Приобщение детей к танцевальному искусству - приобщение их к мировой культуре.
презентация к уроку на тему

Трубенкова Галина Леонидовна

Актуальность

Увлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности.  Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.  Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа  по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем  и  обусловлена её актуальность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

 Народно – сценический танец как средство приобщения детей к хореографической культуре народов мира.

Автор опыта:

Трубенкова Галина Леонидовна,

педагог дополнительного образования

Корсаков

2015

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________3

Глава 1. Теоретические аспекты национальной культуры

1.1. Национальная культура и национальный характер__________6

1.2. Народные танцы как форма народного творчества, сложившаяся на базе народных танцевальных традиций ___________________________________9

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное исследование роли обучения народно-сценическому танцу как фактору сохранения и развития национальной хореографической  культуры___________________________14

ГЛАВА 3. Внеклассная работа как важнейшая часть приобщения детей к национальной культуре народов_____________________________________15

Заключение______________________________________________________24

Список используемой литературы___________________________________25

Введение

Залогом социально-экономической и политической стабильности не в последнюю очередь является изучение и развитие  народной культуры.

У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

История хореографического искусства является мировой культурой. Танец -  одно из наиболее древних и глобальных для мировой культуры искусств. За тысячелетия своего существования он накопил арсенал устойчивых средств, сохраняющихся при любых сценических реформах и условиях различных форм идейно художественного сознания.

Особенности изучения народно-сценического танца заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. Учащихся знакомят с наиболее важными событиями из жизни народа, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также с истоками танца.

«Есть только один исторический путь к достижению высшей человечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества» А.В. Бердяев.

Актуальность исследования глобальные социально-экономические и политические трансформации последних двух десятков лет вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, создали реальную угрозу утраты национальной культурной идентичности народов, породив культурный конфликт поколений.

В сложившейся ситуации не только судьба реформ, но и государств, и наций, способность общества к самосохранению и саморазвитию решающим образом зависят от того, каким образом и в каком направлении будут развиваться процессы в сфере культуры

Будучи одним из стабилизирующих факторов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, традиции являются ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования: «Народно-сценический танец как фактор сохранения национальной культуры народов».

Объект исследования: сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры народов.

Предмет исследования: процесс обучения народно- сценическому танцу детей  как фактора сохранения и развития национально культуры.

Цель исследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы определить основные термины и понятия по теме исследования.

2.Изучить истоки и семантику народного танца.

3. Охарактеризовать возрастные особенности детей подросткового возраста и их отношения к национальной хореографической культуре.

4. На основе опытно-экспериментального исследования раскрыть эффективность занятий народным сценическим танцем детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры.

Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения, теоретическое объяснение, практические занятия и др.

Методологической основой исследования послужили труды Лихачева Б.Т., Уральской В.И., Устиновой Т., Богданова Г.Ф.

База исследования: МБУ ДОД «Дои детства и юношества». Коллектив «Радость»

 Практическая значимость данного исследования состоит в том, что основные выводы исследовательской работы будут составлять интерес для преподавателей народно-сценического танца руководителей хореографических коллективов, студий и т.д.

Гипотеза: обучение детей народно-сценическому танцу прививает интерес к национальной культуре народов.

Глава 1. Теоретические аспекты национальной культуры 1.1.Национальная культура и национальный характер

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Национальная культура проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Национальная культура охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Элементы национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом национальной культуры своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна национальная культура. Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Создателем национальной культурывыступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая "создается" ими, только до определенного времени "непонятна" народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы Н.к. выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика. История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как "национальная идея". В русском варианте - это "русская идея", о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору[8, с.9].

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Наиболее древним элементом народного этнического творчества является ритуально-культовый танец, возникший из жизни и быта народов. Осмысление многих значительных событий в жизни людей происходило в ритме определенных телодвижений, которые превратились со временем в танцевальные ритуалы, ставшие важным элементом культурной жизни народа.

Народные танцы возникли позднее из народных игр и развлечений и могут быть обрядовыми или праздничными, имея, как правило, ярко выраженный этнический характер. Например, русская кадриль, чешская полька, украинский гопак и др. Многие народно-этнические танцы были стилизованы, т.е. художественно переработаныпрофессионалами танцевального искусства, и превратились в историко-бытовые и классические танцы, старинные и современные, составляющие «золотой фонд» танцевального искусства.

Формирование хореографической культуры происходит наиболее интенсивно с юных лет, именно в этот возрастной период идет становление самой личности[24,с.117].

Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него.

Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлений, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях- в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально- чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события.

Геродот  подчеркивал, что каждый народ убежден в том, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Эта мысль, высказанная 25 веков назад, ни чуть не устарела и сегодня. В ней содержится идея, что образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями, определяемыми многими обстоятельствами, в том числе и элементами характера.

Таким образом, национальная хореографическая культура всецело стоит в зависимости от национальной художественной культуры и от национального характера народа.

В XX в. погибло немало памятников средневековой культуры, материальные и духовные. В старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся храмы, монастыри, палаты средневекового зодчества. Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

1.2.Народные танцы как форма народного творчества сложившаяся на базе народных танцевальных традиций

Танцы возникли из самых различных движений и жестов, связанных с эмоциональным состоянием первобытного человека, порожденным трудом и окружающей средой. Танцевальное искусство существовало еще до появления простейших народных музыкальных инструментов – они сопровождались хлопками зрителей, поддерживающих ритм. Движения изменялись постепенно, подвергаясь художественному обобщению, и в результате сформировалось танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. На основе танцевальных традиций, языка хореографии, пластической выразительности, соотношения движения и музыки у каждого народа сложились свои танцевальные пути[29,с.54]

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона. Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций.

Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Первоисточником танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений  корпусом и ногами. Мимика – первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы и человека в древние времена назывались танцами. Танец – это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу[33, с 28].

В глубокой древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человека. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок – охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими  энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Массовость, всеобщность – необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом, возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее. Основная форма исполнения – круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В танцевальных движениях воплощались любовь и труд, моление о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени[34,с.143].

Народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Время от времени народный танец включал в свою палитру различные жесты из древних танцев, почерпнув из них множество идей[34, с 30].

Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну. Но даже в рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца.

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.

Исключительное многообразие народов и культур современного мира формирует его необычайно мозаичную картину. При этом важнейшей составляющей неповторимого и уникального облика любого народа мира является его народное художественное творчество. Оно существует до тех пор, пока существует народ (др. греч.этнос), и наоборот.

Танец - это закономерный результат развития человеческого общества. Как вид искусства, танец постоянно находится в развитии, сама жизнь и культура привносит в него все новые и новые элементы, вот почему ежегодное повышение квалификации танцоров-педагогов

Танцевальная культура в является залогом успеха в их профессиональной деятельности.  традиционном обществе, является зримой иллюстрацией и демонстрацией определенных социальных отношений в обществе, например статуса, занимаемого человека в обществе.

Танец является видом искусства, в котором основой для создания художественного образа являются движения, жесты, положения тела танцора, которые иначе, как через наблюдение, невозможно исследовать.

Народный (этнический) танец - танец определенного народа (этноса), сложившийся на базе народных танцевальных традиций. Широкая распространенность танца в непрофессиональной, бытовой сфере - показатель того, что он является древнейшим из искусств. Есть также совершенно верные высказывания о том, что танец подчиняется правилам исчисления, порядка, т.е., существует в рамках общих законов мироздания. Простейшие формы танцевального движения и их сочетания (па) измеряются теми же длительностями, что и музыка. Организация танца подчинена законам определенной музыкальной системы. Современные исследования показывают, что истоки танца имели отчасти место в животном мире. Однако в отличие от собственно человеческого танца, никакой «эстетической» и «познавательной» функции «танцы» в мире животных и птиц не несут, не исполняют.

Каждый танец отвечал характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись его характер и тематика.

Танец возник с появлением первых людей. Жизнь первобытного человека тесно переплеталась с природой и зависела от ее благосклонности. Это повлияло на искусство танца. Через танец первобытный человек выражал свои чувства. Также танец служил средством общения людей с окружающим миром.

Народный танец, являясь одним из древнейших видов в структуре народного творчества, рождается потребностями, идеями и интересами, которыми живет народ. В разные периоды истории народов танец питался разными истоками. Так, на начальном этапе (древнем) этапе истории таким источником и был ритуал. В то время танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялись музыка, танец, пение, драматическое действо. В ритуале были слиты воедино танец, музыкально-инструментальная и песенная (или религиозный гимн, молитва, заклинание) составляющая[34,с.142].

Танец в жизни человека первобытного и традиционного общества - это способ мышления и жизни. Например, во время танца, изображающего определенных животных, они вырабатывали охотничьи приемы. Кроме того, танцем выражали моления о плодородии, о ниспослании дождя или исполнения других насущных нужд.

До недавнего времени исполнялись, а в некоторых случаях исполняются и до сих пор, подобные ритуальные по своей природе танцы. Так, хоровод вокруг «майского дерева» как форма приветствия, встречи пробуждающейся природы характерен для всех народов Европы, а его истоки прослеживаются еще в древнегреческих дионисийских празднествах.

Слитность танца и религиозно-магических представлений сохраняется очень долго, пережив архаический этап в развитии общества. Так, в танцах народов мира (например, чехов, словаков) есть танцы с подскакиванием кверху: в соответствии с магическим принципом подобное вызывает подобное, чем выше прыжки, тем выше будут произрастать полезные растения.

До сих пор огромный интерес вызывают старинные обрядовые по истокам танцы многих народов мира: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский танец орла, китайский и индийский танцы павлина. К этому же кругу принадлежат русские «журавель» и «гусачок», норвежский «петушиный бой», финский «танец бычка». Природа (в широком смысле слова) использовалась здесь для создания пластики художественного образа или хореографической характеристики человека, а не для ее умилостивления (как прежде).

Природно-климатические условия жизни, различные явления природы служили источником танцевальной пластики в таких, например, русских танцах, как «сосенка», «утушка», и этнохореографии целого ряда других народов[33,с.19].

Источником, питающим народное искусство танца, является трудовая деятельность народа. Отражение трудовых процессов, связи между людьми в труде, их отношение к труду, его продуктам очень хорошо видно в танцах жнецов у латышей, гуцульском «танце дровосеков», белорусском танце «лянок», молдавском «поамэ» (виноград), узбекских танцах «шелкопряд» и «пахта» (хлопок).

С развитием городской жизни, появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые народные танцы - украинский «бондарь», эстонский «сапожник», немецкий «танец стеклодувов», карельский «как ткут сукно».

Источником содержания народных танцев служит также сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Широко известны танцы этого плана у многих народов, хотя и под разными названиями, но сходные по существу: «плетень», «капустка», «улица», «сени», «ворота», «веретено» и др. Уже само название говорит о том, что лежит в основе их образности, пластики, настроения.

Традиция - важная составляющая народной жизни, обеспечивающая сохранение фольклорного танца. Благодаря такому ее принципу, как преемственность (передача изпоколение в поколение), танец способен оставаться частью жизни народа, переживая вместе с ним временные границы и различные культурные влияния, сохраняя при этом свою специфику. В связи с тем, что многие танцы пришли из глубины веков, их и называют традиционными.

Важнейшим признаком этноса, как известно, является национальный характер. Национальный характер проявляется в различных сферах жизни народа, в том числе этнической художественной традиции и танце, как ее части. В фольклорном танце проявляются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Этнический танец - отражение народной жизни, поэтому, как всякое явление фольклора, он отобрал все самое существенное и принципиальное, что характерно для данного народа, именно поэтому танцы часто так не похожи друг на друга и являются уникальными в своем роде. Мазурка воплощает польский характер, полька, с ее отрывистым ритмом, лучше всего отражает дух чешского народа. Равным образом чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца, - отражает особенности венгерского национального характера с его открытыми эмоциями, сочетающими и тоску, и бурные страсти[30,с.227].

 

Хореографам известна глубоко эмоциональная характеристика народного танца, данная Н.В. Гоголем в работе «Петербургские записки 1836 года»: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира:...Испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется тане. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн; у одного танец - говорящий, у другого - бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого - спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный..

...Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность»

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценическому танцу как фактору сохранения и развития национальной хореографической культуры

Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну. Но даже в рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца.

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.

Специфика воспитательной работы в танцевальном коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.

При проведении урока я должна суметь донести до детей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия.. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог  и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, я отбираю те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу я решаю. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип я учитываю при построении урока народного танца в целом.

Глава 3. Внеклассная работа как важная часть приобщения детей к  национальной  хореографической  культуре народов мира

Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит такому  виду, как внеклассная воспитательная работа.

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

К основным методам деятельности во внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т.п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций(показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин и т.п.); в методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей); методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т.п.); д)методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведения контрольных бесед, анкетных опросов).

Сначала я предлагаю детям просмотреть видеофильм ансамбля танца, сюжет и образы которых близки к теме избранного танца. После этого  намечаю исполнителей и приступаю к разучиванию отдельных танцевальных движений. Работу над разучиванием элементов танца надо обязательно проводить под музыку.

Чаще всего я выбираю публикации, где дается развернутый исторический очерк о народной танцевальной культуре и ее особенностях разучиваемого танца.

При подготовке номера останавливаюсь  подробно на примерах танцевальных композиций данного народа, фольклорных и сценических вариантах, а также танцах разных регионов каждой республики.

В последние годы из возможностей использования Интернет-материалов для постановки народно – сценического танца можно найти превеликое множество, при этом могут быть учтены запросы самых разных коллективов художественной самодеятельности, от начинающих – до имеющих значительную подготовку, а также разного исполнительского состава и величины..

В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить учащимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо проступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.

         В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя и др. [30,с.74]

Метод упражнения (метод практического приучения) позволяет каждому преподавателю и самому учащемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях в результате повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма, а роль сознания в действиях несколько снижается.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Надо постоянно, настойчиво упражнять учащихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.

Суть метода наглядного примера состоит в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя народно-сценического танца на учащихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством воспитания.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать значение своего труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

В хореографическом искусстве к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой, медалью за высокие творческие успехи,.

Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов воздействия на учащихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание педагога, сделанное сразу или затем перед всеми учащимися.

.        Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления.

Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.

Нельзя рассматривать каждый конкретный метод отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать поставленной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания [30,с.64-68].

Наиболее действенными методами воспитания являются:

– традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

– инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

– неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);

– тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

– рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

В обучении народно-сценическому танцу применяются две группы методов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Метод создания на уроке проблемной ситуации также способствует творческой обстановке. Например: я прошу  перестроить круг в диагональ, или из двух линий сделать квадрат и т.д .Учащиеся с интересом подключаются к этому творческому процессу.

После того как хорошо освоен материал, я предлагаю ребятам задание на импровизацию, это развивает творческое воображение и фантазию.

На уроке народно-сценического танца эффективными являются такие методы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д. [30,с.104-105]

В методике преподавания народно-сценического танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач обучения народно-сценическому танцу.

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

-эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;

-технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

-практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего можно воздействовать на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания – это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер [30,с.54].

Анализ условий протекания педагогического процесса

Занятия детей проходят в Доме творчества, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования. Приобщение к народному творчеству идет через:

  • всю образовательную программу;
  • внеклассную работу;
  • концертные программы;
  • семейные праздники;
  • фестивали искусств.

Благотворно влияют на работу детского творчества конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов.

Стимулирующим фактором развития творческих способностей  является участие в городских мероприятиях. Принимая участие в них, дети знакомятся с разнообразным репертуаром, чувствуют, что они занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество.

Исходя из анализа педагогической деятельности поставлена цель- с помощью анкетирования изучить сохранение и укрепление мотивации, и интереса к занятиям народными танцами.

Анкета

1. Нравится ли тебе посещать уроки народно-сценического танца:

а) с желанием;

б) без желания;

в) затрудняюсь ответить?

2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:

1) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;

2) народные игры;

3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?

4. Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?

5. Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?

6. Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

7. Танцуете ли вы танцы, разученные на занятиях своим родителям?

8. Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь на занятиях, что нового узнали?

На вопросы анкеты дети все ответили, что народно-сценический танец – один из самых любимых предметов. Больше всего их привлекает на занятиях разучивание новых движений какой-то новой страны, их обычаи, традиции и взаимосвязь этого с движениями и характером танцев этого народа.  

На подростка оказывает влияние массовая молодежная культура. Занятия по народно-сценическому танцу не являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняет межличностные отношения. В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся народно-сценическим танцем.

Таким образом, для сохранения и развития национальной культуры народа необходима кропотливая и целенаправленная работа. Для этого я планирую использовать на занятиях специфические формы работы с учащимися, основанные на содержании главы.

И, наконец, следующим этапом исследования стало оценка уровня формирования нравственно-эстетического вкуса. Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса .

Для этого в вопросах анкеты были простые вопросы: Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения. А далее исследуемые дети должны были обосновать свой выбор.

На мой взгляд, оценку уровня сформированности художественно-эстетического вкуса можно выразить в оценочных суждениях и широтой музыкальных предпочтений. Чем человек больше знает жанров музыки, тем он более осознанно делает свое предпочтение. Давая развернутые ответы и комментарии к своим ответам, дети показывают не только художественно-эстетический вкус, но и нравственно-эстетическое сознание. Ответы на эти вопросы показали следующее

У детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса. Таким образом, гипотеза роли обучения детей подросткового возраста народно-сценическим танцем, как важного фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры полностью подтвердилась. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического) жанра.

Конечно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого , воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.

Ведь на уроках народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.

На уроках танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей.

За период изучения народно-сценического танца с 2011 г. по 2014 г. ребята изучали танцевальное искусство России. Белоруси, Прибалтики, Украины, Италии, Молдавии.

         Были поставлены танцы на основе движений русского танца «Русский девичий», за который в 2012 г. на областном конкурсе «Сахалинская мозаика» они заняли 2 место в номинации народный танец.

2013 г. – 1 место за танцы «Вертушки» (русский танец) и «Тарантелла» (итальянский народный танец).

2014 г. –  диплом за участие в Международном фестивале национальных культур - Ирландский танец «Прогулка по камням»

2014 г. – 3 место в областном фестивале – конкурсе «Радуга» Якутский танец «Рождение оленя».

Ребята постоянно участие в мероприятиях муниципального уровня, являются постоянными участниками городских концертов.

 Заключение

1. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения  национальной хореографической культуры народов.

2. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства к своей родной земле и уважение к другим народам, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

3. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в его практической деятельности.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным в процессе занятий народно-сценическим танцем.

5. Анализ показал, обучение детей подросткового возраста народно-сценическому танцу является важным фактором сохранения и развития национальной хореографической культуры, и опытно-экспериментальное исследование показало эффективность занятий, выбора адекватных методов и средств обучения.

Список литературы

1. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.

2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. – М.: Москва-Воронеж, 1997. - С. 135-172.

4. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.: Прикосновение, 2005. – С. 127.

5. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

6. Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. – С. 30-31

7. Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.

8. Вохрышева М.Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М.Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006 года. – Самара, Чт.1. – С.8-12.

9. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. – 84с.

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

11. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 326 с.

12. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды/Г.С. Гороина. – М.: Просвещение, 1974.

13. Государев А.А. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности/ А.А. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой – № 6, 1997. – С. 180-183.

14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб.пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

15. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. – 364 с.

16. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.

17. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев – М.: Педагогика, 1999.

18. Кон И.С. Ребенок и общество/И.С. Кон. – М., 1988. – С. 133-166.

19. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987.

20. Мессерер А. Танец. Мысль. Время / А. Мессерер. - М.: Искусство, 1979.

21. Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1997. – 104 с.

22. Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976. – 224 с.

23. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.19-24.

24. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. – 256 с.

25. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.

26. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992. – 63 с.

27. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 23-32.

28. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. - М.: Рос.пед. агентство, 1997. – 174 с.

29. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб.пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. – 264 с.

30. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005. – 229 с.

31. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 96 с.

32. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.

33. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.

34. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. – 144 с.

35. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. – 478 с.

36. Философский эстетический словарь – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа

ГОДОВОЙ ПЛАН

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 В ОБЪЕДИНЕННИИ «РАДОСТЬ» НА 2015 /16 УЧЕБНЫЙ ГОД

Трубенкова Г.Л.,

Педагог дополнительного образования

Корсаков

2015 г.

Пояснительная записка.

МБОУ «Дом детства и юношества» работает в рамках воспитательной концепции, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса. Основой всех форм воспитательной работы становится творческая деятельность.

 Целями Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации  являются:

- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и

 самореализацию;

- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

-  развитие инновационного потенциала общества.  

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

- развитие дополнительного персонального образования как ресурса

мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений; интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом; разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого.

В прошлом учебном году мною была поставлена в число основных задач – вовлечение в концертную деятельность всех учащихся. Считаю, что эта задача была выполнена – в танцах участвовали практически все ученики, или в одном или в другом танцах. В постановках  «Ирландский», «Девичий перепляс», «Китайский танец»  приняли участие 12 младших (половина), 16 старших учащихся. Это стоило больших усилий с моей стороны, приходилось заниматься индивидуально, ведь у детей разные способности и  возможности.

Дети выступали и на мероприятиях  ДД и Ю, и на городских мероприятиях, и на областных конкурсах – 3 место в конкурсе «Радуга», диплом на конкурсе «Потешные заковыки». Во всех мероприятиях активное участие принимали родители, это и сопровождение и приготовление еды для детей в поездках, помощь в переодевании и проведении свободного времени.

Исходя из Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации и анализа воспитательной   работы за прошлый учебный год я ставлю перед собой следующие цели и задачи.

 Воспитательные цели:

1. Создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации учащихся.

2.Организация качественного психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса.

Воспитательные задачи:

  1. Приобщение учащихся к   духовным ценностям и традициям своего Отечества, их активному участию в жизни учреждения, района, округа, города, воспитание чувства гражданственности.

2.    Развитие у учащихся способности социально  ответственного действия, социальной коммуникации.

 3.    Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.

              4.    Создание  условий для индивидуализации и самоопределения личности.

5.   Развитие творческих способностей и познавательной деятельности учащихся.

6.   Формирование здорового образа жизни.

Анализ контингента объединения «Радость».

3-й год обучения – занимаются 22 учащихся. У них различное социальное и материальное положение в семьях. Один ребенок находится под опекой бабушки, 2-е живут с одной мамой, у остальных полные семьи. В основном родители имеют средне-специальное образование.

7-ой год обучения – 11 учащихся.  1 ребенок проживает с папой, 1 – с мамой, 1 многодетная семья. Все родители имеют средне-специальное образование.

8-й год обучения – 8 учащихся. 3-е учащихся имеют только маму, 2-е – состоят на учете в соцзащите.

Календарный план воспитательной работы на 2015/16 учебный год.

Направления работы

Форма, тема

Цель и задачи мероприятия

Ответственный

Дата проведения

выполнение

Работа с учащимися.

1

Безопасность

Беседа «Знаем правила движения как таблицу умножения»

Профилактика дорожно -траспортного травматизма

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

01.09.15

выполнено

2

Гражданско-патриотическое воспитание

«Мы помним» Стихи о войне

Конкурс

Воспитание гордости за подвиги старших поколений

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

02.09.15

выполнено

3

Безопасность

«Телефон доверия – время доверять»

Конкурс стихов

Оказание помощи ребенку в реализации прав ребенка в трудных жизненных ситуациях

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

09.15

выполнено

4

Гражданско-патриотическое воспитание

«С днем рождения любимый город»

Концерт

Воспитание гордости и любви к своему город

Развитие творческих способностей

Трубенкова Г.Л.

26.09.15

выполнено

5

Нравственное воспитание

«День учителя» концерт

Привитие уважения к труду

Трубенкова Г.Л.

05.10.15

выполнено

6

Безопасность

Конкурс детского и юношеского творчества «Безопасный отдых на воде»

Обеспечение безопасности учащихся

Беседа

Конкурс рисунков

14.10.15

выполнено

7

Художественно-эстетическое воспитание

Праздник «Теплая осень»

концерт

Развитие творческих способностей детей

Фетисова Е.А.

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

11.2015

8

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«Сахалинская мозаика»

Областной конкурс

Реализация творческих способностей детей

Трубенкова Г.Л.

12.15

9

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Участие в областном фестивале самодеятельного творчества национальных культур «Радуга»

Реализация творческих способностей детей

Трубенкова Г.Л.

12..15

10

Формирование коммуникативной культуры

Новогодние утренники объединений ДД и Ю

Социализация

Фетисова Е.А.

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

28.12.15

11

Культуротворческое воспитание

Концерт «Снежная сказка»

Реализация творческих способностей детей

Фетисова Е.А.

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

09.01.16

12

Интеллектуальное воспитание

«Рождение танца»

Беседа-презентация об истории танцевального искусства

Удовлетворение личности в интеллектуальном развитии

Трубенкова Г.Л.

25.02.16

13

Гражданско-патриотическое воспитание

Экскурсия на военный корабль и военный музей

Формирование у учащихся гражданской позиции

Медведева Н.Н

Трубенкова Г.Л.

22.02.16

14

Воспитание семейных ценностей

«Наши мамы» концерт для мам

Развитие воспитательного потенциала семьи

Трубенкова Г.Л.

Фетисова Е.А.

Федорова Е.И.

07.03.16

Культуротворческое воспитание

Фестиваль танца «Танец как птица», пос. Международному Дню танца

Развитие творческого потенциала коммуникативной активности

Фетисова Е.А

Трубенкова Г.Л.

24.04.16

15

Гражданско-патриотическое воспитание

День памяти «Дети военной поры»

Развитие любви к Родине.

Уважения к людям старшего поколения

Федорова Е.И.

Трубенкова Г.Л.

08.05.16

16

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Театрализованный праздник «Лето – это маленькая жизнь!»

Реализация творческих способностей

Федорова Е.И.

Фетисова Е.А.

Трубенкова Г.Л.

01.06.16

Работа с родителями.

1

Безопасность

Беседа о безопасности на дорогах

Родительские собрание

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Трубенкова Г.Л.

12.09.15

выполнено

2

Правовое воспитание

«Телефон доверия: помочь ребенку – помочь семье»

беседа

Круглый стол

Оказание помощи детям и семье в трудных ситуациях.

Развитие воспитательного потенциала семьи

Трубенкова Г.Л.

10.10.15

3

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Родительское собрание по итогам промежуточной аттестации.

Родительское собрание

Развитие воспитательного потенциала семьи

Трубенкова Г.Л.

24.12.15

4

Развитие воспитательного потенциала семьи

Родительское собрание выпускников

Подготовка к выпускному .

Трубенкова Г.Л.

12.05.16

Источники планирования учебно-воспитательной работы2015/16г:

  1. Образовательная программа объединения.

  2. Годовой план работы «Дома детства и юношества на 2015/16 учебный год.

  3. План воспитательной работы отдела образования, департамента социального развития.

Директор МБОУ «Дом детства и юношества»

Хомченко Л.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ (Срок реализации –8 лет. Возраст обучающихся – 6 -14 лет) Трубенкова Галина Леонидовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД " Д ом детства и юношества"

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ . Проблема. Снижение интереса к народным хореографическим и сценическим традициям в условиях активной пропаганды новых форм танцевального искусства, популярных танцевальных стилей и направлений, которые позволяют удовлетворить естественную физическую потребность ребёнка в разнообразных формах движения, но имеют ограниченную возможность воспитательного воздействия на личность ребенка. Актуальность. В концепции модернизации российского образования одним из приоритетов отмечено духовное и нравственно-эстетическое воспитание детей. Данная задача может быть реализовано через обучение детей народно- сценическому танцу, что обусловлено реализацией возможности приобщения детей к богатству танцевального народного творчества, которое интегрирующему различные аспекты жизни человека (социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, идеологический), воспитания у обучающихся уважения к народной культуре. Кроме того, занятия хореографией, в частности народно-сценическим танцем, позволяет решать задачу здоровьесбережения ребенка, которая является одним из ключевых принципов Национальной стратегии развития.

Слайд 3

ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ Цель программы. Сохранение культурных традиций России и мира через обучение детей хореографическому искусству народов мира и их активное творческое развитие. Задачи: Обучающие. Обучать детей основам народно-сценического танца и танцев народа мира. Формировать познавательный интерес к хореографии, различным видам искусства. Развивающие. Развивать общие и специальные физические данные детей. Способствовать развитию и реализации творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности. Воспитательные. Воспитывать личностные качества: веру в свои силы, дисциплинированность, ответственность. Воспитывать у детей уважение к народному хореографическому искусству, народным истокам. воспитывать навыки культурного общения в коллективе

Слайд 4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Отличительные особенности программы заключаются в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение допрофессиональных навыков. Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой, анализом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной работе. Занятия строятся по классической структуре. Принципы : развивающего и воспитывающего характера обучения; систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; движения от простого к сложному; принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности детей; • принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях. Набор в коллектив осуществляется по результатам просмотра. Принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие интерес к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. В коллектив принимаются мальчики и девочки. Возраст. Данная программа рассчитана на возрастной диапазон детей от 10 до 17 лет. Сроки реализации. 3 года. Форма занятий . Групповые, индивидуальные занятия (работа с одной – двумя парами) с обучающимися второго и последующих лет обучения, которые показали наиболее высокий уровень способностей. Режим занятий: для групп 1 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа -72 часа в год; для групп 2 года обучения 2 раза в неделю по 2 часа –72 часов в год; для групп 3 года обучения 3 раза в неделю по 2 часа – 192 часов в год. Для групп 4-8 года обучения 4 раза в неделю по 2 часа - Количество детей в группах 12-16 человек. Формы подведения итогов. Для подведения итогов реализации данной программы используются разнообразные методики: промежуточная и итоговая аттестация, выступления на различных площадках, открытые занятия, участие в смотрах и конкурсах различного уровня. По окончании обучения по данной программе обучающиеся могут продолжить заниматься в других хореографических коллективах, а также, заниматься народной хореографией профессионально.

Слайд 5

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение основ народно-сценического танца и танцев народов мира Устойчивый интерес к хореографическому искусству Развитость специальных (танцевальных) данных у детей Улучшение общей физической подготовки занимающихся Реализация творческих способностей Проявление уважения к народному хореографическому искусству, народным истокам Становление личностных качеств Развитость коммуникативной культуры

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Разделы программы Основное содержание Введение в программу Инструктаж по ТБ, ППБ. О детском объединении. Задачи. Требования. Азбука музыкального движения Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контрастная музыка. Правила и логика построений из одних рисунков в другие. Танцевальные шаги . Вступительные аккорды. Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Динамические оттенки в музыке. Лад .Упражнения на развитие музыкальности . Музыкально – пространственные упражнения. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские народные танцы. Основы народного танца Сюжеты и темы. Особенности народных движений. Народный костюм. Правила народных движений, основные координации и характерные рисунки и ходы народных танцев. Характерные положения рук в сольном, парном, групповом танце. Движение рук. Шаги . Поклоны. Ходы. Притоп. Дроби. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца, настроение и характер. Элементы классического танца Упражнения у станка, на середине зала. Постановка корпуса. Позиции ног , рук, танцевальный шаг и бег. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Простые комбинации движений у станка Репетиционная работа Отработка танцевальных движений.Постановка народных танцев. Танцевальная импровизация. Концертные выступления. Просмотр видеоматериалов концертных выступлений, известных коллективов народного танца Итоговое занятие Отчётный концерт, выступление перед родителями

Слайд 7

Методическое обеспечение Формы занятий Занятие. Занятие-игра. Репетиция. Экскурсия. Концерт. Методы Игровой (для 1 года обучения). Объяснительно-иллюстративные. Ассоциативно-образный. Репродуктивные. Развивающие. Самостоятельная работа.Проблемные (для детей 3 года и частично -2) Дидактические материалы просторный зал, оснащенный зеркалами, тренировочными станками; музыкальная аппаратура, аудиозаписи; видео-аппаратура, видеозаписи танцевальных постановок, концертов иллюстрации танцевальных позиций; схемы позиция рук, ног схемы рисунков танца костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями) Формы подведения итогов Игра-викторина.Контрольные упражнения. Методы критики и самокритики.Концерт/открытое занятие.Мастер-класс/самостоятельная постановка Награждение

Слайд 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Барышникова Т. И. Азбука хореографии. - М., 2000. Богданов А.Г. Урок русского народного танца. - Уфа, 1978. Васильева Е.К. Танец. – М.: Искусство, 1968. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – экзерсис на середине зала. Захаров Р.П. Радуга русского танца. – М.: Искусство, 1999. Кауль Н. Н. Как научить танцевать. - Ростов, 2004. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М., 1994. Красовская В.М. История русского балета. - Л.,1978. Остапенко С.В. Русский народный танец. - Ставрополь, 2006. Плетнев Л. Павлова Т. Линия танца. Книга 1 и 2 –М., 1995. Программы для внешкольных учреждений.- М.: Просвещение, 1981. Ритмика + пластика. Учебное пособие. Липецк. 1986. Устинова Т.П. Русский народный танец. - М., 1976. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений. – М., Просвещение ,1998. Учебно-методическое пособие. СГПИ. 2006. Эльяш Н. Образы танца . - М.: Знание. 1979.

Слайд 9

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бекина С.И. Музыка и движения. - М.: Просвещение,1983. Блок Л.Б. Классический танец. История и современность. - М., 1987. Годенко М. Мастер танца. - Красноярск, 1997. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. - М., 2003. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – упр. у станка. Заикин И.И. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1999. Климов А.А. Русский народный танец. Учебное пособие. - М., 1996. Лисицкая Т. Пластика. Ритм. Физкультура и спорт.- М., 1987. Лихеев Л Музыкальный словарь в рассказах. М .,1986. Основы русского народного танца. – М.: МГУКИ .1998. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

Беседа. Приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Баргузинская детско-юношеская спортивная школа»        Беседа на тему:«Приобщен...

"Плавание и его влияние на приобщение детей к ЗОЖ"

На занятиях по плаванию ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро....

Реферат: «Детский танец как вид танцевального искусства»

Реферат: «Детский танец как вид танцевального искусства»...

Сохранение фольклорного искусства, как части культурного наследия. Приобщение детей к русской культуре и традициям.

Особое место в охране культуры наследия - занимает фольклор. Поэтому в настоящее время, необходимо  сохранять и возрождать традиции фольклора в системе образования детей с помощью тематических ур...