Образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание творчеством» для студии рисования
рабочая программа на тему

Пименова Наталья Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства.
     Программа «Воспитание творчеством» является модификацией типовой программы для художественных школ и школ искусств.

Программа составлена в соответствии с требования к дополнительным образовательным программам и содержат: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, методическое обеспечение, ожидаемые результаты, требования к уровню знаний, умений и навыков по каждой теме, реализацию этих требований в виде контролирующих материалов, список литературы.

Предлагаемая программа курса «Воспитание творчеством» обеспечивает преемственность по отношению к базовому курсу изобразительного искусства и реализуют принцип дидактической спирали в изучении основных тем.

Методическими ориентирами в построении данной программы стали культурологический, полихудожественный, индивидуально-деятельностный и системный подходы.

Программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной детской аудитории.

Новизна данной программы заключается в том, что внедряется новая технология “эмоционального настроя”, включающая в себя разнообразие новых творческих изобразительных приемов и методов изображения, а также впервые дополняется содержание обучения теорией изображения, что является обязательным компонентом содержания пропедевтического художественного образования.

Необходимость внесения изменений в содержании существующих программ курса вызваны и тем, что в существующих программах достаточно жестко закреплены и используемые при изучении программные средства. Они же определяют и количество часов, отводимых на их изучение.

В целом, выполненные изменения представляются рецензенту вполне уместными и целесообразными. Они позволят приблизить уровень

преподавания и уровень подготовки обучающихся к требованиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа для студии рисовани73.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа согласована

с методическим (экспертным) советом МБУ ДО ДЮЦ

«Интеллект»

« ____» __________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ

«Интеллект»

______________ И. А. Петрова

« ____» ____________ 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Воспитание творчеством»

для студии рисования «Карандаш»

Профиль программы - художественно-эстетический

Срок реализации – 3 года

Возрастной состав – 6-9 лет

           

            Автор:

Пименова Наталья  Николаевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Кстово

2016


Оглавление

Пояснительная записка                                                                                3

Учебно-тематический план                                                                          7

Содержание программы                                                                               15

Методическое обеспечение программы                                                     23

Ожидаемые результаты                                                                                31

Работа с родителями                                                                                     31

Литература для педагогов                                                                             32

Литература для обучающихся                                                                      34


Пояснительная записка

Одна из основных целей образования - воспитание гармонически развитой личности. Формирование эстетического мировоззрения является составной частью этого процесса.

     Занятия изобразительным искусством являются важным условием гармонического развития личности. Они способствуют формированию нравственности, эстетического воспитания подрастающего поколения, помогают воспитанию патриотизма и интернационализма.

В основе занятий изобразительным искусством лежит рисование с натуры, по представлению, по памяти, после непосредственных наблюдений, выполнение заданий на основе воображения и фантазии, а также наброски, упражнения. В программе указаны виды работ, примерные темы и объекты для рисования, то есть учебные задания. Указывается также, в каком материале данные задания должны быть выполнены.

Рабочая программа студии рисования «Карандаш» составлена на основе программы подготовительной группы детской художественной школы.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами социально-педагогической и культурологической  направленностей.

В настоящее время многими исследователями доказано, что огромную роль в эстетическом воспитании детей играют произведения народного искусства, поскольку они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность мироощущения, отражение его в творчестве народных мастеров поражают декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радуют особым чувством ритма, любовью к узорчатости орнамента.

Однако развитие личности происходит в конкретной социо-культурно-природной среде. Поэтому краеведческий подход является важным в формировании эстетического мировоззрения.

Актуальность  программы состоит  в:  

•        создание условий для развития ребенка;

•        развитие мотивации к познанию и творчеству;

•        обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

•        приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

•        профилактику асоциального поведения;

•        создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,

•        творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;

•        интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

•        укрепление психического и физического здоровья;

•        взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Новизна программы состоит в том, что она является синтезом программ по рисунку, живописи, декоративному искусству и лепке.

Педагогическая целесообразность

Введение такого теоретического и практического материала вызвано требованиями творческой практики и является педагогически целесообразным, так как способствует эффективному развитию у детей эстетического вкуса, знаний истории, культуры родного края и воспитание личностных качеств на этой содержательной базе.

Образовательная программа  разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

•        принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность;

•        формах и методах обучения: активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы,  экскурсии, походы, игры;

•        методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ результатов конкурсов и др.;

•        средствах обучения: перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей.

Основные формы реализации программы – практические занятия, экскурсии, конкурсы, игры. Выбор форм определяется целью и задачами программы, а также психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, для которых игровая деятельность является одной из основных.

Итогом усвоения учебной темы и, в то же время, эффективным диагностическим приёмом являются выставки рисунков, конкурсы, в рамках которых обучающиеся демонстрируют полученные знания и умения. Конкурсы проводятся с использованием тематических презентаций.

Развитие активного интереса к познанию родного края – его истории, культуры, традиций, особенностей жизненного уклада - необходимая составляющая формирования бережного к нему отношения, составляющая гражданского воспитания.

Конкурсы по итогам экскурсии – диагностический приём, позволяющий оценить степень её эффективности. Итоговая игра в конце учебного года позволяет оценить эффективность реализации того или иного этапа программы.

Цель  программы: обучение  азам изобразительной грамотности,  развитие творческих  способностей, воспитание   патриотизма, нравственности.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство  с  историей  возникновения  и  развития  разных  видов  ремесел;

-изучение  основ  цветоведения  и  композиции;

-изучение  основ  конструирования  из  различных  материалов.

Развивающие:

-развитие  образного  мышления;

-развитие  индивидуальности  при  решении  творческих  задач;

Воспитательные:

-воспитание  уважительного  и  бережного  отношения  к  народному  творчеству;

-воспитание  волевых  и  трудовых  качеств  личности;

-воспитание  потребности  в  здоровом  образе  жизни.

Отличительные  особенности  данной  программы:

•        Особенность программы состоит в том, что в структуру программы входят несколько образовательных блоков: теория, практика, экскурсия. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.  Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские произведения. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию самостоятельных произведений

•         Отличительные особенности  программы  в  том  что,  что она  написана  на  основе  типовой  программы для художественной школы,  но в  нее  введены  новые  разделы  по  конструированию  и  бумагопластике,  а  также  большое  место  отводится  изучению  цветоведения  и  композиции.    

•        Отличительной  особенностью данной  программы,    является то,  что ребенок  имеет  право  изучать,  на  свой выбор,    предложенные  в программе разделы,  в  соответствии  со  своими  интересами  и  потребностями.  Обязательными разделами  программы  остаются -   композиция,  цветоведение,  декоративно-прикладное  творчество, лепка.  

Отличительной чертой детей этого возраста является сильная направленность на внешний мир, в частности, мир природы. Поэтому очень важно именно в этом возрасте увидеть и осознать его красоту и богатство, обратить внимание на то, что удивительное рядом c тобой. Педагог должен показать возможность и пути такого познания. Нужно научить познавать мир природы с его закономерностями и гармонией и сформировать ценностное отношение к природе на основе её эмоционального восприятия и личностной значимости.

Условия реализации программы:

 •        возрастные особенности данного возраста учитываются, поэтому присутствуют элементы игры на каждом занятии.

•        условия отбора в коллектив: принимаем всех , возможен дополнительный набор в группы 2, 3 года обучения на основании предоставленных работ,

•        состав групп: обучающиеся приблизительно одного возраста.

При прохождении каждой новой теоретической темы программа предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Здесь целесообразно использовать такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», что способствует последовательному освоению материала в данной программе.

Возраст  детей,  на  которых  рассчитана  программа  и  срок  ее  реализации:

Программа рассчитана на возраст от 7 до 10 лет. Дети 7 лет способны выполнять предлагаемые задания только  на ознакомительном  уровне, в то время как обучающиеся в возрасте 9 лет уже осмысленно усваивают предлагаемый материал.

Срок реализации образовательной программы -  3 года.

Периодичность занятий на первом году обучения 2 раза в неделю по 2-3 часа (всего 136 часов в год).

 Форма проведения занятий групповая.  При освоении материала программы предполагается использование таких форм организации занятий как творческая мастерская, конкурсы, экскурсии.   Это обусловлено тем, что на данной ступени перед обучающимися поставлена задача освоения самостоятельных приемов работы. Также обучающиеся нацелены на достижение высоких результатов.  

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.  Большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную) деятельность детей.

Ожидаемые  результаты  и  способы  определения  их  результативности:

•        правила  организации  рабочего  места;

•        краткую  историю  декоративно-прикладного  творчества;

•        теоретические  сведения  об  изученных  технологиях.

Уметь:

•        применять  основы  цветоведения  на  практике;

•        выполнять  рисование с натуры, по представлению, по памяти, после непосредственных наблюдений, выполнение заданий на основе воображения и фантазии, а также наброски, упражнения.

Способы проверки:

Итогом усвоения учебной темы и, в то же время, эффективным диагностическим приёмом являются выставки рисунков, конкурсы, в рамках которых обучающиеся демонстрируют полученные знания и умения.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть организовано в форме выставки во время проведения отчетного мероприятия коллектива, где дети представляют свои работы.

В процессе просмотра работ обучающихся происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение работ других обучающихся.  

 Содержание  учебно-тематического  плана  

1 год обучения (с 6 лет).

Темы занятий

Кол.

часов

теория

практика

1.Знакомство. Адаптация детей в пространстве. Установление доброжелательных контактов. Произвольный рисунок – проективный тест ДДЧ (Дом, Дерево, Человек).

2

0,5

1,5

Раздел I. Графика.

2. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.

  • Пластическое воспроизведение линий в пространстве
  • Кляксография
  • Фактуры графическими средствами

3. Графические образы. Линия – пятно – украшение.

  • Орнамент. Декорирование конкретной формы
  • Пушистые образы. Домашние животные

10

2

2

2

2

2

2,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Раздел II.Знакомство с формой, предметным цветом, фактурой.

4.Фрукты.

  • Воспроизведение контурной линией формы предмета на бумаге: яблоко (простая форма); груша (сложная форма).
  • Определение предметного цвета и фактуры. Сочетание крупных и мелких форм предметов (например; арбуз – вишня).
  • Фрукты. Воспроизведение объемной формы предметов.

5.Осенние листья.

  • Изучение и изображение формы, цвета, фактуры листьев
  • Основные краски осени (красный, желтый, оранжевый) и их оттенки.
  • Листья. Изучение формы. Рельеф. Отпечатыавние.

6. Вазы. 

  • Изучение усложнённой формы предмета. Украшение шаблонов ваз.
  • Сравнительная характеристика (хрупкая, большая, маленькая, изящная…)
  • Ваза. Воспроизведение рельефной формы и украшение её узорами.

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

15,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Раздел III. Геометрический анализ предметов.

7.Закладка для книги.

 Составление из геометрических фигур узора в заданной плоскости. Знакомство с понятием ритма.

8.Деревья.

 Декоративно-условное изображение дерева из готовых геометрических фигур.

28

4

4

4,5

0,5

0,5

23,5

3,5

3,5

9. Дерево, дом, солнце.

Сюжетная композиция из геометрических фигур.

10. Дома зимой.

Сюжетная фризовая композиция улицы. Дорисовывание деталей. Геометрический анализ предмета. Передача состояния зимы.

11.Снеговик.

  • Свободная сюжетная композиция с использованием готовых геометрических фигур.
  • Снеговик. Лепка рельефа. Свободная композиция.

12.Встречаем Новый Год. 

  • Изготовление объёмной гирлянды. Плоскостное оформление (украшение) ёлочки.          
  • Орнамент в круге. Снежинка.
  • Снежинки зимой. Свободная композиция. Рельеф.

4

4

2

2

4

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

3,5

3,5

1,5

1,5

3,5

1,5

1,5

Раздел IV. Цветоведение.

13.Знакомство с главными цветами. 

Цвет в окружающем мире. Аппликация.

Составление дорожки из главных цветов.

14.Знакомство с изоинструментами.

Кисти, гуашь, бумага и элементарные способы их применения. Способы работы красками.

8

2

2

2

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

Раздел V. Жанры.

15.Зимняя сказка о деревьях. 

Ознакомление с жанром пейзажа.

 Изучение формы, фактуры. Пластическое воспроизведение формы деревьев, их характерные особенности.

Дуб.

Елка.

Береза.

16. Портрет.

Знакомство с жанром портрета. Форма частей лица, передача настроения.

Портрет персонажа сказки.

17.Ваза с цветами.

Знакомство с жанром натюрморт.

Формирование способности находить красоту в обычном, повседневном. Развитие способности восприятия цвета, фактуры, формы.

18.Ваза с фруктами

Ваза с грушей и лимоном.

Ваза с апельсином и виноградом.

Лепка вазы с фруктами.

36

2

2

2

2

2

2

4

4

2

2

4

4

4

6,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

29,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

3,5

3,5

1,5

1,5

3,5

3,5

3,5

Раздел VI. Техника аппликации.

19.Бабочка

Аппликация из квадратиков

20.Цветы

Аппликация вырыванием по контуру.

21.Сказочная птица. 

Знакомство с изображением и изучение строения птиц.    

Образ – рассказ о своей птице.Тонирование фона в зависимости от поставленной задачи.

Образ птицы, выполненный в технике аппликации.

10

2

2

1

1

4

2,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7,5

1,5

1,5

0,5

0,5

3,5

Раздел VII. Встреча со стариной.

22. Пасха.

 Знакомство с христианским праздником, обычаями.

Украшение шаблонов яиц узорами.

 Составление пасхального натюрморта.

23.Храм. 

Знакомство с русской храмовой архитектурой как части мировой культуры. Закрепление пройденных тем. Коллективное творчество.

 Храм. Изучение архитектурных особенностей по готовым шаблонам.

21.Мой город.

Итоговая сюжетная композиция.

Мой город. Создание цвета – настроения. Тонирование фона.

Мой город. Выполнение композиции в смешанной технике.

30

2

2

4

2

4

4

4

4

4

4,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

25,5

1,5

1,5

3,5

1,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

                                                                                                                     Итого

144

27,5

106,5

        

                                        2 год обучения (с 7 лет).

Тема

Кол-во часов

Всего

теория

Практ.

1.Адаптационно-организационные занятия. 

Обеспечение благоприятной психологической атмосферы.

Диагностический рисунок.

2.Росчерк. 

Произвольная линия как стимул изобразительного творчества.

Упражнение «Дорисуй». Возможности линий в создании графического образа.

3. «Падают, падают листья».

Зарисовки разных форм листьев, изучение предметного цвета, фактуры, Наложение предмета на предмет.

4. «Осенний сюжет».

Аппликация из кусочков обрывной  цветной бумаги. Воспроизведение осенней гаммы деревьев на цветном фоне.

5. «Смешиваем краски».

 Составление дополнительных цветов на основе повторения и смешивания главных цветов. Заполнение заданных абстрактных фигур главными и дополнительными цветами. Способы работы красками.

6. Монотипия.

 Знакомство с новой техникой.

  • Самостоятельное использование главных и дополнительных цветов в получении цветовых пятен.
  • Дорисовывание созданного образа. Интерпретация созданного образа.

7. Воспроизведение образов и состояний природы.

При помощи пластических упражнений и сюжетных изображений на листе бумаги.

  • Ветер.
  • Дождь.

8.Теплая и холодная цветовая гамма.

 Упражнения-игры на контрастные ощущения теплых и холодных цветов. Ассоциативное восприятие цвета.

  • Теплая гамма.
  • Холодная гамма.

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

9.Дома зимой.

Изображение ряда домов разной высоты, с различными формами крыш, окон на цветном картоне в холодной гамме.

10.Городской пейзаж зимой.

Усложненный ритм в сюжетной композиции (городские дома, фонари, решётки).

  • Дневное  состояние суток. Теплая цветовая гамма.
  • Вечернее состояние суток. Холодная цветовая гамма.

11.Вид из окна.

Заключительная сюжетная композиция на тему «Зима»

12.Дед Мороз с подарками. Рождество.

Изображение радостных настроений.

13. Знакомство с жанром портрета.

  • Изучение строения лица человека.
  • Изучение строения фигуры человека.
  • Создание образов задуманных персонажей.

14.Звук-настроение-цвет.

 Ассоциативное восприятие музыки. Выражение  цветовыми пятнами и линиями созданного музыкой настроения.

  • Музыка веселая, праздничная.
  • Музыка грустная, печальная.

15.Русские народные прялки.

Форма, цвет, орнамент. История Нижегородской прялки.

16.Сказочная птица.

Сказочная птица – символ солнца, жизни, весны.

  • Образ птицы в народном искусстве. Рисование по мотивам.
  • Сказочная птица на сказочной веточке. Передача цветом настроения, Цветовой фон.

17.Русский народный костюм.

  • Роль орнамента в русском народном костюме.         Символические знаки и значение колорита.
  • Шаблоны – выкройки заполнить орнаментом и символическими знаками.

18.Соборы.

  • Храмовая архитектура моего города.
  • Соборы. Тонирование фона, передача цвета – настроения.
  • Соборы моего города. Воспроизведение формы, цвета соборов нашего города.

«Весенние листочки». 

  • Зарисовки разных форм листьев растений, изучение предметного цвета, фактуры.
  • Тонирование бумаги цветами, передающими весеннее настроение.
  • Композиция из листьев. Наложение предмета на предмет.
  • Проработка деталей.
  • Рельеф «Цветы и листья».
  • Завершение работы проработка деталей.

19.Скоро лето. Многопредметная сюжетная композиция (цветы, травы, бабочки, жуки). Коллективное творчество.

  • Зарисовки бабочек, жуков, трав.
  • Тонирование бумаги. Композиция наложением предмета на предмет.      
  • Завершение работы, проработка деталей.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

3

3

4

4

4

4

4

4

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

1,5

2,5

2,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

                                                                                                              Итого

144

18,5

111,5

3 год обучения (с 8 лет).

Темы  программы

теория

практика

всего

1

2

3

4

4

Адаптационно-организационные занятия.

  • Обеспечение благоприятной психологической атмосферы. Диагностический рисунок. «Акварель»

Основы рисунка

Знакомство с линией, выработка графических навыков.

Знакомство с линией, выработка графических навыков

Передача линией настроения

Упражнение на выработку графических навыков

Понятие о линии и её разновидностях

Рисунок для кружева

Закрепление полученных навыков

Знакомство с формой предмета

Понятие о форме, её основных пропорциях. Соотношение длины, ширины, высоты

Выработка умения изображать основную форму двух и более предметов в сравнении

Выработка умения рассматривать предметы, передавать характер главной формы

Понятие о прямоугольных, квадратных, круглых формах и их элементах

Игра с детским конструктором. Конструирование современного города, зарисовка.

Знакомство с тональностью (светлое - темное)

Тональная растяжка

Зарисовки игрушек с натуры

Суммарное использование полученных навыков

Основы живописи

Знакомство с основными цветами

Дать понятие о светлых и темных цветах

Узнавать и получать составные цвета

Характеристика предмета локальным цветом

Упражнение на приёмы работы акварелью

Упражнение на приемы работы гуашью

Упрошенное знакомство с цветовым кругом

Знакомство с теплыми цветами

Знакомство с холодными цветами

Упражнение на передачу настроения цветом

Композиция станковая и декоративная

Изобразительная поверхность и элементы композиции (выбор положения листа)

Выбор положения листа в зависимости от рисунка

Гармоническое заполнение всей поверхности листа

Ритмическая организация изображения способом чередования и повторения

Ориентация на изобразительной плоскости в двух экземплярах: верх - низ, слева – направо

Размещение предметов с сохранением их взаимопространственных положений

Ритмическая организация изображения способом повторения больших и форм

Задание на передачу "доброго" и "злого"

Зарисовки построек "по мотивам древнерусского искусства"

Композиция на тему "Сказочный город"

Композиция с птицами на декоративную переработку форм

Скульптура.

Лепка с натуры

Лепка с натуры плоских предметов (пряник)

Лепка декоративной посуды (чашка)

Лепка животных

Лепка птицы.

Декоративное панно «Птица» (рельеф)

Лепка игрушек .

Лепка сказочных персонажей на плитках-изразцах (дракон, лев, жар-птица)

Итоговое задание – композиция-панно на свободную тему

2

1

1

6

1

0,5

0,5

4

0,5

0,5

0,5

0,5

2

1

0,5

0,5

7

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

25

10

1,5

2

2

0,5

2

2

8

1,5

1,5

1,5

1,5

2

4

1,5

1,5

3

31

3

6

3

1,5

2,5

3

1,5

3,5

3,5

3,5

42

4

4

4

5

3

3

3

3

3

5

5

16

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

31

11

2

2

2

1

2

2

12

2

2

2

2

2

2

5

2

2

3

38

4

7

4

2

3

4

2

4

4

4

53

5

5

5

6

4

4

4

4

4

6

6

20

2

2

2

2

2

2

2

2

4

итого

30

114

144

V. Содержание  программы

1 год обучения (с 6 лет).

Тема  1.  Знакомство.

 Адаптация детей в пространстве. Установление доброжелательных контактов. Произвольный рисунок – проективный тест ДДЧ (Дом, Дерево, Человек)

Материалы: Б.фл.,цв.кар.

Раздел I. Графика.

2. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.

Пластическое воспроизведение линий в пространстве. Материалы: Б.фл.,цв.кар.

  • Кляксография. Материалы:б. акв. Трубочки.
  • Фактуры графическими средствами. Материалы: б., тушь.

3. Графические образы. Линия – пятно – украшение.

  • Орнамент. Декорирование конкретной формы. Материалы: Б.фл.,цв.кар.
  • Пушистые образы. Домашние животные. Материалы: б., масляная пастель.

Раздел II.Знакомство с формой, предметным цветом, фактурой.

Тема 4.Фрукты.

Стимулирование (активизация) опыта восприятия и осознание свойств изучаемых явлений:

  1. осязание поверхности (персик – шершавый, пушистый;
  2. лимон – пористый; яблоко – гладкое);
  3. восприятие запахов фруктов;
  4. мимические реакции и осознание (регистрация) вкусовых качеств: кислое, сладкое.

пластическое воспроизведение формы фруктов;

  • Воспроизведение контурной линией формы предмета на бумаге: яблоко (простая форма); груша (сложная форма). Материалы: Б.фл.,цв.кар.
  • Определение предметного цвета и фактуры. Сочетание крупных и мелких форм предметов (например; арбуз – вишня). Материалы: Б.фл.,цв.кар.
  • Фрукты. Воспроизведение объемной формы предметов. Материалы: Глина.

Тема 5.Осенние листья.

  • Изучение и изображение формы, цвета, фактуры листьев. Материалы: Б.,кар, краски.
  • Основные краски осени (красный, желтый, оранжевый) и их оттенки. Материалы: Б.,кар, краски.
  • Листья. Изучение формы. Рельеф. Отпечатыавние. Материалы: Глина.

Тема 6. Вазы. 

  • Изучение усложнённой формы предмета. Украшение шаблонов ваз. Материалы: Готовые шаблоны ваз; б.,фл.,цв. кар
  • Сравнительная характеристика (хрупкая, большая, маленькая, изящная…) Материалы: Готовые шаблоны ваз; б.,фл.,цв. кар
  • Ваза. Воспроизведение рельефной формы и украшение её узорами. Материалы: Пластилин.

Раздел III. Геометрический анализ предметов.

Тема 7.Закладка для книги.

  • Составление из геометрических фигур узора в заданной плоскости. Знакомство с понятием ритма. Материалы: готовые вырезанные геометрические фигуры, клей.

Тема 8.Деревья.

  • Декоративно-условное изображение дерева из готовых геометрических фигур. Материалы: Готовые вырезанные цв. геометрические фигуры. Цв. картон, клей.

Тема 9. Дерево, дом, солнце.

  • Сюжетная композиция из геометрических фигур. Материалы: Готовые вырезанные цв. геометрические фигуры. Цв. картон, клей.

Тема 10. Дома зимой.

  • Сюжетная фризовая композиция улицы. Дорисовывание деталей. Геометрический анализ предмета. Передача состояния зимы. Материалы: Заданный формат цв. картона, цв. геометрические фигуры, клей, фл, белая гуашь.

Тема 11.Снеговик.

  • Свободная сюжетная композиция с использованием готовых геометрических фигур. Материалы: Заданный формат цв. картона, цв. геометрические фигуры, клей, фл, белая гуашь.
  • Снеговик. Лепка рельефа. Свободная композиция. Материалы: Пластилин.

Тема 12.Встречаем Новый Год. 

  • Изготовление объёмной гирлянды. Плоскостное оформление (украшение) ёлочки. Материалы: Шаблоны ёлочек и цв. кружочки, клей, цв. картон.  Белая гуашь.                                
  • Орнамент в круге. Снежинка. Материалы: Пластилин.

Снежинки зимой. Свободная композиция. Рельеф. Материалы: Пластилин.

Раздел IV. Цветоведение.

13.Знакомство с главными цветами. 

  • Цвет в окружающем мире. Аппликация. Материалы: Набор цв. квадратиков, клей.

     Гуашь.

  • Составление дорожки из главных цветов. Материалы: Цв. картон, гуашь.

14.Знакомство с изоинструментами.

  • Кисти, гуашь, бумага и элементарные способы их применения. Способы работы красками. Материалы: Набор гуаши, б., кисти, палитра.

Раздел V. Жанры.

Тема 15.Зимняя сказка о деревьях. 

  • Ознакомление с жанром пейзажа. Материалы: Цв. картон, гуашь.
  • Изучение формы, фактуры. Пластическое воспроизведение формы деревьев, их характерные особенности. Материалы: Б.,фл., цв. б.
  • Дуб. Материалы: Б.,фл., цв. б.
  • Елка. Материалы: Б.,фл., цв. б.
  • Береза. Материалы: Б.,фл., цв. б.

Тема 16. Портрет.

  • Знакомство с жанром портрета. Форма частей лица, передача настроения. Материалы: Б.фл.,цв.кар.
  • Портрет персонажа сказки. Материалы: Б.,кар, краски.

Тема 17.Ваза с цветами.

  • Знакомство с жанром натюрморт. Материалы: Б.,кар, краски.
  • Формирование способности находить красоту в обычном, повседневном. Развитие способности восприятия цвета, фактуры, формы. Материалы: Б.фл.,цв.кар.

Тема 18.Ваза с фруктами

  • Ваза с грушей и лимоном. Материалы: Б.,кар, краски.
  • Ваза с апельсином и виноградом. Материалы:  Цв. картон,гуашь.
  • Лепка вазы с фруктами. Материалы: Пластилин.

Раздел VI. Техника аппликации.

Тема 19. Бабочка

  • Аппликация из квадратиков. Материалы: Готовые вырезанные цв. геометрические фигуры. Цв. картон, клей.

Тема 20. Цветы

Аппликация вырыванием по контуру. Материалы: цв. б., картон, клей

Тема 21. Сказочная птица. 

  • Знакомство с изображением и изучение строения птиц. Материалы: Б.фл.,цв.кар.    
  • Образ – рассказ о своей птице.Тонирование фона в зависимости от поставленной задачи. Материалы: Б.,фл., цв. б.
  • Образ птицы, выполненный в технике аппликации. Материалы: цв. б., картон, клей

Раздел VII. Встреча со стариной.

Тема 22. Пасха.

  • Знакомство с христианским праздником, обычаями. Материалы: Б.,кар, краски.
  • Украшение шаблонов яиц узорами. Материалы: Готовые шаблоны яиц. Цв. картон, клей, фл.
  • Составление пасхального натюрморта. Материалы: Глина

Тема 23. Храм. 

  • Знакомство с русской храмовой архитектурой как части мировой культуры. Закрепление пройденных тем. Коллективное творчество. Материалы: цв. б., картон, клей
  • Храм. Изучение архитектурных особенностей по готовым шаблонам. Материалы: цв. б., картон, клей

Тема 24. Мой город.

  • Итоговая сюжетная композиция. Материалы: Б.,фл., цв. б.
  • Мой город. Создание цвета – настроения. Тонирование фона. Цв. картон, гуашь.
  • Мой город. Выполнение композиции в смешанной технике. Материалы:  Б.,(формат А-3), гуашь.

2год обучения (с 7 лет).

Тема 1.Адаптационно-организационные занятия. 

Обеспечение благоприятной психологической атмосферы.

Диагностический рисунок. Материалы: Б.фл.,цв.кар.

Тема 2.Росчерк. 

Произвольная линия как стимул изобразительного творчества.

Упражнение «Дорисуй». Возможности линий в создании графического образа.

Материалы: Б.фл.,цв.кар.

Тема 3. «Падают, падают листья».

Зарисовки разных форм листьев, изучение предметного цвета, фактуры, Наложение предмета на предмет. Материалы:  Б.,фл.,цв.кар. гуашь

Тема 4. «Осенний сюжет».

Аппликация из кусочков обрывной  цветной бумаги. Воспроизведение осенней гаммы деревьев на цветном фоне. Материалы: Набор цв. б., клей.

Тема 5. «Смешиваем краски».

 Составление дополнительных цветов на основе повторения и смешивания главных цветов. Заполнение заданных абстрактных фигур главными и дополнительными цветами. Способы работы красками. Материалы: Б., гуашь.

Тема 6. Монотипия.

 Знакомство с новой техникой.

  • Самостоятельное использование главных и дополнительных цветов в получении цветовых пятен. Материалы: Б., гуашь.
  • Дорисовывание созданного образа. Интерпретация созданного образа. Материалы: Б., гуашь.

Тема 7. Воспроизведение образов и состояний природы.

При помощи пластических упражнений и сюжетных изображений на листе бумаги.

  • Ветер. Материалы: Б.,акварель                              
  • Дождь. Материалы: Б.,акварель                              

Тема 8.Теплая и холодная цветовая гамма.

 Упражнения-игры на контрастные ощущения теплых и холодных цветов. Ассоциативное восприятие цвета.

  • Теплая гамма. Материалы: Б., гуашь.
  • Холодная гамма. Материалы: Б., гуашь

Тема 9.Дома зимой.

Изображение ряда домов разной высоты, с различными формами крыш, окон на цветном картоне в холодной гамме. Материалы: Б., гуашь.

Тема 10.Городской пейзаж зимой.

Усложненный ритм в сюжетной композиции (городские дома, фонари, решётки).

  • Дневное  состояние суток. Теплая цветовая гамма. Материалы: Б., гуашь.
  • Вечернее состояние суток. Холодная цветовая гамма. Материалы: Б., гуашь.

Тема 11.Вид из окна.

     Заключительная сюжетная композиция на тему «Зима». Материалы: Б.,фл., гуашь.

Тема 12.Дед Мороз с подарками. Рождество.

     Изображение радостных настроений. Материалы: Б.(формат А-3), гуашь.

Тема 13. Знакомство с жанром портрета.

  • Изучение строения лица человека. Материалы: Б., восковые мелки.
  • Изучение строения фигуры человека. Материалы: Б., фломастеры.
  • Создание образов задуманных персонажей. Материалы: Б., гуашь.

Тема 14.Звук-настроение-цвет.

 Ассоциативное восприятие музыки. Выражение  цветовыми пятнами и линиями созданного музыкой настроения.

  • Музыка веселая, праздничная. Материалы: Б., фломастеры.
  • Музыка грустная, печальная. Материалы: Б., гуашь.

Тема 15.Русские народные прялки.

Форма, цвет, орнамент. История Нижегородской прялки. Материалы: Б.,фл., гуашь.

Тема 16.Сказочная птица.

Сказочная птица – символ солнца, жизни, весны.

  • Образ птицы в народном искусстве. Рисование по мотивам. Материалы: Б., фломастеры.
  • Сказочная птица на сказочной веточке. Передача цветом настроения, Цветовой фон. Материалы: Б., гуашь.

Тема 17.Русский народный костюм.

  • Роль орнамента в русском народном костюме.         Символические знаки и значение колорита. Материалы: Б.,фл., гуашь.
  • Шаблоны – выкройки заполнить орнаментом и символическими знаками. Материалы: Шаблоны – выкройки русского народного костюма. Гуашь.

Тема 18.Соборы.

  • Храмовая архитектура моего города. Материалы:
  • Соборы. Тонирование фона, передача цвета – настроения. Материалы:
  • Соборы моего города. Воспроизведение формы, цвета соборов нашего города. Материалы:

Тема 19. «Весенние листочки». 

  • Зарисовки разных форм листьев растений, изучение предметного цвета, фактуры. Материалы: Б., восковые мелки.
  • Тонирование бумаги цветами, передающими весеннее настроение. Материалы: Б., гуашь.
  • Композиция из листьев. Наложение предмета на предмет. Материалы: Материалы: Б.фл.,цв.кар.
  • Проработка деталей.
  • Рельеф «Цветы и листья». Материалы: пластилин
  • Завершение работы проработка деталей.

Тема 20. Скоро лето. Многопредметная сюжетная композиция (цветы, травы, бабочки, жуки). Коллективное творчество.

  • Зарисовки бабочек, жуков, трав. Материалы: Б., восковые мелки.
  • Тонирование бумаги. Композиция наложением предмета на предмет.  Материалы: Материалы: Б.фл.,цв.бум., клей
  • Завершение работы, проработка деталей. Материалы: Б.,фл., гуашь.

3 год обучения (с 8 лет).

Тема 1. Вводное  организационное  занятие.

Правила  техники  безопасности  и  противопожарной  защиты.

Организация  рабочего  места.

Ознакомление   с  учебным  планом  на  год,  расписанием  занятий,  а  также  правилами  поведения  и  требованиями  к     учащимся.  Инструктаж  по  технике  безопасности  и  противопожарной  защите.  Знакомство  с  материалами  и  инструментами   необходимыми  для  работы  и  способами  правильной  организации  рабочего  места.

Раздел 1. Основы рисунка

Тема 2. Знакомство с линией, выработка графических навыков.

Задача: знакомство с линией, выработка графических навыков. вертикали, горизонтали, наклонные, ломанные, округлые, тонкие, толстые, спиральные, паутинки. (Город в виде геометрических фигур заполненных линиями)

Материалы: 1 час - карандаш; 1 час - тушь-палочка, фломастер.

Тема 3. Передача линией настроения. Задача: два коротких задания: солнышко злое (линии угловатые, резкие) и солнышко доброе (линии струящиеся, плавные).

 Материалы: тушь-палочка, тушь-перо.

Тема 4. Упражнение на выработку графических навыков. Задача: рисунок паутинки

Гратография (выскабливание по воску). Материалы: картон, тушь, палочка

Тема 5. Понятие о линии и её разновидностях. Задача: передать различными линиями: дождик, рябь на озере, облако, волны и т.д. Материалы: тушь-перо.

Тема 6. Рисунок для кружева 

Задача: выполнить задание творческое. Материалы: тушь-перо, тушь-палочка, кисть.

Тема 7. Закрепление полученных навыков Зарисовка животных (по памяти, представлению, наблюдению). Разнообразие материалов: тушь-палочка, мелки, гуашь, акварель и т.д.

Тема 8. Знакомство с формой предмета Задача: познакомить с основными геометрическими формами, научиться их выделять. Материалы: бум., карандаш

Тема 9 Понятие о форме, её основных пропорциях. Соотношение длины, ширины, высоты.

 Задача: зарисовка флажков, листьев, игрушек. Материалы: тушь-палочка, кисть-контур.

Тема 10.Выработка умения изображать основную форму двух и более предметов в сравнении 

Задача: изобразить контраст размеров. Арбуз, дыня, огурец, луковица. Материалы: аппликация в два цвета.

Тема 11. Выработка умения рассматривать предметы, передавать характер главной формы 

Задача: зарисовка грибов. Материалы: уголь, мелки.

Тема 12. Понятие о прямоугольных, квадратных, круглых формах и их элементах 

Задача: игра с детским конструктором. Конструирование современного города,

зарисовка. Материалы: шаблоны, мелки, картон

Тема 14. Знакомство с тональностью (светлое - темное)

Задача: Тональная растяжка. Материалы: бум., гуашь

Зарисовки игрушек с натуры.

Тема 15. Суммарное использование полученных навыков 

Задача: зарисовка животных (по памяти, представлению, наблюдению). Разнообразие материалов: тушь-палочка, мелки, гуашь, акварель и т.д.

Раздел 2. Основы живописи

Тема 16. Знакомство с основными цветами  

Задача: Флажки, цветы.

(вырезание, работа кистью)

Тема 17. Дать понятие о светлых и темных цветах (добавление воды, введение черной и белой краски) "Воздушные шарики в небе", "Домик ночью" (светящиеся окна) (акварель, аппликация на черной бумаге)

Тема 18. Узнавать и получать составные цвета(зеленый, оранжевый, фиолетовый)

Осенние листья, воздушные шары, (акварель, пятно в пределах контура)  

Тема 20. Характеристика предмета локальным цветом Фрукты, растения.

(гуашь, аппликация)

Тема 21. Упражнение на приёмы работы акварелью а) Небо на закате

б) Пасмурное небо

в) Радуга в небе (вливание цвета в цвет)

Тема 22. Упражнение на приемы работы гуашью (добавление белой и черной краски)

Задания те же.

Тема 23. Упрошенное знакомство с цветовым кругом ) (зарисовка в альбоме: акварель)

Тема 24. Знакомство с теплыми цветами а) Зарисовка "солнышка" (Концентрические линии. Гуашь)

б) Зарисовка "птичек" (В теплой гамме. Акварель)

Тема 25. Знакомство с холодными цветами а) Снежная королева (гуашь)

б) Зарисовка птичек (В холодной гамме. Акварель)

Тема 26. Упражнение на передачу настроения цветом

Задача: зарисовка цветка гуашью с добавлением:

а) белой краски

б) черной краски (цветок добрый и злой)

Задания на воображение: фея дня, фея ночи, передать тишину цветом и т.д.

Раздел 3.Композиция станковая и декоративная

Тема 27. Изобразительная поверхность и элементы композиции

Задача: выбрать положения листа в зависимости от изображения.

Жираф, крокодил, поезд, и т.д. Материалы: цветные карандаши, тушь-палочка.

Тема 28. Выбор положения листа в зависимости от рисунка Задача: выбрать положения листа в зависимости от изображения. «Праздничный салют»,

«Дома на нашей улице» . Материалы: гуашь, черная бумага, контур

Тема 29. Гармоническое заполнение всей поверхности листа 

Задача: заполнить пространство листа рисунком по законам композиции. "Осень. Осыпаются листья" Материалы: мелки.

Тема 30. Ритмическая организация изображения способом чередования и повторения Задача: выполнить: а) геометрический орнамент. Законы построения (аппликация)

б) фриз, (аппликация). Материалы: цветная бумага, картон, ножницы, клей

Тема 31. Ориентация на изобразительной плоскости в двух экземплярах: верх - низ, слева – направо 

Задача: нарисовать: а) Иллюстрация к сказке "Репка". Материалы:  цветные карандаши.

б) "Это я" Материалы: тушь-палочка.

в) "Звери бегут" Материалы: тушь-палочка, фломастеры.

Тема 32. Размещение предметов с сохранением их взаимопространственных положений Задача: нарисовать композицию: "Дождь, лужи, и я с мамой под дождем" Материалы: акварель, мелки.

Тема 33. Ритмическая организация изображения способом повторения больших и форм 

Задача: выполнить фриз: яркие рыбки. Материалы: аппликация из цветной бумаги.

Тема 35. Задание на передачу "доброго" и "злого" 

Задача: коллективная работа, учащиеся делятся на 2 команды. Одна - добрый флот, вторая — злой. Парус символ, форма, цвет, Материалы: картон, кисти, краски.

Тема 36. Тема  Зарисовки построек "по мотивам древнерусского искусства"

Задача:  изобразить: а) Терем-теремок

б) Собор - богатырь

в) Праздничная звонница

Материалы: цветные карандаши, вырезание из бумаги (белое на черном)

Тема 37. Композиция на тему "Сказочный город"

Задача: выполнить композицию, коллективная работа. Материалы: цветная бумага, гуашь, аппликация.

Тема 38. Композиция с птицами на декоративную переработку форм 

Задача: выполнить декоративную переработку формы птицы. Материалы: цветная бумага, гуашь.

Раздел 4: Скульптура

Тема39. Лепка с натуры (овощи, фрукты, близкие по форме к геометрическим телам) (2часа).

     Рассказ о скульптуре, используя репродукции. Сведения о пластических материалах.

     Задача: дать первоначальные сведения о скульптуре. Обучить работе с глиной: разминать, лепить объем из целого куска. Умение наблюдать, сравнивать скульптуру с натурой.

     Материалы: глина.

Тема 40. Лепка с натуры плоских предметов (пряник) 

     Рельеф.

     Задача: придумать форму пряника. Освоить приемы работы стеками.

     Материалы: глина.

Тема 41. Лепка декоративной посуды (чашка) 

     Беседа о керамике.

     Задача: придумать форму чашки. Приемы работы жгутами.

     Материалы: глина.

Тема 42. Лепка животных 

     Задача: освоить приемы работы с соленым тестом. Соединение лепных деталей с помощью шликера.

     Материалы:. соленое тесто.

Тема 43. Лепка птицы. 

     Круглая скульптура.

     Задача: выполнение этюдов в материале. Умение наблюдать с разных сторон натуру.

     Материалы: глина.

Тема 44. Декоративное панно «Птица» (рельеф) 

     Задача: придумать рисунок рельефа на бумаге. Освоить приемы набивки пластилина на фанеру, выравнивание формы. Нанесение на фон рисунка, передача пропорций.

     Материалы: пластилин.

Тема 45. Лепка игрушек .

     Задача: беседа о филимоновской игрушке. Лепка коня по мотивам филимоновской игрушки. Умение лепить из целого куска.

     Материалы: глина.

Тема 46. Лепка сказочных персонажей на плитках-изразцах (дракон, лев, жар-птица)

    Барельеф.

    Задача: поиск эскиза на бумаге. Выполнить низкий рельеф. Добиться выразительности и цельности.

     Материалы: пластилин.

Тема 47. Итоговое задание – композиция-панно на свободную тему 

     Задача: поиск композиции. Распределение в пространстве основных объемов и масс, определение их соотношений. Проработка деталей.

     Материалы: пластилин.

Методическое  обеспечение  программы

1 год обучения (с 6 лет).

Тема

Форма проведения занятий

Методы и приемы

Оснащение занятия

Подведение итогов

1

1.Знакомство. Проективный тест ДДЧ (Дом, Дерево, Человек).

2.Линия как графическое средство. 

Пластическое воспроизведение линий в пространстве

Образное сравнение и изображение линий на бумаге «Солнышко – доброе; Солнышко – злое».

«Дуб – богатырь; Плакучая ива»

3.Коврик. Линия – пятно – украшение.

- Создание элементарных геометрических узоров в замкнутом контуре. Сочетание цветовых пятен.

-Создание элементарных геометрических узоров в полосе

4.Фрукты.

-Воспроизведение контурной линией формы предмета на бумаге: яблоко (простая форма); груша (сложная форма).

-Определение предметного цвета и фактуры. Сочетание крупных и мелких форм предметов (например; арбуз – вишня).

-Фрукты. Воспроизведение объемной формы предметов.

5.Осенние листья.

-Изучение и изображение формы, цвета, фактуры листьев

-Основные краски осени (красный, желтый, оранжевый) и их оттенки.

-Листья. Изучение формы. Рельеф. Отпечатыавние.

6. Вазы. 

-Изучение усложнённой формы предмета. Украшение шаблонов ваз.

-Сравнительная характеристика (хрупкая, большая, маленькая, изящная…)

-Ваза. Воспроизведение рельефной формы и украшение её узорами.

7.Закладка для книги.

 Составление из геометрических фигур узора в заданной плоскости. Знакомство с понятием ритма.

8.Деревья.

 Декоративно-условное изображение дерева из готовых геометрических фигур.

9. Дерево, дом, солнце.

Сюжетная композиция из геометрических фигур.

10. Дома зимой.

Сюжетная фризовая композиция улицы. Дорисовывание деталей. Геометрический анализ предмета. Передача состояния зимы.

11.Снеговик.

-Свободная сюжетная композиция с использованием готовых геометрических фигур.

-Снеговик. Лепка рельефа. Свободная композиция.

12.Встречаем Новый Год. 

-Изготовление объёмной гирлянды. Плоскостное оформление (украшение) ёлочки.          

-Орнамент в круге. Снежинка.

-Снежинки зимой. Свободная композиция. Рельеф.

13.Знакомство с главными цветами. 

-Цвет в окружающем мире.

-Составление дорожки из главных цветов.

14.Знакомство с изоинструментами.

-Кисти, гуашь, бумага и элементарные способы их применения. Способы работы красками.

15.Зимняя сказка о деревьях. 

-Ознакомление с жанром пейзажа.

 -Изучение формы, фактуры. Пластическое воспроизведение формы деревьев, их характерные особенности.

Дуб.

Елка.

Береза.

16. Портрет.

Знакомство с жанром портрета. Форма частей лица, передача настроения.

Портрет персонажа сказки.

17.Ваза с цветами.

Знакомство с жанром натюрморт.

Формирование способности находить красоту в обычном, повседневном. Развитие способности восприятия цвета, фактуры, формы.

19.Бабочка

Аппликация из квадратиков

20.Цветы

Аппликация вырыванием по контуру.

21.Сказочная птица. 

Знакомство с изображением и изучение строения птиц.    

Образ – рассказ о своей птице. Тонирование фона в зависимости от поставленной задачи.

Образ птицы, выполненный в технике аппликации.

22. Пасха.

 Знакомство с христианским праздником, обычаями.

Украшение шаблонов яиц узорами.

 Составление пасхального натюрморта.

23.Храм. 

Знакомство с русской храмовой архитектурой как части мировой культуры. Закрепление пройденных тем. Коллективное творчество.

 Храм. Изучение архитектурных особенностей по готовым шаблонам.

21.Мой город.

Итоговая сюжетная композиция.

Мой город. Создание цвета – настроения. Тонирование фона.

Мой город. Выполнение композиции в смешанной технике.

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. Занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Коллектив.

занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

объяснение

рассказ, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

иллюстрации, образцы

плакаты, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

фото, таблицы, образцы

таблицы, образцы

плакаты, образцы

образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции, таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции, таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции,

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции, таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции, таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции, таблицы, образцы

Расшифровка теста

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

2 год обучения (с 7 лет).

Тема

Форма проведения занятий

Методы и приемы

Оснащение занятия

Подведение итогов

1

1.Знакомство. Проективный тест ДДЧ (Дом, Дерево, Человек).

2.Линия как графическое средство. 

Пластическое воспроизведение линий в пространстве

Образное сравнение и изображение линий на бумаге «Солнышко – доброе; Солнышко – злое».

«Дуб – богатырь; Плакучая ива»

3.Коврик. Линия – пятно – украшение.

- Создание элементарных геометрических узоров в замкнутом контуре. Сочетание цветовых пятен.

-Создание элементарных геометрических узоров в полосе

4.Фрукты.

-Воспроизведение контурной линией формы предмета на бумаге: яблоко (простая форма); груша (сложная форма).

-Определение предметного цвета и фактуры. Сочетание крупных и мелких форм предметов (например; арбуз – вишня).

-Фрукты. Воспроизведение объемной формы предметов.

5.Осенние листья.

-Изучение и изображение формы, цвета, фактуры листьев

-Основные краски осени (красный, желтый, оранжевый) и их оттенки.

-Листья. Изучение формы. Рельеф. Отпечатыавние.

6. Вазы. 

-Изучение усложнённой формы предмета. Украшение шаблонов ваз.

-Сравнительная характеристика (хрупкая, большая, маленькая, изящная…)

-Ваза. Воспроизведение рельефной формы и украшение её узорами.

7.Закладка для книги.

 Составление из геометрических фигур узора в заданной плоскости. Знакомство с понятием ритма.

8.Деревья.

 Декоративно-условное изображение дерева из готовых геометрических фигур.

9. Дерево, дом, солнце.

Сюжетная композиция из геометрических фигур.

10. Дома зимой.

Сюжетная фризовая композиция улицы. Дорисовывание деталей. Геометрический анализ предмета. Передача состояния зимы.

11.Снеговик.

-Свободная сюжетная композиция с использованием готовых геометрических фигур.

-Снеговик. Лепка рельефа. Свободная композиция.

12.Встречаем Новый Год. 

-Изготовление объёмной гирлянды. Плоскостное оформление (украшение) ёлочки.          

-Орнамент в круге. Снежинка.

-Снежинки зимой. Свободная композиция. Рельеф.

13.Знакомство с главными цветами. 

-Цвет в окружающем мире.

-Составление дорожки из главных цветов.

14.Знакомство с изоинструментами.

-Кисти, гуашь, бумага и элементарные способы их применения. Способы работы красками.

15.Зимняя сказка о деревьях. 

-Ознакомление с жанром пейзажа.

 -Изучение формы, фактуры. Пластическое воспроизведение формы деревьев, их характерные особенности.

Дуб.

Елка.

Береза.

16. Портрет.

Знакомство с жанром портрета. Форма частей лица, передача настроения.

Портрет персонажа сказки.

17.Ваза с цветами.

Знакомство с жанром натюрморт.

Формирование способности находить красоту в обычном, повседневном. Развитие способности восприятия цвета, фактуры, формы.

19.Бабочка

Аппликация из квадратиков

20.Цветы

Аппликация вырыванием по контуру.

21.Сказочная птица. 

Знакомство с изображением и изучение строения птиц.    

Образ – рассказ о своей птице. Тонирование фона в зависимости от поставленной задачи.

Образ птицы, выполненный в технике аппликации.

22. Пасха.

 Знакомство с христианским праздником, обычаями.

Украшение шаблонов яиц узорами.

 Составление пасхального натюрморта.

23.Храм. 

Знакомство с русской храмовой архитектурой как части мировой культуры. Закрепление пройденных тем. Коллективное творчество.

 Храм. Изучение архитектурных особенностей по готовым шаблонам.

21.Мой город.

Итоговая сюжетная композиция.

Мой город. Создание цвета – настроения. Тонирование фона.

Мой город. Выполнение композиции в смешанной технике.

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. Занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Коллектив.

занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

объяснение

рассказ, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

иллюстрации, образцы

плакаты, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

фото, таблицы, образцы

таблицы, образцы

плакаты, образцы

образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

иллюстрации, образцы

плакаты, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

репродукции,

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, репродукции, таблицы, образцы

Расшифровка теста

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ Выставка работ

3 год обучения (с 8 лет).

Тема

Форма проведения занятий

Методы и приемы

Оснащение занятия

Подведение итогов

1

1.Адаптационно-организационные занятия. 

Диагностический рисунок.

2.Росчерк. 

Упражнение «Дорисуй». Возможности линий в создании графического образа.

3. «Падают, падают листья».

Зарисовки разных форм листьев, изучение предметного цвета, фактуры, Наложение предмета на предмет.

4. «Осенний сюжет».

Аппликация из кусочков обрывной  цветной бумаги. Воспроизведение осенней гаммы деревьев на цветном фоне.

5. «Смешиваем краски».

 Составление дополнительных цветов на основе повторения и смешивания главных цветов. Заполнение заданных абстрактных фигур главными и дополнительными цветами. Способы работы красками.

6. Монотипия.

 Знакомство с новой техникой.

  • Самостоятельное использование главных и дополнительных цветов в получении цветовых пятен.
  • Дорисовывание созданного образа. Интерпретация созданного образа.

7. Воспроизведение образов и состояний природы.

При помощи пластических упражнений и сюжетных изображений на листе бумаги.

  • Ветер.
  • Дождь.

8.Теплая и холодная цветовая гамма.

 Упражнения-игры на контрастные ощущения теплых и холодных цветов. Ассоциативное восприятие цвета.

  • Теплая гамма.
  • Холодная гамма.

9.Дома зимой.

Изображение ряда домов разной высоты, с различными формами крыш, окон на цветном картоне в холодной гамме.

10.Городской пейзаж зимой.

Усложненный ритм в сюжетной композиции (городские дома, фонари, решётки).

-Дневное  состояние суток. Теплая цветовая гамма.

-Вечернее состояние суток. Холодная цветовая гамма.

11.Вид из окна.

Заключительная сюжетная композиция на тему «Зима»

12.Дед Мороз с подарками. Рождество.

Изображение радостных настроений.

13. Знакомство с жанром портрета.

-Изучение строения лица человека.

-Изучение строения фигуры человека.

-Создание образов задуманных персонажей.

14.Звук-настроение-цвет.

 Ассоциативное восприятие музыки. Выражение  цветовыми пятнами и линиями созданного музыкой настроения.

-Музыка веселая, праздничная.

-Музыка грустная, печальная.

15.Русские народные прялки.

Форма, цвет, орнамент. История Нижегородской прялки.

16.Сказочная птица.

Сказочная птица – символ солнца, жизни, весны.

-Образ птицы в народном искусстве. Рисование по мотивам.

-Сказочная птица на сказочной веточке. Передача цветом настроения, Цветовой фон.

17.Русский народный костюм.

-Роль орнамента в русском народном костюме.         Символические знаки и значение колорита.

-Шаблоны – выкройки заполнить орнаментом и символическими знаками.

18.Соборы.

  • Храмовая архитектура моего города.
  • Соборы. Тонирование фона, передача цвета – настроения.
  • Соборы моего города. Воспроизведение формы, цвета соборов нашего города.

«Весенние листочки». 

-Зарисовки разных форм листьев растений, изучение предметного цвета, фактуры.

-Тонирование бумаги цветами, передающими весеннее настроение.

-Композиция из листьев. Наложение предмета на предмет.

-Проработка деталей.

-Рельеф «Цветы и листья».

-Завершение работы проработка деталей.

19.Скоро лето. Многопредметная сюжетная композиция (цветы, травы, бабочки, жуки). Коллективное творчество.

-Зарисовки бабочек, жуков, трав.

-Тонирование бумаги. Композиция наложением предмета на предмет.      

-Завершение работы, проработка деталей.

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. Занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Коллектив.

занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

Практич. занятие

объяснение

рассказ, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

рассказ, объяснение, демонстрация

иллюстрации, образцы

плакаты, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

плакаты, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

фото, таблицы, образцы

таблицы, образцы

плакаты, образцы

образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции,

таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции, таблицы, образцы

таблицы, образцы

репродукции,

репродукции, таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

таблицы, образцы

Расшифровка теста

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ Выставка работ

Выставка работ Выставка работ

Выставка работ

Ожидаемые  результаты  и  способы  определения  их  результативности.

Если  цель  программы: обучение  азам изобразительной грамотности,  развитие творческих  способностей, воспитание   патриотизма,

Задачи:

Обучающие:

•        знакомство  с  историей  возникновения  и  развития  разных  видов  ремесел;

•        изучение  основ  цветоведения  и  композиции;

•        изучение  основ  конструирования  из  различных  материалов.

Тогда ожидаемые результаты должны быть таковы:

В  результате   реализации  программы  учащиеся, в соответствии с поставленными целями и задачами, будут   знать:

•        правила  организации  рабочего  места;

•        краткую  историю  декоративно-прикладного  творчества;

•        теоретические  сведения  об  изученных  технологиях.

Уметь:

•        применять  основы  цветоведения  на  практике;

•        выполнять  не сложные  изделия   в  изученных  видах  декоративно-прикладного  творчества  по  образцу.

Работа с родителями:

Каждое полугодие проводится собрание обучающихся с родителями, на котором представлены все работы за данный период, в форме фестиваля.

Список  литературы:

Для педагога:

основная литература

  • Г.И.Кулебакин «Рисунок и основы композиции» Москва «Высшая школа» 1989
  • Н.Н.Ростовцев «Рисунок, живопись, композиция» Москва «Просвещение» 1989
  • М.Н. Сокольникова «Основы рисунка» Обнинск  «Титул» 1996
  • Кузин В.С. Кубышкина Э.Н. «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Дорфа» 1997
  • Н.М.Сокольникова «Композиция» Обнинск «Титул» 1996
  • Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах» Москва «Просвещение»1979
  • Боголюбов Н.С. «Лепка на занятиях в школе» Москва «Просвещение» 1979
  • И.Б.Шешко «Построение и переспектива рисунка» Минск «Высшая школа» 1973
  • В.Валери «Натюрморт» Тула «Эксмо-пресс»

дополнительная литература:

  • С.В.Тихонов  В.Г.Демьянов  В.Б.Подрезков «Рисунок» Москва «Архитектура» 2004
  • В.Б.Розеивассер «Беседы об искусстве»    Москва «Просвещение» 1979
  • «Школа изобразительного искусства» издательство Академии художеств СССР 1961
  • И.Иттен «Искусство цвета» М. издатель Д. Аронов 2004
  • В.Валери «Натюрморт» Тула «Эксмо-пресс»
  • Х.М.Парамон «Как писать акварелью» С-Петербург «Аврора»
  • М.Н. Сокольникова «Основы живописи» Москва «Просвещение»
  • Б.В. Нешумов  «Основы декоративного искусства в школе» М. «Просвещение» 1981
  • Т.Я. Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования» М. «Просвещение» 1979
  • С.К. Жегалова «Русская народная живопись» Москва «Просвещение» 1979
  • А.Ш. Расине « Орнамент всех времен и стилей» Москва «АРТ-Родник» 1997
  • Т.Семёнова «Народное искусство и его проблемы» Москва «Советский художник» 1977
  • Званцев «Нижегородские мастера» Горький «Волго-вятское книжное издательство» 1978
  • К.Солга «Учимся рисовать» Москва «Гамма» 1998
  • А.Цукарь «Уроки развития воображения» Москва «Айрис-пресс» 2000
  • Г.Федотов «Послушная глина» Москва «АСТ-пресс» 1997
  • Е.А.Коротеева «Азбука аппликации» Москва «Олма-пресс» 2006
  • Е.А.Коротеева «Учусь рисовать» Москва «Олма-пресс» 2006
  • Москва Т.М.Талян «Веселые уроки волшебства» (Я рисую натюрморт) «Детская книга» 2006
  • Т.М.Талян «Веселые уроки волшебства» (Я рисую цветы и пейзаж) Москва «Детская книга» 2006
  • Т.М.Талян «Веселые уроки волшебства» (Я рисую животных) Москва «Детская книга» 2006
  • Д.Джексон «Поделки из бумаги» Москва «Просвещение» 1979
  • Г.Виноградова «Уроки рисования с натуры» Москва «Просвещение» 1980
  • И.Б.Шешко «Построение и переспектива рисунка» Минск «Высшая школа» 1973
  • Л.Н. Зорин «Эстамп» Минск «Астрель» 2004
  • Смит С. «Акварель. Материалы, композиция, техника»  Москва «Виешсигма» 1998
  • Конев А. « Рисуем деревья. Композиция, материалы, техника» Минск « Харвест» 2003
  • Богуславская И. «Русская глиняная игрушка» Ленинград «Искусство» 1975
  • Боголюбов Н.С. «Лепка на занятиях в школе» Москва «Просвещение» 1979
  • Вулф Р. «Изображение природы акварелью» Минск «Попурри»
  • Серрако Ф. «Пленер. Масляная живопись»  Москва «Астрель» 2005

  • литература для обучающихся;
  • Брюс  Р.Как научиться рисовать пейзаж «Эксмо-пресс».2001
  • Брюс Р. «Рисование растений» Минск «Попурри».2000
  • Брюс Р. «Рисование предметов» Минск «Попурри». 2000
  • Робертсон Б. «Рисование пейзажа» Минск «Попурри».
  • Брачи Д. «Учимся  рисовать птиц» Минск «Попурри» 2002
  • Хаитли М. «Учимся рисовать природу» Минск «Попурри» 2002
  • Пауэлл У.Ф. «Пишем облака и небо» Москва «Астрель» 2005
  • Москва Т.М.Талян «Веселые уроки волшебства» (Я рисую натюрморт) «Детская книга» 2006
  • Т.М.Талян «Веселые уроки волшебства» (Я рисую цветы и пейзаж) Москва «Детская книга» 2006
  • Т.М.Талян «Веселые уроки волшебства» (Я рисую животных) Москва «Детская книга» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа»

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"

Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет...

Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Изюминка

Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «ЯРКИЕ КРАСКИ СЕВЕРА …»

В публикации представлена авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Яркие краски Севера…», ее краткое содержание, методические рекомендации по проведени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет

программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности  обу...