Программа "Фортепиано 7 лет ОХПиВИ"
рабочая программа

Адвахова Анастасия Константиновна

Программа "Фортепиано 7 лет ОХПиВИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortepiano_7_let_hpivi.docx92.53 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. ПОКАЧИ

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                                                                              Утверждаю

Директор МАУДО «ДШИ»

______________О.В.Кнаус

                                                                                                        «__»___________2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«ФОРТЕПИАНО»

ОХП и ВИ

(на 7 лет)

   

                                                                                             

                                                                             Преподаватель

Адвахова Анастасия Константиновна

                                                                                     

Покачи – 2022г.

Программа «Фортепиано» с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении хорового пения и вокального исполнительства школы прошла внутреннюю экспертизу на заседании фортепианного отдела 23 мая 2022 года протокол №10, рекомендована Педагогическому совету школы для рассмотрения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны на 2022-2023 учебный год.

Программа «Фортепиано» с уровнем реализации полного курса 7 лет для обучения детей на отделении хорового пения и вокального исполнительства рассмотрена на заседании Педагогического совета школы  26 мая 2022 года протокол №5 рекомендована директору школы для утверждения в качестве рабочей образовательной программы на 2022-2023 учебный год преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны.

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент – фортепиано» на отделении хорового пения и вокального исполнительства разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

В системе образовательных программ дополнительного музыкального образования детей  данная программа «Музыкальный инструмент – фортепиано» на отделении хорового пения и вокального исполнительства имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее музыкальное образование. Новизна программы заключается в том, что она:

 - разработана, как самостоятельный предмет для учащихся отделения, в которой обоснование содержания обучения игре на фортепиано определено по каждому классу, с учетом специфики обучения в хоровом классе;

 - включает такие учебные элементы в образовательный процесс как история фортепианного искусства, введение в учебно-воспитательный процесс национально-регионального компонента.

Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены:

 - в ФЗ РФ «Об образовании»;                                                                                                    - в Государственном стандарте воспитания;                                             - в концепции развития художественного образования РФ.

   Программа направлена на формирование культурно-исторических, художественно-практических компетенций, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов музыкального образования и художественного воспитания. Программа актуальна, так как сочетает в себе программу академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики. Организация учебного процесса основывается на изучении индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, на развитии способностей посредством творческих заданий, на использовании произведений как композиторов-классиков так и современных композиторов, что значительно расширяет музыкальный кругозор.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

 - выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

 - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

 - приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

 - воспитание у детей культуры сольного музицирования;

 - приобретение детьми опыта творческой деятельности;

 - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

 - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

2. Срок реализации учебного предмета «Фортепиано»

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте 7-9 лет составляет 7 лет.

3.Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

Наименование

учебного

предмета

Трудоемкость

в часах

                     Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

Фортепиано

Аудиторные занятия (вчасах)

  340

          количество недель аудиторных занятий

34

34

34

34

34

34

34

                  недельная нагрузка в часах

1

   1

   1

   1

   2

  2

   2

4.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

2

2

2

Общее количество часов на

аудиторные занятия

340

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

3

3

4

4

5

5

6

Общее количество часов на самостоятельную работу

1020

5.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

5.    Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано»

        Цели:

  • Приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков;

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • формирование у обучающегося интереса к самостоятельному музицированию на фортепиано;

  •  формирование умения самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  •  знание профессиональной терминологии;

  • формирование навыка чтения с листа несложных музыкальных произведений;

  • обучение навыкам слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  •  развитие музыкальной памяти, мелодического, тембрового слуха;

  • развитие навыков публичных выступлений.

7.  Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/-ГИ.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

8. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках  программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.

9. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету " Фортепиано" должны быть оснащены роялями или пианино.

Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно  обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II.   Содержание учебного предмета "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Фортепиано» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области исполнительства на фортепиано.

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на усвоение учебного предмета «Фортепиано» на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Класс

1

2

3

4

5

6

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятий (в неделю)

1

1

1

1

2

2

2

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

       Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Виды  внеаудиторной  работы:

  •  выполнение  домашнего  задания;
  •  подготовка  к  концертным  выступлениям;
  •  посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных  залов  и  др.);
  •  участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Введение в предмет

1

-

2

Музыкальная грамота

1

2

3

Организация игрового аппарата

1

3

4

Работа над техническими формами

1

3

5

Работа над штрихами

1

3

6

Работа над   артикуляцией

1

3

7

Работа над  динамическими оттенками

1

1

8

Работа над  интонацией

1

3

9

Понятия о музыкальном синтаксисе(фраза, предложение)

1

1

10

Понятие о полифонии

1

4

11

Понятие о жанре

1

-

Итого:

11

23

Второй  год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Организация игрового аппарата

-

2

2

Работа над техническими формами

1

4

3

Работа над штрихами

-

2

4

Работа над   артикуляцией

-

2

5

Работа над  динамическими оттенками

1

2

6

Работа над  интонацией

1

2

7

Понятие о полифонии

1

3

8

Понятие о форме

1

1

9

Работа над крупной формой

1

3

10

Художественная работа над произведением

1

6

Итого:

7

27

Третий год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Работа над техническими формами

1

5

2

Работа над   артикуляцией

-

3

3

Работа над  полифонией

1

4

4

Работа над  интонацией

-

3

5

Работа над крупной формой

1

4

6

Анализ форм

1

5

7

Художественная работа над произведением

1

3

8

Концертная деятельность

-

2

Итого:

5

29

Четвертый год обучения    

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Работа над техническими формами

1

7

2

Работа над    полифонией

-

5

3

Работа над   малыми формами

-

5

4

Работа над крупной формой

-

6

5

Анализ форм

1

3

6

Художественная работа над произведением

-

3

7

Концертная деятельность

-

3

Итого:

2

32

Пятый  год обучения    

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Работа над техническими формами

-

15

2

Работа над    полифонией

-

11

3

Работа над   малыми формами

-

11

4

Работа над крупной формой

-

13

5

Анализ форм

6

5

6

Художественная работа над произведением

-

6

7

Концертная деятельность

-

8

Итого:

6

62

 Шестой  год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Работа над техническими формами

-

12

2

Работа над   полифонией

-

10

3

Работа над   малыми формами

-

10

4

Работа над крупной формой

-

10

5

Анализ форм

6

4

6

Художественная работа над произведением

-

6

7

Концертная деятельность

-

10

Итого:

6

62

год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

теор.

часы

практ.

часы

1

Работа над техническими формами

-

13

2

Работа над    полифонией

-

10

3

Работа над   малыми формами

-

10

4

Работа над крупной формой

-

9

5

Анализ форм

6

4

6

Художественная работа над произведением

-

5

7

Концертная деятельность

-

11

Итого:

6

62

2.Требования по годам обучения

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

1 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями нотной грамоты;
  •  умениями пользоваться контрастными динамическими оттенками (forte, piano);
  •  умениями подбора аппликатуры в пределах пятипальцевой позиции;
  •  навыками прочтения нотного текста отдельно каждой рукой в медленном темпе;
  •  навыками владения игровыми приемами (non legato, legato, staccato);
  • навыками ровного ритмического исполнения

В течение года ученик должен освоить:

  • 12-18 музыкальных произведений: народные песни, пьесы различных жанров (песня, танец, марш), пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.
  • Гаммы: До, Соль, Ре мажор (прямое движение) отдельно каждой рукой на две октавы.

Тоническое трезвучие по 3 звука отдельно каждой рукой.

  • Чтение нот с листа.
  • Подготовить к академическому концерту 2 разнохарактерных произведения на усмотрение педагога исходя из индивидуальных особенностей учащегося.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

  • Армянская народная песня «Ночь»
  • Венгерская народная песня «Лошадки»
  • Гайдн Й. Менуэт
  • Кикта В. «Звоны»
  • Моцарт В.А. Бурре
  • Русская народная песня «У ворот, ворот»
  • Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
  • Салютринская Т. «Ивушка»
  • Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
  • Тюрк Д. Песенка
  • Кригер И.  Менуэт  a-moll

Крупная форма

  • Барахтина Ю. Вариации на тему Русской народной песни «Во саду ли в огороде»
  • Барахтина Ю. Вариации на тему Русской народной песни «Как у наших у ворот»
  • Барахтина Ю. Вариации на тему Русской народной песни «Ах, вы, сени»
  • Барахтина Ю. Вариации на Белорусскую тему
  • Барахтина Ю. Вариации на тему Калинникова В. «Тень-тень»
  • Весняк Ю. Сонатина (в старинном стиле) соч.1№2
  • Потоловский Н. Песенка с вариациями
  • Cалютринская Т.  Сонатина
  • Беркович И.  Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

Пьесы

  • Абелев Ю. «Грустная песенка»
  • Барток Б. Пьеса
  • Бер О. «Темный лес»
  • Берлин П. «Пони звездочка»
  • Берлин П. «Марширующие поросята»
  • Вебер К.М. Танец
  • Кочурбина М. «Мишка с куклой»
  • Назарова Т. «Колыбельная»
  • Телеман Г.Ф. «Пьеса»
  • Селени И. Пьеса
  • Торопова Н. «Полька для медвежонка»
  • Торопова Н. «Вальсик»
  • Торопова Н. «Баба-Яга»

Этюды

  • Барахтина Ю. Два этюда
  • Беркович И. Этюд C-dur
  • Гедике А. Этюд D-dur
  • Гнесина Е. Этюд G-dur
  • Гурлит К.  Два этюда C-dur
  • Клементи М. Этюд е-moll
  • Николаев А. Этюд C-dur
  • Торопова Н. Этюд С-dur
  • Торопова Н. Этюд B-dur
  • Шитте Л. Этюд C-dur

Ансамбли

  • Гречанинов А.  «На зеленом лугу»
  • Майкапар С.  «Первые шаги»
  • Кабалевский Д. «Про Петю»
  • Польская народная песня «Мой конек»
  • Прокофьев С. «Болтунья»
  • Польская народная песня «Танцевать два мишки вышли»
  • Украинская народная песня «Журавель»
  • Калинников В. «Тень-тень»

Чтение с листа (сборники)

  • Рябов И., Рябов С., Чтение с листа в классе фортепиано 1-2 класс
  • Барахтина Ю. Ступеньки юного пианиста
  • Геталова «В музыку с радостью»
  • Ляховицкая С., Баренбойм Л.  Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

 Май

  • Д.Тюрк  Песенка                                                      
  • М.Клементи  Этюд e-moll

2 вариант:

                  Май

  • Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
  • Н.Торопова Этюд C-dur

2 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями нотной грамоты;
  •  знаниями музыкальной терминологии;
  • умениями прочтения ритмических вариантов на 2, 3, 4 доли;
  •  умениями пользоваться динамическими изменениями силы звука;
  •  умениями подбора аппликатуры в пределах октавы;
  •  навыками разбора нотного текста отдельно каждой рукой;
  •  навыками чтения нот с листа;
  •  навыками владения техническими приемами (прямое, противоположное движение, трехзвучные аккорды, хроматическая гамма)

В течение года ученик должен освоить:

  • 12-14 музыкальных произведений: 2 пьесы с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы,  пьесы, этюды,  ансамбли.
  • Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Фа мажор (прямое и противоположное движения) двумя руками на две октавы. Ля и Ми минор (прямое движение) отдельно каждой рукой на две октавы. Тоническое трезвучие и арпеджио по 3звука отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма (прямое движение) отдельно каждой рукой на две октавы.
  • Чтение нот с листа.
  • Подготовить к академическому концерту: 1 полугодие - 2 разнохарактерных произведения; IIполугодие – 2 разнохарактерных произведения по выбору педагога, учитывая индивидуальные способности и возможности учащегося.

Примерный репертуарный список:

Полифонические произведения

  • Барток Б. Канон
  • Бах И. С. Менуэт  G-dur
  • Бах И.С. «Волынка»
  • Беркович И.  «Ой, летает сокол»
  • Гендель Г. Ария d-moll
  • Гендель Г. Чакона
  • Кригер И. Бурре
  • Моцарт В.А. Менуэт C-dur
  • Моцарт Л. Менуэт
  • Торопова Н. Канон
  • Cперонтес  Менуэт

Крупная форма

  • Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1
  • Барахтина Ю. Вариации на тему русской народной песни «Я на горку шла»
  • Плейель И. Рондо C-dur
  • Бетховен Л. Сонатина G-dur, I часть
  • Клементи М. Сонатина C-dur, I часть соч.36,№1
  • Чичиков Ю. Сонатина G-dur
  • Штейбельт Д. Сонатина C-dur,Iчасть
  • Гедике А.  Сонатина C-durсоч.36
  • Беркович И. Вариации на тему грузинской народной песни «Светлячок»
  • Весняк Ю. Тема с вариациями соч. 1 №1

Пьесы

  • Бетховен Л. «Сурок»
  • Геворкян Ю. «Обидели»
  • Глинка М. «Полька»
  • Гречанинов А. «В разлуке»
  • Беркович И. «Дождик»
  • Денисов Э. «Ласковая песенка»
  • Майкапар С. «Сказочка»
  • Торопова Н. «Цветок и бабочка»
  • Александров Ан. «Новогодняя полька»
  • Штейбельт Д. Адажио соч.33
  • Тюрк Д. Песня
  • Гурлитт К.  «Простая песенка»
  • Гуммель И.  Экоссез

Этюды

  • Беренс Г. Этюд C-dur
  • Беркович И. Этюд d-moll
  • Гедике А. Этюд G-dur
  • Гнесина Е. Этюд D-dur
  • Клементи М. Этюд C-dur
  • Шитте Л. Этюд Es-dur
  • Черни К. Этюд G-dur
  • Николаев А. Этюд

Ансамбли

  • Бах И.С.  Песня
  • Беркович И.  «Восточный напев»
  • Ванхаль Я.  Две пьесы
  • Калинников В.  «Сосны»
  • Моцарт В.  «Колыбельная песня»
  • Ребиков В.  «Лодка по морю плывет»
  • Шуберт Ф.  «Немецкий танец»

        Примерная программа академического концерта

1 вариант:

 Декабрь

  • Шитте Л. Этюд Es-dur
  • Сперонтес  Менуэт

Май

  • Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1№1
  • Штейбельт Д. Адажио соч.33

2 вариант:

Декабрь

  • А.Николаев  Этюд
  • Д.Тюрк  Песня

                Май

  • К.Вильтон  Сонатина
  • Г.Перселл  Ария

   3 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями нотной грамоты;
  •  знаниями музыкальной терминологии;
  •  умениями в медленном темпе преодолевать трудности метро-ритмических особенностей произведений;
  • умениями пользоваться разнообразной динамикой (forte, mezzoforte, mezzopiano, piano) с применением crescendo  и  diminuendo;
  •  умениями подбора аппликатуры в позициях от белых и черных клавиш;
  • навыками самостоятельного, осмысленного прочтения фортепианной фактуры;
  •  навыками чтения нот с листа;
  •  навыками владения техническими приемами (прямое и расходящееся движения, трехзвучные аккорды, арпеджио по 3 и по 4 звука, хроматическая гамма);
  •  навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

  • 10-12 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы,  пьесы,  этюды,  ансамбли.
  • Гаммы: До, Соль, Ре, Ля мажор; ля, ми, си, ре минор отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды и короткие арпеджио по 3 звука отдельно каждой рукой на две октавы. Длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы отдельно каждой рукой.
  • Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

  • Александров А. «Кума»
  • Барток Б. Менуэт C-dur
  • Крофт В. Сарабанда e-moll
  • Куперен Ф. «Кукушка»
  • Бах В.Ф. Менуэт d-moll
  • Павлюченко С.Фугеттаa-moll
  • Бах И.С.Полонез
  • Моцарт В.А. Ария Es-dur
  • Циполи Д. Менуэт d-moll
  • Бах И.С. Менуэт d-moll

Крупная форма

  • Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во сыром бору тропина»
  • Бетховен Л. Сонатина C-dur
  • Клементи М. Сонатина C-dur
  • Моцарт В.А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
  • Рейман В. Маленькая сонатина
  • Хаслингер Т. Сонатина С-durIчасть
  • Шмитт Д. Сонатина A-dur
  • Андрэ А.  Сонатина №5 F-dur, ч.1 соч.34
  • Беркович И.  Сонатина C-dur
  • Глиэр Р. Рондо соч.43

Пьесы

  • Майкапар С. Вальс
  • Майкапар С. «Колыбельная»
  • Майкапар С. «Дождик»
  • Торопова Н. «Шутка»
  • Чайковский П.И. Старинная французская песенка
  • Шуберт Ф. Немецкий танец
  • Шуман Р. Марш
  • Гречанинов А. Мазурка
  • Гречанинов А.  Грустная песенка, соч.123
  • Кабалевский Д.  «Клоуны»

Этюды

  • Беренс Г. Этюд №44, ор.70
  • Дювернуа Ж. Этюд №24, ор. 176
  • Лемуан А. Этюд №34, ор.37
  • Лемуан А. Этюд №6, ор.37
  • Черни К.(Гермер) Этюд №4, II тетрадь
  • Черни К.(Гермер) Этюд №33, Iтетрадь
  • Шитте Л. Этюд №6, ор.108
  • Шитте Л. Этюд №17, ор.108
  • Лекуппэ Этюд C-dur

Ансамбли

  • Беркович И.  Фортепианные ансамбли  соч.30
  • Беркович И.  Вальс
  • Бетховен Л.  «Два немецких танца»
  • Разоренов С.  «Птичка»
  • Чайковский П.  Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

               Декабрь

  • Шитте Л. Этюд С-dur
  • Бах И.С. Менуэт d-moll

Май

  • Клементи М. Сонатина Iчасть C-dur
  • Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»

2 вариант:

                 Декабрь

  • Лекуппэ Ф. Этюд  C-dur
  • Гречанинов А. Мазурка

       Май

  • Бетховен Л. Сонатина   C-dur
  • МайкапарС.«Колыбельная»

4 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста как отдельно каждой рукой, так и вместе;
  • умениями определять характер изучаемой музыки;
  • умениями самостоятельно находить метро-ритмические особенности произведений;
  •  умениями пользоваться динамическими оттенками (fortissimo, forte,mezzoforte, mezzopiano, piano, pianissimo,crescendo, diminuendo);
  •  умениями подбора аппликатуры;
  •  навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;
  •  навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 2-3 класса ниже);
  •  навыками владения техническими приемами (крупная, мелкая техника);
  •  навыками слухового контроля;
  •  навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

  • 10-12 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы,  пьесы,  этюды,  ансамбли.
  • Гаммы: диезные и бемольные до 4-х знаков отдельно каждой рукой на две октавы. Аккорды по три звука и короткиеарпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Длинныеарпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.
  • Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

  • Бах И.С. Маленькая прелюдия С-dur
  • Бах И.С. Маленькая прелюдия g-moll
  • Бах И.С. Полонез g-moll
  • Бах И.С. Менуэт G-dur
  • Моцарт В.А. Менуэт
  • Пахельбель И. Гавот с вариациями
  • Пирумов А. Маленькая инвенция e-moll
  • Рамо Ж.Ф. Менуэт g-moll

Крупная форма

  • Грациоли Г. Сонатина G-durIчасть
  • Гурлит К.  Сонатина  C-dur№1, ор.188, Iчасть
  • Диабелли А. Сонатина F-dur№1, ор.168, I часть
  • Кабалевский Д. Сонатина a-moll, ор.27
  • Кулау Ф. Рондо из Сонатины C-dur, №1,ор.55
  • Кулау Ф. Сонатина G-durIчасть
  • Мелартин Э. Сонатина g-moll, I часть
  • Черни К. Сонатина C-dur, I часть
  • Чимароза Д. Сонатина g-moll, Iчасть

Пьесы

  • Гурилев Л. Две прелюдии
  • Кабалевский Д. Новелла
  • Кабалевский Д. Медленный вальс
  • Майкапар С. Педальная прелюдия
  • Симонова В. «Листопад»
  • Симонова В. «Романс»
  • Чайковский П.И. «В церкви»
  • Тамберг Э. «Кошка крадется»
  • Прейер К. «Трещотка»

Этюды

  • Бертини Г. Этюд №18, ор.100
  • Кабалевский Д. Этюд a-moll
  • Лемуан А. Этюд №6, ор.37
  • Лемуан А. Этюд №10, ор.37
  • Лешгорн А. Этюд B-dur
  • Тамберг э. Этюд С-dur №9, ор.13
  • Хаджиев П. Этюд a-moll
  • Черни К. (Гермер) Этюд №42, Iтетрадь
  • Черни К. (Гермер) Этюд №4, II тетрадь

Ансамбли

  • Металлиди  Ж.  Полька
  • Глинка М.  «Сомнение»
  • Островский А.  «Школьная полька»
  • Соловьев В.  «Белорусский танец»
  • Кочугова И. Обр.  «Молдавеняска»
  • Беркович И.  Марш

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

                  Декабрь

  • Бах И.С. Маленькая прелюдия  C-dur
  • Лешгорн А. Этюд B-dur

Май

  • Чимароза Д. Сонатина g-moll, I часть
  • Кабалевский  Д. Медленный вальс

2 вариант:

        Декабрь

  • Рамо Ж.Ф. Менуэт g-moll
  • ТамбергЭ.ЭтюдB-dur

Май

  • Грациоли Г. Сонатина  G-durI часть
  • Симонова  В.«Листопад»

              5 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями, необходимыми для самостоятельного разбора нотного текста;
  •  умениями преодоления трудностей метро-ритмических особенностей произведений;
  •  умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
  •  уметь подбирать аппликатуру;
  •  навыками самостоятельного прочтения основных средств музыкальной выразительности;
  •  навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 2-3 класса ниже);
  •  навыками владения основными техническими приемами;
  •  навыками слухового контроля;
  •  навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

  • 8-10 музыкальных произведений: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, пьесы, этюды.
  • Гаммы:  все мажорные гаммы от белых клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на четыре октавы и все минорные гаммы от черных клавиш отдельно каждой рукой на четыре октавы.

Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные, ломаные) по четыре звука отдельно каждой рукой на четыре октавы.

Хроматическая гамма на две октавы двумя руками.

  • Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

  • Бах И.С. Ария из французской сюиты c-moll
  • И.С.Бах  Маленькая прелюдия  d-moll
  • Гендель Г.Ф. Прелюдия
  • Гендель Г.Ф.  Куранта  F-dur
  • Гесслер И. Полифоническая прелюдия
  • Кабалевский Д. Прелюдия и фуга
  • Орик Ж. Сарабанда
  • Франк С. Канон
  • Циполли Д. ФугеттаF-dur
  • Эшпай А. Прелюдия

Крупная форма

  • Бенда Й. Сонатина d-moll
  • Вебер К.М. Анданте с вариациями G-dur
  • Гайдн Й. Соната-партитаC-dur
  • Грациоли Дж. Сонатина G-dur
  • КулауФ. СонатинаA-durIчасть
  • Моцарт В.А. Сонатина C-dur
  • Чимароза Д. Соната G-dur
  • Чимароза Д. Соната с-moll
  • Кулау  Ф.  Вариации на швейцарскую тему
  • К.Черни  Сонатина C-dur

Пьесы

  • Александров А.  Русская народная мелодия, соч.76
  • Беркович И.  Украинская песня
  • Барток Б.  Пьеса
  • Григ Э.  Вальс, соч. 38
  • Глиэр Р.  Романс, соч.31
  • Глинка М.  Прощальный вальс
  • Майкапар С.  Токкатина, соч.8
  • Свиридов Г.  Зима
  • Степовой Я.  Прелюд, соч.9
  • Шуман Р.  «Дел Мороз»  »  Ор. 68, № 12
  • Г.Вольф  «Колыбельная»
  • Э.Сигмейстер  «Блюз»

Этюды

  • Беренс Г.  Этюд  a-moll
  • Беренс Г.  Этюд  C-dur
  • Бертини А.  Этюд  e-moll
  • Дювернуа Ж.  Этюд  G-dur
  • Лемуан А.  Этюд  C-dur
  • Лемуан А.  Этюд  G-dur
  • Черни К.  Этюд  C-dur
  • Черни К.  Этюд  №28  D-dur
  • Черни К.  Этюд  №1  C-dur
  • Шитте Л.  «Арпеджио»
  • А.Гедике « Миниатюра в форме этюда»

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

                  Декабрь

  • Г.Ф.Гендель  Куранта  F-dur
  • Р.Шуман  «Дед Мороз»  Ор. 68, № 12

         Май

  • Ф.Кулау  Вариации на швейцарскую тему
  • Г.Вольф  «Колыбельная»

2 вариант:

                   Декабрь

  • И.С.Бах  Маленькая прелюдия  d-moll
  • А.Гедике « Миниатюра в форме этюда»

         Май

  • К.Черни  Сонатина C-dur
  • Э.Сигмейстер  «Блюз»

6 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
  •  умениями  справляться с метро-ритмическими особенностями произведений;
  •  умениями пользоваться динамическими красками инструмента;
  •  умениями подбора аппликатуры;
  •  навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
  •  навыками чтения нот с листа (уровень сложности на 1-2 класса ниже);
  •  навыками владения техническими приемами (мелкая, крупная техника);
  •  навыками интонирования;
  •  навыками слухового контроля;
  •  навыками владения педализацией.

В течение года ученик должен освоить:

  • 8-10 музыкальных произведений: 2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы,  пьесы,  этюды.
  • Гаммы: все мажорные гаммы от черных клавиш (прямое и противоположное движение) двумя руками на четыре октавы  и все минорные гаммы от черных клавиш двумя руками на четыре октавы.

Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные, ломаные) по четыре звука двумя руками на четыре октавы в умеренном темпе.

Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками.

D-7аккорд в виде арпеджио (длинные без обращений) двумя руками на две-четыре октавы.

Кадансовый оборот: T-S-D-T.

  • Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

  • Бах И.С.  «Двухголосная инвенция»  C-dur
  • Бах И.С.  «Маленькая прелюдия»  c-moll (II тетрадь)
  • Бах И.С.  «Маленькая прелюдия»  a-moll (I тетрадь)
  • Бах И.С.  Аллеманда и куранта A-dur
  • Бах И.С.  Сарабанда и Ария (из Французской сюиты до-минор)
  • Гендель Г.Ф.  «Сарабанда с вариациями»  d-moll
  • Гендель Г.Ф.  «Аллеманда»  a-moll
  • Лядов А.  Канон  G-dur соч.34.
  • Майкапар С.  Прелюдия и фугетта, соч.37, №4
  • Окунев Г.  «Прелюдия и фугетта»
  • Рамо Ж.Ф.  «Сарабанда»  a-moll
  • Скарлатти Д. «Фугетта»  C-dur

Крупная форма

  • Дуссек Я.  Сонатина  С-dur ор.20 №5
  • Чимароза  Соната С-dur
  • Гурилев А.  Вариации на тему «Не томи, родимый» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»
  • Кабалевский Д.  Легкие вариации  Ор.40, №2
  • Кабалевский Д.  Легкие вариации   Соч.51, №4
  • Кулау Ф. Сонатина F-durСоч.20,№3 I часть
  • Вебер К.М.  Сонатина C-dur
  • Клементи М.  СонатинаEs-dur  Соч. 37, №1

Пьесы

  • Александров Ю.  Грустный рассказ
  • Александров Ю  Шутка
  • Григ Э.  «Поэтическая картинка»
  • Гречанинов А.  «Жалоба»
  • Дебюсси К.  «Маленький негритенок»
  • Ипполитов-Иванов М.  Маленькая пьеса  Соч.7, №5
  • Мусоргский М.  «Слеза»
  • Слонимский С.  «Дюймовочка»
  • Хачатурян А.  «Подражание народному» (из «Детского альбома»)
  • Шопен Ф.  Мазурка
  • ГлиэрР.  «Грезы»
  • Э.Мак-Доуэлл  Тарантелла  ор.39  №2
  • А.Лядов  Прелюдия

Этюды

  • Беренс Г.  Этюд соч.61, №28
  • Бертини А.  Этюд  соч. 29, №10
  • Бертини А.  Фантазияa-moll
  • БургмюллерФ.  Веселое настроение  Соч. 109, №6
  • Крамер И. (редакция Г.Бюлова, №17)  Этюд D-dur
  • Лешгорн А.  Этюд  соч. 136, №10
  • Николаева Т.  Тарантелла, соч. 19, №7

Примерная программа академического концерта

1 вариант:

                  Декабрь

  • И.С.БахАллеманда и куранта A-dur
  • Ф.Шопен  Мазурка

                   Май

  • Я. Дуссек Сонатина  C-durор.20 №5
  • Р.Глиэр «Грезы»

2 вариант:

                  Декабрь

  • И.С.Бах  Сарабанда и Ария (из Французской сюиты до-минор)
  • Э.Мак-Доуэлл  Тарантелла  ор.39  №2

         Май

  • Д.Чимароза  Соната C-dur
  • А.Лядов  Прелюдия

7 класс:

По окончании учебного года обучающийся должен обладать:

  •  знаниями, необходимыми для самостоятельного изучения нотного текста;
  • умениями преодоления трудностей метро-ритмических особенностей;
  •  умениями пользоваться акустическими, тембральными, регистровыми красками инструмента;
  •  умениями подбора аппликатуры;
  • навыками самостоятельного, осмысленного и качественного прочтения фортепианной фактуры;
  •  навыками чтения нот с листа;
  •  навыками владения техническими приемами (мелкая, крупная техника);
  • навыками интонирования;
  • навыками слухового контроля;
  • навыками владения педализацией.

В течение года обучающийся должен освоить:

  • 7-8 музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы 2-3 этюда.
  • Гаммы: все мажорные гаммы от черных клавиш (прямое и противоположное движения) двумя руками на четыре октавы и все минорные гаммы от черных клавиш двумя руками на четыре октавы. Аккорды по три звука и три вида арпеджио (короткие, длинные, ломаные) по четыре звука двумя руками на четыре октавы в быстром темпе. Хроматическая гамма на четыре октавы двумя руками.  D-7 аккорд в виде арпеджио ( длинные без обращений) двумя руками на четыре октавы.  Кадансовый оборот: T-S-D-T.
  • Чтение нот с листа.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

  • Бах И.С.  «Двухголосная инвенция»  F-dur
  • Бах И.С.  Куранта из «Французской сюиты №2»
  • Гендель Г.Ф.  ЧаконаG-dur
  • Гендель Г.Ф.  Жига
  • Глинка М.  Фуга  a-moll
  • Пахульский Г.  Канон
  • Пахельбель И.  Фуга из «Магнификата»
  • Юцевич Е.  Фуга
  • Скарлатти  Д.«Фугетта» C-dur

Крупная форма

  • Ваньхаль Я.  СонатаA-dur
  • Гендель Г.Ф.  Ария с вариациями
  • Гречанинов А.  Сонатина  F-dur
  • Дакен К.  «Кукушка» (рондо)
  • Кикта В.  Сонатина
  • Скарлатти Д.  Соната  d-moll
  • Клементи М.  Соната  B-dur ор.47№2
  • Чимароза Д.  Соната№14D-dur

Пьесы

  • Гершвин Дж.  «Колыбельная»
  • Глиэр Г.  «Романс»
  • Кабалевский Д.  «Новелла»
  • Парцхаладзе М.  «Колыбельная»
  • Раков Н.  «Первая фиалка»
  • Сорокин К.  «Воспоминание»
  • Гречанинов А.  «Осенняя песенка»
  • Калинников Вас.  «Грустная песенка»
  • Шуберт Ф.  «Музыкальный момент»
  • Пахульский Г.  «Прелюд»
  • Керн Дж.  «Дым»

Этюды

  • Бертини А.  Этюд  A-dur, соч.29, №10
  • Беренс Г.  Этюд g-moll,соч.21, №28
  • Лешгорн А.  Этюд A-dur,  соч. 136, №10
  • Майкапар С.  Стаккато-прелюдия,  C-dur соч.31, №4
  • Равина А.  Гармонический этюд  h-moll, соч. 50,  №7
  • Шитте Л.  Этюд  g-moll, соч.68, №23

Примерные  программы  экзамена

1 вариант:

  • Бах И.С. «Двухголосная инвенция»   F-dur
  • Чимароза Д. Соната №14 D-dur
  • ГречаниновА.  «Осенняя песенка»

2 вариант:

  • Скарлатти  Д.«Фугетта» C-dur
  • Клементи М. Соната  B-durIчасть  ор.47 №2
  • Пахульский Г. «Прелюд»

III.  Требования  к  уровню  подготовки  обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета  «Фортепиано»  является:

  - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 - умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;

 - знание фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

 - знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

 - знание профессиональной терминологии;

 - умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

 - приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 - приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

 - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 - наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, тембрового слуха;

 - наличие навыков репетиционно – концертной работы в качестве солиста.

IV.Формы и методы контроля, критерии оценок

  Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

  Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях контроля за качеством освоения программы.

-Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся: экзамен,зачет, контрольный урок. Промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на технических зачетах, академических концертах, исполнение концертных программ.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком проведения. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению  на академическом концерте  (по решению методического совета).

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки)освоения программы. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.                

 График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного

прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1 класс

Академический концерт

       май

2 разнохарактерных произведения

2 класс

Академический концерт

    декабрь

2 разнохарактерных произведения

Академический концерт

апрель,      май

2 разнохарактерных произведения

3 класс

Академический концерт

    декабрь

2 разнохарактерных произведения

Технический зачет

    февраль

2 гаммы

Академический концерт

апрель,      май

Крупная форма                         Пьеса

4 класс

Академический концерт

   декабрь

2 разнохарактерных произведения (одно с элементами полифонии)

Технический зачет

   февраль

2 гаммы

Академический концерт

 апрель,           май

Крупная форма                 Кантилена

5 класс

Академический концерт

   декабрь

Полифония                              Пьеса виртуозного характера или Этюд

Технический зачет

   февраль

2 гаммы

Академический концерт

апрель,      май

Крупная форма               Кантилена

6 класс

Академический концерт

  декабрь

Полифония                              Пьеса виртуозного характера или Этюд

Технический зачет

  февраль

2 гаммы

Академический концерт

апрель,      май

Крупная форма               Кантилена

7 класс

Выпускной экзамен

май

Полифония Крупная форма Пьеса

- Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

 - увлеченность исполнением;

 - слуховой контроль собственного исполнения;

 - корректировка игры при необходимой ситуации;

 - понимание чувства формы;

 - выразительность интонирования;

 - единство темпа;

 - ясность ритмической пульсации;                                                                                              - яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

 - стабильность воспроизведения нотного текста;

 - выразительность интонирования;

 - попытка передачи динамического разнообразия;

 - единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

 - неустойчивое психологическое состояние на сцене;

 - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

 - слабый слуховой контроль собственного исполнения;

 - ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

 - темпо-ритмическая неорганизованность;

 - однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

 - остановки при исполнении;

 - отсутствие слухового контроля;

 - ошибки в воспроизведении нотного текста;

 - низкое качество звукоизвлечения;

 - отсутствие выразительного интонирования;

 - метро-ритмическая неустойчивость.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Учебный предмет «Фортепиано» имеет огромное значение в общем процессе воспитания музыканта. Должное внимание в программе уделено «формирующему» значению курса фортепиано, способствующему выработке эстетических вкусов, расширению общего культурного кругозора обучающихся  отделения хорового пения и вокального исполнительства, приобщение обучающихся к мировой музыкальной культуре. Не менее важной целью является подготовка наиболее талантливых детей к продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.

Учебный репертуар обучающихся по предмету «Фортепиано» включает в себя сочинения различных жанров: этюды, полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы русских  и зарубежных композиторов. Общим требованием программы является воспитание навыков совместного музицирования (ансамбль), который следует вводить с первого года обучения на фортепиано. Подобные формы работы вызывают большую заинтересованность у обучающихся, повышают их работоспособность, делают более разнообразным содержание урока, пробуждают творческую активность, дисциплинируют обучающихся, повышают их ответственность.

За время обучения в школе искусств обучающийся накапливает и приобретает определенный багаж навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле. Знания, полученные в школе, подкрепляются исполнительскими навыками, предполагающими возможность воспроизведения на фортепиано музыки разных направлений, эпох и стилей.

Со второго класса необходимо начинать работу над гаммами и арпеджио и проводить эту работу до седьмого класса включительно.

Неотъемлемой частью занятий по предмету «Фортепиано» является чтение нот с листа. Планомерные занятия чтением с листа вырабатывают практический навык, необходимый будущим профессионалам-музыкантам для более широкого знакомства с музыкой. По мере развития обучающегося и усвоения ими навыков чтения с листа выбор произведений постепенно усложняется. Овладевая навыками чтения с листа, желательно связывать их с курсом музыкально-теоретических дисциплин и знакомиться с произведениями композитора того или иного музыкального направления, которые в данный момент изучают по курсу музыкальной литературы. Аналогичная связь и координация возможна и с курсом сольфеджио.

В процессе преподавания «Фортепиано» преподаватель должен научить обучающегося не только искусству исполнения на инструменте, но и правильно понимать художественный замысел произведений, помочь ему овладеть музыкально-исполнительскими приемами на художественном и учебно-вспомогательном материале. Также необходимо развивать музыкально0образное мышление, работать над интонированием на инструменте, динамикой звучания, метро-ритмическими особенностями произведений.

В работе с обучающимися допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.

Подбор репертуара преподаватель должен осуществлять, постепенно усложняя материал и руководствуясь возможностями обучающегося.

      В зависимости от поставленной задачи в содержание урока входят:

      - проверка домашнего задания,

      - разбор нового материала,

      - отработка трудных технических приемов,

      - повторение пройденных пьес,

      - подготовка к концертным выступлениям, академическим концертам, экзаменам.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Учебная литература:

  • Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой» - М., 1985
  • Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1989.
  • Альбом советской детской музыки. Том 6. Составление и редакция Бакулова А. и Сорокина К.Л., 1974.
  • Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., «Советский композитор», 1981.
  • Ансамбли. Младшие классы. Вып.7. М., «Советский композитор», 1983.
  • Бах И. С.  Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012.
  • Бах И. С.  Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010.
  • Бах И. С.  Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2010.
  • Беренс Г.  Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
  • Бертини А.  Избранные этюды / М., Музыка,1992
  • Биберган В. «Далекое-близкое». Нетрудные пьесы для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Музыка», 1999.
  • Бизе Ж. «Детские игры». Ансамбли для фортепиано. М., «Классика XXI», 2002.
  • Брамс И. «Русский сувенир». Транскрипции в форме фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки. М., «Музыка», 1978.
  • Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. Вып.2. С.-П., «Северный олень», 1993.
  • Ветлугина Н.  Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1988.
  • ВзороваТ., Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста М., «Музыка», 1985.
  • Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». С.-П., «Музыка», 2002.
  • Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Л., «Музыка», 1988.
  • Гнесина Е.   Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003.
  • Звуки мира. Вып. 5,9. Сост. Бакулов А.Л., 1974.
  • Избранные этюды иностранных композиторов. Вып.1и 2. М., «Композитор», 2000.
  • Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XVIII веков. Ред. Н.Копчевского. Вып.1,2. М., 1975.
  • Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999.
  • Копчевский Н., Натансон В. Современная фортепианнаф музыка для детей. Вып.1. М., «Музыка», 1970.
  • Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М., 2001.
  • Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры на фортепиано. М., «Музыка», 1964.
  • Ляховицкая С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Л., «Музыка», 1974.
  • Лешгорн К.   Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005.
  • Милич Б.  Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
  • Милич Б.    Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
  • Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;
  • 6 кл. – 2002; 7 класс – 2005.
  • Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л., «Музыка», 1977.
  • Педагогический репертуар. Ленинград, «Музыка», 1964.
  • Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. С.-П., «Союз художников», 2001.
  • Пособие по общему курсу фортепиано. Сост. Т.Ахромович, Е.Юмаева. С.-П., «Музыка», 2002.
  • Репертуарная серия ДМШ. Ансамбли. Вып.2. Сост. С.Голованова. М., С.-П., «Музыка», 2002.
  • Современная фортепианная музыка для детей. I-VII классы ДМШ. Сост. Н. Копчевский. Л., 1975.
  • Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд. 2-е, М., «Музыка», 1979.
  • Соколов Н. Ребенок за роялем. М., «Музыка», 1981.
  • Сост. Ройзман Л., Натансон В. «Юный пианист». Вып.2. Пьесы, этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. М., 1964.
  • Сост. Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем вдвоем». С.-П., «Композитор», 2004.
  • Сост. Маевский Ю. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки. Вып. 1,2. С.-П., «Композитор», 2004.
  • Сост. Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. М., «Музыка», 1993.
  • Сост.Розенблюм Ф. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки. Л.,
  • Сост. Хондо Н., Чайковский П. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.
  • Старинная музыка для маленьких пианистов. Сост. Копчевский М. «Классика XXI века", 2001.
  • Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып. 2. Сост. Глушенко Л., М., «Музыка», 1989.
  • Фортепианные этюды и упражнения зарубежных композиторов XX века. Сост. Терентьева Н., М., 1980.
  • Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1-7. Сост. Любомудрова Н., Сорокина К., Туманян А. М., 1989.
  •  Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /М., Музыка, 2010
  • Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
  • Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011.
  • Хромушин О. Композиции на темы Дж.Гершвина в 4 руки. «Союз художников», 2001.
  • Черни К.    Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
  • Черни К.    Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009.
  • Циполи Д. Избранные произведения. М., «Классика XXI века», 2000.
  • Чайковский П.И. Легкие переложения в 4 руки. М., «Классика XXI века», 2002.
  • Чайковский П.  Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006.
  • Школа игры на фортепиано. Сост. Кувшинников Н.. Соколов М., «Советский композитор», 1976.
  •  Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина

М., Музыка, 2011.

Юсфин А. Музыкальные путешествия по нашей Родине. Пьесы для фортепиано на материале песен и танцев народов СССР. Л., 1983.

Методической литература:

  • Алексеев А.    Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
  • Алексеев А.    Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
  • Альшванг А.  Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
  • Аберт Герман  Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
  • Бадура-Скода Е.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
  • Берченко Р.  В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о

"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI,    2008

  • Браудо И.    Артикуляция. Л.,1961
  • Браудо И.    Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
  • Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.,1966
  • Голубовская Н.  Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
  • Гофман И.   Фортепианная игра.
  • Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
  • Дроздова М.  Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
  • Друскин М.  Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
  • Зимин П.   История фортепиано и его предшественников. М.,1968
  • Коган Г.    Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
  • Коган Г.    Вопросы пианизма. М.,1969
  • Копчевский Н. И.С.Бах. Исторические свидетельства  и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах.
  • "Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
  • Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,

М.,1986

  • Корто А.  О фортепианном искусстве. М.,1965
  • Корто А.  Рациональные принципы фортепианной техники.  
  • М.,1966
  • Ландовска В.  О музыке.  Классика - XXI век, 2001
  • Либерман Е.  Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
  • Лонг М.  За роялем с Дебюсси. М., Сов.композитор, 1985
  • Маккинон Л.  Игра наизусть. Л.,1967
  • Маранц Б.   О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №№3,4.
  • Мартинсен К.   Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
  • Метнер Н.  Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
  • Милич Б.   Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
  • Мильштейн Я.   Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
  • Мильштейн Я.  Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
  • Мндоянц А.   Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.

М., 2005

  • Наумов Л.  Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
  • Нейгауз Г.  Об искусстве фортепианной игры. Записки

педагога. М., 1982

  • Носина В.  Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
  • Петрушин В.  Музыкальная психология. М.,1997
  • Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
  • Смирнова Т.     Беседы о музыкальной педагогике и многом

другом. М., 1997

  • Тимакин Е.   Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
  • Советский композитор,1989
  • Фейнберг С.  Пианизм как искусство. М.,1969
  • Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской

деятельности. СПб, Композитор, 2008

  • Цыпин Г.  Обучение игре на фортепиано. М.,1974
  • Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии

творчества. М., 1988

  • Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI.  М., 2011
  • Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
  • Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
  • Шнабель А.  "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М.,1999
  • Штейнгаузен Ф.  Техника игры на фортепиано. М.,1926
  • Шуман Р.  О музыке и музыкантах. Сборник статей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные программы. Отделение ОХПиВИ, отделение ИМиМИ.

Музыкальный инструмент фортепиано ИМиМИ (7лет)Фортепианный ансамбль ИмИМИ (5лет)Аккомпанемент ИмиМИ (2 года)Фортепиано ОХПиВИ (7 лет)Музицирование  ОХПиВИ (5 лет)Фортепианный ансамбль ИМиМИ (5 ле...

Программа " Музицирование 5 лет ОХПиВИ"

Программа "Музицирование 5 лет ОХПиВИ"...