Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы "Кувадки"
методическая разработка

Орт Ирина Сергеевна

Данный мастер-класс способствует привитию интереса к русской истории, традициям, обрядам, связанным с изготовлением тряпичных кукол. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuvadka.docx262.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект кружковой работы

«Кукла- кувадка»

                                                                                              Подготовил:

                                                                                              воспитатель

                                                                                              приемного отделения

                                                                                              с карантинным блоком

                                                                                              Орт И.С.

х.Марьинский

2017 г.

Тема: «Кукла - кувадка» (моделирование из ткани)

Цель: научить изготавливать текстильную куклу кувадку

Задачи:

- изучение истории возникновения народных кукол

- изучение видов кукол

- изготовление образца русской куклы

- воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям

- развитие коммуникативной компетенции

- развитие мелкой моторики детей

Оборудование: презентация, лоскутки ткани: лоскут белого цвета размером 20х20 см, лоскут яркой расцветки размером 20х30 см, лоскут светлой ткани размером 30х10 см, лоскут цветной ткани размером 20х20 см и 6х10 см, вата, ножницы, образец куклы.

Ход занятия

1.Организационный момент.

В.:Здравствуйте, ребята! Во все времена ценились вещи, сделанные своими руками. На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества – самодельной тряпичной куклой.

Мне хочется начать наше занятие со слов Вадима Шафнера

Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

2.Вводная беседа.

    В.: В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.

         Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своём роде. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память  традиционные образы кукол.

Цель  нашего занятия: выяснить значение кукол в жизни людей.

     Задачи над которыми мы работали были :

  • изучение истории возникновения народных кукол
  • изучение видов кукол
  • изготовление образца русской куклы
  • воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям

В.:Но прежде, чем мы  начнём  разговор о кукле, хочу сказать вам несколько слов о художнике, педагоге и коллекционере – Николае Дмитриевиче  Бартраме.( слайд 1)

 Почему мы говорим об этом человеке?

Дело в том, что Николай  Дмитриевич, родился в Льговском крае, тогда это Льговский уезд, д. Семёновка и в 1918 году организовал первый в России музей игрушки.  Он  всю свою жизнь собирал и изучал детскую игрушку, в том числе, конечно, и народную куклу. А также собирал предметы старинного быта. Музей игрушки открылся в 1921 году и пользовался большой популярностью у детей, по посещаемости его превосходила только Третьяковская галерея. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Николай Дмитриевич очень любил детей и дети отвечали ему взаимностью, называли даже «Дядя Музей». Будучи талантливым педагогом, сам водил экскурсии и учил ребятишек мастерить игрушки, прямо в музее. Музеем Н.Д. Бартрам руководил до самой смерти и безвозмездно передал в музей большую часть своей коллекции. Музей игрушки и до сих пор жив и поныне  находится в Сергиевом Посаде.

   

3.Актуализация знаний

В.:Сегодня мы с вами научимся изготавливать текстильную куклу, которую на Руси называли «кукла –кувадка».(слайд 2)

Традиционная народная кукла, о которой мы будем рассказывать на протяжении всего занятия, почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки... Кукла бережно передавалась из рук; в руки -- от матери к дочери, от бабушки к внучке...Они такие, какими их придумали далекие предки, паши бабушки, прабабушки.

На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.

Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Почему так? Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.

Крутить кукол дети начинали с 4—5 лет. Сначала делали самых простых — из 2—3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры.

Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Ее легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который ее носил.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству.

В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей — она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.

Знакомство с куклой Кувадкой.

Для ее изготовления используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. В старину считали, что тогда куколки будут оберегать ребенка,

В древности считалось, что кувадка исполняла важную роль при рождении ребенка. Отец при родах обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия — куваду, а куколки помогали ему отвлечь нечистую силу от матери и новорожденного. Ребенок обычно появлялся на свет в бане (чтобы нечистая сила в дом не попала), и муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы.

Кувадка проста в изготовлении, способов ее изготовления несколько. Кувадка — хорошая основа для изготовления разных игровых кукол: это могут быть женские и мужские образы, а также образы детей.

На основе кувадок можно сделать красивые подарки к самым разным праздникам.

В.:Но прежде чем приступить к изготовлению куклы ,давайте вспомним правила по технике безопасности с ножницами.

Дети.

1.Хранить ножницы нужно в определённом месте.

2.Класть их сомкнутыми острыми концами от себя.

3.Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд

4. Практическая   часть.

В.:Работать вы будем по технологическим картам, которые лежат на ваших столах.

      Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?     Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами (Пеленашка). Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними. (слайд 3)

(вспоминают правила безопасной работы с ножницами)

В.Обратите внимание на технологическую карту по изготовлению куклы

Технологическая карта

«Изготовление народной тряпичной куклы - «Кувадки»

Выполняемая операция

Графическое изображение

Инструменты и принадлежности

1.

Начинаем с большого лоскутка. Мысленно делим его пополам по длинной стороне. Два раза сворачиваем ткань по направлению к центру с одной и другой стороны. Сгибаем ткань по мысленной центральной линии (как книгу закрываем). Теперь перегибаем полученный скруток-столбик пополам. Сильно проглаживаем его пальцами, придавая плоскую форму. Тело куклы готово.

(слайд 4)

        kuvatka_mk1                      kuvatka_mk4     

kuvatka_mk6         kuvatka_mk7

цветная ткань,     нить

2.

Точно так же готовим лоскуток поменьше, только не перегибаем его пополам. Плюс, чуть отступив, нитками (в три витка) туго обкручиваем каждый из концов заготовки. Получаются символические манжеты на ручках будущей Кувадки. Нитки завязываем и обрываем. Длинные «хвостики» прячем в складках ткани.

(слайд 5)

     

   kuvatka_mk8

                        kuvatka_mk11

цветная ткань,     нить

3.

Осталось только соединить разрозненные кукольные детальки. Большую заготовку-тело опять мысленно делим пополам – в этом месте будет «талия», нижняя граница. Верхнюю часть еще раз мысленно делим пополам и намечаем «шейку», верхнюю границу. Между пластами ткани, ориентируясь на отметки-границы вставляем деталь ручек Кувадки. Фиксируем нитью, обвивая «шею», «талию» и, словно военной портупеей, крест-накрест «грудь» и «спину». Завязываем, концы нитки обрываем, а «хвостики» опять прячем в складках ткани. Вот и все дела! Оберег готов.

(слайд 6,7)

kuvatka_mk12

kuvatka_mk13

kuvatka_mk14

Детали куклы, нити

Ребята вы, наверное, устали. Давайте встанем и немножко разомнёмся.

Физкультминутка. (слайд 7)

Руки подняли и покачали это деревья в лесу

Руки согнули, брызги стряхнули – ветер сбивает росу

В стороны руки – дружно помашем, это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

 

Пожалуйста, сели.

5.Анализ готовых работ.

В.:Вот и готова ваша кукла подружка –кувадка. Теперь вы можете с ней поделится самым сокровенным. Рассказать все свои обиты, пожаловаться ей,  ведь теперь она самая лучшая подруга.

Какую мы с вами делали куклу?

Дети: Куклу подружку-кувадку.

6.Выставка работ.

В.:Давайте поставим свои работы на полочку. Скажите, чья работа вам больше всего понравилась. Объясните.

7.Уборка рабочих мест.

В.:А последним этапом нашей с вами  работы является уборка рабочих мест.

Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали куклу своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты. Надеюсь, сегодняшнее занятие вам понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс с родителями: Изготовление куклы - оберег "Колокольчик"

Цель : ознакомить с культурно-исторической и педагогической ценностью народной тряпичной куклы, изготовить куклу – оберег «Колокольчик ». Задачи: Образовательная : сформировать знани...

Мастер-класс на тему: Изготовление бронзовой бляхи "Свернувшийся хищник.

Инструкционно-технологическая карта мастер-класса на тему: Изготовление бронзовой бляхи "Свернувшийся хищник"...

Мастер класс по профориентации «Изготовление хлебобулочных изделий»

Данный материал предназначен для помощи в проведении мастер класса по профессии "Повар, кондитер"...

Методический материал по проведению мастер-класса "Практикум по изготовлению лекарственных форм"

Рекомендация для преподавателей по проведению практикума по изготовлению лекарственных форм "Попробуй сам" в рамках конкурса "Московские мастера" WorldSkills Russia Ju...

Мастер - класс на тему: «Изготовление театральной маски из папье-маше»

Цели: научить делать маску из папье-маше, развить мелкую моторику пальцев, воспитывать аккуратность, трудолюбие.Задачи: заготовить пластилин, бумагу для папье-маше; подробно объяснить этапы лепки; про...

Методическая разработка к мастер-классу на тему: Изготовление обрядовой куклы "Домашняя масленица"

Данная разработка открытого мероприятия дает обучающимся представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях. Знакомит участников мастер-класса с технологией изготовления  тра...

мастер класс для родителей «Изготовление сказочного персонажа в технике оригами»

Создание условий для расширения знаний родителей в вопросах использования техники оригами в игре с  детьми....