Лекция концерт «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «Детского альбома» П.И.Чайковского»
презентация к уроку

  • При помощи образного восприятия детьми музыки  П.И.Чайковского, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_kontsert.doc91 КБ
Office presentation icon 3.2_lektsiya_-_kontsert1.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» пгт. Благоево

Лекция – концерт класса ФОРТЕПИАНО

для родителей и учащихся

В рамках интерактивного проекта учеников класса фортепиано

Вакуленко Н.А.., с использованием мультимедийного оборудования

Дата 15.04.2018, 18-00

Место проведения: актовый зал ДМШ

Составитель: преподаватель по классу фортепиано Вакуленко Наталья Александровна.

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «Детского альбома» П.И.Чайковского»

Продолжительность концерта: 60 мин.

Тип концерта: Лекция-беседа, прослушивание музыкального материала, демонстрация мультимедийного материала.

Цели лекции - концерта:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  • Развивать умение слушать музыку в своем исполнении и исполнении педагога и других учеников.
  • Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
  • Раскрытие художественного образа в фортепианных произведениях П.И.Чайковского.

Задачи лекции - концерта:

Образовательная:

  • Выработать потребность в постоянном общении с музыкой.
  • Формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над музыкальными произведениями.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре.
  • Научить видеть мир целостными художественными образами, используя опыт различных областей искусства.

Развивающая:

  • При помощи образного восприятия детьми музыки  П.И.Чайковского, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.
  • Подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой пианистического аппарата.

Оборудование и материалы:

  • Концертный зал
  • Мультимедийное сопровождение урока: компьютер, экран, презентация.

Участники  урока-концерта

  1. Земцовская Анастасия
  2. Полуяктов Михаил
  3. Акаева Залина
  4. Матвеева Татьяна
  5. Шихова Екатерина
  6. Рябова Татьяна
  7. Матвеева Ирина
  8. Омышева Дарья
  9. Виноградова Екатерина
  10. Назарова Екатерина
  11. Попова Анастасия
  12. Меньшин Дмитрий

Ход лекции – концерта.

Ведущая : Добрый вечер уважаемые гости, ребята, коллеги. Сегодня в нашем зале мы собрались прикоснуться к удивительному творчеству П.И. Чайковского – одного из самых любимых композиторов во всем мире. Сегодняшний концерт мы посвящаем его творению  - «Детскому альбому». Сегодня учащиеся нашей школы, ваши одноклассники, исполнят произведения П.И.Чайковского. Надеемся, что вас всех затронут звуки фортепианной музыки.

Слайд 1

Чайковский…

Трудно представить себе столь огромную и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

Слайд 2

К 80-м годам XIX века

– он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства. И тот восторженный приём, те бурные овации, которые ему устраивались после каждого выступления, Чайковский относил не только к себе. « Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это совсем не мне, а голубушке России» - писал он в дневнике.

Слайд 3

А после его отъезда из Америки

одна из газет писала: «Какой бы огромный стимул был сообщён музыкальному искусству в нашей стране, если бы мы могли испытывать благотворное и вдохновляющее влияние Чайковского-дирижёра и композитора!» Сам Чайковский понимал свою высокую художественную миссию. «Я желал бы всеми силами души, - писал он, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».  

Слайд 4

Весной 1878 года Пётр Ильич вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

У Александры Ильиничны было семеро детей. Свободное время Пётр Ильич любил проводить со своими племянниками и без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками, танцами, где сам аккомпанировал на рояле.

Слайд 5

     Его маленький племянник Володя в это время осваивал премудрости игры на фортепиано.

     Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате «терзает» гаммы и этюды юный "пианист". Ему стало жаль малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями.

Слайд 6

     О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года.

     Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора).О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.

Слайд 7

     Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову.

     Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке.

Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

Слайд 8

     "Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".

     Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой.

Слайд 9

Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва».

Следующая пьеса «Зимнее утро».

«Утренняя молитва» – исполняет Земцовская Анастасия

Слайд 10

     Здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление.

 Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.

А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает, как.

И кружит его ветер по небу,
И несет его в чисто полюшко,

С косогора, в сумрак бора...
Горюшко горькое,
Бедная пташечка!

Вьюга стонет, тучи гонит -
Спрятала все пути,
Чтоб не пройти.

Все кругом бело - снегом замело,
Снегом замело все кругом... (В.Лунин)

Композитор отображает музыкальными приемами картину зимнего утра, а поэт, прослушав музыку, пишет картину зимнего утра стихами.

«Зимнее утро»- исполняет Полуяктов Михаил

Слайд 11

«Я так я люблю тебя!

Мне нужно, чтобы ты

И в час и в день любой

Всегда была со мной …» (В.Лунин)

Далее пьеса с ласковым названием «Мама». 

Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно. (запись)

Слайд 12

Следующий цикл отображает детские игры.

Игры мальчиков «Марш деревянных солдатиков»

- красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!

«Марш деревянных солдатиков» - исполняет Акаева Залина

Слайд 13

«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!

     В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Слайд 14

Игры девочек

 Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия:

«Новая кукла» - девочке дарят новую куклу

Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе.

«Новая кукла»- исполняет Матвеева Татьяна

Слайд 15

«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы!

«Болезнь куклы»- исполняет Шихова Екатерина

«Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки!

Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.  

«Похороны куклы»- исполняет Назарова Екатерина

В этих зарисовках затронуты самые трогательные чувства маленькой девочки. Показана любовь к своей игрушке и трагедия в сердце ребёнка.

Слайд 16

Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России.

Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!  

Слайд 17

     Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка».

     «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский.

«Песня жаворонка»- исполняет Рябова Татьяна

Слайд 18

     Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.  

До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

«Камаринская» - Исполняет Меньшин Дмиртий

«Русская песня» - исполняет Земцовская Анастасия

«Мужик на гармошке» - исполняет Омышева Дарья

Слайд 19

 Теперь детям предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл)

     Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.

Слайд 20

     Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».  

     «Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева».

«Итальянская песенка»- исполняет Матвеева Ирина

«Старинная французская песенка»- исполняет Омышева Дарья

Слайд 21

   

 День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер.

     Следующие пьесы напоминают детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты.

Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу».

«Нянина сказка»- исполняет Попова Анастасия

«… Кто
Там?
Кто там летит над землей?
Чей
Там слышится хохот и вой?
Это Баба-Яга, костяная нога
Над землею кружит
Темный лес сторожит …»

«Баба Яга» исполняет Попова Анастасия

Слайд 22

     Однако вскоре все сказочные волнения и страхи остаются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза». Это вечерний цикл «Детского альбома».

 

«Сладкая грёза»- исполняет Карапетян Каролина Михайловна

Слайд 23

     Заключительный цикл составляют две пьесы

«В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода.  

Музыка вызывает в памяти строки А.С. Пушкина:

«Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход…»

В этой пьесе нет борьбы, тревог, отчаянья, как в пьесе «Зимнее утро». Здесь Чайковский обращается к канону вечернего Богослужения.

«В церкви»- исполняет Меньшин Дмитрий

Слайд 24

     Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив.

 В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим.

«Шарманщик поёт» исполняет Виноградова Екатерина

Слайд 25

     Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними.

«Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.  

Слайд 26

     Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.  

     Широкая напевность, мелодическое богатство, искренность, теплота высказывания снискали музыке Чайковского любовь миллионов людей во всём мире. «Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в неё, одним из проявлений неистощимой художественной одарённости великого народа и его человечнейшей культуры», - писал Б. Асафьев.  

Слайд 27

  Теперь попробуйте ответить на вопросы. (Диалог с детьми)

  1. Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?
  2. Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?
  3. Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.

   

Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома», жаль расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И мы гордимся теми ребятами, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского вечной.

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Чайковский П.И. – «Детский альбом».- Москва: фортепианный цикл из 24 пьес. Изд. «Скорпион». Г.Ф. Полиграфресурс. 1994 г.
  2. Малинина И.В. – «П.И. Чайковский «Детский Альбом» соч. 39. Методическая разработка и рекомендации к исполнению в помощь преподавателям ДМШ. Москва – 1993 г.
  3. Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г.
  4. Стихи Виктора Лунина к «Детскому альбому»
  5. http://fb.ru/article/180132/detskiy-albom-chaykovskogo-soderjanie-istoriya-sozdaniya 
  6. http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post189552484/ 
  7. http://www.tchaikov.ru/detsky.html
  8.  http://273music.ru/index.php/velikie-proizvedeniya/42-chajkovskij-detskij-albom 

Отзыв открытого лекции - концерта

Художественные образы в произведениях «Детского альбома»  

Петра Ильича Чайковского

преподавателя по классу фортепиано МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» Карапетян Каролины Михайловны

        При подготовке к уроку  Каролина Михайловна подбирала  материал, который был бы интересен учащимся разных возрастов.  Учитывала достоверность сведений, старалась изложить их в доступной форме. Для лучшего усвоения материала преподаватель использовала наглядные средства, а именно – слайды, иллюстрирующие содержательную часть.

Цель данного урока:

- создать условия для демонстрации учащимися своих достижений в овладении навыками игры на фортепиано.

Задачи:

Образовательные:

- прививать учащимся  навыки передачи содержания музыки в соответствии с авторским замыслом;

- создать условия для формирования понятие резерва беглости, т.к. он обеспечивает техническую непринужденность;

- создать условия для формирования понятия «эстрадная выдержка», чтобы исключить возможность неуверенной игры на сцене.

Воспитательные:

- воспитывать исполнительскую волю, преодоление сценического волнения;

- воспитывать коммуникативную культуру поведения и эстетический вкус;

- воспитывать умение в состоянии творчества ощущать удобство, ловкость в движениях.

Развивающие:

- расширять кругозор учащихся;

- развивать  память, внимание, мышление, моторику рук;

- создать условия для развития познавательного интереса и стремления к новым достижениям в исполнительском искусстве;

- создать условия, не допускающие физического и психического утомления от исполнения музыкальных произведений на сцене.

     Все этапы урока логически связаны между собой. При проведении лекции – концерта соблюдались здоровье сберегающие требования: кресла в зале удобны, не вызывают дискомфорта; учащиеся во время занятия двигались, меняли позы, т.е. не испытывали двигательной утомляемости. Перед началом концерта зал был хорошо проветрен.

        Я считаю, что цель урока достигнута, задачи решены.

      Немаловажную роль сыграл индивидуальный подход в подборе музыкальных произведений для каждого учащегося. Многое зависело от эмоционального настроя учеников, поэтому Каролина Михайловна старалась создать условия для формирования навыков самоконтроля и последующего анализа выступления. При общении с каждым учеником использовала понимающий стиль общения, поддерживала психологический контроль.

     Работая с учащимися над эмоционально-выразительным исполнением на сцене, старалась передать через ассоциации свое эмоциональное понимание внутреннего содержания каждого произведения.

     Это занятие хорошо демонстрирует индивидуальность каждого ребёнка.

Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия - потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством.

     Также  хочу отметить, что такие мероприятия определяют дальнейшую работу с учениками, указывают на промахи и демонстрируют успехи каждого из них. В любом случае ученик и учитель приобретают положительный опыт и мотивацию к профессиональному росту.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О начале работы над "Детским альбомом" известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал своему другу и издателю Петру Ивановичу Юргенсону: "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана".(имеется ввиду «Альбом для юношества» немецкого композитора). О завершении работы над «Детским альбомом» Чайковский сообщил 22 июля 1878 года в письме издателю Юргенсону.

Слайд 2

Сочинение "Детского альбома" – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящен любимому племяннику композитора Володе Давыдову . Мысль о посвящении Володе Давыдову "Детского альбома" возникла, очевидно, после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником тем летом в Каменке. Володе тогда было 6 лет. В оригинале "Детского альбома" нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет сборника. Так, в ноябре он пишет из Флоренции: "Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом".

Слайд 3

"Детский альбом" – это цикл из 24 пьес для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Чайковский, создавая этот цикл, кроме обогащения детского репертуара разнообразными по содержанию пьесами, параллельно развивал два сюжета: первый из них отражает явную и очевидную жизнь ребёнка на протяжении одного дня, а второй, скорее скрытый сюжет, символизирует жизнь человека от рождения до ухода. Порядок пьес в автографе (оригинале) Чайковского был несколько иным, чем в последних изданиях. В таком порядке номеров альбом обретает логическую последовательность и цикличность, что соответствует авторскому замыслу. «Детский альбом» - это цельное произведение, цикл, обладающей определённой программой. Иллюстрации художницы Веры Павловой

Слайд 4

Открываем альбом. На первом листе написано: «Утренняя молитва». Исполняет Земцовская Анастасия

Слайд 5

«Зимнее утро» -здесь Пётр Ильич изобразил своё детское впечатление. Будто ребёнок выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив . Исполняет Полуяктов Михаил

Слайд 6

Далее пьеса с ласковым названием «Мама». Этот начальный или «утренний цикл» образован тремя пьесами, как бы имеющими трёх частное строение: день начинается с «Утренней молитвы», некоторую тревогу вносит «Зимнее утро» и успокоение приходит с пьесой «Мама». Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.

Слайд 7

Следующий цикл отображает детские игры. Игры мальчиков – «Марш деревянных солдатиков» - красивые солдатики совсем как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними! Исполняет Акаева Залина

Слайд 8

«Игра в лошадки» - так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной!

Слайд 9

Игры девочек Играя, дети фантазируют, выдумывают разные истории. История про куклу уместилась в три пьесы, это кукольная трилогия: Чувство радости и счастья переполняет её, она берёт её и кружится по комнате, словно в вальсе. Исполняет Матвеева Татьяна «Новая кукла» - девочке дарят новую куклу.

Слайд 10

«Болезнь куклы» – кукла лежит в своей кроватке, жалуется, стонет, а из глаз девочки капают слёзы! Исполняет Шихова Екатерина «Похороны куклы» – на похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами. Исполняет Назарова Екатерина

Слайд 11

Затем идет цикл путешествий по странам мира, который состоит их двух микроциклов – сначала путешествие по России. Петр Ильич повидал разные страны, но из каждой поездки его тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, весенние радости, осенняя грусть, теплота и нежность русской песни!

Слайд 12

Сейчас прозвучит музыкальный пейзаж, картинка русской природы «Песня жаворонка». «Я вырос в глуши, с самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки», - писал Чайковский. Исполняет Рябова Татьяна

Слайд 13

Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах детского альбома: это «Русская песня», в которой Чайковский обратился к русской плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». «Мужик на гармошке играет». «Камаринская» - в которой имитируется балалаечный наигрыш, написана в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.

Слайд 14

Теперь нам предстоит путешествие за границу по разным странам (это второй микроцикл) Петр Ильич много путешествовал, повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так, в «Детском альбоме» появились песни разных народов. Однажды во Флоренции Петр Ильич услышал пение десятилетнего мальчика, окруженного толпой слушателей. Он пел в сопровождении гитары и его голос поражал теплотой и красивым тембром.

Слайд 15

Мелодия песни, которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». «Старинная французская песенка» - в ней звучит подлинно народная французская мелодия. В дальнейшем композитор использовал эту мелодию в хоре менестрелей во втором действии оперы «Орлеанская дева».

Слайд 16

День завершен. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о путешествиях в дальние страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают «Нянину сказку» про «Бабу Ягу».

Слайд 17

Однако вскоре все сказочные волнения и страхи остаются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза». Это вечерний цикл «Детского альбома». Исполняет Карапетян Каролина Михайловна

Слайд 18

Заключительный цикл составляют две пьесы «В церкви» - это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода. Исполняет Меньшин Дмитрий

Слайд 19

Последняя пьеса «Детского альбома» - «Шарманщик поет» - здесь за основу композитором взят еще один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идёт по кругу, одно поколение сменяется другим.

Слайд 20

Первая пьеса «Детского альбома» «Утренняя молитва» и последняя «Шарманщик поет» написаны в тональности соль-мажор, что, начиная и как бы замыкая цикл, создает тональную арку между ними. «Детский альбом Петра Ильича Чайковского входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Он написан гениальным мастером, композитором, симфонистом. Даже в этих маленьких пьесах для детей ощущается симфоническое мышление автора, пьесы альбома имеют богатейшее тембровое многообразие. В них слышится звучание инструментов симфонического оркестра.

Слайд 21

Русская классическая музыка немыслима без имени П.И.Чайковского. В своем творчестве он пытается решить сложнейшие философские вопросы, но вместе с тем он чутко и тонко понимал детей, вникал в мир их детских игр, танцев, фантазий и грез. Великий русский композитор сумел подарить «Детский альбом» не только своим племянникам, но и многим поколениям юных слушателей и исполнителей.

Слайд 22

Жаль закрывать последнюю страничку «Детского альбома», жаль расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И мы гордимся теми ребятами, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского вечной.

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...

открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"

конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами  "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ...

Проект " Путешествие по страницам "Детского альбома" П. И. Чайковского "

Я думаю, что этот материал поможет кому - нибудь провести внеклассное мероприятие с целью ознакомления детей младших классов с творчеством Петра Ильича Чайковского....

Лекция– концерт «П. И. Чайковский – юным пианистам. Пьесы из «Детского альбома»

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы встретимся с замечательной музыкой русского композитора П.И. Чайковского. Петр Ильич очень любил детей и часто говорил: «Цветы, му...