Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"
статья

Атабекова Генриетта Гарриевна
Атабекова Генриетта Гарриевна , преподаватель основ деловой культуры ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-Петербург

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

     Зачастую в современном обществе применяют метод проектов. «Метод проектов» появился в США еще в начале нынешнего столетия. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. Х. Килпатрика. Главная идея, закладываемая в метод создателями: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом непосредственно в данном познании.

     Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс - составная часть современной школы. Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления, которого является компьютер. Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в уче6ный процесс, и  повышающий эффективность изучения учебных предметов, в том числе и мировую художественную культуру. И преподаватели, использующие в образовательной деятельности  компьютерные технологии, с полной уверенностью говорят о  необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

     Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

     Сущность метода проекта в терминологии Джона Дьюи – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления»

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников — работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Тема проектов способна затрагивать тот или иной теоретический вопрос учебной программы с целью углубить знания учеников по данной проблеме, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, тематика проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Подобным способом, к слову, достигается абсолютно естественная интеграция знаний.

     У учеников при выполнении проекта появляются свои собственные характерные трудности, однако они носят объективный характер, а их преодоление считается одной из основных педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит овладение новой информации, но данный процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его необходимо организовать, моделировать, так как ученикам сложно планировать основные и текущие цели и задачи, искать пути их решения, подбирать подходящие, оптимальные при наличии альтернатив.

     Метод проектов применяется в том случае, когда в учебном процессе появляется какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой необходимы интегрированные знания из разных сфер знаний, а кроме того использование исследовательских методов (к примеру, создание художественного музея)

     Для разработки современного урока по мировой художественной культуре я использовала метод проекта. На уроках мировой художественной культуры метод проектов может быть осуществлен в форме урока-экскурсии, так как не каждый преподаватель колледжа имеет возможность организовать посещения музея. Результатом работы учащихся становится проект «Создание художественного музея».

     На занятии применяется групповая форма деятельности. Во время работы над проектом обучающиеся осуществляют различные функции: выбирают «экспонаты», разрабатывают экскурсию, оформляют «выставку», проводят «экскурсию», отвечают на вопросы «посетителей».

План-конспект разработки современного урока по мировой художественной культурес использованием метода проектов

Предмет:Мировая Художественная Культура

Учебник :Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10 класс: среднее(полное) общее образование (базовый уровень)/Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Тема:«Искусство от Древнего Египта до Возрождения».

Цели урока: повторение ранее изученного материала искусство Древнего Египта, Древней Греции. Древнего Рима, Средневековья, Возрождения.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщение и систематизация изученного материала.

Познавательные: уметь выделять нужную информацию

Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе.

Коммуникативные: формирование проектной и коммуникативной компетентностей.

Средства обучения: демонстрационные стенды, таблички с названиями эпох, таблицы для заполнения учащимися, наборы иллюстраций произведений различных видов искусства по эпохам.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Деятельность преподавателя: (психологический настрой обучающихся на урок). Эпиграф к уроку: строки из стихотворения Сергея Михалкова «В Музее В. И. Ленина»

Деятельность учащихся: (оценивание готовности к уроку, самоорганизация на учебную деятельность)

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

Деятельность преподавателя: проблемный вопрос: Как вы понимаете эпиграф урока? Что такое музей? Какие музеи вы знаете? Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Деятельность учащихся: (анализ, сопоставление, построение развернутого ответа на поставленный вопрос; формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.)

Деятельность преподавателя: Запишем тему нашего урока. «Искусство от Древнего Египта до Возрождения»

Сформулируем цели нашего урока:

-Повторим изученное.

-Познакомимся с основами мировоззрения эпохи и самыми важными достижениями искусства.

-Работать будем в группах, результатом вашей деятельности будет проект.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Деятельность преподавателя: (раздает по группам экспонаты (иллюстрации))

- Начнем с того, что представители каждой группы разместят на стендах названия залов нашего музея в хронологическом порядке, и приступим к работе.

Деятельность учащихся: (изучают и отбирают самые важные и ценные экспонаты (иллюстрации), так как площади для экспозиции ограничены; размещают экспонаты в своих залах (на стендах)).

Этап 4. Практикум

Деятельность преподавателя: (наблюдает за работой учащихся, при необходимости консультирует, помогает).

Деятельность учащихся: Учащиеся работают в группах (выбирают иллюстрации, размещают их на стенде, готовят экскурсию, выбирают экскурсовода).

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Деятельность преподавателя:

-Итак, в результате вашей работы в классе появился художественный музей, в «залах» которого мы прослушаем лекции «экскурсоводов».

В таблицу можно вносить не только те памятники культуры, которые будут представлены на стендах, но и те, которые интересны вам.

Деятельность учащихся: группы защищают проекты (экскурсовод от группы проводит экскурсию)

Учащиеся (посетители музея) заполняют таблицы.

Этап 6. Подведение итогов урока

Деятельность преподавателя: Анализ работы учащихся.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча?

Деятельность учащихся: Афиширование результатов.

(Самооценка работы на уроке) Дают развернутые ответы на вопросы.

Список литературы:

  1. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. – 385 с.
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
  3. Ситникова С. С. Воспитание коммуникационной культуры на уроках МХК. - СПб.: Специальная литература, 2011. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект презентаций по курсу "Мировая художественная культура"

Представляю несколько презентаций по курсу "Мировая художественная культура " . Небольшие презентациии помогут студентам непрофильных учебных заведений системы СПО, получить краткие сведения об основн...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» для профессии 46.01.02 «Архивариус»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» разработана на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образован...

Рабочая программа дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...

Рабочая программа дисциплины «Искусство» Мировая художественная культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика Экзотика и мистика. Образ романтического героя ". Разработка урока по мировой художественной культуре в рамках ФГОС.

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика.Экзотика и мистика. Образ романтического героя"Тип урока:  Урок-исследование через педагогическую задачу постижение.Учеб...

Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры  ребята расширят знания об искусстве 17-18 века,  о стиле барокко как явлении культуры XV...

Конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"

Материал представляет собой конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"....