Особенности хороводов разных регионов России
материал на тему

Цикл докладов об особенностях хороводов разных регионов России

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ДШИ №7 г. Смоленска

мастер – класс

«Особенности хороводов разных регионов России»

2010 – 2011 учебный год


Уроки первый, второй. Понятие хоровода. Возрастные и социальные ограничения. Время проведения хороводов.

ХОРОВОД - (карагод, танок, круг, улица), собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями (В. Даль). Употребление слова «хоровод» в фольклористике, этнографии, искусствоведении и разговорной речи имеет много значений. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах. Правда, русская деревня знала и зимние хороводы на улице, но это было редкостью. Сами крестьяне, как и посторонние наблюдатели, пользовались словом «хоровод» тоже и в узком, и в более широком, и в самом широком смысле. Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним присоединялись постепенно многие молодые женщины и девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами. Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15. В иных местах ходить в хоровод начинали рано, но полноправными участницами его считались только с 16 лет.

Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших. Старшая сестра постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила ее обноски. Это определялось далеко не всегда материальными причинами. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей. Во время престольных праздников, когда семью посещало наибольшее количество гостей, и притом не только родственников, угощать их выходила только старшая сестра. Она работала только в будни, а в праздники наряжалась, белилась и румянилась; всю домашнюю работу в это время делали мать и младшая сестра. На сенокос старшая должна была одеться непременно лучше младшей. Когда приезжали сваты, младшую дочь высылали вон, чтобы они ее не увидели. Она не должна была показываться сватам ни на «запое», ни на «девичнике», а выходила только тогда, когда за старшей приезжали, чтобы вести ее к венцу. Большим позором для девушки было, если младшая сестра выходила раньше ее замуж. Считалось, что старшую уже никто не возьмет после этого. Только после того, как первая дочь выходила замуж, следующую начинали наряжать и предоставлять ей определенную свободу. Этими понятиями определялось и положение сестер в самом хороводе. Молодежь звала «в игрицы» старшую дочь. Днем в хороводы старшая ходила в праздничной одежде, младшая — в будней. Иногда последняя и совсем не выходила днем в хоровод, особенно если была красивее старшей. Если же сестры бывали в хороводе вместе, то младшая (или младшие) не должна была разговаривать с парнями, играть или шутить с ними; ей полагалось молчать.

Принятый стиль поведения в хороводе не был одинаков для всех девушек, даже в пределах одной и той же деревни. Он зависел в значительной мере от того, на выданье девушка или нет. Девушки на выданье стремились вести себя в обществе старших скромнее, а в хороводе — веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы местных представлений о приличиях. А местные различия в этих представлениях были довольно велики. Например, в с. Архангельском Орловского у. считалось оскорблением, если парень поцелует девицу; такую никто замуж не берет — «поцелованная»; было принято, чтобы девушка не выказывала открыто предпочтения ни одному парню — иначе на нее падет подозрение в утрате целомудрия. Между тем в других местах, почти повсеместно, широко бытовали среди молодежи игры с поцелуями, а также считалось вполне уместным закрепление определенных пар парней и девушек, которые не скрывали взаимной симпатии.

Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Но их выход в хоровод в очень большой степени зависел от отношения к этому в их семье — мужа, свекра, свекрови и др. Не случайно эта тема постоянно обыгрывалась в песнях и пантомимах самого хоровода: о том, как звали «на улицу гулять» (в «карагод», «танок») молодку и она спрашивала разрешения поочередно у свекра, свекрови, снохи; муж не пускал ее. Судя по постоянному упоминанию «молодых баб» как участниц хороводов в подавляющем количестве описаний, разрешение они все-таки, как правило, получали. Тем более что некоторые молодухи ходили туда вместе с мужьями. Уместным считалось участие в хороводах и молодых вдов.

Парни принимались в летнюю «улицу» местами уже с 13, местами лишь с 17 — 18 лет. В любом варианте возрастной ценз для мальчиков был несколько выше, чем для девочек.

Характер участия в хороводе в зависимости от возраста был различным. Подростки (как мальчики, так и девочки) лишь допускались в хоровод; они должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во всех увеселениях молодежи. Часто они оставались лишь зрителями. Более взрослые парни и девушки были полноправными членами хоровода. В некоторых селениях бытовали отдельные гулянья подростков (особенно там, где возрастной барьер полноправного участия в хороводе был относительно высоким): летом они собирались на гумнах, в овинах, водили хороводы, плясали, играли в горелки и другие игры.

Участие женатых молодых мужчин в хороводе не возбранялось крестьянской этикой. Но отношение к их участию и соответствующие возрастные и другие нормы имели много местных оттенков. В Епифановском у. (Тульская губ., с. Мышенка) женатые мужчины допускались на «улицу» наравне с вдовами и замужними женщинами. В Зарайском же у. (Рязанская губ., с. Белоомут) женатые редко участвовали и в вечеринках, и в летних собраниях, считая это для себя неприличным. В Орловском у. (с. Муравлево) также женатые в «карагодах», как правило, не бывали. Разве какой молодой первожен походит «год-другой», «если уж очень веселый». В других местах Орловской губ., напротив, женатые мужчины принимались в хоровод до тех пор, пока их собственные дети не начинали ходить в хоровод.

В пределах одной губернии принятый срок посещения женатым хоровода мог колебаться от 1 — 2 лет (и то для самых активных) до 13—18 лет — для всех. В каждой конкретной местности представления о возможности участия той или иной группы были достаточно четкими. Парни из других селений в хоровод допускались, но не всегда и на разных условиях — в зависимости от того, зачем он приехал в деревню или село. Если парень приезжал в гости к родственникам (на хромовый праздник или какое-либо другое торжество), то он ходил и в хоровод и на вечеринки без всякого выкупа. На храмовые (престольные) праздники такой «чужой» молодежи бывало в хороводе немало. Но парни, пришедшие из соседних деревень не в гости, а только погулять в хороводе, должны были дать выкуп местным ребятам. Некоторые люди из своей молодежи, однодеревенские, не должны были ходить в хоровод в течение определенного времени. В крестьянской среде бытовало представление, что после причастия человек не должен петь, выходить на «улицу» и плевать. Молодежь стремилась причаститься на первой неделе Великого поста, чтобы на пасхальной принять участие в хороводах и играх. Кроме того, некоторым лицам запрещалось показываться в хороводе за безнравственные поступки — по специальному приговору общины или по существовавшему обычаю. Крестьяне старшего поколения присутствовали возле, вокруг хоровода — в качестве зрителей. «Посмотреть на хоровод ходят почти все жители села и гости, — писали из с. Петрякова Владимирского у. — У дворов или дома остаются только престарелые. Около хоровода ведут себя все чинно, благородно, матерного слова не слышно». Речь идет здесь о праздничном хороводе — на храмовый праздник, когда в деревне было много гостей. В будний день зрителей было меньше. Чинный стиль вокруг хоровода соблюдался преимущественно на дневных хороводах. Около вечернего хоровода мог быть «крик, шум, гам», допускались вольные шутки. В некоторых местах родители совсем не присутствовали на хороводах. Сообщавший об этом наблюдатель из с. Мышенка Епифановского у. (Тульской губ.) отмечал, что «в прежнее время» бывало иначе: «там — на улице — снохи, там — дочь, там — сын, там и «борода» — старик». В с. Алексеевской Мало-Архангельского у. (Орловская губ.) особенно много общения молодежи было «на выгоне» (постоянное место летних развлечений молодежи) — «в хороводах». Хороводы здесь водили не только в праздники, но и в будни (в конце лета, после уборки хлеба). «Торжественностью и весельем» отличались, по выражению современника, хороводы на Вознесение и в Троицын день: парни, разряженные в лучшие костюмы, сходились на одном конце «выгона» и девушки в нарядных праздничных платьях — на другом. Обе партии с песнями, с игрой на гармониях и балалайках шли в дубовую рощу, где сходились и начинали водить хороводы. Некоторые песни сопровождались разыгрыванием сценок. Например, одна пара изображала мужа и жену, другая — свекра и свекровь. Из рощи возвращались уже все вместе, за полночь, со смехом и песнями, с венками на голове. «Кипучим весельем» отличались здесь также хороводы во время храмовых праздников — на выгоне, возле ярмарки, там пускались в пляс и более солидные люди. В д. Борщовке Орловского у. той же губ. в Вербное воскресенье и на Благовещенье собирались в «карагоды», но не пели, а только играли в горелки. Не бывало хоровода накануне праздников: церковный день начинается с вечера и пока не пройдет наутро литургия, следует соблюдать строгое духовное состояние, избегать мирских развлечений


Урок третий. Праздничные и будничные хороводы.

Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободные от работы и праздничные вечера, чтобы водить хороводы, петь песни, кататься на качелях, играть в горелки, лапту, мяч. Сроки начала сезона хороводов имели небольшие местные различия. Так, в Тверской губ. (селения по р. Тверце), при полном исключении каких-либо гуляний во время Великого поста (не разрешалось даже песни петь), на Благовещенье и в Вербное воскресенье можно было гулять и петь, но не плясать. В эти дни было принято также качаться на качелях. В течение всей пасхальной недели молодежь здесь развлекалась под открытым небом, пела песни, плясала, но существовал своеобразный местный запрет на катанье яиц: «на Пасхе, говорят, грех катать яйца». Их катали в течение «троицкого мясоеда» (период от Пасхи до Петрова поста). Каждое воскресенье троицкого мясоеда «собираются девки и гуляют», а «в Петровки грех гулять». В следующий «мясоед» (то есть после Петрова поста) в этих же селениях «не гуляют, не собираются девки, разве случится в это время где деревенский праздник (то есть престольный. — М.Г.), но тут идет гулянье как следует». В Обоянском у. Курской губ. (сведения с. Шелкова) «водить танки» начинали после трех дней Пасхи и продолжали сплошь до Красной горки (первое воскресенье после Пасхи) включительно. В Царевококшайском у. Казанской губ. хороводы начинались «после Пасхи, как только высыхает и делается тепло». В некоторых местах хороводы водили непрерывно от Красной горки до Петрова дня. В иных селах Красная горка особенно выделялась хороводами. Но наиболее распространены были праздничные хороводы — «на Святой, на Троицу, на Духов и Петров дни». Иногда в этом ряду больше выделялись хороводы Вознесения и Троицына дня. Некоторые информаторы четко указывают Петров день (29 июня) как день последних хороводов. В Тульской губ., по описанию к. XVIII—н. XIX в. крестьянская молодежь оживленно праздновала этот день как прощанье с весенне-летними гуляньями. На Петров день, как и на Пасху, принято было здесь устраивать качели разных видов. В некоторых районах завершение хороводных игр и переход к работам сенокоса и страды отмечали трехдневным празднованием. «В Петров день начиная, продолжают три дня увеселения, на круглых и веревчатых качелях качаются, и около качелей во все дни бывает собрание народу, пение и пляска. С сего времени прекращаются деревенские увеселения и начинаются самые тяжкие труды, сенокос и жатва». В Мещевском и Мосальском уездах (Калужская губ.) на Петра и Павла молодежь позволяла себе шутки в отношении многих жителей деревни, в том числе и старших (что было невозможно в другое время) — этот день рассматривался как завершающий в цикле хороводов, последний всплеск молодого озорства. Накануне вечером, когда старшие ложились спать, парни тихо заваливали бревнами и хворостом двери в чью-нибудь избу. Телегу одного из обычно ссорившихся мужиков увозили на двор другого, а мялку последнего тащили на огород к первому. Набивали соломой бабью рубаху и ставили это чучело под чье-нибудь окно или посреди деревни. Брошенные не на месте бороны, сохи, колеса, телеги складывали кучей на выезде из деревни. Отправлялись в шалаши на покос и там — кому спутают ноги, а кого и утащат сонного в лес. В других местах хороводы могли заканчиваться до Петрова поста. В последнее перед постом воскресенье, которое называли ссыпным, по окончании хороводных песен все начинали «прощаться низкими поклонами» до весенних хороводных встреч следующего года. Другие корреспонденты с мест отмечают летние хороводы в будние дни и в конце полевых работ. По-видимому, на Петров день почти повсеместно заканчивались циклы весенне-летних праздничных хороводов, которые следовали, начиная с Пасхи, один за другим, с небольшими промежутками. Несомненно, для всех русских крестьян этот период в годовом цикле был наиболее характерным для хороводов. От Пасхи до Петрова дня эта форма общения молодежи была основной. Сказанное не исключает хороводов повседневного характера, а также праздничных и за этой гранью. Если престольный праздник выходил за сроки Петрова дня, он все равно непременно сопровождался хороводом. Кроме того, местами бытовали зимние хороводы — на Рождество и Масленицу. Наиболее свободные сроки хороводов представлены в описании с. Муравлева и д. Борщовки (Орловский у.). Там «карагоды» не бывали только лишь в страду, на Великий и Успенский посты и на Ивана Постного (29 августа). На Благовещенье и в Вербное воскресенье собирались в «карагоды», но не пели. Соблюдался также запрет на «улицу» накануне праздников. Но встречаются и четкие свидетельства очень строгого соблюдения молодежью Петрова поста. «С Петровок же ни в какой праздничный день не бывает гулянья и не увидишь на улице никого из молодежи и ни одной девушки», — писал корреспондент Географического общества о с. Давшине Пошехонского у. в 1849. Дневной праздничный хоровод собирался обычно часов в 10—11, а около часу или двух расходился — участники шли обедать. Вечерний хоровод продолжался, как правило, до 10 — 11 часов, но иногда молодежь гуляла в хороводе до зари.

Время возникновения каждого конкретного хоровода и самый механизм его формирования никем, как правило, не определялись, не организовывались, рождались внешне как бы стихийно, но в рамках давней, сложившейся традиции, согласно крестьянскому этикету. Отдельные виды молодежных развлечений могли иметь в календарных сроках некоторые отклонения. Например, в Смоленской губ. (материалы Знаменской вол. Юхновского у. и Ковширской вол. Поречского у.) катание на качелях было «важнейшим развлечением» 9 марта (40 Мучеников церковного календаря). «Качели на этот день устраиваются в каждом дворе», — сообщал учитель народной школы. Однако массовые катания на качелях в местах общих гуляний, собиравшие большие компании молодежи, приурочивались обычно к Пасхе или Троице. В Архангельской губ. и в части Кадниковского у. Вологодской качались на качелях на пасхальной неделе. К ней же были приурочены хождения толпами на церковные колокольни — в связи с «целодневными» пасхальными звонами. А в деревнях по р. Ламенге, в той же губернии, — преимущественно на Троицу. Для этикета молодежных развлечений, как и для крестьянской этики в целом, характерна была четкая связь с определенными датами и сроками церковного календаря. То, что являлось нормой поведения в определенные дни и периоды, считалось неуместным в другое время. Сроки летнего «клуба» молодежи имели порайонные отличия, но для каждой конкретной местности они были четкими и устойчивыми.


Урок пятый. Виды хороводов.

Ученые выделяют несколько видов хороводов в зависимости от предназначения, количества участников и фигур.

Хороводы шествия.

К ним относятся "стреловые" - распространены на территориях юга, запада России, территория Беларусско-Черниговского и Гомельского пограничья, у переселенцев живущих на Урале и Сибири, а также Д.Восток;

"улица", "проходная разлука", - распространены на Севере России, Урале и Сибири.

Цель - шествие движется к месту проведения основных, больших хороводов (лужайка, берег реки, поле, за деревню и др.) Начинается шествие как правило в деревне и служит знаком сбора на хороводные гуляния. В особых случаях касаемых стреловых хороводов - "похоронить стрелу".

Большие хороводы.

К ним относятся:

- круговые. Соответственно те хороводы которые водятся кругом, сюда же включаются южно-русские карагоды и танки (кроме "стеношных");

- орнаментальные. Посредством движения создаются различные рисунки "столбы" (Усть-Цилемские), "город" (пример "Чёрный ворон воду пил"), "улитка", "корзиночка", "цветок" и т.п;

- стенка на стенку, "стеношные".

Хоровод расположен в виде двух шеренг стоящих друг против друга (пример: "Как во Томской во губерни", "А мы сеяли лён", "Просо");

Игровые хороводы.

К ним относятся хороводы разыгрывающие какое-либо драмматическое или комедийное событие, а также аграрная тематика. В игровых хороводах может присутствовать ряжение. По мнению одной из мифологических школ в фольклористике, эти хороводы есть воспоминание и воспроизведение протомифа.

Примеры: "Кострома", "Козёл", "Бояре" и практически все святочные хороводы);

Парные хороводы.

Пришлось ввести термин "парные хороводы", т.к. ни в одной классификации не встретил обозначения таких форм хороводов.

К ним можно отнести хороводы, где должно учавствовать чётное количество участников, как правило парень-девушка. Такие хороводы отличаются "многоколенностью". Примером могут служить: "Из бору, бору", "Груня", "Не летай мой соловей", "Я у батюшки жила". Здесь мы можем наблюдать процесс перехода из древней (простой) формы к новой, более сложной и многоступенной, танцевальной. Кстати, вроде Усть- Цилемская "Горка" является ярким примером.

У хороводов есть определенные схемы ведения, например:

Движение по кругу в одну сторону, затем в другую

Так ведется хоровод "Запелтися плетень"

А этот хоровод водится так. Сначала первая стенка обходит вторую и встаёт на своё исходное место. Затем вторая стенка проделывает то же самое.


Урок четвертый. Сакральный смысл хороводов. Пояснение на примере Усть-Цильмского хоровода.

Ученые до сих пор не могут определить время происхождения хороводовых обрядов и традиций, что позволяет сделать вывод об их древности, изначальности. Традиция водить хороводы характерна для всех славянских народов и, вероятно, зародилась задолго до разделения на западных, восточных и южных славян.

В представлении наших предков, мир разделялся на три уровня: верхний – божественных мир, срединный – мир человека, нижний – мир духов.

Цель вождения хороводов - взаимосвязь человека (мира середнего) с богами (миром верхним), что даёт возможность быть включёным в жизненный цикл мира, вселенной. В процессе вождения хороводов выстраивается вертикальная связь между двумя мирами.

Круг – основная фигура хоровода – символизирует собой не только солнце, но и бесконечность мира. Так же в хороводе происходит объединение людей.

Остюда мы можем определить основные задачи возждения хороводов:

  1. Магическое действие, попытка влиять на природу. Водя хороводы, люди посылали просьбу к небесам или солнце или дожде, о плодородии, от которого зависела жизнь крестьянина.
  2. Способ объединения разных групп населения: возрастных, половых, социальных и др.

Хоровод, или как его называют в Усть-Цильме, «хождение под песню», радикально отличается от общепринятых представлений о хороводе. Он состоит из шести фигур, в строгой последовательности переходящих одна в другую, причем каждая из них выполняется под определенную песню, имеет свое имя и выполняется в определенном ритме. Начавшись неторопливо, от фигуры к фигуре, от действия к действию, темп хоровода постепенно наращивается, убыстряется ритм. Этот обряд образно демонстрирует древнейшие, восходящие к первичной арийской мифологии, представления славян о рождении вселенной и сотворении мира. Сначала все участники выстраиваются неподвижным большим квадратом «Столбы», который символизирует Высшую Истину, изначальное единство неба и земли (единство мужского и женского начал). Сами Столбы в древнеарийских представлениях означают четыре первоэлемента природы (огонь, воздух, вода и земля). Весь мир, вся вселенная формируется в результате их смешения и взаимодействия.

Этот процесс творения демонстрирует вторая фигура, непосредственно вытекающая из первой – «Вожжа», которая представляет собой волнистую линию (космические воды недифференцированного хаоса), постепенно уменьшающуюся в амплитуде и переходящую в точку (Семя Вселенной, Мировое Яйцо). Вторая фигура символизирует нарушение изначального равновесия, поляризацию, разделение на мужское и женское начало, а именно: момент, когда начинается еще невидимое формирование вселенной. Со времен неолита волнистая линия символизировала волны океана Хаоса, бездну космических вод – слияние первых элементов. Из нее все рождается и, в конечном итоге, в нее все возвращается, это начало и конец всего сущего. Затем следует третья фигура, называемая «Плетень», которая представляется в виде исходящей из центральной точки (Семени) спирали, постепенно увеличивающейся в размерах. Точно так же, как ремесленник, постепенно плетущий свою корзину из центральной точки, Высший Разум Вселенной с помощью своей супруги, Великой богини - производительной силы природы, созидает из точки (Мирового Яйца) вселенную. Четвертая фигура представляет собой Круг, показывая тем самым цикличность космоса и вселенной на протяжении всего их существования.

Пятая фигура - «Сторона на сторону». При ее исполнении все участники, разделившись на мужчин и женщин, выстраиваются в линии друг против друга; они то поочередно сходятся (при этом мужчины и женщины вступают в непосредственный контакт, символически поправляя друг другу одежду), то опять расходятся. Эта фигура показывает психическую активность вселенной, выраженную в виде взаимодействия двух первоначал – мужского (небо) и женского (земля). Все в мире существует только благодаря их постоянному взаимодействию. Последняя фигура – «На четыре стороны» – завершает процесс формирования вселенной. Она представляет собой квадрат (четыре стороны света), который демонстрирует рождение жизни, устойчивость и гармонию проявленного мира во времени и пространстве. Этот изначальный, объединяющий, сакральный обряд, лежащий в основе всех античных мистерий, пробуждает подсознание участвующих, вызывая тем самым глубинное переживание единства космоса и всех его частей, находящихся в полной гармонии и взаимосвязи. Люди, участвующие в нем, выходят духовно окрепшими и просветленными, с чувством осознания того, что не передать никакими словами или их письменным выражением.

 На этом главная, ритуальная часть Горки заканчивается, и люди предаются веселью - начинают танцевать кадриль и барыню. Праздник продолжается. Это время всеобщей радости и танцев под гармошку. Под утро все не спеша расходятся по домам уставшие, но счастливые...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Композиционные особенности текстов разных типов

Таблица для подготовки к сочинению....

Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»

Цель данного урока – развитие танцевальных способностей учеников, посредством русского танца.Данная цель будет  достигнута через решение следующих задач.в  области хореографии:Овладеть «язык...

История и стилистические особенности сонатной формы разных эпох

Появление и формирование старинной "сонаты", ее особенности. Дальнейшее развитие сонатной формы у композиторов венских классиков. Оригинальные приемы выразительности в романтической сонате. Програмнос...

Выявление особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах

практическое занятие для студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

Экологические неблагополучные регионы России

Презентация красочно дополняет  занятие по дисциплине "Экологические основы природопользования" на тему: "Экологические неблагоприятные регионы России"...

Серия практических семинаров по повышению кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы пройдет в регионах России

Серия практических семинаров по повышению кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы пройдет в регионах России  С 11 по 18 ноября 2019 года в пяти регионах Российской Федерации пр...

В трех регионах России прошло профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательных предметов в системе СПО

В рамках Национального проекта «Образование» основной задачей федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» опред...