Презентация к классному часу, посвящённому Герою Советского Союза Виктору Талалихину "Небесный страж"
презентация к уроку на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Презентация к классному часу, посвящённому Герою Советского Союза Виктору Талалихину "Небесный страж"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к классному часу, посвящённому Герою Советского Союза Виктору Талалихину «Небесный страж» Классный руководитель: Чахоян О.В.

Слайд 2

Небесный Страж. Виктор Васильевич Талалихин 18 сентября 1918, с. Тепловка, Вольский у., Саратовская губ., РСФСР — 27 октября 1941, Подольский район, Московская обл., СССР). Военный летчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Сбил 6 самолетов, одним из первых применил ночной таран. Лето 1941 года. Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».

Слайд 3

Биография . Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка, ныне Вольского района Саратовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем фабрично заводское училище в Москве. Работал на мясокомбинате. Но жизнь брала свое: вскоре Виктор твердо решил пойти по стопам своих старших братьев ( Александр служил в авиации бортмехаником, а Николай был морским летчиком ). Однажды, прийдя домой, он сообщил родителям, что записался в аэроклуб...

Слайд 4

Смелый и беспокойный, Виктор жаждал совершить что - то из ряда вон выходящее. Часто ему приходилось краснеть на комсомольских собраниях после очередных лихачеств. "Юноша прекрасно летает, но с жаром в голове" - так отзывался о нем инструктор аэроклуба. Со временем Виктор стал умнее, он все увереннее шагал в гору, постигая летное мастерство. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии и вскоре окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 27-го истребительного авиаполка Московского военного округа.

Слайд 5

Зимой 1939 - 1940 годов летчики 3-й эскадрильи полка, под командованием капитана Михаила Ивановича Королева, участвовали в Советско Финляндской войне. По словам однополчан, уже тогда Виктор никогда не терял самообладания в бою, принимал все более смелые и логичные решения. На самолете И-153 Виктор Талалихин сражался зимой 1939 - 1940 годов.

Слайд 6

Весной 1941 года Талалихин с отличием окончил курсы командиров авиа звеньев и получил назначение во вновь формируемый 177-й истребительный авиаполк. Аттестация, выданная курсами усовершенствования летного состава, гласила: "В. В. Талалихин летать любит... Летает смело... В воздухе энергичен, сообразителен. Хорошо летает на истребителях И-153 и И-16. Может быть допущен к инструкторским полетам... Достоин продвижения по службе на должность командира звена..."

Слайд 7

В последних числах июля 1941 года для Талалихина началась новая боевая жизнь на фронте. Его назначили заместителем командира 1-й эскадрильи. Вскоре командир эскадрильи капитан В. В. Гугашин вышел из строя. Виктору пришлось продолжительное время исполнять его обязанности. Увеличился объем работы и забот. Раньше он отвечал за боевую и политическую подготовку людей звена, а теперь в его подчинении стало 4 таких единицы. В эскадрилье знали Талалихина как требовательного, волевого командира и в то же время чуткого, внимательного товарища, умеющего найти пути к сердцу летчика. Прежде чем распорядиться, принять решение, сделать вывод, он всегда старался вникнуть в суть дела. Подчиненные выполняли его приказы, понимая смысл того, что им поручено.

Слайд 8

Однажды ранним августовским утром Талалихин получил приказ звеном вылететь в район Малоярославца, где расположились автоколонны противника. Истребители, оторвавшись от земли, взяли курс в заданный район. Бреющий полет. Быстро мелькают овраги, перелески, деревни. Вдалеке, за синеватой дымкой показались очертания крупного населенного пункта, раскинувшегося по обеим сторонам Варшавского шоссе. День сулил быть ненастным, с низкой облачностью. Первые лучи восходящего солнца вскоре исчезли. Найти автоколонну противника в такую погоду трудно. Но боевой приказ надо выполнить во что бы то ни стало. Талалихин зорко всматривался на землю. Сквозь туман под крылом самолета продолжали мелькать деревни, реки, озера, колхозные поля. Вот и пункт, указанный разведкой. Машины Талалихина пронеслись над ним раз, два, но вражеской колонны не обнаружили. Очевидно, она замаскировалась в деревне или продвинулась дальше. Истребители кружили над селом, расположенным между двумя холмами. И летчикам удалось заметить замаскировавшуюся на краю деревни вражескую автоколонну. Спикировав, летчики обстреляли пулеметным огнем автоколонну от головы до хвоста. Несколько вражеских машин запылало. По "ястребкам" ударили зенитки. Маневрируя, Талалихин и его боевые друзья продолжали уничтожать врага, а потом быстро скрылись. На другой день Талалихин вылетел в паре с Петром Фунтовым на "свободную охоту". На этот раз небо было безоблачно, и солнечные лучи тысячами искр дробились на плоскостях самолетов. Вдруг Виктор замечает вражеский Ме-109. Сманеврировав, Талалихин внезапно обрушил огонь на врага. Фашистский летчик резким разворотом пытался уйти из - под огня. Используя свое преимущество, Виктор упорно преследовал врага, бил по нему короткими очередями из пулеметов. Фашистский стервятник в бессильной ярости метался из стороны в сторону, затем спикировал. Но и Талалихин пошел в пике. Через какую-то долю минуты, когда вражеский самолет стал выходить из пике, чтобы перейти на бреющий полет, Виктор дал меткую очередь. Вражеский самолет задымил и рухнул на землю. "Текущий счет" полка пополнился еще одной сбитой машиной врага.

Слайд 9

В ночь с 5 на 6 августа Талалихин опять вылетел в зону патрулирования. Луч прожектора нащупал вражеский бомбардировщик. Ослепленный противник заметался по небу, пытаясь скрыться в темноту. Не заметил он приближения советского "ястребка". Почти вплотную подлетел Талалихин, нажал гашетки пулеметов. От плотного огня "Юнкерс" вспыхнул и камнем свалился вниз... В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант В. В. Талалихин в воздушном бою под Москвой ( недалеко от деревни Кузнечики, район Подольска ), в 23 часа 28 минут таранил вражеский дальний бомбардировщик "Хейнкель-111". ...Та ночь была светлая, лунная, тихая. На небе ни облачка, а от нагретой солнцем земли пахло поспевающими яблоками и свежескошенной травой. На окраине Москвы летчики противовоздушной обороны несли ночное дежурство, готовые в любую минуту подняться по приказу в небо, И такой приказ поступил. На подступах к столице замечена эскадрилья вражеских бомбардировщиков с тоннами смертоносного груза. Наши истребители взмыли в небо. Заместитель командира эскадрильи 177-го авиаполка Виктор Талалихин, получивший ласковое прозвище "Малыш" за невысокий рост и мальчишеский задор, обнаружил врага на высоте 4800 метров и ринулся наперерез.

Слайд 10

Двухмоторный немецкий "Хейнкель-111" уклонился от лобового столкновения и, видно дрогнув от неожиданного напора, тут же повернул "оглобли" назад. Талалихин на своем "ястребке" продолжил преследование. Немец искусно маневрировал, не решаясь принять бой. "Малыш" атаковал врага 6 раз. Один мотор удалось вывести из строя. Когда кончились боеприпасы, Талалихин принял решение: "Иду на таран !" Понимал ли он, что это смертельный номер ? Конечно понимал ! А о чем он тогда думал ? О том, что "...если погибну, так один, а фашистов в бомбардировщике - четверо". Один против четверых... Так мы воевали в первые месяцы войны.

Слайд 11

Виктор подобрался сзади к бронированному "Хейнкелю", чтобы ударить винтом по хвосту и... правую руку обожгло огнем: немец ударил из пулемета по нашему "ястребку". Ранение не остановило молодого летчика: всю тяжесть своей боевой машины он обрушил на вражеского бомбардировщика. Раздался страшный треск. "Ястребок" перевернулся вверх колесами, но это не помешало раненому Талалихину отыскать парашют, отстегнуть ремень и выброситься из падающего самолета. Пока длился затяжной прыжок, он успел заметить, как разрасталось пламя вокруг протараненного им "Хейнкеля", как он взорвался в воздухе и рухнул вниз. Талалихин приземлился на болото, возле деревни Мансурово ( район нынешнего аэропорта "Домодедово" ). Местные колхозники, наблюдавшие за ночным боем, помогли летчику выбраться из воды, обогрели, накормили, перевязали раненую руку и снарядили колхозную подводу, чтобы отправить летчика в часть. По прибытии он тут же пересел на мотоцикл и помчался отыскивать место падения сбитого им бомбардировщика. Возле березовой рощи догорали обломки "Хейнкеля". Тела его экипажа были разбросаны в 100 метрах от самолжта.

Слайд 12

Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Ему было всего 22 года.

Слайд 13

Ранение заставило его задержаться на земле, а он рвался в небо, которое разрывалось от грохота вражеской авиации, - немцы рвались к Москве. 28 сентября в Колонном зале Дома Союзов состоялся антифашистский митинг молодежи. На нем выступил Талалихин. Заключительные слова его речи были встречены бурными аплодисментами: "Я клянусь и всех моих сверстников призываю грудью встать на Защиту нашей юности, на защиту чести и свободы нашей Родины !" После недолгого лечения он снова в строю. Проявляя высокое летное мастерство и творчество в тактике ведения воздушного боя, показывая пример ратной доблести и товарищеской взаимовыручки, в последующих боях уничтожил еще 5 самолетов противника лично и 1 в группе. Только в октябре на его счету было 3 победы - 13-го числа он сбил 2 бомбардировщика Не-111, а 15-го - многоцелевой самолет Ме-110.

Слайд 14

Над горизонтом висели тучи, когда Талалихин вел группу истребителей над передним краем линии фронта. В облаках советские летчики заметили группу немецких бомбардировщиков. Талалихин, как бы соскользнув с облака, сразу атаковал ведущего группы противника. Боевые друзья Виктора - летчики Фунтов, Фролов, Даниленко, Купава, Турков открыли ураганный огонь по фашистам. Длинными очередями прошили фюзеляж одного из бомберов. Он уже валился на крыло, когда из - за облаков вынырнули "Мессеры". Они атаковали наших истребителей. Но советские летчики нажали на гашетки. Огонь обратил врагов в бегство. От метких пулеметных очередей летчика Фунтова задымился еще один вражеский бомбардировщик. Остальные фашистские самолеты удирали. Уничтожив 2 бомбардировщика и обратив остальные вражеские машины в бегство, Талалихин и его ведомые возвращались на свой аэродром. Но едва "ястребки" развернулись, как впереди вырос "Хейнкель-111". Талалихин и его ведомые молниеносно атаковали врага. Преследуемая непрерывным огнем, фашистская машина пошла на снижение. Попытки оторваться от советских истребителей врагу не удалась. "Хейнкель" приземлился на опушке леса. Один фашистский летчик был тяжело ранен и взят в плен, остальные 3 были мертвы.

Слайд 15

Это была крупная победа Талалихина и его ведомых. Но вскоре она омрачилась трагической гибелью летчика Даниленко. Гибель друга глубоко потрясла Талалихина и всех авиаторов полка.

Слайд 16

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары ( 85 км западнее Москвы ). При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "Мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулеметная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову и вскоре черный столб дыма отметил место падения его машины...

Слайд 17

Виктор Васильевич Талалихин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Отважный летчик навечно зачислен в списки воинской части. В городе Подольске после войны ему поставлен величественный памятник, а в Москве - бюст. Его именем названы также улицы в городах: Калининград ( Московской области ), Волгоград, Борисоглебск и многих других. Одно из судов Министерства Морского Флота России носит имя Героя.

Слайд 18

7 июня 2014 года на территории г.о.Домодедово были найдены остатки самолета Виктора Талалихина, на котором в ночь с 6 на 7 августа 1941 года он совершил первый в истории ночной таран немецкого бомбардировщика в небе над Подмосковьем. Домодедовскими краеведами удалось установить точное место падения истребителя И-16 В.Талалихина, в прошлом году. Воронка с обломками самолета находилась в глухом лесу у деревни Мансурово. Для раскопок были привлечены члены поисковых отрядов «Надежда» и «Обелиск». В течении дня из воронки были извлечены обломки самолета, а так же двигатель, на котором удалось найти номер, по которому был установлен пилот – В.Талалихин. Лопасти винта на двигателе отсутствуют – их оторвало при ударе о корпус немецкого самолета. После исследования обломков и их детальной идентификации, находки будут переданы в Домодедовский историко-художественный музей.

Слайд 19

Спасибо за внимание!!! Студент Группы 41х. Технологического колледжа №28. Митрофанов Георгий Андреевич.