Освоение фонационного дыхания
план-конспект урока

Морозова Вера Семеновна

Для раздела ПМ "Сценическая речь"

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_osvoenie_fonatsionnogo_dyhaniya.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми

Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева

План-конспект урока

по теме:

 «Освоение фонационного дыхания»

Материал подготовлен

преподавателем дисциплины «Сценическая речь»

Морозовой Верой Семеновной

Сыктывкар

2016

Тема:

«Освоение фонационного дыхания»

Целеполагание:

1. Воспитание руководителя творческого коллектива средствами сценической речи.

2. Практическое применение  будущими специалистами знаний и умений, полученных на уроке.

3. Укрепление самостоятельности в выполнении  творческих задач.

Микроцели урока:

1. Изучить способы освоения фонационного дыхания.

2. Овладеть практическими знаниями и умениями, необходимыми руководителю творческого  коллектива.

3. Выполнить предлагаемые упражнения и придумать собственные варианты.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются ознакомительный и продуктивный уровни.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1.         Проводить репетиционную работу в любительском творческом коллективе, обеспечивать исполнительскую деятельность коллектива и отдельных его участников.

ПК 1.2.         Раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность участников любительского коллектива.

Ожидаемый результат:

По окончанию урока обучающиеся должны:

- освоить способы освоения фонационного дыхания в предложенных упражнениях и вариантах упражнений;

- закрепить артикуляционные навыки, приобретённые на предыдущем уроке;

- оценить свои знания и умения самостоятельно – в Дневнике или конспекте.

Тип урока – практическое занятие

Структура урока:

1. Организационный момент. 2-3 минуты

2. Объяснение нового материала. 10 +10 минут

3. Закрепление полученных знаний.12-15 минут

4. Задание на дом.5 минут

5. Оценивание работы на уроке 3-5 минут.

Ход урока:

Организационный момент.

Студенты находятся в учебной аудитории, сидя в творческом полукруге. Условия для занятия:

  • проветренное до занятия помещение;
  • площадка, свободная от мебели (только стулья в полукруге);
  • мультимедийная установка, ноутбук.

На экране тема: «Освоение фонационного дыхания».  Педагог и студенты приветствуют друг друга и фиксируют отсутствующих, не акцентируя внимание на отсутствующих, -  важнее создать непринуждённую обстановку в классе – для раскрепощения первокурсников на первом месяце обучения. Раскрепощение – основа творчества.

Актуализация знаний:

Педагог. Найдите, пожалуйста, ответ на вопрос: кто учит новорождённого ребёнка дышать?

Студенты. Никто. Дыхание – это врождённый рефлекс.

Педагог. Правильно.Едва ребёнок появляется на свет – он уже дышит. Мало того, - он уже подаёт свой голос – плачет!Тогда в чём же суть темы нашего урока: освоение фонационного дыхания?

Студенты. Наверное, это какое-то особое дыхание.

Педагог.Верно – это дыхание специальное, речевое. Овладение им предназначено тем, для  кого владение голосом и речью – необходимое условие их профессиональной деятельности. В частности, тем, кто будет работать на сцене – в качестве ведущего, в качестве режиссёра и исполнителя.

Объяснение нового материала.

Педагог.Фонационное дыхание (от греч.Phone - звук) - это дыхание, обслуживающее не просто жизнь нашего организма, но именно звучание голоса. Такое дыхание – это энергетическая база звука. Как вы считаете, автомобиль будет работать, если его не заправить? Конечно, нет. Так и звука не будет нужной кондиции, если голос не «заправить» нужной порцией (вдохом) воздуха. Если же недооценить роль дыхания – значит, в дальнейшем испытывать трудности, связанные со свободой и силой звучания голоса, с полётностью звука и его гибкостью, с ритмичностью, с артикуляцией и дикцией. Скажите теперь, вы следите за тем, как вы дышите или нет? То есть, если дыхание – процесс рефлекторный, то можно и не следить за ним – всё равно мы дышать будем?

Студенты. Наверное, в вопросе есть какой-то подвох. Наверное, все не замечают, как дышат, а профессионалы следят за дыханием.

Педагог.Правильно подметили. Человек, работающий на сцене или как я – с вами, студентами, должен знать, как реализуется процесс дыхания, как его следует «воспитывать» ради звучности и полётности речи. Для этого нам предстоит усвоить некоторые профессиональные хитрости. Хотите их знать?

Известно, что дыхательные мышцы в нашем организме делятся на вдыхатели и выдыхатели. Когда первые сокращаются, то вторые должны расслабиться. Расслабления при любом темпе и ритме должны быть по возможности полными, а степень и длительность напряжений зависят от способа и ритма словесного действия, то есть, речи. Получается, что хорошее (произвольное) взаимодействие дыхательной и речевой мускулатуры возможно - при наличии сформированного ритмичного дыхания, способного легко и непроизвольно менять ритмы, когда это необходимо. Но в нетренированном организме возникает много недо- или перенапряжений, которые ведут к различным голосовым и речевым дефектам.

Следует знать, что дыхание вплотную связано с вниманием, которое повышается на высоте вдоха. Внимание – вот человек замер – не дышит! Долю секунды – он весь во внимании! Это мгновение на высоте вдоха – мгновение просветления сознания, когда определяется перспектива, куда движутся мысль и чувство. Получается, что внимание может так же ритмично пульсировать, как и дыхание.

В поисках путей воспитания ритмичности дыхания как основы сбалансированной работы указанной связки: дыхание, внимание, голос, речь, - мы обратимся к упражнениям из давно апробированной системы – йоги.

Преподаватель  здесь предлагаетстудентам вспомнить, что они знают о йоге (если позволяет время). Далее.

Тренинговая технология.

Педагог. Сядьте поудобнее, но на край стула, чтобы не расслабиться. Положите руку на живот – на то место, где находится диафрагма. Помните из анатомии – что такое  диафрагма?

Студенты. Диафрагма – это мышца поперечная, её невозможно ощупать. Она отделяет грудную полость от брюшной.

Педагог. Действительно, её не нащупать, но определить местоположение легко: это место, где «дышит» живот. Диафрагма - это самая сильная мышца нашего организма – она работает как поршень в насосе, её считают «вторым сердцем». Она участвует в регуляции нашего дыхания и кровообращения. Это место на животе мы будем называть «педалью дыхания». Нам следует научиться контролировать своё дыхание, владеть им по нашему усмотрению – так, как того требует создание того или иного звукового образа. Педаль дыхания легко укажет, удается ли нам контроль над дыханием. Первое, что нам важно знать,- дышать следует не грудью, а именно животом, то есть, при участии поршня – диафрагмы. Второе: вдох происходит автоматически при израсходованной порции воздуха. Третье: вдох, тем не менее, следует производить бесшумно, через нос (даже при открытом рте). Пробуем?

Студенты приготовились.

Педагог. Итак, набираем воздух – рука на педали дыхания сдвинулась: живот наполнился воздухом. Выдыхаем полностью со звуком «ф-ф-ф». Как видите – как только израсходовался воздух – вдох произошёл почти без вашего участия, хотя многие из вас проследили, чтобы вдох произошёл бесшумно и через нос. Надо заметить, что выражение «наполнение живота» чисто образное. На самом деле вы знаете, какой сложный путь проходит воздух в нашем организме при вдохе и выдохе. Тем не менее, понятие «наполнение живота» это образец профессионального сленга – он применяется в тренингах и понятен всем.

Упражнение повторяется без спешки несколько раз.

Педагог. А теперь я прошу придумать – по какому случаю в жизни можно вот так долго выдыхать воздух?

Студенты. Дуть на что-нибудь. Свечи тушить. Что-то другое.

Педагог. Теперь это же упражнение повторим в вашем варианте.

Упражнение повторяется.

Педагог. А теперь пробуем упражнение с выдохом междометия «хох-х-х» - с акцентом на последнем «х». Это упражнение наиважнейшее, так как большинство людей последние в речевой фразе слоги «затишают». На сцене это недопустимо. Мы этим упражнением приобретём привычку «доозвучивать» фразу или строку стиха до самого последнего звука.

Упражнение повторяется.

Мультимедийная технология (9минут).

Педагог. Я вижу, что кому-то уже не хватает воздуха – это случается при нехватке опыта. Действительно, долго на первых порах упражняться нецелесообразно. Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик (одну часть) упражнений по сценической речи педагога Е.И.Черной со студентами Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

Педагог. Расскажите о своих впечатлениях.

Студенты. Очень медленно и очень серьёзно работают студенты. А мы иногда со смешками.

Педагог. Верно. Вы видите, что упражняются студенты серьёзно, неспешно, с полным пониманием важности овладения фонационным дыханием.И вами с течением времени дыхание будет освоено, если будете в свободное время упражняться в контроле дыхания. Стоите, к примеру, в буфетной очереди – положили руку на педаль дыхания и поупражнялись!

Тренинг.

Педагог. Пока переводим дух от дыхательной гимнастики, повторим артикуляционные упражнения. Итак, что мы понимаем под артикуляцией?

Студенты. Совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. 

Педагог. Верно. И в целом, какой  должна быть артикуляция?

Студенты. Активной.

Педагог. Прошу каждого в качестве руководителя тренинга проработать с группой артикуляционные упражнения.

Студенты проводят с группой упражнения – по одной минуте на каждое артикуляционное упражнение.

Упражнения: «Чистка зубов языком при сомкнутых губах», «Пишем вытянутыми губами как ручкой свою фамилию в воздухе», «Сжатые в трубочку и растянутые в улыбке губы», «Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, натягиваем нижнюю губу на нижние губы», «Вытягиваем язык «лопаткой» изо рта» «вытягиваем язык изо рта острой шпажкой», «Открываем «шторку» верхней губы вверх», «Открываем шторку нижней губы вниз», «Открываем обе «шторки».

Педагог. Спасибо всем. Несмотря на отсутствие опыта, вы стараетесь быть самостоятельными – это важно для будущей профессии режиссёра. Оценку получим позже. А пока скажите – чему способствует последнее упражнение?

Студенты. Упражнение «шторки» увеличивает резонирующий объём. Кто-то смекнул: «Чем больше в голове пустого места – тем лучше звучность».

Педагог. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Вспомните, насколько широко открывают рот певцы, особенно оперные, которые поют без микрофона. Они отлично понимают, что без резонирующего объёма голос не прозвучит. И нам – для следующего дыхательного упражнения резонирующий объём не помешает. Покажите разницу между тёплым и холодным дыханиями. Какое дыхание из них благотворнее действует на органы звучания?

Студенты. Тёплое дыхание.

Педагог. Совершенно верно: Тёплый выдох обеспечивает голос мягкостью, глубиной.Сейчас каждый из вас произнесёт на тёплом выдохе  скороговорку – и каждый со своим глаголом действия. Напомните мне, пожалуйста, несколько таких глаголов.

Студенты. Попросить, приказать, умолять, увлечь, укорять, попросить прощения, сговориться, признаться, передразнить…

Педагог. То есть, это такие глаголы, в которых ощущается не только движение, но  некоторая мыслительная  деятельность, ощущается цель – зачем человек произносит данный текст. И хотя присутствует явное несоответствие содержания с текстом, но подтекст должен быть выявлен.

Итак, скороговорка, которую я называю чистоговоркой,  достаточно  проста:  «От топота копыт пыль по полю летит». Она как раз годится для игрового упражнения. Помните, что важно произнести скороговорку не быстро, а по возможности чисто, без дикционных ошибок. Перед произнесением мысленно напомните себе предстоящее звуковое действие, мы будем его отгадывать. Если отгадаем – упражнение сделано верно. Если не отгадаем…

Студенты. Неправильно!

Педагог. Прошу вас.

Студенты реализуют упражнение: произносят чистоговорку по отдельности и отгадывают действие хором.

Педагог. Всё-таки совершенно очевидно, что артикуляция ещё не слушается нас, потому что чёткости произношения недостаёт. Прошу к следующему уроку принести по винной пробке – будем с ней отрабатывать дикцию – старательное произношение. Дикционные и дыхательные упражнения должны перемежаться, поддерживая работу органов речи.

Закрепление темы.

Педагог. Закрепим пройденный материал.1. Что означает выражение «фонационное дыхание»? 2. Какие методические рекомендации сопутствуют освоению такого дыхания? 3. Зачем его необходимо отрабатывать?

Студенты.1. Это речевое дыхание. 2. Автоматический и бесшумный вдох через нос с наполнением живота. 3. Такое дыхание помогает сбалансировать все органы речи для говорения, оно помогает добиться звучности и полётности звука.

Педагог комментирует все ответы. Правильно. А ещё я добавлю: фонационное дыхание укрепляет голосовую выносливость – что необходимо для людей помногу и подолгу говорящих на своей работе. Даю вам домашнее задание помимо добычи пробки: впишите в тетрадь конспектов по 20 скороговорок – они нам пригодятся в дальнейшем совершенствовании как дикции, так и фонационного дыхания. Прибавьте не менее 5 (больше 10 – приветствуется!) новых для себя и других глаголов действия, потренируйте с их помощью свою дикцию. Помните: на зачёте мы будем демонстрировать наше умение с помощью чистоговорок провести телефонный разговор с другом, а зрители будут должны угадать – о чём приблизительно шёл разговор. Всё-таки в основе театра что лежит – Слово или Действие?

Студенты (хором): «Действие!»

Педагог. Тут я услышала шепоток: а как с оценками? Друзья, не всегда оценка выражается в баллах. И не всегда оценки ставит педагог. В данном случае, прошу вас – каждого – в ваши конспекты или Дневники – выложить самооценку  - одну за домашнее задание, другую – за работу на уроке. Если вы повторяли дикционные  упражнения каждый день или почти каждый день – 5, если через день в неделе – 4, если 2 раза в неделю – 3,  и так далее.  В работе на уроке оцените свою активность. Двоек ни у кого быть не может, но степень и качество активности  участия в упражнениях можете оценить по внутренним самоощущениям. Никто вас проверять не будет. Просто каждый руководитель творческого коллектива должен будет оценивать других. Начните такое оценивания с самих себя. Согласны с моими рассуждениями? Хорошо.

  Благодарю вас всех за активное содействие уроку. Пока ни одно упражнение не вошло в привычку, не стало повторяться автоматически, - оценки ставить не буду. Но мне нравится ваше стремление познать азы профессии, нравится ваш молодой энтузиазм. До встреч на индивидуальных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статические и динамические дыхательные упражнения для тренировки физиологического и фонационного дыхания

В данной статье даны характеристика и виды дыхания, а также  упражнения для развития фонационного и физиологического дыхания...

Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...

Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»

Данная методическая разработка предназначена для  проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела»  и содержит необходимый методически...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы Материаловедения» В ЧАСТИ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Описание общих компетенций и технологии их формирования в ходе освоения учебной дисциплины "Основы Материаловедения"...