Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.
учебно-методическое пособие на тему

Черкасова Ия Евгеньевна

Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со  II  курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта практика включает в себя несколько видов практик. Учебно-ознакомительная практика проводится на полях учебного хозяйства, где студенты выполняют различные сельскохозяйственные работы, не требующие квалификации, знакомятся  с работой руководителей среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_innovats_ped_tehnol_cherkasova.docx96.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Применение инновационных педагогических технологий  на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.

 

Автор: преподаватель

общих и специальных  

электротехнических дисциплин

ГАПОУ СО «БТМСХ»

Черкасова И.Е.

Балашов 2016г


Содержание

Введение

3

Практико-ориентированное образование  как одна из форм инновационных педагогических технологий

5

Практико-ориентированное обучение при изучении электротехнических дисциплин

8

Урок   на  производстве  как  одна  из  форм  практико-ориентированного  обучения

12

Анализ результатов проведения анкетирования

17

Заключение

20

Используемая литература

21


Введение

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения –  формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь преподавателю  приходят  инновационные технологии.

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.

Образовательными учреждениями, в частности СПО, используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения.

Целью работы было выбрано исследование и анализ инновационных образовательных технологий применимых для студентов, получающих среднее профессиональное образование на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.

Основные задачи:

- рассмотреть вопрос практико-ориентированное образование  как одна из форм инновационных педагогических технологий

- проанализировать практико-ориентированное обучение при изучении электротехнических дисциплин.

- урок   на  производстве  как  одна  из  форм  практико-ориентированного  обучения

- проследить влияние от применения практико-ориенторованного обучения   на такие показатели, как правильность выбора профессии, а также дальнейшее обучение по выбранной специальности. 


Практико-ориентированное образование  как одна из форм инновационных педагогических технологий

В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. Педагогу добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого необходимо использовать такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение учащимися, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения. В целях развития у студентов интереса к изучению дисциплины необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к дисциплине.

Согласно учебным планам более 30% учебного времени, отводимого на подготовку специалистов, используется для производственного обучения. Очевидна важность изучения методики производственного обучения. И хотя общая дидактика производственного обучения в целом разработана неплохо, очень много нерешенных и спорных вопросов возникает в процессе ее практической реализации в учебных заведениях. Новые аспекты этой проблемы становятся актуальными в связи с происходящими переменами в сфере сельскохозяйственного производства и образования. Для того чтобы выяснить задачи производственного обучения, необходимо рассмотреть его место его место в общей системе обучения, т.е. выяснить тот вклад, ту главную специфическую роль, которую оно играет в профессиональном становлении студентов. Доминантная цель теоретического обучения – теоретическое освоение профессии, т.е. усвоение системы профессиональных знаний о технике, технологии, управлении производством. Цель практического обучения -  формирование системы профессиональных умений и навыков, т.е. практическое освоение профессиональной деятельности. Но нельзя представлять дело таким образом, что теоретическая деятельность и практическая деятельность в одном случае «чистая» теория, в другом – «чистая» практика. Для обозначения различных видов практик в их совокупности используют 2 термина: «практическое обучение» и  «производственное обучение». В основном эти понятия совпадают. Различия между ними состоят в соотношении таких понятий, как производительный труд и общественно – полезный труд.

Общественно – полезный труд – понятие более широкое. Он включает в себя еще и непроизводственные виды деятельности. В связи с этим различают практическое и производственное обучение. Производственное обучение – это одна из основных разновидностей  практического обучения, это та часть практического обучения, которая осуществляется в производственных условиях или в условиях приближенных к производственным. Для того, чтобы освоить специальность необходимо на базе общего и политехнического образования изучить соответствующую область технологии сельскохозяйственного производства, научиться выполнять те основные виды деятельности, которые составляют «костяк» профессионального труда техника  по специальности. Иначе говоря, для того чтобы освоить специальность, недостаточно овладеть профессиональными знаниями. Необходимо еще научиться самой профессиональной деятельности, приобрести соответствующие умения и навыки. Функция практико-ориентированного обучения состоит в подготовке студентов к непосредственному осуществлению профессиональной деятельности и включает решение следующих задач:

1.Формирование профессиональных умений и навыков на уровне соответствующем квалификационным требованиям.

2. Освоение рабочей профессии.

3. Воспитание профессионально значимых качеств, вклад в общее воспитание и развитие студентов.

4. Приобщение к общественно – полезному труду.

5. Закрепление и углубление знаний, получаемых в процессе  теоретического обучения.

6.Придание обучению в целом практической направленности и тем самым, в частности, стимулировании учебного процесса в области теоретического обучения.

7.Подготовку к выполнению выпускной квалифицированной работы (дипломного проекта).

До перехода к социально – экономическим отношениям в нашей стране существовала достаточно жесткая, регулируемая государством система организации производственного обучения студентов, формально обеспечивающая необходимую производственную базу практики. Министерство сельского хозяйства обязывало свои предприятия и организации принимать по договорам с учебными заведениями студентов на практику. При этом принимающая организация обязана создавать необходимые условия для выполнения программы практики, включая руководство работой практикантов. На это выделялись необходимые бюджетные средства. В настоящее время  сельскохозяйственные  предприятия и организации находятся в совершенно иной ситуации. Старая система обеспечения практики не работает, а реализация других возможных вариантов сталкивается с объективными трудностями. Настоящее состояние системы сельскохозяйственного образования в целом по многим ее составляющим (организация, содержание, технология обучения) можно охарактеризовать как перестроечное в период подготовки к переходу на новые Государственные образовательные стандарты. Дидактические системы производственного обучения в чем – то, несомненно, будут отличаться от традиционных. Однако общие положения и подходы к построению органичной системы практико-ориентированного обучения носят объективный характер закономерности и останутся прежними. Следует иметь в виду, что система обучения в общем случае обеспечивает выполнение различных практик, т.е. в ней реализуются две содержательные линии:

1. Обучение рабочей профессии;

2. Обучение специалиста среднего звена.

Возможность пересечения обусловлена тем, что подготовка осуществляется по одной специальности. Правильное планирование производственного обучения позволяет создать нормальные условия для своевременного и точного выполнения учебного плана и программы практики, обуславливает  рациональное использование учебного оборудования и материалов производственной базы предприятий и обеспечивает тем самым эффективность практико-ориентированного обучения. В большей мере это коснется содержания, организации и методики.


Практико-ориентированное обучение при изучении электротехнических дисциплин

   

Как правило, студент, переступив порог профессионального учебного заведения, настроен на самоорганизацию: он хочет овладеть профессией, а для этого глубоко и серьезно заниматься, "перестроить всю  жизнь". В это время формируются новые жизненные планы. Именно в этот момент студенты больше всего нуждаются в психологической поддержке их самоопределения (профессионального и жизненного). В качестве такой поддержки в учебном процессе с первых дней пребывания студентов в техникуме необходимо использовать методики тесно связанные с вопросами психологии личности и психологии учебно-познавательной деятельности, носящие практико-ориентированный характер. Необходимо помочь студенту научиться ориентировать учебный процесс таким образом, чтобы он доставлял ему удовольствие, вызывал желание заниматься самообразованием, быть активным на занятиях, делиться знаниями с окружающими и т.д. Студент должен осознавать собственный интеллектуальный потенциал и научиться умело им пользоваться. С первого курса студент должен понять, что знания, полученные при изучении любой дисциплины, могут  быть использованы как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни. Он должен стремиться к повышению активности личности в образовательном процессе, формировать активную жизненную позицию, реализовать индивидуальные (личностные) способности и возможности.

Если основными задачами теоретического обучения являются:

- формирование системы знаний в области техники, технологий и организация производства по изучаемой профессии;

- развитие технического мышления студентов;

- выработка у студентов навыков сознательного, творческого применения полученных на практике для наиболее рационального ведения технологических процессов;

- формирование навыков культуры труда, таких, как планирование, работы со справочной литературой, контрольно – измерительными приборами, и инструментами, работа с технической документацией.

То основными задачами практического обучения являются:

- применять теоретические  знания в области техники;

- использовать изученные технологии для решения различных технических вопросов;

- применять техническое мышление;

- использовать свой умственный потенциал для решения различных технических задач и т.д.

Государственный образовательный стандарт устанавливает достаточно конкретизированный порядок осуществления учебного процесса, поэтому обучения на всех курсах строго регламентировано.

Теоретическое обучение представляет собой процесс изучения специальных, общетехнических и общеобразовательных дисциплин. При изучении электротехнических дисциплин студент должен уметь пользоваться технической литературой и специальными справочниками, заниматься самообразованием. Изучение электротехнических дисциплин требует не только сообщения со стороны преподавателей определенного объема теоретических знаний, но и  выполнения студентами большой самостоятельной работы по анализу различных вариантов при выполнении практических заданий и лабораторных работ. Однако объективные возможности теоретического и производственного обучения сами по себе не могут обеспечить успешное формирование технического мышления студентов. Необходимо применение соответствующих методических приемов. Важное значение имеет использование на уроках теоретического и производственного обучения таких методических приемов, как постановка учебной проблемы, выполнение частично поисковых работ. Кроме того, необходимо шире применять наглядные пособия, схемы, макеты, динамические плакаты, видеофильмы, натуральные образцы. Большое внимание уделяется проведению практических занятий и лабораторных работ. Так, умения пользоваться электроизмерительными приборами и собирать электрические цепи и ряд других знаний и умений, получаемых студентами при изучении электротехнических дисциплин, практически используются при выполнении лабораторных работ. Лабораторные работы выполняются студентами по очереди, т.е., одновременно студенты делают различные лабораторные работы, что позволяет корректировать личностные качества, тренировать память, вырабатывать волю и стремление к достижению конечной цели. При выполнении практических занятий студентам предлагается индивидуальные варианты заданий для выполнения. Это позволяет проверить и оценить самостоятельность своих теоретических знаний и применить их, а также провести самоанализ, т.е. обратиться к себе, как к личности. Теоретическое обучение имеет выраженную практическую направленность.

Специфика обучения в техникуме заключается в том, что одновременно проводится теоретическое и производственное. В связи с этим студенты могут широко использовать полученные знания и умения при выполнении различных практик.

  Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со  II  курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта практика включает в себя несколько видов практик. Учебно-ознакомительная практика проводится на полях учебного хозяйства, где студенты выполняют различные сельскохозяйственные работы, не требующие квалификации, знакомятся  с работой руководителей среднего звена.

Практика «Сварочная» дает первичные навыки по сварке простейших деталей и методах электро и газосварки. Эти навыки могут пригодиться в их дальнейшей работе. Студенты знакомятся с техникой безопасности при сварочных работах.

Практика «Слесарная» знакомит студентов с работой на различных станках и учит пользоваться слесарными инструментами.  Практики «Сварочная» и «Слесарная» способствуют овладению творческим подходом к решению возникающих задач, т.е. задание не только нужно выполнить, но и выполнить качественно.

Третий курс начинается для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» практикой «Электромонтажная». В процессе прохождения практики студенты могут широко использовать знания и умения, полученные на таких дисциплинах как «Электронная техника», «Основы электротехники», МДК 0301 профессионального модуля ПМ03. В процессе практики возникает необходимость использовать знания, полученные  на уроках дисциплины «Математика» для расчета и монтажа различных  электрических схем. Для создания чертежа схемы необходимы навыки, полученные на дисциплине «Инженерная графика». При выполнении  различных заданий практики студентам приходится анализировать свою работу, быстрее и точнее выполнять различные задания. Успешность выполнения задания оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок. За каждый день практики студент получает оценку, общая же оценка получается как средне – арифметическое суммы всех оценок.  При этом она может быть у некоторых студентов выше, чем оценки теоретического обучения.

Кроме практики «Электромонтажная» в стенах техникума студенты проходят практику, которая называется «Индивидуальное обучение   монтажу и эксплуатации электроустановок и средств автоматизации». Специфика прохождения этой практики такова, что она позволяет студентам проходить ее без отрыва от основной учебы. Происходит индивидуальное обучение каждого студента в отдельности  электромонтажным и ремонтным работам.

Во втором семестре III курса студенты проходят  производственную практику, которая называется «Практика по профилю специальности»   непосредственно на производстве. Это позволяет им использовать как теоретические, так и практические знания, полученные в техникуме. Чаще всего  их труд используют для  выполнения низко-квалифицированных работ, но это дает им возможность узнать все стороны своей будущей профессии. «Практика по профилю специальности» также проходит на предприятиях города и области. После завершения практики студенты сдают дневник – отчет,  в котором отражается весь объем работ выполненный студентами. К отчету прилагается производственная характеристика на студента, отражающая его как личностные, так и производственные качества.

Но прежде чем студенты отправляются на «Практику по профилю специальности» им присваивается рабочий разряд по специальности,  и выдаются удостоверения, в которых  стоят квалификационные разряды.

Перед сдачей выпускной квалификационной работы все  студенты  специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» проходят практику «Преддипломная». Эта практика позволяет студентам собрать недостающий материал для написания дипломного проекта. Обучение в техникуме практически завершено, и все знания и умения можно применить на практике.

Следует помнить, что лишь выполнение заданий, требующих от студентов творческого использования ранее приобретенных знаний, а также конкретизация этих знаний с учетом определенных условий, углубления и расширения их может активизировать студентов, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Урок   на  производстве  как  одна  из  форм  практико-ориентированного  обучения

Среди  многообразия  используемых  в  учебном  процессе  форм   обучения  урок  продолжает  сохранять  ведущее  значение. Хороший  урок – дело  не  простое,  даже  для  опытного  преподавателя. Искусство  проведения  урока  зависит  от  понимания  выполнения  преподавателем  социальных  и  педагогических  требований.

Организация  учебной  работы  со  студентами  -  процесс  творческий  и  зависит  он  во  многом  от  мастерства  преподавателей. Преподаватель,  с  учётом  индивидуальных  особенностей  студентов, степени  готовности  воспринимать, творчески  мыслить,  запоминать,  рассуждать  и  действовать,  должен  строить  методику  урока.

Заканчивая  среднее  профессиональное учебное  заведение,  выпускник  встречается  на  производстве  обязательно  с  чем – то  новым,  не  изучавшемся  в  техникуме. Овладеть  знаниями  этого  нового  можно,  если  приблизить  педагогический  процесс  к  производственным  условиям. Поэтому  особенно  ценными  являются  уроки  на  производстве  (в  поле,  мастерской, на  заводе, подстанции  и  т. п.),  где  преподавание  достигает  наибольшей  эффективности.

Урок  на  производстве  имеет   большое  образовательное  и  воспитательное  значение. На  таких  уроках студенты непосредственно  наблюдают  и  изучают   предметы,  явления,  процессы  в  естественных   (производственных)   условиях. Это  обогащает студентов знаниями  природы,  техники,  технологических  процессов  трудовой  деятельности  людей,  обогащает  их  опытом,  конкретными  представлениями,  расширяющими  кругозор. В  процессе  наблюдения  у студентов накапливается  и  закрепляются  знания,  развивается  мышление,  самостоятельность  и  творчество,  радость  познания, что  невольно  прививает   любовь  к  специальности.

А. С. Макаренко  на  основе  обобщения  многолетнего  опыта  утверждал:  «Только  участие  в  коллективном  труде  позволяет  человеку  выработать  правильное,  нравственное  отношение  к  другим  людям – родственную  любовь  и  дружбу  по  отношению  ко  всякому   трудящемуся  …».

Однако  надо  помнить,  что  наиболее  пригодными   для  обучения  являются  производства  с  высоким  уровнем,  отвечающие  современным  требованиям.

Целью  проведения  урока  на  производстве  является закрепление  полученных  теоретических  знаний  непосредственно  на  действующем  оборудовании  предприятия.

Задачами - углубление  и  систематизация  теоретических   знаний  с  учётом  современных  требований  по  повышению  надёжности  работы  электрооборудования.

Основная  часть. Дидактические  особенности  на  уроках  производства,  его  отличие  от  других   форм   обучения. Урок  на  производстве,  являясь  одной  из  форм  обучения,  имеет  редко  выраженные  дидактические   особенности:

1) Связь  теории  с  практикой  в  обучении.

На  уроках   в  производственных  условиях  практика  может  выступать  как  отправной  момент,  являясь  началом  процесса  познания. Например,  чтобы  производить  оперативные  переключения  в   распределительном  устройстве  надо  уметь  читать  электрические  схемы, т. е.  успех  практической  деятельности  находится  в  прямой  зависимости  от  знания  её  научных  основ.

2) Соединение  наглядности  обучения  с  развитием  абстрактного  мышления. К. Д. Ушинский  считал  очень  важным  в   человеческом  познании  видеть  предмет  со  всех  сторон  и  в  среде  тех  отношений,  в  которые  он  поставлен. Наглядность  не  цель,  а  лишь  средство  обучения. Чем  сложнее  учебный  материал,  тем  большую  роль  играет  наглядность  для  формирования  правильных  о  нём   представлений,  осмысления  причинно – следственных  связей  предмета.

3)  Прочность  усвоения  знаний,  умений  и  навыков. Для  обеспечения  прочных  знаний  важную  роль  играет  повторение  изученного  с  целью  углубления  и  закрепления  материала  в  производственных  условиях,  систематическое  использование  теоретических  знаний  в  процессе  практической  деятельности,  при  формировании  умений  и  навыков.

4)  Доступность  обучен6ия. Часто  студенты  техникумов  больше  затрудняются  в  изучении  отдельных  частей  деталей  машин  или  механизмов,  хотя  у  них  формируется   общее  представление  об  этой  машине.

С  помощью  упражнений  по  выполнению  отдельных  приёмов  труда  по  самостоятельному  выполнению  учебно-производственных   заданий  реализуется  данный  принцип  обучения.

В  средних профессиональных учебных  заведениях  из  всего  разнообразия  форм   организации  обучения  наиболее  распространены  урок,  самостоятельная  работа  студентов индивидуальное  обучение  с  непосредственным  участием  преподавателя, групповые  и  массовые  формы  обучения.

Урок  на  производстве  является  групповой  формой  обучения. В  отличии  от  других  форм  организации  обучения,  как  уроки  индивидуального  обучения,  урок  на  производстве  решает  такие  вопросы  как,  например,  работа  по  развитию  наклонностей  и  способностей  в  определённом  направлении,  овладение  умениями  и  навыками  работы  в  производственных  условиях,  ознакомление  с  производственной  деятельностью  предприятия.

              Общие  требования  к  уроку  на  производстве.

К  уроку  на  производстве,  как  к  любой  форме  организации  обучения,  предъявляются  следующие  требования: 1) психологические;  2) санитарно – гигиенические. Все  эти  требования  состоят  в  том,  что  урок  предусматривает  реализацию в  комплексе  образовательной,  развивающей  и  воспитывающей  функции   обучения, воздействует  на  все  стороны  формирования студентов; пополняет  запас  знаний, развивает  умственные  силы  и  способности, формирует  мировоззрение, отношение  к  труду.

При  проведении  урока  на  производстве  особое  внимание  нужно   обратить  на  организационные  и  психологические  требования.

Урок  на  производстве  в  основном,  связан  с  выездом  группы  на  какое – то  предприятие  или  хозяйство. В  первую  очередь  нужно  определить  материал,  который  изучается  на  уроке,  место  и  время  проведения. Не  менее  важным  является  психологические  требования. Студенты оказываются  в  неочных  условиях,  плохо  могут   усваивать  материал,  приобретать  умения  и  навыки. Поэтому  важным  моментом  является  создание  микроклимата  в  группе.

Виды   урока  на  производстве.

Урок  на  производстве  бывает  двух  видов:  теоретический  и  практический. Теоретические  знания  бывают  чаще  следующих  типов:

1) получение  новых  знаний;

2) обобщающий;

3) экскурсия.

Основная  задача  теоретического  урока  на  производстве – дать  студентам  определённые  теоретические  знания  по  той  или  иной  теме  в  производственных  условиях.

Эффективность  педагогического  процесса,  безусловно,  будет  на  значительно  более  высоком  уровне. Например,  преподаватель  может  хорошо  рассказывать  студентам в  классе  о  действии  режущего  аппарата  зернового  комбайна,  показать  в  натуре  и  на  плакатах. При  этом  студент  получает  определённые  знания.  Но  если  провести  этот,  же  урок  в  поле,  на  действующем   комбайне,  студенты лучше  усваивают  материал. Урок, «получение  новых  знаний»  может  проводиться  непосредственно  на  изучаемом  объекте  или  механизме,  или  часть  урока  проходит  в  специальной  комнате  или  аудитории,  а  закрепление  материала  на  действующих  машине  или  объекте. Урок  «обобщения» проводится  после  изучения  темы  или  раздела. Например,  после  изучения  темы  

«Аппаратура  и  токоведущие  части  распределительных  устройств»  урок  проводится  на  распределительном  пункте. Особенность  данного  урока  состоит  в  том,  что преподаватель  сам  объясняет  мало,  преимущественно  руководит  познавательной  деятельностью  студентов.

Экскурсия  представляет  собой  выход  или  поездку  для  изучения  дисциплин,  явлений  в  характерных  для  них  условиях. После  личного  ознакомления  с  объектом  преподаватель  составляет  план  экскурсии, определяет  фронтальные  и  индивидуальные  учебные  задания  для  студентов. Перед  началом  экскурсии  со  студентами  проводится  беседа,  в  ходе  которой  устанавливаются  опорные  понятия  для  более  осмысленных  наблюдений  за  объектами,  явлениями,  процессами  во  время  экскурсии. Даётся  инструктаж  по  выполнению  учебных  заданий  и  по  правилам  техники  безопасности. Существенное  значение  имеет  заключительная  работа  после  экскурсии. Используя  полученные  данные  наблюдений,  преподаватель  проводит  беседу  со  студентами в  ходе,  которой  указываются  эти  данные  со  знаниями,  усвоенными  ранее. Материалы  экскурсий  затем  используются  в  дальнейшей  учебной  практике. Особую  ценность  имеет  приобретение  «умений  и  навыков»  в  условиях  производства. В  дальнейшем  эти  умения  и  навыки  должны  закрепиться  при  практическом  обучении.

Подготовка  к  проведению  урока  на  производстве.

Важной  задачей  при  подготовке  является  определение  объекта  исходя  из  содержания  учебного  материала. Подготовку  к  проведению  урока  условно  можно  поделить  на  3  этапа:

1) подготовка  преподавателя.

2) подготовка  представителей  предприятия.

3) подготовка  студентов.

Преподаватель  должен  сам  ознакомиться  с  объектом,  перед  тем  как  вести   студентов  на  урок. После  личного  ознакомления  с  объектом  преподаватель  составляет  план  проведения  урока. Преподаватель  заранее  договаривается  о  дате  и  времени  проведения  урока  предварительно  ориентирует  выступающих  представителей  предприятия,  на  то,  что  именно  необходимо  обратить  внимание  студентов,  на  регламент  времени. Перед  началом  урока  проводится  инструктаж  по  ТБ  при  следовании,  при  нахождении  в  общественных  местах  и  на  предприятии,  где  проводится  урок.

Проведение  подведения  итогов  урока  на  производстве.

После  задания  на  дом  преподаватель  подводит  итоги  проведённого  урока. При  анализе  урока  обращается  внимание  на  выступление  студентов,  как  они  задавали  вопросы. При  необходимости  производится  повторение  отдельных  узловых  вопросов.

Закрепление.

Урок   на  производстве  требует  от  преподавателя  большого  педагогического  труда,  отличной  подготовки,  как  самого  преподавателя, так   и  производственного  участка,  необходимых  технических  средств,  материалов,  орудий  труда  для  самостоятельных  работ  студентов.

Развитая  учебно-материальная  база  техникума  при  наличии  хорошего  учебно-производственного  хозяйства,  учебно-производственной  мастерской,  учебного  электрополигона    даёт  возможность  чаще  проводить  теоретические  занятия  в  этих  производственных  условиях  и  таким  образом  обогащать  процесс  обучения  и  повышать  качество  обучения  молодых  специалистов.


Анализ результатов проведения анкетирования

В ходе исследования было проведено анкетирование студентов 4 курса  всех специальностей. Студентам предлагалось ответить на 4 вопроса:

1 Имели ли вы представление о профессии при поступлении в техникум? 

2 Изменились ли ваши представления  о выбранной специальности после прохождения практики?

3 Продолжите ли вы обучение по выбранной специальности?

4 Собираетесь ли вы работать по выбранной специальности?

Имели представление о профессии при поступлении в техникум 81% абитуриентов, 19% пришли в техникум по совету родителей и друзей.

Также мы выяснили, что после прохождения практики у 58% изменилось представление о выбранной специальности и 42%  не изменили своего представления.

На основе полученных результатов анкетирования можно отметить, что 52% студентов продолжат обучение по выбранной специальности  в высших учебных заведениях и 48% не желают продолжать обучение.

Нельзя не отметить и тот показатель, что большая часть студентов уже заявила о своей готовности к профессиональной деятельности по выбранной специальности (73%), 27% заявили о своей неготовности к профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования видно, что успешному профессиональному самоопределению студентов способствуют использование активных форм проведения учебных и производственных практик.

Таким образом, с учетом современных требований выяснили, что применение практико-ориентированного подхода в ходе профессионального образования будущих специалистов способствует их успешному профессиональному самоопределению.

Заключение

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания.


Используемая литература

1.  Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013.  
2  Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.

3  Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008.  

4  Демкин В.Д., Инновационные технологии в образовании, Исследовательский университет/ под ред. Г.В. Майера.- Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. Вып. 2. С. 22-29.
5  Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Методика профессионального обучения: производственное обучение. – 2001. - №6.

6  Ялалов Ф.Г. Деятельно – компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. // Интернет-журнал Эйдос. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

О применении лабораторного оборудования в изучении электротехнических дисциплин

Аннотация: в статье изложены авторские рекомендации по использованию лабораторного оборудования в учебном процессе электротехнического колледжа....

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов...

Применение инновационных педагогических технологий в процессе преподавания педагогики

Одной из главных задач обучения на занятиях педагогики ставится развитие педагогического мышления и речи учащихся. Решению этой задачи способствуют инновационные технологии обучения такие как технолог...

Доклад на ЦМК - Применение интерактивных методов обучения при изучении клинических дисциплин

Интерактивное обучение – это специальная форма организациипознавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в формесовместной деятельности студентов, при которой все участники взаимод...