РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
статья на тему

Тизенгаузен Анна Николаевна

Статья по музыкально-педагогической тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

                                                                                               Тизенгаузен А.Н.

Значение такого предмета, как сольфеджио, неоспоримо в процессе музыкального образования и воспитания. Этот предмет концентрирует в себе все необходимые сферы развития, все задачи и навыки.

Преподавание сольфеджио имеет многовековую историю. Множество выдающихся музыкантов  и педагогов посвятили свои труды изучению преподавания этой дисциплины. Римский-Корсаков, Варламов, Глинка и другие в России; Керубини, Лавиньяк, Далькроз и другие на Западе – составили пособия, сборники упражнений, исследования, посвященные вопросам воспитания слуха, развития музыкальности и музыкального вкуса, музыкального мышления.

Со временем, подход к обучению сольфеджио эволюционировал, приемы заменялись на более эффективные и современные.

В XX столетии такие педагоги и музыканты как Яворский, Кабалевский и другие внесли свой значительный вклад в развитие этой дисциплины. И если ранее основными приемами обучения служили пение по нотам и пропевание различных упражнений, т.е. само «сольфеджирование», постепенно стали внедряться более прогрессивные методы работы, развивающие музыкальный  слух.

В понятии «музыкальный слух» можно выделить типологию:

Гармонический и мелодический,

Абсолютный и относительный,

Интервальный и ладовый.

За последние же десятилетия, содержание сольфеджио значительно расширилось и обогатилось новыми приемами и методиками. Современная практика данной дисциплины в стремлении развить музыкальный слух, основывается именно на развитии ладового слуха, что является самым эффективным методом работы.

Так что же такое лад? Наиболее распространенное определение лада, которое мы встречаем обычно в учебниках теории музыки, четко и однозначно гласит, что лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков в их взаимосвязи. 

Несомненно, именно развитие ладового слуха является основой успеха в освоении сольфеджио и для этого существует множество методических приемов.

Основной задачей в формировании ладового слуха становится восприятие устойчивых и неустойчивых ступеней. Существуют распространенные способы ориентировки учащихся в мажорных и минорных ладах:

  1. Движение по ступеням тональностей вверх и вниз.
  2. Тяготение неустойчивой ступени к устойчивой.
  3. Мелодические скачки по ступеням лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к ним.
  4. Движение по звукам аккордов.

В качестве дополнительных устных упражнений возможно пропевание гамм, ступеней, различных типовые мелодических оборотов, включающих в себя как только устойчивые ступени, так и сочетание устойчивых с неустойчивыми. Полезно пропевание в тональности цепочек интервалов и аккордов.

Желательно с самого начала обучения, все упражнения, используемые в работе, активно транспонировать в другие тональности, так как это также способствует развитию чувства лада.

Упражнения на восприятие функций так же способствуют решению

задачи.

Исключительно полезно сравнение одноименных мажора и минора, благодаря  ярким ладовым сопоставлениям.

В качестве письменных упражнений возможно использовать:

  1. Работу с только устойчивыми ступенями.
  2. Работу, включающую в себя разрешение неустоев в устои.
  3. Работу с устоями и неустоями.
  4. Запись мелодических оборотов.
  5. Запись интревалов в тональности.
  6. Запись аккордов в тональности.
  7. Смешанные цепочки ступеней, аккордов и интервалов.

Так же исключительную пользу несет в себе развитие внутреннего музыкального слуха, т.е. способности представлять музыку без помощи внешних звучаний. Значение внутреннего слуха огромно. Он участвует и при исполнении, и при импровизации, при сочинении, подборе и т.п.

Усилия педагога должны в первую очередь сосредотачиваться на активизации внутреннего музыкального слуха. Этого добиться возможно, применяя следующие приемы:

  1. Чередование пения вслух и про себя. Например, в гаммах – одна ступень вслух, следующая – про себя.
  2. Тот же прием можно применять при пропевании интервалов – нижний звук – вслух, верхний – про себя, и наоборот.
  3. Заканчивать предложенный мелодический оборот.
  4. Гармонизировать мелодию.
  5. Подбор мелодии.
  6. Сочинение без использования инструмента и голоса.
  7. Пропевание музыкального текста про себя.
  8. Слушание музыки по нотам.

Все вышеперечисленные приемы способствуют развитию ладового музыкального слуха и, несомненно, повышают эффективность занятий, что в свою очередь, улучшает результаты написания тех же музыкальных диктантов.

Рекомендуемая литература:

Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио». Л., 1970.

Д.К. Кирнарская. Психология музыкальных способностей. «Музыкальные способности». Таланты XXI века, 2004.

Б.М. Теплов. «Психология музыкальных способностей». М. 1947.

С. Е. Оськина, Д.Г. Парнес «Теория и методика развития и совершенствования музыкального слуха». М., «Издательство АСТ», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах.

Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество является средством ...

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио.

В работе освещается проблема развития музыкальных способностей учащихся на уроках сольфеджио. Исследуется рольтворческой инициативы в процессе обучения. Устанавливаются связи между воображением и твор...

Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы

Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"...

Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»

Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА  УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....

Конспект урока по развитию речевого слуха

Конспект индивидуального занятияпо развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи«Восприятия на слух текстов».Текст «Забавы зимой».1 класс...

Статья "Развитие ладового чувства с использованием комплекса вокальных упражнений на основе русских народных песен"

В статье представлен комплекс вокальных упражнений из мелодий 11 р.н.п., а также 6 вокальных примеров для развития ладового, интонационного чувства у студентов 1-2 курсов специальности 51.02.01 и у на...