Основы русского танца
рабочая программа

Шевелева Лилия Владимировна

Пргорамма по предмету "Основы русского танца" (4-х летний срок обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_russkogo_tantsa.docx69.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Детская школа искусств №9

Программа по предмету «Основы русского танца» (4-х летний срок обучения)

                              подготовила

                                                           преподаватель хореографии

                                                                   Шевелева Лилия Владимировна

г. Курск

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Основы русского танца» рассчитана на 4 года обучения для обучающихся 1- 4-х классов.

Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.

Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.

Ориентация общества на возрождение национальной культуры русского народа предполагает обращение к его духовным традициям, обычаям, обрядам и более активное использование их воспитательного потенциала.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем.

Изучение русского народного танца способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации. Занятия русским народным танцем направлены на физическое развитие детей, равномерно укрепляет тело, развивает силу, ловкость, изящество.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры ребёнка, как части его общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Понимая огромное значение русского народного танца в жизни ребенка, возникла необходимость в разработке данной программы.
         Программа направлена на изучение подлинного фольклорного музыкально-хореографического материала, на знакомство с историей и бытом народа, на формирование творческих способностей детей.
         Новизна, педагогическая целесообразность данной программы обусловлена здоровье сберегающим сопровождением воспитательно-образовательного процесса. На уроках в школе, сидя за партами, дети практически не двигаются, за исключением физминуток, мышцы закрепощаются, кровь мало циркулирует, искривляется осанка. Занятия русским народным танцем даёт возможность устранить все эти недостатки.   

Программа главной целью ставит личностное развитие ребенка через теоретическое и практическое изучение основ и тенденций русского народного танца, его языка, содержания и форм, региональных отличительных признаков. В ней уделяется особое внимание взаимосвязи различных элементов русской народной культуры с танцем.
          Цель достигается через решение следующих задач
воспитать:

- у ребёнка моральные качества, такие как любовь, к Родине, чувство коллективизма, чувство товарищества; приобщить детей к искусству танца, к богатству танцевального и музыкального народного творчества;

- способствовать развитию художественного воображения, ассоциативной памяти, творческих способностей;

- способствовать формированию танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала;

- научить детей владеть основными движениями русского народного танца, включёнными в программу.
           Программа имеет только одно направление – русский народный танец. Начало обучения предполагается с первого класса.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый в форме групповых занятий продолжительностью 1 академический час. Комплектность групп – в среднем от 11-и до 14-и человек.

  Программа «Русский народный танец» рассчитана на 4 года обучения для детей от 7 (6) до 11 (10) лет. Занятия проводятся один раз в неделю.

Содержание программы по годам обучения

1 класс (первый год обучения)

На первом году обучения необходимо учитывать равновесие между дисциплиной на занятии и раскрепощенностью детей, добиваться чистоты и правильности исполнения движений и свободной выразительности.

Занятия по русскому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины должны быть призваны воспитывать основы общей культуры подрастающего поколения.

         В процессе занятий у детей будут формироваться не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Необходимо ознакомить детей с терминологией русского танца.

Экзерсис у станка

1. Постановка корпуса, изучение позиций ног, подготовка к началу движения (preporation).

2. Demi-plie (полуприседание) по всем выворотным позициям

3. Grand plié (полное приседание) по всем выворотным позициям

4. Releve мягкое и резкое по I, II, III и V позиции

5. Battement tendu:

- с переводом работающей ноги с носка на каблук;

- с demi-plié в момент перевода работающей ноги с носка на каблук

6. Подготовительное упражнение к flic-flac «маятник».

7. Flic-flac:

- с ударом полупальцев работающей;

- с переступанием.

8. Подготовка к «верёвочке» и упражнение для развития подвижности бедра из V позиции лицом к станку, за станок одной рукой.

Экзерсис на середине зала

Изучение элементов русского танца

1. Позиции и положения рук, положения рук в парах.

2. Поклон.

3. Основные ходы русского танца:

    - простой ход;

    - шаркающий ход;

    - переменный шаг на всей стопе;

    - сценический ход с продвижением вперёд и назад;

    - дробный ход;

4. Припадания:

    - без подъёма на полупальцы;

    - с подъёмом на полупальцы;

5. «Гармошка»

6.«Верёвочка» простая (одинарная).

7. «Моталочка» на полупальцах.

8. «Молоточки».

9. «Ковырялочка» без подскоков.

10. Техника присядок в русском танце:

   - боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону;

   - присядка с проскальзыванием на каблуках на II позицию;

11. Техника хлопушек в русском танце:

    - тройная хлопушка с притопом;

   - хлопушка по голенищу сапога выдвинутой вперёд ноги;

12. Подготовка к дробям:

   - притопы;

   - удары полупальцами;

   - удары каблуком.

2 класс (второй год обучения)

На втором году обучения вводятся подготовительные упражнения к вращениям у станка и сами вращения на середине зала. Должны изучаться новые движения у станка, прививаются у учащихся аккуратность и точность при исполнении движений.

Экзерсис у станка

1. Demi-plie и grand plié по прямым (параллельным) позициям, перевод ноги из позиции в позицию осуществляется приёмом battement tendu.

2. Battement tendu свыносом работающей ноги на каблук (учебная форма каблучного упражнения).

3. Battement releve lent на 45, в сторону, вперед, назад из V позиции (в сторону и назад изучается лицом к станку).

4. Battements tendus jete (маленькие броски):

   - из V позиции в строну, вперёд, назад;

   - с demi-plié на опорной ноге в момент броска из V позиции в сторону, вперёд,

назад.

5. Preparation для rond de jambe par terre.

6. Характерный rond de jambe par terre demi rond в направлении en dehors и en dedans.

7. Упражнения на выстукивание:

   - с чередованием ударов целой стопой и полупальцев (с одним ударом, с двумя ударами, с шагом);

   - с чередованием ударов каблуком и полупальцами.

8. Battements releve lent на 90, в сторону, вперед, назад из V позиции (в сторону и назад изучается лицом к станку).

9. Подготовительное упражнение к «штопору».

10. Подготовительное упражнение к «качалке».

11. Port de bras. Перегибы и наклоны корпуса.

12. Растяжка.

Экзерсис на середине зала

Изучение элементов русского танца

1. Техника вращений. Подготовительные упражнения к вращениям на середине зала.

2. Portdebras в характере русского народного танца.

3. Простые шаги:

   - сценический ход,

   - шаг с каблука,

   - шаг с проскальзывающим приёмом,

   - переменный шаг: вперед и назад.

4. «Гармошка», «Ёлочка».

5. Припадания из V позиции с выносом ноги на 45.

6. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка дробям).

7. Дробные выстукивания: одинарные, двойные, тройные, удары полупальцами, каблуками, всей стопой.

8. «Ключ» все 3 формы.

9. Молоточки.

10. «Ковырялочка» с подскоком.

11. «Веревочка» с двойным ударом.

12. Техника присядок:

   - «Мячик» по I прямой и выворотной позициям.

   - «Присядка-разножка».

13. Техника хлопушек: скользящие и фиксирующие удары по бедру и голенищу

сапога.

3 класс (третий год обучения)

Третий год обучения усложняются ранее изученные движения и добавляются

новые у станка и на середине зала. Оттачивается каждое ранее пройденное движение, усложняются вращательные движения.

Экзерсис у станка

1. Demi plie и grand plié: плавное и резкое; с подъемом на полупальцы.

2.Battements tendu с работой пятки опорной ноги.

3. Battement tendu jete с работой пятки опорной ноги.

4. Каблучное упражнение на 45.

5. Rond de pied demi rond внаправлении en dehors и en dedans.

6. Battement fondu (классическая форма) из V позиции в сторону, вперёд, назад.

7. Подготовка к «верёвочке» и упражнение для развития подвижности бедра из V позиции лицом к станку, за станок одной рукой.

8. Pas tortille на вытянутой опорной ноге из V позиции лицом к станку, одной рукой за палку.

9. Battement developpe на вытянутой ноге в сторону, вперёд, назад.

10. Grand battement jete (большие броски) из V позиции в сторону, вперёд, назад;

11. «Штопор». «Качалка».

12. Подготовка к «Голубцу».

Техника вращений по диагонали

1. Chaines.

2.  «Бегунок».

На середине зала

Русский танец

1. Движения рук с платком.

2. Боковые припадания с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

3. Перескоки с ноги на ногу с ударом по полу полупальцами.

4. «Косыночка».

5. «Веревочка»:

   - простая;

   - с двойным ударом полупальцами;

   - двойная с поочередным переступанием.

6. Дробные выстукивания:

   - простая дробь на месте;

   - тройная дробь на месте и с продвижением;

   - дробная дорожка каблуками и полупальцами;

   - «ключ» усложненный;

   - боковые перескоки с ударами полупальцами.

7. «Моталочка».

8. Основной русский ход.

9. Перепляс на месте, в повороте.

4 класс (четвертый год обучения)

На четвертом году обучения большое внимание необходимо уделять суставо- связочному аппарату стоп и коленей во время исполнения присядок.

Необходимо изучать движения и элементы русских танцев пройденных ранее в более усложненных комбинациях – с дробями и поворотами.

Экзерсис у станка

1. Demi-plie и grand plié:

   - с наклоном корпуса в сторону и вперёд;

   - с перегибом корпуса назад.

2. Battement tendu:

   - с переводом работающей ноги с носка на каблук на demi-plie с работой

корпуса к работающей ноге или от неё;

   - с работой пятки опорной ноги и переносом тяжести корпуса на работающую ногу с одним ударом.

3. Battement tendu jetepigue:

   - с одинарным (носком или каблуком);

   - с двойным (носком или каблуком);

   - с чередованием носка или каблука.

4. Характерный rond dejambe par terre:

   - с разворотом пятки опорной ноги;

   - на demi-plie.

5. Flic-flac:

   - с подъёмом на полупальцы;

   - со скачком на опорной ноге.

6. Характерный battement fondu на 45.

7. Подготовка к веревочке и упражнение для развития подвижности

бедра:

   - на полупальцах;

   - на demi-plie (с акцентом вниз или вверх).

8. Характерный battement developpe:

   - плавное;

   - отрывистое;

   - с ударом пятки опорной ноги.

9. Grand battement jete:

   - с passe par terre;

   - с demi-plie в момент броска.

10. «Голубец» одинарный в прыжке.

Техника вращения

1. По диагонали

    - saut de basque;

    - «блинчики»;

    - с chaines на  каблуках.

2. На середине: двойной притоп в повороте.

3. По кругу: с chaines, «бегунок».

Русский танец

1. «Веревочка» синкопированная.

2. «Ключ» синкопированный.

3. Дробные выстукивания.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании 4-х летнего курса обучающиеся должны  обладать следующими знаниями и умениями:

- знать терминологию русского народного

танца;

- методику исполнения отдельных движений и танцевальных комбинаций;

- особенности стиля, характер и манеру исполнения движений русского народного танца;

- владеть техникой и выразительностью исполнения русского народного

танца;

- грамотно, точно, выразительно и музыкально исполнять движения, комбинации, этюды, танцевальные фрагменты;

- проявлять эмоциональность и артистичность исполнения;

- точно передавать стиль, манеры, характер исполнения движений русского народного танца.

Уровень знаний и умений, приобретенный обучающимися проверяется путем проведения контрольных уроков, зачетов, а так же посредством участия обучающихся в творческих мероприятиях, на которых проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутое в процессе прохождения программы.

Формы и виды контроля.

Формой вводного контроля является проверка индивидуальных данных ребенка при поступлении. Основной формой текущего контроля является анализ работы и наблюдение, опрос, оценка на уроке за выполненное задание и работу на занятии (не менее 3-х оценок за четверть). Формой промежуточного контроля является контрольный урок, который проводится в конце каждого полугодия.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3

(«удовлетвори-

тельно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное испол-нение, отсутствие свободы исполнения и т.д.

2

(«неудовлетвори-тельно»)

 комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет»

(без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Методическое обеспечение учебного процесса

Основные методы и приемы, используемые на занятиях по ритмике.

Организация занятий  по ритмике обеспечивается рядом методических приемов:

 - метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте;

- музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь обучающимся приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем обучающиеся проявляют в танце;

        - метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок и др.);

        - словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами;

- игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для обучающихся такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с эти следует отметить целесообразность исполнения подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков.

Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку;

- принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам;

- принцип систематичности. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Обучающийся должен знать, что каждое занятие обязательно. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Систематические занятия, дисциплинируют обучающегося, приучают его к методичной и регулярной работе;

- принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение обучающегося к своим действиям. Для успешного достижения цели обучающемуся необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе;

- принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше;

- принцип наглядности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих обучающегося с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному. Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Список литературы

  1. Бочкарёва, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]: учебно-методический комплекс для хореографических отделений общеобразовательных школ, гимназий, ДМШ, школ искусств, детских садов / Н.И. Бондаренко. - Кемерово, 2000.
  2. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф. Богданов. – М.: МГУКИ, 2001.
  3. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964.
  4. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст]: танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2003.
  5. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца [Текст с нотами]: учеб. пособие для ВУЗОВ. Упражнения у станка /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2002.
  6. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца (этюды) [Текст с нотами]: учеб. пособие для ВУЗОВ /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2004.
  7. Заикин, Н.Н. Областные особенности русского народного танца [Текст с нотами]: учеб. пособие / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина; Орловский государственный. институт искусств и культуры. – Ч. 1. – 1999; Ч. 2. – 2004.
  8. Матвеев, В.Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца [Текст]: учеб. пособие / В.Ф. Матвеев – СПб.: Изд-во ГУП, 1999.
  9. Роот, З.Я. Танцевальный калейдоскоп [Текст].- М.: АРКТИ, 2004.
  10. Сборник образовательных технологий. Хореография [Текст].- Кемерово: ОЦДО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы развития русской школы классического танца.

Русский балет прошёл длительную историю становления и развития. Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце – одно остаётся неизменным ...

ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности (Основы детского сюжетного танца)

Раздел ПМ.01. Преподавание в одной из областей доп. образования (в области хореографии), МДК.01.02. Подготовка педагога доп. образования в избр. деятельности (Основы детского сюжетного танца) разработ...

методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ....

Электронная презентация "Элементы русского народного танца"

Электронная презентация "Элементы русского народного танца" по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом...

"Этюдная работа на основе ходов и проходок русского танца"

Конспект по народного-сценическому танцу для обучающихся 6 класса....

РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире...

Статья "Виды русского танца"

В статье расскрывается особенность русского танца и его виды...