"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика Экзотика и мистика. Образ романтического героя ". Разработка урока по мировой художественной культуре в рамках ФГОС.
методическая разработка на тему

Мозжухина Любовь Николаевна

 

"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика.Экзотика и мистика. Образ романтического героя"

Тип урока:  Урок-исследование через педагогическую задачу постижение.

Учебно-дидактическое обеспечение:  ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Используемые программные средства: Power Point, AktivInspire.

Презентация – «Живопись романтизма».

 Раздаточный материал – словарь терминов, вопросы, творческое задание.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: предметные результаты – глубокий  и искренний интерес учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне, способность к освоению и личностному переосмыслению произведений художников,  к анализу и умению решения проблемных вопросов.

Используемые компетентности:

Ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования; информационная компетентность:

- обработка и структурирование информации;

- оформление готовой информации;

коммуникативная компетентность - выступление перед одноклассниками,

- самооценка степени значимости и ценности изложенной информации,

 проблемная компетентность – нахождение ответа на поставленную проблему.

 - ориентация в мире духовных ценностей. 

В разработке данного урока дается цель урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень обучения - вид планируемых действий, учебные действия, планируемый уровень достижения результатов обучения. Даются этапы урока, время этапа, деятельность учителя, деятельность учащихся.

Так же прилагается подробная структура урока - этапы урока, время этапа, задачи этапа, методы и приемы обучения, форма обучения, средства обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые универсальные учебные действия и предметные действия УУД.

К разработке урока прилагается презентация "Виды искусств.Жанрыв изобразителбном искусстве"  в программе Power Point  и флипчарт для работы на интерактивной доске "Виды искусств. Жанры в изобразительном искусстве" в программе AktivInspire.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 1507

ЮЗОУО г. Москва

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Мировая художественная культура.

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Мозжухина Любовь Николаевна, учитель высшей категории, гимназии № 1507 ЮЗОУО.

Предмет: Мировая художественная культура. Класс 11. Учебник (УМК): Л.Г.Емохонова. Мировая художественная культура.

Тема урока: Живопись романтизма.
Религиозные сюжеты. Литературная тематика

Экзотика и мистика. Образ романтического героя

Тип урока:  Урок-исследование через педагогическую задачу постижение.

Учебно-дидактическое обеспечение:  ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Используемые программные средства: Power Point, AktivInspire.

Презентация – «Живопись романтизма».

 Раздаточный материал – словарь терминов, вопросы, творческое задание.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: предметные результаты – глубокий  и искренний интерес учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне, способность к освоению и личностному переосмыслению произведений художников,  к анализу и умению решения проблемных вопросов.

Используемые компетентности:

Ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, личностного совершенствования;

информационная компетентность:

- обработка и структурирование информации;

- оформление готовой информации;

коммуникативная компетентность - выступление перед одноклассниками,

- самооценка степени значимости и ценности изложенной информации,

 проблемная компетентность – нахождение ответа на поставленную проблему.

 - ориентация в мире духовных ценностей. 

Цель урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

(Ведущий методический вектор – «наблюдение – анализ – обобщение»)

Формирование становления и развития мировоззрения учащегося посредством освоения и личностного переосмысления произведений художников-романтиков. Овладение навыком  анализа художественного произведения.

Понимание и обоснованное выполнение поставленной задачи, сравнительный  анализ художественных произведений, вывод.

Регулятивные

Целеполагание, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Планирование, контроль и оценка действий

Познавательные

Знакомство обучающихся с творчеством художников - романтиков,  тематикой, основными направлениями в живописи романтизма, получение навыка анализа произведения искусства.

Умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных способов решения задач,  решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, обоснование.

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе.

Сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в группах.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм (пример анализа художественного произведения)

Структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы

и  приёмы

обучения

Форма обучения

Средства

обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия УУД

Мотивационно-целевой этап

Мотивация к деятельности

2 мин.

 Включение учащихся в деятельность

Информационно-рецептивный

Фронтальная

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Включение  в  деловой  ритм.

Настраиваются на деловой ритм

Личностные: самоопределение

Актуализация знаний

Целеполагание

3 мин

Познакомить учащихся с целью и задачами урока

Ввести в тему урока,

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Повторение 

изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания»

Информацион

но-рецептивный

Фронталь

ная

Фрагмент электронной презентции

(Представлены художники и их произведения и таблица для анализа произведений с основопо

лагающим

проблемным вопросом).  

Провоцирует учащихся,  на осознание цели урока, задавая  наводящие вопросы.

Организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных  знаний и умений для осознанного  восприятия новых знаний.

Дает определения по новой теме (раздаточный материал)

Записывают в тетрадь заголовок темы и словарь терминов.

Отвечают на вопросы:

1.Дайте определение «Романтизм»

2.Какие темы были ведущими у композиторов-романтиков?

3.Какие сюжеты и темы могут быть характерны для художников-романтиков?

4. Сегодня мы рассмотрим творчество художников-романтиков,  прерафаэлитов. Как вы понимаете это слово – «прерафаэлиты"? После высказываний уточняет – возврат к дорафаэлевскому времени. Какое искусство было до Рафаэля? После высказываний учащихся уточняет – искусство средневековья и Раннего Возрождения – религиозное чувство было искренним, а восприятие природы непос

редственным.

В результате учащиеся формулируют определение «прерафаэлиты»

Учитель дает точное определение, которое учащиеся записывают в тетради.

Проговаривая, что нужно для решения проблемы, озвучивают цели урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,  прогнозировать  деятельность на уроке

Познавательные: знакомятся с новыми терминами и определениями.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы учащихся  

высказывают свое мнение).

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Минидоклады учащихся:

14 мин.

 Знакомство с биографией и особенностями творчества художников-романтиков и прерафаэлитов:

Д.Э.Миллеса, Г.Рассетти, Э.Делакруа, Ф.Гойи, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова.

Формирование становления и развития мировоззрения учащегося

посредством освоения и личностного переосмысления произведений художников-романтиков.

Репродуктив

ный – информацион

но-рецептивный Рассказ с опорой на презентацию

Индивидуаль

ная, фронтальная

Репродукции электронная презентация

Организует работу учащихся, выводит на экран соответствующие слайды.

После доклада каждого учащегося дополняет информацию о художниках и их произведениях.

Ученики рассказывают заранее подготовленную информацию о художниках прерафаэлитах.

Учащиеся знакомятся с религиозными, сюжетами Миллеса и Рассетти, экзотическими и

мистическими сюжетами Делакруа и Гойи, романтическими сюжетами О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Задают вопросы.

Записывают в тетрадь авторов, их произведения, и наиболее важную информацию.

Личностные:

Для докладчиков:

умение анализиро

вать, выделять и формулировать задачу; грамотно излагать мысль

Для учащихся:

проявление интереса к усвоению новой информации (воспринимают,

фиксируют в памяти информацию, записывают)

Регулятивные:

умение сосредото

чить внимание на усвоение новой информации, выделить главное.

Познавательные: знакомятся с  жизнью и творчест

вом художников романтиков и прерафаэлитов

Коммуникатив

ные:

планирование учебного сотрудни

чества с учителем и сверстниками. (Задают вопросы докладчикам,

учителю, высказывают свое мнение)

Первичное закрепление материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4 мин.

Самооценка

 учащимися результатов своей учебной деятельности, подготовка к выполнению проблемной задачи в задании по карточкам.

Репродуктивный -  самоконтроль

Фронтальная.

Интерактивная доска

(задания в программе AktivInspire)рабочая тетрадь

Организует работу учащихся у интерактивной доски – «определи автора и его произведение» и «Проверь себя»

Проверяют правильность ответов учащихся.

В тетради записывают авторов и их произведения.

После проявления на доске ответов – сверяют правильность ответов.

Личностные: осознание своих     возможностей, умение провести самооценку. Регулятивные:

умение регулировать свои действия в программе Aktivinspire, взаимодейст

вовать с учителем. Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение работать в программе AktivInspire.

Коммуникативные: Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем.

 Поисково-исследовательский,  практический  этап

Постановка учебной задачи

Решение проблемы 

14 мин.

Выполнение творческого задания –

 1. Анализ произведений романтиков и прерафааэлитов, формулировка вывода.

2. Поиск ответа на  вопрос:  «В чем состоит отличие русского романтизма от европейского?»

3.Самостоятельная работа в группах.

Продуктивный метод –

частично-поисковый (эвристический) метод.

Работа в микрогруп

пах

.

Раздаточный материал – карточки с заданием, пример анализа художествен

ного произведе

ния, учебники

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (поиск ответа на вопрос:

« В чем состоит отличие русского романтизма от европейского?»)

Работают  в группах, проводят анализ произведений по предложенной схеме,  формулируют вывод.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения, установление личностного смысла знания.

умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:

поиск нужных знаний,

умение самостоятельно выполнять  действия по алгоритму, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Умение выделять, рационально использовать необходимую информацию, анализировать, выделять и формулировать задачу;

грамотно излагать мысль.

Коммуникативные: 

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимопонимания.

Рефлексивно-оценочный   этап

Закрепление знаний

4 мин.

Проверить степень усвоения знаний по теме

Репродуктивный - контроль и самоконтроль

Индивиду

альная работа

Интерактив

ная доска

(задания в программе Aktivinspire), рабочая тетрадь

Задает вопросы:

1. Какие сюжеты использовали художники прерафаэлиты, художники романтики?

2.В чем особен

ность творчества прерафаэлитов?

3.Какие средства использовал  Гойя, чтобы показать враждебность, чувство  беспомощнос

ти окружающего мира? Ощутима ли «мировая скорбь» по идеалу красоты и добра?

4.В чем особенность творчества романтиков

5.Какие средства художественной выразительности использовал О.Кипренский, чтобы показать романтический образ героя?

6.В чем состоит отличие русского романтизма от европейского?

Организует работу учащихся у интерактивной доски –

«проверь себя».

1.Отвечают на вопросы

2. В тетради записывают авторов и их произведения и ответы на основополагающие вопросы, которые выведены на интерактивную доску. После проявления на доске ответов – сверяют правильность ответов.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

осознание своих     возможностей.

Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Умение сформулировать ответ лаконично и в краткой форме, осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Рефлексия деятельности

2 мин

 Умение построить алгоритм действия (сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе).

Умение дать оценку результатов своей деятельности  и всего класса.

Репродуктивный - контроль

Фронтальная

.

Результаты работы по карточкам, тетрадь

Совместно подводит итоги практической деятельности

Анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: осознание своих     возможностей. Умение анализировать    свою деятельность на уроке, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Заключительный этап

Информация о домашнем задании

2 мин.

Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выпол

нения д/з

Информационно-рецептивный

Фронтальная

Дневник

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания:

«Живопись романтизма»

 Стр.138 – 143, Словарь терминов.

Фиксируют домашнее задание

Личностные: самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Живопись романтизма.

Особенности живописи художников-романтиков

Автор

Название

произведения

Тема

Композиция

Колорит

Вывод

(использ.вывод, стр.143)

1.

Д.Э. Миллес

Христос в доме своих родителей

(цв.вкл., рис 51)

2.

Д.Г.Россетти

Беатриче благословенная

(цв.вкл.,рис52)

3.

Э. Делакруа

Смерть

Сарданапала

(цв. вкл., рис 48)

4.

Ф.Гойя

Колосс

(цв. вкл., рис 50)

5.

О.А.Кипренский

Портрет Евграфа Давыдова

(цв.вкл., рис. 49)

6.

К.П.Брюллов

Последний день

Помпеи

(цв. вкл., рис 47)

Вопрос – В чем состоит отличие русского романтизма от европейского?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект презентаций по курсу "Мировая художественная культура"

Представляю несколько презентаций по курсу "Мировая художественная культура " . Небольшие презентациии помогут студентам непрофильных учебных заведений системы СПО, получить краткие сведения об основн...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» для профессии 46.01.02 «Архивариус»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» разработана на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образован...

Рабочая программа дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...

Рабочая программа дисциплины «Искусство» Мировая художественная культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...

Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры  ребята расширят знания об искусстве 17-18 века,  о стиле барокко как явлении культуры XV...

Презентация к 1-му уроку учебника Л.Г.Емохоновой Мировая художественная культура: учебник для 10 класса. Базовый уровень.

Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности  43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с  получением среднего (полного) общего образования  по учебной д...

Конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"

Материал представляет собой конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"....