2021г. Рабочая программа секции шахматы (совершенствование)
рабочая программа

Козлов Дмитрий Анатольевич

Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sektsii_shahmaty_sovershenstvovanie.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа секции
«Шахматы»

                                                        Разработал: тренер-преподаватель

                                                            Козлов Д.А.

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию обучающегося.

Работа с обучающимися по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных партий.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

  • Обучающие:
  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • Воспитывающие:
  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,
  • Развивающие:
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 46 часов занятий в течение года – по 2 часа в неделю

К занятиям в секции по шахматам допускаются учащиеся, не имеющие    медицинских противопоказаний и прошедшие инструктаж по технике безопасности при игре в шахматы.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п.

Темы и виды деятельности

Количество

часов

1.

Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Шахматная политика. Шахматные знаменитости. Различные системы проведения шахматных соревнований.

1

3.

Правила игры. Шахматный глоссарий. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

1

4.

Первоначальные понятия. Шахматная запись партий. Мат, ничья.

1

5.

Практическое занятие: упражнения на запоминание правил шахматной нотации.

1

6-7.

Практическое занятие: игры с ограниченным набором фигур.

2

8-9.

Практическое занятие: простейшие этюды.

2

10.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации.

1

11-12.

Практическое занятие: разбор специально подобранных позиций.

2

13-14.

Практическое занятие: решение тематических этюдов.

2

15.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация.

1

16-17.

Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

2

18.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами.

1

19-20.

Практическое занятие: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

2

21-22.

Практическое занятие: решение задач.

2

23.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Основные тактические приемы.

1

24-25.

Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

2

26-31.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

6

32-37.

Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий.

6

38-45.

Шахматные турниры. Швейцарская система, групповой турнир. Интернет-турнир.

8

46.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

1

Итого: часов

46

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Шахматная политика. Шахматные знаменитости. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

4.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

5.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связанная фигура, отвлечение, двойной удар («вилка»), вскрытая атака. Практические занятия: задачи на тактические приемы, разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

6.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

7.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

8.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Дебютные комбинации: итальянская партия, испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита, защита Каро-Канн и др. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

9.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

10.

Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий.

11.

Шахматные турниры. Швейцарская система, групповой турнир. Интернет-турнир. Подключение к Интернету.

12.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце обучения учащийся:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,
  • знает правила игры и турнирного поведения,
  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,
  • умеет записывать партии,
  • с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки,
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,

Теоретическая работа проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для тех обучающихся, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками – 5 шт.
  2. Шахматные часы – 4 шт.
  3. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.
  2. Сеансы одновременной игры.
  3. Конкурсы по решению шахматных задач.
  4. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
  • вопросы по теории шахмат,
  • игру с руководителем кружка,
  • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985.
  2. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
  3. Долби Э. Шахматы: Как стать хорошим игроком /пер. с англ.А.Базина. – М., 2008.
  4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986.
  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980.
  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975.
  7. Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. – Лениздат, 1981.
  8. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн, 2000.
  9. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994.
  10. Рохлин Я. Г. Основы шахматного творчества.- Ярославль, 1967
  11. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат, 1992.
  12. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997.
  13. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981.
  14. Журнал «64» - М., 2018-2021гг.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "Волейбол в школе"

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Рабочая программа секции "Волейбол в школе"

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Рабочая программа для занятий в секции бейсбола

Мною разработана рабочая программа для занятий бейсболом...

Рабочая программа (модифицированная) дополнительного образования – Спортивной секции «ОФП» для обучающихся 15-18 лет

Предназначена для использования в работе преподавателей физической культуры....

Рабочая программа секции «Картинг»

Учебный план занятий секции разработан на основе программы кружка автоконструкторов-картингистов (автор И.Е.Снитко) рекомендованной для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных шко...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Пояснительная записка Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового об...

Рабочая программа секции "Хапсагай"

Спортивная борьба «Хапсагай» – одна из разновидностей борьбы, спортивного контактного единоборства двух спортсменов. Задачей является положить соперника на лопатки с использованием р...