Лекция– концерт «П. И. Чайковский – юным пианистам. Пьесы из «Детского альбома»
классный час на тему

Круглова Елена Ивановна

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы встретимся с замечательной музыкой русского композитора П.И. Чайковского. Петр Ильич очень любил детей и часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

Своих детей у Чайковского не было, и все тепло души и сердца он отдавал племянникам, детям своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой. И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел любимый дядя Петя – сам П.И. Чайковский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsert-beseda_o_detskom_albome.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция– концерт

«П. И. Чайковский – юным пианистам.

Пьесы из «Детского альбома»

преподавателя фортепиано

Кругловой Елены Ивановны

МБОУ ДО «Нижнесортымская детская школа искусств»

Сургутский район

Лекция– концерт 

«П. И. Чайковский – юным пианистам.

Пьесы из «Детского альбома»

Вед: – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы встретимся с замечательной музыкой русского композитора П.И. Чайковского. Петр Ильич очень любил детей и часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

Своих детей у Чайковского не было, и все тепло души и сердца он отдавал племянникам, детям своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой. И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел любимый дядя Петя – сам П.И. Чайковский.

Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимались музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя. Слушая игру своего любимца, Петр Ильич не раз думал о том, что музыки, предназначенной для детей, не так уж много. Тогда-то и задумал он сочинить альбом пьес для ребят.

 «Детский альбом» был закончен в мае 1878 года и посвятил его композитор своему племяннику Володе Давыдову.

        В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

        «Детский альбом»... История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

        Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить.

        Давайте перелистаем страницы «Детского альбома». Вспоминая своё детство и наблюдая за жизнью племянников, Чайковский передал в музыке впечатления детских размышлений и забав, картин русской природы и русского быта, заграничных путешествий. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда ещё не было ни электричества, ни телевизора, ни радио. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками, а девочкам дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. Петр Ильич жил именно в те далёкие времена. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из этого альбома. Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли. А сегодня она прозвучит для вас…        Открывается альбом пьесой «Утренняя молитва» - так была названа эта пьеса самим П. И. Чайковским. Дети в семье Чайковских жили своей особой жизнью. Время детей было строго распределено. Вставали в 6 часов утра. День начинался с молитвы, обращения к Богу с просьбой даровать здоровья и счастья всем ближним. В музыке царит покой и свет, ощущение величия и красоты начала дня. 

Господи Боже! Спаси, обогрей:

Сделай нас лучше, сделай добрей.

Господи Боже! Спаси, сохрани!

Силу любви своей нам подари.        

Исполняет  Пугина Анастасия

Вед: В семье воспитывали в детях любовь и уважение к труду, приучали к дисциплине, порядку. Чаще всего мальчики с увлечением играли в «лошадки» и в сражения деревянных солдатиков. 

        Ать-два, левой, правой

        Ать-два, левой, правой,

        Мы легко и весело идем.

        Ать-два, левой, правой,

        Ать-два, левой, правой,

        Песню деревянную поем.                                                        Исполняет «Марш деревянных солдатиков» Бахаева Варвара

Вед: А для девочек Пётр Ильич сочинил целую историю о кукле. Любимая кукла заболела, она лежит в кроватке и стонет, у неё поднимается температура! Ах, как грустно!              

 – Кукла Маша заболела.

                                 Врач сказал, что плохо дело.

                                 Маше больно, Маше тяжко.

                                 Не поможешь ей, бедняжке.

                                 Нас покинет Маша вскоре

                                 Вот уж горе, так уж горе,

                                 Горе, горе, горе, горе…                                                Исполняет «Болезнь куклы» Черникова Валерия

Вед: Как вам показалось, дети: кукла вылечилась или умерла? ….                           Да, она умерла… Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит.                                        Исполняет «Похороны куклы» Черникова Валерия

Вед: Но, не стоит так долго грустить, жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой. Все так счастливы!                                                                 Исполняет «Новую куклу» Пугина Анастасия

Вед: Семья Чайковских была образованной и просвещённой. Дом Чайковских был городским культурным центром. Вся знать города по вечерам собиралась здесь. Торжественные приемы происходили в зале. Вместе со взрослыми веселились дети. Особенное возбуждение охватывало их, когда раздавались звуки вальса, мазурки, польки и … кружились, подхваченные танцем, пары.                        Исполняют «Вальс» уч-ся  Федичкина Софья и Цветкова Карина

Исполняет «Мазурку» преп. Сайфуллина Л. Р. Аккомпанирует уч-ся  Виктория Ворожейкина

Кружение вальса и мазурки сменяется веселой «Полькой»                                                Исполняют «Польку» Смахтина Александра и Потапова Вероника

Вед: А сейчас мы с вами отправимся в Европу. Пётр Ильич Чайковский очень много путешествовал. Повидал множество разных стран, был Италии, Германии, Франции, Чехии, и даже в Америке. Везде он записывал свои впечатления в дневник. Особенно много музыкальных впечатлений получил Пётр Ильич в Италии. В письме родным композитор писал: «Дорогие мои! Я совершенно очарован Италией, этой чудесной страной. Какая красивая здесь природа – горы, море, солнце! А как поют итальянцы! Эту песенку я услышал во Флоренции. Прогуливаясь вечером по улицам города, я увидел десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа, который пел под аккомпанемент гитары». Услышанная песня вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».                                                                                                Исполняет «Итальянскую песенку» Кириченко Дарья

Вед: Но вот Чайковский в Германии и Австрии. Вена – мировая столица музыки. Музыка была душой города. На улицах и ярмарках, в кофейнях и домах горожан звучали австрийские, немецкие, венгерские, славянские мелодии. Здесь композитор познакомился с мелодиями жителей Альп. Песенка напоминает весёлый и подвижный танец лендлер, популярный в этих странах.                                Исполняет «Немецкую песенку» Фалина Алена

Вед: Во Франции Чайковский тоже узнал много интересного. Гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина. Грустный и неторопливый напев напоминал старинную балладу.                                 Исполняет «Старинную французскую песенку» Вергун Екатерина

Вед: А вот ещё одно впечатление Чайковского: "...Какая ночь была сегодня! Я насилу в два часа пополуночи мог оторваться от окна своего. Луна сияла во всем блеске, а тишина, а ароматы от цветов, а эти чудные, неопределенные звуки ночи, – Боже мой, как все это хорошо! …Я чувствую себя, как среди фантастически-чудного сновидения".                                                                                Исполняет «Сладкую грёзу» Насимова Екатерина

Вед: В то время, когда жил П.И. Чайковский, день всегда завершался молитвой, в которой приносили благодарность Богу за прожитый день, выражали любовь к нему и ко всему живому. Словно прощаясь, в последней пьесе «Детского альбома» П.И.Чайковский обращается к каждому из вас, юные друзья: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Мир тебе».                                                                                        Исполняет «В церкви» Е. И. Круглова

Вед: Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепьянных пьес. Как и все великие композиторы, Чайковский желал, чтобы его музыка делала нас добрее и милосерднее.                                                                               

        Я прошу родителей и учащихся ответить на вопросы анкеты.                                   1.Понравился ли Вам наш концерт?        _____________________________________  2. Как оцениваете выступление Вашего ребенка?      _____________________   ____      3. Устраивает ли Ваш ребенок «домашние концерты»?    _______________________      4. Интересна ли полученная Вами информация?         __________________________ 5. Как Вы оцените сегодняшнее мероприятие:                                                               а)5 баллов    б) 4 балла    в) 3 балла         _____________________________________

Список используемой литературы:                                                             1.Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л.;1961.                                  2.Воспитание и образование в современной школе [текст]: материалы всероссийской практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под ред. О.Ю.Елькиной. - Новокузнецк, 2006.-349с.                     3.Н.Калинина «П.И. Чайковский» г. Москва «Детская литература»,1988г.        Интернет-ресурсы:                                                                                                1. http://propianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskij-detskij-albom 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F2%F1%EA%E8%E9_%E0%EB%FC%E1%EE%EC                                                                          3.http://www.tchaikov.ru/detsky.html  4.http://www.liveinternet.ru/users/3199390/post300321280/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...

открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"

конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами  "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ...

Проект " Путешествие по страницам "Детского альбома" П. И. Чайковского "

Я думаю, что этот материал поможет кому - нибудь провести внеклассное мероприятие с целью ознакомления детей младших классов с творчеством Петра Ильича Чайковского....

Лекция концерт «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «Детского альбома» П.И.Чайковского»

При помощи образного восприятия детьми музыки  П.И.Чайковского, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики, - раскрыть художественные образы исполняемых...

Некоторые аспекты специфики воспитания юных пианистов-концертмейстеров»

В данном методическом сообщении я хотела бы обратить внимание на работу  по приобретению навыков в обучению концертмейстерству среди наиболее подготовленных обучающихся фортепианного отделения. В...