Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в опере»
презентация урока для интерактивной доски

Серова Татьяна Александровна

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "История гримерного искусства" по теме: "Грим в опере".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грим в опере Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Татьяны Александровны по дисциплине «История гримерного искусства» на тему: «Грим в опере»

Слайд 2

Опера В переводе с итальянского языка в буквальном смысле слово «опера» означает «сочинение», «произведение». Опера является художественным произведением, содержание которого передается посредством музыкальной драматургии, музыкальных поэтических образов. В опере ведущее значение имеет музыка, наряду с которой известную роль играют изобразительное искусство, хореография Композитор Б. Асафьев писал, что опера необычайным богатством действия, сюжета, форм развертывает воображение, направляет его на конкретное восприятие.

Слайд 3

Специфика гримерного оформления Особенность оперного искусства заключена в том, что исполнители не говорят, а поют. С этой художественной условностью тесно связана специфика гримерного оформления. В опере грим общий, целостный, без дробления на мелкие детали, более резкий, чем в драме, этого требует Удаленность зрительного зала от сцены.

Слайд 4

Ф.И.Шаляпин Характерность оперных гримов ярко выражена в ролях выдающегося русского певца Ф. И. Шаляпина. Его сценические образы, созданные на сцене Большого и Мариинского театров, незабываемы. Шаляпин принимал участие в «Русских сезонах» за границей (1907-1909, 1913 гг.), пропагандируя творчество М. А. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и С. В. Рахманинова. Кроме того, Ф. И. Шаляпин обладал талантом живописца, ряд его живописных, графических и скульптурных работ экспонировался на выставках. К работе над ролью Шаляпин относился с большим вниманием. Репертуар его был многогранен, он с одинаковым мастерством исполнял партии западноевропейского и русского репертуара.

Слайд 5

Опера «Юдифь» Специально для него художник М. Врубель сделал эскиз грима Сальери для оперы «Моцарт и Сальери», а художник В. Поленов нарисовал эскиз костюма Мефистофеля для оперы «Фауст», чтобы помочь артисту увидеть образ по-новому.

Слайд 6

Дон Кихот Рассмотрим грим к партии Дон Кихот (опера «Дон Кихот»). Перед нами возникает худое, изможденное лицо испанского дворянина, но несмотря на зрелый возраст, в глазах его ощущается одухотворенность, стремление к поиску, познанию. Доброе старое лицо изборождено глубокими морщинами. Скорбно приподнятые кустистые брови, тонкий длинный нос придают лицу аристократический характер. Дополняет грим прическа, сделанная на парике в виде хохолка. Торчащие в разные стороны усы, узкая легко завитая бородка-эспаньолка придают лицу воинственный отпечаток. Актер гримировал шею, руки, подчеркивая худобу

Слайд 7

Севильский цирюльник Исполняя роль дона Базилио в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник», Шаляпин стремился к острой характерности, грим его был гротесковый, смешной и вместе с тем яркий по своей выразительности. Актер хотел видеть своего героя олицетворением смеха и иронии; смешными были лицо, шея, руки, фигура. Черты лица резкие, сильно удлиненный нос, выступающий вперед подбородок, которые способствуют еще большему удлинению формы лица. Актер умело пользуется светом и тенью гримировальных красок, резко оттеняя носогубные морщины, складки на щеках, глубокие морщины на лбу. Нелепыми дугами наведены брови, из-под которых смотрят маленькие буравчики глаз. На лице выражение лукавства и хитрости сочетается с выражением трусости и наглости.

Слайд 8

Собинов в роли Ленского Я. В. Собинов (1872-1934) — знаменитый певец, достигший вершины мирового признания, много и настойчиво работал над сценическими образами, большое внимание уделяя гриму. Это был образованный и тонкий музыкант. Сыгранные им персонажи отличаются красотой, благородством, правдивостью. Певец постоянно совершенствовал свои партии, углубляя музыкальный образ. Собинов внес в трактовку роли Ленского в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» свое отношение, глубоко проник в мысли и чувства своего героя. Работая над новым образом, Собинов тщательно продумывал характер, поведение своего героя, детали внешности, грим, изучал драматургический материал, обращался к первоисточникам.

Слайд 9

Ромео Готовясь к партии Ромео в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», тщательно изучал искусство эпохи Возрождения в Италии. Во время своих поездок Собинов интересовался старинными тканями, гравюрами, рисунками причесок и костюмов, разыскивал их в маленьких букинистических и антикварных лавочках. Рассматривая старинные фрески Луини , обратил внимание на цвета одежды и костюмов, причесок, заказал с них рисунки. Все его старания не пропали даром. На премьере оперы в 1902 году зрители увидели юношу Ромео, который словно сошел со старинной фрески итальянского мастера эпохи Возрождения, с темно-рыжими волосами, модными в Италии в XIV и XV веках. Собинов вживался в костюм и грим, они помогали раскрытию музыкальной сущности роли. Певец всегда шел не от трафарета, а от накопленных впечатлений. Он хорошо понимал поэзию и изобразительные искусства: скульптуру, живопись, архитектуру. Грим его персонажей был глубоко продуман, не было ничего лишнего, что могло бы противоречить стилю эпохи.

Слайд 10

Грим в «Новой опере» Спектакли «Новой оперы» проходят при постоянных аншлагах. Московский муниципальный театр «Новая опера» создан совсем недавно в 1991 г. по инициативе дирижера Евгения Колобова, при поддержке московской мэрии.

Слайд 11

«Мария Стюарт» В спектакле «Мария Стюарт» герои были загримированы, причесаны с учетом исторической эпохи, костюмов.

Слайд 12

Дж. Верди «Травиата» Иное гримерное оформление было сделано для оперы Дж. Верди «Травиата». Грим соответствовал оригинальной сценографии оперы, он напоминал лица актеров немого кино первых десятилетий XX в.

Слайд 13

Особенности грима Светлая гамма чередовалась с темными тонами, грим был построен на контрастах. На лицо наносили светлый общий тон, подчеркивали черной темной краской глаза, губы, серой — румяна, темно-черной — подскуловые впадины, придавая лицам оттенок аскетичности . Грим подчеркивал трагический мотив, звучащий в музыке композитора Дж. Верди.

Слайд 14

Опера Джузеппе верти «Травиата»

Слайд 15

Опера «Двое Фоскари » Опера «Двое Фоскари » построена на контрасте черного, красного, золотого. В цветовой гамме заложены идеи торжества власти, денег и зла, все замешано на кровавых преступлениях. Гримерное оформление выдержано в рамках исторических событий, происходивших в Венеции во времена эпохи Ренессанса. Грим мужчин был сделан с использованием золотой краски, которую наносили на верхнее веко, до бровей, полностью гримируя подбровное пространство. Нижнее веко выделяли красной краской, подчеркивая всю глазную впадину.

Слайд 16

Опера «Двое Фоскари » Джузеппе Верди

Слайд 17

Д. Пуччини « Чио - Чио -Сан» Гримы действующих лиц в опере Д. Пуччини « Чио - Чио -Сан» напоминают японскую маску. Лицо сильно выбелено гримом, парики заменены головными уборами в виде черных изящных шапочек, украшением являются очень длинные шпильки, которыми японки обычно украшали свои прически.

Слайд 18

Опера Д. Пуччини « Чио - Чио -Сан»

Слайд 19

Опера Д.Россини «Севильский цирюльник» В опере «Севильский цирюльник» есть забавный момент, когда Фигаро — непоседа и острослов — на глазах у зрителей стрижет своего клиента, клочки волос летят во все стороны, и испанский горожанин лысеет на глазах. Этот смешной эпизод своим успехом во многом обязан художникам-гримерам театра, которые придумали лысый (характерный) парик, обклеили его пучками волос, которые и вырывает у всех на глазах Фигаро.

Слайд 20

Геликон - опера Грим в спектаклях «Геликон-оперы». Постановки молодого талантливого режиссера Дмитрия Бертмана всегда имеют шумный успех. Этого он достигает нетрадиционным подходом к решению спектакля, декорационное оформление, костюмы, грим, прически исполнителей всегда носят отпечаток рук талантливых мастеров, художников, гримеров.

Слайд 21

Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» Для гримерного оформления оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» был выбран яркий грим. Для героини сделали два парика разного цвета. В первом действии парик был красиво причесан, цвет волос пепельный, во втором — яркий, медного цвета. Грим героини сделан по схеме «молодое красивое лицо». Ярко накрашен рот, подведены брови, глаза. Мужские персонажи загримированы с учетом возрастных особенностей, подчеркнуты индивидуальные характерные черты.

Слайд 22

Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

Слайд 23

Джузеппе Верди «Аида» В опере «Аида» художники по гриму использовали жидкие краски-«морилки» для изменения цвета кожи, создавая иллюзию египетского общества.

Слайд 24

Новые направления Художники-гримеры находятся в постоянном поиске, режиссер-постановщик дает возможность применить все самое современное в гриме. Появление в гриме новых направлений, применение «боди-арт», тату, макияжа делают искусство грима более современным.

Слайд 25

Спасибо за внимание