Статья «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
статья на тему

Лукошкина Александра Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Творческая работа по теме: 

«Новые возможности для творчества

в образовательном процессе»

.

Составитель:

Лукошкина А.С.

учитель музыки  

МКОУ «СОШ № 6»

                                                                                                     

п. Передовой 2015 г.

 «Новые возможности

 для творчества в образовательном процессе»

Время пробежало незаметно -  от моих полудетских мечтаний до взрослой профессиональной жизни. Университет, педагогическая практика – и  абсолютная  уверенность:  хочу быть учителем. Мне и сейчас нравится быть учителем. Но сейчас пришло ещё и осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего,  перед учениками.

 Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Это уже совсем другие дети, дети – мобильного информационного мира. И мне хочется завоевать их доверие и уважение, любовь и признательность. И вот только сейчас, столкнувшись с этими развитыми, многое уже знающими, технически подкованными школьниками я начинаю понимать, как много должен знать учитель и как сложно удержать планку их доверия и уважения.

За партами на моих уроках  -  будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим близким. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Именно поэтому я должна идти в ногу с ними. Сегодня трудно представить работу учителя без использования современных информационных технологий, позволяющих интереснее, разнообразнее, содержательнее строить уроки, проводить внеклассные мероприятия.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний  в форме развлекательных программ  телевидения, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ,  поэтому учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и постоянно развивающимися ИКТ

Урок музыки – это особый урок. И требования к нему особые:  он должен строиться по законам искусства.

Урок искусства немыслим  без создания  эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных  диалогов с учениками, использованием музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желаемую форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов.

Немногие, наверно,  искренне считают важным эстетическое воспитание в наше время, ведь вокруг столько  насущных проблем. И наш мир просто задыхается от пошлости и жестокости. А одним из условий спасения является, на мой взгляд, формирование духовной культуры подрастающего поколения.

Уроки музыки в общеобразовательной школе, как я думаю,    занимают важное место в воспитании учащихся и могут способствовать развитию учебной мотивации, так как дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей, способствуют созданию ситуации успеха.

Как повысить мотивацию к обучению на уроках музыки? У каждого педагога есть свои секреты, особенно если это опытный учитель. Но и я,

начинающий педагог, понимаю, что музыка -  это тот предмет, где немалую роль играет эмоциональное восприятие материала.
    Очень часто ребята переступают порог кабинета со скучающим безразличным, а может,  и усталым  видом. И бывает нелегко настроить их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен какой-то приём, который привлечёт и внимание, и интерес детей. Таким приёмом может быть необычная интеграция на уроке или нестандартное начало.
    Например, учитель начинает   занятие с  игры  на шумовых инструментах -  радости детей просто нет предела. А ведь во многих школах не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. И хорошо, что сейчас они появляются в продаже, пусть даже в виде детских игрушек - это хоть какие - то наглядные пособия. Ребята с великим удовольствием берут в руки  народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. Такие уроки учащимся запоминаются надолго!

Атмосфера   эмоционального подъёма возникает на уроках в старших классах при  просмотре фрагментов оперных и балетных постановок, выступлений эстрадных групп, демонстрации репродукций картин великих художников,  представлении собственных презентаций.

     Использование в работе с детьми изобразительных  и литературных произведений, предметов декоративно-прикладного творчества, жанровых разновидностей местного фольклора дает новые возможности для творчества на моих уроках.

В каждом задании, на каждом уроке детям необходимо давать возможность для простора фантазии, поощрять отход от шаблона, привнесение в  работу собственных образов.

 Урок - это произведение искусства, созданное по своим особым законам, а иногда вопреки им. Искусство - всегда творчество. Творчество – всегда созидание.  Созиданию порой сопутствует разрушение: иногда нужно  разрушить старое, изменить самого себя.

Однако не стоит ничего никогда   копировать. Не бывает одинаковых учителей, не бывает одинаковых уроков. Новый урок – новое произведение.

Творчество в педагогическом процессе может проявляться только через развитие творческих способностей учеников.

Я молодой учитель, которому довелось  начать свою карьеру во время серьезных реформ в сфере образования. Меня не может не интересовать вопрос создания школы будущего, способной подготовить молодого человека  к  современной жизни.

С одной стороны, находиться у истоков зарождения нового и вносить свой вклад в реформирование образования почетно, а с другой – очень ответственно. Какой результат последует?

Как молодой специалист, я слежу за всеми нововведениями в образовании и стремлюсь к самосовершенствованию, так как мне небезразлично будущее молодого поколения. Современная школа начинается, по моему мнению, с современного, постоянно развивающегося, творческого учителя.

Быть молодым, неопытным педагогом - дело трудное. Но ведь все с чего-то начинали, у всех были какие-то препятствия на профессиональном пути, которые они преодолевали и становились успешными учителями,                           профессионалами своего дела.

В наше время главной целью учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования, воспитать конкурентоспособного ученика.

Безусловно,  важное условие полноценного обучения – пример самого учителя. Педагоглиберальный политик Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег говорил: «Самым важным явлением в школе, самым популярным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».  

Мне неоднократно приходилось замечать, как зависит результативность моего урока от настроения, с которым я переступаю порог кабинета: есть ли улыбка на моём лице, настроенность на понимание и создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества.

     Ещё В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости -  радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя -  создать каждому ученику ситуацию успеха.

    Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Уверена, каждый ребёнок может стать успешным, если только этого захотеть, если разглядеть  крупицу таланта, скрытого в каждом, которая в дальнейшем станет основой для развития и становления личности ребёнка.

   «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя», - писал И. Гете. Я хочу заслуженно называться учителем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Вокалотерапия как здооовьесберегающий метод в образовательном процессе".

Рассматриваются специальные методы, вокальные упражнения, разработанные для укрепления и развития певческого голоса, а также здоровья человека....

Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

2013 Международная заочная НПК «Инновационные подходы в здравоохранении и образовании», г. Кяхта, статья "Значение личностной позиции студента в образовательном процессе"

2013 Международная заочная НПК «Инновационные подходы в здравоохранении и образовании», г. Кяхта, статья "Значение личностной позиции студента в образовательном процессе" ...

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности».

Творческая работа по теме: «Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»....

2019 г. Республиканская НПК, статья Значение личностной позиции студента в образовательном процессе

2019 г. Республиканская НПК, статья Значение личностной позиции студента в образовательном процессе...

Статья-публикация " Понятие портфолио в современном образовательном процессе"

Статья посвящена портфолио , как необходимому инструменту в образовательном процессе...

статья Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках истории

Статья "Системно-деятельностный подход в  организации образовательного процесса на уроках истории" опубликована в сборнике материалов Педагогические чтения -2023 (ПОЧУ У-У ТЭТ)...