Вокальная работа с детьми, преимущественно с мальчиками, в мутационный период
методическая разработка

Панченко  Светлана Валерьевна

История возникновения хорового пения мальчиков на Руси.

Мнение известных педагогов и музыкантов.

Особенности мутационного периода.

Стадии развития мутации.

Взаимодействие учителя пения и логопеда.

Охрана детского голоса в период мутации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Вяземская «Детская школа искусств»

им. А.С.Даргомыжского

«Вокальная работа с детьми, преимущественно с мальчиками,

в мутационный период»

Методическая работа

                                                                                                                       Преподавателя ДШИ

Панченко С.В.

                                     

г.Вязьма

2019 год

Содержание

1. История возникновения хорового пения мальчиков на Руси------стр.3

2. Мнение известных педагогов и музыкантов----------------------------стр.7

3. Особенности мутационного периода---------------------------------------стр.10

4. Стадии развития мутации-----------------------------------------------------стр.12

5. Взаимодействие учителя пения и логопеда------------------------------стр.15

6. Охрана детского голоса в период мутации------------------------------стр.18

7. Заключение-----------------------------------------------------------------------стр.19

Литература----------------------------------------------------------------------------стр.20

Цель работы: Изучить особенности голосообразования в период мутации.

Задачи:

1.Изучить литературу по проблеме мутационного периода

2. Изучить особенности голосовой функции у подростков в период мутации.

1. История возникновения хорового пения мальчиков на Руси.

Профессиональное обучение мальчиков искусству пения на Руси имеет давние традиции. На протяжении многих веков вокальное искусство существовало в форме народного и церковного пения. Обучение мальчиков певцов велось в монастырских и приходских церковных школах. Народное исполнительское искусство и церковное пение с его высокой культурой подготовили почву для возникновения светского профессионального вокального искусства. Обучение мальчиков профессиональному хоровому пению на Руси началось с введением христианства. Многочисленные профессиональные церковные хоры состояли из взрослых мужчин и мальчиков. Религиозное мировоззрение того времени определяло репертуарную политику музыкального певческого воспитания мальчиков. Это же мировоззрение повлияло и на определенные требования к качеству звучания их голосов. Русские композиторы-классики, создавая свои произведения в непосредственном общении с хоровыми коллективами, придавали большое значение звучанию детских голосов, а именно голосов мальчиков. Эти композиторы сочиняли духовную хоровую музыку, близкую по стилю и языку к народной, при этом они имели превосходные знания природы человеческого голоса. В православии требования к звучанию церковных песнопений, предъявляемые в соответствии с особенностями языкового произношения и распевности русской речи, исходили из основного педагогического принципа — естественности, свободы голосообразования и звукоизвлечения: «Петь не громко и не тихо, но вольно». Чтение христианских молитв было очень музыкальным. Мелодии декламационного (молитвенного) певческого стиля приближались к строению и интонациям речи. Вероятно, сначала христиане читали фрагменты религиозных текстов, а затем повторяли их нараспев. Интересным фактом процесса обучения детей грамоте на Руси было использование взаимодействия речи и пения. В первых учебных книгах ученикам рекомендовалось чтение нараспев, содействующее образованию важных певческих качеств — вокализации, распевности. В них же обращалось внимание на воспитание навыков дыхания и высокого звучания. Манера же пения влияла на распевность речи. Методы и приемы обучения пению в церковных и светских хорах постепенно складывались в процессе развития певческого искусства в народе. Эмоциональная и выразительная подача слова, естественность звуковедения, умение владеть дыханием — вот главное, что определяло сущность принципов русского хорового исполнительства. Эти умения формировались при помощи слова, т. е. в устной форме.

Постепенно обучение мальчиков пению в России стало осуществляться как в специальных церковно-певческих школах, так и в системе общего образования. Пение включалось в число основных учебных предметов школы. Профессиональным обучением детей пению занимались певцы из профессиональных хоров. Мастерство хорового пения перенималось младшими певчими у старших непосредственно в хорах. Длительный срок обучения обеспечивал высокий уровень общей музыкальной и специальной — вокальной подготовки. Поэтому хоровые певцы часто становились солистами. История русской вокальной педагогики — это история выдающихся певцов и педагогов, создавших школу пения на основании своего личного опыта, подсказанного их исполнительской практикой. Они воспитали плеяду замечательных певцов, будучи не теоретиками, а практиками. К таковым относились М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский и др. Следует отметить, что вплоть до XIX в. отсутствовали письменные методические работы, отражающие опыт певческого воспитания детей в хоре, хотя именно в этот период в России постепенно накапливается педагогический и исполнительский опыт. Этот педагогический опыт, базировавшийся на опыте вокального исполнения, воплотился в трудах М. И. Глинки «Упражнения для усовершенствования голоса» и А. Е. Варламова  «Полная школа пения». Эти авторы предполагали, что принципы обучения детей и взрослых пению неразличимы. Эти различия проявлялись только по материалу, некоторым педагогическим приемам и объему формируемых у тех и у других навыков. Поэтому А. Е. Варламов, например, считал необходимым обучать пению с детства. Из биографии этого композитора, певца и педагога, известно, что он потерял голос после мутации. Но даже этот факт не позволил ему усомниться в необходимости постановки голоса у детей. «Некоторые учителя несправедливо утверждали, — пишет Варламов, — будто обучение пению, начатое до совершеннолетия, бывает гибельно для голоса и вредно для здоровья. Опыт доказал противное. Ученик может упражняться в вокализации с самого нежного возраста; через это он приобретает больше силы и гибкости; надобно только, чтобы учитель поступал благоразумно и соблюдал предосторожности, которых требует óрган, еще не совсем установившийся» [Цит. по: 6. С. 13]. Специально же заниматься постановкой голоса Варламов предлагал после семи лет, а до семи лет, считал он, нужно учить только музыке. Он полагал, что до семилетнего возраста от ребенка невозможно добиться раскрепощения артикуляционного аппарата. А это значит, что звук певческого голоса будет насильственным и раскрепощать его механическими приемами вредно. До этого возраста надо предоставить детские связки воздействию самой природы. В начале ХХ в. отношение к участию мальчиков в церковных хорах резко изменилось. Известно, что особенно в малых приходских церквах чаще стали петь женщины, постепенно они почти совсем вытеснили мальчиков из приходских церковных хоров. Противники участия мальчиков в хорах основывали свое мнение на таких соображениях:

1) труд, затраченный на обучение мальчиков, — напрасный труд, потому что как только мальчик выучится петь, у него наступает перемена голоса (мутация); 2) мальчики (и вообще дети) в церковных хорах часто эксплуатируются; 3) мальчики в церковных хорах обходятся дорого, у них ломается голос, требуются большие расходы на их обучение; 4) мальчики на клиросе часто шалят (А. Д. Городцов, А. Т. Гречанинов, С. В. Смоленский. Из анкеты выходившего в Москве журнала «Музыкальный труженик», 1907 г.). Но были и высказывания в пользу участия голосов мальчиков вместе с мужскими голосами: «для церковного хора чистый, лишенный всякого страстного оттенка, тембр мужских детских голосов (т. е. мальчиков) предпочтительнее тембра голосов женских» (А. Д. Кастальский, Н. И. Компанейский). После революции и в самой России, и в эмиграции мальчики больше не участвовали в церковных хорах. Однако в дальнейшем, уже в советский период, в среде ученых и вокальных педагогов возрос интерес к изучению особенностей функционирования голосового аппарата мальчиков, а именно мутации. Это было вызвано приобщением мальчиков к массовому пению в школах и профессиональных светских хоровых училищах, где использовался уже иной музыкальный материал. В настоящее время хоровому и сольному пению мальчиков обучают в различных учебных заведениях — хоровых школах, хоровых колледжах, хоровых училищах, хоровых гимназиях.

Существует мнение, что певческий голос может ярко проявляться только один раз в жизни мальчика — либо в детском, либо во взрослом состоянии. При этом ссылаются на пример короткого функционирования красивого детского голоса у итальянского мальчика Робертино Лоретти, у российского мальчика Евгения Таланова, у «звездного» солиста Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (70-е гг. прошлого века) Сергея Парамонова, которого называли «советским Робертино Лоретти» и т. д. Однако в практике работы профессиональных учебных заведений часто встречаются примеры, когда мальчики, обучающиеся пению с трех-четырех лет, после мутации продолжают успешно заниматься сольным пением и поступают на вокальные отделения различных вузов. В то же время педагогов-практиков не могут не волновать вопросы, связанные с предстоящей мутацией голоса маленьких учеников. В хоровых коллективах, где обучение начинается с 5—7-ми лет, к тому времени, когда мальчики научаются петь и их голоса начинают хорошо звучать, наступает период мутации. Поэтому-то прохождение каждым учащимся мутационного периода голоса всегда имеет определенные трудности как для самого ученика, так и для его педагогов. Этот переломный период наиболее раним для психики мальчиков, так как связан с прекращением интенсивной певческой деятельности для одаренных в вокальном отношении детей.

2. Мнение известных педагогов и музыкантов.

Особенности функционирования певческого голоса в разные возрастные периоды неоднократно обсуждались в нашей стране совместно с зарубежными музыкантами на научно-практических конференциях (В. А. Багадуров, Е. Я. Гембицкая, И. И. Левидов, Д. Л. Локшин, В. М. Металлов, М. А. Румер и др.). На одной из них (1961 г.) чешский музыкант Ф. Лысек в своем докладе высказал мнение, что голос наиболее уязвим в третьей стадии мутации, когда он формируется. Ученик, поющий в тонах своего речевого диапазона, должен учиться образовывать звук естественно и петь бережно, усиливая звук очень осторожно. Здесь Ф. Лысек предлагает руководствоваться принципом, основанным на следующем наблюдении: от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос — крепнет. Третья стадия длится наиболее продолжительное время. Постепенно диапазон, сила и тембр голоса развиваются до полной зрелости. «Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые связки, чем речь. Мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения; чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением» [5. С. 288]. На этой и других конференциях ученые многих стран были единодушны в характеристике правильного певческого воспитания детей в мутационный период. Многие настаивали на спокойном и контролируемом пении юношей без использования слишком высоких и слишком низких звуков при сохранении приемов, которыми они пользовались в детстве. «Желательно, — отмечал один из видных отечественных хормейстеров Д. Л. Локшин, — чтобы мужчины в послемутационный период пели легким голосом, который является точным переносом высокого звучания детского голоса» [4]. Кроме определения характера звука, он указал еще на два важных момента: «…1) навыки, приобретенные в детские годы (в особенности пение легким, без напряжения голосом), важны и для мужского голоса; 2) не следует понижать голоса мальчиков преждевременно» [4. С. 295]. Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. У мальчиков, с детства обучающихся пению, по нашим наблюдениям, тот и другой голос изменяется более плавно, равномерно. Спорным часто является вопрос о том, какой тип голоса образуется после мутации у бывших дискантов и альтов. Одно время в хоровой практике наблюдалась тенденция перехода дискантов в низкие голоса, басы и баритоны, а альтов — в тенора. Возможно, это объясняется тем, что мальчиков с высокими голосами хормейстеры определяли в партии альтов для того, чтобы придать этой партии легкость, полетность. А природные альты, поющие в партии высоких голосов, обогащали звучание хора мягким, объемным тембром. В большинстве своем дети, поющие до мутации в партии дискантов, после мутации переходят в тенора, а поющие в партии альтов переходят в партии баритонов и басов. Нужно заметить, что если в период мутации мальчик басит, то из этого вовсе еще не следует, что у него будет именно бас. Наиболее часто наблюдается постепенное повышение голоса. Голос, казавшийся после окончания мутации басом, может в дальнейшем оформиться в баритон и даже тенор. Бывает и наоборот — после окончания мутации голос делается все более и более низким и постепенно переходит из тенора в баритон или бас. В педагогической практике замечено, что формирующийся у ребенка разговорный голос нередко зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым в процессе овладения речью. То же самое может происходить и при овладении вокальной речью, вырабатывая у певца чуждый для его голоса механизм звукообразования. Поэтому в период мутации так важна помощь опытного педагога, необходим также фониатрический осмотр и контроль за состоянием гортани, соблюдение голосового режима. Участие педагогов и врачей-фониатров требуется не только в сфере профессионального вокального образования. Немалую опасность представляет певческая деятельность подростков в постмутационный период в сфере досуга, эстрадного, микрофонного пения, особенно в ночное время (с целью заработка), в прокуренных увеселительных помещениях с экологически и психически нездоровой атмосферой. Таким образом, мутация является физиологическим процессом, во время которого могут возникать нарушения как функциональные, так и психологические. Этим продиктована необходимость пристального внимания специалистов и родителей к изменениям голоса подростков для предупреждения стойких нарушений, а также проведения просветительской работы по его гигиене. Обучая мальчиков певческому искусству, уже в домутационный период необходимо вырабатывать комплекс охранных вокальных навыков, учитывая по возможности тип голоса, что позволит сохранять и развивать голоса с ориентацией на будущую профессию хориста или певца солиста.

3. Особенности мутационного периода.

Итак, каковы же особенности этого периода, с каких позиций рассматривается мутация у мальчиков медиками, физиологами, психологами и вокальными педагогами? Известно, что мутационным периодом называют время, когда мальчишеский голос переходит в мужской. В обычной жизни этой перемене не уделяется особого внимания. Чаще всего она происходит незаметно, не сопровождается болевыми ощущениями, поэтому к медицинской помощи в таких случаях юноши не обращаются. Однако в этот период появляются проблемы у тех из них, кто обучается певческому искусству. Мутационный период, т. е. период полного перехода из детского в мужской голос, может длиться от нескольких недель, нескольких месяцев, а иногда до двух, трех и до пяти лет. Наиболее часто он продолжается около одного года. Но бывают случаи и исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривающий детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины. Когда голос меняется медленно, незаметно для окружающих и для самого ребенка, элементы мужского звучания постепенно вплетаются в звучание детского голоса. При внезапной мутации мягкий голос мальчика сразу становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии. Голос при этом в пении и даже в речи начинает срываться, появляются ноты грубого басового тембра, нередко перескакивающие на фистулу. Затем басовые ноты встречаются все чаще и чаще, пока голос не станет мужским. Все изменения в гортани и в голосе тесно связаны с половым развитием. Если половое развитие запаздывает, может замедлиться и приостановиться развитие гортани и голоса. У мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, значительно отстает в развитии и голосовой аппарат, оставаясь на стадии детской гортани. В этом случае голос может остаться инфантильным и у взрослого. В медицинской практике известны различные мутационные расстройства: затянувшаяся, преждевременная, поздняя мутация. Такие явления могут объясняться эндокринными нарушениями в организме подростков, недостаточностью функции щитовидной железы и др. Для вокально-педагогической практики интерес может представить описание «замаскированного расстройства» в мутационный период [9. С. 150]. Он охарактеризуется тем, что возникают приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснены. По мнению некоторых авторов, такое явление наблюдается у мальчиков, долго поющих в хоре детским голосом, при возникновении признаков наступающей или наступившей мутации. Голосовой аппарат перенапрягается, вызывая у мальчиков неудержимый рефлекторный кашель. Для лечения затянувшихся мутационных ларингитов проводят специальные фонопедические упражнения, включающие дыхательную артикуляционную и вибрационную гимнастику. Нарушения мутации могут быть вызваны функциональными или органическими причинами. К числу функциональных причин относятся психологические факторы, конфликты, связанные с социальной и половой зрелостью. В период мутации мальчики иногда используют высокий голос для предотвращения высоты тона и охриплости. Половое развитие у детей с мутационным фальцетом обычно не нарушено. К органическим причинам нарушения мутации относятся: асимметрия гортани, маленькие голосовые складки, эндокринные нарушения. Иногда мутация у мальчиков осложняется инфекцией верхних дыхательных путей, которая вызывает гиперемию и отек голосовых складок. Но бывает и наоборот: гиперемия может быть следствием использования фальцетного голоса. В крайних случаях высоту тона можно изменить даже с помощью хирургических вмешательств [1].

4. Стадии развития мутации.

Весь период мутации у певцов, как и у всех не занимающихся постановкой голоса, разделяют на три стадии:

. домутационный

. собственно мутация

. постмутационный.

Все признаки мутации выявляются:

• по изменениям в звучании голоса;

• по субъективным ощущениям поющих детей;

• при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Каждый из периодов характеризуется своими особенностями.

В первом периоде мальчикам труднее становится справляться с высокими звуками своего диапазона из-за роста голосовых связок (в медицинской терминологии — голосовые складки). В самой стадии мутации вследствие усиленного притока крови выявляется покраснение голосовых связок, как при воспалительных процессах. Отмечено, что мальчики, которые с 1-го класса обучались у опытных педагогов, поют в этот период легче и свободнее и сам мутационный период у них сокращается. То есть полностью отказываться от пения вовсе необязательно, но нужно использовать свой голос в щадящем режиме: петь тихо и в небольшом диапазоне, соответственно индивидуально подбирая подходящий репертуар. Наблюдения показали, что те дети, которые правильно использовали свои голоса во время мутации под контролем преподавателя-вокалиста, безболезненно проходят этот период. У тех же, кто неправильно эксплуатировал свой голос, появлялась охриплость, повышенная утомляемость, несмыкание голосовых связок. Певцы, не использующие щадящий режим в этот период, впоследствии теряли голоса. Последний период постмутационный, с 16—17-ти лет, когда голос подростка начинает оформляться в голос взрослого, заканчивается примерно к 20ти годам, так как мышечная сила окончательно развивается только к этому возрасту. Таким образом, в мутационный период повышается ответственность и педагога, и ученика. Интересно в этой связи обратить внимание на некоторые исторические сведения, касающиеся обучения мальчиков певческому искусству. Музыкальная практика во все времена помогала определять оптимальное содержание, организационные формы и методические принципы певческого обучения. Усвоение ценного опыта прошлого, выявление негативных моментов данного опыта имеет большое практическое значение для улучшения певческого обучения мальчиков в современном профессиональном образовании.

Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации.

Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается легкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.

В средней мутационной стадии, все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. 3начительно укорачивается диапазон детского голоса.

У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука являются самыми характерными признаками этого периода. Мутирующие мальчики обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, более близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие» призвуки, отмечается резкая стертость тембра и падение силы звука (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми1 – си1; фа1 – до2).

В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых складок, отечность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани), воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми, покрытыми обильной слизью, иногда отечными, в состоянии несмыкания, особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные

 полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей заканчивается позже мутации.

Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу.

Тесситурой принято называть соотношение верхних и нижних нот в пределах диапазона мелодии. Если преобладают высокие тоны, то говорят о высокой тесситуре, если низкие, то о низкой.

Диапазон голоса у ниx расширяется до октавы (рем – ре1), иногда и 6ольше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. Бывает трудно отличить баритон от тенора.

Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса еще и не имеют полного диапазона.

Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям, от нескольких месяцев до нескольких лет.

Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

5. Взаимодействие учителя пения и логопеда.

При работе с мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом.

Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе учителя пения.

Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор.

У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.

Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее развитие взрослого голоса.

Мутация в переводе с латинского языка означает «перемена, «смена», но отнюдь не ломка, как это часто считают.

Приблизительно в возрасте 13-14 лет, начинает бурно расти весь организм мальчика под влиянием усиленной деятельности эндокринных желез, начинается период полового созревания. Рост органов и тканей в большинстве протекает неравномерно. Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Порой логопеду приходится сталкиваться с ситуацией когда, в результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность) увеличивается глубина и высота твёрдого нёба. Это создаёт определённые условия для голосообразования, отличные от тех, когда череп мальчика имеет округлую форму. Логопед в процессе работы с таким ребёнком может отметить что, мягкие ткани надставной голосовой трубы, язык и мягкое нёбо в период мутации могут менять свою конфигурацию, что влияет на звукообразование.

До мутации гортань мальчика мало чем отличается от гортани девочки, а в период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. Часто с такой проблемой логопед работает с теми мальчиками, которые занимаются вокалом. Голос мальчика до 7-8 лет чисто детский, в гортани  в толще голосовой складки почти нет вокальной мышцы. Звукообразование происходит за счёт натяжения связок наружными мышцами гортани, голос фальцетный. Оформление голоса начинается с ростом вокальной мышцы, 9-10 лет. Заканчивается оформление голоса в 12-13 лет, это расцвет голоса мальчика. Действительно «не долог век певца» мальчика с детским голосом. Логопеду в подобной ситуации нужно помочь учащемуся расслаблять голосовые связки, ведь ему становится труднее справляться с верхними нотами. Появляется усталость голосовых связок. Если к логопеду вовремя обращаются с данной проблемой, то можно сократить период мутации. Мальчики 10-12, 13-14 лет, которым помогали с 1-го класса не только опытные педагоги, но и логопеды, пели легко и свободно, несмотря на начавшийся у них уже рост гортани. Период собственно мутационный у них отодвигался и сокращался.  Явления роста голосообразующих органов совмещённое с  логопедическим тренажем, протекает у них более плавно, чем у мальчиков, которые не посещали логопеда. У последних в этот период  разговорный голос сиплый, часто срывающийся. Обычно они жалуются на усталость при разговоре. Если мальчик, занимающийся вокалом, в нужный момент отказывается от логопедического сопровождения,  это может нанести его голосу непоправимый вред. Нервно мышечная энергия истощается тем скорее, чем менее развита мышечная система и чем более она перегружена. А логопед путём специальных упражнений на развитие силы вдоха и выдоха, правильной постановки дыхания, укрепление мышц артикуляционного аппарата урегулирует работу детского голоса, тем более подверженного регулярным репетициям и постановкам. В практике логопед может наблюдать разные формы мутации. Она может быть ранней или сильно запоздать. Логопеду важно правильно объяснить родителям, что ранняя профессионализация голоса вредна. Нагрузка в такой период должна быть минимальной, режим щадящим, не следует форсировать звук, от этого страдает не только звонкость но и голосовые связки, непременное качество нормального голоса. Логопед должен вовремя привить учащемуся правильное ощущение своего голоса. Вместе с педагогом они должны найти меру свободного, ненапряженного звучания голоса — залог его здорового развития.

6. Охрана детского голоса в период мутации.

Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяца после появления первых менструаций.

Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль учителя пения в этот период особенно значительна.

Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц.

Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым спосо6ом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя.

Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой – ре первой октавы. Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования.

7.Заключение

Учитывая ранимость голосового аппарата в детском возрасте, его хрупкость и ранимость, физиологические колебания высоты и тембра голоса, петь в этот период можно только при строгом соблюдении предохранительных мер и постоянном контроле со стороны вокального педагога  и врача-фониатра. В период полового созревания рекомендованы только индивидуальные занятия. Занятия в хоре или многочисленном ансамбле следует на это время приостановить. Только опытное ухо педагога и внимательное отношение к собственному голосу маленького певца создадут условия для правильного формирования будущего взрослого голоса.

Л И Т Е Р А Т У Р А 1. ВИЛЬСОН Д. К. Нарушения голоса у детей. М. : Медицина, 1990. 2. ЕРМОЛАЕВ В. Г., ЛЕБЕДЕВА Н. Ф., МОРОЗОВ В. П. Руководство по фониатрии. Л. : Медицина, 1970. 3. ЕГОРОВ А. М. Гигиена голоса и ее физиологические основы. М. : Музгиз, 1962. 4. ЛОКШИН Д. Л. О пении юношей в годы мутации // Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М., 1963. 5. ЛЫСЕК Ф. Мутация // Развитие детского голоса : материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М., 1963. 6. ЛЬВОВ М. Л. Из истории вокального искусства. М. : Музыка, 1964. 7. МАКСИМОВ И. Фониатрия. М. : Медицина, 1987. 8. МИТРИНОВИЧ-МОДЖИЕВСКА А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. 9. ТАПТАПОВА С. Л., ТЕЛЕЛЯЕВА Л. М. Голос детей и подростков // Фониатрия и фонопедия. М., 1990. 10. ФОМИЧЕВ М. И. Основы фониатрии. Л. : Медгиз, 1949. 11. ЧЕРНОВ Д. Е. Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса : дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова 11. Сергиенко Наталья Викторовна, учитель-логопед МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Основы вокальной работы в детском хоре

       Развития вокального зонного слуха является одним из важнейших факторов верной организации процесса пения. Также большое значение имеет работа над развитием певческих ...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Программа воспитательной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в общежитии на 2022 - 2025 учебные годы.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности дет...