Главные вкладки

    Статья-публикация " Понятие портфолио в современном образовательном процессе"
    статья

    Летова Александра Васильевна

    Статья посвящена портфолио , как необходимому инструменту в образовательном процессе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ponyatie_1.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Понятие портфолио в современном образовательном процессе

    Портфель индивидуальных учебныхдостижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.

    В.К.Загвоздкин.

    До полной интеграции России в политико-экономической структуре Европы ещё далеко, но в области образования она уже становится частью общеевропейского пространства. Одним из доказательств тому может служить факт, что уже несколько лет в Российской Федерации существует и успешно используется документ - Европейский портфель или портфолио. Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру.

     Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемое «портфолио - процесса - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио». Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

    Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие “портфолио”, пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса.

    Портфолио –

    • визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации
    • досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. (Новейший словарь иностранных слов и выражений)

     Учебное портфолио легко интерпретируется в профессиональные и служебные системы оценки, что даёт возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащегося» Благодаря портфолио можно будет судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”

          Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико – ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчёт по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

    1. поддерживать высокий уровень мотивации;
    2. поощрять активность и самостоятельность;
    3. расширять возможности обучения и самообучения;
    4. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

    В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

    Первый тип портфолио – это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учёбу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.)

    Второй тип портфолио– рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока (сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты и т.д.).

    Третий тип портфолио - проблемно – исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, списки литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы и т.д.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.

    Четвёртый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней – защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале

    предъявляются задания разного уровня сложности, отражающие различные

    уровни мышления и познания. 

    Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трёх разделов:

    «портфолио документов»

    «портфолио работ»

    «портфолио отзывов»

    В портфолио документов входят документированные индивидуальные образовательные достижения – документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства и т. д. ). Это даст возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

    Портфолио работ – это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т. д.). Эта часть портфолио ученика даст качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, направленность интересов и т. д.).Портфолио отзывов – это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителем, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

    Анализ литературы, посвященный применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно - личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

    Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

    ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

    Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

    Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

    Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

    Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

    Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

    Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

    Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

    Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

    Доклад "Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО"

    Выступление на заседании цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений35.02.08 Электрификация и автомати...