Работа над звуком в классе флейты.
методическая разработка

Харыбина Инна Станиславовна

Материал о том, как добиться красивого звука при игре на флейте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx4.71 КБ
Файл Работа над звуком4.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  над звуком в классе флейты.

Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха  в инструмент, зависит звук - его тембр, полнота, глубина, лёгкость, яркость и т.д. В известных учебных пособиях по основным вопросам, связанным  с постановкой губ, даются методические указания, не отвечающие современным требованиям к игре на флейте. Практика показывает, что большинство флейтистов во время исполнения губы растягивают в большей или меньшей степени в так называемую « улыбку», что ведёт  к их напряжению. Образуется  узкая щель, отрицательно влияющая на объём и форму выдыхаемой струи воздуха, а значит  и звук.

Губы, прижимаясь плотно к зубам ,  лишены необходимой свободы и гибкости, к тому же они закрывают доступ воздуха под верхнюю губу, что отражается на качестве звука.

Образование звука происходит от движения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста, которая  рассекаясь о внешний край вдувательного отверстия «губок», попадает в канал флейты. Звук зависит от направления струи, её скорости, объёма и формы. Последние, в свою очередь, зависят от многих  причин, например: от того, где и в каком месте лежат «губки» головки флейты (изгиб подбородка, нижняя губа), как лежат (под каким углом, наклоном к  выдуваемому  отверстию). Ещё звук зависит от силы прижатия, от формы рта, положение и складывания губ (растянутые или выпяченные), степени их напряжения, манеры выдувания (форсированной, активной  или сдержанной, спокойной) от работы дыхательных мышц (постановки дыхания, связанной с «опорой», давлением в лёгких), от подвижности челюсти, состояния и роли голосовых связок и гортани.

Итак,флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное  отверстие "губок" закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим  из выдувательного  отверстия.

Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд  и немного выдвинуты, образуя как бы "трубочку" , вследствие чего губы смыкаются  их внутренними частями т.е. "мякотью" - красным телом , покрытым слизистой оболочкой , а воздух посылается  из-под верхней губы.

Губы становятся свободными, выдувательное  отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным  и сдержанным , без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.

Важную роль играет  нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия  и заднюю стенку , так как  для нижних звуков требуется большой объём воздуха.В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается.Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец , владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной  однородности , в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а так же филировании.

При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и  голосовыми связками, которые ,смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного.

Смесь холодного воздуха  и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат.

При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя "зевок". Но если  пользоваться только одним " зевком" без подключения  голосовых связок , то напрягаются мышцы горла , что приносит вред.
Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.

Весь физиологический  и исполнительский процесс  музыкант- флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.

   



Предварительный просмотр:

Работа  над звуком в классе флейты.

Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха  в инструмент, зависит звук - его тембр, полнота, глубина, лёгкость, яркость и т.д. В известных учебных пособиях по основным вопросам, связанным  с постановкой губ, даются методические указания, не отвечающие современным требованиям к игре на флейте. Практика показывает, что большинство флейтистов во время исполнения губы растягивают в большей или меньшей степени в так называемую « улыбку», что ведёт  к их напряжению. Образуется  узкая щель, отрицательно влияющая на объём и форму выдыхаемой струи воздуха, а значит  и звук.

Губы, прижимаясь плотно к зубам ,  лишены необходимой свободы и гибкости, к тому же они закрывают доступ воздуха под верхнюю губу, что отражается на качестве звука.

Образование звука происходит от движения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста, которая  рассекаясь о внешний край вдувательного отверстия «губок», попадает в канал флейты. Звук зависит от направления струи, её скорости, объёма и формы. Последние, в свою очередь, зависят от многих  причин, например: от того, где и в каком месте лежат «губки» головки флейты (изгиб подбородка, нижняя губа), как лежат (под каким углом, наклоном к  выдуваемому  отверстию). Ещё звук зависит от силы прижатия, от формы рта, положение и складывания губ (растянутые или выпяченные), степени их напряжения, манеры выдувания (форсированной, активной  или сдержанной, спокойной) от работы дыхательных мышц (постановки дыхания, связанной с «опорой», давлением в лёгких), от подвижности челюсти, состояния и роли голосовых связок и гортани.

Итак,флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное  отверстие "губок" закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим  из выдувательного  отверстия.

Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд  и немного выдвинуты, образуя как бы "трубочку" , вследствие чего губы смыкаются  их внутренними частями т.е. "мякотью" - красным телом , покрытым слизистой оболочкой , а воздух посылается  из-под верхней губы.

Губы становятся свободными, выдувательное  отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным  и сдержанным , без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.

Важную роль играет  нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия  и заднюю стенку , так как  для нижних звуков требуется большой объём воздуха.В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается.Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец , владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной  однородности , в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а так же филировании.

При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и  голосовыми связками, которые ,смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного.

Смесь холодного воздуха  и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат.

При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя "зевок". Но если  пользоваться только одним " зевком" без подключения  голосовых связок , то напрягаются мышцы горла , что приносит вред.
Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.

Весь физиологический  и исполнительский процесс  музыкант- флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 1-ом классе

Программа "Дети - надежда России"...

Работа над звуком

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством  для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...

Работа над звуком

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством  для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...

Использование арт-терапии в работе со студентами. Мастер-класс для педагогов

В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психо...

Урок Пианистические навыки работы над звуком на примере классического репертуара

Представлен методический комплект: технологическая ката урока + электронная презентация...

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"...

Методическая работа "Основные задачи работы над мелодией в классе фортепиано"

В методической работе освещаются различные аспекты работы над мелодией на уроках фортепиано на начальном этапе обучения....