Статья "В союзе Мельпомены и Терпсихоры"
статья

Таран Андрей Олегович

Статья                                                          ТАРАН Андрей Олегович,  преподаватель 

СПБ ГБ ПОУ «Колледж Звездный»                                                                                                            

В союзе Мельпомены и Терпсихоры

 

Известно, что в XIX веке система подготовки артистов для императорских театров носила весьма специфический характер. На начальном этапе обучения всех готовили по одинаковой программе, и только затем учеников распределили по их способностям. Тех, кто лучше всех двигались и танцевали, начинали готовить к балету, обладатели хороших голосов обучались в вокальных классах, а остальным оставался один путь – в драматический театр. Эта педагогическая система давно осталась в прошлом – но и сегодня мы знаем немало примеров, когда молодые люди, в юности профессионально обучавшиеся танцу, достигали затем больших успехов на драматической сцене и в кинематографе. Сегодня мы вспомним о творческих судьбах двух выдающихся петербургских актёров – народных артистов России Сергея Николаевича Филиппова и Татьяны Львовны Пилецкой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andrey_taran_-_statya_-_noyabr_2022.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья                                                          ТАРАН Андрей Олегович,  преподаватель  

СПБ ГБ ПОУ «Колледж Звездный»                                                                                                            

В союзе Мельпомены и Терпсихоры

Известно, что в XIX веке система подготовки артистов для императорских театров носила весьма специфический характер. На начальном этапе обучения всех готовили по одинаковой программе, и только затем учеников распределили по их способностям. Тех, кто лучше всех двигались и танцевали, начинали готовить к балету, обладатели хороших голосов обучались в вокальных классах, а остальным оставался один путь – в драматический театр. Эта педагогическая система давно осталась в прошлом – но и сегодня мы знаем немало примеров, когда молодые люди, в юности профессионально обучавшиеся танцу, достигали затем больших успехов на драматической сцене и в кинематографе. Сегодня мы вспомним о творческих судьбах двух выдающихся петербургских актёров – народных артистов России Сергея Николаевича Филиппова и Татьяны Львовны Пилецкой.

Сергей Филиппов родился в 1911 году в Саратове, в рабочей семье. Первые шаги на сцене он сделал в местном любительской балетной студии. После первых успехов он едет поступать в Московское хореографическое училище, и в результате юноша поступил на хореографическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Вскоре после дебюта на театральной сцене с ним случился сердечный приступ, после чего врач посоветовал сменить балет на драму или эстраду. Сергей Филиппов поступил в труппу Ленинградского Мюзик-холла, а в 1935 году стал актёром Ленинградского Театра комедии, где прослужил почти 30 лет. С 1940-х годов его всё чаще приглашают сниматься в кино – и вскоре, благодаря фильмам «Карнавальная ночь», «Укротительница тигров», «Девушка без адреса» и многим другим картинам Сергей Филиппов становится известнейшим комедийным актёром страны

Огромного успеха Сергей Филиппов добился благодаря точной актёрской интуиции, подвижности, богатой мимике и врождённому юмору. Будучи очень наблюдательным от природы, он подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень точно, резко и метко. Несмотря на карикатурный стиль, Филиппов был органичен в любом образе – от «предводителя Кисы» в «Двенадцати стульях» до шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию»

В конце 1960-х гг. у актёра обнаружилась опухоль головного мозга. Несмотря на то, что шансы на спасение, по мнению врачей, были ничтожными, Сергей Николаевич не только благополучно перенёс операцию, но и вернулся к актёрской профессии. Именно после возвращения в кинематограф он сыграл свою самую любимую роль – ленинградского рабочего в фильме «Блокада», который едва не умер от голода, потеряв свои продовольственные карточки. Эта тема было особенно близка Филиппову, который сам пережил страшную блокадную зиму 1941 – 1942 гг.,  а из всех наград особенно дорожил медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Последний фильм с участием Сергея Николаевича Филиппова «Частный детектив или Операция «Кооперация» вышел на экраны летом 1990 года,  когда выдающийся актёр, любимец миллионов россиян, уже покоился на Северном кладбище, в окрестностях Ленинграда…

Татьяна Пилецкая родилась в 1928 году в Ленинграде, в обрусевшей немецкой семье. Среди её предков было немало представителей творческих профессий – архитекторов, музыкантов, живописцев, актёров. Крёстным отцом девочки был известный художник Кузьма-Петров-Водкин, в 1937 году запечатлевший её на картине «Девочка с куклой» («Портрет Татули»), ныне хранящейся в Художественном музее Куму в Таллине (Эстония). Он же посоветовал матери отдать девочку заниматься балетом.

Ещё в детстве Тане пришлось не только скрывать своё происхождение, но и сменить фамилию. Дело в том, что её отец Людвиг Урлауб, ещё в 1937 году был впервые репрессирован как «враг народа». Затем, уже в 1943 году, отец Тани был вторично арестован из–за своего немецкого происхождения – и на свободу вышел только в 1958 году.

Несмотря на унизительное положение «дочери врага народа» Таня Пилецкая смогла поступить в хореографическое училище, вместе с которым в 1941 году эвакуировалась в Пермь. В год окончания войны она закончила учёбу, однако балериной так и не стала, о чём откровенно поведала в своих воспоминаниях: «Балет – адский труд и для того, чтобы достичь в нём успехов, нужно иметь не только желание, но и железную волю. Наверное, у меня она оказалась недостаточно сильной. Нет, училище я окончила, и даже какое-то время танцевала в кордебалете в Театре музкомедии, но на сольные партии не претендовала» [1].

В 1945 году, параллельно с работой в Театре музыкальной комедии, Татьяна Пилецкая поступает в драматическую студию при ленинградском БДТ. В 1946 году она дебютирует в кино, снявшись в маленьком эпизоде в фильме «Солистка балета». После этого она в течение нескольких лет переиграла немало киноэпизодов, пока в 1955 году не получила первую главную роль – княгини Веры в фильме «Княжна Мери», снятом по мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Фильм имел большой успех у зрителей, но подлинный триумф Татьяне Пилецкой принесла её следующая главная роль – «маленькой злой хищницы» Веры Огневой в мелодраме режиссёра Л. Лукова «Разные судьбы» (1956). После этой картины Татьяна Пилецкая становится настоящей звездой экрана, а в 1957 году она представляла СССР на Венецианском международном кинофестивале. В последующие годы она также снималась во многих картинах, из которых её особенно дороги роли в музыкальных фильмах Я. Фрида «Зелёная карета» (1967), «Прощание с Петербургом» (1972) и «Сильва» (1981).

В 1962 году режиссёр П. Хомский пригласил актрису в ленинградский Театр им. Ленинского Комсомола (сейчас – театр «Балтийский Дом»). Её первой ролью на драматической сцене стала Роксана в драме Э. Ростана «Сирано де Бержерак» - спектакле, который затем сохранялся в репертуаре театра 15 лет и за это время прошёл более тысячи раз с неизменным аншлагом. С тех пор Татьяна Пилецкая уже много лет выходит на сцену «Балтийского Дома», за это время сыграв главные роли в спектаклях «Три мушкетёра», «Бесприданница», «Ревизор», «Трёхгрошовая опера», «Стеклянный зверинец», «Деревья умирают стоя» и многих других постановках.

Сегодня Татьяна Львовна Пилецкая известна не только как популярная артистка, но и как автор нескольких автобиографических книг. За свои творческие заслуги она награждена орденом Почёта, орденом Дружбы, а также медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

Литература

  1. Пилецкая Т.Л. «Хрустальные дожди». Изд. «Балтийские сезоны», СПб, 2007. С. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герой Советского Союза Василий Барсуков

В данной работе  рассказывается о жизни и подвигах Героя Советского Союза Василия Барсукова, уроженца Тверской области, Бежецкого района...

Ветвинский Валентин Федорович – Герой Советского Союза»

В каждой стране, каждом городе, каждой семье есть свои герои.  Ветвинский Валентин Федорович- Герой Советского Союза, выпускник нашего техникума.Родился в 1924 году в городе Алатыре в семье рабоч...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

В своей статье, я как воспитатель учебного курс, нашего училища расказываю, как я провожу воспитательную работу по сплочению коллектива, вновь набранных суворовцев....

Презентация к классному часу, посвящённому Герою Советского Союза Виктору Талалихину "Небесный страж"

Презентация к классному часу, посвящённому Герою Советского Союза Виктору Талалихину "Небесный страж"...

Рабочая программа по хореографии "По следам Терпсихоры"

Настоящая программа представляет собой комплекс учебно-методических, педагогических и художественно-творческих технологий, объединенных единой целью – воспитание в учениках эстетической направленности...