Разработка методического пособия: "Игры детей Севера. Куклы"
методическая разработка

Пятаченко Дилара Асраровна

 Отсутствие в программе регионального компонента, незнание учащимися элементарных основ этнического искусства народов ханты и манси побудило меня разработать цикл уроков, посвященных жизни народов ханты и манси, на территории которых мы живем, ставшая для многих детей Родиной. А чтобы эта тема была более интересной, я постаралась ее раскрыть через детские игры и игрушки (куклы).Предлагаемый цикл уроков построен так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В них предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Систематизирующим методом является выделение основных видов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного. Уроки построены по таким видам изобразительного искусства как живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрация Октябрьского района

МБУ ДО «Детская школа искусств»

                 

Подготовила

преподаватель изобразительного искусства и ДПИ

Пятаченко Дилара Асраровна

                                                             

п. Талинка

                                                       

                                       

Пояснительная записка

к методическому пособию для учителей изобразительного искусства по теме: «Игры детей севера. Куклы».

   Отсутствие в программе регионального компонента, незнание учащимися элементарных основ этнического искусства народов ханты и манси побудило меня разработать цикл уроков, посвященных жизни народов ханты и манси, на территории которых мы живем, ставшая для многих детей Родиной. А чтобы эта тема была более интересной, я постаралась ее раскрыть через детские игры и игрушки (куклы).

    Проблема занимательности обучения берет свое начало от Я.А. Коменского. Не вводя этого термина, он писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению». Возбуждать интерес к учению можно разными способами. Разработке проблемы наглядности в обучении он уделил большое внимание и рассматривал ее не только как средство обучения, но средство, которое вызывает интерес к учению, делает учебный процесс образным, занимательным.

   Предлагаемый цикл уроков построен так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В них предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Систематизирующим методом является выделение основных видов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного. Уроки построены по таким видам изобразительного искусства как живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Каждый урок имеет свою компьютерную презентацию. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
- создаёт эмоциональный настрой, что в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

В помощь учащимся я разработала инструкционные карты по лепке человека, по изготовлению орнамента, в связи с ограниченным количеством урочного времени предлагаю три варианта кукол в шаблоне, таблицы-образцы.

Все уроки нашли свое применение на практике, ребята с удовольствием и с большим интересом слушают, рисуют, лепят, вырезают и клеят. Работы получаются яркие, интересные.  

Включение элементов национального творчества обско-угорских народов в программный материал по изобразительному искусству  предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интерес к культуре народов Севера.

Содержание

         

             Введение

            Содержание………………………………………………………………………………1

            Урок 1. «Природа и селение народов ханты и манси» ……………………………….2

            Урок 2. «Игры детей народов ханты и манси»………………………………………..4

             Урок 3. «Традиционные куклы народов ханты и манси. Знакомство с видами

             народного орнамента» ………………………………………………………………….8

             Урок 4. «Традиционный орнамент народов ханты и манси»……………………….13

             Урок 5. «Украшение одежды куклы традиционным орнаментом    ……………….18

            Литература……………………………………………………………………………..20

            Приложения к урокам

Урок  1

Тема: «Природа и селение народов Ханты и Манси».

Цели и задачи урока:

· Закрепить знания детей о природе родного края, о народах населяющих ханты

        мансийский округ, их жизни.

· Формировать навыки композиционного построения рисунка. Учить

строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы.

· Закрепить знания детей о жанрах: пейзаж, анималистический и бытовой.

· Воспитывать интерес к родному краю, бережное отношение к природе.

· Совершенствовать изобразительные навыки, образное представление, зрительную

память, воспитывать аккуратность.

Тип урока:

Урок закрепления и формирования знаний.

Оборудование: карандаши или краски (по желанию детей), альбом.

Зрительный ряд:

· слайды о природе и жизни людей севера,

· иллюстрации животных, населяющих ханты -мансийский округ, изображение деревьев: сосны, ели, березы и т.д. в таблице,

· Произведения художников о Ханты-Мансийском крае.

Литературный ряд: 

Стихи о Севере

Ход  урока:

1 Организационный этап

Задачи:

1. Подготовить учащихся к работе на уроке

2. Психологически настроить учащихся на предстоящее занятие

Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.

2 Беседа по теме урока. (приложение №1 -2)

Задача:

1. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на применение своих знаний в работе.

2. Закрепить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Учитель рассказывает о народах ханты и манси, идет показ слайдов. На доске иллюстрации или таблица с изображением животных, деревьев.

-Ребята, на территории каких народов мы живем? (народов ханты и манси)

-Чем занимается мужское население? (охота, рыбалка, домостроительство)

-Чем занимаются женщины? (шитье, приготовление пищи, воспитание детей, сбор ягод)

-Как называется жанр изобразительного искусства, в котором отражается повседневная жизнь людей? (бытовой жанр)

Беседа о тесной взаимосвязи жизни людей и природы.

-Как называется жанр изображающий животных, птиц, насекомых? ( анималистический жанр)                                                              2

-Что такое пейзаж? (это изображение живой природы)

Не только люди и звери, но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение. Вспомните времена года и состояние природы в каждом времени года. Постарайтесь передать через цвет, рисунок красоту родного края.

Учитель говорит о целях и задачах урока. На выбор детей предлагается две темы:

1 Природа и животные родного края

2 Жизнь людей народов ханты и манси.

Учитель предлагает составить план работы урока.

План работы:

1 выбор темы

2 решение композиционной задачи, т.е. распределение рисунка на листе в виде наброска.

3 прорисовать, уточнить необходимые детали.

4 работа в материале (карандашами или красками)

5 просмотр работ.

3 Практическая деятельность учащихся.

Задача:

1. Учить равномерно распределять рисунок на листе, направляя внимание зрителя на главных героев через цвет, форму, размер.

2. Соблюдать правила перспективы, при построении пейзажного пространства.

Самостоятельная работа учащихся.

4.Проведение физ. минутки.

5 Итоги урока.

Экспресс-просмотр выполненных работ

Требования к работам:

-компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие, живописность в решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения

-проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы.

 Уборка рабочих мест.

6. Домашнее задание:

Задача:

1 Сообщить домашнее задание

2 Поблагодарить за хорошую работу всех, отметить оригинальные работы

-Найти изображение родного края в открытках, фотографиях, книжных иллюстрациях и принести в класс для общего просмотра.

-Спасибо, вы очень старались и работы получились замечательные.

3

Урок 2

Тема: «Игры детей народов ханты и манси»

Тип урока: комбинированный

Цель:

  • Познакомить ребят с подвижными играми детей севера через лепку.
  •  Закрепить навыки работы с пластилином, умения уловить и передать

пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме, создавать образ человека в движении.

  • Воспитывать интерес к истории родного края, к жизни своих сверстников.

            Воспитывать чувство товарищества на уроке, доброжелательность, сотворчество.

Оборудование урока:

  • пластилин, стеки, клеенка, салфетки, инструкционные карты,
  • маленькие флажки трех цветов (красный, синий, зеленый) для оценки

работы,

  • силуэты оленей для рефлексии (каждому по два - белый и серый).

Зрительный ряд:

  • слайды о Югре,
  • атрибуты для показа игр (санки 2-3 штуки, детский лук для стрельбы со стрелами, ветки-«рога» )

Музыкальный ряд: современные песни о Югре, народная музыка.

Литературный ряд: стихи о Югре

Ход урока: работа в командах

1 Организационный этап

Задача:

  • Психологически подготовить учащихся к общению
  • Настроить на активную работу в группе.

Проверка отсутствующих. Готовность к уроку

2 Беседа по теме урока

Задача:

  • Определить с учащимися тему урока и его цели
  • Познакомить учащихся с подвижными играми детей севера

Звучит национальная музыка народов севера.

Девочка в национальном костюме читает стихотворение о Югре. На экране идут с лайды о природе и людях северного края.

На земле Югорской,

В северном краю,

Есть поселок славный,

Который я люблю

                                                                   

                                                                     4

Природа, край богатый,

Красивые места.

Здесь рыба, зверь и кедры,

Здесь славные края

Судьбе я благодарна,

Что выросла здесь я.

Нет места в мире краше,

Чем родина моя.

Анна Душевина

На протяжении многовековой истории коренные народы Сибири придавали большое

значение физическому воспитанию личности. Оно занимало ведущее место в

воспитательном процессе. Это было обусловлено суровыми условиями жизни на

Севере (сильные морозы, тяжелый и разнообразный труд, частые военные столкновения).

-Как вы думаете, что любят больше всего делать дети? (играть).

-Зная условия жизни народов Ханты и Манси, как вы думаете, в какие игры играли дети? С чем они были связаны? (ответы детей: они были связаны с охотой, рыбалкой ит.д.)

-Взрослые придавали большое значение детским играм, поощряли их и  поддерживали.

-Что давали игры детям? Чему их учили? (ответы детей: они учили их быть сильными, смелыми, меткими ит.д.)

-Верно, молодцы. Итак, скажите, чему будет посвящен сегодня наш урок? (ответы детей: играм детей народов Ханты и Манси).

Учитель пишет на доске тему урока: «Игры детей народов ханты и манси»

-Основными средствами физического воспитания являются исторически сложившиеся народные игры и состязания. Широкой популярностью среди этих народов пользуются: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разного рода гонки на охотничьих лыжах, лодках, оленьих и собачьих упряжках, прыжки в высоту и длину через лодки и пр.

- Ребята, на столе у каждой команды лежит описание игры. Ваша задача: внимательно

     прочитать и показать движения человека в игре. От команды выходят 3 человека,  один читает игру, двое показывают.

Представители от команды выходят и показывают только движения играющих. Учитель обращает внимание на постановку рук, ног, наклоны тела.

  • Игра «Стрельба из лука»

Широко распространены среди детей севера игры из лука. Так, в с. Русскинская (сургутские ханты) дети играют в игру «Стрельба из лука в цель» - «Ланк йавэтта». Проводится она в любое время года. В игре участвуют только мальчики. Количество игроков не ограничивается. Стрельба из лука в цель производится из самодельных луков. На определенном расстоянии устанавливаются палочки-мишени (воображаемые олени), после чего «охотники» начинают стрелять из луков из разных положений: с колена, лежа, стоя. Лучший охотник определяется по наибольшему количеству попаданий стрел в мишень.

  • Игры с бегом

У сургутских  хантов (п. Тром-Агап) популярна игра «Оленья упряжка» - «Вели кер». Она проводится весной на снежном насте, иногда и летом. Участвуют в игре мальчики

и девочки в количестве 6-8 человек. для игры отбирают наиболее ветвистые сучья деревьев (похожие на оленьи рога), и каждый игрок кладет их рядом с собой на

5

стартовую линию. От этой линии отмеряется расстояние 200-300м вперед, где проводится линия финиша. Финишем также могут служить дерево или камень. По команде судьи или кого-либо из болельщиков все участники хватают свои ветки

(«оленьи рога»), поднимают их над головой и бегут так до финиша. Побеждает тот игрок, который прибегает первым и во время бега красиво держит «оленьи рога» над собой

  • Игра в «волка»

Играющие очерчивают два круга и огораживают их палочками. Один играющий «волк», остальные - «олени». «Волк» помещается между кругами, остальные – в одном из кругов. Когда играющие перебегают из одного круга в другой, «волк» ловит их и делает вид, что ест «оленя». В это время остальные бегают смелее. «Волк» должен поймать всех игроков.

  • Игра «Прыжки через нарты»

Кызымские ханты состязаются в прыжках через 5-7 нарт. Игра называется «Эхалэлты навартьш. Нарты расставляются на расстоянии 60 см друг от друга. По правилам соревнований, задерживаться при приземлении нельзя, как нельзя и касаться нарт какой-либо частью тела.

После просмотра дети приступают к работе.

3 Практическая деятельность учащихся.

Задача:

  • Обеспечить закрепление знаний учащuxся об этапах лепки человека в движении, через практическую деятельность

        - у вас на парте лежат инструкционные карты по лепке человека, кто забыл

последовательность работы, можете пользоваться ею.

        - напомните, пожалуйста, какие способы лепки вы будете применять при работе?

(вытягивание, отдельно по частям, сглаживание)

        - при лепке фигуры человека соблюдайте пропорции, вспомните соотношение длины

        рук и ног по отношению к телу.

        - ребята, каждый лепит свою фигурку человека в движении, когда я хлопну в ладоши

        два раза - вы объединяете свои фигуры в одну композицию. Когда я хлопну три раза -

        это означает, что работа закончена - начинаем просмотр работ.

        Звучит музыка народов севера, ребята приступают к работе.

Стадии лепки (работа по инструкционной карте).

Работа выполняется индивидуально.

1. взять пластилин любого цвета, его размер зависит от желаемого роста «человека».

2. скатать «колбаску», отделить 1/5 часть. Это голова. Скатать шарик, вытянуть из нее шею.

3. с двух сторон «колбаски» сделать надрезы стеком. Слегка раздвинуть их и путем вытягивания медленно и аккуратно лепить руки и ноги, помня о соотношениях тела человека. Опустить руки, скруглить ступни (согнув их вперед).

4. соединить тело «человека» с головой.

5. придать фигурке движение.

Объединить фигуры в одну композицию на дощечке.

Физ. минутка Учитель просит ребят представить, что они охотники и в руках держат лук. Натягивают лук в одну сторону, затем в другую.

6

4 Этап подведения итога урока

Задачи:

  • Учить ребят оценивать свою работу и работу других учащихся, придерживаясь

        определенных критерий

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

-Прежде чем мы просмотрим ваши работы, внимательно посмотрите еще раз на свою совместную работу и оцените ее с помощью маленьких флажков, которые у вас на столе: красный флажок - отлично 5, зеленый хорошо 4, синий удовлетворительно 3.

Ребята оценивают свои работы.

Критерии оценки:

1- верные пропорции тела человека (соотношение частей: голова, руки, ноги)

2- верно передано движение человека (сгибы рук в локте, сгибы ног в колене, наклон тела и т.д.)

3-общая «картина» игры на доске.

Просмотр работ.

Представители от каждой команды выходят к доске с композицией. Оценивание работ хлопками. Если дети хлопают руками над головой - оценка отлично, если при хлопке руки перед собой - оценка хорошо. Анализ общих ошибок. Показ удачных работ.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке? (в какие игры играют дети народов ханты и манси)

-Хотели бы вы теперь сами поиграть в эти игры? (да)

-А можно ли где-то применить эти игры? (на прогулке, во дворе у дома и т.д.)

-Какие черты характера воспитывают эти игры? (ловкость, терпение, выносливость, меткость и т.д.)

5 Рефлексия:

- ребята, у вас на парте лежат силуэты белых и серых оленей. Если вам на уроке было интересно и работалось легко - возьмите белого оленя в руки, а если вы испытывали затруднения, не очень ладилась работа - возьмите в руки серого оленя. На доске подготовлены два «загона» для оленей: один для белых оленей, другой для серых. Ребята по командам выходят к доске и размещают своих оленей

6 Этап информации учащихся о домашнем задании.

Задача:

  •    Сообщить учащuмся о домашнем задании.
  • Поблагодарить за активность и хорошее поведение на уроке

         -на прогулке в школе научите учеников младших классов играть в эти игры,

          организуйте состязания в беге, в прыжках. Я думаю, малыши будут очень довольны.

 - Спасибо за урок. Вы потрудились на славу. Отдыхайте.

7

Урок 3

Тема: «Традиционные  куклы  народов ханты и манси. Знакомство  с  видами

народного орнамента».

Цель урока:

Обучающая:

познакомить с куклами народов xaнты и манси и их традиционным орнаментом;

  • Развивающая:

развивать творческие способности учащихся и интерес к прикладному искусству Севера;

  • Воспитательная:

воспитывать доброе, уважительное отношение к народам ханты и манси, к его традициям и обычаям.

Тип урока:

урок  усвоения  новых  знаний  учащихся

Оборудование:

наглядные пособия: выставка традиционных кукол, таблица с видами

национального орнамента, таблица «виды кукол»,

аудиозапись с хантыйской мелодией альбом, тетрадь, карандаш, ручка.

Ход урока:

1. Организационный этап

Задачи:

Обеспечить комфортную обстановку для работы на занятии.

Психологически подготовить учащихся к общению.

-Здравствуйте, ребята. Как настроение? Вы готовы к работе?

2. Этап всесторонней проверки знаний.

Задачи:

 Проверить знания учащихся по теме: «Природа и селение народов ханты и

манси».

  • Подготовить учащихся к усвоению нового материала.

-На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с жизнью и бытом народов xaнты и манси. Что нового и интересного вы узнали о жизни этих народов?

 (Дети: Народы ханты и манси прожuвают на территории Западной Сибири, в основном вдоль побережuй двух больших рек Оби и Иртыша.)

8

-Чем занималось население?

(Основное занятие мужской полoвuны населенuя - это охота, рыбный промысел,

строительство жилья, оленеводство. Женская половина  населенuя занимается домашним хозяйством, обработкой шкур, uзготовлением верхней одежды (обувь, шубы, шапки, рукавицы и т. д., изготовлением повседневной одежды, приготовлением пищи, сбором ягод и трав и т.д.)

-Пока взрослые трудились, дети играли со своими игрушками. Хотите узнать, какими игрушками играли дети?

(Да, хотим).

3. Этап изучения новoгo материала.

Задачи:

  • Обеспечить восприятие нового материала.
  • Сформировать понятие о традиционных куклах народов ханты и манси, их роли

               и предназначении в жизни этих народов

  • Познакомить с некоторыми видами орнамента народов ханты и манси.

Демонстрация наглядных пособий:

Задачи:

  • Развивать зрительную память ребенка

-Посмотрите внимательно на эти куклы. Похожи ли эти куклы на те, с которыми играете вы? (Нет, не похожи).

- А что необычного вы увидели в этих куклах?

(у них нет глаз, у них нет рук, вместо головы у двух кукол клювики птиц, куклы украшены бисером).

-Хотите узнать их имена, их историю? (Да, хотим)

Воспроизведение лекционного материала:

Давно - давно, когда еще народы ханты и манси жили в лесах или по берегам рек, когда не было еще в этих краях магазинов, все что нужно было для жизни - все люди делали своими руками: шили одежду из шкур животных и ткани, вырезали из дерева и бересты посуду, изготавливали из различного материала игрушки. Игрушки изготавливали из меха, бересты, ткани, шишек, костей, клювиков птиц и т.д.

Сегодня мы с вами познакомимся с куклами этих народов.

Куклы у народов Севера были разные: куклы были ритуальные, с такими куклами нельзя было играть,  их делали специально для какого-то обряда, например, если умирал человек  вырезали из дерева куклу-образ этого человека и верили что душа умершего вселяется в эту куклу.  Эту куклу хранили отдельно, разговаривали с ней, «кормили» ее, у таких кукол были глаза. Также были куклы-духи или куклы- боги, их было много и им поклонялись. Куклы были от болезней, у кукол просили хорошую погоду, куклы оберегали домашний очаг от злых духов и т.д. Куклы- духи имели глаза. Были куклы театральные и даже куклы-марионетки (показ иллюстраций), с помощью таких кукол показывали какие-либо театральные представления на народных праздниках (медвежьи  игрища).

               А вот перед вами куклы-игрушки, именно с такими куклами играли дети народов ханты и манси. Куклы - игрушки не имеют глаз, так как люди очень сильно верили в разных духов и думали что злые духи могут через глаза вселиться в куклу и навредить ребенку.

Вот посмотрите, несколько кукол с косичками и кажется что они одинаковые. Но одна из них кукла-женщина, а другая - кукла-мужчина. Оказывается у мужчин - кукол тоже есть косички.

9

Как их различать? У кукол - женщин косы украшены металлическими подвесками, бусами, нитками бисера, а у мужчин на косах нет украшений.

А вот другая группа кукол. Они очень странные, вместо головы у них клювы птиц. Такие куклы характерны для северных и восточных хантов, есть и у ненцев. Если у куклы голова из клюва лебедя это означает изображение шамана. Шаман - это был очень уважаемый и почтенный человек. Если голова гуся большого, то это – отец,  гуся маленького со светлым клювом - это женщина «главная» т.е. почитаемая женщина или мама, если клюв темный, с наростами - это бабушка, а если клюв маленький-это ребенок.

Люди, которые живут на реке Оби, называют своих кукол «акань», а люди, проживающие по берегам реки Юган, что недалеко от притока Иртыша называют своих кукол «пакы». Эти куклы выполнены из ткани, платье у них украшено орнаментом. Отличаются они формой головы. У «акань» голова выполнена из согнутого пополам жгутика, а у «пакы» голова выполнена тоже из жгутика, только закручивается он по спирали.

С малых лет девочек учат шить кукол. Одевая свою куклу, нашивая ей орнаменты, девочка

приобщается к труду и становится первой помощницей своей матери. Давайте внимательно

рассмотрим одежду кукол. Посмотрите на орнамент который украшает одежду кукол. Самые популярные виды орнамента это: «щучьи зубы», «головки» и «заячьи уши» (просмотр орнамента на плакате).

Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры народов севера. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом украшают одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Орнамент оживляет вещи, делает их более красивыми и оригинальными

В основном opнaмeнт возник в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастер наполняет вполне определенным содержанием. Это звери: «лапа лисы», «беличий след», «соболь», «заячьи ушки» и т.д. Это птицы: «выводок утят», «хвост тетерева», «гнездо птицы» и т.д. Это явления природы и растения: «березовая ветка», «рябь воды», «нaкaты волн» и т.д.

Мастерица всегда старается точно выполнить орнамент. Ведь существует примета: если ошибется мастерица, то случится несчастье в семье, с ней самой или с ее родственниками. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года.

Все куклы, которые вы видите, выполнены вручную. Сейчас, в наше время, такие куклы изготавливают как сувениры. Очень часто при изготовлении таких кукол используют швейные машины, самые различные современные ткани, вместо полосок нашивают тесьму.Но в музеях хранятся настоящие народные, традиционные куклы. Традиционная кукла  означает, что выполнена она с соблюдением всех традиций и правил, т.е. ее шьют так же, как когда-то шили мамы, когда сами были еще маленькими, как шили когда-то бабушки и прабабушки, все навыки и ceкpeты  передавались от матери к дочери,  и на протяжении многих веков не менялись, и дошли до наших дней. А чтобы не забылись все традиции и правила, по которым шьют кукол, все это записывают, фотографируют и бережно хранят в музеях, домашних коллекциях.

  4.Проведение физ. минутки.

  5.Проверка понимания учащимися нового материала.

Задача:

  • Установить правильность и осознанность учащимися нового материала.

10

Фронтальный опрос по теме:

-Какие по назначению бывают куклы? (куклы бывают ритуальные, куклы-духи, куклы-боги, куклы-игрушки, театральные куклы).

-Чем отличаются куклы ритуальные от кукол игрушек? (у кукол ритуальных есть глаза, а у кукол - игрушек глаз нет).

-Почему у кукол - игрушек нет глаз? (потому что люди боялись, что через глаза в куклу может войти злой дух).

-Из какого материала выполнены куклы? (из ткани, меха, бисера, клювика птиц). Назовите имена кукол (кукла-акань, кукла-пакы).

-Отчего зависит название кукол? (если люди живут по берегам реки Оби - они называют своих кукол акань, а если люди живут по берегам реки Югaн - они называют своих кукол пакы ).

-В чем различие этих кукол? (у куклы акань голова выполнена из согнутого пополам жгутика, а у пакы голова выполнена из жгутика который закручивается по спирали).

-Чем отличаются между собой куклы с клювиком птицы?(кукла с клювом лебедя- кукла шаман, кукла с большим клювом -это кукла-папа, кукла с маленьким клювиком - это кукла-ребенок).

-Назовите общие характерные черты для кукол (куклы шьются из ткани, украшаются бисером, у них нет лица, нет рук)

-Что означает «традиционная кукла»? (кукла которую изготавливают с соблюдением всех правил и традиций, которые передаются из поколения в поколение называют традиционной).

-А с какими видами орнамента вы познакомились?  (с орнаментом: «щучьи зубы», «заячьи   ушки», « головки».

- Где применяется орнамент? (Орнаментом украшаются: пояса, обувь, платье, рубашки,

шубы, головные уборы и т.д.).

 6. Практическая деятельность учащихся.

Задача:

  • Обеспечить закрепление знаний учащихся, через практическую

        деятельность

-А сейчас давайте сделаем небольшие зарисовки кукол.

Самостоятельная работа детей.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Задача:

1. Сообщить учащимся о домашнем задании.

2. Поблагодарить за активность и хорошее поведение на уроке.

Итог: - Сегодня вы были очень внимательными слушателями. Мне было приятно

рассказывать вам о традиционных куклах народов ханты и манси, знакомить вас с орнаментом этих народов. Я предлагаю на следующем уроке продолжить работу над составлением и изготовлением образцов орнамента.  На следующем уроке нам пригодятся: альбом, цветная бумага, ножницы, клей.

Спасибо вам за урок.

11

Урок 4

Тема: Традиционный орнамент народов Ханты и Манси

Цель урока:

  • Обучающая:

формировать понятия об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, цвет), изготовление орнамента в технике аппликация, знакомство с цветообразованием у народов Севера:

  • Развивающая:

развивать творческие способности учащихся и интерес к прикладному искусству Севера; развивать моторику рук.

  • Воспитательная:

Воспитывать аккуратность, внимательность.

Тип урока:

 Комбинированный урок

Оборудование:

        1. Альбом, ножницы, клей, цветная бумага,

        2. Инструкционная карта.

    3. Демонстрационный материал: плакат с видами орнаментов, куклы

Ход урока:

1. Организационный момент:

Задачи:

1. Обеспечить комфортную обстановку для работы на занятии.

2. Психологически подготовить учащихся к общению.

-приветствие учащихся

- проверка подготовленности учащихся к уроку

- организация внимания

13

2. Создание учебной ситуации

Задачи:

1.Проверить знания учащuxся по данной теме.

2.Дополнить и уточнить знания ребят об орнаменте.

З. Познакомить с особенностью цветообразования народов Севера.

Повторение пройденного материала:

  • -с чем познакомились  мы с вами на прошлом уроке?

видами традиционных кукол народов ханты и манси и орнаментом)  

  • -какие куклы вы знаете?

(кукла акань и кукла пакы)

  • -назовите виды орнамента

(«щучьи зубы», « заячьи ушки», «головки»)

  • -почему эти орнаменты имеют такие названия? Откуда их взяли?

(эти названия взяты из природы, по своей форме они напоминают зубы щуки, ушки зайчика и головки  жuвотных).

  • А для чего нужен орнамент людям?

(чтобы украшать вещи, посуду, обувь и т. д., чтобы выглядело все нарядно и красиво).

  • Где можно встретить орнамент? В каких изделиях, из какого материала?

(в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости)

  • Можно ли изменять орнамент и почему?

(орнамент нельзя изменять, считалось что это может принести несчастье в дом).

-Давайте внимательно рассмотрим одежду кукол. Посмотрите на орнамент, который украшает одежду. Вы с ним знакомы. В жизни любого народа красота и польза всегда рядом. Вещи и предметы должны быть не только удобны и практичны, но и красивы. Вырезать орнамент из ткани, нашить его на платье  или рубашку, украсить им обувь, посуду - все это требует большого мастерства. Обучая девочек делать для себя кукол, старшие приучали детей к шитью, к терпению, аккуратности, передавали им свои секреты мастерства, передавали им знания, которых не было в книгах. Дети с детства знали огромное количество названий разного орнамента, его предназначение, соотношение цвета - всему этому они учились через игру. Каждая девочка хотела, чтобы ее кукла была лучше, наряднее и красивее. В своей работе старались выразить себя, свои чувства, свою смекалку, вкус. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал - в этом человек проявляет свое

творчество.

14

Орнамент- это узор, построенный на чередовании какого либо элемента или нескольких элементов.

 Различают следующие виды   орнамента:

  • геометрический,
  • растительный,
  • зооморфный,
  •  aнтpопоморфный.

По характеру композиции можно выделить несколько типов орнамента:

  • ленточный,
  • орнамент в круге,
  • в квадратной или прямоугольной фигуре,
  • сетчатый.

        Наш орнамент симметричный т.е. по отношению к центру левая половина такая же как правая. Орнамент можно нарисовать, написать красками, вырезать из ткани, из бересты, из кожи, меха и т.д. Большое значение при изготовлении одежды придавали цвету, особенно одежде праздничной. Для мансийского платья  достаточно выбрать один цвет полосок, например, желтый или розовый на красном фоне. На синем фоне можно выполнить чередование белых и красных полосок.

Ознакомление с новым материалом.

        Знакомство с цветообразованием у народов Севера. 

Ханты - одни из немногих, которые придавали цветy психологическую силу, они рассуждали о цвете как о части природы, части человека. Из предложенной хантам р. Юган цветовой шкалы, состоящей из шестнадцати oттeнкoв различного цвета, ими были названы только четырe цвета - «нэви» - белый, «ныэтэ» - черный, «виртэ» - красный, «востэ» - синий. Остальные цвета ими не были выделены, и складывалось впечатление, что их не знают или для них они не существуют, так, темно-фиолетовый можно назвать «соком черники», «маленький глухарь»  ассоциируется со светло-коричневым цветом.

Откуда же брали краски старые мастера? Синюю краску для тонирования  рыбьей кожи умели извлекать из лепестков синеглазки или лазорника. Этот цветок из семейства коммелиновых и сегодня растет в огородах и в лесу. Кожу натирали лепестками лазорника, и краску уже ни чем нельзя было смыть.

Существовал и другой способ. Лепестки цветов складывали в какую-нибудь посуду, им давали выстояться несколько дней, пока не появитcя сок. Это и была  краска.

Красная краска добывалась из сосновой коры, выпаренной в воде, а так же из красных камней, которых было немало в реках по берегам. Ягодой  клюквы тоже окрашивали белую ткань в красный цвет. Сок голубики дает оттенок красномелового цвета. Черная краска получается из сажи, растертой с толченой икрой, черный цвет дают и ягоды черемухи.

15

Коричневую краску для тканей и ниток делали из коры старой лиственницы. Кору кипятили; оттенок краски, его интенсивность зависели от времени кипения. В этой краске вываривали ткань и нитки.

Желтую краску можно получить, если развести водой желтые гнилушки, сухие как мука, которые можно собрать с деревьев.

Символ   цвета.

Белый цвет у хантов символизирует добро, удачу, общее благополучие. Его связывают с небесным богом Торумом - белым, добрым старцем. На небе растет белый березовый лес, береза белая, на нее в знак благодарности вешали   приношения.

У   Васюганских xaнты белый, священный цвет имеют птицы и животные:

горностай и медведь.

Черный цвет у всех народов, как и у xaнты ассоциируется с болезнями,

смертями, подземным миром, страхом. Хантыйский бог подземного царства «кынь-ик», он любит все черное, и поэтому подвешивались куски ткани черного цвета и на его любимом траурном дереве пиxта.  Белый и черный цвет применялся и при изготовлении шаманского убора, одежды.

Итог:

-Что такое орнамент? (орнамент — это чередование одного или нескольких элементов)

- Назовите виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, aнтpопоморфный).

- Какие типы орнамента вы знаете? (ленточный орнамент, сетчатый, орнамент в круге, орнамент в прямоугольной или квадратной фигуре)

-Назовите наиболее популярные цвета у народов Севера (красный, синий, желтый, белый).

-Что символизирует белый и черный цвет? (белый - добро, удачу, благополучие; черный - болезни, страх, смерть).

3.Практическая деятельность учащихся.

Задачи:

1. Повторить правила безопасного обращения с ножницами.

2. Формировать умение правильно строить орнамент в полосе

3. Формировать умение внимательно работать с инструкционной картой.

Беседа по технике безопасности при работе с ножницами.

Индивидуальная работа с учащuмися.

Задание:

Вырезать традиционный орнамент из бумаги, приклеить его на цветной фон и правильно распределить образцы по альбомному листу. Работа по инструкционной карте.

Разработка критериев оценивания выполненных работ.

«5»- за соблюдение всех требований к работе

 «4» - с одним нарушением

«3» - с двумя нарушениями

16

Требования  к  работе:

- равновесие, соразмерность;

-удачное сочетание цвета;

-рaвномерное   распределение образцов на альбомном   листе;

-умение работать контуром, владение ножницами, материалом;

-аккуратность, не должно быть помарок от клея.

4.Экспресс-выставка.

5.3акрепление нового материала

Фронтальный опрос:

-С чем сегодня на уроке мы с вами познакомились? (с видами и типами орнамента, с основными цветами и их символом)

-Какие виды орнамента вы знаете? (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный).

-Где применяется орнамент? (в оформлении одежды, обуви, посуды и т. д.).

-Можно ли изменять орнамент и почему? (нельзя, потому что люди верили, что

может произойти несчастье)

Итоги урока:

        1. Чему мы учились на уроке? (мы учились вырезать ленточный орнамент)

        2. Что больше всего понравилось? (ответы детей)

- Спасибо за урок.

, Домашнее задание: принести цветную бумагу, ножницы, клей, заготовки орнамента разного цвета, альбом.

Оценка выполненных работ, отбор лучших работ.

Уборка  рабочих  мест.

17

Урок 5

Тема урока: Украшение одежды куклы традиционным орнаментом.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний учащихся

Цель урока:

1. Формировать умение красиво и гармонично сочетать орнамент и цвет при оформлении платья куклы

2. Закрепить умения и навыки, полученные на предыдущих уроках

3. Воспитывать интeрес к декоративно-прикладному  искусству народов Севера.

Демонстрационный материал:

  • таблица с образцами кукол, куклы;
  • шаблоны кукол.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, альбом, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока:

1. Организационный этап

Задачи:

Обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке.

-приветствие учащихся

-проверка подготовленности учащихся к уроку

-организация внимания

-Доброе утро, ребята. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с куклами и орнаментом народов xaнты и манси. И сегодня, наконец, мы подошли к самому интeресному этапу наших уроков - сегодня мы будем сами их изготавливать, только из бумаги.

- Вы сможете, используя ранее полученные знания, создать свою куклу?  (ответы детей)

- Некоторые ребята не уверены в своих силах. Поэтому я предлагаю нам всем

еще раз повторить весь изученный материал.

2. Этап всесторонней проверки знаний.

Задачи:

1. Проверuть знания учащuxся по предыдущим темам.

2. Подготовить учащuxся к творческой работе.

-Какие наиболее популярные традиционные куклы вы знаете? (кукла акань и кукла пакы)

-В чем особенность этих кукол? (они не имеют лица, нет рук, особый способ выполнения головы)

-Украшают ли одежду кукол? (да, ее украшают орнаментом)

-Что такое орнамент? (орнамент - это чередование одного или нескольких элементов)

-Какие виды орнамента вы знаете? (геометрический, зооморфный, растительный, антропоморфный),

18

-Где применяется орнамент? (орнамент применяют в одежде, обуви, посуде и т. д.)

-Можно ли изменять орнамент? (орнамент изменять нельзя, может случиться несчастье в доме)

-Назовите самые популярные цвета у народов Севера (красный, желтый, синий, зеленый, белый и т. д.)

-Что символизируют белый и черный цвета? (белый символизирует добро, удачу, благополучие, черный - болезни, смерть, страх и т. д.)

Посмотрите внимательно, где и как на одежде кукол расположен орнамент.

(просмотр образцов кукол)

З. Этап практического применения знаний, умений, навыков.

Задачи:

1. Проверка умений учащихся применять свои знания на практике

 2. Развивать моторику руки.

З. Развивать умение красиво подбирать цвета.

Задание: с помощью шаблона изобразиrъ силуэт куклы в альбоме. Верхнюю часть тела прорисовать и раскрасиrъ карандашами, а юбку (халат) выполнитъ в технике аппликация и украсиrъ ее орнаментом (который ребята заготовили дома).

Критерии оценки работы:

цветовое сочетание творчество в работе аккуратность в работе

4. Практическое выполнение задания 

Просмотр детских работ.

Оценка (взаимооценка)

Подведение итога урока:

Вы хорошо справились с заданием, молодцы! На основе национальной традиционной куклы аканъ и пакы вы изготовили своих кукол. Вам нравятся ваши куклы? (ответы детей). Кто поработал на совесть, вложил много сил и творчества в свою работу - для тех кукла по -настоящему стала родной и близкой.

 Спасибо вам за урок!

19

Литература:

 . Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов

        учебное пособие.- Йошкар-Ола, 2000

. Королева Н.С. Народное искусство хантов и манси. Традиционное искусство и

        современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 1981

. Кудрявцев В.Т. Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство

        обских угров. Москва: изд. Икар, 2003

. Новикова Н. Таинство куклы Северные просторы 1995 №6


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"

quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...

Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.

Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...

Методическая разработка мастер- класса для детей на тему: медальон- оберег "Рябинка" в технике хохломская роспись

Данная методическая разработка, может, являться одним из вариантов учебного занятия для детей. А также методическую разработку занятия можно использовать не только в дополнительном, но и в общешкольно...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

Методическая разработка по проведению экскурсии в Северо-Осетинский государственный природный заповедник.

Методическая разработка урока предназначена для  студентов 2  курса  «Лесного и лесопаркового хозяйства» В методической разработке кратко и, по возможности, максимально дост...

Методическая разработка урока английского языка Детали автомобиля. Двигатель. Дизельный двигатель

Методическая разработка урока английского языка Детали автомобиля. Двигатель. Дизельный двигатель...