Методическая разработка на тему «Обучение на мундштуке»
методическая разработка

Иргалин Рамазан Абдрахманович

Некоторые педагоги считают возможным с первых же уроков начинать постановочные занятия с учеником на инструменте (трубе). Как показывает практика работы с детьми, это не всегда эффективно.   

      Основной ошибкой в работе начинающего педагога является то, что он форсирует период постановки мундштука на губах, чтобы скорее перейти непосредственно к игре на трубе.

           Метод проведения постановочных занятий только на мундштуке был известен в России еще в 19 веке. Видный корнетист В. Вурм в своей «школе» писал, что упражняться в извлечении звука следует сначала на одном мундштуке, потом, когда ученик усвоил основные навыки его постановки на губах, переходить к занятиям на трубе.

         Один из основателей методики обучения игре на духовых инструментов  М. Табаков отмечал: «Инструмент в руках ученика, не умеющего еще с ним обращаться, отвлекает внимание последнего от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефетеюганское районное муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Г.С. Райшева»

   

Номинация: Методическая разработка

Название «Обучение на мундштуке»

                                                  Иргалин Рамазан Абдрахманович

                                                  преподаватель  по классу духовых инструментов

Пояснительная записка

Тема:  «Обучение на мундштуке»

Цель: обобщение и систематизация  знаний об эффективности обучения игре на трубе на первоначальном этапе.

Задачи: 

  1. Показать значимость системы  постановочных занятий   на мундштуке при постановке губ, языка, дыхания, закреплении приемов звукоизвлечения, всех видов артикуляции, а также разрешения  затруднения с интонациями и интервалами, в установлении  стабильной воздушной струи и максимальной вибрации.
  2. Показать эффективность  методов  работы при обучении на мундштуке в процессе игры на трубе.  

Актуальность темы:

           Некоторые педагоги считают возможным с первых же уроков начинать постановочные занятия с учеником на инструменте (трубе). Как показывает практика работы с детьми, это не всегда эффективно.    

      Основной ошибкой в работе начинающего педагога является то, что он форсирует период постановки мундштука на губах, чтобы скорее перейти непосредственно к игре на трубе.

           Метод проведения постановочных занятий только на мундштуке был известен в России еще в 19 веке. Видный корнетист В. Вурм в своей «школе» писал, что упражняться в извлечении звука следует сначала на одном мундштуке, потом, когда ученик усвоил основные навыки его постановки на губах, переходить к занятиям на трубе.

         Один из основателей методики обучения игре на духовых инструментов  М. Табаков отмечал: «Инструмент в руках ученика, не умеющего еще с ним обращаться, отвлекает внимание последнего от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения».

      Главным в начальном обучении трубача М. Табаков считал, что тщательное закрепление приемов звукоизвлечения на одном мундштуке и только потом переход к занятиям на инструменте. Среди современных зарубежных педагогов вышеописанный метод первоначального обучения на одном мундштуке пользуется популярностью. Его активно поддерживают известные американские трубачи. Упражнения с мундштуком относятся к числу самых полезных и важных для трубача. При этом работать с мундштуком надо в полную силу, так как работать и с трубой и мундштуком.

Проверяя правильность постановки мундштука на губах, зарубежные педагоги часто применяют так называемый визуальный определитель, визуалайзер (visualizer). Прибор представляет собой поля мундштука, снабженные сбоку для удобства ручкой. Посредством визуалайзера можно наблюдать работу той части губ, которая скрыта под чашечкой мундштука, следить за направлением струи воздуха.

          Проводя первые уроки, педагог должен непременно следить за тем, чтобы ученик не переутомлял губной аппарат. Систематически следует делать также и небольшие перерывы для отдыха, во время которых можно объяснять ученику, например, музыкальную грамоту.

             Первые уроки рекомендуется проводить в присутствии двух и даже трех учеников. Слушая замечания педагога, чередуясь в выполнении одного и того же исполнительского приема, они будут попеременно играть и активно отдыхать.

            Таким образом, содержание первых уроков носит пояснительный и практический характер. Постановка губ, языка, дыхания с точки зрения их предполагаемой деятельности должна быть основательно усвоена учеником. Первые домашние задания будут состоять из упражнений на мундштуке, которые следует играть по 5 — 10 минут два-три раза в день, и дыхательных упражнений.

         Можно рекомендовать заниматься перед зеркалом, чтобы визуально следить за правильным положением мундштука на губах. Каждый следующий урок начинается с проверки выполнения домашнего задания. Если ученик более или менее усвоил постановку губ, языка и дыхания, то педагог может позволить ему сыграть на трубе самый легкий по извлечению звук — соль первой октавы. Но с этим не следует спешить.

           Занятия на мундштуке могут продолжаться несколько уроков подряд. Педагог сразу же должен подготовить ученика к тому, что первый этап в обучении игре на трубе является самым трудным и неинтересным, но в дальнейшем от качества усвоения первоначальных навыков зависит все музыкально-техническое развитие ученика. Необходимо найти такую форму занятий, чтобы трудное и неинтересное стало для ученика увлекательным, несложным и хорошо усваивалось.

Этапы работы

1 этап – подготовительный  «Выбор мундштука»

Мундштук должен удобно располагаться на губах, способствуя свободному и легкому звукоизвлечению. О месте расположения мундштука на губах, охвате им большей части верхней или нижней губы дано много рекомендаций. В то же время мало и скудно, как правило, говорится о столь важном элементе, имеющем большое значение в звукообразовании, каким является сам мундштук. Нигде должным образом не описаны его конструктивные особенности и игровые качества, от которых во многом зависят постановка губного аппарата ученика и результаты обучения его игре на трубе.

         Подбирая мундштук для трубача, следует учитывать физиологическое строение его исполнительского аппарата: толщину губ и их силу, строение зубов и челюстей. Педагог или сам трубач, если он уже играющий, должны представить себе желаемое качество звука, которое может быть достигнуто на том или ином мундштуке, возможность легкого исполнения верхнего и нижнего регистров, более точного интонирования, расширения динамики звучания, приобретения выдержки и выносливости губного аппарата. Чтобы все это учесть, необходимо хорошо разбираться в конструктивных особенностях мундштуков, знать их размеры, влияние отдельных его частей, деталей на игровые и акустические свойства инструмента.
  У различных исполнителей, играющих на мундштуке одного и того же размера, будет получаться совершенно разный звуковой результат. Отличаться будут тембр звука, общий строй инструмента. Один трубач сумеет «чувствовать» мундштук на губах, сможет извлекать звуки самого высокого регистра, другой — нет. Такое положение во многом зависит от строения губ исполнителя, от способа их формирования во время игры, от постановки дыхания и других компонентов исполнительского аппарата. Поэтому каждому исполнителю нужно подбирать мундштук соответственно индивидуальным особенностям его исполнительского аппарата. Причем визуально, «на глазок» их определить невозможно. Решающую роль в этом приобретают звуковой результат и опыт педагога, умеющего хорошо представить себе, что нужно ученику, а также знание каждого из элементов, составляющих мундштук, который, как указывалось в предыдущей главе, состоит из чашки, полей, устья и канала ствола ножки .
  Первое, с чего следует начинать, имея целью достижение гибточно большим диаметром и глубиной чашки. Именно такой мундштук обеспечивает размещение большей части губ внутри чашки и более свободное их формирование при игре на трубе.
  Среди трубачей существует мнение, что чем меньше диаметр чашки мундштука, тем легче достигаются предельно высокие звуки. Конечно, в какой-то степени мелкий по глубине и маленький по диаметру чашки мундштук облегчает получение верхнего регистра, однако при этом, как правило, ухудшается качество звука, пропадают легкость и гибкость в работе губного аппарата. Дело в том, что очень мелкий и небольшой по/ диаметру мундштук не позволяет правильно формировать губы, как бы зажимает их, оставляя мало места для их вибрации. Маленькие мундштуки обычно берутся трубачами, которые еще не выработали у себя крепкого профессионального губного аппарата и стремятся извлекать звуки верхнего регистра с помощью мундштуков и излишнего давления на губы.
Начинающему трубачу рекомендуется мундштук большего размера, способствующего правильному и стабильному положению губного аппарата. После длительной работы над укреплением губных мышц возможна смена большего по размеру мундштука на меньший. Если же начинающему трубачу сразу дать мундштук с мелкой и маленькой по диаметру чашкой, то в дальнейшем он никогда не сможет перейти на больший мундштук.
  Не следует думать, что музыканту с тонкими губами надо играть на маленьком мундштуке, а с полными губами, наоборот, пользоваться мундштуком с большой чашкой. Дело не в полноте губ, а в их мускульном строении и развитии. Трубач может иметь тонкие губы, но с сильно развитой мускулатурой. Мастерство же исполнителя с толстыми губами заключается в умении их подворачивать, способности «уместить» губы в мундштук.
   Диаметр чашки трубных мундштуков колеблется от 15 мм до 17 мм. Как указывалось, диаметр чашки среднего, наиболее распространенного мундштука равен 16,2 мм.
   Глубина чашки мундштука действует на интонационно-высотный уровень звучания инструмента. Более глубокая чашка понижает строй инструмента, более мелкая имеет тенденцию к повышению его общего строя. Поэтому один и тот же инструмент, но с различными по глубине чашки мундштуками, будет иметь различный уровень настройки, который колеблется до 1/4тона.
   Если мундштук с большим диаметром чашки позволяет добиваться более мощного и громкого звучания, то глубокая чашка создает более сочный и матовый звук. Поэтому на трубе Си-бемоль употребляются чашки среднего размера, в то время как на корнете — более глубокие, что и является решающим в образовании мягкого матового звучания.
   Чашка мундштука иногда делается как бы двойной. Мелкая первая чашка облегчает извлечение высокого регистра, тогда как увеличенная нижняя чашка способствует извлечению более полного и богатого красками звука. Чашка мундштука с плоскимном несколько упрощает воспроизведение звука, но делает его грубым и неинтересным. Коническое U-образное строение чашки придает звуку глухой и матовый оттенок.
   Глубина чашки в мундштуках бывает мелкая, средне-мелкая, средняя (стандартная), средне-глубокая, глубокая.
Важную роль при подборе мундштука играют поля его чашки (ободок). Игровые качества мундштука зависят от строения и размеров их внутренней кромки, торцовой внешней части и ширины. Мундштук для начального обучения должен иметь поля средней ширины с достаточно острой внутренней кромкой. Последняя не должна врезаться в губы исполнителя и мешать свободному их сокращению и расслаблению. Если нижняя челюсть исполнителя несколько выдвинута вперед и нижние зубы находятся на одной линии с верхними зубами, мундштук с острой внутренней кромкой никогда не будет врезаться в губы. Если мундштук начинает врезаться в верхнюю или нижнюю губу, то это значит, что исполнитель слишком высоко или низко держит инструмент по отношению к губам.
   Мундштуки со средними по ширине полями более удобны для большинства исполнителей. Слишком широкие поля зажимают мышцы губ, делают их неподвижными, затрудняют быстрые переходы от нижних звуков к верхним и обратно. Широкие поля могут применять музыканты с полными и мягкими губами, так как более тонкие поля слишком врезались бы в их губы и затрудняли естественную циркуляцию кровообращения. Мундштуки с тонкими полями намного облегчают переходы в регистрах и делают их более гибкими, но, врезаясь в губы, приводят к быстрому их утомлению.
   Таким образом, мундштук должен иметь острую внутреннюю кромку, расположенную достаточно низко, чтобы она не врезалась в губы, но точно фиксировала их прикосновение. Наружняя часть полей на всех мундштуках всегда должна быть достаточно округла и мягка. Вообще округлый контур полей придает губам наибольшую гибкость, но слишком давит на них, что резко снижает выдержку трубача.    Плоский и широкий контур полей дает ощущение более удобного положения мундштука, но снижает гибкость губ. Поэтому для большинства трубачей рекомендуется такой мундштук, который имеет приемлемую обтекаемость полей, обеспечивающую гибкость губам, и достаточную поверхность, дающую им выдержку.
    Контуры полей в международных стандартах мундштуков изготавливаются следующих видов: округлый, полукруглый, средний (стандартный), полуплоский, плоский (слегка округлый).

обеспечивает равномерное и хорошее звучание. Увеличение размера устья приводит к тому, что сопротивление воздушной струи в мундштуке будет уменьшено, губам исполнителя придется работать более интенсивно и они быстрее устанут. Звук станет более громким, исполнение на нем piano будет затруднено. Уменьшение размера устья приведет к противоположным результатам. Исполнителю, который уже обладает хорошо натренированным губным: аппаратом и исполнительским дыханием, следует воспользоваться мундштуком с более широким по диаметру устьем.
   Большое значение для звукообразования имеет канал ножки, мундштука, который бывает различным по конфигурации: узким,, прямым, средним, слегка изогнутым, широким. Большинство мундштуков имеют средний канал ствола, а его разновидности изготавливаются уже по желанию трубачей.
  Самое важное условие при подборе мундштука состоит в том, что его ножка должна точно входить на нужную глубину в канал инструмента и совпадать со встречным упором. Если этого не происходит, то получается зазор, в котором образуются воздушные завихрения, плохо влияющие на качество звука. Такой недостаток может быть устранен путем подтачивания конца мундштука до тех пор, пока конец ножки не соединится со встречным упором в канале трубы.
  Следует избегать и такого положения, когда диаметр ножки мундштука слишком мал и мундштук проваливается в канал инструмента. В таких случаях в инструмент вводится металлическая муфта. Мундштук должен быть подогнан к инструменту, так как в этом залог хорошего и качественного звучания.
  При использовании трубы в высоких строях, а также трубы-пикколо следует учитывать, что они короче трубы Си-бемоль. Поэтому при игре на них нужно применять мундштуки с мелкой чашкой, но с сохранением прежних основных размеров. Чем выше по строю инструмент, тем короче его общая длина, тем мельче должна быть чашка мундштука. Известный немецкий трубач Адольф Шербаум, который специализируется на исполнении старинных высоких партий кларино, пользуется мундштуком с отвинчивающимися полями. Меняя чашки различной глубины, он оставляет одни и те же поля, к которым привыкли его; губы.

     2 этап – «Правильное положение мундштука»

   Точное положение мундштука на губах не установлено никакими правилами. В принципе идеально было бы прикладывать мундштук точно по центру рта и прижимать его к обеим губам с одинаковым усилием.  Отличающие физические особенности  каждого трубача от всех остальных, делают достижение идеала практически невозможным. Остается одно: стараться максимально приблизиться к идеалу.

      Для достижения максимальных вибраций губ надо выпятить одинаковые участки обеих губ. Особенно важно это для центральной части рта, которая входит внутрь чашки мундштука. Правильное равномерное выпячивание контролируется зрительно — ощущения здесь могут дать ошибочную информацию. Для такого контроля применяется визуалайзер, позволяющий контролировать апертуру и вибрацию губ.

3 этап – «Постановочные занятия»

Лучше всего переходить к мундштуку после упражнений гудения. Удобны упражнения с мундштуком и в том случае, когда из-за соседей нельзя играть на трубе. Всегда имейте мундштук при себе! Упражняйтесь при всякой возможности! СТЕПЕНЬ ПРИЖАТИЯ МУНДШТУКА К ГУБАМ.

     Здесь, как впрочем и везде, весьма вредны крайности. При слишком сильном прижатии мундштука получается слабый звук, при другой крайности он получается слишком высоким. Упражняться для отработки правильного давления мундштука на губы лучше всего в среднем регистре. Проигрывая тоны в их последовательности в этом регистре легче всего подобрать такую степень прижатия мундштука, которая гарантирует наилучшее качество звука. При переходе в нижний регистр, давлении необходимо немного ослабить, а при переходе в верхний регистр, нужно увеличить скорость воздушной струи. Не нужно усиливать давление мундштука на губы в верхнем регистре. Чтобы избежать излишнего давления мундштука в верхнем регистре нужно свободно держать трубу, расслабить мышцы рук, и не упираться мизинцем в крючок трубы. Когда хочется сильнее прижать мундштук, необходимо больше воздуха подать в трубу. При излишнем давлении мундштука нельзя создать хороший амбушюр. ДВИЖЕНИЯ ГУБ Любое движение губ во время игры нарушает их вибрацию, а при разных движениях вибрация вообще прекращается. Надо помнить, что одним движением губ вообще нельзя добиться никаких модуляций играемой фразы — это приведет только к изменению звуков, а тоны останутся прежними. Только движение языка меняет высоту звука. Если и приходится изменять положение губ, то это делается только одновременно с изменением положения языка и играет вспомогательную роль. Обратите внимание на то, что лучшие профессиональные трубачи очень редко меняют положение губ во время игры. Задняя часть языка -вот какой орган больше всего отвечает за изменение высоты звука. Тренировка движения языка основана на произведении двух типов слогов: «ту-о-о» и «ту-э-э». При правильной подаче воздуха, правильных движениях языком, основанных на произнесении указанных слогов, вибрация губ будет свободной.

       УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АМБУШЮРА 1. Долгие тоны в среднем и нижнем регистрах . 2. Интервалы (связно) в среднем и нижнем регистрах. 3. Отработать долгие тоны на мундштуке (мягко) 4. Отработать диатонический и хроматический рад на мундштуке (мягко). 5. Отработать интервалы на мундштуке связно и тихо 6. Отработать кратные тоны на мундштуке (во всех объемах) 7. Повторить все упражнения во всех динамиках на мундштуке и потом на инструменте. 8. Упражнения на скорость подачи воздуха и движения языка (однократные, двукратные, если можно и трехкратные). 9. Выполнить этюды для развития гибкости (см.приложение)

Основная часть

Дата проведения : апрель (май)

Время: 18.00 час.

Место проведения: концертный зал

Играет квартет трубачей «Приветственная фанфара»

Приглашенные  гости: родители входят в зал под звуки  фанфар.

Трубы замолкают, на сцену выходят оркестранты.  Занимают свои места в оркестре.  

Играет оркестр А. Петрова «Гусарский марш»

Ведущий 1: (учащийся старшего класса): Добрый вечер, дорогие гости!

Ведущий 2: (учащийся старшего класса): Вас торжественно приветствовал наш  детский  духовой оркестр! Лауреат II  степени, Дипломант районных конкурсов инструментальных и вокальных ансамблей «Ажурные гармонии», участник окружного фестиваля - конкурса  инструментальных ансамблей и оркестров  «Фанфары Югры»,  постоянный участник школьных и поселковых мероприятий.

Ведущий 1: Представляем  создателя и руководителя детского духового оркестра (рассказывает).

Ведущий 2: В 2009 году он организовал  детский духовой оркестр, который является  единственным в нашей школе.

Ведущий 1: И не только в школе, но и в поселке.

Ведущий 2:  Сегодня мы расскажем об истории и развитии детского духового оркестра, о тех родителях, которые помогают  нашей творческой группе.  

Ведущий 1: Перед вами 20 оркестрантов: учащиеся класса духовых инструментов, выпускники, родители.

Ведущий 2:  В  нашем оркестре  царствуют в основном медные  духовые инструменты.

Ведущий 1: В семейку медных духовых инструментов входят: трубы, альты, баритоны,  тенор, тромбон, туба. Эта дружная семейка оркестра достаточно шумная. Но без них оркестр бы звучал намного слабее и однообразней.

Ведущий 2: Чем меньше музыкальный инструмент, тем звук у него выше, а чем больше - тем ниже.                            

Ведущий 1: Труба – самый высокий по диапазону инструмент. Именно она придаёт звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам.   В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе, в бою.  Играет труба. П. Чайковский «Неаполитанский танец» 

Ведущий 1:Многие думают, что туба - инструмент неуклюжий, комичный, способный издавать звуки лишь наподобие крика слона, ржания или чего-то хуже.                 

Преподаватель: Оркестр без тубы, как дом без фундамента.  Александров Иван - первый ученик,  который научился играть на этом большом инструменте.

Сначала Ваня стеснялся своего большого  и тяжелого инструмента.  Туба сама выбрала Ивана. Доверилась ему, как несчастное существо. У нее тоже есть душа. Вот уже он с ней вместе 5 лет.

Младший брат тубы - тромбон, также не очень поворотлив, как туба. Единственный духовой инструмент  среди медных со скользящей кулисой.  Из его раструба звучат мощные, яркие звуки широкого диапазона.

Играют тромбон и туба вторую часть марша  В. Агапкина «Прощание Славянки».

Ведущий 1: Баритон обладает густым и мягким тембром и выдает очень певучие звуки. Звук у баритона благородно-певучий, полный и мужественный, особенно в среднем и верхнем регистрах. В духовом оркестре данному музыкальному инструменту часто поручается главная мелодия – контрапунктирующая.

Играют баритоны  отрывок  из пьесы Ф. Шуберта «Серенада»

Ведущий 2: Прежде всего, человек судит о звуках не по тому, каковы они в действительности, а потому, как он их слышит.

Ведущий 1: Самые  выразительные, душевные и глубокие - деревянные духовые инструменты. Саксофоны. Кларнеты, Флейта.

Ведущий 2: Звук флейты похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Играет флейта  пьесу Б. Дварионаса  «Прелюдия»
Ведущий 1: «Кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный, светлый, очень гибкий и выразительный. В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков. 

Звучит на кларнете  пьеса Г. Свиридова «Отзвуки   вальса»  из музыкальной иллюстрации к повести  А.С. Пушкина «Метель»

Ведущий 2: Саксофон. Звук сочный, сильный, выразительный. Виртуозный!  

Звучит на  саксофоне самба З. Абрэу  «Тико-тико»

Ведущий 1: Но нам  нужны  и ударные  инструменты: барабаны, тарелки, а иногда фортепиано и бас - гитара.

Преподаватель: Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра,  то, прежде всего,  воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса. Барабаны держат четкий ритм. Большой барабан приводится в действие палкой с колотушками с двух сторон, либо палочкой от литавр. Часто «его используют в компании» с тарелками. Малый барабан имеет струны, натянутые под кожей, и это создает особую текучесть при ударе палочками. Сила звука малого барабана имеет необыкновенно широкий диапазон: очень громкий, раскатистый до тишайшего шороха. Для поддержания большой плотности, массивности звучания, для игры на открытом воздухе, особенно для игры маршевой музыки важна роль ударной группы инструментов. 

Представляет ударника (родитель)

Ударник (родитель) играет на барабане,  рассказывает « В молодые  годы играл на  ударной установке в вокально-инструментальном ансамбле. Желание осталось…..»

Ведущий 1: Мы представили  наших оркестрантов!

Оркестр играет «Веселый марш» В. Шаинского

На сцену  вносится декоративная коробка  «Репертуарная копилка» и ставится в центре.

Ведущий 1: Открываем Репертуарную копилку нашего духового оркестра!

                        (говорит очень выразительно, торжественно)

На экране появляются слайд - «Три возраста детского духового оркестра»: «дошкольный», «школьный», «взрослый»

Преподаватель: В этой копилке – история развития оркестра за три года.

Когда дети качественно выучивают музыкальное произведение, мы записываем название произведения, автора и складываем в копилку!  Это наша традиция! В музыкальном багаже оркестра – более  30  музыкальных произведений: обработки народных песен, марши, вальсы, песни военных лет, пьесы современных композиторов, пьесы танцевального характера.

На экране появляется слайды: «Дошкольный  возраст»: репертуарный список первого года обучения, фотографии детей.

Ведущий 1: Когда мы  были маленькими,  « дошкольниками» наш оркестр играл очень маленькие пьески. Коллективно учились играть бесконечно тянущиеся, длинные-предлинные звуки!  Учились настраивать инструменты.  Коллективно разыгрывались - играли  гаммы и  упражнения на развитие дыхания,  звука. Это обязательная  коллективная «зарядка» для оркестра!

Ведущий 2: Дыхание  духовика - своего рода горючее, без которого музыка «не поедет», т.е.  не зазвучит.  Набираем ровно столько воздуха, сколько надо для исполнения фразы или отдельного звука. Задержанный воздух  в легких плавной упругой струей  посылаем  в инструмент. Особенно велик расход воздуха при игре на тромбоне и тубе.

Ведущий 1: Выходит, чем больше по величине инструмент, тем больше дыхания он требует?

Ведущий 2: Конечно. В момент взятия высоких и низких нот музыкант вынужден использовать всю жизненную емкость легких!

         Оркестр играет пьесу М. Качурбина «Мишка с куклою пляшет полечку»

Ведущий 1: Мы стали «школьниками». В репертуаре появились более сложные произведения.

На экране появляется слайды «Школьный  возраст»: репертуарный список произведений второго года обучения, фотографии детей.

Оркестр играет  пьесу Р. Паулса  «Золотая свадьба»

Ведущий 2: Оркестр - это единое тело, организм, который дышит в унисон. Каждый инструмент в оркестре не индивидуален, он – лишь маленькая частичка одного целого. Все инструменты дополняют и помогают друг другу. Надо слушать друг друга. Если это условие не будет соблюдено, музыка не получится. 

На экране появляется слайды «Мы взрослые»: репертуарный список произведений третьего года обучения, фотографии оркестрантов с участием в ярких публичных выступлениях.

Ведущий 1: Сначала мы  не понимали,  зачем нужен дирижер?  Ведь на него мы не смотрим! Но на  самом деле, тут работает другое зрение: нужно одновременно смотреть в ноты и на дирижера. Дирижер – это цемент оркестра!

Ведущий 2: Поиграем в шуточную игру  «Оркестр». Играют все.  Родители - одна команда. Оркестранты - вторая команда.

Родитель объясняет правила игры: «Каждой команде предлагаются  «музыкальные инструменты» (звуки и жесты).  Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет "играть". Лучше всего, если выберут разные инструменты. Выбирается ведущий — "дирижер". Он становится лицом к "оркестру", и по сигналу "оркестр" начинает играть! Дирижер делает движения, будто он играет на своем инструменте (например, изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет на флейте и т. д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своем инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижера. Вдруг дирижер "переходит" на другой инструмент — начинает изображать игру на музыкальном инструменте, выбранном другим участником. Игрок, на чьем инструменте начал играть дирижер, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрал дирижер. Через некоторое время дирижер возвращается к своему первоначальному инструменту, и гости тоже возвращаются к своим. Итак, дирижер "играет" то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а игроки стараются уловить его движения и не ошибиться».

Преподаватель: Оркестр – живой, чуткий, единый организм, и каждый музыкант в ответе за общее звучание оркестра. Оркестр проходит  много стадий развития. Обновляется. Развивается.   Вырастают дети,  уходят, на смену приходят  другие.  Я благодарен своим выпускникам, родителям, преподавателям   за поддержку и помощь. Выпускники всегда приходят в оркестр. Называет всех выпускников.

На экране появляется слайды «Выпускники»

Ведущий 1: Оркестр является  активным участником поселковых  мероприятий.

    На экране появляется слайды « День поселка», «День выборов»

Ведущий 2: У нас есть разные традиции: «Посвящение в оркестранты», «День именинника», «Новый год».

Но главная традиция –  ежегодное участие оркестра  во всенародном празднике  «День Победы». В нашей копилке -  марши, вальсы, песни военных лет!

На экране появляется слайды «День Победы».

Преподаватель: Русский марш «Прощание Славянки», созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Оркестр играет марш  В. Агапкина «Прощание Славянки».

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – Дня Победы.

Оркестр играет марш Д. Тухманова «День Победы»

Ведущий 1: Нам  в оркестре интересно! Это и общение, и чувство единой команды. Бывают довольно сложные взаимоотношения. Но многие стали настоящими друзьями. После занятий – то в футбол играют во дворе школы, то просто провожают друг друга, иногда очень долго, в общем, расставаться не торопятся. Мы вместе отмечаем праздники, у нас регулярно бывают чаепития.

Ведущий 2. Но наше единство в том, что мы вместе создаем музыку! И это ничуть не менее интересно, чем играть одному, пусть даже более сложную партию. Среди музыкантов оркестра уже немало лауреатов и дипломантов разных конкурсов.

На экране появляется слайды «Конкурсы»

Преподаватель: Наш концерт закончился. Благодарим вас за сотрудничество,  взаимопонимание, помощь. В организации этого мероприятия нам  помогали  родители, учащиеся. Называет всех участников и помощников.

Ведущий 1: Всех прошу  пройти  в оркестровый класс на просмотр фильма «Смешные истории оркестра», который для вас подготовили родители.  Материал собран за три года.  Фильм снят о буднях оркестрантов.

Заключительная часть.

Просмотр фильма, чаепитие, беседы за    «круглым столом», анкетирование родителей. Длительность  30 минут.

                                                 Анкета

Уважаемый  родитель!

Просим Вас искренне ответить на все вопросы.  

Спасибо за помощь!

  1. Опишите, какие чувства возникали у Вас?
  2. Какие чувства возникали у вашего ребенка, заметили ли Вы это?
  3. Что  нового узнали о жизни своего ребенка в оркестре?
  4. Ваше мнение о форме проведения  и содержании мероприятия?
  5. Возник ли  у Вас интерес к совместной деятельности?
  6. Какую помощь можете предложить?

        Список использованной литературы

  1. Аркин И. А. Воспитание оркестрового музыканта. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. ст. / Сост. Н. Л. Фишман. — М.: Музыка, 1966
  2. Репертуарный сборник самодеятельного духового оркестра. Сост. Запорожец Г. и М. Прудников, 1979
  3.  Сборник «Песни военных лет  для духового оркестра», 1984
  4. Сборник «Песни Великой отечественной войны»  в переложении для духового оркестра,1975
  5.  Репертуар начинающих самодеятельных оркестров.  Партитура для духового оркестра, 1978
  6. Сборник «Мелодии радио и кино» для духового оркестра, 1989
  7. Усов Ю. Хрестоматия  для трубы, 1983
  8. Арбан Ж. «Школа игры на трубе»,  1990
  9. Розанов С. «Школа игры на кларнете», 1982
  10. Усов Ю. «Пьесы советских композиторов  для трубы и фортепиано», 1971
  11.  Баласанян С. Школа игры на трубе»  ред. Н. Яворский, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по теме: «Обучение в сестринском деле»

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающихся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, а других...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Обучение технологии написания личного письма на английском языке»

Методическая разработка урока английского языка по теме  «Обучение технологии написания личного письма  на английском языке»...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»

Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...

Методическая разработка для практического занятия по теме " Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме"

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме" может быть использована преподавателями на занятии по п...

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии "

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии" может быть использована преподавателями профессионального модуля ПМ 02 МДК 02.0...