Методическая разработка "Принцип двух слабостей"
методическая разработка

Зверев Владимир Алексеевич

Метод Немцовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_printsip_dvuh_slabostey.docx412.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Принцип двух слабостей.

Этот термин «принцип двух слабостей» был сформулирован А. Нимцовичем.

         Его суть состоит в следующем. Две слабости сами по себе легко защитимые попеременно берутся под обстрел по очереди. В какой-то момент противник не успевает защитить одну из них. При этом атакующий опирается на преимущество в пространстве. Ему удобно перебрасывать фигуры с фланга на фланг. Данный приём тем эффективней, чем дальше друг от друга расположены эти слабости.

Алехин – Рубинштейн (1923)

Ход белых.

В позиции на диаграмме сразу заметна недостаточная защищённость чёрного короля.

Вторую слабость надо поискать «подальше». Отметим дисгармонию фигур ферзевого фланга, и обнаружим – слон на с8 защищён всего один раз. Вот оно!

1.b4! (рентген) Сf8

2.Фc6               Лd7

3.g3!                 Фb8  Лучше 3...Фd6, но и тогда  4.Фc4

4.Кg5  чёрный король попадает под удары

4.  …               Лed8

5.Сg6!          Фe5 ферзь вернулся спасать короля. Брать слона нельзя 5...f:g 6.Фg2 С:b4 7.Фh3+ Крg8 8.Фh7+ Крf8 9.Фh8+ Крe7 10.Ф:g7+ Крe8 11.Фg8+ Сf8 12.Ф:g6+ Лf7 13.Ф:f7#. Если 5...Сb7, то 6.Фc4.

6.К:f7+            Л:f7

7.С:f7             Фf5

8.Лfd1 надо разменять единственного защитника 8-го ряда         

9. …                Л:d1+

9.Л:d1            Ф:f7

10.Ф:c8          Крh7

11.Ф:a6          Фf3

12.Фd3+   после размена ферзей чёрные беспомощны. 

            1–0

Смыслов – Дюкштейн (1955)

Ход белых.

        Посмотрим внимательно. У белых – лишняя пешка f5 (материальное преимущество). Но пешку белым не спасти.

        У чёрных – нарушено пешечное прикрытие короля. Но все чёрные фигуры вокруг него. Прямая атака на короля не пройдёт.

1.b4! Смыслов находит вторую слабость – сдвоенные пешки на ферзевом фланге. У белых есть возможность создания проходной пешки. Это сила белых, а значит – слабость чёрных.

1. …               Лa:f5

2.a4                Кf6

3.a5                b:a

4.b:a    Проходная пешка, как магнит соберёт вокруг себя фигуры чёрных.

4. …                Лc5

5.Фa4              Лa8

6.a6                 Фf5

7.Лfe1   Белые «вспомнили» про чёрного короля.

7. …           Крf8 негодится 7...Кd5 из-за 8.Фd4+ Крf7 (8...Фf6 9.Сe5 d:e5 10.Ф:c5) 9.c4 (Кb6 10.С:d6 c:d6 11.Фb2 Кd7 12.Фb7 Лe8 13.Л:e8 Кр:e8 14.a7)

Видимо лучший практический шанс 7...Ф:c2 (8.Лe7+ Крg6 9.Л:c7 Ф:a4 10.Л:a4 d5)

8.c4                  Кd7

9.Фb4  белый ферзь стремится на b7, чтобы обеспечить продвижение пешки до а8.           

9. …                 Кb6  (9...Лb8 10.Ф:b8+ К:b8 11.a7)

10.С:d6+         c:d

11.Ф:b6  чёрные сдались.

            1-0

Шахматный приём «принцип двух слабостей» в партиях опытных шахматистов встречается достаточно часто. Знание и умелое применение этого приёма принесет вам немало успешных партий и радость творческих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Дифференциальное исчисление функций двух переменных"

Рассмотрены теоретические вопросы, большое количество задач...

Сценарий первого сольного концерта Кристины Копецкой "В двух шагах от мечты"

Сценарий первого концерта стипендиата фонда им. В.С.Серовой Кристины Копецкой. В концерте участвовал весь класс отделения эстрадно-театрального искусства ДШИ им. В.С.Серовой....

Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»

Методическая разработка занятия по теме «Монтаж схемы управления электродвигателем из двух мест»...

Методическая разработка открытого урока "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)"

Методическая разработкаоткрытого урока по дисциплине "История развития строительства и архитектуры"  для специальности 08.02.01 "Архитектура двух стилей (Готика и Возрождение)", проводившегося в ...

Тест по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными»

Данный тест составлен по теме «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» и предназначен для учащихся 7-9 классов. Он может быть использован на уроках  промежуточного и обобщающего контроля по ...