"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"
статья по теме

Ефремова Олеся Васильевна

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_shatalova.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

автор Ефремова О.В.

        Преподавателю общественных дисциплин в СУЗе приходится сталкиваться с проблемными моментами        : изучение материала   (например по истории) за 1 год, в то время как в школе тот же объем материала - за 2 (10-11 классы). А в последнем учебном году материал изучается вообще за 1 семестр. География (социально-экономическая) - только в профильных группах . А ведь существует такое понятие как межпредметные связи, которые явно проявляются при изучении дисциплин история, обществознание и география.

        В подобных условиях необходимо приспосабливаться к создавшимся условиям, проявлять гибкость и понимание по отношению к учащимся, которым приходится 3-4 раза в неделю посещать занятия, а значит возникают проблемы с подготовкой, т.к. мало времени. А еще можно перейти от традиционного преподавания (комбинированные уроки, лекции) к элементам обучения на более высоком уровне: максимально вовлекая в познавательный процесс студентов (опережающие задания, построение опорных конспектов, процесс повторения материала, что является естественным явлением при изучении истории), а также необходимое условие - психологический климат на занятии (оптимальный для студентов и преподавателя).

        Анализируя вышесказанное вспоминается фраза "не новое, но по новому", потому что подобная методика уже существует. Ее автором является В.Ф. Шаталов.

        «В начале 70-х гг. XX в. народный учитель СССР Виктор Федорович Шаталов разработал оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников. Она стала популярной во многих странах мира. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой.
        В.Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л.В. Занкова.

  1. Обучение на высоком уровне сложности.
  2. Бесконфликтность.
  3. Быстрое движение вперед.
  4. Открытые перспективы.
  5. Сверхмногократное повторение.
  6. Ведущая роль теоретических знаний.
  7. Гласность.

        Система В.Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию сверхмногократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место»[1]. 

        Методика преподавания Шаталова легко применима не только к точным дисциплинам, но и к занятиям гуманитарной направленности.  Элементы его методики постоянно применяю на занятиях по истории, обществознанию и географии. Правда не потому, что придерживаюсь определенной методики, а потому, что определенные принципы выработаны со временем.

        "В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места."[2] 

        При изучении действительно первоначально объясняется общая суть темы, а уже после подробности, детали, причинно-следственные связи.  Например тема "Движение декабристов": информирую студентов "в декабре 1825г. произошло восстание на Сенатской площади, которое потерпело поражение и было жестоко подавлено". Далее работа со студентами: выясняем причины, исходя из предыдущей темы ( к сожалению в истории не допустимо не соблюдать хронологию событий), дополняем материалами студентов (сообщения, презентации) - опережающее задание, что активизирует студентов. Например сообщение "Междуцарствие 1825г." и презентации "Северное тайное общество", "Южное тайное общество". Затем логические выводы и итоги.

        "…Главное в методе Шаталова — конспект. Конспект — результат огромной работы учителя. На страничке — короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить (скажем, энергия электрона), необходимые для рассказа рисунки, графики. Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное, — все это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм рассуждения. Максимум информации при минимуме объема. Конспект-код, понятный лишь посвященному. Деловая запись, доведенная до совершенства.

Учитель передает знание ученику в основном в процессе рассказа. Но не все ученики слушают этот рассказ, и не все из слушающих понимают. Не у всех преобладает слуховая память. И дома ученик фактически сам учит материал по учебнику, не приспособленному для такой самостоятельной работы. Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. «Нужно только, — говорит он, — чтобы рассказ учителя и его записи на доске идеально совпадали с конспектом». Ребята говорят, что, когда они дома просматривают тетрадь, они, словно наяву, слышат голос учителя, его объяснение. Зазубрить конспект нельзя: чтобы воспроизвести рассказ, надо хорошо понимать, что кроется за деталями конспекта. Зубрежка в классе Шаталова исключена.

Перед ребятами нельзя ставить две цели: понять и запомнить. Что-нибудь одно. Слушая Шаталова, ребята не стремятся запомнить, не боятся забыть: конспект выручит. Все их умственные силы направлены на одно: понять. И они понимают."[3] 

        Опорный конспект - замечательный способ оформления материала. Схематические записи - только основное, так чтобы при взгляде на него учащийся мог раскрыть сущность изучаемой темы. Конспект заполняется не под диктовку, а самостоятельно студентами: в центральной части - суть изучаемого, а дальше, на усмотрение учащегося, стрелками - причины и последствия. При чем эти последствия на следующем занятии превратятся в причины следующих событий. Например: Декабристы потерпели поражение и были наказаны, а Николай 1 получил прозвище "Палкин". Эти события - причины для проведения царем консервативно-охранительной политики на протяжении всего царствования (очень боялся повторения событий).

        Первокурсников в начале 1 семестра приходится учить составлять опорные конспекты. Для них это непривычно. Зато во втором семестре проблем нет. Работа на занятиях проводится плодотворная и нет необходимости тратить время на диктовку.

Совместная работа  преподавателя и студентов имеет результативность: большое количество желающих получить опережающее задание (сообщение, презентация), а на занятии сделать вывод и быть правым. Действительно в работу включаются ребята не имеющие высоких показателей по успеваемости.

        "Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». Новации учителя приняли далеко не все — чиновники отнеслись к ним весьма прохладно. Им проще и привычнее было идти по проторенному пути. Но главными противниками педагога были… школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, даже самые продвинутые из них отвечали отказом. «Шаталов научит моих ребят за месяц, — разоткровенничалась одна учительница, — а что мне потом с ними делать?» Зато сами школьники быстро убедились: учиться «по Шаталову» намного легче и интереснее, чем по старым учебникам. Вместо «двоек» у ребят стали появляться «пятерки», уменьшились прогулы.

На его занятиях работает совершенно необычная методика повторения. Лучшие из дидактов прошлых веков говорили, что «повторение — мать учения». В российской школе было и остается просто катастрофическое отсутствие продуманной системы повторения. Вот слова Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».[4] 

        Если говорить о бесконфликтности, то убедилась на собственном опыте: согласно социологическому опросу студентов техникума, несколько лет назад, мой предмет вызывал страх, боялись двоек за невыученный урок. В настоящее время опрос показал, что предметы история, обществознание и география импонируют учащимся.

        "Двойки" ставлю карандашом, давая возможность исправиться. Спорная оценка - в пользу учащегося.

         Методика повторения применяется активно, т.к. к гуманитарным предметам в техническом СУЗе отношение не серьезное. Поэтому основные термины, понятия, даты - дополнительные вопросы к студентам. Они знают об этом и стараются не забывать материал. Учитывая межпредметные связи, изучаемый материал может пригодиться на другом занятии. Тогда студенты могут показать полученные знания.

        "Его методическая система годится не только для школы, ее охотно применяют преподаватели техникумов, вузов, военных академий. В любой заинтересованной аудитории Шаталов — желанный гость. Слушать его — истинное удовольствие. Его лекции длятся по 4—5 часов и больше, но аудитория как завороженная внимает каждому слову.

В чем же особенности шаталовского метода обучения детей? Он не делит учеников на сильных и слабых, у него все равны. Это изначальный постулат, укрепляющий достоинство его воспитанников. При этом все оказываются в одинаковом положении: более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные не отстают от них благодаря тому, что учитель вызывает у них интерес к учению, они стремятся добиться успеха."[5]

         Таким образом организую на занятиях практику многократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний,  опорные конспекты. Полагаю, что это наиболее приемлемая форма работы с учащимися, которая имеет положительную перспективу. Качество знаний студентов увеличивается.

Список литературы:

1. Волохова Е.А., Юнкина И.В., Дидактика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004

2. Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

3. Симон Соловейчик «Комсомольская правда», 1971, 3 ноября


[1] Волохова Е.А., Юнкина И.В., Дидактика, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г., с. 241-242.

[2] Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

[3] Симон Соловейчик «Комсомольская правда», 1971, 3 ноября

[4] Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

[5] Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Доклад "Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО"

Выступление на заседании цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений35.02.08 Электрификация и автомати...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...