Методическая работа
учебно-методический материал

Ирина Константиновна Антонова

Доклад на тему: "Значение музыкального и хореографического темпа на уроке классического танца"

Цель: Показать значение музыкального темпа в освоении учебного материала

Задачи: Раскрыть темповые градации в музыкально хореографическом взаимодействии.

Вопрос, который мы сегодня поднимаем, не так прост, как представляется на первый взгляд. Зачастую мы пользуемся  тем, что передано нам показом или рассказом, то есть "живым методом". Указания "медленнее" , "быстрее", которыми мы пользуемся на уроке, приблизительны и не укладываются в четкие метрические определения. Только опыт педагога и концертмейстера уточняет эти понятия. Действительно, какой брать темп? Что взять за образец? Состав класса, чаще всего, очень разнороден, физические возможности учеников различны. Чувство безошибочного темпа приходит с опытом, Что может служить ориентиром? Если класс достаточно хорошо владеет материалом, значит , выбранный темпможно считать нормой для этих учебных примеров, для этого класса. 

Опыт педагогов прошлых лет приводит к мыли о том, что если 60% класса освоили заданный темп исполнения, следует считать его полезным, заставив таким образом подтягиваться остальных. На 1 этапе- нужно показать учащимся движение в том  темпе, который сохраняет характер, образ движения. На 2 этапе - делим движения на составные части, детально прорабатываем в различных темпах, добиваясь качества. Наконец 3 этап- соединение частей в целое.

Темп делится  на 2 основных вида: темп учебный и темп исполнительский. Каждый выполняет строго определенные задачи. Вучебном темпе выполняется точность исполнения всех правил движений, в исполнительском темпе воплощается техника и мастерство. Педагог должен давать материал точно и гибко. В учебном процессе по мере освоения материала идет непрерывное движение от учебного темпа к исполнительскому. Предлагая быстрый темп для ранее пройденных движений, педагог неизбежно сталкивается с некоторой потерей чистоты исполнения. Поэтому он неустанно в других учебных примерах возвращается к более медленным , полезным темпам, сохраняя и связывая строгость и академизм исполнения с уверенностью, что эти  качества со временем обнаружатся в исполнении движений в быстром темпе. Для того, чтобы выбрать необходимый темп сопровождения, надо знать как  соотносятся музыкальный и хореографический темп. Танцевальный темп сам по себе является сочетанием разных темпов:  движений рук, ног, головы и корпуса. Это явление называется политемповостью.

Здесь не лишним будет сказать о формуле сопровождения медленной музыки, состоящей из трехзвучного арпеджио в размере 6\8. Еще очень важно знать о "танцевальной четверти" как мере измерения времени.. Она представляет собой временную долю, с помощью которой измеряется долгота движения - па. В классическом танце ее называют "четвертью". Несмотря на свое название, танцевальная четверть далеко не всегда совпадает с музыкальной четвертью как длительностью. Чаще всего в хореографии ее долготу соотносят с долготой музыкальных тактов или полутактов, потому что сильные доли в музыке- хороший слуховой ориентир и танцевальные движения чаще всего  соотносятся по долготе с мотивами, а не с отдельными звуками. Если музыкальный такт воспринимается как цельная временная ячейка, то его долгота будет принята за долготу одной танцевальной "четверти". В вальсовой метрике такт практически всегда соотносится с одной танцевальной "четвертью"

Если рассматривать, в качестве основного показателя темпа скорость чередования движений тела, то по сравнению с ней музыкальные темпы, основанные на моторике движений пальцев рук музыканта, могут быть значительно скорее танцевальных. Поэтому при взаимосвязи музыки и танца отмечается различие метрических долей: скорости танцевального движения может соответствовать относительно крупная музыкальная единица- несколько долей или такт. 

В связи с этим вопрос о единстве темпа в совместной исполнительской деятельности музыканта и танцовщика является наиболее актуальным и часто вызывающим разногласия. Установление общего темпа, а также взаимное обсуждение темповых проблем необходимо. Для этого нужно заранее проговаривать, где и в какой комбинации, какие будут отклонения. 

Для достижения художественной выразительности существуют  темповые отклонения, так называемые агогические отклонения, то есть замедления и ускорения. Музыка,  как и время, живая субстанция, и подвержено изменениям- сжатию и растяжению. Темп и агогика - сфера наиболее заметно проявляющегося взаимодействия музыки и танца. Агогика-отклонение реальной длительности звуков и пауз от указанных в тексте, то есть колебание, изменение темпа, создающие ощущение естественности, органичности музыкального движения, его дыхания. Применение этих отклонений получил наибольший расцвет в эпоху романтизма, и сейчас мы пользуемся музыкальными фрагментами в стиле этой эпохи. 

В любых комбинированных движениях присутствуют агогические отклонения, потому что это музыкальная стилистика (во всем экзерсисе-при сочетании разнохарактерных движений). Основные музыкальные темпы делятся на 3 -медленные, средние, быстрые, которые в свою очередь, тоже делятся на многочисленные темповые обозначения. Каждое из которых имеет свою ритмическую пульсацию и выражается в единицах времени. В нотном  тексте есть словесные и метрономические указания. Словесные указания сообщают о характере музыки и подразумевают соответствующий ему темп, но они имеют приблизительное значение. Так же есть дополнительные словесные указания, которые уточняют основной темп, или сообщают о его изменениях. Свое скоростное заначение словесные указания получили с изобретением метронома. 

(исполняется новая  комбинация, ее разбор)

Мы выяснили, что при работе с метрономом неизбежно будем выходить за рамки механического стабильного темпа и поэтому для хореографа так желательна и важна работа под жиой аккомпанемент! 

Самый удобный темп - это тот , в котором можно подготовиться, он должен быть логичным, естественным и достаточно ожидаемым и предсказуемым.

(показ и разбор  комбинации).

Темп -это огромная движущая сила, этоодно из главных составляющих музыкально-хореографического действия. Если темп будет слишком медленным, то произойдет застой, который приведет  к разрушению образа. Если слишком быстрым, то не будет ясности, что приведет к хаосу.

В основеприроды ощущения темпа лежит двигательный опыт человека. Мы соотносим музыкальный темп с темпом естественных, телесных проявлений: дыхание, пульс, ходьба, бег... В связи с этим одним из важнейших условий успешного  и плодотворного танцевально-музыкального взаимодействия является способность его участников к запоминанию темпа совместного исполнения. Есть общий темп, найденный и утвержденный в процессе работы. Высоко ценится способность музыканта, у которого есть чувство внутреннего ритма, умение ясно представлять движения и запоминать их скорость. Элементы танца, в этом смысле, являются чрезвычайно стабильными темповыми показателями. Они дают более определенные ощущения для запоминания темпа. У музыкантов, в силу профессиональной тренированности, выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, поэтому сильнее взаимосвязь (корреляция) между музыкальным темпом и хореографическими упражнениями.

(показ и разбор следующей комбинации)

ВЫВОД.

Все зависит от задач, поставленных педагогом. Выбор соответствующего темпа имеет огромное значение. Работа в разных темпах дает прочные навыки и знания , серьезность и глубину понятий, а исполнение со временем приобретает черты академической ясности. Музыка и танец живут по законам вдохновения и творчества. Только знания дают ключ к пониманию метроритмических закономерностей и позволяют концертмейстеру верно находить музыкальное решение поставленных педагогом задач. Танцор при помощи музыки совершает "...ДУШИ ИСПОЛНЕННЫЙ ПОЛЕТ...", а музыкант помогает этот полет осуществить.

Список литературы

1.Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром.- СПб; 2005г.

2. Безуглая Г.А. Анализ танцевальной и балетной музыки. СПб; 2009г.

методическое обеспечение

  Нотное приложение "Подготовка концертных номеров" к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе   "хореографическое творчество" 

 Введение

´Предлагаемый репертуар учебного предмета «Подготовка концертных номеров»,   должен помочь всестороннему развитию способностей и индивидуальности учащегося и является примерным.
´Номера, внесённые в программу из балетов театрального репертуара, используются по выбору преподавателя с учётом подготовленности класса и технических  возможностей каждого ученика в отдельности. Учебная практика, включает в себя подготовку хореографических номеров для исполнения в репетиционных залах и на школьной сцене. Перечень хореографических номеров и их исполнители определяются преподавателями в соответствии с творческими задачами репетиционного процесса. Содержание предложенного репертуара может варьироваться по годам на усмотрение преподавателя и зависит от возможностей учащихся. На основе репертуара, преподаватели составляют ежегодный репертуарный план  с 4 по 8 год обучения. Предложенные музыкальные фрагменты выстроены по годам обучения в соответствии с программой «Подготовка концертных номеров». Последовательное изучение обучающего материала и закрепление полученных в процессе учёбы знаний и навыков обеспечивают полноценное целенаправленное музыкальное воспитание. Репертуар формируется из концертных номеров, вариаций, адажио, фрагментов из балетов классического наследия, народной хореографии и современных постановок. Дополняя занятия в классе, подготовка концертных номеров развивает артистичность, художественное мышление и вкус. Данные музыкальные образцы можно найти на сайте  www.balletmusic.narod.ru

Содержание

4 год обучения- 1. Белорусский танец "Крыжачок" музыка народная 2. "Топ-топ" музыка И.Дунаевского 3. Танец амуров из балета "Дон Кихот" Л.Минкуса 4. Детский танец из балета "Фадетта" музыка Л.Делиб 5. "Суворовцы" музыка С.Чернецкого 6. Вальс из балета "Спящая красавица" 

5 год обучения - 1. "Куколка" из балета "Коппелия" музыка Л.Делиб 2. "Куклы" музыка А.Лядова 3. Вариация феи "Щедрости" из балета "Спящая красавица" музыка П.Чайковского 4. "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро" музыка П.Чайковского 5. Вариация "Чижик" из балета "Пахита" музыка А.Папкова 6. Вариация "Звездочки" из балета "Конек -горбунок"

6 год обучения - 1. "Сегедилья" из балета "Дон Кихот" музыка Л.Минкуса 2. Вариации драгоценных камней из балета "Спящая красавица" музыка П.Чайковского 3. Вариация "Амура" из балета "Дон Кихот" музыка Л.Минкуса 

7 год обучения - 1. Вставная вариация из балета "Жизель" музыка А.Адана 2. Восточный танец из балета "Щелкунчик" музыка П.Чайковского 3. Испанский танец из балета "Щелкунчик" музыка П.Чайковского 4. Китайский танец  из балета "Щелкунчик" музыка П.Чайковского 5. Вариация из балета "Пахита" музыка Л.Минкуса

8 год обучения - 1. Прелюд из балета ""Шопениана" музыка Ф.Шопена 2. Вариация принцессы Флорины из балета "Спящая красавица" музыка П.Чайковского 3. Вариация Китри из балета "Дон Кихот" музыка Л.Минкуса

 Методическая литератураАкадемия балета сост.Донченко; Классический танец Л.Ярмолович; Принципы музыкального оформления урока классического танца Л.Ярмолович; Основы классического танца А.Ваганова; Урок танца Г.Новицкая; Классический танец.Экзерсис Ревская; Танцы из опер Ревская; Страницф из оперетт Оффенбах; Ритм Э.Ж.Далькроз; Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера В.Чачава   

 Нотная литература - Клавиры балетов, фрагменты из балетов     клавиры: Спящая красавица - Чайковский, Щелкунчик - Чайковский,  Лебединое озеро -Чайковский, Жизель – Адан, Дева Дуная - Адан, Коппелия - Делиб, Пахита - Минкус, Дон Кихот – Минкус День и ночь - Минкус Раймонда – Глазунов Барышня служанка - Глазунов Чиполлино - Хачатурян  Сильвия - Делиб  Творения Прометея - Бетховен  Витязь в тигровой шкуре - Мачавариани  Тараканище-  Сестра Керри – Паулс  Ручей – Делиб  Фея кукол – Байер  Вокруг Вены – Байер  Миллионы Арлекина – Дриго  Очарованный лес – Дриго   Дочь фараона – Пуни  Павильон Армиды – Черепнин  Carillon – Массне Цикада – Массне Дафнис и Хлоя – Равель Сон Флорины – Равель Волшебное зеркало – Корещенко  Javotte – Сен-Санс  Quellengeister – Эйленберг Галоп – Эйленберг Балет – Jensen  Scenes de Ballet - Coleridge Taylor  Египетский балет – Luigini Шурале — Яруллин  Stumme yon Portici – Auber Thrymsqviden – Hartmann Fjernt fra Danmark- Glaeser Abdallah- Paulli  Fjeldstuen- Hartmann  Characteerstykker- Paulli  Folkefagn-Gade

Нотные сборники Русский сезон - балетная музыка С/П композиторов; Танцевальный сезон В.Соловьев; Вальсы ,ноктюрны, мазурки, прелюдии Ф.Шопен; Ноктюрны-Фильд; Пьесы З.Фибих; Вариации из русских и зарубежных балетов И.Цареградская; Вокализы И.Вилинская; Вокализы Д.Конконе; 

 Видеоматериал Н.Цискаридзе-интервью  И.Моисеев-100лет неодиночества У.Лопаткина-юбилей Н.Долгушин  И.Бежар-В лучах славы Гала-концерт посв.М.Семеновой  Северный хор  Ансамбль Березка Хор им.Пятницкого Ансамбль Кострома Ансамбль им.Александрова Фуэте, длиною в жизнь-Е.Максимова  И.Моисеев-Воспоминания М.Лавровский. Х.Шперли С.Малахов  Макарова  IХ конкурс артистов балета Звезды белых ночей Б.Эйфман-творческий вечер История Мариинского театра Священная сцена Мариинского М.Плисецкая Г.Уланова М.Фокин  Р.Нуриев  Анна Павлова  О.Лепешинская М.Шубарин Р.Пети и У.ЛопаткинаА.Ратманский-Гала концерт Ж..Аюпова  Ю.Григорович  А.Годунов А.Лиепа

Балеты Щелкунчик  Анюта  Снежная королева  Кармен  Ромео и Джульетта Коппелия Сон в летнюю ночь Шехерезада Дон Кихот  Золушка Братья Карамазовы Мой Иерусалим  Моя Павлова  Пиковая дама Пассакалья  Неаполь  Казанова  Барышня и хулиган Жизель  Дом священника  Моцарт  Танго Спартак Корсар  Тщетная предосторожность Юноша и смерть Арлезианка Драгоценности Каменный цветок Шаман и Венера Шехерезада  Отелло Руслан и Людмила Эксельсьор Дама с камелиями  Баварский балет  Гарлемский балет  Русский балет  Свадебка Реверданс М.Экк Спящая красавица Лебединое озеро Кармен Шопениана Времена года Сильвия Золотой век  Чайковский  Раймонда Сильфида

Наталья Макарова "Две жизни.."  док.фильм https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1012900609...k

 

 

 Нотный сборник  к учебному предмету «Ритмика» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое творчество»

содержание

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального образования. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно отражаются в движении. Занятия ритмикой помогают развивать музыкальный слух и память, активизируют восприятие музыки.  закрепляются некоторые понятия музыкальной грамоты, развивающие темповые, динамические, метро-ритмические особенности.Настоящий сборник этюдов и музыкальных игр рекомендуется концертмейстеру для работы по программе учебного предмета «Ритмика». Он может быть использован в начальных классах общеобразовательных, музыкальных школ и школ искусств дополнительного образования. Данный сборник ставит своей задачей систематизировать предлагаемые музыкальные этюды и игры.  С этой целью предлагается материал, распределенный по годам обучения, соответствующий программному усвоению. В сборнике собраны лучшие образцы музыкальных отрывков из произведений композиторов – классиков, а также народные мелодии, выбранные в результате практических занятий. Чтобы заинтересовать детей и способствовать их дальнейшему музыкальному и эстетическому развитию необходимо преподносить музыку четко и грамотно. К некоторым этюдам дано примечание, которое поясняет наиболее яркое исполнение и помогает воспроизвести необходимый образ.

1 год обучения : «У пруда»   Л.Бетховен. «Не зевай»  Ф.Шуберт,  «Две лошадки»  Ф.Лещинская, «Лягушки»   В.Ребиков «Прогулка» ,  Э.Беттольф «Соберемся вместе»   А.Обер, «А девчонки»,   «Дождик» А.Коробейников,  «Цветок»  А.Гречанинов, «Мотыльки»  Н.Раков, «Что вам нравится зимой»   Е.Тиличеева,, «Марш оловянных солдатиков» П.Чайковский,  «Вальс снежных хлопьев»  П.Чайковский,  «Добрый жук», «Зайцы» Е.Тиличеев, «Снежки»  М.Сатуллина, «Воробьи»  А.Руббах, «В городах и селах»   А.Филиппенко, «Экосез»   Ф.Шуберт,  «Русский танец»  П.Чайковский, «Игра в мяч»   Контрданс, А.Рубинштейн, «Сливы» моравская нар. песня А.Шебестик,  «Канавка» словенская нар. песня И.Павчич, «Песенка без слов»  П.Чайковский, «Теремок»  Т.Попатенко,  «Галоп»  Д.Кабалевский, «Чижик» Е.Чернявская

2 год обучения: «Что за гуси» чешская нар.песня А.Шебестик, «Собирали  девки лен» русская нар. песня Н.Чайкин, «Бабочка» английская нар.песня  А.Моффит, «Барашеньки»    М.Андреева, «Веселые гуси»  украинская нар.песня М.Красев, «Тарантелла»  А.Ферро, «Заиньки и волк»   Е.Тиличеева, «Гномики»   Е.Тиличеева, «Движения  парами»  П.Чайковский, «Женчичек-бренчичек» украинская нар.песня, «Ах, ты береза» русская нар.песня, «Плетень» руская нар. песня  Н.Александрова, «Ежик и мыши»     М.Красев, «На лужайке» французская нар. песня , «Колесико» латышский нар. танец , «Козочки и волк» В.Витлин, «Снегурочка» русская нар. песня Т.Ломова, «Скакалка» Д.Шостакович, «Сапожник» польская нар. песня В.Сибирский, «Словацкая полька» словацкий нар. танец , «Полянка» русский нар. танец

3 год обучения: "Баварский вальс" немецкий народный танец, "Тарантелла"итальянский народный танец, венгерский народный танец, "Краковяк"  польский народный танец,  чехосовацкий народный танец, французский танец 

Методическое пособие "Музыка в классе хореографии"   

Описание  Составитель сборника — концертмейстер с большим опытом, знающая все тонкости работы в балетном классе Н.Штемпель. Разнообразный нотный материал для всех видов балетных комбинаций составлен из произведений мировой балетной классики и импровизаций концертмейстеров. Его использование позволит концертмейстеру не только существенно расширить музыкальный репертуар, но и подобрать необходимые для урока ноты, не привлекая дополнительной литературы. Фактура большинства произведений намеренно упрощена, что делает материал более доступным и сосредотачивает внимание концертмейстера не на технических, а на художественных и учебных задачах

Содержание
Часть 1 станок
Ф.Шуберт, Н.Штемпель, А.Цибулька, В.Маневич, ПЮЧайковский, Дж.Верди, Г.Доницетти, Ж.М.Шнейцхоффер, Р.Вагнер, К.Ф.Э.Бах, Ж.Массне, И.С.Бах
Часть 2 середина 
М.Глинка, Р.Глиэр, Ш.Гуно, Г.Ланге
Часть 3 Вариации
Ц.Пуни, Н.Черепнин, Л.Минкус, А.Адан, Э.Хельстед, Л.Делиб, И.Байер
Часть 4 Кода 
 Фрагменты из балетов -  репертуар концертмейстера Н.Филипповой
 
Доклад на тему: «МУЗЫКА И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ МУЗЫКОТЕРАПИИ»

Содержание

Глава I. Теоретические основы воздействия музыки на психическое состояние человека

1.1 История вопроса

1.2 Музыкальная терапия как целительный курс

1.3 Использование музыки для психической регуляции

Глава II. Использование музыки в работе с детьми

2.1 Воспитание музыкой

2.2 Исцеление музыкой

2.3 Влияние музыки на детскую психику

2.4 Практика музыкотерапии в образовательном учреждении

Заключение

Введение

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на существовавшее десятилетиями положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. Психологическая нестабильность, дезорганизация, раздражение в обществе и стрессы ведут к невротизации как детей, так и взрослых. Эти и другие факторы агрессивно действуют на эмоциональное состояние детей, травмируют и ломают еще не устоявшиеся и несформированные биоритмы. В современном обществе стоит проблема развивающихся отклонений в поведении детей дошкольного и школьного возраста, которые приводят к снижению иммунитета и росту различного рода заболеваний. Разработка приемов и методов борьбы с этими негативными явлениями- важная задача как психологов и учителей общеобразовательных школ , так и педагогов дополнительного образования. Одним из перспективных методов восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека признана музыкальная терапия. Это направление использует музыку в качестве средства коррекции эмоциональных и двигательных отклонений. Взаимодействует с методами арттерапии, где активно развивается творческое воображение; цветотерапии - использование дидактического материала лечебного цвета; сказкотерапии - сочинение собственных сказок; вокалотерапии - исполнение песен, попевок; игротерапии – выполнение заданий, упражнений. Современная ситуация предъявляет к начальному танцевально- музыкальному обучению изменившиеся требования и часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. Музыкально- педагогическая практика, стремится отвечать актуальным запросам общества и к реальным потребностям учащихся, все чаще обращаясь к формам творческого общения. Современные исследования показали что возможности применения музыкотерапии достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Автор оздоровительно- развивающей программы «Здравствуйте» профессор МЛ Лазарев (национальный координатор Российского отделения школ формирования здоровья) отметил, что музыке и движению отводится центральное место, так как «…именно в них заложен колоссальный потенциал для оздоровления…». Поэтому неоспоримым фактом становится терапевтическое воздействие музыкально-танцевальным искусством.

Глава 1 Теоретические основы использования музыкотерапии

1.1 История вопроса. Музыка – это искусство, которое способно вызывать в каждом человеке разнообразные чувства и эмоции. Многочисленные музыкальные произведения несут в себе глубокие мысли и философские идеи. О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном в целях нормализации душевного состояния людей, то есть в терапевтических целях. В колыбели человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания (шаманы). В работах Пифагора есть описание того, каким образом музыка влияет на эмоциональное состояниечеловека. Смешивая различные диатонические, хроматические и энгармонические мелодии как целебные составы можно… легко обращать иповорачивать к противоположному состояния и страсти души…При помощи 12 звуков создана мировая музыкальная культура! В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых с помощью музыки (Пророк Давид игрой на кифаре излечивал от тяжелой депрессии; воины подогревались звуками труб и дудок перед боем; звуками флейты настраивали тон и ритм речи ораторов; Орфей усмирял пением демонов в аду, а римские врачи рекомендовали музыку как противоядие от укусов змей). У человека была уникальная способность – находить верный ритм в пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках. Через нахождение этого верного ритма и мелодий происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. В средние века практика музыкальной психотерапии была тесно связана с изучением воздействия различных ритмов, мелодий и гармоний на состояние человек. Устанавливались различные отношения между темпераментом человека и предпочтением того или иного характера музыки. Выяснили, что меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости, привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся и холерики. Флегматиков впечатляют женские голоса. Русский ученый А.М.Бехтерев в начале 20века создал «Общество для выяснения лечебного значения музыки». Он считал, что … с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Изобретатель Эдисон опробовал записи для фонографа на людях разного возраста. Одни произведения предназначались для развития воображения, другие- для приятных воспоминаний, третьи для воспитания чувства товарищества, четвертые для пресечения детских шалостей. В наше время известны некоторые примеры воздействия музыкой. Это звучащая во многих кафе музыка «для повышения аппетита», феномен выращивания растений под музыку, опыт в Белоруссии на птицеферме для повышения производительности, употребление звуков и энергии рук экстрасенсами и т.д.

1.2 Музыкальная терапия как целительный курс  Достоинствами музыкотерапии являются абсолютная безвредность, легкость и простота применения, уменьшение необходимости применения других лечебных методик, отнимающих больше времени (лечение без таблеток). Специалисты давно заметили, что большинство музыкальных ритмов согласуется с естественными ритмами организма- дыханием, сердечными сокращениями и особенно биотоками мозга. Сначала звуки улавливаются ухом, затем рецепторы передают их в мозг, который немедленно реагирует на это возбуждение. А поскольку все функции организма связаны друг с другом, то изменения, происходящие в нем, влияют на все физиологические процессы. Музыка – это язык на котором общаются люди, объединенные близкими эстетическими и духовными потребностями. Сама музыка рождается в полном одиночестве, но, рожденная одиночеством она способна объединять людей. В некоторых музеях на старинных клавишных инструментах можно прочитать фразу: «Музыка лечит тело и душу». Нам музыкантам повезло в жизни, так как уже изначально в нас заложена саморегуляция и излечение, и к музыке мы относимся избирательно. Но музыка музыке рознь. Выяснилось, что люди, предрасположенные к нервным расстройствам, после двух-трех прослушиваний отдельных композиций были близки к состоянию нервного срыва. не только у гипертоников и сердечников, но и у практически здоровых людей определенная музыка вызывает потерю реакций и ухудшение работоспособности. Поэтому и рекомендуется при определенном состоянии слушать соответствующую музыку. А если слушать музыку хорошую, то это лучшее средство от хандры и депрессии. Музыкальная терапия основана на принципе соответствия, когда между настроением слушателя и эмоциональным содержанием музыки возникает гармония. В наш век бешеных темпов без спокойного и мудрого отношения к жизни невозможно справляться со всеми ее сложностями. Музыка более чем другие виды искусства, воспитывает терпение. Терапевтическая роль музыки особенно сильна, когда человек растерян, беспомощен, страдает, болеет, не види выхода из тяжелой ситуации. Морис Равель страдал от тяжелой болезни и быстро терял память, он даже не мог вспомнить как выглядят буквы. Силой собственной воли он сумел преодолеть болезнь и сочинить музыку для своего балета «Дафнис и Хлоя». Ритм знаменитого «Болеро» полон страсти и оптимизма и когда голова идет кругом от проблем, предлагается его слушать.

1.3 Использование музыки для психологической регуляции Воздействие музыкального произведения зависит от индивидуальных особенностей человека и от характера его работы. В наше время ученые доказали позитивное влияние музыкальной терапии на людей с эмоциональными и физическими отклонениям. Даже у детей с серьезными психологическими недостатками музыка становится незаменимой. Правильный подбор соответствующих музыкальных произведений самых разных жанров и стилей – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна быть унормированной, то есть соответствовать его эмоциональному состоянию. Эмоции обусловливают яркость и полноту восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания, стимулируют деятельность фантазии, придают убедительность, яркость и живость нашей речи. Мажорные мелодии помогают уменьшать чувство тревоги и неуверенности. Основные эмоциональные состояния и настроения: Спокойствие – музыка медленная мажорная (лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная). Печаль – музыка медленная минорная (печальная, унылая , тоскливая). Гнев – музыка быстрая минорная (драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная). Радость – музыка быстрая мажорная (ликующая, бодрая, веселая, радостная). Доктор педагогических наук, профессор психолог Б.М. Теплов и В.И. Петрушин (авторы теоретических разработок по музыкальной педагогике и психологии) утверждают, что при помощи музыки можно моделировать эмоции и использовать для коррекции эмоционального состояния детей. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, работа по моделированию эмоций наиболее эффективна. В некоторых литературных источниках написано о матрице кодирования эмоционального состояния, но эта тема ближе к медицине и требует глубокого изучения.

Глава 2  Использование музыки в работе с детьми

2.1 Воспитание музыкойМузыкальное воспитание формирует культуру личности. Если донести до ребенка красоту музыкального произведения, то он почувствует многогранные оттенки, вызванные гармоничным сочетанием звуков, которые благотворно влияют на психику, очищая, просветляя и преображая его внутренний мир. Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков – аккордов, гармонирующих друг с другом, благодаря этому в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса – что оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушателя, может не только не нравиться, но и даже раздражать. Например, в нашей концертмейстерской деятельности в старших классах экзерсис строится на чередовании постепенного изменения динамики движения (настроения, характера и темпа), с учетом различной эмоциональной нагрузки, от спокойного «плие» до энергичного, дающего заряд бодрости и оптимизма «Гранд батман». В младших классах урок также строится преимущественно на мажорных гармониях. При этом чаще используется балетная музыка, которая создает положительное эмоционально - унормированное состояние. А музыкальная ритмика помогает развивать координацию, стимулирует двигательные функции. На уроках дети импровизируют образные танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так они с удовольствием превращаются в бабочек, мотыльков, лягушек, наблюдают за прудом с рыбками, собирают сливы, становятся снегурочками, передавая волшебные образы и пробуют себя в актерском мастерстве.

2.2 Исцеление музыкой.  У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие оказывают различные жанры музыки? В рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Одни из них несут энергию, другие пассивны третьи помогают расслабиться. Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Слышать так, чтобы ценить искусство, это уже напряженное внимание, значит и умственный труд. Музыка может рассказать о характере человека, о его внутренних чувствах, и главное она обладает таким терапевтическим эффектом, с помощью которого можно гармонизовать степень раздражения нервной системы у разных людей. Непосредственное лечебное воздействие музыка оказывает на нервно-психическую сферу детей и происходит это при пассивном или активном состоянии и достигается музыкальным оформлением различных игр, этюдов, танцевальных движений. В условиях работы ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобретает новый психологический опыт, учится выстраивать гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.

2.3 Влияние музыки и движения на детскую психику. Гармоничное сочетание музыки и движения оказывает положительное влияние на интеллектуальную и учебную деятельность, возникает удовлетворенность учением. Музыка помогает создать настроение – она может быть и стимулирующей, и успокаивающей, и стабилизирующей. Она способствует развитию чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитанию волевых качеств, выдержки и организованности, развитию общей моторики. Помогает сбалансировать эмоциональное состояние и поведение ребенка. Воздействует на обменные процессы, на все системы организма и меняет психологическое состояние ребенка. Имеет фундаментальные начала всего живого – ритм, мелодию, гармонию. Позволяет дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка, который приводит к улучшению психофизического состояния организма и рождает ощущение радости и счастья. Помогает совершенствовать дыхательную систему, подчиняя дыхание тому размеру, который заложен в мелодии. Пример: когда к нам в школу приходят учиться первоклассники с различным уровнем воспитания, начинаются проблемы с установкой тишины и порядка. И преподаватель испытывает дискомфорт, тогда концертмейстер начинает извлекать звуки рояля, как сигнал к установлению тишины, дети начинают прислушиваться и постепенно устанавливается нужная концентрация внимания. При снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека и он чаще болеет. В современном мире есть очень много примеров негативного воздействия: шоу с участием поп-рок—групп музыкантов. С помощью силы звука, ритма и чрезмерно высоких и низких частот могут доводить себя и публику до безумия… Фильмы ужасов способны породить у многих людей чувство страха и тревогу, используется эффект искажения мелодии. В балетном искусстве также есть примеры нестандартного мироощущения, где классическое наследие переворачивается и извращается. Разрушающая периодичность ритмов реклама. Подобное построение противоречит биоритмической организации человеческого организма, поэтому возникает неприятное состояние. Этим объясняются неприятные эмоции, возникающие у людей под влиянием полиритмичной и политональной музыки. Поэтому самая благоприятная музыка – легкая и ненавязчивая.

2.4 Практика музыкотерапии в образовательном учреждении. Учитывая особенности детского организма, необходимо подбирать соответствующую темпераменту музыку. В частности нужна хорошая  подготовка к учебному процессу, тщательный подбор музыкального материала, соответствующего возрасту и разделам урока. Качественная музыка помогает возникновению добрых и положительных эмоций, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Есть много учебно-методических пособий по педагогическим ориентирам, организации, драматургии и программного содержания урока.Сайт Общероссийский проект «Школа цифрового века» - даны педагогические идеи по сценарному ходу мероприятий: «Музыкальная шкатулка», «Музыка-главный герой сказки», «День рождения балета», «Без ритма нет движения», «Путешествие в мир музыки и смеха», «Богатство музыки разных народов мира» и другие. На сайте «Ozon» можно приобрести учебную и методическую литературу.

Заключение В коллективную сокровищницу педагогической мудрости внесли свой вклад Запад и Восток, философы и психологи, этнографы икомпозиторы. На сегодняшнем этапе нам необходимо уметь профессионально использовать уже имеющиеся знания, сообразуясь со здравым смыслом и реальной ситуацией. Здоровое тело наполнено энергией движения, оно кипит эмоциями, мыслями, оно жаждет двигаться. Музыка и танец- наиболее гармоничный способ приведения в порядок тела и души без применения таблеток. Это лучшее средство для очищения. Неврозы являются не только плодом психических нарушений, но и результатом дефицита физической подвижности. Музыка и танец - это программирование на удачу в делах, это диалог души с Богом, это выражение любви, это бесценный пласт истории и глубочайший материал для разносторонних исследований.

 

 
 
 
 
 
 
   

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год

План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"

Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...