Программа " Музицирование 5 лет ОХПиВИ"
рабочая программа

Адвахова Анастасия Константиновна

Программа "Музицирование 5 лет ОХПиВИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzitsirovanie_5_let_ohp_i_vi.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. ПОКАЧИ

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                                                                              Утверждаю

Директор МАУДО «ДШИ»

______________О.В.Кнаус

                                                                                                        «__»___________2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«МУЗИЦИРОВАНИЕ»

ОХП и ВИ

(на 5 лет)

   

                                                                                             

                                                                             Преподаватель

Адвахова Анастасия Константиновна

                                                                                     

Покачи – 2022г.

Программа «Музицирование» с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении хорового пения и вокального исполнительства школы прошла внутреннюю экспертизу на заседании фортепианного отдела 23 мая 2022 года протокол №10, рекомендована Педагогическому совету школы для рассмотрения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны на 2022-2023 учебный год.

Программа «Музицирование» с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении хорового пения и вокального исполнительства рассмотрена на заседании Педагогического совета школы  26 мая 2022 года протокол №5 рекомендована директору школы для утверждения в качестве рабочей образовательной программы на 2022-2023 учебный год преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны.

                                  

 

 I.Пояснительная записка

         1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в

                   образовательном процессе

      Программа учебного предмета «Музицирование» на отделении хорового пения и вокального исполнительства разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

      В системе образовательных программ дополнительного музыкального образования детей  данная программа «Музицирование» на отделении хорового пения и вокального исполнительства имеет художественно-эстетическую направленность, включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее музыкальное образование.

     Наряду с другими дисциплинами  учебного плана, предмет «Музицирование» является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания. В период обучения формируются зрительно-интеллектуальные и исполнительские навыки, эстетическое мировоззрение,  мышление, расширяется кругозор.

    Разработка программы связанна с необходимостью комплексного подхода  к процессу музыкального  образования и направлена на воспитания всесторонне подготовленного ученика.  Для учащихся отделения хорового пения и вокального исполнительства предмет «Музицирование» является  неотъемлемой частью в работе по специальности. Умение бегло читать, транспонировать и аккомпанировать стимулирует деятельность   хоровика и вокалиста. Также это касается и координации курса с циклом музыкально-теоретических дисциплин. Данная программа рекомендует включать в работу ознакомление с произведениями  тех композиторов и музыкальных направлений, которые изучаются  по музыкальной литературе. Координируя предмет «Музицирование» с предметом «Сольфеджио», можно использовать такие учебные блоки, как чтение с листа аккомпанемента с пением солирующей партии. Так, в  одновременном чтении с листа партии солиста и аккомпанемента, учащиеся, воспроизводя голосом партию солиста, закрепляют интонационные навыки, развивают гармонический слух.

        Слияние всех музыкальных дисциплин в единый процесс обучения способствует развитию музыкального мышления, образного представления и воображения, осознанного восприятия музыкальных познаний на основе мыслительных действий самого учащегося,  применение полученных знаний и умений на практике.

        В комплексе образовательных программ Дополнительного музыкального образования детей, программа «Музицирование» на вокально-хоровом отделении имеет художественно-эстетическую направленность, включает  художественно-эстетическое воспитание и общее музыкальное образование.

        Новизна  программы заключается в том, что предмет «Музицирование»:

  • Опирается на специфику обучения отделения хорового пения и вокального исполнительства;
  • Скоординирован с циклом музыкально-теоретических дисциплин;
  • Включает такие учебные блоки, как транспонирование, ансамблевое чтение с листа;
  • Включает  национально-региональный компонент.

 

Актуальность программы определяется решением художественно-эстетических, духовно-нравственных задач, которые отражены:

  • В Федеральном Законе РФ «Об образовании»;
  • В Концепции модернизации дополнительного образовании до 2010 года;
  • В Государственном Стандарте воспитания;
  • В Концепции развития художественного образования РФ;
  • В Законе ХМАО-Югры «О национально-региональном компоненте Государственных образовательных стандартов ХМАО-Югры» (от 16.03.2005 г.).

        Педагогическая целесообразность программы заключается в ее обще-развивающем характере обучения и воспитании музыкально-художественного вкуса, мышления, идейно-эстетического мировоззрения; в расширении репертуара.

2.  Срок реализации учебного предмета «Музицирование»

  • Настоящая программа  адресована учащимся отделения хорового пения и вокального исполнительства  в возрасте 7-11, 8-12 лет.

        Сроки реализации  программы 5 лет.

        Занятия проводятся по 0,5 часа в неделю в форме индивидуальных уроков, которые организуются интегрировано  с комплексом музыкально-теоретического цикла; включают педагогику сотрудничества.

           3. Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

Наименование

учебного

предмета

Трудоемкость

в часах

     Распределение по годам обучения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

Музицирование

Аудиторные занятия (в

 

  170

 количество недель аудиторных занятий

34

34

34

34

34

часах)

                  недельная нагрузка в часах

    0,5

   0,5

   0,5

   0,5

   0,5

4.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

       Объем времени на самостоятельную работу обучающихся определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

       5.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,

рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

                   6.    Цели и задачи учебного предмета «Музицирование»

        Целью программы является:

•  приобщение к свободному, спонтанному музицированию на рояле в самых

разнообразных формах проявления этой творческой деятельности;

•  быстрая ориентация в тональностях, развитие определённых технических навыков во время исполнения гамм и упражнений;

•  развитие самых важных творческих навыков музыканта-исполнителя – исполнение музыки с листа, подбор аккомпанемента, транспонирование, владение различными способами фактурной игры, слушание музыки и умение слышать (подбирать)музыку, освоение навыка записи музыкального материала, который рождается у юного музыканта как художественный  образ  в результате импровизации(«музыкального конструирования»);

•  на основе вышесказанного - формирование музыкальных способностей и интересов учащегося, воспитание хорошего музыкального вкуса.

Всё это будет способствовать развитию духовных качеств учащегося. Общение с музыкой облагораживает и возвышает.

Образовательные задачи обучения включают в себя:

•  освоение различных творческих навыков музицирования;

•  получение базовых знаний по музыкальной теории;

•  применение теоретических знаний на практике;

•  наращивание темпа в практической деятельности на уроках музицирования;

•  совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности без помощи преподавателя; 

7.  Обоснование структуры учебного предмета «Музицирование»

Обоснованием структуры программы являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/-ГИ.

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

8.  Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и  психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках  программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.

Преподаватель выступает одновременно и историком музыки, и теоретиком,

учителем сольфеджио, гармонии. Для эффективной работы преподавателю (особенно, если он не совмещает педагогическую деятельность с концертмейстерской практикой) рекомендуется самому регулярно совершенствовать собственные навыки музицирования, поскольку основной формой общения на уроке с учеником будет игра в ансамбле и личный показ-пример учителя. На начальном этапе обучения это придаст учащемуся уверенность и смелость в момент реализации своих творческих намерений.

Вместе всегда веселее, и, как показывает практика, эффективнее. Со временем ученик, приобретая исполнительский опыт и укрепляя свои творческие силы, «вытеснит» педагога из процесса музицирования. Это и будет означать - образовательный курс успешно завершён с положительным результатом.

А пока в учебной аудитории, где и проводится урок музицирования на фортепиано, создаются все условия для проведения занятия в атмосфере уважения к творческим опытам юного музыканта и поощрения его индивидуальных успехов. Только позитив и восхищение со стороны педагога могут способствовать благотворному творческому развитию навыков музицирования.

Порядок материала в момент обучения следует выстраивать в направлении от ознакомления музыкального материала к его творческому преобразованию. С каждым уроком задачи становятся всё более многообразными и интересными.

Учебное время складывается в основном из практических часов. Теоретические сведения о теории музыки тут же реализуются на практике, через руки, прикасаясь к клавиатуре и отслеживая реальный звуковой результат.

На учебной дисциплине «Музицирование» преподаватель использует свои

«учебники» с нотными примерами для игры с листа, транспонирования, темы и мелодии для подбора аккомпанемента.

Очень важно периодически повторять то или иное, ранее выученное произведение с целью закрепить текст (по нотам или наизусть - по желанию ученика). Уважение к своему труду и труду композитора необходимо воспитывать с самого начала обучения.

Пьесы, составляющие основу начального этапа обучения, становятся благодатным материалом для дальнейших аранжировок с применением приобретённых навыков и умений.

Специальных домашних заданий нет. Поощряется добровольное желание юного  музыканта общение со своим музыкальным инструментом на доверительной основе.

А в домашних условиях, ученику рекомендовано больше слушать музыку, читать книги и готовить что-либо своими руками (сюрпризы близким, подарки друзьям и родным, концертные номера и всё то, что украсит мир вокруг).

9.  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету " Фортепиано" должны быть оснащены роялями или пианино.

Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно  обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II.   Содержание учебного предмета "Музицирование"

                        1.Учебно-тематический план

Название тем и разделов образовательного курса

1.

Основы нотной грамоты

2.

 Ритм и стиль

3.

Ступени и тональности

4.

 Гармонические структуры

5.

 Музыкальная форма

6.

 Музыкальные термины

7.

Выразительные средства музыки

8.

Творческие навыки музицирования

9.

Гармонические структуры

Пр   Примечание:

•  В тематическом плане представлены все те основные темы, изучение которых даёт положительный результат освоения учебной дисциплины «Музицирование»

•  Невозможно определить строгий порядок изучения тематического материала и точное количество времени, необходимое для теоретического осмысления и практического закрепления приобретаемых знаний.

•  Образная сфера музыкальных произведений и технические задачи творческого материала определяют ход учебного процесса во времени.

№ п/п

             Название тем и разделов

           Содержание тем и разделов

1.

Основы нотной грамоты

Нотная грамота.

Гармонические структуры (анализ, аппликатурные принципы во время исполнения).

Фактурные формулы.

Музыкальные формы (в первую очередь-простые)

2.

Страна Пульсария.

Ритм и стиль

Ритмическое воспитание.

Изучение ритмических групп.

Понятие метра и размера

3.

Ступени и тональности

Соотношение ступеней мелодической и басовой

линий (музыкальная горизонталь).

Виды мажора и минора

4.

Гармонические структуры

Структуры интервалов и аккордов (ощущение рукой,«слепок» созвучия).

Взаимоотношения гармонических функций в

тональности (музыкальная горизонталь).

5.

Музыкальная форма

Структурные единицы музыкальной формы.

Анализ формы произведения.

Содержание и форма музыки.

Осознанный слуховой контроль за разделами формы во время спонтанного музицирования

6.

Музыкальные фактуры

Фактурные формулы.

Фактура как способ изложения гармонии.

Стили и жанры

7.

Музыкальные термины

(иностранные обозначения в

нотах)

Обозначения  темпа  и  его  изменений  в  ходе

произведения, характера и настроения, динамики,

штрихов, аппликатуры, знаков сокращённого письма

ит. д.

8.

Выразительные средства музыки

Комплексное восприятие средств музыки (во время

практического музицирования).

Представление о функциональном взаимодействии

различных музыкально-выразительных средств

9.

Развитие творческих навыков

музицирования

Практическое  освоение  (постепенно  наращивая

скорость мышления и видения текста) следующих

навыков:

игра на фортепиано с листа;

транспонирование;

игра по слуху и в ансамбле

  2.Требования по годам обучения

1 класс:

1. Введение в предмет. 

  • Понятие «Чтение с листа», как безостановочное проигрывание нового нотного текста.
  • Цели и задачи предмета «Музицирование» - создание психологического комфорта, свободы в общении с инструментом, формирование навыков аналитического мышления, активизации слухового восприятия, ощущение клавиатурного пространства и игровых движений.

2. Расположение нот на нотоносце. Скрипичный и басовый ключ.

  • Изучение нотной грамоты.
  • Запись нотных звуков.
  • Работа с карточками.

3. Звуки первой октавы.

  • Расположение  нот на клавиатуре фортепиано во взаимосвязи с графическим изображением.
  • Активизация слухового восприятия музыкального материала.

4. Понятие длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая). Паузы, залигованные ноты.

  • Изучение нотной графики, длительности нот и пауз.
  • Активизация мышления и реакции.

5. Понятие «ритм». Размер.

  • Метроритмическая организация размеров 2/4,  3/4, 4/4 .

6.  Понятие такт, затакт, реприза.

  • Определение понятий.
  • Графическое изображение.
  • Формирование навыка  «чувство такта».

7.  Знаки альтерации.

  • Знакомство со знаками альтерации: бемоль, диез, бекар.

8.  Ориентация на клавиатуре.

  • Формирование навыков  ощущения клавиатурного пространства.

9.  Чтение с листа одним пальцем.

  • Чтение с листа простых песен и попевок в размерах 2/4,  3/4, 4/4 в медленном темпе с сольмизированием мелодий.

10.  Позиционная игра всеми пальцами (чтение с листа).

  • Анализ читаемого текста.
  • Чтение листа со счетом в размерах 2/4,  3/4, 4/4.
  • Чтение с листа с учетом аппликатурных позиций.

11.  Игра в ансамбле с педагогом.

  • Анализ музыкального материала.
  • Чтение с листа  в ансамбле с педагогом  в размерах  2/4,  4/4.

12.  Динамические обозначения. Понятия: форте, меццо форте, пиано, меццо пиано, крещендо, диминуэндо.

  • Графическое изображение динамических знаков.

13.  Закрепление теоретического материала курса.

В конце 1 класса учащийся должен знать:

  • Нотную грамоту
  • Динамические обозначения, штрихи
  • Понятия: ритм, размер, такт, затакт, реприза

В конце 1 класса учащийся должен уметь:

  • Ориентироваться на клавиатуре
  • Читать с листа
  • Читать с листа в ансамбле с преподавателем.

2 класс:

1. Повторение теоретического материала 1 класса.

  • Скрипичный и басовый ключ.
  • Графическая запись и воспроизведение музыкальных звуков.
  • Понятия: размер, такт, затакт, реприза.
  • Ритмическая организация нотного текста.
  • Знаки альтерации.
  • Динамические обозначения.

2.  Понятия: фермата, вольта.

  • Определение понятий фермата, вольта.

3.  Понятия мотив, фраза, предложение.

  • Определение структуры построения смысловых фигур: мотив, фразы, предложение.

4.  Размер 3/8, 6/8.

  • Метроритмическая организация в размерах 3/8, 6/8.

5.  Ритмическая организация: пунктирный ритм.

  • Понятие «пунктирный ритм».
  • Ритмические группы с пунктирным ритмом.
  • Графическая модель.
  • Структурные построения с использованием шестнадцатых длительностей в ритмоформулах.

6.  Чтение нот с листа.

  • Анализ движения мелодии.
  • Сольмизирование.
  • Чтение листа в размерах 2/4, 3/4 , 4/4, 3/8, 6/8.
  • Чтение с листа с усложненными структурными ритмическими построениями: пунктирный ритм, группы шестнадцатых нот.

7.  Чтение нот фортепианных ансамблей.

  • Анализ музыкального материала.
  • Чтение с листа с педагогом в размерах 2/4, 4/4.

8. Понятие: транспонирование. Транспонирование, как транспозиция музыкального построения на заданный материал в процессе зрительного и слухового восприятия.

  • Транспонирование простых попевок  1/2 тона вверх, вниз.

9.  Транспонирование.

  • Практические занятия

По окончании 2 класса учащийся должен знать:

  • Теоретический материал по программе 1-2 классов.
  • Нотную грамоту.

 Учащийся должен уметь:

  • Анализировать нотный текст.
  • Читать с листа  с  сольмизированием.
  • Читать с листа в размерах  2/4, 3/4 , 4/4, 3/8, 6/8.
  • Читать с листа музыкальный материал с усложненными структурами, построениями: пунктирный ритм, ритмические фигуры из шестнадцати длительностей.
  • Читать с листа фортепианные ансамбли в размерах 2/4, 4/4.
  • Транспонировать попевки на ½ вверх или вниз.

3 класс:

1. Повторение.

  • Определение понятий: мотив, фраза, предложение, вольта, фермата.
  • Структурные построения: пунктирный  ритм,  группы  шестнадцатых длительностей.
  • Понятие транспонирование.

2.  Чтение нотной графики интервалов, аккордов.

  • Нотная графика с нечетным числом ступеней: прима, терция, квинта, септима.
  • Нотная графика с четным числом ступеней: секунда, кварта, секста, октава.
  • Нотная графика аккордов терцовой и нетерцовой  группы.

3.  Анализ читаемого текста.

  • Предварительное прочтение глазами.
  • Определение размера, тональности, темпа,  характера письма.

4.  Чтение с листа произведений в разных регистрах.

  • Охват музыкального пространства в пределах 3-х октав.

5.  Период. Цезура.

  • Анализ формы периода .

6.  Чтение с листа в непрерывном исполнении.

  • Непрерывное исполнение пьес в форме периода.

7.  Опережающее чтение с листа. Мысленное опережение.

  • «забегание» глазами вперед при чтении музыкального текста.
  • «фотографирование» (запоминание) текста.
  • Чтение предыдущего фрагмента с закрытым текстом.

8.  Чтение с листа фортепианных ансамблей.

  • Анализ музыкального материала.
  • Ансамблевые чтения с листа с педагогом в размере 2/4, 3/4 , 4/4.

9.  Чтение с листа вокальных пьес с пением.

  • Чтение одноголосных пьес с несложной мелодической линией в простом размере в сочетании одновременной игры и пения учащегося.

10.  Транспонирование.

  • Транспонирование одноголосного музыкального материала на 1/2 тона вверх и вниз.

По окончании 3 класса учащийся должен знать:

  • Теорию курса.
  • Основные правила чтения с листа.

Учащийся должен уметь:

  • Анализировать читаемый текст.
  • Читать с листа пьесы с несложной фактурой.
  • Применять теоретические знания.
  • Читать с листа и транспонировать на ½ тона вверх и вниз одноголосных мелодий.

4 класс:

1.  Чтение с листа пьес в тональностях до 2-х знаков.

  • Чтение с листа пьес с простым фактурным изложением в тональностях до 2-х знаков.

2.  Чтение с листа вокальных пьес с легким аккомпанементом и пением.

  • Анализ развития мелодической линии.
  • Гармонический анализ аккомпанемента.

3.  Понятие жанра.

  • Жанровые характеристики: «песня», «танец», «марш».

4.   Чтение с листа разножанровых произведений.

  • Анализ жанровых особенностей читаемого произведения.

5.  Чтение с листа  произведений с типовыми формулами фортепианной фактуры.

  • Обобщенное чтение с листа (клавиатурный уровень, аппликатурные позиции).
  • Выявление типовых формул фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио и т.д.

6.  Чтение с листа  и транспонирование.

  • Транспонирование пьес в простых размерах на 1/2 - 1 тон вверх и вниз.

7.  Зрительный анализ нотного текста.

  • Определение тональности, темпа.
  • Определение жанра.
  • Определение формы произведения, структурно законченных музыкальных построений.
  • Определение типовых формул фортепианной  фактуры.

По окончании 4 класса учащийся должен знать:

  • Теоретические основы чтения с листа.
  • Отличительные особенности жанровых  характеристик.

Учащийся должен уметь:

  • Грамотно  и бегло читать с листа.
  • Анализировать  структуру произведения.
  • Читать с листа вокальные пьесы с пением.

5 класс:

1.  Чтение с листа в тональностях до 3-х знаков.

  • Чтение с листа произведений с разноплановой фактурой.

2.  Понятие  «секвенция».

  • Определение секвенции.
  • Форма секвенции: «восходящая», «нисходящая».
  • Выявление секвенционных построений в  пьесах.

3.  Смысловая группировка нот.

  • Группировка нот на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений.
  • Чтение с преобладанием слухового процесса (образа).

4.  Структурное чтение с листа.

  • Удерживание целостных структур текста – фраз, предложений, повторяющихся  построений различных масштабов.

5.  Упрощение фактуры.

  • Облегчение фактуры фортепианного изложения, не затрагивающее функционального баса и мелодической линии.

6.  Транспонирование.

  • Транспонирование пьес в тональностях до одного знака на  1/2 - 1 тона вверх и вниз

7.  Основы  безостановочного  проигрывания  текста.

  • Анализ музыкального содержания (темы, мелодические и ритмические формулы и интонации, фактура).
  • Динамическое мышление.
  • Безостановочное проигрывание.

В конце 5 класса учащийся должен знать:

  • Основы  чтения с листа.

Учащийся должен уметь:

  • Читать с листа в тональностях  до 3-х знаков.
  • Определять секвенционные обороты.
  • Воспроизводить нотную  запись по целостной звуковой картине.
  • Удерживать в памяти целостные структуры.
  • Упрощать фактуру.
  • Транспонировать на  1/2 - 1 тон вверх и вниз.

III. Требования к уровню подготовки учащихся:

Предполагаемым результатом обучения по данной программе является

освоение ряда творческих навыков музицирования:

•  игра на фортепиано с листа;

•  транспонирование;

•  развитие способности к игре по слуху и в ансамбле;

•  подбор аккомпанемента;

•  владение основными музыкальными фактурами.

Предмет  «Музицирование»  развивает  различные  творческие  навыки  и

способствует значительному расширению представления детей о музыке в целом. К тому же выразительные возможности фортепиано познаются детьми в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет проявление своей индивидуальности и вера в свои собственные возможности.

Все приобретённые на музицировании учащимся творческие навыки укрепят

фундамент его музыкальной культуры, будут развивать интерес к музыкальному искусству и формировать музыкальный вкус.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

        Форма контроля освоения образовательной программы

  • Поурочный опрос и оценка  1-5 классы
  • Промежуточные формы контроля: дифференцированный зачет (один раз в год)

        По окончании курса обучения учащиеся должен знать теоретическую модель и механизм нотного чтения с листа, анализировать нотный текст; уметь  самостоятельно, грамотно, бегло и непрерывно читать с листа, транспонировать.

        Учащийся должен  владеть техникой сольного и ансамблевого чтения с листа, транспонированием, расширенным объемом репертуара; иметь высокохудожественный вкус, самостоятельность и творческую инициативу.

                           Годовые зачётные требования

                              Третий год обучения

Содержание зачета

              Второе полугодие

Игра с листа

(пьесы в

фортепианном

переложении)

Мелодии в мажоре и миноре с

использованием крупных

длительностей (начиная с

четверти) и ритмогрупп - две

восьмые, четверть с точкой и

восьмая, одна восьмая и две

шестнадцатые, триоль

Теория музыки,

музыкальные

термины

     Определения:

Мотив, фраза, предложение, транспонирование.

Штрихи: legato, staccato, non legato.

Динамические оттенки: p, mp, f, mf, crescendo, diminuendo.

Музыкальные термины: Allegro, Andante, ritenuto, Moderato, Sostenuto

                             Четвертый год обучения

Содержание зачета

                            Второе полугодие

Игра с листа

(пьесы в

фортепианном

переложении)

Мелодии в мажоре и миноре с

использованием изученных

ритмических групп

Теория музыки,

музыкальные

термины

Определения: жанр, песня, танцевальная музыка, марш.

Музыкальные термины:

Allegro, Allegretto, Andante, Andantino, a tempo, dolce, cantabile, da capo, fine, ritenuto, poco a poco, Moderato, espressivo, simile, subito, Sostenuto

                                       Пятый год обучения

Содержание зачета

                            Второе полугодие

Игра с листа

(пьесы в

фортепианном

переложении)

Мелодии в мажоре и миноре с

использованием изученных

ритмических групп, не отклоняясь

от заданного темпа

Теория музыки,

музыкальные

термины

Определения: Соната, Фуга, Секвенция, Интерпретация.

Музыкальные термины:

Adagio, Lento, molto, risoluto, cantando, Presto, rallentando, ritardando, Vivo, con brio, piu mosso, meno mosso, non troppo

 

Критерии оценки:

Зачетная форма предполагает наличие оценки по 5-бальной системе за теоретические знания и практические навыки.

V. Методическое обеспечение программы

  1. К.А.Цатурян   «Чтение с листа»
  2. Образовательная программа начального обучения на фортепиано.  1-2 класс. Сост. Н.А.Строчкова  г.Томск – 2002 г.
  3. Образовательная программа музыкальный инструмент фортепиано Москва 1973г.
  4. Образовательная программа музыкальный инструмент фортепиано Москва 1988г.
  5. Рабочая образовательная программа для учащихся  3-5 классов фортепианного отдела «Музицирование. Чтение с листа» Сост. Кнаус Г.В., Калачева М.И. г.Покачи – 2006 г.
  6. Методическое сообщение «Культура прочтения нотного текста» подготовила Калачева М.И.  г. Покачи – 2006 г.
  7. Разработки открытых уроков: «Развитие навыков чтения с листа в классе фортепиано»  подготовила Мусина Л.А.
  8. Литература для учащихся:  ученические пособия, хрестоматии.
  9. Методическая литература  для преподавателей.
  10. Дидактический материал:  наглядные пособия, карточки.
  11. Диагностический материал: тесты.

VI.  Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

1. «Семь нот» (музыкальный альманах для самых маленьких), выпуск 3. Москва,

«Музыка», 1992.

2. Э. Тургенева, А. Малюкова «Пианист-фантазёр», части 1 и 2. Москва, «Советский

композитор», 1988.

3. JI. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке» (книжка с нотами для начинающих

обучаться  игре  на  фортепиано).  Ленинград,  Всероссийское  издательство

«Советский композитор», Ленинградское отделение, 1989.

4. Н. Кончаловская «Нотная азбука», издание четвёртое. Киев, «Музична Украина»,

1984.

5. Н. Перунова «Музыкальная азбука». Ленинград, «Советский композитор», 1990.

6. Т. И. Смирнова «Фортепиано» (интенсивный курс), тетради 1, 2, 3.

Москва, «Крипто-логос», 1992.

7. Л. Лёхина «Путешествие в страну интервалов», наглядное пособие (набор

карточек).

8. О.  Питерсон  «Джазовые  этюды  и  пьесы».  Санкт-Петербург,  «Советский

композитор», 1995.

9. Л. В. Гурьянова «В разных жанрах» (сборник ансамблевых переложений для

фортепиано). Пособие для учащихся 4-7 классов ДМШ. Санкт-Петербург,

«Композитор», 2002.

10. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной

игре» (для учащихся младших классов детских музыкальных школ). Составитель

С. Ляховицкая. Москва, «Музыка», 1964.

11. В. Подвала «Давайте сочинять музыку!», 1-2 класс (упражнения по развитию

творческих навыков для учащихся ДМШ, музыкальных студий и школ искусств).

Киев, «Музична Украина», 1988.

12. В. Подвала «Давайте сочинять музыку!», 3-4 класс (упражнения по развитию

творческих навыков для учащихся ДМШ, музыкальных студий и школ искусств).

Киев, «Музична Украина», 1989.

13. «Здравствуй, малыш!» (сборник для юных музыкантов), выпуск 2. Москва,

«Советский композитор», 1986.

14. Т. Сироткина «Музыкальная азбука» (учебное пособие для детских музыкальных

школ). Москва, «Музыка», 1996.

                                       

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное музицирование(Фортепианный и камерный ансамбль)

В программе содержится примерное поурочное планирование, а также расширенные методические рекомендации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

Освоение музыкально-теоретического раздела программы «Ансамблевое музицирование» в период дистанционных занятий

Данное учебно-методическое пособие  создано для помощи обучающимся объединения «Ансамблевой музицирование» СП ОДО СПб  ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» в освоении одн...

Образовательные программы. Отделение ОХПиВИ, отделение ИМиМИ.

Музыкальный инструмент фортепиано ИМиМИ (7лет)Фортепианный ансамбль ИмИМИ (5лет)Аккомпанемент ИмиМИ (2 года)Фортепиано ОХПиВИ (7 лет)Музицирование  ОХПиВИ (5 лет)Фортепианный ансамбль ИМиМИ (5 ле...

Программа "Фортепиано 7 лет ОХПиВИ"

Программа "Фортепиано 7 лет ОХПиВИ"...