Сохранение фольклорного искусства, как части культурного наследия. Приобщение детей к русской культуре и традициям.
методическая разработка

Кошляк Светлана Станиславовна

Особое место в охране культуры наследия - занимает фольклор. Поэтому в настоящее время, необходимо  сохранять и возрождать традиции фольклора в системе образования детей с помощью тематических уроков концертов, классных часов. Где в непосредственном участии ребенка, родителей происходит знакомство народными традициями, песнями,играми, танцами и.т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornoe_iskusstvo_2020g.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей

средствами вокального и хорового исполнительства.

        

СОХРАНЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ИСКУССТВА,

КАК ЧАСТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ.

                                                              Выполнила:

                                                                                                  Кошляк Светлана Станиславовна

                                                                                             преподаватель теоретических

                                                                                                 и хоровых дисциплин МАОУКДО

        Детская школа искусств г.Нягань

 

 «В фольклоре, как в языке, сказывается коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека» А.М. Горький

Особое место в охране культуры наследия – занимает фольклор. Поэтому в настоящее время, проблема сохранения и возрождения фольклора, вполне актуальная.

Каковы же пути сохранения и возрождения традиций фольклора, как части нашего наследия в современной эпохе увлечения компьютером, телевидением, телефонноманией и т.д.

Сделать это возможно, через внедрение много уровневой непрерывной системы образования детей и распространения культуры пения, общения в виде концертов, тематических мероприятий, игр и т.д.

Чем раньше будет начато обучение родному языку, истории русского народа, традициям, тем быстрее ребенок начнет понимать и проявлять истинный интерес к народному творчеству.

У дошкольников и школьников младших классов – это очень легко воспринимается материал через рассказы: былин, сказок, пословиц, загадок, пение РН песен, колыбельных, создание творческих поделок и рисунков на народные темы. И эту работу нужно начинать не только в детском саду, и начальных классов, но и дома в кругу семьи.

Дети в этот период сами готовы воспринимать данную информацию, проявляя интерес и умение применять новые знания на практике в виде игры.

На уроках слушания музыки в 1-2 классе, дети узнают народные сказания, песни, обрядовые традиции.  Где в доступной и очень интересной беседе проходит знакомство с народным творчеством. Детям предоставляют на уроках слушания музыки, не только музыкальный материал, но и картины, где представлены русские богатыри, купцы, девушки  и юноши. А так же представлены исторический материал, истории, былины, сказания.

С учащимися средних и старших классов выполнение данной образовательной программы куда трудней й и важней. Ведь отвлечь подростка от «новых игрушек – гатжитов» куда сложнее, и поэтому здесь необходим свой собственный заразительный пример.

Конечно в идеале, было бы очень хорошо внедрить урок  Народного творчества и фольклора в общеобразовательные заведения, но выполнение  этой задачи возможна только с участием руководителей администрации, и директоров школ. Поэтому, работая в ДШИ,  я решила с помощью наших преподавателей и самих детей начать выполнять эту сложную, но не менее интересную задачу.

Проект «Возрождение русских традиций» - это цикл лекций-концертов: «Русская зима», Русская весна», «Лето красное», «Русская осень» -  для учащихся и родителей Детской школы искусств и жителей города.   В наших концертах принимают участие не только преподаватели, но и сами учащиеся ДШИ, фольклорный класс преподавателя А.А. Ермаковой и хоровой класс учащихся музыкальных отделений ДШИ преподавателя С.С. Кошляк.  Сопровождение концертов мультимедийными презентациями дополняют впечатления о происходящем действии, а  элементы театрализации (танца, игр, песен, стихов) добавляют народный колорит и правдоподобность действия. Песни, элементы игр и танцев, а так же лекции – беседы  основаны на обрядовых  народных традициях, русском песенном фольклоре и интересны для всех любителей русской истории и русской народности. Очень жалко, что мы,  имея большое историческое и народное наследие, с годами утрачиваем эту связь поколений. Подражая всему западному (музыке, культуре общения, танцам и т.д.), мы славянские народности практически перестаем обращать внимание на свою культуру, мало говорим или совсем перестали вспоминать о старинных традициях, образе жизни наших предков, поэтому бытовая сторона нашего народа в своем прошлом почти потеряна для нас.

В нашей школе есть отделение музыкального фольклора и ведущий педагог А.А. Ермакова, не только работает над вокалом и исполнением русских народных песен, а так же ведет предмет народное творчество. Я, как преподаватель теоретических дисциплин (сольфеджио, хор, слушание музыки) решила объединить, и расширить возможности этих предметов, показать и рассказать о нашем русском наследии не только учащимся фольклорного отделения, но и детям других музыкальных направлений, а так же и их родителям. Подготавливая первый концерт «Русская весна», все участники прониклись интересом и   уважением к культуре русского народа. Дети сами подготавливали элементы костюма, разучивали стихи, песни, танцы народного творчества. С помощью преподавателя Ячменевой Е.А. и её учащихся была представлена выставка народного творчества (куклы, поделки, элементы посуды и украшений), что еще более добавило интерес к данному мероприятию. Мы рассказываем,  и главное показываем всем зрителям, как в старину встречали праздники, готовились к приходу Зимы, Весны и т.д. Какие обряды совершали, в какие песни и игры играли, все это добавляет интерес и знания, а  главное,  уважение к своей русской культуре. Возрождая свою генетическую память, мы, обогащаем культуру своего поколение, развиваем патриотическое воспитание наших детей. Концерт «Русская весна», который был представлен в апреле 2019г, был показан не только в ДШИ для учащихся и родителей, а так же мы представляли этот концерт в детских садах города «Белоснежка», «Буровичок»,  в МОУСОШ № 11, где всех участников концерта встречали очень хорошо. Концерт «Русская весна» имел положительный резонанс, все зрители от мала до велико, выражали свою благодарность, что так же является воспитательным процессом, не только для зрителей, но и для всех участников, понимая насколько нужное и полезное дело мы совершаем все вместе.

В течение проведения целого ряда концертов в детских учреждениях города, родители наших учащихся (участников данного мероприятия) оказались задействованы в процессе подготовки и участия мероприятий. Родители помогали подготовить детей к мероприятиям (костюмы, прически, посещение репетиций, концертов), что  очень положительно сказалось на воспитательном процессе, и эмоциональном состоянии детей, сохраняя связь между всеми участниками: родителями, детьми и  преподавателями.

В феврале 2020г был реализован - представлен второй концерт «Русская зима», где так же всеми участниками мероприятия были представлены обрядовые и  песенные традиции русского народа. Где сами участники концерта не только пели, но и исполняли обрядовые танцы, читали загадки, стихи о русской зиме. Весь материал я использовала, опираясь на исторические данные, которые из века в век хранились в народном творчестве и были записаны разными собирателями фольклора. Так же с помощью  преподавателя А. Ермаковой, которая разучивает и изучает эти темы с учениками своего класса, мы смогли полноценно раскрыть тему «Русской зимы». В конце мероприятия все участники пели Рождественские праздничные песни, угощали всех гостей и участников сладостями, как это и было в традиции русского народа.

По сложившейся традиции класс художественно-прикладного творчества преподавателя Ячменевой Е.А, были представлены работы учащихся ( картины, куклы, элементы костюмов, посуды и даже угощений, которые мы  раздавали всем участникам нашего мероприятия.

И в дальнейшем, мы так же продолжим рассказывать и показывать о народных традициях - «Лето красное», «Русская осень» укрепляя интерес и популяризацию народного творчества и фольклора  и возрождая связь поколений, воспитывая любовь к своей стране и уважение к культуре родного языка и народа.

           

                                             

Приложение

I / Лекция – концерт с элементами театрализации

«Русская весна»

06.04.2019г 13.30 малый зал ДШИ

МАОУК ДОД МО «Детская школа искусств» г. Нягань

Тема: «Русская весна, с использованием русских народных песен, игр»

для детей ДШИ учащихся  1 классов музыкальных отделений и учащихся класса фольклора.

Программное содержание:

Изучение с детьми сезонных традиций в природе с приходом весны. Русские народные песни, заклички – народный фольклор. Знакомство с народными играми, народными традициями. Развитие творческих способностей у учащихся. Развивать интерес к народному творчеству и традициям, укрепление и популяризация народного фольклора.

Словарная работа: заклички, про-тальник, водолей, травень.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: чучело зимы, венок, две веточки – искусственные, ленточка, народные костюмы, музыкальное сопровождение, мультимедийное сопровождение.

Выставка народно-прикладного творчества работ учащихся класса преподавателя – Екатерины Ячменевой.

Цель: познакомить  с фольклором русского народа.

          Задачи:

-  развивать интерес к произведениям народного творчества;

- упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества;

. - воспитывать любовь к своей стране и уважение к культуре родного народа.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент

       Здравствуйте гости дорогие, красны девицы, добры молодцы и малы ребятушки!   Сегодня у нас непростой концерт, мы хотим рассказать и показать вас, как в старину встречали Весну – матушку. Какие песни пели, в какие игры играли.

II.Основная часть – сценарий, концертные номера учащихся 1 класса, игровые и театральные постановки (танцев, игр).

В концерте принимали участие учащиеся  1 классов ДШИ:

  • «Класс фольклорного искусства» - преподаватель Ермакова А.А.
  • Учащиеся музыкальных отделений, хор 1 классов – преподаватель Кошляк С.С.

Концертмейстеры (баян) – Долматов  Александр Юрьевич (баян),

 Кузнецова Ольга Михайловна (фортепиано).

Выставку народно-прикладного творчества представили учащиеся класса преподавателя Екатерины Ячменевой.

Ведущая  концерта – С. Кошляк

Программа концерта:

  1. РНП «Вставала ранешенько» - Хобока  Лада   (Ре мажор)
  2. РНП «Выйду я на реченьку» - Косогорцева Алина   (Фа мажор)
  3. РНП «На горе то калина»  – Пичугова Марина      (Фа мажор)
  4. РНП «Скок скок» - Клыго Анна  (Ре мажор)
  5. РНП «Жаворонок Дуда» - Самарина Вика   (от соль - Ми -бемоль)
  6. (Песня с игрой) «Весна красна» Хор  учащихся 1(8) классов
  7. Весна благодатная.  Игра   Хор учащихся 1(8) классов
  8. Хоровод – игра РНП «Со вьюном я хожу» и песня.  Хор  (ре минор)
  9. РНП «Патока с имберем» - Багаутдинов Руслан  (Ре мажор)
  10.  РНП «Дождик» - Михалевич Анастасия
  11.  РНП «Во поле береза»  ХОР  1 классов – песня игра (Ре минор)
  12.  РНП «Весна красна»  - Ермакова А.А.  
  13.  РНП «Уж вы жаворонушки»  – Карпикова Ульяна  (Ре минор)
  14.  РНП «Виноград  у нас в бору растет» – Ковтуны Анастасия и Андрей
  15.  Хоровод – игра Ленточка исполняет  Ермакова А. (до минор)
  16. Д. Тухманов, сл. Ю.Энтина «Самовар» - исполняет хор уч-ся 1(8) классов
  17.  РНП «Блины» - Китаева София (до мажор)
  18.  «Блины русские» - исполняет сводный хор учащихся  1 классов и класса фольклорного искусства  (Ре мажор)

II Лекция – концерт с элементами театрализации

«Русская зима»

28.02.2020г 13.00 малый зал ДШИ

МАОУК ДОД МО «Детская школа искусств» г. Нягань

Тема: «Русская зима, с использованием русских народных песен, игр»

для детей ДШИ учащихся  1-2  классов музыкальных отделений и учащихся класса фольклора.

Программное содержание:

Изучение с детьми сезонных традиций в природе с приходом зимы.

Русские народные песни, колядки – народный фольклор. Знакомство с народными играми, народными традициями. Развитие творческих способностей у учащихся. Развивать интерес к народному творчеству и традициям, укрепление и популяризация народного фольклора.

Словарная работа: Никольщина, Солнцестояние, Коляда, Рождество, Святки, народные названия зимних месяцев.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: народные костюмы, платки, веретенце, атрибуты рукоделия, музыкальное сопровождение, мультимедийное сопровождение.

Выставка народно-прикладного творчества работ учащихся класса преподавателя – Екатерины Ячменевой.

Цель: познакомить  с фольклором русского народа.

          Задачи:

-  развивать интерес к произведениям народного творчества;

- упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества;

- воспитывать любовь к своей стране и уважение к культуре родного народа.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент

       Здравствуйте гости дорогие, красны девицы, добры молодцы и малы ребятушки!   Сегодня у нас непростой концерт, мы хотим рассказать и показать вас, как в старину встречали Русскую зиму. Какие обряды совершали, какие песни пели, в какие игры играли.

II.Основная часть – Сценарий, концертные номера учащихся 1-2  класса, игровые и театральные постановки (танец с платками, игры).

В концерте принимали участие учащиеся  1-2  классов ДШИ:

  • «Класс Фольклорного искусства» - преподаватель Ермакова А.А. фольклорный ансамбль «Вьюнок», сольные номера – А. Косогорцева,

А. Ермакова

  • Учащиеся музыкальных отделений,  хор 1 классов предпрофессиональной программы «Веселые нотки»,– преподаватель Кошляк С.С.

Музыкальное сопровождение:

 Долматов  Александр Юрьевич (баян),

 Кузнецова Ольга Михайловна (фортепиано).

Выставку народно-прикладного творчества представили учащиеся класса преподавателя Екатерины Ячменевой.

Автор сценария, ведущая  концерта, мультимедийное сопровождение –

С.С. Кошляк

Программа концерта:

  1. «Здравствуй, Русская зима» - хор учащихся 1(8) классов
  2. «Белый снег, белешенький» РНП – хор учащихся 1(8) классов
  3. «Свадьбы» - исполняет Косогорцева Ангелина
  4. «Пошла Коляда» - исполняет фольклорный ансамбль
  5. «Коляда» - исполняет фольклорный ансамбль
  6. РНП «Как на тоненький ледок» - хор учащихся 1(8) классов
  7.  «Песня русская меня околдовала»– исполняет Косогорцева А.
  8. Игра «Гадания» –  исполняют дети
  9. «Сын божий в мир родился» - исполняет фольклорный ансамбль
  10. РНП «Крутись веретенце» - исполняет Ермакова А.А. – дети танцуют хоровод с платками.
  11. «Родимое приволье» - исполняет фольклорный ансамбль
  12.  Стихи читают учащиеся 1 класса: Ахметова Алина,  Варламова Лиза, Валегжанина Вероника, Глухих Мария,  Копасова Наташа,  Потайчук Полина,  Сафиуллина Мила, Сунцова Юля, Тыняная Света, Тимошенкова Полина,  Шафир Василиса,  Чапарян Манэ.

Список литературы:

М. Забылин «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия» М., Русская книга 1996г

А.Некрылова «Русский земледельческий календарь» Ч., Вариант-книга 1996г

А. Ермолов «Народное погодоведение» Ч., Вариант-книга 1996г

А. Терещенко «Быт русского народа» М., Русская книга 1999г

Автор методических разработок для мероприятий- концертов,

автор методического доклада – Кошляк Светлана Станиславовна, заведующий отделением хорового дирижирования, руководитель хоровых коллективов учащихся ДШИ, преподаватель высшей квалификационной категории.

17.12.2020г

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

Приобщение детей к танцевальному искусству - приобщение их к мировой культуре.

АктуальностьУвлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танц...

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов

Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ан...

2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России....