Сюита "Пер Гюнт" Грига
статья на тему

Обзор аналитических материалов различных авторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuita_per_gyunt.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Э. ГРИГ. СЮИТА «ПЕР ГЮНТ».

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Григ создал две оркестровые сюиты – op. 46 (1888) и op. 55 (1891), – из отдельных номеров музыки Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Пьеса «Пер Гюнт» была написана в 1867 г. Наряду с написанной двумя годами ранее пьесой «Бранд», она принесла писателю Генрику Ибсену мировую известность.

Действие охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. Главный герой – реальное историческое лицо; он жил в 18 веке и был, вероятно, большим лгуном и рассказчиком, так как стал героем множества анекдотов и побасенок. В 1845-48 гг. писатель Питер Кристен Асбьёрнсен собрал эти рассказы и издал книгой, которая пользовалась популярностью в Норвегии. О подвигах Гюнта рассказывается с восхищением и задором.

Ибсен обратился к Григу в письме от 23 января 1874 года с просьбой написать музыку к своей пьесе. При этом он достаточно полно изложил свои мысли относительно будущей музыки. Григ ответил согласием. Впоследствии Ибсен предоставляет творческую свободу композитору. Григ в создании своего произведения испытывал определённые трудности, о чём он писал в письме к Францу Бейеру. Партитура была закончена 16 апреля 1875, а первая постановка состоялась 24 февраля 1876 г.

Философская драма Ибсена приобрела у Грига новую жизнь. По сути, это новое произведение, «Пер Гюнт» Ибсена/Грига. Касаясь его трактовки, зарубежные исследователи говорили о романтическом, «неибсеновском», «Пере Гюнте». И именно в этом кроется вся красота, всё очарование музыки. Григ не пытался охватить философскую, отчасти сатирическую проблематику пьесы, а отразил те стороны, которые близко затрагивали его как художника: лирика, сфера фантастического, народно-жанровая сфера.

Главенствующим здесь является лирическое начало. От пьесы Ибсена Григ воспринял, прежде всего, позитивную сторону – мир возвышенных чувств, воплощённый в образе Сольвейг. Этот образ стоит в центре музыкальной концепции Грига, и неслучайно именно «Песней Сольвейг» началось сочинение своего произведения.

Партитура музыки к драме «Пер Гюнт» состоит из 23 номеров. В состав музыкальной композиции входят чисто симфонические эпизоды (вступления, антракты), танцы, мелодрамы, хоры и сольные песни. Драматургическая функция музыки достаточно широка – музыка звучит во время действия или вводит в действие, имеет обобщающее или подчинённое значение.

Как уже говорилось выше, сюиты были созданы в 1888 (op. 46) и 1891 (op. 55) гг. В эти сюиты композитор включил отдельные номера партитуры, носившие более или менее самостоятельный характер.

Сюита op. 46:

  1. Утро
  2. Смерть Озе
  3. Танец Анитры
  4. В пещере горного короля

«Утро». В музыке к пьесе этот номер служит антрактом к IV, «арабскому» акту, но по своему образному содержанию таковым не является. Скорее, это послесловие к «норвежским актам» пьесы.

Музыка «Утра» пронизана пасторальными, идиллическими напевами. Предельно проста главная тема, основанная на длительном обыгрывании бесполутонового звукоряда (пентатоника) и опирающаяся на устойчивую гармонию тонического трезвучия. Очарование этой музыки – в тонкой игре тембров и светлых, сияющих гармонических красках (тональный план пьесы – цикл мажорных тональностей, развёртывающихся в терцовом соотношении: E-dur, Gis-dur, H-dur – как бы повторяет в расширенном виде то же тоническое трезвучие являющееся основой главной темы), в изысканном применении чистых акварельных тонов оркестровки. Пасторальный дуэт флейты и гобоя, я затем звучание струнных, пение валторны и щебетание флейты рисуют картину пробуждающейся природы.

На мой взгляд, именно эта идея пробуждения, начала, открывающегося света – всё то, чем пронизано это произведение – побудило автора поставить его в качестве первого номера сюиты.

«Смерть Озе». По словам О. Е. Левашёвой, эта «маленькая симфоническая прелюдия поражает возвышенной, строгой красотой. Она проста, как народная песнь, немногословна, как поэтическая эпитафия».

Сила экспрессии траурного Andante doloroso заключена в самых принципах композиции. Пьеса написана в своеобразной двухчастной форме, где вторая часть противопоставлена первой как её антитеза. Восходящим квартовым интонациям первой части отвечают тихие, замирающие «вздохи» второй. Вопрос и ответ, подъём и спад, недолгое просветление и медленное угасание – таков композиционный замысел пьесы Грига.

«Танец Анитры». В этом произведении внешняя жанровость (Анитра – дочь вождя бедуинов) отступает на второй план перед задачами тонкой и поэтической характеристики. Анитра у Грига – воплощение чарующей грации и красоты, её пляска легка и воздушна. Но это коварная красота. Гибкая, вьющаяся тема танца Анитры сразу же приобретает характер изменчивости, выразительно оттенённой настойчивым интонированием нисходящих хроматизмов в мелодии (пьеса написана в трёхчастной форме).

Отметим оркестровку «Танца Анитры». Пьеса написана для небольшого струнного состава оркестра с добавлением треугольника. Этим составом композитор пользуется с редким мастерством: проведение темы у засурдиненных первых скрипок divisi, с аккомпанементом pizzicato, чередование лёгкого pizzicato и поющего arco создаёт неожиданные звуковые комбинации, тонкие эффекты. Всегда строгий к себе, Григ считал особенно удачной инструментовку этого танца.

Живописность «Танца Анитры» тем более привлекательна, что кмпозитор не преследует этнографических задач. Танец имеет обозначение «Tempo di mazurka», а интонационный и гармонический склад музыки указывает скорее на норвежские истоки.

«В пещере горного короля»; в музыке к пьесе это – вступление к шестой картине II действия. Здесь рисуется целый мир неприступной горной природы, таящей в себе могучую и страшную силу.

Мрачное шествие «духов тьмы», подобно надвигающейся лавине, развёртывается в музыке Грига. Маршеобразная тема народного характера разрабатывается в форме вариаций, своеобразно трактованной. Как отмечают исследователи, это яркий пример григовских вариаций на неизменную тему (melodia ostinata). Эта форма, истоки которой заложены ещё в старинной музыке добаховской эпохи, приобрела новое значение в музыке XIX – XX вв. У Грига она трактована как форма динамических вариаций с мощным нарастанием к концу. Эффект постепенного нарастания создаётся как усилением динамики (от pp до ff), так и ускорением темпа, а главное – последовательным «напластовыванием» тембров и сгущением красок оркестра.

Сюита op. 55:

  1. Жалоба Ингрид
  2. Арабский танец
  3. Возвращение Пера Гюнта на родину (Буря)
  4. Песня Сольвейг

«Жалоба Ингрид». В музыке к пьесе этот номер является вступлением ко II акту. По характеру – лирико-патетическая музыка. Образ покинутой девушки у Грига далёк от прозаического характера ибсеновской Ингрид, дочери деревенского богача. Ингрид у Грига – трогательная в своей женственности «покинутая Маргарита» с её возвышенной и прекрасной скорбью. Свободно льющаяся певучая мелодия скрипок составляет основу чудесного норвежского lamento. Контрастом служит обрамляющая эту пьесу тема Пера (с выделением гармонии малого вводного септаккорда), в которой показан мятущийся образ главного героя.

«Арабский танец». Здесь показана картина «экзотического», далёкого Востока, в достаточной мере условного, как условен этот Восток у Ибсена. Характер причудливой, слегка гротескной восточной пляски, с резким, свистящим тембром флейты-пикколо и ударами большого «турецкого» барабана, выразительно передан в музыке, рисующей поклонение арабских девушек «пророку» Перу. Истоки стиля «Арабского танца» следует искать в музыке XVIII в., где подобные эпизоды alla turca всегда окрашены оттенком лёгкой иронии. В пьесе Ибсена сама эта сцена полна иронического отношения к такому вымышленному Востоку.

«Возвращение Пера Гюнта на родину». В музыке к драме эта пьеса открывает последнее, пятое действие. Она предвещает грозные, неотвратимые события. Фанфарные возгласы, свистящие взлёты хроматических гамм и беспокойное тремоло струнных рисуют картину бури на море. Вспоминается музыка из «Летучего голландца» Вагнера, с той же выразительной символикой природы.

«Песня Сольвейг – одно из самых совершенных творений Грига, сохранившее свою первозданную свежесть народных напевов. Но эти народные черты непосредственности, обаятельной скромности и чистоты переданы с особым, по-григовски утончённым артистизмом.

Есть множество подлинных норвежских и шведских народных мелодий, родственных «Песне Сольвейг». Наиболее близкой к ней считается шведская песня области Вермланд; в некоторых сборниках романсов Грига «Песня Сольвейг», по аналогии с этой мелодией, прямо названа «Шведской песней». Большое сходство заметно также и с норвежской народной песней «Jeg lagde mig så silde», которую Григ позже включил в свой сборник обработок народных песен для мужского хора op. 30. Во многих народных песнях, как и в «Песне Сольвейг», ярко выражены типичные для норвежских мелодий черты ладовой переменности.

Всё это, в конечном счёте, говорит лишь о тщательном отборе самого основного, типического в интонационном строе норвежской лирической песни и о создании нового, неповторимого в своём художественном значении образа. В григовской «Песне Сольвейг» есть и непринуждённость народных напевов, и элегическая грусть, и хрупкая женская грация, тонко переданная в оживлённом танцевальном припеве (исследователи проводят аналогии с подлинной темой народного спрингара – трехдольного парного прыжкового танца с острым чеканным ритмом и яркой мелодией).

Утончённое изящество гармонизации сразу же выдаёт стиль Грига. Композитор подчёркивает гибкую ладовую переменность напева, окрашивает его мягкими, словно мерцающими гармониями переменных ладов (мажоро-минор параллельный и одноименный, соотношения a-moll и C-dur, a-moll и A-dur).Двойственный ладотональный колорит ощущается уже в кратком вступлении к песне, где основная тональность a-moll лишь постепенно проясняется после утверждения аккорда мажорной доминанты.

Типично и сочетание простой диатоники с утончённой хроматикой. В нисходящих секвенциях мелодии Сольвейг слышатся характерные григовские скорбно-элегические обороты, усиливаемые хроматическим движением средних голосов.

Обе сюиты обрели огромную популярность. В известной мере этот факт повлиял даже отрицательно на судьбу всей музыки к драме. После многих переизданий сюит издательством Peters Григ уже не решился настаивать на публикации полной оркестровой партитуры. Лишь после смерти композитора, в 1908 году, партитура «Пера Гюнта», опубликованная тем же издательством Peters, сделалась общим достоянием.

Литература:

Асафьев Б. В. Эдвард Григ. – Л., Музыка, 1984. – 85 с.

Бенестад Ф., Шальдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник. Пер. с норв. – М.: Радуга, 1986. – 376 с.

Левашева О. Е. Эдвард Григ. Жизнь и творчество. Изд. 2-е. – М., Музыка, 1975. – 624 с.

Розинер Ф. Я. Сага об Эдварде Григе. – М., Музыка, 1972. – 220 с.