Морошка - конспект урока, технологическая карта
план-конспект урока

Андросова Татьяна Никодимовна

Разработка урока, технологическая карта по изготовлению веточки морошки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vetochka_moroshki_androsova.docx292.17 КБ
Microsoft Office document icon retsenziya_androsova.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный бисер

Как самому, без чьей-либо помощи научиться выполнять ту или иную работу, поделку? Этот вопрос чаще всего интересует людей, пока еще не владеющих приемами и способами выполнения определенной художественной деятельности. Ведь когда работа (поделка) вызывает не только положительные чувства радости и восхищения, но и желание изготовить ее своими руками, может на помощь прийти очень доступный, удобный и достаточно легкий способ обучения – технологическая карта.

Технологическая карта представляет собой описание и схематическое изображение последовательности выполнения той или иной поделки (работы). Каждый из нас не раз встречался в литературе с такими картами. Как правило, они используются для передачи опыта в области декоративно-прикладного (поделки в технике «Оригами», «Вязание», «Макраме», «Шитье» и др.) и изобразительного искусства (например, последовательность рисования зайца), хореографии, компьютерных технологий и даже кулинарии.

Представленный  дидактический  материал – один из способов обучения искусству бисероплетения. Он включает в себя оригинальное изделие, выполненное из разноцветного бисера, проволоки и ниток. Авторская разработка позволяют даже начинающей мастерице без особого труда воплотить их в жизнь, а заодно проявить свои способности в декоративно-прикладном искусстве.  Бисероплетение  приобщает ребят к миру прекрасного, духовно обогащая их ранимые души посредством общения с миром искусства и художественного творчества, возрождает культурные традиции народов России.  

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества «Надежда»

Технологическая карта изготовления изделия

 «Веточка морошки»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/371/73371367_ygod3b.jpg

Составитель:

 Андросова Татьяна Никодимовна –

педагог дополнительного образования,  

руководитель творческого объединения

«Бисеринка»

  Салехард

 2017

Морошка

Необходимые материалы:

Бисер

Зелёный №10 – 20г

Жёлтый №10 – 3г

Красный №10 – 1г

Оранжевый №10 – 3г

Бусина диаметром 1см

Проволока для листьев и чашелистика

Жёсткая проволока диаметром 2,5

Леска для оплетения бусины бисером

Флористическая лента.

Технологическая карта

Веточка морошки состоит: из листочка зелёного цвета, чашелистика и ягоды.

ЛИСТ. Лист морошки состоит из пяти частей (рис. 1) выполненных в технике параллельного плетения зелёным бисером №10. В начале сделайте более длинную среднюю часть под цифрой 1 по схеме 4 – 6 – 8 – 10 – 12х5 – 10 – 8 – 6 – 4 – 3 – 2.  С каждой стороны от неё присоедините в процессе плетения две точно такие же части 2 и 3, к ним присоедините короткие части 4 и 5 выполненных по схеме 2 – 4 – 6 – 8 – 9 – 8х3 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 3 – 2 .  Длина проволоки для длинной части листа – 70 см, для короткой части – 45 см.  

ЧАШЕЛИСТИК. На середину проволоки длиной 30 см нанижите 12 зелёных бисеринок №10 и сделайте петельку, зайдя в первую из 12 бисеринок. На каждом из концов проволоки выполните по две такие же петельки (всего – пять) (рис. 2).

ЯГОДА. Ягода выполнена бисером красного, жёлтого, оранжевого цвета №10 (бисер перед работой смешать). Возьмите леску и нанижите на неё 9 бисеринок. Один кончик лески проденьте  в бусину, бисер придерживайте, он не должен попасть в отверстие бусины. Проденьте леску с противоположной стороны бусины и затяните. Выполните  второй и последующие ряды аналогично первому (всего – 10 рядов). На один конец лески нанижите одну бисеринку и этим же концом зайдите в бусинку с той стороны, откуда выходит леска, затяните. Оба конца лески находятся с одной стороны (рис. 3).

СБОРКА ВЕТОЧКИ. В ягоду – бусину вставьте жёсткую проволоку, под ней разместите чашелистики и скрутите вместе концы проволоки на 3 – 4 см.  Под чашелистиками закрепите флористическую ленту и начните ею обматывать вокруг веточки – проволоки  на длину 5 – 6 см. Прикрепите лист, продолжайте обматывать веточку до необходимой длины.

        4                                                       2                                                              1

               Рисунок № 2                                                                                        Рисунок № 3

C:\Users\Евгений\Desktop\IMG_3298.JPG

Конспект занятия

Дата: 

Учебный предмет: «Бисероплетение»

Год обучения: Первый

Возраст детей: 7 – 9  лет

Тема: Плетение изделий из основных и вспомогательных способов низания

Тема урока: «Морошка»

Тип занятия: Усвоения и закрепления ранее приобретённых знаний и умений

Методы обучения: Передача знаний, беседа, методы эмоционального стимулирования, поощрения, словесные, наглядные, практические, анализ, работа под руководством педагога, самостоятельная работа

Форма работы на занятии: Фронтальная, индивидуальная

Обратная связь: Рефлексия

Контроль знаний: Устный опрос

Цель: Обучение навыкам плетения  бисером через продуктивную творческую деятельность

Задачи:

  • совершенствовать умение работать бисером и проволокой, через выполнение изделий в технике параллельного низания.
  • научить создавать изделия из бисера (морошка) передавая красоту  своего края
  • развивать внимание, память, творческие способности, расширять кругозор обучающихся

Оборудование: бисер, проволока, ножницы, готовое изделие, схема, флористическая лента

План занятия:

1. Организационный этап.

  • Проверка готовности к занятию
  • Актуализация внимания

  1. Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию).
  • Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности;
  • Сообщение темы, цели и задач занятия

3.Практический этап.

  • Беседа (Приложение)
  • Правила техники безопасности
  • Выполнение изделия бисером в технике: параллельного плетения

4. Рефлексивный этап.

  • Мобилизация детей на самооценку. Оценка работоспособности, психологического состояния, результативности работы (педагогом и самими обучающимися), содержания и полезности учебной работы

5. Информационный этап.

  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий

6. Уборка рабочего места.

Приложение

Мансийская загадкаhttp://s51.radikal.ru/i131/0906/25/01b5cf722a42.jpg

Моя загадка – эй!
В далёком неведомом лесу аль в тёмном лесу,
В неизвестном углу сидят женщины, 
В жёлтых платках.
Отгадай что это?
Это морошка

Морошка (Н.Ермакова)

Ягода морошка попала мне в лукошко, 
Глазом жёлтым подмигнула,
И тихонько мне шепнула:
- Ты меня, морошку, бери понемножку,
Оставляй птицам, зверятам,
Да малым ребятам.

Сегодня, к сожалению, в России морошка незаслуженно забыта в Средней полосе и перешла в разряд экзотических продуктов. Между тем, в странах Скандинавии и Северной Европы она остается ценной и популярной. Например, в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Шотландии успешно выращивают морошку в фермерских хозяйствах, строят заградительные барьеры от снега и ветра и даже выращивают в пробирках!

На Севере у нас тоже ягоду знают и очень любят, придумывая свои «местные» наименования морошке. Среди них есть такие, как «северный апельсин», «арктическая малина», «моховая смородина». Все они любовно подчеркивают те или иные характеристики этой ягоды: обилие витамина С, родственность малине, регионы и места распространения и т.д. Ежегодно тысячи жителей и сотни туристов уходят собирать эту ягоду, чтобы насладиться ее вкусом и запастись на зиму.

Однако найти морошку не так легко. Растет она на моховых сфагновых болотах тундры и лесотундры, торфяниках, в заболоченных лесах. При этом созревает не гроздьями, а только по одной ягоде на стебле. И созревает она как бы «наоборот»: сначала появляется зеленая ягода, затем краснеет, а при созревании становится желто-оранжевой, иногда коричневатой и полупрозрачной. 

Листья этого растения уникальны тем, что такие листья практически не встречаются у болотных растений. Это говорит о том, что как вид морошка зародилась в более теплом климате. Это подтверждает большая чувствительность ее цветков к ветрам и морозу. И опять парадокс: в более северных районах растение плодоносит чаще и обильнее. 

Надо сказать, что и растет она не «с краю» леса на опушке, а в самых труднодоступных и сырых местах, когда другие ягоды уже заканчиваются. Целый труд дойти до морошки! Нужно продираться сквозь лесные заросли и топкие болота! Но это еще не все! Учтите и соблазн заполнить лукошко другими ягодками. Однако и это не является преградой на пути к любимой ягоде. Как известно, чем труднее достается, тем ценнее. Существовала целая традиция сбора морошки: «По морошине нельзя собирать, за редкой не надо наклоняться, силы нужно беречь, а то умаешься! Ходить лучше до тех пор, пока «ковер» не отыщешь – тогда и бери вдоволь, сколько сможешь унести».

В морошке содержатся органические кислоты, дубильные, пектиновые вещества, минералы, среди которых магний, хром, медь. Так, в 100 г морошки содержится в 3-4 раза больше витаминов, чем в среднем апельсине, а по содержанию каротина морошка превосходит морковь. Морошка – это сильное бактерицидное средство, области применения которого безграничны. Она обладает противомикробным, потогонным, мочегонным, противовоспалительным, кровоостанавливающим, вяжущим, репаративным, спазмолитическим действиями. Действенна морошка как жаждоутоляющее средство при простудах. 

Главное - она не только необычна, полезна, но и вкусна! Огромное количество различных блюд и напитков, которые можно приготовить из морошки или с ее добавлением, пользуются популярностью в различных странах Европы. Эта ее уникальность и заставляет из года в год возвращаться в леса на поиски морошки все больше и больше местных жителей и путешественников.

                                                                                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Надежда»

Рецензия

на дидактический материал

«Технологическая карта изготовления  изделия «Веточка морошки»

педагога дополнительного образования  Андросовой Т.Н.

Дидактический материал  «Технологическая карта изготовления  изделия «Веточка морошки» разработан педагогом дополнительного образования, руководителем  творческого объединения «Бисеринка» Андросовой Татьяной Никодимовной.  

Материал представлен для участия в городском конкурсе дополнительных образовательных программ, методических и дидактических материалов по дополнительному образованию в номинации «Методические разработки учебных занятий; методические рекомендации проведения занятий, изучения какой-либо темы; тематические папки, тематические подборки материалов по какой-либо теме, дидактические материалы и др.».  

Дидактический материал  разработан в соответствии с образовательной программой дополнительного образования «Бисероплетение» и включает в себя: технологическую карту изделия, схему - конспект занятия «Морошка» и занимательный материал для проведения занятия.  Представленный  дидактический  материал – один из способов обучения искусству бисероплетения. Он включает в себя оригинальное изделие, выполненное из разноцветного бисера, проволоки и ниток.

Технологическая карта представляет собой описание и схематическое изображение последовательности выполнения той или иной поделки (работы). Наиболее актуально использование таких карточек педагогом в период ознакомления обучающихся с применением полученных знаний на практике, без чего не возможно овладение любым видом искусства.

 На занятиях творческого объединения «Бисероплетение» художественно-эстетической направленности такие наглядно-дидактические пособия как технологические карты позволяют педагогу дополнительного образования Андросовой Татьяне Никодимовне экономить учебное время и силы за счет увеличения объема самостоятельной работы детей на занятии и тем самым больше времени уделять индивидуальной и творческой деятельности с обучающимися по созданию своими руками оригинальных, модных предметов.

Структурно последовательность работы над каждым изделием изложена следующим образом:

  • перечень оборудования и материалов, необходимых для изготовления поделки,
  • небольшая пояснительная записка к изделию (изложена его необычность, оригинальность, особенности выполнения),
  • описание технологии выполнения с наглядным ее иллюстрированием при помощи схем.

Несомненным достоинством представленного материала является его авторство, неповторимость и национальный колорит. А обращение педагога к изучению природы родного края  посредством художественного творчества приобщает воспитанников к миру прекрасного, духовно обогащает их, возрождает культурные традиции народов России.

Благодаря тому, что содержание технологических карт преподносится читателю в доступной и понятной форме (технология выполнения того или иного изделия в виде наглядных схем и подробного описания последовательности), он может использоваться людьми любого возраста, начиная с 7 лет. Авторская разработка позволяют даже начинающей мастерице без особого труда воплотить их в жизнь, а заодно проявить свои способности в декоративно-прикладном искусстве.

Представленный дидактический материал может использоваться как педагогами дополнительного образования и преподавателями технологии общеобразовательных школ в своей профессиональной деятельности, так и любыми другими людьми, самостоятельно увлекающимися искусством бисероплетения.

 Рецензент:                        

Заместитель директора МАОУ ДОД  ЦДТ «Надежда»  по ПМО  __________     О.В. Гордеева

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Технологическая карта и конспект урока "Героями не рождаются" 4 класс

Бинарный урок систематизации и обобщения знаний с применением технологии критического мышления через чтение и письмо....

Методическая разработка открытого урока "Технологическая карта по усилению конструкций

Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 МДК.04.02 Реконструкция зданий на тему: Технологическая карта  по усилению конструкций  для учащихся IV курса специальности 08.02.01 Строител...

Презентация к открытому уроку Технологическая карта по усилению конструкций

Презентация к открытому уроку Технологическая карта по усилению конструкций ПМ.04 Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК.04.02.Реконструкция зданий...

Задание 2 .05.05.2022 Технологическая карта сварки .переписать и зарисовать карту в конспект

Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные: 1.Сведения о основном металле. 2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, вел...

конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Осно...