Методическая работа
учебно-методический материал
Доклад на тему: "Значение музыкального и хореографического темпа на уроке классического танца"
Цель: Показать значение музыкального темпа в освоении учебного материала
Задачи: Раскрыть темповые градации в музыкально хореографическом взаимодействии.
Вопрос, который мы сегодня поднимаем, не так прост, как представляется на первый взгляд. Зачастую мы пользуемся тем, что передано нам показом или рассказом, то есть "живым методом". Указания "медленнее" , "быстрее", которыми мы пользуемся на уроке, приблизительны и не укладываются в четкие метрические определения. Только опыт педагога и концертмейстера уточняет эти понятия. Действительно, какой брать темп? Что взять за образец? Состав класса, чаще всего, очень разнороден, физические возможности учеников различны. Чувство безошибочного темпа приходит с опытом, Что может служить ориентиром? Если класс достаточно хорошо владеет материалом, значит , выбранный темпможно считать нормой для этих учебных примеров, для этого класса.
Опыт педагогов прошлых лет приводит к мыли о том, что если 60% класса освоили заданный темп исполнения, следует считать его полезным, заставив таким образом подтягиваться остальных. На 1 этапе- нужно показать учащимся движение в том темпе, который сохраняет характер, образ движения. На 2 этапе - делим движения на составные части, детально прорабатываем в различных темпах, добиваясь качества. Наконец 3 этап- соединение частей в целое.
Темп делится на 2 основных вида: темп учебный и темп исполнительский. Каждый выполняет строго определенные задачи. Вучебном темпе выполняется точность исполнения всех правил движений, в исполнительском темпе воплощается техника и мастерство. Педагог должен давать материал точно и гибко. В учебном процессе по мере освоения материала идет непрерывное движение от учебного темпа к исполнительскому. Предлагая быстрый темп для ранее пройденных движений, педагог неизбежно сталкивается с некоторой потерей чистоты исполнения. Поэтому он неустанно в других учебных примерах возвращается к более медленным , полезным темпам, сохраняя и связывая строгость и академизм исполнения с уверенностью, что эти качества со временем обнаружатся в исполнении движений в быстром темпе. Для того, чтобы выбрать необходимый темп сопровождения, надо знать как соотносятся музыкальный и хореографический темп. Танцевальный темп сам по себе является сочетанием разных темпов: движений рук, ног, головы и корпуса. Это явление называется политемповостью.
Здесь не лишним будет сказать о формуле сопровождения медленной музыки, состоящей из трехзвучного арпеджио в размере 6\8. Еще очень важно знать о "танцевальной четверти" как мере измерения времени.. Она представляет собой временную долю, с помощью которой измеряется долгота движения - па. В классическом танце ее называют "четвертью". Несмотря на свое название, танцевальная четверть далеко не всегда совпадает с музыкальной четвертью как длительностью. Чаще всего в хореографии ее долготу соотносят с долготой музыкальных тактов или полутактов, потому что сильные доли в музыке- хороший слуховой ориентир и танцевальные движения чаще всего соотносятся по долготе с мотивами, а не с отдельными звуками. Если музыкальный такт воспринимается как цельная временная ячейка, то его долгота будет принята за долготу одной танцевальной "четверти". В вальсовой метрике такт практически всегда соотносится с одной танцевальной "четвертью"
Если рассматривать, в качестве основного показателя темпа скорость чередования движений тела, то по сравнению с ней музыкальные темпы, основанные на моторике движений пальцев рук музыканта, могут быть значительно скорее танцевальных. Поэтому при взаимосвязи музыки и танца отмечается различие метрических долей: скорости танцевального движения может соответствовать относительно крупная музыкальная единица- несколько долей или такт.
В связи с этим вопрос о единстве темпа в совместной исполнительской деятельности музыканта и танцовщика является наиболее актуальным и часто вызывающим разногласия. Установление общего темпа, а также взаимное обсуждение темповых проблем необходимо. Для этого нужно заранее проговаривать, где и в какой комбинации, какие будут отклонения.
Для достижения художественной выразительности существуют темповые отклонения, так называемые агогические отклонения, то есть замедления и ускорения. Музыка, как и время, живая субстанция, и подвержено изменениям- сжатию и растяжению. Темп и агогика - сфера наиболее заметно проявляющегося взаимодействия музыки и танца. Агогика-отклонение реальной длительности звуков и пауз от указанных в тексте, то есть колебание, изменение темпа, создающие ощущение естественности, органичности музыкального движения, его дыхания. Применение этих отклонений получил наибольший расцвет в эпоху романтизма, и сейчас мы пользуемся музыкальными фрагментами в стиле этой эпохи.
В любых комбинированных движениях присутствуют агогические отклонения, потому что это музыкальная стилистика (во всем экзерсисе-при сочетании разнохарактерных движений). Основные музыкальные темпы делятся на 3 -медленные, средние, быстрые, которые в свою очередь, тоже делятся на многочисленные темповые обозначения. Каждое из которых имеет свою ритмическую пульсацию и выражается в единицах времени. В нотном тексте есть словесные и метрономические указания. Словесные указания сообщают о характере музыки и подразумевают соответствующий ему темп, но они имеют приблизительное значение. Так же есть дополнительные словесные указания, которые уточняют основной темп, или сообщают о его изменениях. Свое скоростное заначение словесные указания получили с изобретением метронома.
(исполняется новая комбинация, ее разбор)
Мы выяснили, что при работе с метрономом неизбежно будем выходить за рамки механического стабильного темпа и поэтому для хореографа так желательна и важна работа под жиой аккомпанемент!
Самый удобный темп - это тот , в котором можно подготовиться, он должен быть логичным, естественным и достаточно ожидаемым и предсказуемым.
(показ и разбор комбинации).
Темп -это огромная движущая сила, этоодно из главных составляющих музыкально-хореографического действия. Если темп будет слишком медленным, то произойдет застой, который приведет к разрушению образа. Если слишком быстрым, то не будет ясности, что приведет к хаосу.
В основеприроды ощущения темпа лежит двигательный опыт человека. Мы соотносим музыкальный темп с темпом естественных, телесных проявлений: дыхание, пульс, ходьба, бег... В связи с этим одним из важнейших условий успешного и плодотворного танцевально-музыкального взаимодействия является способность его участников к запоминанию темпа совместного исполнения. Есть общий темп, найденный и утвержденный в процессе работы. Высоко ценится способность музыканта, у которого есть чувство внутреннего ритма, умение ясно представлять движения и запоминать их скорость. Элементы танца, в этом смысле, являются чрезвычайно стабильными темповыми показателями. Они дают более определенные ощущения для запоминания темпа. У музыкантов, в силу профессиональной тренированности, выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, поэтому сильнее взаимосвязь (корреляция) между музыкальным темпом и хореографическими упражнениями.
(показ и разбор следующей комбинации)
ВЫВОД.
Все зависит от задач, поставленных педагогом. Выбор соответствующего темпа имеет огромное значение. Работа в разных темпах дает прочные навыки и знания , серьезность и глубину понятий, а исполнение со временем приобретает черты академической ясности. Музыка и танец живут по законам вдохновения и творчества. Только знания дают ключ к пониманию метроритмических закономерностей и позволяют концертмейстеру верно находить музыкальное решение поставленных педагогом задач. Танцор при помощи музыки совершает "...ДУШИ ИСПОЛНЕННЫЙ ПОЛЕТ...", а музыкант помогает этот полет осуществить.
Список литературы
1.Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром.- СПб; 2005г.
2. Безуглая Г.А. Анализ танцевальной и балетной музыки. СПб; 2009г.
Нотное приложение "Подготовка концертных номеров" к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "хореографическое творчество"
Введение
Содержание
4 год обучения- 1. Белорусский танец "Крыжачок" музыка народная 2. "Топ-топ" музыка И.Дунаевского 3. Танец амуров из балета "Дон Кихот" Л.Минкуса 4. Детский танец из балета "Фадетта" музыка Л.Делиб 5. "Суворовцы" музыка С.Чернецкого 6. Вальс из балета "Спящая красавица"
5 год обучения - 1. "Куколка" из балета "Коппелия" музыка Л.Делиб 2. "Куклы" музыка А.Лядова 3. Вариация феи "Щедрости" из балета "Спящая красавица" музыка П.Чайковского 4. "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро" музыка П.Чайковского 5. Вариация "Чижик" из балета "Пахита" музыка А.Папкова 6. Вариация "Звездочки" из балета "Конек -горбунок"
6 год обучения - 1. "Сегедилья" из балета "Дон Кихот" музыка Л.Минкуса 2. Вариации драгоценных камней из балета "Спящая красавица" музыка П.Чайковского 3. Вариация "Амура" из балета "Дон Кихот" музыка Л.Минкуса
7 год обучения - 1. Вставная вариация из балета "Жизель" музыка А.Адана 2. Восточный танец из балета "Щелкунчик" музыка П.Чайковского 3. Испанский танец из балета "Щелкунчик" музыка П.Чайковского 4. Китайский танец из балета "Щелкунчик" музыка П.Чайковского 5. Вариация из балета "Пахита" музыка Л.Минкуса
8 год обучения - 1. Прелюд из балета ""Шопениана" музыка Ф.Шопена 2. Вариация принцессы Флорины из балета "Спящая красавица" музыка П.Чайковского 3. Вариация Китри из балета "Дон Кихот" музыка Л.Минкуса
Методическая литература- Академия балета сост.Донченко; Классический танец Л.Ярмолович; Принципы музыкального оформления урока классического танца Л.Ярмолович; Основы классического танца А.Ваганова; Урок танца Г.Новицкая; Классический танец.Экзерсис Ревская; Танцы из опер Ревская; Страницф из оперетт Оффенбах; Ритм Э.Ж.Далькроз; Основные репертуарные произведения пианиста-концертмейстера В.Чачава
Нотная литература - Клавиры балетов, фрагменты из балетов клавиры: Спящая красавица - Чайковский, Щелкунчик - Чайковский, Лебединое озеро -Чайковский, Жизель – Адан, Дева Дуная - Адан, Коппелия - Делиб, Пахита - Минкус, Дон Кихот – Минкус День и ночь - Минкус Раймонда – Глазунов Барышня служанка - Глазунов Чиполлино - Хачатурян Сильвия - Делиб Творения Прометея - Бетховен Витязь в тигровой шкуре - Мачавариани Тараканище- Сестра Керри – Паулс Ручей – Делиб Фея кукол – Байер Вокруг Вены – Байер Миллионы Арлекина – Дриго Очарованный лес – Дриго Дочь фараона – Пуни Павильон Армиды – Черепнин Carillon – Массне Цикада – Массне Дафнис и Хлоя – Равель Сон Флорины – Равель Волшебное зеркало – Корещенко Javotte – Сен-Санс Quellengeister – Эйленберг Галоп – Эйленберг Балет – Jensen Scenes de Ballet - Coleridge Taylor Египетский балет – Luigini Шурале — Яруллин Stumme yon Portici – Auber Thrymsqviden – Hartmann Fjernt fra Danmark- Glaeser Abdallah- Paulli Fjeldstuen- Hartmann Characteerstykker- Paulli Folkefagn-Gade
Нотные сборники Русский сезон - балетная музыка С/П композиторов; Танцевальный сезон В.Соловьев; Вальсы ,ноктюрны, мазурки, прелюдии Ф.Шопен; Ноктюрны-Фильд; Пьесы З.Фибих; Вариации из русских и зарубежных балетов И.Цареградская; Вокализы И.Вилинская; Вокализы Д.Конконе;
Видеоматериал Н.Цискаридзе-интервью И.Моисеев-100лет неодиночества У.Лопаткина-юбилей Н.Долгушин И.Бежар-В лучах славы Гала-концерт посв.М.Семеновой Северный хор Ансамбль Березка Хор им.Пятницкого Ансамбль Кострома Ансамбль им.Александрова Фуэте, длиною в жизнь-Е.Максимова И.Моисеев-Воспоминания М.Лавровский. Х.Шперли С.Малахов Макарова IХ конкурс артистов балета Звезды белых ночей Б.Эйфман-творческий вечер История Мариинского театра Священная сцена Мариинского М.Плисецкая Г.Уланова М.Фокин Р.Нуриев Анна Павлова О.Лепешинская М.Шубарин Р.Пети и У.ЛопаткинаА.Ратманский-Гала концерт Ж..Аюпова Ю.Григорович А.Годунов А.Лиепа
Балеты Щелкунчик Анюта Снежная королева Кармен Ромео и Джульетта Коппелия Сон в летнюю ночь Шехерезада Дон Кихот Золушка Братья Карамазовы Мой Иерусалим Моя Павлова Пиковая дама Пассакалья Неаполь Казанова Барышня и хулиган Жизель Дом священника Моцарт Танго Спартак Корсар Тщетная предосторожность Юноша и смерть Арлезианка Драгоценности Каменный цветок Шаман и Венера Шехерезада Отелло Руслан и Людмила Эксельсьор Дама с камелиями Баварский балет Гарлемский балет Русский балет Свадебка Реверданс М.Экк Спящая красавица Лебединое озеро Кармен Шопениана Времена года Сильвия Золотой век Чайковский Раймонда Сильфида
Наталья Макарова "Две жизни.." док.фильм https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1012900609...k
Нотный сборник к учебному предмету «Ритмика» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое творчество»
содержание
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального образования. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно отражаются в движении. Занятия ритмикой помогают развивать музыкальный слух и память, активизируют восприятие музыки. закрепляются некоторые понятия музыкальной грамоты, развивающие темповые, динамические, метро-ритмические особенности.Настоящий сборник этюдов и музыкальных игр рекомендуется концертмейстеру для работы по программе учебного предмета «Ритмика». Он может быть использован в начальных классах общеобразовательных, музыкальных школ и школ искусств дополнительного образования. Данный сборник ставит своей задачей систематизировать предлагаемые музыкальные этюды и игры. С этой целью предлагается материал, распределенный по годам обучения, соответствующий программному усвоению. В сборнике собраны лучшие образцы музыкальных отрывков из произведений композиторов – классиков, а также народные мелодии, выбранные в результате практических занятий. Чтобы заинтересовать детей и способствовать их дальнейшему музыкальному и эстетическому развитию необходимо преподносить музыку четко и грамотно. К некоторым этюдам дано примечание, которое поясняет наиболее яркое исполнение и помогает воспроизвести необходимый образ.
1 год обучения : «У пруда» Л.Бетховен. «Не зевай» Ф.Шуберт, «Две лошадки» Ф.Лещинская, «Лягушки» В.Ребиков «Прогулка» , Э.Беттольф «Соберемся вместе» А.Обер, «А девчонки», «Дождик» А.Коробейников, «Цветок» А.Гречанинов, «Мотыльки» Н.Раков, «Что вам нравится зимой» Е.Тиличеева,, «Марш оловянных солдатиков» П.Чайковский, «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский, «Добрый жук», «Зайцы» Е.Тиличеев, «Снежки» М.Сатуллина, «Воробьи» А.Руббах, «В городах и селах» А.Филиппенко, «Экосез» Ф.Шуберт, «Русский танец» П.Чайковский, «Игра в мяч» Контрданс, А.Рубинштейн, «Сливы» моравская нар. песня А.Шебестик, «Канавка» словенская нар. песня И.Павчич, «Песенка без слов» П.Чайковский, «Теремок» Т.Попатенко, «Галоп» Д.Кабалевский, «Чижик» Е.Чернявская
2 год обучения: «Что за гуси» чешская нар.песня А.Шебестик, «Собирали девки лен» русская нар. песня Н.Чайкин, «Бабочка» английская нар.песня А.Моффит, «Барашеньки» М.Андреева, «Веселые гуси» украинская нар.песня М.Красев, «Тарантелла» А.Ферро, «Заиньки и волк» Е.Тиличеева, «Гномики» Е.Тиличеева, «Движения парами» П.Чайковский, «Женчичек-бренчичек» украинская нар.песня, «Ах, ты береза» русская нар.песня, «Плетень» руская нар. песня Н.Александрова, «Ежик и мыши» М.Красев, «На лужайке» французская нар. песня , «Колесико» латышский нар. танец , «Козочки и волк» В.Витлин, «Снегурочка» русская нар. песня Т.Ломова, «Скакалка» Д.Шостакович, «Сапожник» польская нар. песня В.Сибирский, «Словацкая полька» словацкий нар. танец , «Полянка» русский нар. танец
3 год обучения: "Баварский вальс" немецкий народный танец, "Тарантелла"итальянский народный танец, венгерский народный танец, "Краковяк" польский народный танец, чехосовацкий народный танец, французский танец
Методическое пособие "Музыка в классе хореографии"
Описание Составитель сборника — концертмейстер с большим опытом, знающая все тонкости работы в балетном классе Н.Штемпель. Разнообразный нотный материал для всех видов балетных комбинаций составлен из произведений мировой балетной классики и импровизаций концертмейстеров. Его использование позволит концертмейстеру не только существенно расширить музыкальный репертуар, но и подобрать необходимые для урока ноты, не привлекая дополнительной литературы. Фактура большинства произведений намеренно упрощена, что делает материал более доступным и сосредотачивает внимание концертмейстера не на технических, а на художественных и учебных задачах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"
В работе обобщается опыт работы концертмейстера хореографического отделения...
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...
Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»
Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...
Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"
Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...