Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Искусство, рожденное войной»
план-конспект урока

Иванова Ольга Григорьевна

Урок с элементами педагогической мастерской по теме: "Советское искусство периода Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_ivanova.docx715.86 КБ

Предварительный просмотр:

http://warwall.ru/_ph/4/159231345.jpg

Тема урока: «Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» или «Искусство, рожденное войной»

                                        Автор: преподаватель Иванова О.Г.  

                                                                       

Тема урока: «Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» или «Искусство, рожденное войной»

Форма урока: системно-деятельностный урок с элементами технологии «Педагогическая мастерская»

Цель: выявление особенностей изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны

Задачи:

Предметные

1. Обзор исторических событий в годы Великой Отечественной войны

2. Поиск идейного содержания произведения.

3. Выявление взаимосвязи изобразительного искусства и исторических событий в период Великой Отечественной войны.

4. Поиск и выявление значения искусства в период Великой Отечественной войны.

5. Определение духовно-нравственные ценности в изобразительном искусстве данного периода.

Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций и текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов, объединять их по идейному содержанию.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с произведением искусства

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение работать в группах.

2.Умение представлять результат своей работы.

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других обучающихся.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

5. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

6. Устраивать эффективные групповые обсуждения.

Личностные результаты:

  1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  2. Высказывание личностного толкования понятий («мужество», «героизм», «отвага», «патриотизм»)
  3. Нравственная оценка поступков героев художественных произведений о периоде ВОВ 1941-1945 г.г.

Дидактика:

1. фрагмент видеофильма «Начало Великой Отечественной войны»

2. презентация

3. раздаточный дидактический материал (репродукции, понятия, взаимооценки).

Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД: 

– задание «Продолжи мысль»

– формулировка проблемы самими обучающимися

– постановка целей

– планирование

– ярко выраженный мотивационный момент, который провоцирует учащихся на решение проблемы (фильм «Начало Великой Отечественной войны»)

– работа с произведениями искусства (поиск общей темы)


Урок «Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»

или «Искусство, рожденное войной»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Актуализация

– Внимание на экран (слайд-фильм «Начало войны»).

– О каком историческом периоде мы будем говорить?

– Существует ли взаимосвязь между искусством и его историческим периодом?

– А как можно назвать искусство, которое родилось под влиянием военных событий?

–     

Просмотр слайд-фильма

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

- Да. Художники, писатели, поэты, композиторы часто отражают в своих произведениях исторические события, дают им свою оценку.

 

Искусство, рожденное войной.

 

Проблематизация

– Великая Отечественная война закончилась полным разгромом фашисткой Германии. Как вы думаете, какие человеческие качества помогли нашей стране победить в этой страшной войне?

– Как вы думаете, можно ли с помощью искусства рассказать об этих качествах?

– Как вы думаете, каким должно быть искусство в период борьбы с врагом?

- Как вы думаете, поможет ли искусство в современном мире, например  в борьбе с терроризмом?

– Какая возникает проблема?

 

– Героизм, мужество, любовь к Родине, самопожертвование, упорство при достижении цели, патриотизм.

- Да.

-  Идейным, агитационным, оно должно поддерживать и вдохновлять, рассказывать о победах

- Да

- Как искусство сделать идейным и духовным оружием в борьбе с врагом?

 

Целеполагание и планирование

– Можно сказать, как именно искусство периода ВОВ стало идейным и духовным оружием против фашизма, не зная произведений искусства?

– Следовательно, какая будет 1 цель в решении этой проблемы?

– Всегда ли мы можем понять, глядя на картину или фотографию какова идея их создания?

- Формулируем вторую цель…

– Художник пишет картину достаточно долго и продемонстрировать её можно ограниченному количеству людей, поскольку она, как правило одна, как же сделать изобразительное искусство массовым и быстро отразить событие, которое произошло накануне?

– Сформулируйте 3 цель в решении нашей проблемы.

- Многие произведения говорят о подвигах советского народа, но относятся к прошлому веку, о чем расскажут эти произведения современному человеку?

- Стоит ли сохранять историю, которая была так давно?

- Сформулируйте 4 цель в решении нашей проблемы?

– Какая из целей лично вас больше всего интересует?

– Какая из целей, на ваш взгляд, самая сложная?

 

– Нет.

1. Знание произведений искусства периода ВОВ

– Нет.

2. Понимание идеи в произведениях искусства

- Упростить способ изображения

3.  Изучить особенности плакатного искусства в годы ВОВ.

– Сопереживания, боли, гордости и т.д.

- о патриотизме, о подвигах народа

- Да, потому что это рассказ о прошлом, о героях прошлых лет, ведь в каждой российской семье осталась память о той страшной войне.

4. Прошлое нельзя забывать

–…….

– …….

 

 

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ОНЗ)

                                      Освоение нового понятия  «духовное оружие человека»

                                      Освоение метапредметного способа – работа в группах, умение подобрать по содержанию  различные виды виды искусства (стихи и картины)

                                      Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений искусства

Работа по плану: 1 цель

Знание произведений искусства периода ВОВ

- Произведения искусства подобраны для 4 групп, в каждой группе по 5 человек. 5 человек-это пять лучиков звезды, а Красная звезда была символом Красной Армии. На партах у вас есть произведения искусства и стихи, посвященные темам картин. Рассмотрите картины и подберите к ним соответствующие строки.

Работа в группах

Задание: «Подберите стихотворение, дополняющее картину»

1 группа:

  1. «После изгнания фашистов» Т.Г. Гапоненко 1943-1946
  2. «Фашист пролетел» А.А. Пластова 1942
  3.  «Ленинградка» (в сорок первом) Б.С. Угаров 1961
  4. «За что?» Раненный ребенок. А.И. Харшак 1942

2 группа

  1. «Победа» Моисеенко Е.Е. 1970-1972
  2. «Победа» (Рейхстаг взят) Кривоногов П.А.1948
  3. «Возвращение» В.Н. Костецкий 1945-1947
  4. Воин-освободитель Е.В. Вучетич 1946-1949-скульптура

3 группа

  1. «Защитники Брестской крепости» П.А. Кривоногов 1951
  2. «Оборона Севастополя» А.А. Дейнека 1942
  3. «Поединок. На Курской дуге» 1964 П.А. Кривоногов
  4. Обвинение… 1967. Нюрнбергский процесс. Кукрыниксы.

4 группа

  1. «Мать партизана» С.В. Герасимов 1943
  2. Кукрыниксы. «Таня». 1942-1947 годы.
  3. М. В. Альперт (1899-1980) Комбат. 1942-фото
  4. Г. М. Шегаль. Медсестра (В свободную минуту) 1945 г.

  

Работа по плану: 2 цель

Проверка понимания шедевров

– У каждой группы представлено 4 произведения искусства, рассмотрите их и попробуйте объединить все 4 изображения под единым понятием.

- Расскажите об основной идее каждого произведения

Задание: «Найдите идейную составляющую в произведениях, объедините их единым понятием»

 

 

 

Работа по плану: 3 цель

Изучить особенности  плакатного искусства в годы ВОВ.

Работа в группах

Задание: «Дать характеристику примерам массового искусства в период ВОВ 1941-1945 г.г.»

По критериям:

- Что изменилось в сравнении с живописью?

- Какова основная идея?

- Какими способами художники выразили эту идею?

- Можно ли с помощью трафарета воспроизвести этот плакат?

Для 4 групп плакаты:

- «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

- И.М. Тоидзе «Родина- мать зовет!» 1941(литография)

- Окно ТАСС М. Черемных  №14 сентябрь 1943

- Окно ТАСС № 1248 П. Шухмин, Д. Бедный 1945

 

– Каждая группа получает 1 слово из вариантов «мужество, героизм, отвага, патриотизм» (таблички со словами раздать).  

Задание:

Дать толкование слову

(обсудить и записать)

Найти примеры в произведениях искусства

 

Мужество

– Что такое «мужество»?

МУЖЕСТВО-это душевная стойкость и смелость.

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример мужества в этих произведениях.

– Почему представление о духовном оружии связано со словом «мужество»?

 Это будет наш 1                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:………….

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявлена героем/героями стойкость духа.

– Потому что это храбрость, присутствие духа в опасности.

«Духовное оружие человека – это мужество и храбрость и присутствие духа в опасности»

 

   Героизм                            

– Что такое «героизм»?

– ГЕРОИЗМ-Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины. (словарь Ожегова)

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример героизма в этих произведениях.

– Почему представление о духовном оружии связано со словом «героизм»?

 Это будет наш 2                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:………….

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется героизм героя/героев.

– Потому что это проявление решительности, стойкость духа и готовность пожертвовать собой ради других.

«Духовное оружие человека состоит из… героизма, а героизм-это способность к совершению подвига»

 

ОТВАГА

– Что такое «отвага»?

– ОТВАГА-Смелость, бесстрашие, храбрость. Проявить отвагу. Медаль ""3а отвагу"". (словарь Ожегова)

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример отваги в этих произведениях.

– Почему представление о духовном оружии связано со словом «отвага»?

 Это будет наш 3                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:………….

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется отвага героя/героев.

– Потому что это проявление храбрости и бесстрашия, а это говорит о стойкости духа.

«Духовное оружие человека состоит из… отваги, а отвага-это способность идти на риск преодолевая страх»

 

Патриотизм

– Что такое «патриотизм»?

– ПАТРИОТИЗМ - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. (словарь Ожегова)

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример патриотизма в этих произведениях.

– Как идейное и духовное оружие связано со словом «патриотизм»?

 Это будет наш 4                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:…………. (Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. )

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется патриотизм героя/героев.

– Патриотизм-это одна из составляющих духовного оружия. Любовь к Родине, ответственность перед народом укрепляет боевой дух. (За мной моя страна, мой город, моя семья)

«Духовное оружие человека состоит из… патриотизма – духовного источника сил воина»

 

Работа по плану: 3 цель

Прошлое нельзя забывать

По официальным данным в Великой Отечественной войне погибло 26,6 человек. Это была самая страшная война XX века. Сегодня не смотря на мирное время в нашей стране продолжают гибнуть люди.  

- Каждой группе нужно придумать и  рассказать/представить живописную картину, агитационный плакат или фотографию которая была бы посвящена событиям Великой Отечественной войны или современным трагическим событиям по критериям:

- в ней заложена идея борьбы или отношения к событиям

- она могла бы служить идейным и духовным оружием в борьбе с терроризмом

- не содержала бы сцен насилия, излишней правдивости в изображении человеческих жертв

На экране: Слайды о трагедии в Беслане, взрывы в московском и петербургском метро, захват заложников на Дубровке.

Работа в группах

Задание «Послание моему поколению»

 

– Прочитайте 4 составляющих духовного оружия человека?

- Как выдумаете, что еще можно добавить к этим ключевым словам?

5 определение:

Духовное оружие человека – это способность противостоять врагам с помощью   мужества, героизма, отваги и патриотизма.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Взаимоконтроль и взаимооценка по работе групп:

Мы с вами сегодня выполнили ряд заданий и для оценки нашей работы, я прошу каждую группу оценить работу других групп по пятибалльной шкале:

За каждое задание

  1. «Подберите стихотворение, дополняющее картину»
  2. «Дать характеристику примерам массового искусства в период ВОВ 1941-1945 г.г.»
  3. Задание «Послание для моего поколения»

Обучающиеся выставляют оценки в бланке, комментируют кратко свой ответ

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

 Советские художники и скульпторы были активно привлечены к делу защиты страны, и оказались привлеченными к агитационным задачам.

С первых дней войны литература стала идейным оружием в борьбе с врагом. К.М. Симонов, А.А. Фадеев в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. А.Твардовский пишет поэму «Василий Тёркин», На передовую выезжают театрально-концертные бригады. Снимаются военно-патриотические фильмы (например «Два бойца» Л.Д. Лукова), Д.Д. Шостакович пишет знаменитую Седьмую симфонию, премьера которой состоялась в блокадном Ленинграде.

В этот период было проведено две большие всесоюзные выставки — «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл», а в 1943 году была устроена выставка к 25-летию Советской Армии, где были представлены лучшие произведения о военных событиях.

В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок.

Художники-блокадники Ленинграда также выполняли свою миссию: созданный ими и регулярно выпускавшийся журнал «Блокадный карандаш».

В чем же заключалась миссия деятелей культуры и искусств в тот период?

        На мой взгляд, миссия художников и скульпторов военного периода заключалась в том, чтобы……………………

РЕФЛЕКСИЯ

– Заполнение небольшой анкеты:

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Заполнение анкеты

               

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-игры по материаловедению на тему: «Металлические материалы»

Урок-игра имеет значение для формирования процессов мышления и повышения знаний по предмету материаловедение....

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"

Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках  дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...

Учебно-методическая разработка занятия по английскому языку на тему "Пищеварительная система. Настоящее длительное время"

Конспект занятия по английскому языку на тему: "Пищеварительная система. Настоящее длительное время" (The Digestive system. The Present Continuous tense"...

Методическая разработка открытого практического занятия №1 на тему Определение видов материалов на основе древесины, область их применения. Часть 1

Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на практическом занятии по дисци...