Рабочая программа учебного курса "Национальные корни в русской литературе"
рабочая программа на тему

Сизикина Нина Александровна

Элективный курс «Национальные корни в русской литературе» адресован уча­щимся 8 класса и посвящен теоретическим и практическим во­просам литературы, той литературы, с которой школьники не встречаются на уроках.

Изучение элективного курса «Национальные корни в русской литературе» направлено на актуализацию представлений учащихся 8 класса о духовно-нравственных основах   народных традиций отечественной культуры, на воспитание патриотизма и уважения к национальным святыням, произведениям великой художественной ценности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киржеманская средняя общеобразовательная школа»

                        Чамзинского муниципального района
                                Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена на                                        Утверждена

заседании методического объединения                        директором МБОУ

учителей музыки                                                      «Киржеманская СОШ»

Протокол № 1 от __________ 2017 г.                        Чамзинского муниципального

Руководитель МО:                                                           района Республики Мордовия

_______________/М.А. Сизова/                                __________ /Е.И.Бочкарева/

                                                                        30 августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Национальные корни

в русской литературе»

в 8 классе

на 2017-2018 учебный год

        

                                                                        Автор программы:

                                                                        учитель высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Сизикина Н. А.

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «Национальные корни в русской литературе» для 8 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании в Российской Федерации», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089, с изменениями  на 31.01.2012 года, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Киржеманская СОШ», утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 31.08.2017 г. №88, Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, утвержденного приказом МБОУ «Киржеманская СОШ» от 28.06.2016 г. № 76, учебного плана МБОУ «Киржеманская СОШ».

Элективный курс «Национальные корни в русской литературе» адресован учащимся 8 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам литературы, той литературы, с которой школьники не встречаются на уроках. 

Изучение элективного курса «Национальные корни в русской литературе» направлено на актуализацию представлений учащихся 8 класса о духовно-нравственных основах   народных традиций отечественной культуры, на воспитание патриотизма и уважения к национальным святыням, произведениям великой художественной ценности.

    Рабочая программа элективного курса «Национальные корни в русской литературе» содержит следующие разделы:

  • планируемые предметные результаты освоения учебного курса;
  • содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  • календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Цель и задачи элективного курса «Национальные корни в русской литературе»

Цель:

● создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы. 

Задачи: 

● обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах   языка и его стилистических ресурсах;

● способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

● создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

● развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

● развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся.

Планируемые предметные результаты освоения учебного курса

      Знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3.  Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

      Уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками

Содержание элективного курса

Рабочая программа элективного курса «Национальные корни в русской литературе»  для 8 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ  «Киржеманская СОШ». Элективный курс «Национальные корни в русской литературе»   изучается в 8 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Содержание программы.

Раздел 1. Введение. Понятие о культуре (1 ч.)

Темы раздела: Общее понятие о культуре. Культура материальная и духовная. Искусство, его значение  в жизни современного человека 

Основные виды учебной деятельности: роль  и значение мировой художественной культуры в жизни людей.

Раздел 2. Становление и развитие русской духовной литературы (2ч.)

Темы раздела:

Древнерусское искусство как часть национальной культуры; его виды, особенности возникновения и развития.

Зачем человеку нужна духовная культура?  Функции искусства в жизни современного общества, его роль в духовном развитии человечества.

Основные виды учебной деятельности:

Знать духовную сферу и ее составляющие: науки, искусства, мораль, просвещение.

Овладение духовной культурой, умение различать виды искусства.

Раздел 3. Полотна Кустодиева как изобразительная антология человеческого бытия (5 ч.)

Темы раздела:

Умозрение в красках. Жизнь и творчество Б. М. Кустодиева

Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Масленица»

Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Пасхальный обряд».

«Крещенское водосвятие».

«Вербный торг у Спасских ворот».

Основные виды учебной деятельности:

Знать жизнь и творчество Б.М. Кустодиева, видение России художником кисти.

Понимать и чувствовать, в чем состоит сила искусства живописи.

Раздел 4. Православная Россия в слове мастера художественной прозы

 И.С. Шмелева (8 ч.)

Темы раздела: 

И.С. Шмелев. Жизнь и творчество писателя.

Роман «Лето Господне» И.С. Шмелева озарен духовным светом. Глава «Великий пост».

Главы «Рождество», «Масленица».

Главы «Пасха». Православные молитвы.

Роман «Лето Господне». Главы «Кончины», «Похороны».

Богослужения, роль искусства в них.

Богослужения, роль искусства в них. Глава «Постный рынок».

Православная иконография. Рассказ «Неупиваемая Чаша».

Основные виды учебной деятельности:

Знать творчество И.С.Шмелева, в произведениях которого открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христианина.

Вся жизнь его проникнута евангельским духом, согрета детской, простой и глубокой верой; видеть тему православной Руси в эпическом произведении; обнаружить параллели в изображении Руси художников слова И.С. Шмелева и художника кисти  Б.М.Кустодиева.

Раздел 5. Житийная (агиографическая) литература (2ч.)

Темы раздела:

Особенности жанра житийной литературы. Житие Александра Невского.

Основные виды учебной деятельности: 

Знать апокрифы - жанр раннехристианской литературы, определять их основные черты.  

Раздел  6. Евангельские притчи в произведениях художественной литературы (7 ч.)

Темы раздела:

Особенности жанра притчи. Евангельская притча  о блудном сыне в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Евангельская притча о хозяине Дома в рассказе И.Бунина «Сны Чанга».

Притчевая модель сюжета о безумном богаче в рассказе Ю.Казакова «На полустанке».

Основные виды учебной деятельности:

Знать особенности литературного жанра притчи; притча как особая форма проповеди. Смысловая основа притчи.

Находить вневременной (всеобщий) характер; прием троичности

Знать сюжет евангельской притчи; главный герой – тип кающегося грешника: уход героя из дома на чужбину, грешная жизнь, катастрофа, раскаяние.

Притча XX века перестает быть поучением, она становится обобщенным философским размышлением.

Иносказательный смысл слов Иисуса Христа в притче о хозяине Дома.

Знать прямой и переносный смысл сюжета рассказа – «душу твою возьмут у тебя»; находить функцию образов лошади и поезда; природный мир и мир людей.

Раздел 7. Идеи христианского мировоззрения и традиции древнерусской культуры в творчестве русских писателей, поэтов, композиторов и художников (9ч.)

Темы раздела: 

Религиозно-философская тема в русском изобразительном искусстве XIX–начала XX века.

Пантеон национальных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) в русской живописи XIX века.

Духовные творения русских поэтов Золотого и Серебряного века

Современная русская духовная музыка: Жанна Бичевская, Игорь Тальков, Елена и Александр Михайловы.

Современная духовная музыка. Светлана Ермакова, Марк Аксенов и др.

Основные виды учебной деятельности:

Национально-патриотическая тема в картинах; находить картины О.Кипренского, М. Нестерова И. Глазунова.

Религиозная философия и историзм в картине А. Иванова «Явление Христа народу».

Знать жизнь и творчество поэтов Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Ф. Сологуба, Д.Мережковского, К. Бальмонта, А.К. Толстого, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Вечные темы в искусстве: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство.

Нравственный выбор человека. Слушание и анализ песен  духовного содержания.


                                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Но-мер уро-ка

Название разделов и тем

Все-го ча-сов

Формы  ЗАНЯТИЯ

Оценка результатов

освоения знаний.

Учебно–методические пособия

ПланируемыЕ результаты

Сроки

План    факт

Раздел I. Введение. Понятие о культуре.-1 ч.

1

Общее понятие о культуре. Культура материальная и духовная. Искусство, его значение  в жизни современного человека

1

Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа

Конспект. Групповая рефлексия

презентация

Знать: роль  

и значение мировой художественной культу-ры в жизни людей.

Знать:

духовную сферу и ее составля-ющие: науки, искусства, мораль, просвещение  

Раздел II. Становление и развитие русской духовной литературы-2ч.

2

Древнерусское искусство как часть национальной культуры; его виды, особенности возникновения

и развития.

1

Лекция -  беседа

Эссе

Дидактиче-ские материалы

3

Зачем человеку нужна духовная культура?  Функции искусства в жизни современного общества, его роль в духовном развитии человечества.

1

Лекция учителя, конспекти-рование

Доклад на тему «Виды анализа»

Тематические тесты

Зачем человеку нужна духовная культура?

Уметь:

различать

виды искусства

Раздел III. Полотна Кустодиева как изобразительная антология человеческого бытия.

4

Умозрение в красках. Жизнь и творчество Б. М. Кустодиева

1

Лекция - беседа

Формулиров-ка вопросов  по теме

Дидактиче-ские мате-риалы

Знать:

Жизнь и творчество Б.М. Кустодиева

5

Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Масленица», «Пасхальный обряд».

1

Беседа. Практическое занятие

Творческое задание. Интерпрета-ция любимого  стихотворе-ния

Тематические тесты

Знать: видения России художника кисти.

6

Праздники и радости Б. М. Кустодиева. «Масленица», «Пасхальный обряд».

1

Семинар

Групповые презентации Составление литературо-ведческого словарика

Дидактические материалы

Уметь: понимать и чувство-вать, в чем состоит сила искусства живописи.

Знать: творчество И.С.Шмеле-ва,

в произведениях которого открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христиани-на.

Вся жизнь его проникнута евангель-ским духом, согрета детской, простой и глубокой верой.

Уметь: видеть тему православ-ной Руси в эпическом произведе-нии. 

7

«Крещенское водосвятие».

1

Урок- исследование

Работа с тестом

презентация

8

«Вербный торг у Спасских ворот».

1

Урок- практикум

Сообщения учащихся

Дидактические материалы

Раздел IV. Православная Россия в слове мастера художественной прозы

И. С. Шмелева.

9

 И.С. Шмелев. Жизнь и творчество писателя.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся

презентация

10

Роман «Лето Господне» И.С. Шмелева озарен духовным светом. Глава «Великий пост».

1

Урок- исследование  

Анализ  произведения

Дидактические материалы

11

Главы «Рождество», «Масленица».

1

Семинар

Эссе

Тематические тесты

12

Главы «Пасха».

Православные молитвы.

1

Лекция - беседа

Тестовый контроль

13

Роман «Лето Господне». Главы «Кончины», «Похороны».

1

Урок- эксперимент

Презентация о жизни и творчестве С. М. Михалкова.

презентация

14

Богослужения, роль искусства в них.

1

Урок- практикум

Анализ стихотворения. Наблюдение над поэтическим текстом

Тематические тесты

15

Богослужения, роль искусства в них. Глава «Постный рынок».

1

Тестирование

Зачёт по теме

Дидактиче-ские материалы

16

Православная иконография. Рассказ «Неупива-емая Чаша».

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

Дидактические материалы

Уметь: обнаружить параллели

в изображе-нии Руси художников слова И.С. Шмелева и художника кисти  

Б.М.Кусто-диева

Раздел V. Житийная (агиографическая) литература.

17

Особенности жанра житийной литературы

1

Эвристическая беседа

Работа с текстом. Характеристика героев книги

Дидактиче-ские материалы

Знать: апокрифы  - жанр раннехри-стианской литературы.Уметь:  определять их основные черты.  

Знать:

осо-бенности литературного жанра притчи; притча как особая форма проповеди. Смысловая основа притчи. Уметь: находить вневремен-ной (всеобщий) характер; прием троичности

18

Житие Александра Невского.

1

Урок- исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев произведения»

презентация

Раздел VI. Евангельские притчи в произведениях художественной литературы.

19

Особенности жанра притчи. Евангельская притча  о блудном сыне                        в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

1

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация о жизни и творчестве С. М. Михалкова.

Дидактические материалы

20

Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

1

Лекция- беседа

Сообщения учащихся

Тематические тесты

Знать:сю-жет еван-гельской притчи; главный герой – тип кающегося грешника: уход героя из дома на чужбину, грешная жизнь, катастрофа, раскаяние.

21

Евангельская притча о блудном сыне в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

1

Творческая лаборатория

Самостоятельная работа. Работа с текстом.

Дидактические материалы

Знать: притча XX века перестает быть поучением, она становится обобщен-ным философ-ским размышлением.

22

Евангельская притча о хозяине Дома в рассказе И.Бунина «Сны Чанга».

1

Урок- исследование

Индивидуальные задания

Дидактические материалы

Иносказа-тельный смысл слов Иисуса Христа в

23

Евангельская притча о хозяине Дома в рассказе И.Бунина «Сны Чанга».

1

Урок- практикум

притче о хозяине Дома.

24

Притчевая модель сюжета о безумном богаче в рассказе Ю.Казакова  «На полустанке».

1

Урок- практикум

Знать:

прямой и переносный смысл сюжета рассказа – «душу твою возьмут у тебя».

25

Притчевая модель сюжета о безумном богаче в рассказе Ю.Казакова «На полустанке».

1

Урок- практикум

Уметь: находить функцию образов лошади и поезда; природный мир и мир людей.

Раздел VII. Идеи христианского мировоззрения и традиции древнерусской культуры в творчестве русских писателей, поэтов, композиторов и художников.

27

Религиозно – философская тема в русском изобразительном искусстве XIX –начала XX века.

1

Семинар

Доклады учащихся.

презентация

Знать:

национально–патриоти-ческая тема

в картинах.

28

Пантеон национальных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) в русской живописи XIXвека.

1

  Практикум

Сообщения учащихся. Анализ  произведения

Тематические тесты

Уметь: находить картины О. Кипрен-ского, М. Нестерова И. Глазунова.

29

Пантеон национальных святых (Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) в русской живописи XIXвека.

1

Практикум

Групповая рефлексия

презентация

Знать:  религиозная философия и историзм в картине А.Иванова «Явление Христа народу».

30

Духовные творения русских поэтов Золотого века

1

Практикум

Индивидуальная работа учащихся над  любым эпизодом повести

Дидактические материалы

Знать поэтов:  Г.Р.Держа-вин,  А.С.Пушкини др.

Ф.Сологуб, Д. Мережков-ский, К.Бальмонт и др. .

31

Духовные творения русских поэтов Серебряного века

1

Урок- исследование

Анализ эпизода   «Рассказ Изергиль о своей жизни»

Тематические тесты

32

 Духовные творения русских поэтов Золотого и Серебряного века

1

Творческая лаборатория.

Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся

презентация

Знать поэтов:  А.К.Тол-стой, А.А.Фет, А.Н.Майков.

33

Современная русская духовная музыка. Жанна Бичевская, И Тальков.

1

Урок- конференция

Индивидуальные   и групповые выступления учащихся

Дидактиче-ские материалы

Знать:веч-ные темы в искусстве: добро и зло, любовь и ненависть, верность и предатель-ство.

34

Современная русская духовная музыка.  Елена и Александр Михайловы, Светлана Ермакова, Марк Аксенов и др. ( по выбору учителя)

1

Творческая мастерская.

Знать: нрав-ственный выбор человека. Слушание и анализ песен  духовного содержания.

ИТОГО

34ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (часть 2.ЛИТЕРАТУРА)____________название дисциплины1.1. Область применения программыРабочая пр...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература

Данный документ является рабочей программой по дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА для СПО

Учебная дисциплина Родная литература осваивается на базовом уровне, относится к предметной образовательной области Родной язык и родная литература и является составной частью общеобразовательного цикл...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Родная литература специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 2021 год

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образ...