ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАННИСТА
методическая разработка

Гельд Лариса Анатольевна

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geld.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПЕДАГОГИКИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ПИАНИСТА

Процесс модернизации среднего музыкально – педагогического образования, как и всего образования в целом, в настоящее время характеризуется принципиальными изменениями, которые нашли свое отражение в новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.

ФГОС СПО предполагает интенсификацию образовательного процесса на основе оптимизации структуры, содержания, форм и методов обучения, применения различных обучающих технологий, обеспечения самостоятельной работы учащихся.

Это вызвано необходимостью подготовить выпускника среднего специального заведения к профессиональной педагогической деятельности в течение четырехлетнего обучения. В данных условиях на первый план выступает потребность развития творческой самостоятельности учащихся. Решаться эта проблема будет при живом, чутком отношении педагога к самостоятельным интересным преподавательским решениям учащихся на практике, а также, не навязывая своего решения педагогической проблемы, умело организовывая их инициативу в нужном направлении и в области преподавания, и в области интерпретации произведения.

Самостоятельная работа учащихся должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалы. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем, так как основной задачей обучения в классе фортепиано является воспитание умений и навыков профессиональной творческой работы, воспитание личности с характерным мышлением, знаниями, позволяющими самостоятельно разучивать и исполнять произведения разных стилей.

Хорошая организация занятий, с последовательно и постоянно повышающимися требованиями, обеспечивает эффективность самостоятельной работы учащихся. Сначала пианист должен научиться самостоятельно понимать композиторский стиль, содержание произведения, характер, работать над интонированием, звукоизвлечением, динамикой, формой, яркостью и убедительностью исполнения.

Эти знания учащиеся приобретают изучая методическую литературу, постигая педагогический опыт виднейших мастеров педагогики и методики обучения игре на инструменте. Полученная информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения.

В основе музыкально – исполнительской деятельности лежит формирование соответствующих мотивов, только хорошо мотивированная деятельность может повысить эффективность творческого развития пианиста – профессионала.

Одним из таких мотиваторов является учебный план, регулирующий учебный процесс. На начальных курсах требуется больше часов для занятий с педагогом, где учащийся получает основу музыкально – исполнительского и педагогического искусства. В конце обучения объем изучаемой литературы увеличивается и учащийся уже должен на практике продемонстрировать свое умение самостоятельно использовать полученные знания.

Существенным требованием к изучаемому материалу является его доступность и педагогическая целесообразность, возможность способствовать верному решению конкретных учебно-воспитательных задач:

- раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся;

- формирование у учащихся положительной самооценки, которая служит стимулом к дальнейшему труду и педагогической деятельности.

Для осуществления этих задач в учебный план введена новая дисциплина: «Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики». Рабочая программа данной дисциплины, написанная в результате многолетнего преподавания дисциплины «Методика обучения игре на инструменте», обеспечивает планомерное изучение нового материала. Освоение содержания дисциплины также дает учащимся возможность по – иному осмыслить процесс собственного обучения, взглянуть на себя глазами преподавателя, в новом свете увидеть психолого-педагогические проблемы своего профессионального развития.

Актуальность данной программы в том, что для воспитания профессионального педагога-музыканта в среднем специальном учебном заведении необходимо изучение обширного педагогического наследия виднейших музыкантов, в потребности поиска новых форм работы и контроля, как на уроке, так и во время самостоятельной подготовки. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения.

На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, самостоятельная и исследовательская работа. Внедрение в учебный процесс инновационных форм работы позволит привить интерес к учению, развить желание познавать новое, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний, а значит овладеть учебно-познавательной компетенцией.

Освоение данной учебной дисциплины ставит перед учащимися определенные цели: - овладение теоретическими основами для приобретения практических навыков обучения игре на фортепиано в объѐме, необходимом для самостоятельной работы в качестве преподавателя; - изучение вопросов фортепианного искусства; - освоение практического опыта и достижений лучших представителей фортепианно-педагогической школы.

В результате обучения учащиеся получают практический опыт: - углубленного изучения научных трудов педагогов - музыкантов различных эпох и стилей; - анализа педагогических принципов основных исполнительских школ и практического опыта виднейших музыкантов – педагогов от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов; - подбора методического материала для выступлений на семинарах и участия в дискуссиях на заданную тему; - подбора методического материала для решения исполнительских задач; - организации обучения игре на инструменте с учетом возраста и уровня подготовки учащихся.

Кроме того, будущие педагоги приобретают следующие умения:

- провести педагогический анализ ситуации в исполнительском классе;

- применять классические и современные методики преподавания;

- находить формы и методы работы с учеником, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности;

- грамотно и последовательно обучать детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста;

- используя знания, научить учащихся понимать и осмысливать музыкальный замысел композитора, художественные образы, составляющие содержание данного произведения;

- воспитывать музыкальный вкус, навыки слухового контроля, сосредоточенность и настойчивость в работе;

- развивать у учащихся технику работы над музыкальным произведением;

- профессионально строить урок и организовывать самостоятельную работу ученика; - пользоваться специальной литературой для решения исполнительских задач.

Согласно требованиям к результатам освоения учебной дисциплины учащиеся должны знать:

- творческие и педагогические принципы различных педагогических и исполнительских школ;

- научные труды ведущих педагогов – музыкантов;

- советы ведущих педагогов в работе с начинающими учениками; - эффективные формы и методы работы с учениками;

- современные методики обучения игре на инструменте;

- методическую литературу по вопросам начального обучения игре на фортепиано, организации и проведения фортепианного урока, развития технических навыков, работы над музыкальным произведением, педализации в ДШИ и музыкальном училище, формирования и развития навыка игры с листа, воспитательной деятельности музыканта – педагога;

- основы теории воспитания и образования; - психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;

- требования к личности педагога;

- профессиональную терминологию.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основой построения содержания, форм и методов обучения служит компетентностный подход.

Компетенции определяют направленность учебной деятельности и решаемых в ней профессиональных задач. Понятие компетентности включает познавательную, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую функции, а также результаты обучения, способность решать задачи определенного типа в конкретных ситуациях.

Наиболее общие задачи в педагогической области и культурнопросветительской деятельности работника педагогического образования определены в Государственном стандарте и являются основой для определения общих и профессиональных компетенций необходимых для плодотворной работы в области преподавательской деятельности и педагогического мастерства будущего преподавателя-музыканта. Успешная педагогическая деятельность требует от учащихся, во-первых, освоения ряда общих компетенций:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством; - ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».

Во–вторых, необходимо освоение профессиональных компетенций, определяющих уровень педагогического мастерства:

- осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в Детских школах искусств и Детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

- использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

- использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе;

- осваивать основной учебно-педагогический репертуар;

- применять классические и современные методы преподавания;

- анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ; - использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- планировать развитие профессиональных умений обучающихся; - владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией».

Развитие продуктивных, творческих способностей создает условия для освоения инновационных компетенций, формируемых в течение четырехлетнего обучения. Практическая значимость изучения методической литературы состоит в обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки будущего педагога, в формировании профессионального мышления как показателя профессиональной зрелости педагога – музыканта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу повышения качества профессиональной подготовки в условиях медицинского колледжа .

Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, обозначающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях...

Методическая разработка по дисциплине производственное обучение по курсу профессиональная подготовка 18103 "Садовник" Тема: "Озеленение интерьера. Создание панно, картин, аранжировок."

Методическая разработка предназначена для изучения обучающимися всех возможных видов и способов озеленения интерьера.          Программой  предусматри...

Пояснительная записка к методическому семинару: ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ

Игровое моделирование способствует реализации компетентностного подхода к подготовке специалиста....

«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси

20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...

Социальное партнерство, как одно из главных условий профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников СПО

Социальное партнерство в широком смысле – это совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивны...