Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"
статья

Жданова Эльвира Николаевна

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов на занятиях по истории искусств. Описаны условия создания ситуации коллективного успеха и последовательность практической работы над проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_23_05_gubkin_orig.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г.И. Бабакина, преподаватель

Э.Н. Жданова, преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

г. Строитель, Белгородская область

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов на занятиях по истории искусств. Описаны условия создания ситуации коллективного успеха и последовательность практической работы над проектом.

Ключевые слова

Познавательная активность, инновационные педагогические технологии, история искусств, проектная деятельность, творческое мышление.

Одной из самых значимых проблем в современном обществе является низкая познавательная активность молодого поколения. Цифровые технологии затронули все сферы интересов человека, у каждого ребенка есть свой телефон или планшет. Но, к сожалению, зачастую, не поиск путей решения оригинальной творческой задачи с помощью всемирной паутины привлекает юного мыслителя, а стандартное повторение за издателем посредственной игры алгоритмов перехода с уровня на уровень. А ведь виртуальный мир не должен привлекать подростка больше, чем живое общение со сверстниками или наблюдение за окружающим миром.

Поэтому одной из главных задач преподавателя ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» является позиционирование образовательного процесса как творческой лаборатории, способствующей формированию самостоятельных, компетентных выпускников.  Здесь создаются условия, приближающие аудиторные условия к профессиональным. Для повышения познавательной активности, формирования созидательных способностей и творческого мышления, проявления талантов личности применяются различные инновационные педагогические технологии.

Для студентов Яковлевского педагогического колледжа одной из наиболее ярких, развивающих, интересных технологий на сегодняшний день является интерактивная проектная деятельность, которая способствует наибольшей эффективности обучения, дает возможность самостоятельного и творческого решения задач, создания ситуации коллективного успеха [1].

Здесь необходимо согласиться с Г. Спенсером, заметившим, что великая цель образования – не знания, а действия. Безусловно, педагогу важно не просто нафаршировать студента неимоверным количеством накопленных человечеством знаний, но помочь ему самостоятельно и творчески найти истину, приложив к этому огромные усилия, а затем применить результат на практике. В колледже разработана система проектной деятельности, ежегодно создаются и реализуются как большие, курсовые и конкурсные проекты, так и небольшие – творческие идеи.

Студенты отделения «Дизайн» овладевают навыками рисунка и живописи, прикладной и компьютерной графики, изучают историю искусств, основы композиции, колористики, технологии изготовления игрушки, что дает им возможность создавать творческие проекты любой сложности.

Например, дизайнеры первого курса в рамках коллективной проектной деятельности разрабатывают комплект полиграфической продукции - подарочный набор «Юному искусствоведу». Разнообразие тем проектов позволяет каждому выбрать задачу в соответствии с личными психофизиологическими особенностями. Результатом является набор различных дидактических материалов для детей.

Поступательное усложнение требований к реализуемым проектам приводит к выполнению студентами второго, третьего курса проектов по иллюстрации литературных произведений на занятиях по композиции, изготовления коллекций авторских кукол на занятиях в рамках профессионального модуля «Проектирование и моделирование игрушек». Так, замечательная коллекция кукол дизайнеров третьего курса «Ребята с нашего двора» не оставила равнодушным ни одного из гостей творческой гостиной «От идеи до модели». А уж дипломные проекты выпускников отделения, посвященные игрушке, которая знакомит с историей и культурой различных эпох и регионов, доказывают представителям квалификационной комиссии, что перед ними – специалисты, готовые приступить к профессиональной деятельности.

Успех применения технологии проектов зависит от грамотного построения процесса обучения. Важным условием, которое способствует повышению познавательной активности, является создание педагогом предпосылок для внутренних мотивов к изучению дисциплины, потребности в получении новой информации [3]. Проектная деятельность должна носить проблемный характер для поиска студентами неограниченного количества способов решения задач.

Для формирования конструктивного профессионального мышления у обучающихся необходимо комплексное использование исследовательских, эвристических и дедуктивных методов преподавания, которые так же активизируют познавательную и созидательную деятельность студентов, как в аудиторных, так и внеаудиторных условиях.

К компонентам проектной деятельности как дидактического метода следует отнести наличие социально-значимой проблемы, разработка алгоритма действий по ее решению, сбор и анализ информации, изготовление продукта как результата работы и его презентацию [2].

Таким образом, грамотное применение инновационных педагогических технологий дает возможность повысить познавательную активность студентов, способствует наибольшей эффективности обучения и увеличению качества подготовки выпускников колледжа.

Список использованной литературы

  1. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
  2. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83.
  3. Козырев Ю. В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2011. - N 6. - С. 60-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий

Публикация на тему: «Формирование ключевых компетенций у студентов через применение информационно-коммуникационных технологий» в сборнике материалов I Межрегиональной заочной научно-практической конфе...

Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.

Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со  II  курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С целью повышения познавательной деятельности у обучающихся на своих уроках мною используются ИТК технологии...

Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа через творческие задания на занятиях по психологии.

Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальн...

Развитие жестких и мягких навыков через применение гибких проектных технологий в модели наставничества в цепочке «работодатель - студент», «студент - педагог»

Данный доклад был представлен в рамках круглого стола во время проведения Чемпионата "Молодые профессионалы"...

Применение инновационных педагогических технологий в процессе преподавания педагогики

Одной из главных задач обучения на занятиях педагогики ставится развитие педагогического мышления и речи учащихся. Решению этой задачи способствуют инновационные технологии обучения такие как технолог...