такт;

    Лады: мажор, минор (определение на слух);

    Штрихи: нон легато- в первом полугодии;

    Гамма;

    Во втором полугодии: штрихи — легато,стаккато;

    Репетиции;

    Реприза;

    Знаки альтерации;

    Изучение восьмых длительностей;

    Пауза;

    Т-S-D – главные ступени лада;

    Динамика;

    Аккомпанемент.

    ПРАКТИКА:

    Развитие образного мышления, фантазии — через игровые ситуации. Ладовая окраска, настроение музыки. Формирование игровых движений на упражнениях и творческих заданиях: «Ветер»- сильный, слабый - на владение мехового направления, «Ниточка» -тихий звук, «Верёвочка»- громкий. Дальнейшие упражнения базируются на позиционной игре на правой клавиатуре.

    Позиционная игра на правой клавиатуре: здесь важно добиться,

    чтобы ученик мог свободно ориентироваться на клавиатуре –не глядя на неё в пределах квинты (октавы), усвоил, что при исполнении простейших мелодий использовал естественное положение пальцев, применяя имеющиеся навыки меховедения без чрезмерного напряжения.

    Постановочные упражнения с помощью которых у учащихся развивается определённая сумма умений и навыков, слух, чувство ритма; обогащается музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре и в нотной записи.

    Изучение гамм: ДО-СОЛЬ-ФА мажор (правой рукой в одну октаву),

    ЛЯ-минор (натуральный вид). Длинное арпеджио — в две октавы,

    Хроматическая гамма - в две октавы (правой рукой).

    Во втором полугодии: игра двумя руками. Азы ансамблевой игры с педагогом.

    В течение учебного года ученик должен пройти:

    *До 10 - несложных пьес;

    *Набор ритмических и технических упражнений;

    *Хроматическую гамму от Тоники ДО;

    *Мажорные однооктавные гаммы: ДО-СОЛЬ-ФА и ЛЯ минор (натуральный вид) правой рукой.

    Примерный репертуарный список.

    Игра правой рукой. Игра левой рукой.

    рус.нар.песня «Косой-косой», Упр. На целые длительности,

    «Пастушок», Упр. на половинные длительности — ТSDT,

    Козочка», Упр. на четвертные длительности,

    «Радуга». Упр. на мажорные аккорды.

    детские песни «Паровоз»,

    «Лошадка»,

    «Шёл по лесу зайка».

    Игра двумя руками:

    детские песни: «Детская песенка»,

    «Лети, воробышек».

    Ансамбли с учителем: Х.Недялков «Зимняя песенка»,

    рус. нар. песня « Ах вы, сени, мои сени»,

    «Маки»,

    А.Спадавекиа «Добрый Жук»,
    Итал. Песня «Санта Лючия».

    Упр. На минорные аккорды,

    Л. Гаврилов «Этюд» ДО-мажор, Упр. на восьмые длительности:

    В. Бухвостов «По грибы»,

    Укр. нар песня «Мы сидели у окна»,

    рус. нар. песни:

    «На лугах»,

    «Выходила девица»,

    «Народная мелодия»,

    «По дороге жук, жук»,

    детская песня «Моя кукла засыпает»,

    «Почемучка».

    В течение учебного года ученик должен исполнить:

     I полугодие

    I четверть: Октябрь

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (с приглашением преподавателя)

    II четверть: Декабрь

    ЗАЧЕТ

    • Теоретические вопросы
    • Освоение постановки игрового аппарата.
    • Упр. на освоение мажорных и минорных аккордов (л. клавиат.).
    • Первоначальные навыки меховедения на несложных мелодиях.
    • Упр. «Змейка», «Цепочка».
    • Сыграть три любимых мелодии.
    • Сыграть три несложные мелодии двумя руками                                 (в  рабочем порядке).

       

    II полугодие

    Ш четверть: Март

    ЗАЧЕТ(с приглашением преподавателя)

    IV четверть: Апрель

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

    • Показать освоение навыков игры на инструменте с последующим обсуждением продвижения ученика:
    • Теоретические вопросы
    •  Набор упражнений по развитию техники игры
    •  Показ изученных гамм.
    • Исполнить две — три пьесы, разнообразные по характеру

                                                                                                                           

    II класс.

    ТЕОРИЯ:

    Мотив, фраза;

    Затакт;

    Тональность;

    Знаки сокращения нотного письма: реприза, вольты;

    Интервалы до Ч5;

    Пунктирный ритм;

    Нота с точкой;

    Динамические оттенки: f -форте, p-пиано, крещендо, диминуэндо;

    Темп.

    ПРАКТИКА:

    Работа над дальнейшей стабилизацией посадки, постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Активизация музыкального слуха-подбор по слуху.

    Басы вспомогательного (В) ряда. Д7-аккорды. Аккордовые басы в поперечном ряду. Изученные однооктавные гаммы- отдельными руками, длинные арпеджио -двумя руками. Хроматические гаммы от Тоники — До диез, Си (с третьего пальца). Минорные-Ля, Ми,Ре (трёх видов: натуральный, гармонический и мелодический- правой рукой в одну октаву). Ансамблевая игра с учителем.

    В течение учебного года ученик должен пройти:

    *До 15 несложных пьес;

    *Технические упражнения на перемещение по определённым интервалам и по звукам трезвучия;

    *Упражнения на репетиции по три звука, затем по четыре и по пять;

    *Для воспитания гибкости пальцев - использование чёрных клавиш, для того, чтобы избежать зажатости руки;

    *Подкладывание первого и перекидывание третьего пальца (игра в «разведчиков»);

    *Упражнения «вальсового» аккомпанемента и другие.

    Примерный репертуарный список.

    Этюды:

    Фиготин Б. «Этюд» До мажор,

    Бертини А. «Этюд» ми минор,

    Ляховицкая С. «Этюд» Соль мажор,

    Биль А. «Этюд» ре минор,

    Беренс С. «Этюд» До мажор,

    Шитте Л. «Этюд» Фа мажор,

    Заложнова Н. «Этюд» ре минор,

    Пьесы: «Детская песенка»,

    детская песенка «Стоит в поле теремок»,

    «Тихий вечер»,

    Лысенко И. «Танец»,

    Супрунов Г. «Кукольный вальс»,

    Орф К. «Пьеса»,

    Бажилин Р. «Емеля на печи»,

    Карасёва В. «Молодой солдат»,

    Белоусова Т. «Весёлый котёнок,

    Семёнов М. «Осенняя грусть»,

    рус.нар. песни:

    «Ах, во саду, саду»,

    «Летал голубь»,

    «Я пойлу ли, молоденька»,

    «Я на горку шла»,

    «По мосточку,

    «Полосонька»,

    «Я скомариком плясала»

    А.Корнеа-Йонеску «Грустная песенка».

    Ансамбли с учителем:

    рус. нар. песни: «Во поле берёза стояла»,

    «Во сыром бору тропина».

    В течение учебного года учащийся должен исполнить:

    I полугодие

    I четверть: Октябрь

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (с приглашением преподавателя)

    II четверть: Декабрь

    ЗАЧЕТ

    • Прослушивание одной из мажорных гамм (До, Соль, Фа) отдельными руками в одну октаву.
    • Длинное арпеджио в две октавы двумя руками.
    • Хроматическую гамму от Тоники СИ или ДО диеза — пр. рукой.(на доступную скорость исполнения).
    • Исполнить одну из любимых

    мелодий (в рабочем порядке).

    • Исполнить две разнохарактерные

    пьесы (по желанию ученика).

    II полугодие

    Ш четверть: Март

    ЗАЧЕТ(с приглашением преподавателя)

    IV четверть: Апрель

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

    • Исполнение минорных гамм — три вида правой рукой (Ля, Ми, Си) минор -правой рукой
    •  Хроматическая гамма
    •  Индивидуальные упражнения на разные виды техники
    • «Этюд» ( в рабочем порядке)
    • Исполнить два разнохарактерных произведения (одно из них возможен ансамбль с партнёром)

    III класс.

    Начиная с третьего класса : развитие познавательной деятельности ученика, логического мышления. Освоение других приёмов игры. Работа над звуковой нюансировкой, артикуляцией- выполнением штрихов, звуковым процессом в целом.

    ТЕОРИЯ:

    Двойные ноты.

    Синкопа.

    Простейшие мелизмы.

    Трезвучия с обращениями.

    Жанры.

    Транспозиция.

    Шестнадцатые длительности.

    Полифония.

    ПРАКТИКА:

    • Технические упражнения изученные ранее-в подвижных темпах;
    • Освоение пройденных однооктавных гамм-двумя руками:
    • Освоение упражнений шестнадцатыми длительностями- контроль ученика за чередованием длительностей нот без мышечного напряжения;
    • Освоение принципов игры двойными нотами;
    • Творческая работа: подбор по слуху, сочинение небольших попевок;
    • Укрепление навыков взаимосвязи внутреннего слуха и игровых движений.

    В течение учебного года ученик должен пройти:

    До 12 музыкальных произведений, в том числе: простейшие пьесы

    с элементами полифонии, этюды, азы - несложные ансамбли с

    партнёром.

    Примерный репертуарный список.

    Этюды:

    Рожков А. «Этюд» Фа мажор,

    Талакин А. «Этюд» До мажор,

    Гурлит К. «Этюд» Соль мажор,

    Гурлит К. «Этюд» ре минор,

    БертиниА. «Этюд» ми минор.

    Пьесы:

    Иванов А. «Музыкальная игрушка»,

    Шилов Ф. «Сказка о двух котах»,

    Павлов С. «Танец куклы»,

    Тюрк Д. «Весёлый Ваня»,

    Шуберт Ф. «Лендлер»,

    Бушуев В. «Весёлый пингвин»,

    Крашенников А. «Забавный танец»,

    Иванов В. «Юмореска»,

    рус. нар. песня «Светит месяц»,

    рус нар. танец «Яблочко»,

    Вебер Г. «Весёлая лягушка»,

    Новинская Я. «Бабочка»,

    Коробейников А. «Ну-ка, терции-шалуньи!».

    Ансамбли:

    «Песенка чебурашки»,

    Лепин А. «Полька» из к/ф «Буратино»,

    Мотов В. «Весёлый танец»,

    Аверкин А. «Милая мама».

    В течение учебного года учащийся должен исполнить:

    I полугодие

    I четверть: Октябрь

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (с приглашением преподавателя)

    II четверть: Декабрь

    ЗАЧЕТ

    • Исполнение пройденных мажорных гамм, длинных арпеджио двумя руками и трёхзвучных аккордов с обращениями — правой рукой.
    • Упражнения на шестнадцатые длительности и двойные ноты.
    • Исполнение «Этюда».
    • Показать сочинение несложных попевок в размере 2/4.
    • Сыграть две разноплановые пьесы.

    II полугодие

    Ш четверть: Март

    ЗАЧЕТ(с приглашением преподавателя)

    IV четверть: Апрель

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

    • Исполнение пройденных минорных гамм, длинных арпеджио, трёхзвучных аккордов-правой рукой.
    • Упражнения на разные виды техники.
    • Теоретические вопросы.
    • «Этюд».
    • Две пьесы: одна из них с элементами полифонии — возможен вариант исп. ансамбля с партнёром.

    IV класс.

    Совершенствование знаний теоретических основ музыки предыдущих классов. Развитие умений самостоятельности в работе над произведением. Развитие исполнительских навыков. Работа над мелкой техникой (гаммообразной, арпеджированной, аккордовой).

    ТЕОРИЯ:

    Строение музыкального произведения: мотив, фраза, предложение. Агогические нюансы.

    Знаки сокращения нотного письма: фонарь, сеньо, фермата.

    Вариация.

    Знакомство с сонатной формой: форма произведения (простая 2-х частная). Полифония- двухголосная. Знакомство с произведениями эстрадного жанра.

    ПРАКТИКА:

    Анализ нотного текста. Чтение нот с листа отдельными руками несложных пьес второго класса-умение их транспонировать вверх или вниз на полутон. Подбор по слуху аккомпанемента к простейшим мелодиям. Изучение пройденных гамм в две октавы, длинных и коротких арпеджио-двумя руками, аккорды с обращениями -правой рукой. Хроматические двухоктавные гаммы от любого заданного звука- правой рукой. Натуральный и мелодический виды минора-правой рукой, а гармонический-в одну октаву двумя руками. Упражнения на изученные виды техники.

    Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учётом ясной для ученика дифферентации репертуара (в зависимости от музыкальных данных ребёнка).

    В течение учебного года учащийся должен пройти:

    12-14 музыкальных произведений различного характера: из них одну полифонию, сонатину, ансамбль, два этюда.

    Примерный репертуарный список.

    Этюды:

    Черни К. «Этюд» Соль мажор,

    Черни К. «Этюд» Фа мажор,

    Шитте Л. «Этюд» ля минор,

    Лемуан А. «Этюд» Соль мажор,

    Харченко А. «Этюд» Фа мажор,

    Лекупэ Ф. «Этюд» ми минор.

    Полифонические пьесы:

    Гесслер Л. «Полифоническая пьеса»

    Кригер И. «Менуэт»,

    Тюрк Д. «Ариозо»,

    Самойлов Д. «Полифоническая пьеса».

    Пьесы, обработки нар. мелодий:

    Майкапар С. «Раздумье»,

    Куртис Э. «Вернись в Соренто,

    Рус. нар. Песня «Как у наших у ворот»,

    перел. Бойцовой Г. «Пойду ль я, выйду ль я»,

    Александров В. «Вальс снежинок»,

    Коробейников А. «Снегуркин вальс»,

    Белоусов А. «В траве сидел кузнечик»,

    Завальный В. «Золотой петушок»,

    Герман Ю. «Ча-Ча-Ча»,

    Доренский А. «Рок-Н-Рол»,

    Хейд Г. «Чарльстон».

    Сонатины. Вариации:

    Бейль А. «Сонатина» Соль мажор,

    Кулау Ф. «Сонатина» До мажор,

    Самойлов Д. «Сонатина» Фа мажор,

    Штейбельт Д. «Сонатина» Соль мажор,

    Кулау Ф. «Вариации на тему Россини»,

    Двоскин А. «Вариации».

    Ансамбли:

    Кузнецов В. «Весёлые часы»,

    Бойцова Г. «Ах, Самара — городок»,

    Автор неизв. «Колыбельная».

    В течение учебного года учащийся должен исполнить:

    I полугодие

    I четверть: Октябрь

    КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК (с приглашением преподавателя)

    II четверть: Декабрь

    ЗАЧЕТ

    • Исполнение изученных гамм и набор технических упражнений в мажорных и минорных тональностях.
    • Теоретические вопросы.
    • Исполнение «Этюда» на любой вид техники.
    • Исполнение двух произведений.

     Полифония и обработка нар. мелодии.

    II полугодие

    Ш четверть: Март

    ЗАЧЕТ(с приглашением преподавателя)

    IV четверть: Апрель

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

    • Исполнение «Этюда», либо пьесы подвижного характера.
    • Творческие задания: сочинение, подбор по слуху, чтение с листа и другие виды творческой деятельности.
    • Теоретические вопросы.
    • Исполнение двух произведений:

    крупная форма и пьеса эстрадного характера.

    Все зачёты и контрольные уроки проводятся в классе (в рабочем порядке) с приглашением преподавателя с  последующим обсуждением развития ученика.

    V Выпускной класс. Ожидаемые результаты освоения программы. Итоговый результат:

    В выпускном классе ученик должен показать все умения, которым обучался на протяжении предыдущих лет.

    • владение навыками в практической деятельности:
    • психологическую устойчивость;
    • волевые и эмоциональные качества;

    * способность проявлять себя в творческой деятельности применяя их на внеклассных мероприятиях, мини-концертах, проводимых для родителей и других слушателей.

    На выпускном экзамене — сыграть три музыкальных произведения, подготовленные в течение учебного года.

    Обязательно провести три прослушивания:

    Октябрь: одно произведение наизусть;

    Декабрь: два произведения наизусть;

    Март: три произведения наизусть.

    Выбор программы преподавателем на выпускной экзамен -свободный.

    Соотношение цели и результата служит показателем качества образования.

    12. Итоговый результат:

    Выпускник (как и в предыдущих учебных программах) рассматривается, как предлагаемый результат реализации комплексной образовательной школы, объединяющий цели,задачи и содержание образовательных программ различных предметов в единое целое. Соотношение цели и результата и служит показателем качества общеразвивающего обучения учащегося.

    Учащийся должен:

    *Уметь самостоятельно разучивать исполнять произведения различных стилей и жанров;

    *Иметь способность использовать полученные знания в практической деятельности;

    *Владеть навыками подбора по слуху и применять их в домашнем музицировании.

    Выпускная программа.

    I вариант: 1.«Этюд»

    2.«Пьеса» полифонического склада

    3. Обработка народной мелодии.

    II вариант: 1. «Этюд»

    2. Обработка народной мелодии

    3. Пьеса эстрадного жанра.

    III вариант: Три разнохарактерных произведения.

    Возможны и другие варианты.

    Примерный репертуарный список:

    Этюды:

    Шитте Л. «Этюд» Ре мажор,

    Черни К. «Этюд» ми минор,

    Черни К. «Этюд» Ля мажор,

    Бертини А. «Этюд» Соль мажор,

    Лемуан А. «Этюд» ре минор,

    Дювернуа Б. «Этюд» си минор.

    Полифонические пьесы:

    Гендель Г. «Сарабанда» ре минор,

    И.С. Бах «Модерато» Ре мажор,

    «Менуэт» соль минор.

    Пьесы:

    Коробейников А. «Блюз»,

    Фоссен А. «Медовый месяц»,

    Ворожцов М. «Танго напоследок»,

    Шуман Р. «Солдатский марш»,

    Воливач В. «Концертная полька»,

    Бувиль Г. «Тарантелла»,

    Гаврилов Ю. «Весенняя зарисовка»,

    Коробейников А. «Чай вдвоём»,

    Дойрингер С. «Мечтательный аккордеон»,

    Портер К. «Фокстрот».

    Сонатины. Вариации:

    Шмит Ж. «Сонатина I часть» Ля мажор,

    Самойлов Д. «Сонатина» Соль мажор,

    Савёлов В. Вариации на тему рус. Нар. песни

    «Ах вы, сени мои, сени».

    Обработки народных мелодий:

    Двилянский М. Обр.украинской народной песни

    «Несе Галя воду»,

    Головко В. Обр. Русской нар. песни

    «Выйду ль я на реченьку».

    Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения, навыки.

    По итогам исполнения выставляются оценки по пятибальной системе.

    13. Система оценок.

    Оценка: Критерии оценки исполнения:

    5 «отлично» Стабильность исполнения, звуковедение

    с применением динамических оттенков.

    Ритмическая аккуратность. Меховедение.

    4 «хорошо» Не всё технически проработано, допущены

    ритмические неточности, но исполнение с

    выразительной динамикой.

    3 «удовлетворительно» - Однообразная динамика, средний

     технический уровень, сыграно не в  характере, не достаточный штриховой арсенал.

    2 «неудовлетворительно» - Отсутствие всех критерий оценивания

     исполнения.

    Зачёты в конце первого полугодия проводятся с оценкой,

    в третьей четверти — без оценки.

    14. Методическое обеспечение учебного процесса.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ педагогическим

    работникам:

    Предлагаемая учебная программа базируется на многолетнем педагогическом опыте работы и опробирована в работе с детьми при формировании первоначальных игровых навыков  начиная с самых первых уроков. Данная общеразвивающая методика наиболее доступная и действенная форма совершенствования способностей учащихся и прежде всего музыкального слуха во всех его проявлениях, не требующая дополнительных временных затрат, а является основой всего учебно-воспитательного процесса в классе аккордеона. Суть методики заключается в единстве и взаимовлиянии исполнительства как — сольного, так и ансамблевого творчества непосредственно на уроке по музыкальному инструменту. Как и по программе Петербургской ДШИ им. В.В. Андреева комплексная общеразвивающая методика предусматривает два пути развития каждого ученика:

    *репродуктивный- изучение теоретического и учебного

    репертуара;

    *творческий.

    Крайне важно при подборе репертуара учитывать способности и возможности ученика, его эмоциональную и техническую подготовленность к разучиванию музыкального произведения. В работе по изучению гамм следует создать атмосферу важности, необходимости данного раздела обучения, являющегося, по сути, основой технического развития ребёнка, и обязательно учитывать музыкальные данные ученика, его реакцию и координацию.

    НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что требовать от ученика можно только то, что ему доступно, чтобы не снизить интерес к музыкальным занятиям.

    15. Материально-технические условия реализации программы.

    Реализация общеразвивающей программы предмета специальности-аккордеон требует наличия кабинета: классс для проведения индивидуальных занятий и аудитория для концертных выступлений, необходимое количество качественных инструментов, стулья в соответствии с ростом обучающихся, пульты, библиотека с соответствующим нотным, научно-методическим фондом, образовательные ресурсы сети Интернет, материально — техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожорным нормам, нормам охраны труда. Должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 

                                             

              СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И

                    МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Заложнова Л. «До-Ре-Мишка» Новосибирск: 2009 г.

    (Юному аккордеонисту)

    Бойцова Г. «Юный аккордеонист» Москва, «Музыка»: 2002 г.

    ( I и II часть)

    Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» Изд. Катанского,

    Москва: 2006 г. 

    Наумов Г.-Лондонов П.

    «Школа игры на аккордеоне» Москва, «Музыка»: 1967г

    Мотов В. -Шахов Г.

    «Развитие навыков подбора

    аккомпонемента по слуху» «Кифара», 2004 г.

    Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа

    и транспонирование в классе

    баяна и аккордеона» Москва, «Музыка» 1997г.

    Шрамко В. «Ансамбли баянов-аккордеонов

    ( 1-3 классы) С- Петербург, изд.

    «Композитор» 2008 г.

    Ефимов М. «Нетрудные полифонические

    пьесы» 2004 г.

    Поползин В. « Гармошечка» С- Петербург, изд.

    (детский альбом для «Композитор» 2012 г.

    маленьких)

    Шилова О. «Первая ступенька» Ростов-на-Дону 2008 г.

    Голиб А. «Основы ансамблевой техники» Москва, изд. «Музыка»

    1971 г.

    «Хрестоматия — Аккордеон» Москва, «Кифара»

    2003 г.

    Гогоберидзе А. «Ребёнок дошкольного

    Деркунская В. возраста, как субъект

    детской музыкальной

    деятельности». С- Петербург, 2005 г.

    «Ребёнок и музыка» С- Петербург, 2005 г.

    Жак Далькроз Э. «РИТМ- его

    воспитательное значение» Москва, 1992 г.

    Кирнарская Д. «Музыкальные способности» Москва, XXI в. 2004 г.

    Шатковский Г. «Развитие муз. слуха» Омск 1992 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа учебного предмета ПО.01УП.01 (домра) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

    Программа учебного предмета "Трехструнная домра" является частью дополнительной предпрофессиональной программы в облпсти музыкального искусства "Народные инструменты"....

    Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (балалайка)

    Программа учебного предмета Специальность (балалайка) – далее «программа»,   является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусств...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

    Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ГИТАРА)»

    Структура программы учебного предмета1. Пояснительная записка·        Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;·...

    Рабочая программа "Рисунок, живопись, композиция" в области музыкального искусства "Народные инструменты"

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...

    Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности «Гармонь» преподавателя Меренкова Виктора Ивановича

    Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (по учебному пред...