Рабочая программа учебного курса "Национальные корни в русской литературе"
рабочая программа на тему
Элективный курс «Национальные корни в русской литературе» адресован учащимся 8 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам литературы, той литературы, с которой школьники не встречаются на уроках.
Изучение элективного курса «Национальные корни в русской литературе» направлено на актуализацию представлений учащихся 8 класса о духовно-нравственных основах народных традиций отечественной культуры, на воспитание патриотизма и уважения к национальным святыням, произведениям великой художественной ценности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»
Чамзинского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ
учителей музыки «Киржеманская СОШ»
Протокол № 1 от __________ 2017 г. Чамзинского муниципального
Руководитель МО: района Республики Мордовия
_______________/М.А. Сизова/ __________ /Е.И.Бочкарева/
30 августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Национальные корни
в русской литературе»
в 8 классе
на 2017-2018 учебный год
Автор программы:
учитель высшей
квалификационной категории
Сизикина Н. А.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Национальные корни в русской литературе» для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089, с изменениями на 31.01.2012 года, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 31.08.2017 г. №88, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ».
Элективный курс «Национальные корни в русской литературе» адресован учащимся 8 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам литературы, той литературы, с которой школьники не встречаются на уроках.
Изучение элективного курса «Национальные корни в русской литературе» направлено на актуализацию представлений учащихся 8 класса о духовно-нравственных основах народных традиций отечественной культуры, на воспитание патриотизма и уважения к национальным святыням, произведениям великой художественной ценности.
Рабочая программа элективного курса «Национальные корни в русской литературе» содержит следующие разделы:
- планируемые предметные результаты освоения учебного курса;
- содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цель и задачи элективного курса «Национальные корни в русской литературе»
Цель:
● создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Задачи:
● обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
● способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
● создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
● развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
● развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками
Содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса «Национальные корни в русской литературе» для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Элективный курс «Национальные корни в русской литературе» изучается в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. Понятие о культуре (1 ч.)
Темы раздела: Общее понятие о культуре. Культура материальная и духовная. Искусство, его значение в жизни современного человека
Основные виды учебной деятельности: роль и значение мировой художественной культуры в жизни людей.
Раздел 2. Становление и развитие русской духовной литературы (2ч.)
Темы раздела:
Древнерусское искусство как часть национальной культуры; его виды, особенности возникновения и развития.
Зачем человеку нужна духовная культура? Функции искусства в жизни современного общества, его роль в духовном развитии человечества.
Основные виды учебной деятельности:
Знать духовную сферу и ее составляющие: науки, искусства, мораль, просвещение.
Овладение духовной культурой, умение различать виды искусства.
Раздел 3. Полотна Кустодиева как изобразительная антология человеческого бытия (5 ч.)
Темы раздела:
Умозрение в красках. Жизнь и творчество Б. М. Кустодиева
Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Масленица»
Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Пасхальный обряд».
«Крещенское водосвятие».
«Вербный торг у Спасских ворот».
Основные виды учебной деятельности:
Знать жизнь и творчество Б.М. Кустодиева, видение России художником кисти.
Понимать и чувствовать, в чем состоит сила искусства живописи.
Раздел 4. Православная Россия в слове мастера художественной прозы
И.С. Шмелева (8 ч.)
Темы раздела:
И.С. Шмелев. Жизнь и творчество писателя.
Роман «Лето Господне» И.С. Шмелева озарен духовным светом. Глава «Великий пост».
Главы «Рождество», «Масленица».
Главы «Пасха». Православные молитвы.
Роман «Лето Господне». Главы «Кончины», «Похороны».
Богослужения, роль искусства в них.
Богослужения, роль искусства в них. Глава «Постный рынок».
Православная иконография. Рассказ «Неупиваемая Чаша».
Основные виды учебной деятельности:
Знать творчество И.С.Шмелева, в произведениях которого открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христианина.
Вся жизнь его проникнута евангельским духом, согрета детской, простой и глубокой верой; видеть тему православной Руси в эпическом произведении; обнаружить параллели в изображении Руси художников слова И.С. Шмелева и художника кисти Б.М.Кустодиева.
Раздел 5. Житийная (агиографическая) литература (2ч.)
Темы раздела:
Особенности жанра житийной литературы. Житие Александра Невского.
Основные виды учебной деятельности:
Знать апокрифы - жанр раннехристианской литературы, определять их основные черты.
Раздел 6. Евангельские притчи в произведениях художественной литературы (7 ч.)
Темы раздела:
Особенности жанра притчи. Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Евангельская притча о хозяине Дома в рассказе И.Бунина «Сны Чанга».
Притчевая модель сюжета о безумном богаче в рассказе Ю.Казакова «На полустанке».
Основные виды учебной деятельности:
Знать особенности литературного жанра притчи; притча как особая форма проповеди. Смысловая основа притчи.
Находить вневременной (всеобщий) характер; прием троичности
Знать сюжет евангельской притчи; главный герой – тип кающегося грешника: уход героя из дома на чужбину, грешная жизнь, катастрофа, раскаяние.
Притча XX века перестает быть поучением, она становится обобщенным философским размышлением.
Иносказательный смысл слов Иисуса Христа в притче о хозяине Дома.
Знать прямой и переносный смысл сюжета рассказа – «душу твою возьмут у тебя»; находить функцию образов лошади и поезда; природный мир и мир людей.
Раздел 7. Идеи христианского мировоззрения и традиции древнерусской культуры в творчестве русских писателей, поэтов, композиторов и художников (9ч.)
Темы раздела:
Религиозно-философская тема в русском изобразительном искусстве XIX–начала XX века.
Пантеон национальных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) в русской живописи XIX века.
Духовные творения русских поэтов Золотого и Серебряного века
Современная русская духовная музыка: Жанна Бичевская, Игорь Тальков, Елена и Александр Михайловы.
Современная духовная музыка. Светлана Ермакова, Марк Аксенов и др.
Основные виды учебной деятельности:
Национально-патриотическая тема в картинах; находить картины О.Кипренского, М. Нестерова И. Глазунова.
Религиозная философия и историзм в картине А. Иванова «Явление Христа народу».
Знать жизнь и творчество поэтов Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Ф. Сологуба, Д.Мережковского, К. Бальмонта, А.К. Толстого, А.А. Фета, А.Н. Майкова.
Вечные темы в искусстве: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство.
Нравственный выбор человека. Слушание и анализ песен духовного содержания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Но-мер уро-ка | Название разделов и тем | Все-го ча-сов | Формы ЗАНЯТИЯ | Оценка результатов освоения знаний. | Учебно–методические пособия | ПланируемыЕ результаты | Сроки План факт | |||||||
Раздел I. Введение. Понятие о культуре.-1 ч. | ||||||||||||||
1 | Общее понятие о культуре. Культура материальная и духовная. Искусство, его значение в жизни современного человека | 1 | Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа | Конспект. Групповая рефлексия | презентация | Знать: роль и значение мировой художественной культу-ры в жизни людей. Знать: духовную сферу и ее составля-ющие: науки, искусства, мораль, просвещение | ||||||||
Раздел II. Становление и развитие русской духовной литературы-2ч. | ||||||||||||||
2 | Древнерусское искусство как часть национальной культуры; его виды, особенности возникновения и развития. | 1 | Лекция - беседа | Эссе | Дидактиче-ские материалы | |||||||||
3 | Зачем человеку нужна духовная культура? Функции искусства в жизни современного общества, его роль в духовном развитии человечества. | 1 | Лекция учителя, конспекти-рование | Доклад на тему «Виды анализа» | Тематические тесты | Зачем человеку нужна духовная культура? Уметь: различать виды искусства | ||||||||
Раздел III. Полотна Кустодиева как изобразительная антология человеческого бытия. | ||||||||||||||
4 | Умозрение в красках. Жизнь и творчество Б. М. Кустодиева | 1 | Лекция - беседа | Формулиров-ка вопросов по теме | Дидактиче-ские мате-риалы | Знать: Жизнь и творчество Б.М. Кустодиева | ||||||||
5 | Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Масленица», «Пасхальный обряд». | 1 | Беседа. Практическое занятие | Творческое задание. Интерпрета-ция любимого стихотворе-ния | Тематические тесты | Знать: видения России художника кисти. | ||||||||
6 | Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Масленица», «Пасхальный обряд». | 1 | Семинар | Групповые презентации Составление литературо-ведческого словарика | Дидактические материалы | Уметь: понимать и чувство-вать, в чем состоит сила искусства живописи. Знать: творчество И.С.Шмеле-ва, в произведениях которого открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христиани-на. Вся жизнь его проникнута евангель-ским духом, согрета детской, простой и глубокой верой. Уметь: видеть тему православ-ной Руси в эпическом произведе-нии. | ||||||||
7 | «Крещенское водосвятие». | 1 | Урок- исследование | Работа с тестом | презентация | |||||||||
8 | «Вербный торг у Спасских ворот». | 1 | Урок- практикум | Сообщения учащихся | Дидактические материалы | |||||||||
Раздел IV. Православная Россия в слове мастера художественной прозы И. С. Шмелева. | ||||||||||||||
9 | И.С. Шмелев. Жизнь и творчество писателя. | 1 | Творческая мастерская | Творческие работы учащихся | презентация | |||||||||
10 | Роман «Лето Господне» И.С. Шмелева озарен духовным светом. Глава «Великий пост». | 1 | Урок- исследование | Анализ произведения | Дидактические материалы | |||||||||
11 | Главы «Рождество», «Масленица». | 1 | Семинар | Эссе | Тематические тесты | |||||||||
12 | Главы «Пасха». Православные молитвы. | 1 | Лекция - беседа | Тестовый контроль | ||||||||||
13 | Роман «Лето Господне». Главы «Кончины», «Похороны». | 1 | Урок- эксперимент | Презентация о жизни и творчестве С. М. Михалкова. | презентация | |||||||||
14 | Богослужения, роль искусства в них. | 1 | Урок- практикум | Анализ стихотворения. Наблюдение над поэтическим текстом | Тематические тесты | |||||||||
15 | Богослужения, роль искусства в них. Глава «Постный рынок». | 1 | Тестирование | Зачёт по теме | Дидактиче-ские материалы | |||||||||
16 | Православная иконография. Рассказ «Неупива-емая Чаша». | 1 | Лекция - беседа | Групповая рефлексия | Дидактические материалы | Уметь: обнаружить параллели в изображе-нии Руси художников слова И.С. Шмелева и художника кисти Б.М.Кусто-диева | ||||||||
Раздел V. Житийная (агиографическая) литература. | ||||||||||||||
17 | Особенности жанра житийной литературы | 1 | Эвристическая беседа | Работа с текстом. Характеристика героев книги | Дидактиче-ские материалы | Знать: апокрифы - жанр раннехри-стианской литературы.Уметь: определять их основные черты. Знать: осо-бенности литературного жанра притчи; притча как особая форма проповеди. Смысловая основа притчи. Уметь: находить вневремен-ной (всеобщий) характер; прием троичности | ||||||||
18 | Житие Александра Невского. | 1 | Урок- исследование | Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев произведения» | презентация | |||||||||
Раздел VI. Евангельские притчи в произведениях художественной литературы. | ||||||||||||||
19 | Особенности жанра притчи. Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». | 1 | Урок-исследование, творческая лаборатория | Презентация о жизни и творчестве С. М. Михалкова. | Дидактические материалы | |||||||||
20 | Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». | 1 | Лекция- беседа | Сообщения учащихся | Тематические тесты | Знать:сю-жет еван-гельской притчи; главный герой – тип кающегося грешника: уход героя из дома на чужбину, грешная жизнь, катастрофа, раскаяние. | ||||||||
21 | Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». | 1 | Творческая лаборатория | Самостоятельная работа. Работа с текстом. | Дидактические материалы | Знать: притча XX века перестает быть поучением, она становится обобщен-ным философ-ским размышлением. | ||||||||
22 | Евангельская притча о хозяине Дома в рассказе И.Бунина «Сны Чанга». | 1 | Урок- исследование | Индивидуальные задания | Дидактические материалы | Иносказа-тельный смысл слов Иисуса Христа в | ||||||||
23 | Евангельская притча о хозяине Дома в рассказе И.Бунина «Сны Чанга». | 1 | Урок- практикум | притче о хозяине Дома. | ||||||||||
24 | Притчевая модель сюжета о безумном богаче в рассказе Ю.Казакова «На полустанке». | 1 | Урок- практикум | Знать: прямой и переносный смысл сюжета рассказа – «душу твою возьмут у тебя». | ||||||||||
25 | Притчевая модель сюжета о безумном богаче в рассказе Ю.Казакова «На полустанке». | 1 | Урок- практикум | Уметь: находить функцию образов лошади и поезда; природный мир и мир людей. | ||||||||||
Раздел VII. Идеи христианского мировоззрения и традиции древнерусской культуры в творчестве русских писателей, поэтов, композиторов и художников. | ||||||||||||||
27 | Религиозно – философская тема в русском изобразительном искусстве XIX –начала XX века. | 1 | Семинар | Доклады учащихся. | презентация | Знать: национально–патриоти-ческая тема в картинах. | ||||||||
28 | Пантеон национальных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) в русской живописи XIXвека. | 1 | Практикум | Сообщения учащихся. Анализ произведения | Тематические тесты | Уметь: находить картины О. Кипрен-ского, М. Нестерова И. Глазунова. | ||||||||
29 | Пантеон национальных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) в русской живописи XIXвека. | 1 | Практикум | Групповая рефлексия | презентация | Знать: религиозная философия и историзм в картине А.Иванова «Явление Христа народу». | ||||||||
30 | Духовные творения русских поэтов Золотого века | 1 | Практикум | Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести | Дидактические материалы | Знать поэтов: Г.Р.Держа-вин, А.С.Пушкини др. Ф.Сологуб, Д. Мережков-ский, К.Бальмонт и др. . | ||||||||
31 | Духовные творения русских поэтов Серебряного века | 1 | Урок- исследование | Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни» | Тематические тесты | |||||||||
32 | Духовные творения русских поэтов Золотого и Серебряного века | 1 | Творческая лаборатория. | Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся | презентация | Знать поэтов: А.К.Тол-стой, А.А.Фет, А.Н.Майков. | ||||||||
33 | Современная русская духовная музыка. Жанна Бичевская, И Тальков. | 1 | Урок- конференция | Индивидуальные и групповые выступления учащихся | Дидактиче-ские материалы | Знать:веч-ные темы в искусстве: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предатель-ство. | ||||||||
34 | Современная русская духовная музыка. Елена и Александр Михайловы, Светлана Ермакова, Марк Аксенов и др. ( по выбору учителя) | 1 | Творческая мастерская. | Знать: нрав-ственный выбор человека. Слушание и анализ песен духовного содержания. | ||||||||||
ИТОГО | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/27/picture-646235-1435412861.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Русский язык и культура речи для специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 3 курс
рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-707494-1569768192.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)
Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-707494-1569768192.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)
Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (часть 2.ЛИТЕРАТУРА)____________название дисциплины1.1. Область применения программыРабочая пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/20/picture-880644-1484900804.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература
Данный документ является рабочей программой по дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА для СПО
Учебная дисциплина Родная литература осваивается на базовом уровне, относится к предметной образовательной области Родной язык и родная литература и является составной частью общеобразовательного цикл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357759-1635174353.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Родная литература специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образ...