Доклад на педагогическом совете "Соционика - как наука"
учебно-методический материал на тему

Кузора Татьяна Владимировна

Доклад на педагогическом совете "Соционика - как наука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_2013.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  23.05.2013 г.

Соционика - учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле - об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (т.е  социотип, психотип).

Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основании работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном  метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium - общество).

Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки  психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Статус соционики

На данный момент соционика не является научной, а представляет собой набор непроверенных теорий появившихся при относительно субъективном наблюдении, анализе и интерпретации поведения людей.

Наука, как знание, основанное на фактах, опирается на экспериментальную проверку выдвигаемых теорий. Базовые и авторские теории соционики толкового экспериментального обоснования не имеют. В соционике ограничиваются обыденным познанием, где субъективные наблюдения ведут к принятию или отвержению каких-то теорий, и иногда выдвижению новых гипотез, с которыми ситуация повторяется. Когда теории соционики будут подвергнуты всесторонней и независимой экспериментальной проверке, и при условии подтверждения их верности, только тогда соционика сможет считаться научной дисциплиной.

По сути, соционика относится к психологии личности в той же мере, что типология Юнга и типология Майерс-Бриггс, также имеющие серьёзные недостатки в экспериментальном обосновании своих теорий. Иногда соционику относят также к социальной психологии, а некоторые считают соционику самостоятельной дисциплиной.

Встречается, что соционику называют наукой или лженаукой. Однако её теории не были предметом серьёзных исследований, и соответственно не имеют серьёзных доказательств, но не имеют и серьёзных опровержений. РАН и другие ведущие научные организации России пока открыто не выражали своё отношение к соционике. В то же время, защищены несколько диссертаций, в которых применялись теории соционики. Существуют книги по психологии и даже учебник для вузов (Л. Столяренко), где соционика упоминается наравне с другими типологиями. На некоторых конференциях по психологии и менеджменту делались доклады по соционике и её практическом применении. Соционике был посвящён один из семинаров British and East European Psychology Meeting в Кракове (2005 г.), где присутствовали британские, американские и восточно-европейские психологи.

По сведениям журнала «Соционика, ментология и психология личности», в 1995 году российской академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а её создатель -- Аушра Аугустинавичюте -- награждена дипломом об открытии и медалью имени Петра Капицы. Соционика породила ряд гуманитарных социальных, политических и информационных технологий, которые используются в самых различных областях человеческой деятельности. Соционические методики нашли своё применение на более чем 120 предприятиях России, Украины и Прибалтики.

Типология Юнга

Изучая особенности человеческой психики, Карл Густав Юнг описал следующие психические признаки, которые послужили основой для типологии:

Denken и Gefuhl («мышление» и «чувство»);

Intuition и Empfinden («интуиция» и «ощущение»);

Beurteilung/Rationalitat и Wahrnehmung/Irrationalitat («суждение»/«рациональность» и «восприятие»/«иррациональность»);

Extraversion и Introversion («экстраверсия» и «интроверсия»).

Независимое  сочетание этих признаков образует 16 психологических типов Юнга, на которых построены Соционика, в основном получившая распространение в СНГ, и Типология Майерс-Бриггс, широко используемая в Америке.

Соционический тип

Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека - это тип психики человека, который определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком о разных аспектах мира. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны.

Всего в соционике рассматривается 16  соционических типов).

16 соционических типов

 «Дон Кихот», «Искатель» - интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)

«Дюма», «Посредник» -- сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)

«Гюго», «Энтузиаст» -- этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)

«Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» -- логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)

«Гамлет», «Наставник» -- этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)

«Максим Горький», «Инспектор» -- логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)

«Жуков», «Маршал» -- сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)

«Есенин», «Лирик» -- интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)

«Наполеон» (Цезарь), «Политик» -- сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)

«Бальзак», «Критик» -- интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)

«Джек Лондон», «Предприниматель» -- логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)

«Драйзер», «Хранитель» -- этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)

«Штирлиц», «Администратор» -- логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)

«Достоевский», «Гуманист» -- этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)

«Гексли», «Советчик» -- интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)

«Габен», «Мастер» -- сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Соционическое знание развивается разными соционическими школами, результатом плохо налаженного взаимодействия между ними являются различные понимания об объекте, предмете и методах соционики. Отсутствие единой  терминологической базы и различное понимание одних и тех же определений (аспекты, функции и т. п.) также затрудняет понимание и взаимодействие между различными соционическими школами. Кроме того, одни и те же термины (например, экстраверсия и интроверсия, эго и суперэго) используются в психологии и в соционике в принципиально разных   значениях, что осложняет взаимопонимание между психологами и социониками.

Отсутствие экспериментальной проверки

Хотя соционика занимается типологией личности и межличностных отношений, в психологических журналах опубликовано лишь несколько статей по соционике (авторы: С. Богомаз, А. Ельяшевич, Д. и М. Лытовы, И. Фоменко), а соционика, при отсутствии толковых доказательств и недостатке авторитетных для академических кругов исследователей, как правило, не признаётся областью психологии. Психология как наука основана на экспериментальной проверке выдвигаемых теорий, а в соционике, как правило, ограничиваются стилем обыденного познания - единичные наблюдения ведут к выдвижению новых утверждений, которые не проверяются объективно и разносторонне, а либо принимаются - либо по каким-то причинам отвергаются. Только когда соционическое сообщество сформулирует работающие принципы и подвергнет их всесторонней и независимой экспериментальной проверке, соционика, при условии подтверждения её основных гипотез, сможет претендовать на звание научной дисциплины.

Если ситуация с признанием соционики академическими кругами в России не улучшится и не начнутся серьёзные исследования её теорий, то... соционика придёт с Запада. Там уже существуют 8-компонентные модели типа и теории интертипных отношений. У них не меньше энтузиазма, больше денег на эксперименты, больше поддержки в академических кругах и, как следствие, начинают проводится серьёзные всесторонние исследования типологии Юнга.

Несовершенство описаний социотипов

Cоционика позиционируется как наука о нормальных людях (без психических отклонений), теоретически все описания должны быть нейтральными, без позитивных или негативных оценок типа «интроверты - добрые, милые люди, а экстраверты - злые и мстительные»

Кроме того, сами описания типов носят, чаще всего, популяристический, не строгий характер, что не мешает их авторам претендовать на объективность таких описаний.

Методы определения типа

Одной из важных особенностей соционики является определение типа, наиболее близко и достаточно точно моделирующего проявления человека в различных ситуациях.

Можно выделить четыре основных подхода к определению психотипа:

— тесты (опросники с закрытыми вариантами выбора ответа)

— интервью (беседа, анкетирование)

— анализ поведения (очный и заочный)

— анализ невербального поведения (точнее впечатлений им вызываемым, также известен как «образный метод»)

Следует заметить, что подходы не являются взаимоисключающими и зачастую используются совместно.

Тесты

Первые соционические тесты появились еще в самом начале развития соционики. Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырех базовых понятий - «логика-этика», «интуиция-сенсорика», «интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-рациональность».

В тесте Мегедь-Овчарова  всего по 4 вопроса.

Тест Мегедь - Овчарова.

  Выберите более подходящее для себя утверждение: 

Вам нравятся ясность и определенность во всем, поэтому вы не склонны менять свои планы, убеждения и привычки. Неопределенность и многовариативность возможных решений вас раздражает. Вы не любите ничего откладывать "на потом", умеете равномерно распределять нагрузку и укладываться в заранее намеченные сроки. Предпочитаете иметь четко обозначенные задачи и конкретный временной график работы.

Вы не составляете четких планов на будущее, так как любите действовать без подготовки, по ситуации, рассчитывая на находчивость и везение. Вас не очень тяготит неопределенность, вы любите иметь в запасе несколько возможных вариантов решения проблемы. Вы легко переключаетесь с одного дела на другое, охотно пересматриваете прежние взгляды и решения. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться строгому графику или распорядку. 

Выберите более подходящее для себя утверждение: 

В своих решениях вы, прежде всего, опираетесь на факты и здравый смысл, не ставя их в зависимость от ваших чувств и отношений с окружающими. Умеете логично обосновывать свою точку зрения, руководствуясь аргументами и доказательствами, а не личными переживаниями. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным. Не делаете незаслуженных комплиментов. Не любите обсуждать темы личной жизни других людей.

Вас глубоко интересуют темы, связанные с чувствами и отношениями между людьми. Вы охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем, стараетесь улучшить взаимопонимание, так как не выносите разногласий и обид в своем окружении. Вам нравится делать другим комплименты, создавать теплую и приятную атмосферу общения. Вам трудно объективно оценивать тех, кому вы симпатизируете и тех, кто вам неприятен. Вы можете ставить личные отношения выше деловых. 

Выберите более подходящее для себя утверждение: 

Вы - реалист и практик, любите больше действовать, чем размышлять, многие вещи предпочитаете делать своими руками, не доверяя этого другим. Охотно занимаетесь бытовыми или практическими делами, заботитесь об окружающих. Ваши высказывания конкретны, вы не любите предположений и догадок, а также не испытанных на практике идей и методов работы. Внимательны к деталям, охотно все уточняете и проверяете сделанное собой и другими.

Вы - человек с развитым воображением, хорошо предвидите дальнейший ход событий. Склонны к сомнениям, не всегда уверены в себе, часто проявляете непрактичность в материальных вопросах. Любите творческую деятельность, поиск и эксперимент больше, чем гарантированную выгоду. Легко догадываетесь о том, что могло бы быть сделано и сказано другими и не нуждаетесь в уточнениях. Довольно рассеяны и неохотно проверяете сделанное. 

Выберите более подходящее для себя утверждение: 

Вы не любите чем-либо выделяться среди окружающих, выставлять свои заслуги напоказ. Предпочитаете больше слушать собеседника, чем высказываться. Не стремитесь брать на себя инициативу и ответственность за других. Вам ясен и понятен свой внутренний мир, поступки и побуждения, но вы не спешите рассказывать другим о себе и своих планах. Личная самооценка для вас значит больше, чем оценка окружающих.

Ваш внутренний мир достаточно сложный и противоречивый, поэтому вам легче охарактеризовать знакомого человека, чем самого себя. Вы склонны поступать опрометчиво, можете брать на себя слишком много дел или обязательств. Нуждаетесь в переменах занятий, проявляете инициативу в новых делах или знакомствах. Охотно делитесь своими переживаниями с другими людьми и нуждаетесь в их оценке ваших личных качеств и правильности поступков. 

«Максим Горький»  (Логико-сенсорный интроверт, ЛСИ)

Авторы описания - Валентина Мегедь и Анатолий Овчаров 

Девиз такого человека мог бы звучать так: "Миром правит закон, порядок, дисциплина, норма".


Человек этого типа лучше других умеет нормировать отношения, поступки; устанавливает порядок; придерживается традиций. Он склонен поступать "как принято", "как у других". Все это осуществляется за счет волевого давления как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Это авторитарный лидер локального типа (до 10 - 20 человек), очень скрупулезный и дотошный. Такой человек на далекой психологической дистанции довольно терпим, но чем ближе дистанция, тем больше он склонен оказывать давление. Лучший способ общения с таким человеком состоит в том, чтобы общаться с ним на приличной дистанции. Он склонен нивелировать людей, для него больше, чем для представителей других соционических типов, характерна уравниловка: "Все люди одинаковы и ко всем годится один подход". Внушаем чужими эмоциями, причем иногда даже больше негативными, драматическими, вроде слез или истерик. Позитивные эмоции у некоторых представителей типа способны вызывать раздражение. Живет сегодняшним днем, предвидит плохо, не понимает прогнозов, которые ему дают окружающие, и не принимает их. Неплохой тактик. Критикует других за отсутствие предметной деятельности или экономности. Все не предметное и не конкретное для людей этого типа воспринимается как безделье. Любит чистоту, порядок, оформление, гигиену. С такими людьми общаться лучше на приличной психологической дистанции, причем не по отвлеченным поводам, а конкретно, по делу. По телефону - максимально коротко и лаконично. Они не любят "пустой болтовни". Представители этого типа - традиционалисты, все ценное для них - в прошлом. Для них важна стабильность и вообще все то, что относится к прошлому. Это один из самых статичных типов. Не следует вмешиваться в то, что они считают "своей территорией", например, одалживать у них деньги, брать без спроса их вещи и т.д. Инспектор не склонен выбрасывать ненужные на данный момент вещи, он скопидом по натуре. Позитивно относится к иерархичности, чинопочитанию. При всем том очень честен, можно сказать - человек долга. Если такой человек дарит подарок, то он может считать другого ему обязанным. Очень любит демонстрировать независимость. Малоэмоционален, спокоен, логичен, надежен. Хороший семьянин. Сфера профессий: производство, юриспруденция, правоохранительные органы, армия, экономические специальности, банковское дело, работа в художественных музеях, реставрация памятников истории и архитектуры, дизайн ( в том числе художник-модельер ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...

Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.

Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....

Доклад "Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов".

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов....

Доклады на педагогические советы

Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...

Доклад на педагогических чтениях на тему"«Электронные средства обучения (ЭСО) в образовательном процессе»"

Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников....

Доклад. Мероприятие «Математика – царица всех наук» .

Первыми зрителями и активными участниками киномероприятия «Математика – царица всех наук» стали ученики 1-4-х классов лицея «Солярис» Кировского района г. Саратова. Это с...